Гигиенические основы трудового обучения и воспитания школьника

Трудовое обучение и воспитание школьников направлено на формирование у детей трудолюбия, определенных навыков, социально-ценных мотивов труда, нравственно-психологических качеств.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. Предусматривается также общественно полезный труд. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

Трудовое обучение в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в зависимости от возраста. В младших классах (1-4-х) трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, лепка, вышивание). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока).

В возрасте 10-12 лет (5-7 классы) учащиеся получают общетрудовую политехническую подготовку. Мальчики приобретают навыки по обработке металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металловедения. Девочки обучаются шитью, домоводству. В этом возрасте они могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы.

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностей и формирование кисти.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» определены гигиенические требования к помещениям для проведения занятий и их оборудованию, к состоянию рабочего инструмента, уровню освещенности и параметрам микроклимата в мастерской, организации рабочего места и др. Площадь мастерской для трудового обучения рассчитывается из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать требованиям с учетом роста и физического развития детей.

Учитель должен контролировать соблюдение учащимися правильной рабочей позы при выполнении определенных видов работ. Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием высоты рабочего места росту учеников.

Столярные мастерские, где проводится работа с деревом, оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Верстаки расставляются на расстоянии не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1,0 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте, обеспечивают предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными или установленными преподавателями на доске. Поэтому необходимо соблюдать определенные расстояния при расстановке оборудования. Так, расстояние от доски до первого ряда рабочих мест должно быть не менее 2,4 м, а от доски до последних рабочих мест – не более 8,6 м.

В мастерских оборудуются умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами, мылом.

Для кабинета домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двугнёздных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

При наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Важным моментом является соблюдение режима проветриваний учебных помещений во время перемен. До начала занятий и после их окончаний необходимо проводить сквозное проветривание кабинета в отсутствие детей. Температура воздуха в мастерских должна составлять 17-20 0С, а относительная влажность воздуха – 40-60%.

В мастерских и кабинетах обслуживающего труда обязательно обеспечивается естественное освещение, а уровень искусственного освещения на рабочей поверхности должен составлять 300-500 лк.

При организации производственного обучения (производственной практики) подростков от 14 до 18 лет должны соблюдаться требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста». Условия труда подростков не должны оказывать неблагоприятное влияние на рост, развитие и состояние здоровья. Не допускается привлечение подростков к тяжелым работам, связанным с переносом и перемещением тяжестей вручную свыше установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет. В обязательном порядке перед началом работы подростки должны пройти предварительный медицинский осмотр и ежегодный обязательный медицинский осмотр до достижения возраста 18 лет.

Трудовое воспитание школьников может продолжаться и в период каникул. Так, ежегодно, во время каникул подростки могут и отдохнуть, и потрудиться в лагерях труда и отдыха.

Условия труда подростков, режим дня, организация питания, организация физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, условия пребывания детей в лагере – все это должно способствовать сохранению и укреплению здоровья подростков и соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».

Хотелось бы обратить внимание, что ни в школе, ни в лагере труда и отдыха не допускается привлекать детей и подростков к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, работе с растворами дезинфицирующих средств и другим аналогичным работам.

В местах организации трудовой деятельности детей и подростков – будь это в школе, в месте проведения производственной практики, либо в лагере труда и отдыха, в наличии обязательно должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Учебные планы по трудовому обучению в школе будут выполнены, но, важно помнить, что основное воспитание, в том числе и приучение к труду, должно быть в семье. Дома ребенок тоже нуждается в соблюдении режима труда, правильной организации рабочего места и соблюдению требований безопасности при выполнении работ.

Гигиенические требования к трудовому обучению в школе

Тема 11. ГИГИЕНА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ

Гигиена уроков труда в начальных классах. На уроках труда дети конструируют, используя детский конструктор, изготавливают из дерева, картона и бумаги модели кораблей, самолетов и другие, лепят, вышивают. Чтобы эти занятия не наносили вреда детскому здоровью, в первую очередь необходимо соблюдать правильную рабочую позу. Это значит, что корпус должен быть прямой или слегка направленный вперед, голова немного наклонена. Желательно часто менять положение тела во избежание утомительных статических усилий. Нельзя допускать сдавление грудной клетки и брюшной полости и перенапряжение зрения.

Материал, применяемый на уроках труда, должен быть чистым, свободным от инфекции, не вызывающим повреждений кожи (заноз, ссадин, порезов и т. д.), а также не должен содержать химически вредных веществ. С этой целью строительный деревянный материал хорошо обстругивается, зачищается, выравниваются острые углы. Нельзя использовать краски, содержащие свинец, мышьяк и другие ядовитые вещества. Детские конструкторы и рукоятки металлических инструментов перед уроком обтираются 0,2–1 %-ным осветленным раствором хлорной извести. Вес всех составных элементов строительного материала не должен превышать 1–2 кг. Картон берут не толще 0,5 мм, чтобы его легко можно было резать. Для лепки, кроме глины, можно использовать пластилин, потому что он меньше пачкает руки.

В первой стадии обучения шитью, чтобы избежать напряжения, лучше пользоваться крупными иглами с большим ушком, темными нитками и светлой материей. Ножницы должны быть длиной 118–120 мм, с закругленными концами, легко двигаться, длина их режущих краев – 70 мм. Вес ножа не должен превышать75 г; лезвие ножа должно быть изготовлено из высококачественной стали, хорошо наточенное, но без острого конца; длина – 70 мм, ширина – 15 мм. Ручка ножа должна быть длиной 85 мм из твердого, отполированного дерева. Шило берется стальное, веретенообразной формы, длиной 40 мм; ручка его из твердого, гладкого дерева длиной 85 мм, диаметр широкой части – 30 мм.

Продолжительность уроков труда зависит от возраста, состояния здоровья и вида труда, а трудовые операции и используемый материал должны быть разнообразными. При этом совершенно необходимо соблюдать правила личной гигиены.

Гигиена уроков сельскохозяйственного труда. С V класса проводятся уроки сельскохозяйственного труда. Сельскохозяйственный инвентарь, применяемый в цветниках, на огороде и на учебно-опытном участке, по форме, размерам, весу должен соответствовать возрасту детей. Железные грабли должны иметь расстояние между зубьями 27–30 мм, а деревянные – до 50–55 мм.

Для детей младшего школьного возраста рекомендуются железные грабли с 8 зубьями и деревянные с 7 зубьями; для подростков и старшего школьного возраста – железные грабли с 10 и деревянные с 9 зубьями. Размер мотыг для детей младшего возраста – 100 х 90 мм, длина ручки – 100 см; для старшего возраста – 125–100 мм, длина ручки – 140 см. Ручки лопат и граблей должны быть деревянными, овальными. Емкость леек и ведер (в куб. дм) должна быть: для детей младшего возраста – 4–5, доля подростков – 4–6, для старшего возраста – 6–8.

Вес переносимых грузов в 11–12 лет не должен превышать 4 кг, в 13–14 лет – 6 кг. При переносе груза на носилках вдвоем его вес, включая вес носилок, не должен быть более: в 7–8 лет – 4 кг, в 9-10 лет – 6 кг, в 10–12 лет – 10 кг, в 13–15 лет – 14 кг, в 16–17 лет – 24 кг.

Продолжительность уроков сельскохозяйственного труда школьников 8–9 лет составляет до 1 ч в день, в 10–12 лет – 1,5 ч, в 13–14 лет – 3 ч, в 14–17 лет – 5–6 ч при отсутствии другой физической работы. Через каждые 20–25 мин для младших школьников и 30–40 мин для старших полагается пятиминутный отдых. При 5-6-часовом рабочем дне рекомендуются две смены: с 7–8 ч утра до 10–11 ч дня и с 17–18 ч вечера.

Смотрите так же:  Платят ли девушки алименты

Гигиенические требования к урокам труда в столярной и слесарной мастерских. Уроки труда в столярной и слесарной мастерских также начинаются с V класса. Форма, размеры, вес и соотношение частей столярных и слесарных инструментов также должны соответствовать возрасту. Вес столярного молотка должен быть меньше, чем слесарного. Для детей 11–12 лет столярный молоток должен весить 200 г, 13–14 лет – 300 г, слесарный молоток – соответственно 300 и 400 г.

При работе инструмент и изготовляемые изделия нельзя прижимать к груди. При правильной рабочей позе предполагается равномерное распределение нагрузки для правой и левой половины тела, выпрямленное положение корпуса и небольшой наклон головы вперед. Во время пиления ноги должны быть раздвинуты на расстояние длины стопы, колени выпрямлены, корпус немного наклонен вперед. При строгании нужно стоять вполоборота к верстаку, левую ногу выдвинуть вперед на расстояние двойной длины стопы, а правую ступню развернуть по отношению к левой на 70–80° и корпус слегка наклонить вперед. Чтобы уменьшить продолжительность статических усилий, ученики не должны долго стоять, во время объяснений преподавателя рекомендуется сидеть.

Работа в мастерских как форма активного отдыха ставится на третий-четвертый уроки. В самом начале занятий учеников необходимо ознакомить с техникой безопасности и предупреждения травматизма.

Учебная мастерская рассчитана на 20 рабочих мест, которые оборудуются верстаками и станками. Высота столярных верстаков должна быть 75,5; 78 и 80,5 см для трех групп учеников ростом 140–150 см, поверхность верстака – 125 х 45 см. Чтобы определить высоту подходящего для него верстака, ученик встает боком к торцевой стороне верстака и кладет на нее ладонь. Если высота верстака соответствует росту, то рука в локтевом суставе не сгибается, предплечье и плечо остаются на прямой линии.

В столярных мастерских верстаки должны быть расположены в три ряда, перпендикулярно или под углом 45° к окнам. Расстояние между ними – не менее 80 см.

В слесарных мастерских размеры рабочего места должны быть 60 х 100 см, расстояние между осями соседних тисков – 100 см. Высота слесарного верстака от пола до губок тисков бывает двух размеров – 85 и 95 см. Если рост ученика не соответствует высоте стола, используются подставки для ног высотой в 5, 10 и 15 см. Станки располагают перпендикулярно к окнам таким образом, чтобы свет падал слева. При этом многоместные станки располагают в четыре ряда, а двухместные сдваивают. Одноместные станки целесообразно расставлять в шахматном порядке. Наименьшее расстояние между станками должно быть 80 см, между рядами – 120 см, расстояние от внутренней стены – 80 см.

Освещение и вентиляция в мастерских должны соответствовать гигиеническим нормам. В ходе урока труда рекомендуется делать перерывы для отдыха на 2–3 мин: для младших школьников – через каждые 10–15 мин, для подростков – через 15–20 мин.

Гигиена уроков физики, химии и биологии. При проведении на уроках физики опытов, связанных с изучением электричества, необходимо соблюдать меры безопасности, поскольку электрический ток напряжением свыше 100 В и 50 мА может быть смертельным. Запрещено проверять наличие тока пальцами. Мерами защиты следует предупреждать ожоги при работе с расплавленными металлами, стеклом и т. д. На уроках химии во избежание отравления, ожогов кислотами и щелочами, несчастных случаев при взрывах во время проведения химических опытов следует неукоснительно соблюдать технику безопасности. Обожженную часть тела нужно немедленно обмыть под сильной струей холодной проточной воды. В химической лаборатории обязательно наличие вытяжной вентиляции.

На уроках биологии при работе на опытном участке необходимо избегать солнечного удара, а также повреждений кожи в целях предупреждения проникновения возбудителя столбняка и др. Кроме того, сельскохозяйственный труд школьника обязательно должен быть разнообразным.

Гигиенические требования к планировке школьного здания. Как правило, школы строятся по типовым проектам, разработанным с учетом ученических мест в начальной, неполной средней и средней школе. Земельный участок, отведенный под строительство школы, должен быть 0,3–4 га, из них 40–50 % должно приходиться на зеленые насаждения. На территории школы предусматриваются площадка для игр с мячом, для гимнастики, занятий легкой атлетикой (спортивная зона); учебно-опытная зона для организации и проведения сельскохозяйственного труда; зоны для подвижных игр и для тихого отдыха; хозяйственная зона с самостоятельным въездом. Оптимально трехэтажное здание с несколькими выходами и гардеробами, обеспечивающими организацию противоэпидемических мероприятий. Гигиенические требования к школьному зданию предусматривают достаточную изоляцию отдельных групп помещений, удобную связь с функциональными зонами школьного участка, выделение специальной учебной секции для шестилетних детей.

В классе количество учеников не должно превышать 30 человек. В начальной школе предусматривается универсальная комната (площадью 60 кв. м) для групп продленного дня. Это дает возможность организовать досуг детей. Кроме того, должна быть предусмотрена комната площадью 80 кв. м для занятий ручным трудом. Для трудового обучения учащихся V-Х классов имеются кабинет по профориентации и основам производства, универсальная мастерская по техническим видам труда, помещение по обработке тканей. Предусмотрены лаборантские для всех учебных кабинетов. В современных школах организованы учебные кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники, значительно улучшен спортивный комплекс. Для школ вместимостью 30–35 классов предусмотрены два спортивных зала размерами 12 х 24 и 18 х 30 м. Кроме того, на группу школ предусмотрены учебный тир, крытый бассейн для обучения плаванию и проведения спортивной работы. Существенно расширен состав помещений для кружков (технического моделирования, творчества, юных натуралистов), студий (живописи, рисунка и скульптуры, хореографии и драматургии), кинофотолаборатории.

Площадь обеденного зала определяется из расчета 0,65-0,75 кв. м на одно место, одновременно в нем должно помещаться не менее чем 25 % учащихся. В состав помещений медицинского назначения входит кабинет врача, объединенный с комнатой площадью 12–15 кв. м. Помимо кабинета врача, в ряде школ предусмотрен кабинет стоматолога (площадью 14 кв. м). Размер класса должен быть не менее 64 кв. м, лабораторных кабинетов – не менее 66 кв. м. Расстояние от классной доски до последнего ряда столов или парт не должно превышать 8 м. Высота потолка учебных помещений должна быть не менее 3 м, в спортивных залах – в зависимости от площади зала (при площади 162 кв. м – 5,4 м; 288 кв. м и более – 6 м).

Гигиенические и физиологические основы трудового воспитания

Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимо­стью формирование функциональной системы трудовой дея­тельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиенических требований к содержанию, формам и ус­ловиям трудового воспитания, обучения и профессионально­го образования учащихся.

Основные физиолого-гигиенические принципы трудового воспитания, обучения и профессионально­го образования:

  • Системность в организации и проведении трудового обу­чения;
  • Соответствие характера трудовой деятельности и ее по­строения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;
  • Постепенное увеличение физических и других видов на­грузок, оказывающее тренирующее воздействие на орга­низм;
  • Рациональный режим трудового обучения;
  • Благоприятные санитарно-гигиенические условия трудо­вой деятельности, безопасные для здоровья.

В соответствии с теорией функциональных систем, прежде всего, необходима системность в организации и проведении трудового обучения и воспитания. Построение опти­мальной функциональной системы трудовой деятельности уча­щегося невозможно без правильного формирования, воспита­ния потребностей, в первую очередь потребности в труде. Это должно осуществляться задолго до прихода учащихся в учебные мастерские. Подросткам необходимо дать понятия и о полезном, в том числе и лично для них, результате трудовой деятельности, самом процессе трудового обучения. Без этого невозможен эффективный афферентный синтез. Дети должны своевременно получить информацию о физиологических сдвигах в организме, которые происходят в процессе работы, призна­ках утомления и переутомления. Это позволит им более эффек­тивно корригировать свою деятельность в процессе труда, уметь вовремя снизить нагрузки, а в случае необходимости прекра­тить работу. Все это должно осуществляться педагогами школы при по­мощи гигиенистов. Методические приемы большинства этих вопросов достаточно проработаны педагогической наукой и практикой.

Оптимальному формированию у школьников функциональ­ной системы трудовой деятельности способствует один из ве­дущих физиолого-гигиенических принципов организации тру­дового обучения — принцип постепенного увеличения физичес­ких нагрузок и усложнения трудовых операций.

Для реализации принципа «постепенности» при составле­нии программ обучения большое внимание уделяется правильному выбору материала, с которым придется работать школь­никам. Величина физических усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности сопротив­ляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого, все мате­риалы, которые могут быть использованы в условиях школы, располагаются в следующем порядке: бумага ткань картон глина пластилин проволока фанера дерево металл (жесть и мягкое железо).

Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обра­ботке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока). Трудо­вые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т. д.). Это во многом помога­ет детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Обработка более легких материалов позволяет с меньшей физиологической стоимостью на основе обратной афферентации корригировать ошибки, а повторение этих нетяжелых опера­ций закрепляет правильные навыки, формирует индивидуаль­ные программы конкретных трудовых действий. Предусмотре­ны также работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобре­тают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металло­ведения, графической грамотой; изготовляют несложные по­лезные изделия для школы. При выборе профиля обучения и характера практических работ для школьников этого возраста отдается предпочтение работам, связанным с динамическими усилиями, которые менее утомительны, чем статические. С этих позиций следует отдавать предпочтение ручной обработке де­рева (столярные работы), а не слесарным работам. Для обра­ботки дерева характерны большая амплитуда движений, разнообразные приемы работы, смена поз, перемещение около рабочего места. Слесарные работы более однообразны, сопро­вождаются выраженным статическим компонентом и потому более утомительны. Полностью избежать статических усилий невозможно, поскольку они лежат в основе механизма поддер­жания рабочей позы, однако необходимо стремиться снизить их до минимума.

Смотрите так же:  Договор на добровольные пожертвования в школе

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможно­сти девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям маль­чиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5-3 кг. С возрастом эти различия увеличи­ваются. Установлено, что физические возможности 13-14-лет­них девочек составляют примерно 85% от возможностей мальчиков, в 15-16 лет — 80%, а в 17-18 лет — около 75%. Это послу­жило основанием для дифференцированного подхода к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специаль­ной программы, которой предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продук­тов питания. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими ви­дами труда (для девочек) предусматривается раздел сельско­хозяйственного труда: участие в массовых сельскохозяйст­венных работах, работа в ученической производственной бригаде.

Содержание трудового обучения учащихся 8-11-х классов определяется профилем подготовки, наличием учебно-техни­ческой базы. С участием гигиенистов подготовлен перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах. В него включено более 100 про­фессий, не связанных с тяжелыми условиями труда и не ока­зывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Од­нако на местах он может дополняться. В этих случаях при их согласовании с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора следует руководствоваться перечнем производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными услови­ями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.

Общественно полезный, производительный труд школьни­ков во внеучебное время может осуществляться в промышлен­ности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, охране при­роды, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы; сбору лекарственного сырья, плодов, ягод, семян, выращиванию рассады и посадке цветов. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, убирать классные комнаты. Учащиеся средних (5-7-е классы) и старших (8-11-е) клас­сов соответственно возрасту привлекаются к работам в промыш­ленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5-7-х классов могут выполнять работы в мастерских школ, учебно-производственных комплексах, участвовать в уборке урожая, кабинетов и мастерских, ремон­тировать учебное оборудование и наглядные пособия.

С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах, а также в торговле, на предпри­ятиях общественного питания, транспорта, связи. Начиная с 9-10-го класса разрешается возделывание сельскохозяйствен­ных культур с применением машин на полях, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий. Запрещается при­влекать учащихся, независимо от возраста, к мытью окон, текущей дезинфекции, уборке санитарных узлов.

К общественно полезному труду в полном объеме привле­каются только здоровые дети. Содержание общественно полезного, производительного труда учащихся в период летних ка­никул определяют органы исполнительной власти на местах. Организационной формой труда подростков во время школь­ных каникул являются различные трудовые объединения, преж­де всего ученические производственные бригады в сельской местности и трудовые отряды, отряды труда и отдыха в городах. Участие в работе трудовых объединений должно быть добровольным, по личным заявлениям учащихся, начиная с 8-го класса.

Важным моментом при планировании объема работ явля­ется правильное, с учетом возраста, нормирование труда. Оно осуществляется исходя из почасовых норм взрослых: чем млад­ше школьники, тем меньше норма выработки. Для учащихся 13 лет (7-8-х классов) она составляет не более 50% почасо­вой нормы взрослых, а для школьников 16-17 лет (10-11-х классов) — 75%.

При организации трудового обучения и воспитания важен учет состояния здоровья детей. К учащимся с отклонениями в состоянии здоровья на уроках труда требуется индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утоми­тельна, чем для здоровых школьников, и может вызывать зна­чительное учащение пульса, повышение артериального давле­ния и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Для этих детей должны подбираться более простые задания с меньшим числом трудоемких операций и повторяе­мостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивиду­альному режиму работы учащихся должны своевременно от­ражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателями трудового обучения.

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьников определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудо­вой деятельности.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. На трудовое обучение выделяется в 1-7-х классах 2 часа в неделю, в 8-9-х — 3 часа, а в 10-11-х классах — 4 часа. Предусматривается так­же общественно полезный труд: во 2-4-х классах — 1 час, в 5-7-х — 2 часа, в 8-9-х — 3 часа, в 10-11-х классах — 4 часа в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учащихся 5-7-х классов планируется в течение 10 дней по 3 часа в день, в 8-9-х классах — 16 дней по 4 часа в день, в 10-х — 20 дней по 6 часов.

Длительность труда в период летних каникул также регла­ментируется и не должна для школьников 5-7-х классов пре­вышать 3 часов, 8-9-х — 4 часа и 10-х классов — 6 часов в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3-4-х недель, а для учеников 5-7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях учени­ческих производственных бригад, 2-х недель.

Место урока труда в режиме учебных занятий 1-7-х клас­сов определяется особенностью его влияния на организм. Обес­печивая смену характера деятельности и повышая функцио­нальное состояние организма, урок труда предупреждает сни­жение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он про­водится в начальный период развивающегося утомления, т. е. на 3-4-м уроке (1-я смена) и на 1-2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели — в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении уча­щихся всех классов из-за ограниченной пропускной способно­сти мастерских. И в этом вопросе оптимальный режим созда­ется для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобла­дании возбудительного процесса над тормозным, что обуслов­ливает стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому развитию утомления. Извест­на относительно небольшая мышечная выносливость, кото­рая не позволяет детям долго выдерживать нагрузки в одно­образной или вынужденной рабочей позе, с выполнением од­нообразных операции или трудовых процессов при выражен­ном статическом компоненте. Это является основанием для оп­ределения оптимальной длительности непрерывного выпол­нения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьников. Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 20-25 минут; 3-4-х класов — 30-35 минут. В зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 минут. Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных опе­раций учащимися в возрасте 10-11-ти лет более 10-12 минут приводит к выраженному утомлению, поэтому указанные величины для детей этого возраста принимаются за предельно допустимые. Непрерывная работа с бумагой, карто­ном, тканью должна занимать для учащихся 1-х классов не более 5 минут, 2-3-х классов — 5-7 минут; 4-х — 10 минут, 6-х — 12 минут, 7-х — 16 минут. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5-х классов не более 10 минут, 6-х — 12 минут, 7-х — 16 минут.

Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяже­нии всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны предусматриваться их смена и оптимальное ко­личество. Анализ результатов хронометража уроков и реакций поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что уве­личение числа операций с 1-2 до 3-5 в 2 раза снижает время отвлечений учащихся. Поэтому выполнение 3-5 операций при­нимается за оптимальную величину.

Данные по оптимальной продолжительности отдельных операций и их количеству в свою очередь позволяют опреде­лить плотность урока.

Плотность урока — это время, затрачиваемое на выполне­ние всех трудовых операций, включая легкие (измерение, раз­метка и др.). Она должна составлять 60-85%.

При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, затрудняется формирование или не вырабатывается рабо­чий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 минут). Время на организацию рабочего места, уборку помещения должно быть сведено до минимума, чтобы обеспечить оптимальную плотность урока.

Не менее важно и построение урока в плане рационально­го режима труда и отдыха. Это особенно актуально для сдво­енных уроков. В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. В связи с тем что работа детей в этих клас­сах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультурная пауза (минут­ка). Физкультурные минутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий дина­мический стереотип. При сдвоенных уроках обязательна орга­низованная перемена длительностью не менее 10 минут с выхо­дом в рекреационную зону и проветриванием помещения.

В построении урока предусматриваются небольшие (1-3-минутные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.

Построение уроков труда для девочек имеет свои особен­ности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в усло­виях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего яв­ляется прежде всего выполнение однообразных трудовых опе­раций, при которых нагрузка падает на относительно неболь­шую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в классе, поэтому статическое мышечное напряжение не только не сни­мается, а может даже усиливаться. Кроме того, машинная обра­ботка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвящать целиком урок освоению какой-либо одной операции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профилактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультурные паузы (2-3 минуты) с выполнением 4-6 упражнений. Характер упражнений должен обеспечивать ак­тивизацию функций дыхания и кровообращения, а также да­вать нагрузку на мышцы-антагонисты (живота и ног). Рекомен­дуется выполнять эти упражнения в положении стоя.

Смотрите так же:  Договор подряда с физическим лицом образец в рб

Кулинарные работы отличаются по своему характеру и в целом лишены вышеуказанных недостатков. На уроках кулинарии учащи­еся свободно перемещаются по помещению, могут произволь­но менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе. Особенности построения трудового обучения в 8-11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется 1 день: 6-7 учебных часов, из них 3-4 часа, предусмотренных учебным планом, а 2-3 часа — за счет общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учащихся от лишних переездов в учебно-производственный комбинат, на базовое предприятие и обратно в школу. Ненередко из-за непродуманности расписания это приводит к уве­личению продолжительности учебных занятий в остальные дни недели.

Построение занятий в дни трудового обучения аналогично структуре учебного дня в школе: через каждые 45 минут — перемена длительностью не менее 10 минут; в середине рабочего дня — большая перемена (30 минут) для приема пищи. В расписании предусматриваются 1-2 теоретических урока по специальным предметам и 3-5 уроков практической работы, в процессе которой учащиеся овладевают первоначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искусственное освещение, правильная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также рациональный воздушный и температурный режим в помещениях.

Гигиенические требования к условиям труда должны сооветствовать функциональному состоянию организма детей и подростков. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энергетическими затратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской считается оптимальной температура 14-16 градусов, в слесарной — 16-17 градусов, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани — 18 градусов по шкале Цельсия.

Характер труда школьников не исключает возможное контакта учащихся с неблагоприятными производственны факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться древесная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой невелики, и при выполнении общих гигиенических требований ее накопление предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уров­ни шума.

В учебно-производственном комбинате набор мастерских значительно расширяется, увеличивается объем выполняемых работ, которые по своему характеру приближаются к производственным процессам. Появляется реальная возможность контак­та учащихся с неблагоприятными производственными факторами.

В мастерских по механической обработке металла в воздух помещений могут выделяться мелкодисперсная минерально-металлическая пыль, аэрозоли масел и многочисленных приме­сей (сульфатов, щелочей).

При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содер­жащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяется сварочный аэрозоль, содержащий соединения мар­ганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением общих гигиенических мероприятий проведения специальных профилактических мер с учетом профиля мастер­ских. Прежде всего необходимы эффективная система венти­ляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных специальных по­мещениях, оснащение станков экранами, щитками, предуп­реждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жидко­сти, разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минераль­ного масла в воздухе помещений, эффективностью работы вен­тиляции.

В некоторых учебно-производственных мастерских работы связаны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и мон­тажных мастерских уровень шума может достигать 80-95-ти децибелл и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприя­тий по борьбе с шумом.

Положительное влияние процесса труда на растущий орга­низм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием поме­щений для трудового обучения. При этом оборудование долж­но отвечать ряду гигиенических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудо­вания должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верстаки, станки, швей­ные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верстаки и швейные машины необхо­димо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45 градусов.

При обработке металла характер работы позволяет иметь как левостороннее, так и правостороннее освещение при перпен­дикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая рас­становка имеет определенные недостатки. Особенно резко уровень освещенности падает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми одни ученики стоят лицом друг к другу, а другие спиной и угол зрения в этом случае оказывается меньше физиологической нормы (менее 1-го градуса). В неблагоприятных условиях оказываются также ученики, сидящие за первыми, в крайних боковых рядах, рабо­чими местами, если расстояние между ними и доской очень мало. В этом случае угол рассматривания окажется слишком острым. Для обеспечения нормируемого угла рассматривания (3-5 градусов) первые ряды рабочих мест должны быть удалены от дос­ки на расстояние 1,6-2,5 метров.

Для сохранения правильной рабочей позы и обеспечения безопасности труда необходимо соблюдать определенные расстояния между рабочими местами. Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитуды рабочих движений, необходимости передви­жения в процессе работы, размеров инструмента и материала,

Размеры рабочих мест определяются характером технологичес­кого процесса и составляют в столярной мастерской 125×45 сантиметров, в слесарной — 100×50 сантиметров.

В столярной мастерской верстаки, чаще всего, размещаются в 3 ряда, по 6-7 в каждом ряду, и расставляются перпенди­кулярно светонесущей стене или под углом 45 градусов так, чтобы свет падал слева.

В слесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обеспечить левостороннее освещение.

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и проходов, а также место преподавателя, то окажется, что необходимо иметь мастерскую общей площадью не менее 65 квадратных метров.

При оборудовании мастерских учебно-производственного комбината следует использовать гигиенические рекомендации для учебных мастерских школ и колледжей, учитывать налолняемость групп и существующие нормы площадей на одного учащегося, в зависимости от профиля обучения.

Все помещения для трудового обучения оборудуются встро­енными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодеж­ды, раковиной, электрополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки и аптечки с медикаментами и перевязоч­ным материалом, необходимые для оказания первой помощи.

При организации рабочего места необходимо предусматривать правильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется характером труда, в частности величиной мышеч­ных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается пра­вильной, если при ней сохраняются устойчивое равновесие, нор­мальная деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнитель­ное статическое напряжение мышц. Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием размеров оборудования и инструментов разме­рам частей тела работающего, в частности соответствие высо­ты рабочего места росту учеников.

Для определения соответствия высоты рабочего места рос­ту ученик должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота ра­бочего места соответствует росту учащегося, его плечо и пред­плечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кис­тью образуется прямой угол.

Для предупреждения развития статического утомления, ко­торое возникает при постоянной работе в положении стоя, каждое рабочее место в столярной и слесарной мастерских необходимо оборудовать сиденьями (откидными, на кронштей­нах, табуретами высотой 40-42 сантиметров): тогда учащиеся смогут периодически менять рабочую позу.

В мастерских учебно-производственного комбината высота рабочих мест должна быть больше, чем в мастерских школы, поскольку в них могут работать подростки 15-17 лет, антро­пометрические показатели которых приближаются к показате­лям взрослых рабочих, что позволяет использовать производ­ственное оборудование. При этом для учащихся 8-9-х классов (13-14 лет) должны предусматриваться подставки для ног трех размеров — высотой 5, 10 и 15 сантиметров.

В мастерских, где проводятся работы, связанные с длитель­ной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полупроводниковых и интегральных схем), особое вни­мание уделяется правильной организации рабочего места. Кон­струкция столов должна быть такой, чтобы можно было поло­жить предплечья на их рабочие поверхности. Для этого в крышке сто­ла делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60 сантиметров. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Также обязательно наличие подставок для ног.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инст­рументарий. По размерам и массе он должен соответ­ствовать возрастным антропометрическим особенностям и физическим возможностям учащихся. Гигиенистами установле­ны оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребляемых столярных и слесарных инструментов для учащихся 11-14 лет. С 15 лет учащиеся могут применять инструменты предназначенные для взрос­лых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей вер­хних конечностей и формирование кисти.

Важным элементом охраны здоровья детей и подростков, в процессе трудового обучения, является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом.