Что можно, а что нельзя делать на избирательном участке

Фото: Александра Черданцева. Amic.ru

А вы знаете, что на избирательном участке, где вас ждут 18 марта 2018 года, можно фотографировать? А можно ли зайти в кабинку для голосования с родственником? Или просто так посидеть на участке, посмотреть, как другие голосуют? Этот материал для вас, если не знаете.

Впервые опубликовано на сайте Amic.ru 8 сентября 2016 г., в 10:11.

Пункт 5 забавный, я могу прийти в 08:01, то есть буду не все время, а на одну минуту меньше, взять бюллетень и проголосовать за минуту до окончания, какие основания меня выгнать?

А бюллетени на память можно взять?

а покемонов можно ловить?

А естественную нужду справлять можно.

гость — 10:46
Писить, какать в туалете, поесть — в буфет. Простые правила облегчат вам жизнь в любом месте.

Растелим газетку на урне. Рыбку там, пивка. беломору пачку. Постоим душевно!)))

Фотокамера — это и «шпионская штучка», и источник опасного излучения. так считают некоторые СМИ

— гость — 8 сентября 2016 г.
10:46 А естественную нужду справлять можно.

Можно, но только в кабинке, результаты «смыть» в урну. это я про естественную нужду волеизъявления.

Samatron
зарегистрированный
8 сентября 2016 г.
10:32 а покемонов можно ловить?

Ловить — нет, только чпокать

ЗЫ Кого подразумеваете под «покемонами» на избирательном участке?

8.09.2016 10:52
Дядька
Растелим газетку на урне. Рыбку там, пивка. беломору пачку. Постоим душевно!)))

Дядька, как думаешь, это в гарантированную свободу волеизъявления входит?

По моему внутреннему ощущению-да! Для остальных не знаю, хотя уверен. многие бы присоединились )))

Дядька, тут беда в том, что употреблять в общественном месте антизаконно и негуманно. Ведь не у всех есть возможность присоединится в силу разных причин сводящихся к отсутствию лишних свободных денег, которых нет, но мы держимся

У дядьки тоже немного, наблюдатели от партий пусть скинутся, для поднятия рейтинга))))

У нас в подъезде едросята раскидали фейковые листовки якобы от ЛДПР. Это не запрещени избирательным законодательством?

У нас в подъезде едросята раскидали фейковые листовки якобы от ЛДПР.

Едрисят поймать. Заставить убрать подъезд. Надо же когда-то им начинать работать.

— 10 сентября — это обычный день календаря. Расслабьтесь и получайте удовольствие, от россиян в России уже давно ничего не зависит.

. Расслабьтесь и получайте удовольствие, от россиян в России уже давно ничего не зависит.

Вот благодаря тем, кто расслабился и получает удовольствие, от россиян ничего и не зависит.

«Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать» М. Твен.

Пойду на выборы только в одном случае, если будет графа «ПРОТИВ ВСЕХ», достали уже эти барыги! которые идут продвигать свои интересы.

ЕдРО уже себе 140% обеспечили или нет?

!46%. И это только на дострочном голосовании.

Осветите лучше следующий вопрос: можно ли отказаться от использования КОИБа на оборудованном ими участке и потребовать предоставить обычную урну для сброса бюллетеня?

© 1999 — 2019, ИА «Амител»
Свидетельство о регистрации СМИ «Интернет-Сайт АМИЦ.РУ» Эл № 77-4905 от 30.10.01 Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, АМИТЕЛ ИА № ТУ 22 — 00695 от 14.08.2017 Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.

При полном или частичном использовании любой информации и фотоматериалов гиперссылка на сайт ИА «Амител» обязательна. Редакция может не разделять точку зрения авторов.

Ограничение передвижения по помещению для голосования

Установление ограничений на перемещение наблюдателей и иных общественных контролеров по помещению для голосования является одной из самых распространенных причин конфликтов на участках. Между тем, законодательство не содержит никаких норм, предоставляющих избирательным комиссиям полномочия на введение подобных ограничений для лиц, которые имеют законное право находиться в помещении для голосования.

Правовые основы [  ]

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Таким образом, являются допустимыми любые перемещения наблюдателя, если они не создают постоянных помех для прохода избирателей, не мешают членам комиссии в их перемещениях и наблюдении за происходящим на участке. Кроме того, пункт 10 статьи 30 в числе полномочий наблюдателя указывает и те, которые явно не могут быть выполнены без перемещения по участку (например, «знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования» можно только у столов комиссии).

В качестве дополнительного аргумента, обосновывающего недопустимость фиксации местонахождения наблюдателя, обычно можно выдвигать также конфигурацию помещения для голосования: пункт 11 статьи 61 ФЗГ 11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Наличие слова «одновременно» подразумевает, что все перечисленные объекты должны охватываться одним взглядом наблюдателя, иначе оно было бы излишним. Между тем, такое размещение «мест для наблюдателей» в большинстве случаев не только не соблюдается, но и не может быть в принципе подобрано в условиях конкретного помещения.

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

1. Нарушение прав члена избирательной комиссии , комиссии референдума, наблюдателя , иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей. или даже уголовного преступления: статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав [1] или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения ; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.[. ]

Члены комиссии с правом совещательного голоса [  ]

22. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

Таким образом, член комиссии с ПСГ право совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса) вправе свободно перемещаться не только по помещению для голосования, но и по любым другим помещениям избирательной комиссии (включая «комнаты отдыха» и т. п.).

Препятствование деятельности члена комиссии с правом совещательного голоса может образовывать состав административного правонарушения (часть 1 статьи 5.6 КоАП — см. выше) или даже уголовного преступления: статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии , комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения ; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.[. ]

Представители СМИ средство массовой информации [  ]

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; [. ]

Смотрите так же:  Процессуальные средства защиты интересов ответчика встречный иск

Препятствование деятельности представителя СМИ средство массовой информации может образовывать состав административного правонарушения (часть 1 статьи 5.6 КоАП — см. выше). Кроме того, в отдельных случаях при конфликтах убедительной является ссылка на статью 144 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), хотя ее реальная применимость сомнительна.

Практические рекомендации [  ]

Наличие «мест для наблюдателей» является обязательным требованием к планировке помещения для голосования, и в их наличии нет ничего плохого: это то место, где можно оставить вещи etc. (в конце концов, на той же схеме обозначено и место для председателя комиссии: это же не значит, что он не может покидать свое место).

Рекомендуется не вступать в прямой спор о вашем праве находиться в любой точке помещения для голосования, пока вопрос об этом не перейдет в реальную плоскость. Практика показывает, что в большинстве случаев настороженность комиссии по отношению к участникам наблюдения снижается в течение дня, и вопрос, который в 8 утра чреват серьезным конфликтом, уже несколько позже может вообще не возникнуть. Старайтесь с самого начала предпринять явно предусмотренные законом действия, которые невозможно выполнить с «мест для наблюдения»: знакомиться со списками избирателей и реестром заявок на надомное голосование (п/п «а» п. 9 ст. 30 ФЗГ), обращаться с вопросами и предложениями к председателю или секретарю комиссии (п/п «д» п. 9 ст. 30 ФЗГ) и т. д.

При обсуждении вопроса о «посте» наблюдателей возле ящика для голосования старайтесь объяснить комиссии, что это необходимо не из-за недоверия к комиссии, а для предотвращения незаконных действий третьих лиц: если какой-то неадекватный избиратель попытается осуществить вброс или сломать ящик, то это будет плохо не для наблюдателей, а для самой комиссии.

В ситуации, когда предпринятые вами шаги по устранению конфликта не дали результата, у вас есть несколько вариантов дальнейших действий:

  • выбирать местонахождение, игнорируя возражения (Внимание! Если с претензиями к вам обращается полицейский, то не обращать на него внимания не рекомендуется, нужно аргументировано объяснить, почему предъявляемые к вам требования незаконны);
  • подать жалобу и/или потребовать письменного решения комиссии;
  • вызвать наряд полиции.

Конкретный применимый вариант (или их комбинацию) вам нужно выбирать исходя из ситуации.

Решение о вызове наряда полиции лучше принимать после консультаций со штабом. Если на участке нет других коллег по наблюдению, либо их недостаточно (например, ожидается выезд для голосования вне помещения, за которым важно пронаблюдать), то следует учитывать, что прибывший по вызову наряд полиции отвлечет вас от вашего главного занятия как минимум на 30—40 минут, а как максимум — на несколько часов.

В справочнике содержится несколько вариантов жалоб, связанных с попытками ограничить передвижения участников наблюдения:

В участковую избирательную комиссию №___

от (статус) (инициалы, фамилия)

Жалоба на неправомерное ограничение перемещения

В ____ часов ____ минут (член, председатель, секретарь) комиссии (инициалы, фамилия) предъявил требования, ограничивающие возможность моего перемещения по помещению для голосования и препятствующие моему наблюдению за ходом голосования и подсчета голосов. Считаю, что данные требования не основаны на законе, поскольку ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющая полномочия участковой избирательной комиссии, не дает ей право вводить не предусмотренные законом ограничения на деятельность лиц, присутствующих в помещении для голосования. Кроме того, п. 8 ст. 30 закона гласит, что не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных законом, ограничений, касающихся наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. Ограничений на перемещение по помещению для голосования закон не устанавливает.

Таким образом, участковая избирательная комиссия и ее должностные лица выходят за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая мои законные права.

С учетом вышеизложенного прошу прекратить чинить мне препятствия в перемещениях по помещению для голосования.

В соответствии с п. 4 ст. 20 закона прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу об итогах голосования.

(при необходимости — Ф. И. О. свидетелей с указанием их статусов, номеров телефонов, отметками «Подтверждаю» и подписями, а также указание на наличие фото-, аудио- и видеоматериалов)

В участковую избирательную комиссию №___

от (статус) (инициалы, фамилия)

Жалоба на неправомерное ограничение перемещения

В период моего нахождения в помещении для голосования ко мне были предъявлены требования, ограничивающие возможность моего перемещения по помещению и препятствующие моему наблюдению за ходом голосования и подсчета голосов. (при необходимости изложить дополнительные сведения об установленных ограничениях: запрет приближаться к ящику для голосования на расстояние, позволяющее увидеть возможную попытку вброса бюллетеней; воспрепятствование эффективному наблюдению за выдачей бюллетеней и работой с книгами списка избирателей; требование находиться в определенном месте помещения и т. д.; дополнительно при необходимости изложить обстоятельства, при которых предъявлялись требования, указать, кто именно требовал и когда, какие основания выдвигались; опишите зону своих перемещений, оцените ее с точки зрения помех для членов комиссии и наблюдателей — например, перемещался в зоне, отведенной для избирателей, не препятствуя их проходу, и, таким образом, не мог создавать дополнительных помех для наблюдения, или находился в зоне за ящиками для голосования и поэтому не мог препятствовать ни избирателям, ни наблюдателям)

Считаю, что данные требования не основаны на законе, поскольку ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ), определяющая полномочия участковой избирательной комиссии, не дает ей прав произвольно ограничивать деятельность лиц, присутствующих в помещении для голосования, а п. 8 ст. 30 ФЗГ прямо запрещает устанавливать не предусмотренные законом ограничения, касающиеся наблюдения за проведением голосования.

Предусмотренные законом ограничения для членов комиссии с правом совещательного голоса описаны в п. 22 ст. 29 ФЗГ, который декларирует, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса, за исключением нескольких конкретно перечисленных ситуаций. Явно указаны в законе и пределы полномочий наблюдателя (п. 10 ст. 30 ФЗГ). Однако ни одна норма закона не устанавливает никаких ограничений на перемещения участников наблюдения по помещению для голосования.

Таким образом, участковая избирательная комиссия и ее должностные лица выходят за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая мои законные права. С учетом вышеизложенного прошу прекратить чинить мне препятствия в перемещениях, необходимых для наблюдения за ходом голосования (при необходимости дополнить иными требованиями: отстранить от работы нарушающего законодательство члена комиссии; передать материалы в правоохранительные органы в связи с наличием признаков деяния, предусмотренного ст. 5.6 КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и/или ст. 141 УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ)

В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗГ прошу комиссию рассмотреть настоящее обращение немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу комиссии об итогах голосования.

(при необходимости — Ф. И. О. свидетелей с указанием их статусов, номеров телефонов, отметками «Подтверждаю» и подписями, а также указание на наличие фото-, аудио- и видеоматериалов)

1. Взаимодействие с зарегистрированными кандидатами

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 (далее – Федеральный закон), иным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 35 ст. 2 Федерального закона).

Кандидат может быть выдвинут на выборах как непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением), так и в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией по единому избирательному округу (п. 3 ст. 32 Федерального закона).

1 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

Кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) – лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (пп. 36 ст. 2 Федерального закона).

Зарегистрированный кандидат вправе представлять свои интересы в участковой избирательной комиссии, осуществляющей деятельность по подготовке и проведению выборов в пределах избирательного округа, в котором он баллотируется лично либо посредством направления в комиссию таких участников избирательного процесса, как член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, доверенное лицо и наблюдатель.

Назначение члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса осуществляется кандидатом (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов), избирательным объединением посредством составления и представления в эту комиссию письменного заявления. Участковая избирательная комиссия рассматривает соответствующее заявление и выдает назначенному членом этой комиссии с правом совещательного голоса лицу удостоверение. Кандидат, избирательное объединение вправе назначить в участковую избирательную комиссию только одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.

Гражданин наделяется полномочиями доверенного лица кандидата (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов), избирательного объединения на основании решения о регистрации доверенного лица, принимаемого избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов). Полномочия доверенного лица подтверждаются удостоверением, выдаваемым соответствующей комиссией и являющимся действительным только при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего. В помещении для голосования при голосовании, а также при установлении его итогов вправе присутствовать любое из доверенных лиц, назначенных кандидатом. Закон не содержит ограничений и на одновременное присутствие в помещении для голосования двух и более доверенных лиц, назначенных одним зарегистрированным кандидатом. Поэтому участковой избирательной комиссией следует обладать полной и достоверной информацией обо всех доверенных лицах, назначенных всеми кандидатами. Эту информацию необходимо получить в вышестоящей избирательной комиссии (окружной, территориальной или в избирательной комиссии муниципального образования).

Назначение в участковую избирательную комиссию наблюдателя осуществляется зарегистрированным кандидатом (за исключением кандидата, зарегистрированного только в составе списка кандидатов) либо избирательным объединением посредством выдачи наделяемому соответствующими полномочиями лицу направления. Направление может быть подписано не только самим кандидатом (избирательным объединением), но и любым из доверенных лиц, уполномоченным представителем избирательного объединения. В направлении в обязательном порядке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих возможности исполнения полномочий наблюдателя. Направление действительно только при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Смотрите так же:  Возмещение вреда работнику при профессиональном заболевании

В день голосования зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе прибыть в помещение для голосования в любое время с начала работы участковой избирательной комиссии и находиться в нем до момента окончания работы участковой избирательной комиссии (до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке).

По прибытии кандидата (доверенного лица, наблюдателя) в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо ее секретарю следует:

— удостовериться в личности кандидата (доверенного лица, наблюдателя);

— внести сведения о кандидате (доверенном лице, наблюдателе) в список лиц, присутствовавших в помещении для голосования в день голосования и при установлении его итогов, зафиксировав время его прибытия (в последующем в реестре следует фиксировать моменты выхода кандидата (доверенного лица, наблюдателя) из помещения для голосования и возвращения в него);

— довести до сведения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, информацию о том, что в помещении для голосования находится кандидат (доверенное лицо, наблюдатель), представить кандидата руководству комиссии;

— ознакомить кандидата (доверенное лицо, наблюдателя) под роспись с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов;

— разъяснить кандидату (доверенному лицу, наблюдателю), что по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением избирательного процесса в помещении для голосования, ему следует обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к заместителю председателя или секретарю;

предложить кандидату (доверенному лицу, наблюдателю) занять место, определенное участковой избирательной комиссией для наблюдения за голосованием.

Необходимо также обратить внимание на внешний вид и состояние зарегистрированного кандидата (доверенного лица, наблюдателя): одежда кандидата не должна содержать признаков предвыборной агитации, проведение которой запрещено в день голосования. Поэтому, если одежда кандидата (доверенного лица, наблюдателя) содержит признаки предвыборной агитации, кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) должен быть удален из помещения для голосования на основании письменного мотивированного решения участковой избирательной комиссии.

Присутствуя в помещении для голосования во время подготовки к голосованию и в процессе его проведения, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе:

— убедиться перед началом голосования в том, что ящики для голосования (емкости технических средств подсчета голосов) пусты;

— наблюдать за процессами выдачи избирательных бюллетеней и голосования избирателей, не нарушая при этом тайну голосования;

— обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с вопросами и замечаниями, касающимися организации процесса голосования;

— обжаловать являющиеся, по его мнению, незаконными действия участковой избирательной комиссии либо ее членов в саму комиссию, вышестоящую избирательную комиссию или в районный (городской) суд.

Присутствуя в помещении для голосования при установлении итогов голосования, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) вправе:

— наблюдать за подсчетом голосов избирателей и осуществлением участковой комиссией работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования;

— по окончании работы участковой комиссии со списком избирателей визуально ознакомиться с полученными итоговыми результатами и с самим списком;

— присутствовать при упаковке избирательных бюллетеней в отдельные пачки, мешки (коробки), поставить на мешки или коробки, в которые упакованы пачки избирательных бюллетеней, свои подписи;

— получить заверенную копию протокола об итогах голосования (это единственный избирательный документ, выдачи копии которого вправе требовать зарегистрированный кандидат);

— незамедлительно после составления протокола ознакомиться со вторым экземпляром протокола об итогах голосования;

— присутствовать при повторном составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также при проведении повторного подсчета голосов избирателей;

— обращаться к председателю участковой избирательной комиссии с вопросами и замечаниями, касающимися соблюдения процедур установления итогов голосования;

— обжаловать являющиеся, по его мнению, незаконными действия участковой избирательной комиссии либо ее членов в саму комиссию, вышестоящую избирательную комиссию или в районный суд.

Наблюдая за установлением итогов голосования, зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) не вправе совершать действия, препятствующие работе участковой избирательной комиссии.

Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата (доверенного лица, наблюдателя) в день голосования и при подсчете голосов избирателей:

— все участковые избирательные комиссии, осуществляющие проведение голосования и установление его итогов в пределах избирательного округа, в котором баллотируется зарегистрированный кандидат, обязаны обеспечить ему свободный доступ на заседания и в помещения, в которых осуществляется работа со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями и протоколами об итогах голосования;

— кандидату (доверенному лицу, наблюдателю), присутствующему при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

— кандидат (доверенное лицо, наблюдатель), присутствовавший в помещении для голосования при составлении протокола об итогах голосования, обязан быть уведомлен о принятии решения участковой избирательной комиссией о составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и приглашен для проведения повторного подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов».

Зарегистрированный кандидат (доверенное лицо, наблюдатель) может быть удален из помещения для голосования, если он нарушает законодательство о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме (образцы соответствующих решений прилагаются). Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного кандидата (доверенного лица кандидата) к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Ограничение передвижения по помещению для голосования

Установление ограничений на перемещение наблюдателей и иных общественных контролеров по помещению для голосования является одной из самых распространенных причин конфликтов на участках. Между тем, законодательство не содержит никаких норм, предоставляющих избирательным комиссиям полномочия на введение подобных ограничений для лиц, которые имеют законное право находиться в помещении для голосования.

Правовые основы [  ]

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Таким образом, являются допустимыми любые перемещения наблюдателя, если они не создают постоянных помех для прохода избирателей, не мешают членам комиссии в их перемещениях и наблюдении за происходящим на участке. Кроме того, пункт 10 статьи 30 в числе полномочий наблюдателя указывает и те, которые явно не могут быть выполнены без перемещения по участку (например, «знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования» можно только у столов комиссии).

В качестве дополнительного аргумента, обосновывающего недопустимость фиксации местонахождения наблюдателя, обычно можно выдвигать также конфигурацию помещения для голосования: пункт 11 статьи 61 ФЗГ 11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. Наличие слова «одновременно» подразумевает, что все перечисленные объекты должны охватываться одним взглядом наблюдателя, иначе оно было бы излишним. Между тем, такое размещение «мест для наблюдателей» в большинстве случаев не только не соблюдается, но и не может быть в принципе подобрано в условиях конкретного помещения.

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

1. Нарушение прав члена избирательной комиссии , комиссии референдума, наблюдателя , иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей. или даже уголовного преступления: статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав [1] или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения ; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.[. ]

Члены комиссии с правом совещательного голоса [  ]

22. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; д) составлять протоколы об административных правонарушениях. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

Таким образом, член комиссии с ПСГ право совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса) вправе свободно перемещаться не только по помещению для голосования, но и по любым другим помещениям избирательной комиссии (включая «комнаты отдыха» и т. п.).

Смотрите так же:  Страховка беременности

Препятствование деятельности члена комиссии с правом совещательного голоса может образовывать состав административного правонарушения (часть 1 статьи 5.6 КоАП — см. выше) или даже уголовного преступления: статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии , комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения ; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.[. ]

Представители СМИ средство массовой информации [  ]

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; [. ]

Препятствование деятельности представителя СМИ средство массовой информации может образовывать состав административного правонарушения (часть 1 статьи 5.6 КоАП — см. выше). Кроме того, в отдельных случаях при конфликтах убедительной является ссылка на статью 144 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), хотя ее реальная применимость сомнительна.

Практические рекомендации [  ]

Наличие «мест для наблюдателей» является обязательным требованием к планировке помещения для голосования, и в их наличии нет ничего плохого: это то место, где можно оставить вещи etc. (в конце концов, на той же схеме обозначено и место для председателя комиссии: это же не значит, что он не может покидать свое место).

Рекомендуется не вступать в прямой спор о вашем праве находиться в любой точке помещения для голосования, пока вопрос об этом не перейдет в реальную плоскость. Практика показывает, что в большинстве случаев настороженность комиссии по отношению к участникам наблюдения снижается в течение дня, и вопрос, который в 8 утра чреват серьезным конфликтом, уже несколько позже может вообще не возникнуть. Старайтесь с самого начала предпринять явно предусмотренные законом действия, которые невозможно выполнить с «мест для наблюдения»: знакомиться со списками избирателей и реестром заявок на надомное голосование (п/п «а» п. 9 ст. 30 ФЗГ), обращаться с вопросами и предложениями к председателю или секретарю комиссии (п/п «д» п. 9 ст. 30 ФЗГ) и т. д.

При обсуждении вопроса о «посте» наблюдателей возле ящика для голосования старайтесь объяснить комиссии, что это необходимо не из-за недоверия к комиссии, а для предотвращения незаконных действий третьих лиц: если какой-то неадекватный избиратель попытается осуществить вброс или сломать ящик, то это будет плохо не для наблюдателей, а для самой комиссии.

В ситуации, когда предпринятые вами шаги по устранению конфликта не дали результата, у вас есть несколько вариантов дальнейших действий:

  • выбирать местонахождение, игнорируя возражения (Внимание! Если с претензиями к вам обращается полицейский, то не обращать на него внимания не рекомендуется, нужно аргументировано объяснить, почему предъявляемые к вам требования незаконны);
  • подать жалобу и/или потребовать письменного решения комиссии;
  • вызвать наряд полиции.

Конкретный применимый вариант (или их комбинацию) вам нужно выбирать исходя из ситуации.

Решение о вызове наряда полиции лучше принимать после консультаций со штабом. Если на участке нет других коллег по наблюдению, либо их недостаточно (например, ожидается выезд для голосования вне помещения, за которым важно пронаблюдать), то следует учитывать, что прибывший по вызову наряд полиции отвлечет вас от вашего главного занятия как минимум на 30—40 минут, а как максимум — на несколько часов.

В справочнике содержится несколько вариантов жалоб, связанных с попытками ограничить передвижения участников наблюдения:

В участковую избирательную комиссию №___

от (статус) (инициалы, фамилия)

Жалоба на неправомерное ограничение перемещения

В ____ часов ____ минут (член, председатель, секретарь) комиссии (инициалы, фамилия) предъявил требования, ограничивающие возможность моего перемещения по помещению для голосования и препятствующие моему наблюдению за ходом голосования и подсчета голосов. Считаю, что данные требования не основаны на законе, поскольку ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющая полномочия участковой избирательной комиссии, не дает ей право вводить не предусмотренные законом ограничения на деятельность лиц, присутствующих в помещении для голосования. Кроме того, п. 8 ст. 30 закона гласит, что не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных законом, ограничений, касающихся наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. Ограничений на перемещение по помещению для голосования закон не устанавливает.

Таким образом, участковая избирательная комиссия и ее должностные лица выходят за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая мои законные права.

С учетом вышеизложенного прошу прекратить чинить мне препятствия в перемещениях по помещению для голосования.

В соответствии с п. 4 ст. 20 закона прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу об итогах голосования.

(при необходимости — Ф. И. О. свидетелей с указанием их статусов, номеров телефонов, отметками «Подтверждаю» и подписями, а также указание на наличие фото-, аудио- и видеоматериалов)

В участковую избирательную комиссию №___

от (статус) (инициалы, фамилия)

Жалоба на неправомерное ограничение перемещения

В период моего нахождения в помещении для голосования ко мне были предъявлены требования, ограничивающие возможность моего перемещения по помещению и препятствующие моему наблюдению за ходом голосования и подсчета голосов. (при необходимости изложить дополнительные сведения об установленных ограничениях: запрет приближаться к ящику для голосования на расстояние, позволяющее увидеть возможную попытку вброса бюллетеней; воспрепятствование эффективному наблюдению за выдачей бюллетеней и работой с книгами списка избирателей; требование находиться в определенном месте помещения и т. д.; дополнительно при необходимости изложить обстоятельства, при которых предъявлялись требования, указать, кто именно требовал и когда, какие основания выдвигались; опишите зону своих перемещений, оцените ее с точки зрения помех для членов комиссии и наблюдателей — например, перемещался в зоне, отведенной для избирателей, не препятствуя их проходу, и, таким образом, не мог создавать дополнительных помех для наблюдения, или находился в зоне за ящиками для голосования и поэтому не мог препятствовать ни избирателям, ни наблюдателям)

Считаю, что данные требования не основаны на законе, поскольку ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ), определяющая полномочия участковой избирательной комиссии, не дает ей прав произвольно ограничивать деятельность лиц, присутствующих в помещении для голосования, а п. 8 ст. 30 ФЗГ прямо запрещает устанавливать не предусмотренные законом ограничения, касающиеся наблюдения за проведением голосования.

Предусмотренные законом ограничения для членов комиссии с правом совещательного голоса описаны в п. 22 ст. 29 ФЗГ, который декларирует, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса, за исключением нескольких конкретно перечисленных ситуаций. Явно указаны в законе и пределы полномочий наблюдателя (п. 10 ст. 30 ФЗГ). Однако ни одна норма закона не устанавливает никаких ограничений на перемещения участников наблюдения по помещению для голосования.

Таким образом, участковая избирательная комиссия и ее должностные лица выходят за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая мои законные права. С учетом вышеизложенного прошу прекратить чинить мне препятствия в перемещениях, необходимых для наблюдения за ходом голосования (при необходимости дополнить иными требованиями: отстранить от работы нарушающего законодательство члена комиссии; передать материалы в правоохранительные органы в связи с наличием признаков деяния, предусмотренного ст. 5.6 КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и/или ст. 141 УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ)

В соответствии с п. 4 ст. 20 ФЗГ прошу комиссию рассмотреть настоящее обращение немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу комиссии об итогах голосования.

(при необходимости — Ф. И. О. свидетелей с указанием их статусов, номеров телефонов, отметками «Подтверждаю» и подписями, а также указание на наличие фото-, аудио- и видеоматериалов)