Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

16. Ответственный за безопасность дорожного движения

Ответственный за безопасность дорожного движения.

1. Ответственный за безопасность дорожного движения назначается (вводится) каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (статья 20 закона о безопасности дорожного движения).

2. Ответственный за безопасность дорожного движения может исполнять свои обязанности при назначении на должность инженера по безопасности дорожного движения или специалиста по безопасности дорожного движения (то есть выполнять трудовые функции только по этим должностям).

3. Оветственным за безопасность дорожного движения может быть назначен специалист субъекта транспортной деятельности с исполнением обязанностей по вопросам безопасности дорожного движения наряду со своими трудовыми обязанностями по другой должности.

4. К ответственному за безопасность дорожного движения в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

4.1. Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

— нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;

— назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;

— правила технической эксплуатации транспортных средств;

— методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;

— организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;

— порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4.2. Ответственный за безопасность дорожного движения должен уметь:

— разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;

— анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;

— осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;

— разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

— организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;

— информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;

— устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;

— контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;

— контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;

— организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;

— контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;

— организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;

— организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

4.3. К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

5. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Квалификационную переподготовку проходят лица с высшим образованием неавтомобильного профиля.

Программа профессиональной переподготовки для ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя следующие темы:

5.1. Нормативно-правовая база в области безопасности дорожного движения.

5.2. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности
колесных транспортных средств».

5.3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

5.4. Технический надзор органов ГИБДД РФ.

5.5. Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности дорожного движения (закон о БДД, Правила дорожного движения и т.д.).

5.6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств.

5.7. Противопожарная защита автотранспортных средств.

5.8. Соблюдение режима труда и отдыха водительского состава.

5.9. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

5.10. Транспортный процесс перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных.

5.11. Надежность водителя и безопасность движения.

5.12. Организация стажировки водителей и работы водителей-наставников.

5.13. Организация проведения медицинских осмотров водителей.

5.14. Служебное расследование, учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.

5.15. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта

5.16. Страхование ответственности перевозчика, пассажиров и грузов.

5.17. Виды водительских удостоверений.

6. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций на должности инженера (специалиста) по безопасности дорожного движения должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе 4 настоящей статьи.

6.1. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций при совмещении профессий (должностей) должен исполнять свои обязанности (по безопасности движения) на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта транспортной деятельности.

Приказ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения

Приказ о назначении ответственного за БДД является обязательным документом для любой организации, в которой эксплуатируют транспортные средства. В статье мы расскажем, что должен содержать этот документ и где скачать образец.

Что должен содержать приказ о назначении ответственного за БДД

Обязанность назначить ответственного за БДД в каждой эксплуатирующей ТС организации заставляет работодателя издать отдельный приказ. От того, как будет составлен этот документ, зависит, как будет построена работа по БДД на предприятии.

Скачать документы из статьи:

Приказ содержит информацию, указанную в констатирующей и распорядительной части.

В констатирующей части приводятся основания для его издания и перечень пунктов нормативных правовых актов, на которые будут сделаны ссылки. Обязательно следует сослаться на п. 4 ст. 20 закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кроме того, должны быть сделаны ссылки и на предыдущие ЛНА работодателя, имеющие отношение к БДД, в том числе об аттестации работника, назначенного ответственным, в комиссии государственного автодорожного надзора. Если же работодатель решил одновременно с назначением направить ответственного в УГАДН на аттестацию, он также имеет на это право. К аттестации в УГАДН предъявляются строгие требования, и назначенный работник обязан соответствовать квалификационным требованиям.

Памятка для ответственного за БДД: как пройти аттестацию

Ответственным за безопасность дорожного движения в организации может быть назначен сотрудник из числа руководителей и специалистов, имеющий высшее профильное образование по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Допускается наличие диплома о высшем образовании по специальностям:

  • Технология транспортных процессов.
  • Наземные транспортно-технологические комплексы.
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

При отсутствии высшего образования по этим специальностям, можно пройти профпереподготовку в учебном центре. Однако лицо со средним профессиональным образованием нельзя назначить ответственным за БДД даже при наличии такой профпереподготовки. Секретарь комиссии УГАДН откажет аттестуемому в приеме документов. В зачет не будут брать ни опыт работы, ни профессиональные навыки.

Ответственный за БДД. Инструкция

«____» _______________ 20__ г.

ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

  1. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения назначается приказом руководителя организации.
  2. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен иметь диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящий в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», или иметь диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
  3. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  4. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения подчиняется руководителю организации и в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен знать:

  1. Нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов.
  2. Основы трудового законодательства.
  3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты.
  4. Назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок.
  5. Правила технической эксплуатации транспортных средств.
  6. Методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок.
  7. Организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта.
  8. Порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Смотрите так же:  Договор на роды 2019

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен уметь:

  1. Разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение.
  2. Анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушенийПравил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.
  3. Осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России.
  4. Разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов.
  5. Организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе.
  6. Информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.
  7. Устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
  8. Контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями.
  9. Контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров.
  10. Организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях.
  11. Контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей.
  12. Организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.
  13. Организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения обязан:

  1. Разрабатывать мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение.
  2. Вести учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями организации, анализировать причины их возникновения, в установленном порядке подготавливать отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.
  3. Разрабатывать и представлять руководителю организации на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.
  4. Ежемесячно сверять данные о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными ГИБДД.
  5. Разрабатывать или принимать участие в разработке проектов приказов, указаний и других документов организации по вопросам обеспечения безопасности движения.
  6. Систематически информировать водительский состав, инженерно-технических работников, руководителей организации о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.
  7. Совместно с отделом кадров оформлять и представлять руководителям организации материалы о награждении отличившихся водителей.
  8. Принимать участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе организации.
  9. Организовать в коллективе организации рассмотрение совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.
  10. Контролировать допуск водителей к управлению транспортными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями.
  11. Контролировать прохождение водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.
  12. Контролировать организацию проведения службой эксплуатации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.
  13. Контролировать использование транспортных средств, работу водителей на линии, соблюдение режима их труда и отдыха.
  14. Контролировать стажировку водителей.
  15. Организовывать ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе.
  16. Оказывать методическую помощь руководителям служб и подразделений организации в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
  17. Участвовать в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР организации.
  18. Принимать участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта организации.
  19. Немедленно сообщать в органы ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом организации, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения имеет право:

  1. Проводить проверки работы других служб и подразделений организации в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требовать от соответствующих руководителей и работников организации необходимые материалы, устные и письменные объяснения.
  2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав на территорию предприятия.
  3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
  4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава организации или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.
  5. Вносить предложения руководству организации о поощрении руководящих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигнутые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.
  6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Другими службами и подразделениями организации.

Планирование работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

  1. Планы работы по предупреждению ДТП, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем организации.
  2. Планы отражают деятельность организации по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов, регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен: _________________________ подпись «___»___________201_г.

Приказ о назначении ответственных лиц

г. __________ «___»________201_г.

В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также в целях обеспечения безопасности труда

1. Назначить ответственным за обеспечение требований безопасности дорожного движения должность Ф.И.О.

2. должность Ф.И.О. обеспечить:

  • проведение стажировки лиц впервые нанимаемых на работу в качестве водителя или при переводе на новый тип транспортного средства, а также лиц, в должностные обязанности которых входит управление служебным автомобилем;
  • водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасности перевозки путем проведения соответствующих инструктажей;
  • проведение обязательных медицинских осмотров водителей и обеспечить учет и анализ данных медосмотров;
  • проведение мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи в ДТП;
  • соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимом труда и отдыха;
  • организацию ежегодных занятий по 20-ти часовой программе для обеспечения безопасности дорожного движения;
  • учет и анализ нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации.

3. Назначить контролера технического состояния автотранспортных средств должность Ф.И.О.

4. должность Ф.И.О. обеспечить:

  • соответствие транспортных средств по назначению и конструкции установленным требованиям безопасности;
  • наличие действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством РФ;
  • поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства;
  • проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств;
  • проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе;
  • учет неисправностей транспортных средств и их устранения;
  • стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями.

5. Назначить диспетчера автомобильного транспорта должность Ф.И.О.

6. должность Ф.И.О. обеспечить:

  • учет путевой документации;
  • контроль за правильным заполнением путевой документации.

С Приказом ознакомлен:_________________________подпись

Кто несёт ответственность за безопасность дорожного движения в организации

Любое современное предприятия сложно представить без автомобильного парка. И чем больше организация, тем больше автомобильных потребностей у неё. С увеличением подвижного состава, риск возникновения ДТП растёт.

Нужен ли в вашей организации человек ответственный за безопасность дорожного движения? Если ваша организация профилирована на перевозку грузов или пассажиров, то такого вопрос отпадает сам собой. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо. А если вы не занимаетесь коммерческими перевозками, то закон вас не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответвлённого человека из числа работников или нанимает со стороны. Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.

Требования, предъявляемые к специалисту

Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.

Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:

  • ответственный по БДД;
  • специалист по контролю за техническим состоянием транспорта;
  • ответственный за ведение путевой документации.

Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.

Смотрите так же:  Требования на асасин крид

Комплекс мер по обеспечению безопасности

Для предупреждения ДТП на предприятии необходимо провести комплекс мер:

    Проведение инструктажей по БДД

Журнал по проведению инструктажа по БДД

А) вводный инструктаж проводится со всеми вновь прибывшими шофёрами. Проводит его лицо, ответственное за БДД на предприятии, инструктаж включает в себя:

  • организацию автодвижения по территории компании;
  • условия работы в организации;
  • порядок заполнения и ведения путевой документации;
  • последовательный алгоритм действий при ДТП;
  • правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:

  • наличие опасных участков на маршруте;
  • места для возможного отдыха на маршруте;
  • количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
  • правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
  • алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.

В) сезонный – проводится не реже одного раза в полгода, на рубеже смены периодов осенне-зимнего на смену весенне-летнему или наоборот. Его цель – подготовить шофёров к эксплуатации автомобиля в предшествующий период. Должен включать в себя анализ ДТП, происходящих в аналогичные периоды ранее.

Г) специальный – проводится в таких случаях как:

  • в силу вступили законы, непосредственно влияющие на деятельность водителей;
  • изменён маршрут;
  • произошло ДТП с человеческими жертвами или крупным материальным ущербом;
  • поступила информация о террористической угрозе
  1. Проведение стажировок для вновь поступивших шофёров и для тех, которые год и более не выполняли обязанностей водителя по каким бы то ни было причинам.
  2. Ведение журнала выпуска на линию исправных транспортных средств и не допущению к работе технически не исправных ТС.
  3. Допускать к управлению автомобилем шофёров, прошедших стажировку и имеющих квалификацию, соответствующую характеру работы
  4. Следить за выполнением режима работы и отдыха, чтобы работники, не выполняющие данный режим, не были допущены к работе.
  5. Искать и устранять причины нарушения ПДД или возникновения ДТП
  6. Организовывать проведения ежедневного медицинского осмотра

    Предрейсовый медицинский осмотр водителей

  7. Поддерживать в исправности, а при отсутствии оснастить автомобили средствами технического контроля, регистрирующими скоростной режим, маршрут автодвижения и количество отработанных часов водителем.

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

  1. Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истёкшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории
  2. Принуждать шофёров нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

В пределах действующего положения о БДД, возможно установить свои специальные правила для соблюдения БДД и требовать их соблюдения от подчинённых.

Предприятие в свою очередь, должно обеспечивать:

    Парковочным местом для парковки транспортных средств, которые принадлежат компании

Парковка транспортных средств организации

  • Оборудованием и помещениями для техобслуживания и проведения ремонтных работ или иметь действующий договор с организациями, предоставляющими услуги для стоянки, техобслуживания или занимающимися ремонтом транспортных средств.
  • Условия для проведения предрейсового осмотра транспортных средств.
  • Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

    1. Трудовое законодательство либо его основные положения.
    2. Законы, которые нацелены на БДД.
    3. Основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение.
    4. Основные правила и нормы технического использования транспортных средств.
    5. Способы учёта и планирования автомобильных перевозок.
    6. Методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.
    1. Проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями, предоставлять отчёт о мероприятиях, проведённых по факту совершения дорожно-транспортного пришествия и о принятых мерах.
    2. Проверять и сверять данные по ДТП, участником которого был автотранспорт компании, с данными ГИБДД.
    3. Доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию.
    4. Устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД.
    5. Проводить мероприятия, направленные на предупреждение ДТП и нарушений ПДД.

    Проведение занятия для водителей

  • Разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов.
  • Осуществлять контроль за тем, чтобы водители управляли транспортным средством соответствующей категории, которая разрешена для управления его ВУ.
  • Осуществлять контроль за прохождением шофёрами ежедневного медицинского осмотра.
  • Проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.
  • Организовывать стажировку вновь прибывших работников и тех, у кого перерыв работе составил более 12 месяцев.
  • Следить за соблюдением персоналом компании трудового режима и отдыха.
  • Следить за соблюдением плана по обучению персонала основам БДД.
  • При соблюдении всех привил и рекомендаций, возможно достичь безаварийной работы предприятия или свести её к минимуму. Это повысит ваш рейтинг по сравнению с конкурентами. И позволит увеличить прибыль и благосостояние ваше и ваших работников.

    Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД

    Главная → СТАТЬИ → ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД → Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД

    Прежде чем начнете знакомиться со статьей, подумайте есть ли у вас такие вопросы…

    Приказ Минтранса №287. Кому теперь нужно обучаться по БДД.

    Мы с вами разберем, что же нового этот Приказ Минтранса нам принес. И как действовать руководителю, специалисту по БДД и ИП с учетом того что у него есть на руках.

    Итак, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. №287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

    Убедиться в том, что этот Приказ действительно действующий и зарегистрирован, можно взглянув на страницу с громким названием Министерство Юстиции Российской Федерации.

    О старом Приказе Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» можно забыть.

    Он утратил силу 14 августа 2015 г.

    Скачать актуальную версию Приказа Минтранса №287 вы можете на официальной странице Гаранта.

    Я начну с типичных ситуаций в которых оказались многие руководители, специалисты и ИП. И разобрав эти примеры, далее мы обсудим какие специалисты должны быть обучены по БДД.

    Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы не обучены, но аттестованы

    Ситуация #1. На сегодняшний день, например, у руководителя, заместителя руководителя, начальника транспортного отдела, инженера по БДД или ИП есть удостоверение на руках о том, что он несколько лет назад прошел обучение в рамках требований Приказа Минтранса 75 (на сегодняшний день утратил силу).

    Обучение проходило по программе повышения квалификации объемом 32 часа: «Программа повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

    Специалист получил удостоверение от образовательного учреждения о прохождении данного курса, и затем успешно был аттестован в надзорном органе.

    В надзорном органе также выдали удостоверение о соответствии занимаемой должности.

    Сразу оговорюсь, разобрав этот пример, остальные примеры будет понять намного проще.

    Обратите внимание, что обучение по БДД и аттестация по БДД это два разных мероприятия. Так как эти два мероприятия следуют одно за другим, то у многих из вас это выглядит как единый процесс.

    Но к каждому из них «привязана» своя нормативная база. Это очень важный момент.

    Поэтому теперь нормативная развязка выглядит следующим образом.

    Если вы как специалист ответственный по БДД аттестованы в надзорном органе и у вас на руках удостоверение от них, то вопрос об аттестации закрыт.

    Следующая аттестация у вас будет через 5 лет. Переаттестация в связи с тем, что вступили в силу новые Квалификационные требования не требуется.

    Цитируем Приказ Минтранса №13/11:

    Вопрос с аттестацией закрыт. Но теперь самое интересное. Вопрос с образованием или обучением по БДД открыт.

    Вместе с появлением Приказа Минтранса №287, в КоАП РФ появилась дополнительная статья:

    Это значит, что аттестованный специалист не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям.

    Какие несоответствия могут здесь быть.

    Сначала процитируем требования согласно Приказа Минтранса №287:

    — наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

    — наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность…

    Теперь о несоответствиях:

      1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00, имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Здесь все поправимо. Специалисту необходимо пройти обучение по БДД в рамках новых требований (а аттестация уже есть, аттестовываться не надо).
    2. Специалист не имеет базового высшего образования (например, только среднетехническое) и имеет удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

    Такой специалист не соответствует квалификационным требованиям, потому что нет диплома о высшем образовании.

    И нет диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Таким специалистам сейчас труднее всего. Я знаю такие случаи, когда инженер по БДД, имея среднетехническое образование, проработал в должности более 10 лет, и он вписывался в требования законодательства.

    И теперь ему грозит увольнение так как нет базового высшего образования. Я пока не знаю таких случаев, чтобы кто-то для сохранения работы пошел получать высшее образование (стал студентом).

    • Внимание!
      У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей бесплатной консультационной поддержке на базе образовательного учреждения АНО «Специалист». Проект двух экспертных организации — это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.Подробнее.

    Что делать по Приказу Минтранса №287, если вы обучены, но не аттестованы

    Ситуация #2. На сегодняшний день у специалиста (после обучения по БДД) есть удостоверение о том, что некоторое время назад (например, в начале 2016 года) он прошел курсы подготовки по БДД по программе объемом 82 часа: «Программа квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

    Специалисту по БДД выдали удостоверение, но по каким-то причинам он не прошел аттестацию. Например, заболел или сменил работу неожиданно. Или решил, что на подходе новый Приказ Минтранса №287 и лучше подождать нововведений.

    Как вы уже поняли, удостоверение о подготовке по программе в 82 часа не вписывается в действующие Квалификационные требования.

    Такому специалисту, если есть базовое высшее образование необходимо сделать следующее:

      1. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) не входящей в укрупненную группу 23.00.00.

    Такому специалисту необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (с выдачей диплома установленного образца).
    После этого аттестоваться в надзорном органе.
    2. Специалист имеет высшее образование по специальности (направлению) входящей в укрупненную группу 23.00.00.

    Такому специалисту необходимо повысить квалификацию. С чем это связано? Это связано с тем что согласно Приказа Минтранса №13/11 аттестация проходит только после повышения квалификации.

    Так как Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» отменили, то программу повышения квалификации образовательное учреждение может разработать и утвердить самостоятельно.

    Это может быть программа объемом, например, 32 часа, 40 часов или 48 часов. Количество часов в такой программе теперь законодательно не установлено.

    И после того как вы повысили квалификацию, вы с удостоверением от образовательного учреждения идете аттестовываться в надзорный орган.

    • К сведению!
      Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки. Подробнее.

    Что делать по Приказу Минтрнаса №287, если вы не обучены и не аттестованы

    Ситуация #3. Вы как руководитель, специалист или ИП решили выполнить требования законодательства в рамках Приказа Минтранса №287 (Квалификационные требования) и выполнить требование по аттестации специалиста ответственного по БДД.

    Ваши действия как специалиста ответственного по БДД точно такие же, как и в Ситуации #2.

    Здесь будет уместно дать комментарий в части образования и образовательного процесса. Если раньше обучение было только очным, то теперь получить дополнительное образование можно дистанционно.

    Это закреплено в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Это намного удобнее чем очное обучение, потому что не нужно лично присутствовать при обучении.

    Обучение по БДД в 256 часов это все-таки несколько месяцев за партой. Дистанционное обучение по БДД теперь можно получить в более комфортной обстановке.

    Диплом очного и дистанционного обучения по БДД абсолютно равноценны.

    Если вы спросите, есть ли какой-то утвержденный или аккредитованный список образовательных учреждений, то я вам отвечу, что такого списка нет.

    Поэтому вы должны знать, что если в надзорном органе вам скажут что диплом который вы им предъявили они принимать во внимание не будут, то они действуют не законно.

    Процитирую требования к образовательным учреждениям в Приказе Минтранса №287:

    После того как вы получите диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

    Или после того как вы получите удостоверение о повышении квалификации (повысиь квалификацию можно так же дистанционно), вы подаете документы в аттестационную комиссию надзорного органа.

    Какие специалисты должны обучиться по Приказу Минтранса №287

    Теперь о том к каким специалистам предъявляются Квалификационные требования. Опять же цитата из Приказа Минтранса №287 (водителей не включил, это отдельная тема):

    Здесь, я дам следующий комментарий.

    Обратите внимание! Требования к профессиям и должностям!

    Здесь не обозначены генеральные директоры, директоры, заместители директоров, начальники, инженеры, механики и т.д.

    Это значит, что диспетчера, контролера, специалиста (ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения) следует рассматривать в первую очередь как профессию.

    То есть важно понять, что в штатном расписании должен быть либо диспетчер, контролер, специалист (ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения), либо должностное лицо (как бы оно не называлось) которые выполняет работу по этим профессиям.

    Например, по штатному расписанию есть начальник отдела по развитию. У него могут быть прямые обязанности как начальника отдела по развитию, так и дополнительные обязанности как специалиста за обеспечение БДД.

    Все эти обязанности должны быть отражены в должностной инструкции. Другими словами, он будет работать как начальник, и будет работать по профессии «специалист за обеспечение БДД».

    Или, например, есть по штатному расписанию механик. У него обязанностей может быть много (работа с помещениями, с пожарным оборудованием, с подъемными механизмами). Но также у него может быть дополнительная работа по профессии «контролер».

    В том и другом примере, начальник отдела по развитию и механик должны соответствовать Квалификационным требованиям в рамках Приказа Минтранса №287, так как оба выполняют работу по соответствующим профессиям.

    • К сведению!
      Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное. Подробнее.

    На кого распространяется действие Приказа Минтранса №287

    Теперь важный комментарий Приказа Минтранса №287: на какие организации распространяется его действие.

    В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», было разработано учебно-методическое пособие по обеспечению дополнительного образования специалистов автомобильного транспорта.

    Данное пособие было выложено на официальном сайте Минтранса РФ. Цитирую очень важный момент:

    В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на две категории:

    — субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;

    — субъекты, выполняющие перевозки, т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.

    Принадлежность организации к той или иной группе определяется, прежде всего, видами деятельности, указанными в ее уставе, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «перевозка» в том или ином сочетании.

    Закон устанавливает к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, дополнительные требования по сравнению с прочими субъектами транспортной деятельности.

    Эти требования сформулированы в п. п. 3 и 4 ст. 20 ФЗ-196 «О БДД».

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

    — обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

    — обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом…

    Отсюда делаем очень простой вывод. Если ваша организация занимается деятельностью по перевозке пассажиров и/или грузов (данная деятельность должна быть обозначена в Уставе организации), то значить вы находитесь в рамках требований Приказа Минтранса №287.

    Если ваша организация, например, просто перевозит бухгалтера в налоговую или директора на совещание, то ваша организация находится вне рамок Квалификационных требований.

    Опять же факт, образовательные учреждения не могут квалифицированно проконсультировать вас по вопросам касающимся правильного трактования Приказа Минтранса №287.

    Здесь могу с гордостью сказать, что в России есть единственное образовательное учреждение, которое мы консультируем на экспертном уровне, это АНО «Специалист» — наши партнеры по дистанционному обучению БДД в рамках Приказа Минтранса №287.

    Подробнее о нашем совместном проекте двух экспертных организаций можно узнать…