Год публикации: 2001

Библиографическая ссылка:: Козлов В.Н., Максимов Ю.Д., Хватов Ю.А. Математика. Структурированная программа (базис). Типовые задачи для контроля, требования к знаниям и умениям студентов для студентов технических направлений бакалавриата: Учебное пособие. — СПб.: СПбГПУ, 2001. — 56 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии представлена структурированная программа курса «Высшая математика» для общетехнических факультетов вузов и технических университетов, соответствующая действующему государственному образовательному стандарту (технические направления бакалавриата). В нем выделены базисные понятия, основные задачи, базисные методы решения основных задач. Дан перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент, изучивший курс. В пособие включен банк задач с ответами, насчитывающий более 170 вопросов и задач, которые фиксируют уровень трудности и дают образцы для контрольных работ и заданий по разделам, а также могут быть использованы для самоконтроля. Предназначено для широкого круга пользователей — для преподавателей и студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения, экстерната, для самостоятельной работы.

Требования к знаниям и умениям студентов

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

ГОУ ВПО

«Саратовский государственный технический университет

Кафедра истории Отечества и культуры

Рабочая программа по дисциплине

ГСЭ.В.03 «Отечественная история»

для всех направлений подготовки дипломированных специалистов и бакалавров

практических занятий — 34

экзамен – 1(2) семестр

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИОК

« 31 » августа 2009 года, протокол № 1

Зав. кафедрой, доктор исторических наук,

профессор _____________ Г. В. Лобачёва

Рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН

«______» _________ 2009 года, протокол №_________

Председатель УМКС, _____________________

1. Требования к обязательному минимуму содержания основной

Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

3. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий

5. Содержание учебных занятий

6. Задания для самостоятельной работы студентов

Содержание основной образовательной программы

Список основной и дополнительной литературы по темам

9. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

10. Экзаменационные вопросы

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

ГСЭ. Ф.03. Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России-неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине.

* иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

* иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

* иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

* уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 31 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по дисциплине

1.Характеристика ритма. Частоту ритма предсердий и желудочков подсчитывают отдельно, устанавливают АВ или ИВ источник ритма желудочков.

Далее при АВ ритме желудочков анализ ЭКГ ведут по программе А, исключая пункты 3 (неполную АВ блокаду) и 6 (блокаду ножек п.Гиса).

При ИВ ритме желудочков оцените п.2 (наличие или отсутствие признаков гипертрофии предсердий) и на этом анализ ЭКГ заканчивайте.

Полная АВ блокада обычно сопутствует выраженным органическим изменениям в миокарде у лиц пожилого возраста; однако может встречаться у лиц молодого возраста с врожденными пороками сердца. Ее выявление указывает на риск внезапной смерти.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Содержание

Выписка из ООП по направлению подготовки

Педагогическое образование (профиль Русский язык и литература).

Б.3.ДВ.1. Анализ языковых единиц

Цели освоения дисциплины – углубление и обобщение теоретических знаний, полученных в курсе «Современный русский литературный язык», и выработка навыков и умений комплексного анализа языковых единиц. Центральной задачей курса является повышение уровня лингвистической подготовки студентов и одновременно развитие навыков практического пользования языком. При ознакомлении с материалом задачей должно быть не только описание устройства современного русского языка, но и оценка языковых явлений с точки зрения нормативного употребления, синонимических и стилистических возможностей.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Б.3.ДВ. Профессиональный цикл (вариативная часть, дисциплины по выбору). Для изучения курса необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами на профессиональных дисциплинах в течение первого года обучения. Место учебной дисциплины – в системе курсов, дающих конкретные профессиональные сведения и навыки для осуществления деятельности в рамках современного русского языка, преподавания русского языка.

Краткое содержание. Основные единицы лексикологии, фонетики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Виды анализа языковых единиц.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-6, ПК-5, ПК-9, ПСК-5, ПСК-6, ПСК-7, ПСК-8, ПСК-10.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины: электронная библиотека www.ibooks.ru, электронные учебники, учебная обязательная и дополнительная литература, учебно-методический комплекс по дисциплине, локальная сеть КамГУ им. Витуса Беринга, учебные специализированные аудитории с оборудованием.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по дисциплине

Курс «Анализ языковых единиц» для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Русский язык и литература) в целом направлен на углубление и обобщение теоретических знаний, полученных в курсе «Современный русский литературный язык», и выработку навыков и умений комплексного анализа языковых единиц.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

· определение языка и языковой системы;

· определение, признаки и функции языковых единиц;

· системные отношения и комбинаторику единиц различных уровней языка.

Студенты должны уметь выявлять и анализировать языковые единицы в тексте.

Студенты должны владеть навыками и умениями комплексного лингвистического анализа языковых единиц.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

1) способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

2) способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

3) способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

4) владение приемами анализа текстов различных видов и жанров (ПСК-5);

5) готовность к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (ПСК-6);

6) способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (ПСК-7);

7) способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (ПСК-8);

8) способность определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (ПСК-10).

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 223 . Нарушение авторских прав

Формирование у студентов профессиональных знаний, навыков, умений

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. «Психология высшей школы»
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Система знаний, навыков, умений, отвечающая будущей специальности студента,— необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в точных, безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий. Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества специалиста. Поэтому формирование знаний, навыков, умений должно сочетаться с формированием личности студента в целом.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР пришли к выводу о необходимости создания в Академии педагогических наук Отделения педагогики и психологии профтехобразования, задача которого — координировать и направлять научно-исследовательскую работу в этой области.
При подготовке к работе в системе профтехобразования исходят из ее особенностей, так как именно они заставляют преподавателя решать такие вопросы, которые не решала общеобразовательная школа. К их числу следует прежде всего отнести обеспечение дидактической взаимосвязи профессионального и общего образования, оптимизацию учебной работы, привитие любви к избранной профессии, проведение воспитательной работы в процессе производительного труда.
В ряде исследований выделяются три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания.
Первый тип предполагает широкий подход к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности и поведения ориентирован на широкую специализацию, разностороннюю профессиональную подготовку. Он характерен для 62,7% опрошенных студентов всех курсов и факультетов.
Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу деятельности и поведения присуще преодоление рамок программы «вширь», то в данном случае этот «выход» осуществляется «вглубь». Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных» интересов. К этой группе относятся 10,5% всех обследованных студентов.
Третий тип предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности и поведения наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опрошенных студентов.
Вместе с изменением задачи учебного процесса на каждом курсе изменяется и поведение студентов: если на первых двух курсах предпочтение отдается людям общей культурной подготовки и обучения, ограниченного рамками программы (особенно на втором, который отличается загруженным учебным планом), то начиная с третьего курса важнейшее значение приобретают модели широкой разносторонней специальной подготовки.
Наряду с этим данные исследования показали, что независимо от курса студенты гуманитарных факультетов придают общему развитию гораздо большее значение, чем студенты естественных факультетов. Однако, вопреки ожиданию, модели узкой специализации встречаются у «лириков» чаще, чем у «физиков».

Смотрите так же:  Момент заключения договора дарения

Понятие о профессиональных знаниях, навыках, умениях

Профессиональные знания — это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык — это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.
Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Трудно назвать профессию, в которой не нужны были бы сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), речевые навыки, навыки коллективной работы и общения.
Сенсорные навыки относятся к работе органов чувств (зрения, слуха и т. д.) и в целом к чувственному познанию (считывание показаний приборов, определение расстояний, определение веществ по запаху и т. п.).
Двигательные навыки — результат овладения движениями. Они нужны для чтения, письма, выполнения лабораторных работ, игры на музыкальных инструментах и т. д.
Умственные навыки проявляются при выполнении умственных задач (навыки анализа поступающей информации, уяснения задачи, оценки обстановки, выработки и принятия решения и т. п.). Умственные навыки, включенные в конкретную деятельность, делают ее более рациональной и продуктивной.
Речевые навыки — автоматизированные компоненты речевой деятельности. Они входят в устную, письменную и речь общения. Навыки коллективной деятельности — результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Навыки коллективных действий — закрепление, фиксирование всеми членами коллектива темпа и ритма общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Навыки общения — это закрепившиеся выразительные движения и действия, включенные в общение с другими людьми. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.
Все названные виды навыков тесно связаны между собой. В деятельности любого специалиста они проявляются в единстве, хотя могут играть разную роль в зависимости от задач и условий деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.
Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. Каждому специалисту нужны многие гибкие умения, относящиеся к разным сторонам его деятельности.
Навык ярче проявляется в повторяющихся условиях, умение же позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.

Условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений

Рассмотрим важнейшие психологические условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений у студентов, учитывая единство их внешней практической и внутренней психической деятельности.
Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Согласно теории А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, знания, подлежащие усвоению, как пишет Н. Ф. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий.
Определим сначала отдельно условия формирования знаний, навыков, умений, а затем условия превращения их в целостную систему.
Преподавателю следует исходить из того, что студент лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятия, осмысливания, запоминания, применения на практике.
Заслуживает распространения опыт Московского института стали и сплавов, в котором разработан курс «Организация умственного труда». Этот курс ставит цель выработать у студентов активное творческое отношение к процессу овладения знаниями. (См.: Организация; умственного труда. Курс лекций. Кукушкин В. Д. и др.)
Усвоение знаний, предусмотренных программами, является существенной стороной обучения в вузе. Усвоение — сложная познавательная деятельность студентов, основу которой составляют умственные действия. Усвоение знаний по предмету представляет собой овладение системой его понятий, которое складывается из понимания содержания понятий, выделения существенного, главного в тех или иных предметах, явлениях; четкого уяснения объема понятий, представления о том круге явлений, на которые распространяется данное понятие; умения устанавливать связи одного понятия с другими, в том числе и с понятиями из смежных дисциплин; умения использования их для решения практических задач.
Ясное понимание значения знаний, самостоятельность в их приобретении и проверке, творческое применение к решению различных задач обеспечивает их глубокое и прочное усвоение. Овладению специальной терминологией помогает демонстрация учебных фильмов, световых газет, пропаганда достижений выпускников вуза, чтение новинок, участие в работе научных кружков, проведение викторин.
Немаловажное значение имеет также показ вновь поступившим студентам лабораторий вуза, различных кабинетов. Полученные впечатления вызывают у них, как правило, интерес к учению, укрепляют стремление к овладению профессией. При этом не следует акцентировать внимание студентов на сложности их будущей профессии. Глубокому и творческому усвоению знаний способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, при которых знания усваиваются не как готовые, данные преподавателем, а через процесс решения задачи, поиска или выбора ответа на вопрос, нахождение вывода и т. д.
Процесс субъективного открытия неизвестного в проблемной ситуации осуществляется как поисковая познавательная деятельность субъекта, завершающаяся усвоением нового и порождением психических новообразований.
В проблемной ситуации участвуют и студенты и преподаватель: последний не только создает такую ситуацию, но в той или иной мере участвует в ее разрешении. Классическим примером создания проблемной ситуации может служить постановка проблемы возникновения капитала в работе К. Маркса «Капитал»: «Наш владелец денег, который представляет собой пока еще только личинку капиталиста, должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него. Его превращение в бабочку, в настоящего капиталиста, должно совершиться в сфере обращения и в то же время не в сфере обращения. Таковы условия проблемы». Эта проблема, сформулированная К. Марксом, органически входит в созданную им ситуацию. Однако предварительно было раскрыто содержание тех понятий (товар, форма стоимости и т. д.), без знания которых нельзя ни решать проблему, ни понять, как она решается автором. Очевидно, что созданию проблемной ситуации должна предшествовать подготовительная деятельность преподавателя.
Проблемное обучение может иметь разные качественные уровни в зависимости от курса, степени владения предметом и т. д. Для усвоения знаний необходимо применять их на практике. Главная форма такого применения — решение задач. Именно в процессе активного практического использования знаний они становятся более обобщенными и твердыми, часть из них переходит в навыки и умения. Но тут выступает психологическое условие: учебная деятельность, не доставляющая внутреннего удовлетворения, не вызывающая активного мышления, внимания, памяти, воображения, не требующая творчества, инициативы, слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому важно, чтобы занятия проводились интересно, влияли на эмоции, чувства и мотивы поведения студентов.
Наиболее эффективно формируются навыки на основе глубокого осмысливания студентами того, что они должны делать, интереса к овладению действиями, знания своих ошибок, а также своевременного одобрения и поощрения успехов. Преподавателю все это надо учитывать, используя в обучении объяснение, оценку, лабораторные и практические работы, тренировки, оказывать помощь студентам в самостоятельной работе.
Совершенствование навыков зависит от их сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния студента, методики обучения и приближения его к условиям выполнения профессиональных обязанностей.
Навык складывается неравномерно, для него характерна остановка, задержка — плато. Это связано с утомлением, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки, новыми трудностями. Индивидуальный подход, учет темперамента, способностей, опыта студента помогает более экономно и продуктивно улучшать навыки.
На формирование навыков влияют изменение работоспособности в течение недели (в какой день проводится упражнение), время суток. Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первую половину средних дней недели, а повторение — в другое время.
Между навыками происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Поэтому переучивание сопряжено с особыми трудностями. Положительному переносу навыков способствуют сходные психические процессы, установки и общие приемы в работе (прежней и новой). Навыки могут ослабляться, утрачиваться. Это происходит вследствие их неиспользования в практике, отсутствия систематичности и длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления, сильного стресса. Быстрее утрачиваются сложные, недостаточно закрепленные навыки. Это необходимо учитывать, решая вопрос о готовности навыков. Некоторые буржуазные психологи считают, что овладеть навыками можно лишь путем проб и ошибок на основе механической тренировки. Это неверно, так как человек в состоянии предвосхищать результаты своих действий. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка навыков идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (на основе понимания сути действий, причин допускаемых ошибок и т. д.). Экспериментальные исследования П. Я. Гальперина показали значение ориентировки в действии, уяснения всех его реально существующих признаков. Это создает условия, при которых действие сразу (или через несколько упражнений) может быть выполнено правильно, без ошибок. Формирование умений предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение студентами своих реальных действий с показываемыми преподавателями приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процесс деятельности и его настойчивое совершенствование — необходимая предпосылка укрепления умения. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, преподавателю следует вооружать студентов рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысливания задач будущей деятельности.
В этом отношении представляет интерес исследование формирования организаторских умений у будущих педагогов.
Под организаторскими умениями педагогической деятельности понимается готовность преподавателя легко и быстро находить оптимальные варианты решения каждой новой проблемы, возникающей в учебно-воспитательном процессе, и осуществления их путем сознательных действий, обеспечивающих эффективность достижения поставленной цели в коллективной и индивидуальной работе с учащимися.
Организаторские умения рассматриваются как умственно-волевые действия, которые обеспечивают не только нахождение способов и приемов решения возникающих проблем, но и применение их в педагогической деятельности.
Организаторские умения в повседневной деятельности преподавателя, в сущности, составляют органическое единство следующих трех сторон. Во-первых, поиск и нахождение вероятных способов и приемов решения предстоящих задач. Педагог мысленно представляет все условия, которые можно использовать для осуществления задуманного. Во-вторых, осмысливание своих действий, поступков и поведения, в которых в соответствии с замыслом и избранными приемами выражает свое отношение к учащимся. Весьма важно, чтобы действия преподавателя непременно обеспечивали возникновение эмоционального отклика и нового отношения учащихся к своим поступкам. Надежность и результативность правильно избранного способа или приема в деятельности учителя обеспечиваются степенью готовности его к алгоритмизации своих действий в соответствии с природой педагогических ситуаций, а также гибкостью решений при отклонениях от намеченного способа или приема и соответствующих им действий. В-третьих, оказание воздействия на учащихся, рациональной организацией их деятельности.
Объективная оценка и анализ действий студентов преподавателями, взаимоконтроль студентов, критический разбор ими своих действий, словесное описание их хода улучшают качество умения. Все это обеспечивает высокую осознанность и готовность применять профессиональные умения.
Рассмотрим более общие условия формирования знаний, навыков, умений, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности. Одно из условий такого превращения — положительные мотивы учения студентов, их сознательность, дисциплинированность, организованность.
Развитие профессиональных знаний, навыков, умений студентов идет тем скорее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, отрицательные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если студент слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.
Лучшие преподаватели обращают особое внимание на то, чтобы правильно спланировать занятия, обеспечить успех учебы студентов, создать в студенческом коллективе хорошую психологическую атмосферу, своевременно предотвратить появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если студент правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости учения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений.
Таким образом, повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к учению — важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений.
Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний, навыков, умений у студентов от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в труде невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертны, малоподвижны, неустойчивы, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию.
Причиной неправильных профессиональных действий может стать неточность восприятия специалиста, невнимательность, инертность его мышления, эмоциональная напряженность, страх, неуверенность, слабость воли и навыков. Поэтому слаженность профессиональных знаний, навыков, умений у студента формируется вместе с совершенствованием восприятия, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Заботясь об их совершенствовании у студентов, можно повлиять на повышение профессиональной подготовленности. Так, профессионально развитые воображение и мышление дают возможность в уме моделировать предстоящие действия, решать задачи, связанные с предвосхищением последствий практической деятельности.
Профессиональные знания, навыки, умения действенны не только благодаря специальному развитию психических познавательных процессов, но и физическим качествам студента. Физически закаленный студент успешнее преодолевает влияние неблагоприятных факторов профессии. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, необходимую для каждого специалиста эмоционально-волевую устойчивость. Даже точность восприятия времени зависит от уровня физической натренированности человека. Лучшие результаты в оценке интервалов времени имеют мастера спорта, спортсмены первого разряда. Худшие — у незанимающихся спортом.
Большая роль в формировании профессиональных знаний, навыков, умений принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения (ТСО). Именно с их помощью можно развивать и упрочивать знания, навыки, умения, придавать им гибкость.
ТСО направлены на расширение возможностей преподавателя в учебном процессе. При использовании их происходит эмоционально-психологическое воздействие на студентов. Появляется возможность управления ходом поступления информации самими обучающимися, что существенным образом улучшает усвоение материала относительно независимо от текущего состояния и различия индивидуальных способностей и психологических особенностей каждого студента.
Особо важным средством профессиональной подготовки являются практика, стажировка, выполнение обязанностей специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности.
В статье С. Крылова, посвященной формированию управленческих навыков у студентов — будущих строителей, говорится, что на первом курсе студенты проходят практику в качестве учеников и получают разряды по одной из строительных профессий. На втором курсе обучения они уже трудятся как квалифицированные рабочие. Практика третьего курса связана с приобретением некоторых навыков управлением: студенты становятся дублерами бригадиров, мастеров, прорабов и т. д. На четвертом они осваивают следующую ступень управления — выполняют функции инженера-проектировщика, инженера административной и линейной служб. Затем пятикурсники в соответствии с избранной специализацией проходят практику на предприятиях, где собирают материалы для дипломного проектирования.
Молодой специалист нередко чувствует себя на производстве неуверенно. Ему кажется, что знания, полученные им в вузе, мало пригодны в работе. От него требуют практических действий, организаторских навыков, он должен отвечать за выполнение плана, ход социалистического соревнования, руководить новым технологическим процессом, разбираться в многочисленных производственных вопросах, при решении которых знаниями, полученными в вузе, не обойтись.
Руководство предприятия, в свою очередь, недовольно тем, что молодые специалисты стремятся работать, как правило, в конструкторских бюро, что их еще надо учить и учить. Со временем, конечно, трудности постепенно преодолеваются, но тем не менее процесс адаптации слишком затягивается.
Специалиста желательно готовить для определенной отрасли, даже для определенного предприятия, а такая специализация возможна во время практики. Однако отсутствие баз, закрепленных на длительный период за вузами, делает неизбежным случайные и кратковременные контакты с отдельным предприятием. На ряде предприятий для молодых специалистов вводят стажировку сроком до года.
Практика, стажировка формируют у студентов уверенность в своих силах, способность правильно оценивать соотношение своих возможностей и трудностей осуществления профессиональной деятельности.
Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн справедливо отмечал: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как «техническими» компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность».
В преподавании каждого предмета учитывается тот уровень усвоения, на котором находится студент. Таких уровней несколько 65. Первый уровень усвоения сводится к распознаванию, различению, узнаванию или опознаванию объекта, изучения его в ряду других объектов. Второй уровень характерен действиями по воспроизведению информации об объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания. Третий уровень можно характеризовать степенью овладения умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач.
Четвертый уровень усвоения, деятельность которого характеризует применение информации с широким переносом, может быть обеспечен на основе использования теории проблемного обучения. По данной теории проблемы (задачи) выступают как объект мышления. Это означает, что обучаемому даются такие задачи, которые он может решить только путем самостоятельного открытия. Для правильного решения таких задач студента необходимо вооружить некоторым алгоритмом поиска (проб). В алгоритме поиска должны быть предусмотрены все возможные операции и их последовательность. Осуществив эти операции, обучаемый обязательно откроет, какая их последовательность ведет к цели, т. е. откроет алгоритм решения.
В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований к особенностям личности студента и «типа» его будущей профессии. К первому типу относятся профессии, в которых индивидуальные особенности работника при положительной мотивации могут быть реализованы в приемах и способах трудовой деятельности. «В профессиях второго типа ни соответствующие мотивы, ни квалификация, ни индивидуальный стиль еще не составляют достаточных условий для успешной деятельности — люди, работающие в этих профессиях, должны обладать определенными психофизиологическими особенностями».
Индивидуальные качества, существенно влияют на учебную деятельность студента, выливаясь в индивидуальную динамику формирования знаний, навыков, умений.
Анализ проявлений индивидуальных свойств в профессиональной деятельности показывает, что эти проявления могут носить как целесообразный, так й нежелательный характер. Причем даже на базе ценных с точки зрения данной профессии свойств могут формироваться как положительные, так и отрицательные приемы деятельности. Поэтому управлять процессом формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо как с учетом общего уровня усвоения, развития, возраста (учебная группа, курс), так и индивидуального уровня и индивидуальных особенностей студента.

Смотрите так же:  Адвокат андрей яковлев москва

3. Требования к знаниям, умениям и навыкам студента Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных

2 2 1. Цель и задачи изучения дисциплины Целью изучения дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)» является овладение методами количественного анализа качественных экономических закономерностей; изучение инструментов решения основной задача эконометрики: наполнение эмпирическим содержанием априорных экономических рассуждений. Основные задачи дисциплины: формирование у студентов представления о методах эконометрических исследований; формирование представлений о специфике эконометрических систем; формирование понимания сущности трансдисциплинарных идей и важнейших концепций, определяющих облик современной эконометрики. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Эконометрика (продвинутый уровень)» относится к дисциплинам профессионального цикла. Для еѐ успешного освоения необходимы знания по следующим дисциплинам: эконометрика, статистика, математика, информатика. Необходимо иметь следующие знания: основные макро- и микроэкономические показатели; основные сведения о регрессионном анализе; законы распределения случайных величин; макро- и микроэкономические законы; законы экономической статистики; теория дифференциального исчисления. пользоваться прикладными компьютерными программами. 3. Требования к знаниям, умениям и навыкам студента Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Общекультурные компетенции (ОК): Содержание ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала В результате изучения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ: 1. Закономерности функционирования современной экономики на макро- и (продвинутый) микроуровне; 2. Основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам макро-, микроэкономики, эконометрики; 3. Современные методы эконометрического анализа; 4. Современные программные продукты, необходимые для решения экономикостатистических задач. УМЕТЬ: 1. Применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач; 2. Использовать современное программное обеспечение для решения экономикостатистических и эконометрических задач; 3. Формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макроуровне. ВЛАДЕТЬ:

Смотрите так же:  Верховный арбитражный суд упразднен

3 Общее к-во ч К-во зач.ед 3 1. Методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; 2. Навыками самостоятельной исследовательской работы; 3. Навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов 4. Современной методикой построения эконометрических моделей. Наименование разделов 4. Структура учебной дисциплины Очная форма Распределение часов Заочная форма Распределение часов Ауд ЛК ЛР ПЗ СР Ауд ЛК ЛР ПЗ СР Раздел 1 Тема 1. Эконометрика, как наука 12 0, Тема 2. Эконометрические модели и их реализация 20 0, Тема 3. Модели стационарных временных рядов и их идентификация 20 0, Тема 4. Модели нестационарных временных рядов и их идентификация 20 0, Тема 5. Системы линейных одновременных уравнений 18 0, Тема 6. Методы оценки параметров структурной формы модели 18 0, Форма контроля Зачет с оценкой Зачет с оценкой Всего часов 108 3, п/п Содержание лекций Наименование темы Раздел 1 Тема 1. Эконометрика, как наука Эконометрика как наука. Предмет эконометрики. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Типы эконометрических моделей. Тема 2. Модели стационарных временных рядов и их идентификация Временные ряды. Основные элементы временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда. Модели стационарных временных рядов и их идентификация: модели авторегрессии, скользящего среднего. Автокорреляция в остатках. Тема 3. Системы линейных одновременных уравнений Система линейных одновременных уравнений. Структурная и приведенная формы модели систем одновременных уравнений. Условия идентифицируемости уравнений системы. Идентификация рекурсивных систем. Кол-во часов очная заочная ИТОГО: Темы лабораторных занятий

4 п/п 4 Наименование темы Кол-во часов очная заочная Раздел 1 1 Модель множественной нелинейной регрессии Модели авторегрессии порядка p Мультипликативная модель временного ряда 4 4 Модель спроса-предложения Кейнсианская модель формирования доходов 4 2 ИТОГО: Темы практических занятий Практические занятия по данной дисциплине учебным планом не предусмотрены. 8. Темы семинарских занятий Семинарские занятия по данной дисциплине учебным планом не предусмотрены. п/п Наименование темы Эконометрика, как наука 9. Содержание и объем самостоятельной работы студента Трудоѐмкость самостоятельной работы, час очная заочная Эконометрические модели и их реализация Модели стационарных временных рядов и их идентификация Лит-ра [1, 3, 4, 6, 7, 10, 11] [1, 3, 6, 10, 11] [1, 2, 4, 5, 8, 9] Содержание работы Эконометрика как наука. Предмет эконометрики. Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. Типы эконометрических моделей. Временные ряды. Основные элементы временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда. Модели стационарных временных рядов и их идентификация: модели авторегрессии, скользящего среднего. Автокорреляция в остатках. Временные ряды. Основные элементы временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда. Модели стационарных временных рядов и их идентификация: модели авторегрессии, скользящего среднего. Автокорреляция в остатках. Критерий Дарбина-Уотсона. Модели нестационарных [2, 4, 6, 7, Модели нестационарных временных рядов временных рядов 10] и их идентификация. Модель авторе- грессии проинтегрированного скользя- 4 и их иденщего среднего. Модель авторегрессии по тификация рядка 1 AR. Модели скользящего среднего порядка q. Модель авторегрессии — проинтегрированного скользящего среднего. Идентификация ARIMA моделей. 5 Системы ли [1, 2, 7, 9] Виды систем регрессионных уравнений.

5 6 нейных одновременных уравнений Методы оценки параметров структурной формы модели ИТОГО: [1, 2, 6, 7, 8, 10] Структурная и приведенная форма модели. Проблема идентификации. Оценка параметров структурной модели. Косвенный метод наименьших квадратов. Двухшаговый метод наименьших квадратов. Применение систем эконометрических уравнений. Методы оценки параметров структурной формы модели. Косвенный метод наименьших квадратов. Косвенный метод наименьших квадратов. Двухшаговый метод наименьших квадратов. Трехшаговый метод наименьших квадратов. 10. Индивидуальные задания Курсовое проектирование по данной дисциплине учебным планом не предусмотрено. 11. Методы обучения Основными формами изучения дисциплины являются: лекции, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов. Основной итог подводится на зачете. Лекции проводятся в лекционных аудиториях в соответствии с рабочим учебным планом и настоящей программой. Лабораторные работы предполагают реализацию статистических методов и построение эконометрических моделей. Основная цель лабораторных работ обучить студента методам регрессионного и дисперсионного анализа, и научить его делать правильные экономические выводы по результатам моделирования, используя различные инструменты расчета и анализа. Самостоятельная работа студента в основном направлена на изучение теоретических аспектов, изучаемых методов и моделей. Интерактивные лекции. По теме 2 проводится Лекция с разбором конкретных ситуаций. Рассматриваются макроэкономические показатели экономики разных стран, из которых необходимо составить математические зависимости, т.е. сформировать эконометрическую модель. Каждый предложенный вариант детально рассматривается; делаются аналитические выводы о пригодности такого подхода к моделированию. Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Интерактивные лабораторные работы. В интерактивном режиме проводятся все лабораторные работы. Основу выполнения лабораторной работы представляет метод Дискуссия. Преподаватель дает вводную, которая содержит некоторую экономическую ситуацию (проблему), требующую построения и анализа экономических связей. Студенты предлагают варианты решения экономической модели, обсуждают в ходе дискуссии, а затем реализуют еѐ на компьютере. В процессе изложения результатов студенты обмениваются вариантами экономических зависимостей, а также проверяют друг у друга доказательную базу (расчетные значения критериев и выводы по ним). В качестве проверочного механизма могут выступать различные надстройки над электронными таблицами, например, штатное средство «Анализ данных», а также его подразделы «Регрессия», «Корреляция» и «Дисперсионный анализ».

6 6 12. Методы контроля знаний Оценивание знаний студента осуществляется по результатам выполнения и защиты лабораторных работ (текущий контроль) и сдачи дифференцированного зачета (семестровый контроль). Защита лабораторной работы отмечается: зачтено и не зачтено. Результаты, полученные студентом в ходе лабораторной работы, засчитываются при соблюдении следующих условий: задание на лабораторную работу выполнено полностью; результаты решения задач соответствуют действующим стандартам и нормативам; студент способен обосновать полученный результат; студент может подкрепить результаты знанием теоретических основ по рассматриваемой проблеме. При сдаче дифференцированного зачета рекомендуются следующие критерии оценивания знаний, умений и навыка студента. Оценка Отлично Нормативные требования Все лабораторные работы защищены. Ответы на поставленные вопросы полные и теоретически обоснованные. Представлены ссылки на научную литературу. Даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Все лабораторные работы защищены. Ответы на поставленные вопросы раскрывают их сущность без необходимой детализации. Даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Защищено не менее 75% лабораторных работ. По оставшимся 25% работ представлены результаты без их обоснования. Ответы на поставленные вопросы в основном раскрывают сущность проблемы. Даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Защищено меньше половины лабораторных работ. Остальные работы требуют пересмотра результатов. Ответы на основные вопросы не вскрывают сущность рассматриваемой проблемы. На большую часть дополнительных вопросов ответов не найдено. Хорошо Удовле влетворительно Неудовлетворительно 13. Перечень вопросов, выносимых на семестровый контроль Зачет с оценкой (2 семестр) 1 Зарождение и формирование науки «эконометрика». 2 Основные задачи эконометрики. 3 Задачи эконометрики в области социально-экономических исследований. 4 Компьютерные технологии в эконометрических исследованиях. 5 Классификация переменных в эконометрических моделях. 6 Понятия спецификации и идентифицируемости модели. 7 Классическая обобщенная линейная модель парной регрессии. 8 Классическая обобщенная линейная модель множественной регрессии. 9 Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). 10 Мультиколлинеарность и отбор наиболее существенных объясняющих переменных в классической обобщенной модели множественной регрессии. 11 Линейные регрессионные модели с переменной структурой. 12 Фиктивные переменные. 13 Интерпретация коэффициентов при фиктивных переменных.

7 7 14 Ошибки спецификации. 15 Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. 16 Виды нелинейных зависимостей, поддающиеся непосредственной линеаризации. 17 Подбор линеаризирующего преобразования (подход Бокса-Кокса). 18 Модели стационарных и нестационарных временных рядов. 19 Идентификация в моделях стационарных временных рядов. 20 Модели нестационарных временных рядов и их идентификация. 21 Модель авторегрессии. 22 Прогнозирование, основанное на использовании моделей временных рядов. 23 Системы линейных одновременных уравнений. 24 Структурная и приведенная формы модели систем одновременных уравнений. 25 Рекурсивные системы одновременных уравнений. 26 Модель спроса — предложения как пример системы одновременных уравнений. 27 Основные структурные характеристики моделей. 28 Условия идентифицируемости уравнений системы. 29 Идентификация рекурсивных систем. 30 Двухшаговый метод наименьших квадратов (2 МНК) 31 Трехшаговый метод наименьших квадратов (3 МНК) 14. Учебно-методическое обеспечение Основная литература 1. Артамонов Н.В. Введение в эконометрику: курс лекций с. 2. Артамонов Н.В. Введение в эконометрику: Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), с. 3. Елисеева И.И. «Эконометрика». «Финансы и статистика», 2003, с 4. Скляров Ю.С. Эконометрика. Краткий курс: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, с. Дополнительная литература 5. Герасимов Б.И. Экономико-математические модели погрешностей оценки качества: эконометрика: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, с. 6. Кравченко А.А. Эконометрика: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, с. 7. Практикум по эконометрике — Елисеева И.И. — Учебное пособие. «Финансы и статистика», с. 8. Семѐнова Е.Г., Смирнова М.С. Основы эконометрического анализа: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, с. 9. Шанченко, Н. И. Лекции по эконометрике : учебное пособие / Ульяновск : УлГТУ, с. 10. Шанченко Н.И. Эконометрика: лабораторный практикум: учебное пособие / Н.И. Шанченко. — Ульяновск: УлГТУ, с. 11. Эконометрика: Учебник для вузов / под ред. академика И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, с. 15. Информационные ресурсы

8 8 п/п Раздел, содержательный модуль дисциплины Структура современной эконометрики Алгоритм построения временного ряда. Стационарные и нестационарные ряды. Системы эконометрических уравнений Методы оценки параметров структурной формы модели Интернет-адрес источника Эконометрика. Адрес: apter01.htm Студопедия. Адрес: Andiaweb/ru Социальная сеть. Адрес: php Студопедия. Адрес: Материально-техническое обеспечение дисциплины Чтение лекций осуществляется в лекционных аудиториях. Выполнение лабораторных работ осуществляется в компьютерном классе. Основная программа электронные таблицы Excel с установленной надстройкой «Анализ данных».