Требования к школьной форме

Среди многообразия товаров для школы самой значимой покупкой для ребенка является школьная форма. Родителям приходится решать сложный вопрос: современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, поскольку ребенок проводит в этой одежде значительную часть дня, и при этом быть удобной, красивой и модной.

Школьник должен иметь форму трех видов: повседневную, парадную и спортивную. Общие требования к школьной форме во всех учебных заведениях примерно одинаковы, это деловой стиль светлый верх — темный низ. Родители сами выбирают где покупать одежду для школы исходя из своих финансовых возможностей. Школа ни в коем случае не может настаивать на приобретении одежды определенного фасона или производителя.

Школьная форма для мальчиков это классические брюки и пиджак, цвет которых прописывает школа (обычно серый или синий, реже зеленый, бордовый, коричневый, черный), классический или трикотажный жилет, рубашка, джемпер или водолазка для холодного времени года.

Девочки могут прийти в школу в платье, сарафане или юбке с блузкой. Также приемлемы школьные брюки, трикотажные кофты, свитеры, водолазки неярких тонов. Минимальный комплект для мальчиков это запасные брюки к форме и две –три однотонные рубашки, для девочек — запасная юбка или платье, две – три однотонные блузки или водолазки.

Специалисты Роскачества выпустили рекомендации по выбору школьной формы. Для климатических условий средней полосы оптимальным считается состав с содержанием шерсти 40% – 60% плюс синтетические волокна. Пугаться синтетики в составе ткани вовсе не стоит, в определенном количестве она только улучшает ее свойства: вещь становится прочнее, меньше мнется и лучше сидит по фигуре, а в случае с шерстью не меняет ее основных качеств. Оптимальное соотношение – 70% натуральных и 30% синтетических материалов.

Не стоит путать синтетические волокна с искусственными. Синтетические волокна делают преимущественно из продуктов переработки нефти. Например, это всем известные полиэстр, эластан и акрил. А вот искусственные волокна (к таким, например, относится вискоза) производят из продуктов натурального происхождения – из целлюлозы. Такие ткани близки по своим свойствам к натуральным, хорошо пропускают воздух и комфортны к телу.

При выборе брюк обращайте внимание не только на состав ткани верха, но и подкладки – лучше, если она будет сделана из вискозы или хлопка с добавлением синтетических волокон.

Гигиенические требования

Гигиенические требования к школьной форме определяются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков и СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующим с кожей человека.

В соответствии с ТР ТС 007/2011 по функциональному назначению одежда подразделяется на изделия 1-ого, 2-ого и 3- го слоев. Школьная форма – это одежда второго слоя и к ней предъявляются следующие гигиенические требования: гигроскопичность – не менее 10%. Воздухопроницаемость не менее 100 дм 3 /м 2 с, для изделий из фланели, бумазеи, футерованных (ворсованных) трикотажных полотен и материалов с полиуретановыми нитями допускается не менее 70 дм 3 /м 2 с.

Содержание свободного формальдегида – не более 20 мкг/г. Устойчивость к окраске – не менее 4 баллов, устойчивость окраски к стирке, поту и трению- не менее 4 баллов. Индекс токсичности допустим от 70% до 120%, должно отсутствовать местное кожно–раздражающее действие.

Российские фабрики, производящие школьную форму, соблюдают СанПиНы и рекомендации Роспотребнадзора. Одежда для школы российских производителей изготавливается в соответствии с техрегламентом Таможенного союза, при этом соблюдаются требования не только к качеству и составу тканей, но и к расцветкам.

В протоколах испытаний Роскачества, которые ежегодно проводятся к началу учебного года, хорошо зарекомендовали себя брюки российских торговых марок Наша Форма, СИНАР, Смена, Шалуны, BTC, а также белые рубашки для мальчиков Ostin и Silver Spoon.

Закон о школьной форме

В настоящее время внешний вид российских школьников определяют Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации и письмо Минобрнауки № ДЛ-65/08 от 28 марта 2013 Об установлении требований к одежде обучающихся, который в быту называется Законом о школьной форме. Этот закон призван обеспечить учащихся удобной одеждой, устранить признаки социального неравенства и повысить престиж современного образования..

4 июня 2014 в закон Об образовании в Российской Федерации были внесены изменения очередным ФЗ № 148, который называется О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.

Дополнительно Минобрнауки выпустило Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Модельный акт прописывает светский характер одежды для школы и устанавливает три вида одежды для школы: повседневную, парадную (с белой блузкой или рубашкой) и спортивную одежду для занятий физкультурой.

Общепринято, что школьная форма для мальчиков должна состоять из брюк, рубашки, жилета и пиджака. Парадный вариант дополняется белой или светлой рубашкой и галстуком. Комплект для девочек должен состоять из юбки, брюк или сарафана, блузки и жакета. Парадная форма включает белую или светлую блузку и праздничный аксессуар.

По закону школы самостоятельно принимают документ, например Положение о школьной форме, в котором устанавливают собственные требования к общему виду, цвету, фасону, знакам отличия и правилам ношения формы. Этот документ должен приниматься с учетом мнения учеников и их родителей, интересы которых должны представлять совет обучающихся и совет родителей.

Случается, что администрация школы прописывает в документе недопустимые требования. Например, требует заказывать одежду у конкретного поставщика – в этом случае действия школы противоречат Федеральному закону № 135-ФЗ О защите конкуренции.

Также в документе не должно быть фразы о том, что без формы дети в школу не допускаются. Выгоняя ребенка из класса за отсутствие формы учитель нарушает федеральный закон № 273-ФЗ, который гарантирует каждому общедоступность и бесплатность образования.

Если положение о школьной форме принято школой с нарушением законодательства, то его можно обжаловать, обратившись в школьную комиссию по урегулированию споров, в муниципальный или региональный орган управления образованием или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

Гигиенические требования к школьной форме.

Одежда детей играет существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.

Результаты анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.

Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место. Так, на долю кожи и подкожной клетчатки среди детей приходится около 4% от всех заболеваний. При этом особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев. Несоответствие, используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводит к простудным заболеваниям. При этом в эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп.

Поэтому показатели безопасности одежды регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы). Использование школьной формы определяет целесообразность повышения требований, как к функциональному назначению, так и к качеству одежды для детей и подростков.

Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивой окраски.

Результаты анализа рынка детской одеждой свидетельству ют о том, что шелковые костюмные ткани изготавливают из комплексных синтетических нитей и штапельной пряжи. Для костюмов применяются также ткани из комплексных полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых волокон, вискозных волокон, а также ткани из сочетания различных видов химических нитей.

Шерстяные ткани, для улучшения их свойств выпускают с добавлением химических волокон:30-35% полиэфирных и 40% полиэфирных волокон,3% капрона и 40% лавсана.

На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность. С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и увеличивается теплопроводность. По этой причине к гигроскопичным шерстяным тканям добавляется до 50 % химических волокон, в основном нитрона или вискозы (30%).

Исходя из этого, более широкое применение должны находить текстильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами (гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, теплозащитность, напряженность электростатического поля на поверхности изделий). Более всего указанным гигиеническим свойствам отвечает шерстяная ткань. Некоторые сорта хлопчатобумажной ткани, особенно трикотаж, фланель, также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами. Эти ткани хорошо сохраняют тепло, обеспечивают проветривание слоя воздуха между одеждой и телом, хорошо впитывают влагу. Пошив повседневной детской одежды из кожаной и прорезиненной ткани не рекомендуются.

К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

Для изготовления изделий 1 слоя одежды (нижнее бельё) целесообразно с гигиенических позиций использовать хлопчатобумажные ткани и шелковый трикотаж. Не рекомендуется нижнее белье для детей из синтетических волокон (нейлон, капрон, ацетат, триацетат). При ношении белья из указанных синтетических волокон организм подвергается действию статического электрического поля, оказывающего нервно-трофическое влияние не только на поверхность тела, но и на состояние внутренней среды организма. Нижнее бельё из хлопка или вискозы даже защищает от действия статического электрического поля последующих слоев одежды, изготовленной из синтетических тканей.

Гигиенические требования к обуви обусловлены тем, что размер, фасон и жесткость низа детской обуви не должны препятствовать развитию стопы. Обувь для детей и подростков изготавливают в точном соответствии с длиной и шириной стопы. Недопустимо использовать тесную или слишком свободную обувь. Для формирования правильной стопы носок обуви должен быть свободным, а каблук широким, высотой не боле 1,5-2 см. Ношение девочкам обуви на высоком каблуке (4-5 см) может в дальнейшем отрицательно отразиться на родовой функции. Наилучшим материалом для изготовления зимней обуви является кожа, а для летней – прюнель, парусина. Резиновая и лакированная обувь, а также обувь, изготовленная из синтетических материалов, для детей не рекомендуется. Резиновую обувь в сырую погоду следует обязательно одевать на шерстяной носок. Нельзя допускать, чтобы школьники находились в помещении в спортивной обуви — резиновых тапочках или кедах.

Смотрите так же:  Приказ 3 минздрав

Правовой основой требований, предъявляемых к условиям содержания детей и подростков в образовательных учреждениях, а также к детской одежде являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» и технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011)

Как одеть ребёнка? Требования к школьной форме

Существенную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет их одежда. Специалисты управления Роспотребнадзора рассказали ИИ «NewsProm.Ru» о требованиях к школьной форме.

Требования к одежде детей и подростков определяются положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) (далее – Технический регламент) и санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», актуальность которых повышается в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5. Технического регламента и п.п. 1.3, 1.5., 2.4. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 определены показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски.

Данные требования определяются необходимостью соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении, обеспечивать комфортный микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав и др.), хорошее самочувствие и работоспособность и направлены на реализацию основной задачи — сохранить здоровье обучающихся.

Следует отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к использованию учениками школьной одежды, в которой они проводят 5-6 часов, а с учетом продленного дня до 8-9 часов.

Несоответствие, используемой школьной формы ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям, а снижение функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев – кожной заболеваемости.

Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани и обуславливает необходимость федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на всех этапах, от производства тканей, используемых для пошива школьной формы, до реализации готовой одежды потребителю.

В течение суток через поверхность кожи выделяется около 4,5 л углекислого газа. Повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивают газообмен через кожу в несколько раз, доводя его до 10% легочного газообмена. Научными исследованиями доказано, что при содержании в пододежном пространстве более 0,07% углекислоты газообмен через кожу, а следовательно, и самочувствие ребенка ухудшаются. Поэтому школьная форма должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододежного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита школьная форма.

Результаты анализа рынка детской одеждой свидетельствуют о том, что шелковые костюмные ткани изготавливают из комплексных синтетических нитей и из штапельной пряжи. Для костюмов применяются также ткани из комплексных полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых волокон, вискозных волокон, а также ткани из сочетания различных видов химических нитей.

Шерстяные ткани, для улучшения их свойств выпускают с добавлением химических волокон: 30-40% полиэфирных волокон, 3-3% капрона и 40% лавсана.

На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность. С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и увеличивается теплопроводность. По этой причине к гигроскопичным шерстяным тканям добавляется до 50% химических волокон, в основном нитрона или вискозы (30%).

Исходя из этого, более широкое применение должны находить текстильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами (гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, теплозащитность напряженность электростатического поля на поверхности изделий).

К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой

Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой.

Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами, с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.

В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом. Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле. Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.

Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт.

Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.

Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?

Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться «Положение об установлении требований к одежде обучающихся» или просто «Положение о школьной форме».

Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.

Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:

Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (ст. 45 закона об образовании). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону.

Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.

Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?

Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит. Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены (постановление Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).

NOTA BENE

Некоторые школы трактуют правила о школьной форме настолько строго, что запрещают школьницам надевать брюки на занятия. Такие ситуации встречались, в частности, в школах Омской и Нижегородской областей. В отношении маленьких омичек этот запрет выглядел особенно странно, если вспомнить сибирские морозы, заставляющие столбик термометра опускаться ниже 30С.

Во всех случаях областные прокуроры опротестовывали подобные запреты, подчеркивая, что классические женские брюки вполне можно отнести к деловой одежде.

Смотрите так же:  Алименты на жену статья

Но отличилась в этом плане Республика Бурятия: в соответствующем постановлении правительства этого региона предусмотрен ряд дисциплинарных мер к ученикам, одетым не по форме. Среди них замечание классного руководителя (устное или в дневник), разъяснительная беседа, классный час, родительское собрание и наконец – ограничение доступа к занятиям. Последнее, правда, возможно только в одном случае: если школьник не просто пришел на занятия без формы, но на его одежде есть изображения и надписи на любом языке, призывающие к экстремизму, употреблению наркотиков, применению оружия, либо имеющие оскорбительный характер.

Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.

Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников. К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.

Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?

Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в ст. 61 закона об образовании:

  • по желанию родителей школьника (либо самого школьника, если он уже совершеннолетний);
  • если ребенок не справляется со школьной программой и только в случае, если ему уже есть 15 лет;
  • по объективным причинам (например, ликвидация школы).

Перечень этот является закрытым, и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.

Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?

И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы (ч. 3 ст. 38 закона об образовании).

Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.

NOTA BENE

К 1 сентября Минпромторг России презентовал информационный портал www.nashaforma.ru. Посетители сайта могут ознакомиться с образцами школьной формы, узнать состав ткани, которая использовалась при пошиве, а также ориентировочную стоимость каждого образца и магазины, в которых продается конкретный комплект.
Кроме того, можно оставить свой отзыв на тот или иной комплект школьной одежды и прочитать отзывы других покупателей.

«Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия«, – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, представляя новый ресурс.

Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации, либо в МФЦ, либо непосредственно в школу, написав заявление на имя директора.

Комплект необходимых документов обычно включает в себя:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителей;
  • справку из образовательного учреждения об обучении ребенка;
  • документ, подтверждающий наличие статуса многодетной или малообеспеченной семьи;
  • заявление на оказание услуги.

Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем: регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).

Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут. Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.

Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?

Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.

Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы, заставлять учеников одеваться в форму от конкретного «кутюр» недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.

Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками, закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.

Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?

Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер. Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.

Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ (Определение ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).

Суд сделал три основных вывода:

  • единые требования к одежде учеников вытекают из светского характера нашего государства;
  • головные уборы в помещении (в том числе хиджаб) являются причиной различных заболеваний, а школьная форма – залогом сохранения здоровья учащихся. Здесь Суд процитировал Роспотребнадзор (письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23);
  • запрет на ношение хиджаба не нарушает права на получение образования.

ЗА РУБЕЖОМ

В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред.], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:

«Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами»

(Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98)).

Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба (Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Догру (Dogru) против Франции» (жалоба № 27058/05), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Керванджи (Kervanci) против Франции» (жалоба № 31645/04) ). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары (Решение ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу «Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции» (жалоба № 65500/01)).

После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными. Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. «Все-таки в таких [школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.

Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: «внешний вид и одежда обучающихся должны носить светский характер» (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.

О требованиях к школьной форме

© Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2019 г.

Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а

Тел.: +7 (473) 263-77-27

Дата последнего обновления информации:
07.02.2019 18:32

Положение о школьной форме и внешнем виде учащегося

I. Общие положения

1.1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича” (далее – МБОУ ООШ № 279).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка”, Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН2.4.7./1.1.2651-10”, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10”, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся”, Модельным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации “Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, Письмом Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. №01/12662-12-23 “О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях, Уставом школы, решением Совета школы.

Смотрите так же:  855 гражданский кодекс

1.3. Настоящие единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся вводятся с целью:

— укрепления дисциплины и порядка, эффективной организации образовательного процесса, поддержания учебно-деловой атмосферы, необходимой на учебных и внеурочных занятиях в МБОУ ООШ № 279;

— обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

-соблюдения гигиенических требований и требований по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции;

— создания условий для воспитания у обучающихся общей культуры и эстетики внешнего вида, для соблюдения обучающимися общепринятых норм делового стиля одежды;

— устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

— предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

— укрепления общего имиджа МБОУ ООШ № 279, формирования школьной идентичности.

1.4. Обучающиеся, школьная форма и внешний вид которых не соответствуют требованиям настоящего Положения, на занятия не допускаются.

1.5. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

II. Функции школьной формы

2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно-воспитательного процесса на весь учебный период.

2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.

2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).

2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.

2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.

2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.

III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся

3.1. Стиль одежды — деловой, классический, современный строгий.

3.2. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, торжественных линеек и мероприятий.

3.2.1. Повседневная школьная одежда:

Для учащихся 1-4-х классов:

Девочки: сарафан, юбка, жилетка, классические брюки, блузки однотонные, светлых тонов, блузка может быть заменена на “водолазку”; туфли.

Мальчики: классические брюки; жилет или пиджак; рубашки однотонные, светлых тонов, галстук, рубашка может быть заменена на “водолазку”; туфли.

Для учащихся 5-11-х классов:

Девушки: брюки или классическая юбка (без оборок, с длиной до колена), пиджак или жилет, блузка, туфли. Блузки однотонные, светлых тонов без надписей и рисунков, блузка может быть заменена на “водолазку”. Туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см. Категорически запрещены высокие каблуки, шпильки.

Юноши: брюки, пиджак или жилет; мужская сорочка (рубашка), галстук, туфли (не кроссовки, не спортивная обувь). Рубашки однотонные, светлых тонов.

3.2.2. Парадная школьная одежда:

Для девочек и девушек – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой (не прозрачной) или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см (не шпильки).

Для мальчиков и юношей – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь).

3.2.3. Спортивная одежда:

Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой, которая не оставляет черные следы.

Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь.

3.2.4. Спортивная школьная форма предназначена только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

3.2.5. Для занятий на уроках технологии и занятий общественно-полезным трудом – фартуки, перчатки.

3.3. Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для учащихся 1-9-х классов: темно-синий, черный, однотонных тонов, без надписей и рисунков.

3.4. Аксессуары: допускается ношение золотых и серебряных серег.

3.5. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

3.6. Сменная обувь обязательна. Обувь должна быть чистой.

3.7. Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

IV. Внешний вид обучающихся

4.1. Общими принципами создания внешнего вида обучающегося являются аккуратность, опрятность, сдержанность.

4.2. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали, волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах.

4.3. Не допускается использование в качестве повседневной школьной формы следующих вариантов одежды и обуви:

— одежда бельевого стиля;

— спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);

— одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);

— слишком короткие блузы, открывающие часть живота или спины;

— одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;

— сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, юбки;

— майки и блузки без рукавов;

— прозрачные юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

— пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);

— массивная обувь на высокой платформе;

— вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих

— туфли на чрезмерно высоком каблуке (допустимая высота каблука для девочек не более 5 см).

4.4. Для всех обучающихся обязательна аккуратная деловая прическа.

У девочек и девушек длинные и средней длины волосы собраны в пучок или косу, прибраны заколками (распущенные волосы не допускаются).

У мальчиков и юношей классическая короткая стрижка (длинные волосы не допускаются).

4.6. Не разрешаются яркий макияж, маникюр, пирсинг.

У девушек ногти средней длины, маникюр – бесцветный или с использованием лака светлых тонов без рисунков, наклеек и страз.

4.7. Размер портфелей (школьных сумок) должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.

V. Права и обязанности

5.1. Учащийся и родители имеют право:

Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.

5.2. Учащиеся обязаны:

5.2.1. Носить повседневную школьную форму ежедневно.

5.2.2. Бережно относиться к форме других учащихся школы.

5.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

5.4. Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной

5.5. Учащимся запрещено:

5.5.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы.

5.5.2. Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме.

5.5.3. Использовать в качестве повседневной школьной формы одежду и обувь, указанные в п.4.3. настоящего Положения.

5.5.4. Носить в школу аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками).

5.5.5. Появляться в МБОУ ООШ № 279 с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, с пирсингом.

VI. Права и обязанности родителей

6.1. Родители имеют право:

6.1.1. Обсуждать на родительских комитетах класса, Совете родителей вопросы, имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение Совета Школы предложения в отношении школьной формы.

6.1.2. Приглашать на классный родительский комитет, Совет школы, ШКДН родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.

6.2. Родители обязаны:

6.2.1. Приобрести школьную форму, и обувь до начала учебного года.

6.2.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.

6.2.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.

6.2.4. Не допускать ситуаций, когда учащийся причину отсутствия формы объясняет тем, что она постирана и не высохла.

6.2.5. Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения ребенка школьной формой.

6.2.6. Прийти на ШКДН по вопросу неисполнения данного Положения.

6.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут административную ответственность, определенную Советом школы в рамках его компетенции.

VII. Меры административного воздействия

7.1. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ ООШ № 279 и обязательно для выполнения обучающимися 1-9-х классов и их родителями (законными представителями).

7.2. В случае нарушения обучающимися данного Положения родители (законные представители) должны быть поставлены в известность классным руководителем незамедлительно.

7.3. За нарушение данного Положения к обучающимся могут применяться следующие виды дисциплинарной ответственности:

  • вызов родителей (законных представителей) для беседы с классным руководителем, администрацией МБОУ ООШ № 279;
  • вызов обучающегося вместе с родителями (законными представителями) на заседание ШКДН;
  • постановка обучающегося на внутришкольный контроль.

VIII. Права, обязанности и ответственность классного руководителя

8.1. Классный руководитель имеет право:

8.1.1. Разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под роспись.

8.2. Классный руководитель обязан:

8.2.1. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной формы перед началом учебных занятий.

8.2.2. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося, приглашать на ШКДН.

8.2.3. В течение учебного года проводить разъяснительную работу с обучающимися и родителями (законными представителями), нарушающими требования Положения.

8.2.4. Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной инструкции.

8.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами МБОУ ООШ № 279.

IX. Заключительные положения.

9.1. Решение о введении единых требований к школьной форме и внешнему виду обучающихся МБОУ ООШ № 279 принимается всеми участниками образовательного процесса, учитывает материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

9.2. Данное Положение доводится до сведения всех педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся в течение двух недель со дня вступления его в силу.

9.3. Ответственность за доведение информации до обучающихся и их родителей (законных представителей) возлагается на классных руководителей.

9.4. Контроль за соблюдением обучающимися единых требований к школьной форме и внешнему виду осуществляют все сотрудники МБОУ ООШ № 279, относящиеся к административному, педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу.