Договор о патентной кооперации (РСТ)

Договор о патентной кооперации (РСТ – PatentCooperationTreaty, далее по тексту РСТ) – международный договор, подписанный в Вашингтоне в 1970 и вступивший в силу в 1978 году.

Советский Союз присоединился к Договору РСТ в 1978 году.

На 1 сентября 2005 года в Договоре о патентной кооперации участвовало 128 стран. С общим списком стран можно ознакомиться на сайте ВОИС по адресу http://www.wipo.int/treaties/en/documents/pdf/m-pct.pdf. Среди последних присоединившихся стран такие страны, как Ливийская Арабская Джамахирия, Королевство Бахрейн и Сент- Китс и Невис.

Для стран-участниц Договор о патентной кооперации облегчает процедуру подачи заявок на одно и то же изобретение в разных странах, но не предусматривает централизованной процедуры выдачи патентов: большие различия между национальными патентными законодательствами пока делают невозможной выдачу единого охранного документа. Таким образом, на сегодняшний день «международного патента» не существует.

Нормативная база РСТ

Основным законодательным актом системы РСТ является Договор о патентной кооперации (РСТ) (http://www.wipo.int/ru/pct/), приложением к которому является Инструкция к РСТ (http://www.wipo.int/ru/pct/), которая вместе с Договором образуют две части единого международного акта. Отдельные правила Инструкции к РСТ, касающиеся технических вопросов, раскрываются в Административной Инструкции, которая публикуется отдельно. Кроме того, Международным бюро подготовлены неофициальные руководства в помощь ведомствам и заявителям: Руководство для заявителя (http://www.wipo.int/pct/guide/en/) и Руководства для компетентных международных органов (http://www.wipo.int/pct/en/texts/gdlines.htm).

Процедура в соответствии с РСТ

Процедура прохождения международной заявки в соответствии с Договором предусматривает две фазы: международную и национальную.

Международная фаза состоит из четырех главных этапов, три из которых являются обязательными (то есть, выполняются автоматически), а последний проводится по желанию заявителя. три первых этапа включают:1) подачу международной заявки заявителем и ее рассмотрение получающим ведомством; 2) подготовку одним из международных поисковых органов отчета о международном поиске и письменного сообщения; 3) публикацию международным бюро воис международной заявки вместе с отчетом о международном поиске и рассылку мб воис международной заявки с отчетом о поиске в национальные (или региональные) ведомства, в которых заявитель желает получить патент на основе своей международной заявки (так называемые « указанные ведомства»)

Необязательный четвертый этап предусматривает подготовку заключения международной предварительной экспертизы (публикация которого не предусмотрена) одним из органов международной предварительной экспертизы.

Международная фаза продолжается для каждого отдельного указанного государства вплоть до момента перехода заявки на национальную фазу в соответствующее указанное ведомство или до истечения применимого срока перехода на национальную фазу в данное государство. Так как переход на национальную фазу может быть осуществлен в разное время в разные указанные государства, международная заявка может быть одновременно на национальной фазе для одних государств и на международной фазе – для других.

Договор предоставляет возможность испрашивать патентную охрану на изобретение одновременно в любом количестве стран, связанных Договором, посредством подачи так называемой «международной» заявки.

Право подать такую заявку имеет любой гражданин государства-участника Договора или любое лицо, проживающее в этом государстве.

Органы, в которые подается международная заявка, называются получающими ведомствами. как правило, получающим ведомством для гражданина является национальное патентное ведомство того государства, в котором он проживает. российские граждане могут подавать международные заявки либо в федеральный институт промышленной собственности (фипс), либо в евразийское патентное ведомство. кроме того, для граждан всех договаривающихся государств роль получающего ведомства может играть мб воис.

Однако российскому заявителю следует иметь в виду, что п. 1 ст. 35 патентного закона рф предусматривает возможность подачи заявки в зарубежные страны или в международные организации только по истечении шести месяцев с даты подачи национальной заявки в россии. если международная заявка подается без испрашивания приоритета по российской заявке, в международной заявке россия должна фигурировать в качестве указанного государства (п. 2 статьи 35). кроме того, заявителю необходимо получить разрешение на зарубежное патентование, если он желает начать рассмотрение данной заявки по процедуре рст раньше установленного шестимесячного срока.

Язык, на котором должна быть подана международная заявка, определяется Получающим ведомством. Получающее ведомство России определило в качестве языков, на которых может быть подана международная заявка, русский и английский. Если заявка подана на языке, приемлемом для Получающего ведомства, но неприемлемом для компетентного Международного поискового органа, заявитель должен в месячный срок с даты подачи международной заявки представить перевод ее содержательной части на язык, приемлемый для международного поискового органа, и международный поиск будет проводиться по этому переводу.

В Договоре РСТ и Инструкции к Договору подробно оговорены формальные требования к международной заявке.

Любая международная заявка должна содержать следующие элементы: заявление, описание, формулу изобретения, реферат и, если это требуется, чертежи. если в заявке раскрыты последовательности нуклеотидов и/или аминокислот, описание должно содержать в виде отдельной части перечень последовательностей, представленный в соответствии со стандартом ВОИС ст. 25.

Кроме того, заявителю может быть предложено представить перечень последовательностей в машиночитаемой форме (форма представления подробно описана в административной инструкции РСТ).

В соответствии с требованиями РСТзаявление международной заявки должно быть представлено на специальном бланке или в виде компьютерной распечатки. кроме того, в настоящее время российский заявитель может подать заявление в электронной форме в формате РСТ-easy. получить заявление в формате pct-easy заявитель может в МБ ВОИС (бесплатно). при подаче международной заявки в этом формате, включая электронную версию реферата, заявителю предоставляется снижение размера пошлины на 200 швейцарских франков.

Система РСТ-easy предусматривает вместе с копией международной заявки на бумажном носителе подачу заявления в формате РСТ-easy, электронная версия (обычно дискета) которого представляется в МБ ВОИС. следует иметь в виду, что в настоящее время именно международная заявка в бумажной форме остается юридически значимым документом. более подробно информацию о подаче заявления в формате РСТ-easy, а также само заявление можно получить в Интернете на сайте ВОИС: http//pcteasy.wipo.int.

если заявитель желает, чтобы его международная заявка в каких-либо странах рассматривалась не как заявка на патент, а как заявка на любой другой возможный вид охраны (например, свидетельство о полезности, полезная модель или как заявка в продолжение или частичное продолжение и т.д. — http://www.wipo.int/pct/en/texts/pdf/typesprotection.pdf), он должен указать это в заявлении. если испрашивается приоритет по более ранней заявке, то в соответствующей графе заявления указывается номер предшествующей заявки, двухбуквенный код страны, куда была подана приоритетная заявка, и дата испрашиваемого приоритета. кроме того, заявитель должен указать поисковый орган, в котором будет проводиться поиск по международной заявке.

Если ранее по заявке был проведен поиск международного типа или иной поиск национальным ведомством или межправительственной организацией, выполняющей функции международного поискового органа, и заявитель желает, чтобы он был учтен полностью или частично, то заявление должно содержать ссылку на этот факт. Если отчет о международном поиске по международной заявке частично или полностью основывается на предшествующем поиске международного типа или информационном поиске, проведенном в российском ведомстве, тариф, уплаченный в российское ведомство как международный поисковый орган, возмещается в размере до 75% стоимости международного поиска.

Любая международная заявка может содержать притязания на приоритет одной или нескольких предшествующих заявок. Кроме того, приоритет может испрашиваться на основе более ранних региональных или международных заявок. В течение 16 месяцев с даты приоритета притязание на приоритет может быть исправлено или дополнено заявителем путем направления уведомления в Получающее ведомство или Международное бюро ВОИС при условии, что такое уведомление направлено до истечения четырех месяцев с международной даты подачи. Копия предшествующей (приоритетной) заявки, заверенная органом, в которое она была подана, представляется заявителем в Международное бюро. Любое указанное ведомство по запросу может получить копию приоритетного документа из Международного бюро.

При подаче заявления заявитель получает автоматический и полный охват указаний всех государств, участвующих в Договоре на дату международной подачи.

Из данного правила существует одно важное исключение, предусмотренное Правилом 4.9(b). В соответствии с этим правилом, если национальное законодательство Договаривающегося государства предусматривает, что подача международной заявки, содержащей указание данного государства и притязания на приоритет предшествующей национальной заявки, действующей в этом государстве, влечет за собой прекращение действия предшествующей национальной заявки с теми же последствиями, что и отзыв предшествующей национальной заявки, то в заявлении может быть отмечено, что указание данного государства не делается. Данное положение касается Германии, Республики Корея и Российской Федерации (в силу Статьи 19, п.4, Патентного закона РФ), поскольку национальные законодательства этих стран предусматривают автоматический отзыв более ранней заявки на изобретение, поданной в этой стране, если по международной заявке испрашивается приоритет этой более ранней национальной заявки и имеет место указание этой страны (так называемое «самоуказание»). Германия, Корея и РФ уведомили МБ ВОИС о применении к ним вышеуказанного правила 4.9(b) . Поэтому заявитель имеет возможность отметить в заявлении, что соответствующая страна не указывается для национальной охраны, и таким образом избежать прекращения действия в своей стране более ранней национальной заявки, приоритет которой испрашивается. Именно для этого в новом бланке заявления заявитель может отметить соответствующие квадраты в Графе V, что позволит исключить Германию, Корею и РФ из автоматического полного охвата всех указаний. Следует обратить внимание на то, что если какой-либо из этих квадратов отмечен, соответствующие указания исключаются безвозвратно.

К указанию РФ для целей получения Евразийского патента все вышеуказанное не относится.

В целом следует подчеркнуть, что заявителю нет необходимости беспокоиться по поводу изъятия какого-либо конкретного указания государства в тех случаях, если у него нет намерения переходить на национальную фазу в данном государстве. Изъятие указания наступает автоматически. Так, если действия, необходимые в соответствии со Статьей 22 (или 39(1)) РСТ для перехода на национальную фазу не будут выполнены в установленный срок в каком-либо государстве, то международная заявка в этом государстве просто прекратит действие с теми же последствиями, что и при изъятии любой национальной заявки в этом государстве (Статья 24(1)(iii)).

Невыполнение действий, необходимых для перехода на национальную фазу в установленный срок, позволяет избежать необходимости направления уведомления об изъятии и представления подписей всех заявителей (если не был назначен патентный поверенный или общий представитель). Кроме того, до истечения срока, предусмотренного Статьей 22 или 39(1), у заявителя сохраняется возможность изменить свои намерения и все-таки перейти на национальную фазу. Если же указание было изъято, действие международной заявки в таком государстве прекращается и (хотя окончательно это зависит от национального законодательства государства), обычно у заявителя уже нет возможности перейти на национальную фазу в это государство.

Смотрите так же:  Договор комиссии с ремесленником

Следует также отметить, что если конкретное указание не изъято до окончания технической подготовки к международной публикации международной заявки, в опубликованной заявке будет отмечено, что это конкретное государство было указано в международной заявке.

Если поданная международная заявка соответствует всем требованиям, выполнение которых необходимо для установления даты подачи, она имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве с даты международной подачи, которая рассматривается в качестве фактической даты подачи в каждом указанном государстве. Международная заявка может иметь силу региональной патентной заявки в тех указанных государствах, которые являются участниками региональных договоров — Европейской патентной конвенции, Харарского протокола по патентам и промышленным образцам, Бангушского Соглашения, касающегося создания Африканской организации интеллектуальной собственности или Евразийской патентной конвенции (http://www.wipo.int/pct/en/texts/pdf/reg_des.pdf). Следует отметить, что в отношении некоторых государств международная заявка может иметь силу только региональной патентной заявки; так, в отношении таких государств, как Бельгия, Кипр, Франция, Греция, Ирландия, Италия, Монако и Нидерланды международная заявка будет иметь силу как европейская заявка на патент.

Вторым этапом «международной фазы» является обязательное проведение международного поиска по заявке. Все неизъятые международные заявки направляются в Международный поисковый орган для проведения по ним международного поиска. Международные поисковые органы назначаются Ассамблеей Союза РСТ. В настоящее время назначено 12 Международных поисковых органов; это патентные ведомства Австрии, Австралии, Испании, Канады, Китая, Кореи, России, США, Финляндии, Швеции, Японии, а также Европейское патентное ведомство. Российское Получающее ведомство указало в качестве компетентных Поисковых органов патентное ведомство России и Европейское патентное ведомство, и соответственно заявитель может выбрать одно из них для проведения поиска по своей международной заявке. Российский Международный поисковый орган сообщил, что он проводит поиск по международным заявкам,поданным на русском, английском, немецком, французском и испанском языках.

Целью международного поиска является выявление предшествующего уровня техники, включающего в себя все то, что стало доступным общественности посредством письменного раскрытия и что может быть полезным при определении новизны и изобретательского уровня (неочевидности) изобретения при условии, что раскрытие стало доступным до даты международной подачи. Устное раскрытие, использование, выставка и иные подобные раскрытия не считаются предшествующим уровнем техники, если они не подтверждены письменным раскрытием.

Международный поиск проводится на основе формулы изобретения с учетом в необходимом объеме описания изобретения и чертежей.

Правило 39 Инструкции к РСТ определяет те объекты, по которым Международный поисковый орган не обязан проводить поиск. Хотя объекты в соответствии с данным правилом и могут быть исключены из поиска, требования их исключения нет. В зависимости от политики Органа, по таким объектам может быть проведен поиск или экспертиза. Любой из таких объектов, по которому конкретный Орган готов провести поиск, приводится в Соглашении между этим Органом и Международным Бюро. Соответственно, объекты, исключенные из международного поиска, могут отличаться в разных международных Органах.

К объектам, по которым международный поисковый орган не обязан проводить поиск, относятся:

а) научные и математические теории;

б) сорта растений и породы животных или чисто биологические способы выращивания растений и животных, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

в) схемы, правила или методы организации производства, выполнение чисто умственных расчетов или игр (за исключением новых устройств, используемых для проведения игр или реализации коммерческой деятельности, по которым международный поиск должен быть проведен);

г) простое представление информации как таковой (исключение представляют новые носители информации, способы или устройства для обработки или записи информации);

д) вычислительные программы как таковые;

е) хирургические или терапевтические методы лечения людей или животных, а также способы диагностики.

следует отметить, что в соответствии с соглашением между международным бюро ВОИС и международным поисковым органом и органом международной предварительной экспертизы россии хирургические и терапевтические методы лечения людей и животных, а также способы диагностики входят в число объектов, по которым российское ведомство проводит международный поиск и международную предварительную экспертизу.

Если Международный поисковый орган считает, что представленная в заявке формула изобретения неясна в целом, и технические признаки заявленного изобретения не могут быть идентифицированы даже с привлечением описания изобретения, чертежей и общих знаний, то международный поиск не проводится.

В результате проведенного международного поиска составляется отчет о международном поиске, содержащий список опубликованных документов, которые могут повлиять на патентоспособность изобретения, заявленного в международной заявке. С 2004 года одновременно с отчетом о международном поиске Международный поисковый орган составляет письменное сообщение о патентоспособности. Отчет о международном поиске вместе с письменным сообщением направляются заявителю, который принимает решение в отношении своих дальнейших шагов в зависимости от содержания отчета о поиске и письменного сообщения. Если заявитель не отзывает свою заявку, Международное Бюро осуществляет ее публикацию вместе с отчетом о поиске (по истечении 18 месяцев с даты приоритета этой заявки). Письменное сообщение о патентоспособности не публикуется.

Международная предварительная экспертиза

Далее заявитель может подать требование на проведение международной предварительной экспертизы (далее по тексту «требование») для использования ее результатов в выбранных государствах, в которых он желает получить охрану своего изобретения. Требование подается непосредственно в компетентный Орган международной предварительной экспертизы. Для российских заявителей такими компетентными органами являются Федеральная служба по интеллектуальной собственности, по патентам и товарным знакам и Европейское патентное ведомство. Следует отметить, что ЕПВ проводит международную предварительную экспертизу по тем международным заявкам, по которым международный поиск проводился в ЕПВ или в одном из следующих ведомств: Австрии, Испании или Швеции. Это означает, что ЕПВ не будет проводить международную предварительную экспертизу на основе результатов поиска, подготовленных Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Российское ведомство подобных оговорок в отношении использования международных поисков, проведенных другими поисковыми органами, не делало.

Международная предварительная экспертиза позволяет перед переходом на национальную стадию дополнительно оценить патентоспособность объекта и внести изменения в формулу, описание, чертежи в пределах первоначальных материалов.

Целью международной предварительной экспертизы является составление предварительного и необязывающего заключения, поскольку окончательное решение о патентоспособности изобретения принимается на национальной фазе национальным или региональным ведомством. заключение международной предварительной экспертизы представляет собой мнение эксперта о том, представляется ли заявленное изобретение новым, соответствующим изобретательскому уровню и промышленно применимым.

Международная предварительная экспертиза проводится на основе формулы, описания изобретения и чертежей, представленных в международной заявке. Если заявителем представлены измененные формула, описание или чертежи, то они также принимаются во внимание.

Как правило, заявитель получает заключение за два месяца до начала национальной процедуры в выбранных ведомствах и поэтому у него еще остается определенное время для принятия окончательного решения, в каких выбранных государствах ему целесообразнее всего испрашивать охрану своего изобретения.

Общие сроки рассмотрения международной заявки на международной фазе

На международной фазе прохождения заявки можно выделить следующие основные сроки, которые необходимо учитывать заявителю.

1. Общая длительность международной фазы ограничивается сроком перевода заявки на национальную фазу. Соответствующий срок регламентируется статьей 22(1) РСТ и составляет 30 месяцев с даты приоритета. это максимальный срок, до истечения которого заявитель, желающий получить охрану в интересующем его государстве, должен представить в патентное ведомство данного государства перевод международной заявки на язык, установленный данным ведомством, и уплатить национальные пошлины.

Срок перехода на национальную фазу, составлявший раньше 20 месяцев с даты приоритета, был изменен в рамках проходящей реформы РСТ, и новая редакция вступила в силу с 1 апреля 2002 года. Следует отметить, что на сегодняшний день не все договаривающиеся государства заявили о своей готовности к переходу на изменения статьи 22(1). это обусловлено несоответствием новой правовой нормы рст нормам национальных патентных законодательств. для этих государств положения статьи 39(1) сохраняют по прежнему силу, а именно срок перехода на национальную фазу в данных государствах составляет, как и прежде, 20 месяцев с даты приоритета и увеличивается до 30 только в случае выбора данных государств, осуществляемого заявителем в соответствии с главой ii до истечения 19-и месяцев с даты приоритета. число таких стран, не перешедших на новую процедуру, постоянно уменьшается: на сегодняшний день таких стран 6 – Замбия, Люксембург, объединенная республика Танзания, Уганда, Швейцария и Швеция.

В отношении срока перехода на национальную фазу необходимо учитывать также и то, что ряд стран, включая Россию, предоставляют еще один дополнительный («льготный») месяц, в течение которого заявитель может перевести свою заявку на национальную фазу в патентное ведомство данного государства на основе статьи 22(1).

Следует отметить, что нормативные документы РСТ оговаривают максимальный срок для перевода на национальную фазу. минимальный срок не установлен ни одной из существующих норм РСТ, и он не зависит ни от наличия отчета о поиске или заключения международной предварительной экспертизы, ни от наличия международной публикации.

2. Срок для осуществления публикации международной заявки составляет согласно статье 21(2)(а) 18 месяцев с даты приоритета.

3. Срок подачи требования (по усмотрению заявителя) для проведения международной предварительной экспертизы наступает через 22 месяца с даты приоритета (в соответствии с главой i) или через три месяца с даты получения отчета о поиске.

4. В срок 28 месяцев с даты приоритета орган международной предварительной экспертизы подготавливает заключение международной предварительной экспертизы (в соответствии с главой ii в случае подачи требования). в случае отсутствия такого заключения международное бюро подготавливает международное предварительное заключение о патентоспособности на основе письменного сообщения международного поискового органа (в соответствии с главой i в случае отсутствия требования).

5. В срок 30 месяцев международное предварительное заключение о патентоспособности рассылается в указанные или выбранные ведомства и становится доступным по запросу. Заявка переходит на национальную фазу, в противном случае она теряет действие.

В соответствии со статьей 3(4)(iv) РСТ каждая международная заявка должна сопровождаться уплатой установленных пошлин. Пошлины, предписанные на международной фазе, регламентированы правилами 14, 15 и 16 Инструкции к РСТ. Они соответственно включают пошлину за пересылку, международную пошлину за подачу заявки, пошлину за проведение международного поиска. Все эти пошлины взимаются Получающим ведомством, но каждая из них оплачивается заявителем в пользу разных компетентных органов.

Смотрите так же:  Водный это какой налог

Пошлина за пересылку оплачивается в пользу Получающего ведомства в размере и валюте, которые определяются соответствующим Получающим ведомством.

Международная пошлина за подачу взимается в пользу международного бюро. Размер этой пошлины регламентирован в перечне пошлин и зависит от количества листов международной заявки.

Пошлина за проведение международного поиска уплачивается Получающему ведомству в пользу Международного поискового органа.

Пошлина за предварительную экспертизу устанавливается каждым Международным органом предварительной экспертизы.

Преимущества процедуры в соответствии с РСТ

Процедура в соответствии с РСТ предоставляет заявителям целый ряд преимуществ:

— посредством подачи одной международной заявки заявитель одновременно испрашивает охрану сразу во всех государствах-участниках Договора.

Заявители имеют на 18 месяцев больше, чем они имели бы в соответствии с традиционной патентной системой для принятия решения о том, хотят ли они продолжить процедуру получения патентной охраны, и если да, то в каких странах. На столько же месяцев они могут отложить назначение патентных поверенных в соответствующих странах, уплату национальных пошлин и подготовку перевода.

Заявителю гарантируется, что если его международная заявка соответствует формальным требованиям, предусмотренным РСТ, никаких иных требований к форме или содержанию международной заявки на национальной фазе предъявлено быть не может.

На основании отчета о международном поиске или письменного сообщения заявитель может оценить свои шансы на получение патента; на стадии международной предварительной экспертизы заявитель может изменить заявку для приведения ее в соответствие с необходимыми требованиями до перехода на национальную фазу.

Поскольку каждая международная заявка публикуется вместе с отчетом о международном поиске, третьи лица могут получить представление о патентоспособности заявленного изобретения.

Что такое Договор о патентной кооперации (РСТ) и в чем его преимущества?

Договор о патентной кооперации (РСТ) позволяет патентовать изобретения одновременно во многих странах. Подавая одну заявку, заявитель может обеспечить своей промышленной собственности правовую охрану в 148 странах мира.

Договор о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty) — это международное соглашение, подписанное в 1970 году в Вашингтоне. Он основан на положениях Парижской конвенции, дополняет и развивает их. Документ вступил в силу в 1970 году и на сегодняшний день объединяет 148 стран-участниц.

Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), РСТ относится к группе соглашений, устанавливающих охрану интеллектуальной собственности в глобальной системе. Соглашение не предусматривает выдачу «международного патента», а также не регулирует отношения, связанные с предоставлением национальных патентов.

Действие РСТ направлено на то, чтобы:

  • рационализировать процедуру подачи патентных заявок;
  • содействовать в принятии решений национальными ведомствами;
  • облегчить доступ общественности к технической информации в отношении конкретных изобретений.

Другими словами, Договор о патентной кооперации облегчает для стран-участниц подачу заявки на одно и то же изобретение в большом числе стран. Вместо того чтобы обращаться в каждое из национальных ведомств по отдельности, заявитель подает одну «международную» заявку. При этом непосредственная выдача патентов остается подконтрольной национальным патентным ведомствам. В этом случае заявка проходит так называемую «национальную фазу».

Порядок подачи заявок РСТ

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает «международную» заявку в ВОИС или российское патентное ведомство.
  2. Международный поисковой орган проверяет патентную документацию и техническую литературу на предмет патентоспособности изобретения. На основании этого затем составляется письменное заключение.
  3. Содержание международной заявки публикуется не позднее 18 месяцев от даты ее подачи.
  4. Проводится международная экспертиза (по желанию заявителя).
  5. Выдается патент в национальных ведомствах стран, указанных в заявке («национальная фаза»).

При соблюдении всех требований к оформлению и подаче заявки отпадает необходимость в ее дальнейшей доработке для приведения в соответствие требованиям патентного законодательства каждой из стран.

Договор о патентной кооперации

Парижская конвенция оказала огромное влияние на международную систему патентования, сформулировав ее основные принципы, принятые международным сообществом. Однако практическая рутинная работа по патентованию объектов промышленной собственности в разных странах мира оставалась по-прежнему дорогой и сложной. Заявки приходилось подавать во все национальные патентные ведомства тех стран, где истребовалась охрана, и каждое патентное ведомство должно было проводить формальную экспертизу, патентный поиск и экспертизу на патентоспособность. Поэтому в 1966 году Исполнительный комитет Парижского союза обратился к БИРПИ с предложением исследовать возможность сокращения и удешевления этих процедур. В 1967 году БИРПИ подготовила проект международного Договора о патентной кооперации, который был принят в 1970 году на Вашингтонской дипломатической конференции и вступил в силу 24 января 1978 года [16]. Английское название договора — Patent Cooperation Treaty, поэтому он более известен как РСТ («пи-си-ти») по его английской аббревиатуре.

Процедура РСТ облегчает и удешевляет начальную стадию зарубежного патентования путем подачи в любом государстве-учас­тнике заявки на изобретение или полезную модель, которая может быть международной заявкой. Однако РСТ не позволяет получить один патент, который действовал бы во всех государствах-участниках договора.

Договор описывает процедуры подачи международной заявки, международного поиска и международной предварительной экспертизы, а также административные и прочие положения.

Подача заявки по процедуре РСТ включает две фазы – международную и национальную – и состоит в следующем.

Заявка на изобретение в любом из государств-участников может подаваться как международная заявка, при этом она должна соответствовать требованиям РСТ и Инструкции РСТ. Заявка может подаваться как в национальное, так и в региональное патентное ведомство или непосредственно в Международное бюро ВОИС, которые становятся получающими ведомствами. В заявке указываются то государство или «государства, в которых на основе международной заявки испрашивается охрана изобретения («указанные государства»)» (статья 4 (1)). Таким образом подача международ­ной заявки приравнивается к подаче национальных заявок во всех странах, указанных в заявлении. С 1978 по 1997 год по процедуре РСТ было подано 348245 международных заявок, что равносильно подаче более 2,5 млн. национальных заявок [7, с. 87]. К концу столетия количество заявок по процедуре РСТ приблизилось к 80 тысячам в год. Белорусскими изобретателями ежегодно патентуется 12-16 изобретений по договору о патентной кооперации [5].

«В соответствии с процедурой, предусмотренной Инструкцией, один экземпляр международной заявки хранится в получающем ведомстве…, один экземпляр пересылается в Международное бюро… и один экземпляр пересылается в компетентный международный поисковый орган…» (статья 12 (1)). При подаче заявки уплачиваются специальные пошлины в пользу Междуна­родного бюро ВОИС. На 1 августа 2002 г. действовали следующие размеры пошлин: $407 за каждую заявку + $9 за каждый лист заявки свыше 30 листов + $88 за каждое указание страны патентования, при этом указания свыше 8 не оплачиваются [8].

По каждой международной заявке проводится междуна­родный поиск одним из назначенных ведомств, в числе которых Австралийское, Австрийское, Испанское, Шведское патентные ведомства и ведомство США по патентам и товарным знакам. «Отчет о международном поиске сразу после его подготовки направляется Международным поисковым органом заявителю и Междуна­родному бюро» (статья 18 (2)), которое приобщает его к международной заявке.

«После получения отчета о международном поиске заявитель имеет право один раз изменить формулу международной заявки, предоставив изменения в Международное бюро» (статья 19 (1)). Заявитель на основании отчета о международном поиске должен самостоятельно оценить патентоспособность своего изобретения и принять решение о целесообразности продолжения процедуры патентования или изъятии заявки

Если заявка не изъята заявителем, она пуб­ликуется Международным бюро по истечении 18-ти месяцев с даты приоритета вместе с отчетом о международном поиске. Заяв­ки, поданные на английском, немецком, французском, рус­ском, испанском, японском и китайском языках, публикуют­ся без перевода. Заявки, поданные на других языках, публикуются в переводе на ан­глийский язык. Публикация заявки осуществляется с целью раскрытия существа изобретения заинтересованным в нем лицам и установления объема охраны авторских прав в случае получения патента.

«По требованию заявителя по его международной заявке проводится международная предварительная экспертиза…Требование на проведение международной предварительной экспертизы подается отдельно от международной заявки… В требовании должны быть определены… государства, в которых заявитель намеревается использовать результаты международной предварительной экспертизы («выбранные государства»)…» (статья 31 (1), (3), (4)). Заявитель может подать такое требование не в своё национальное патентное ведомство, а непосредственно в орган международной предварительной экспертизы, оплатив ему все необходимые пошлины, включая пошлину в твердой валюте в пользу Международного бюро ВОИС, которая в настоящее время составляет 150 долларов США. Органами международной предварительной экспертизы являются по существу те же органы, которые назначаются Ассамблеей как международные поисковые органы.

«Целью международной предварительной экспертизы является составление предварительного и необязывающего заключения, представляется ли заявленное изобретение новым, соответствует ли оно изобретательскому уровню… и может ли быть промышленно применимым» (статья 33 (1)). «Заключение международной предварительной экспертизы… рассылается Международным бюро в каждое выбранное ведомство» (статья 36 (3)). Несмотря на то, что результаты пред­варительной экспертизы не обязательны для национальных ведомств при последующей эк­спертизе в выбранных государствах, наличие этих результатов существенно снижает трудоемкость процедуры национального патентования.

На этом заканчивается международная и начинается национальная фаза процедуры патентования. Перевод международной заявки на национальную фазу в указанных ведомствах должен быть сделан до истечения 20-ти месяцев с даты приоритета, а в выбранных ведомствах — до истече­ния ЗО-ти месяцев.

Далее заявитель должен, как и при обычном патентовании, подбирать себе патентных поверенных, переводить заявку на языки национального делопро­изводства и уплачивать национальные пошлины во всех ука­занных или выбранных государствах. Преимущес­твом РСТ является не только сокращение трудоемкости и сроков рассмотрения заявок в национальных ведомствах, но и отсрочка значительных валютных рас­ходов на патентование в национальных ведомствах.

Административные положения РСТ предусматривают наличие Ассамблеи, Исполнительного комитета, Международного бюро и Комитета по техническому сотрудничеству. Генеральный директор ВОИС является главным должностным лицом Союза, а Международное бюро ВОИС осуществляет функции Международного бюро Союза. Ассамблея и Исполнительный комитет созываются Генеральным директором ВОИС одновременно с Генеральной Ассамблеей и Координационным комитетом ВОИС.

Задачей Комитета по техническому сотрудничеству «…является содействие путем подготовки предложений и рекомендаций: постоянному совершенствованию услуг, предусмотренных настоящим Договором; обеспечению максимального единообразия в документации, методах работы и максимальной степени одинаково высокого качества отчетов и заключений, пока существует несколько международных поисковых органов и органов международной предварительной экспертизы» (статья 56 (3)).

Смотрите так же:  Проживание в апатитах

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 299 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные положения Договора о патентной кооперации («РСТ») (1970 г.)

Договор о патентной кооперации (PCT) позволяет испрашивать патентную охрану изобретения одновременно в каждой из большого числа стран путем подачи «международной» патентной заявки. Такая заявка может быть подана любым лицом, которое является гражданином или резидентом договаривающегося государства PCT. Как правило, она может быть подана в национальное патентное ведомство договаривающегося государства, гражданином которого является заявитель или в котором он проживает, либо, по выбору заявителя, в Международное бюро ВОИС в Женеве.

Если заявитель является гражданином договаривающегося государства или проживает на территории договаривающегося государства, которое является участником Европейской патентной конвенции, Харарского протокола о патентах и промышленных образцах (Харарский протокол), Бангийского соглашения или Евразийской патентной конвенции, то международная заявка может быть подана также, соответственно, в Европейское патентное ведомство (ЕПВ), Африканскую региональную организацию интеллектуальной собственности (АРОИС), Африканскую организацию интеллектуальной собственности (АОИС) или Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

Договор подробно регулирует формальные требования, которым должна отвечать международная заявка.

В результате подачи международной заявки по процедуре PCT все договаривающиеся государства-участники PCT автоматически становятся указанными государствами с даты подачи международной заявки. Последствия подачи международной заявки в каждом из указанных государств одинаковы и равносильны последствиям подачи национальной патентной заявки в национальное патентное ведомство соответствующего государства.

В отношении международной заявки выполняется международный поиск. Такой поиск осуществляется одним из компетентных международных поисковых органов (МПО), предусмотренных PCT [1], и по итогам такого поиска составляется отчет о международном поиске, представляющий собой перечень ссылок на опубликованные документы, способные повлиять на патентоспособность изобретения, притязание на которое содержится в международной заявке. Кроме того, составляется предварительное и не имеющее обязательной силы письменное заключение о соответствии изобретения критериям патентоспособности в свете результатов, отраженных в отчете о поиске.

Отчет о международном поиске и письменное заключение направляются заявителю, который после ознакомления с их содержанием может принять решение об отзыве заявки, особенно в случаях, когда из содержания отчета и заключения следует вывод о маловероятности выдачи патентов, или об изменении пунктов формулы изобретения, содержащейся в заявке.

Если международная заявка не отзывается, Международное бюро публикует ее вместе с отчетом о международном поиске. Одновременно с этим письменное заключение публикуется в базе данных PATENTSCOPE.

До истечения 22 месяцев с даты приоритета заявитель может направить в орган для международного дополнительного поиска (ОМДП) (МПО, готовый выполнить такую работу) запрос на проведение дополнительного поиска соответствующей документации, при котором особое внимание обращается на документы на конкретном языке, на котором специализируется данный орган. Цель такого дополнительного поиска – снизить вероятность выявления на национальной стадии рассмотрения заявки дополнительных документов, существование которых сделало бы выдачу патента маловероятной.

Заявитель, решивший продолжить процедуру подачи международной заявки с целью получения национальных (или региональных) патентов, имеет право отложить, применительно к большинству договаривающихся государств, начало национальной процедуры в каждом указанном ведомстве, включающей предоставление (при необходимости) перевода заявки на официальный язык соответствующего ведомства, уплату ему установленных пошлин и использование услуг местных патентных поверенных, на срок до окончания тридцатого месяца с даты приоритета.

Если заявитель желает внести изменения в заявку – например, с учетом документов, выявленных в отчете о поиске, и выводов письменного заключения – и обеспечить продление срока возможной патентоспособности исправленной заявки, он может подать запрос на проведение необязательного международного предварительного поиска. Результатом предварительного поиска является международное предварительное заключение о патентоспособности (глава II МПЗП), которое составляется одним из компетентных органов международной предварительной экспертизы (ОМПЭ), предусмотренных PCT [2], и содержит предварительное и не имеющее обязательной силы заключение о патентоспособности заявленного изобретения. Это заключение дает заявителю еще более надежные основания для оценки вероятности получения патента и, если отчет оказывается благоприятным, более надежные основания для дальнейшей подачи заявок в национальные и региональные патентные ведомства. Если международная предварительная экспертиза не запрашивалась, то Международное бюро составляет на основании письменного заключения МПО международное предварительное заключение о патентоспособности (глава I МПЗП), которое направляется указанным ведомствам.

Процедуры, предусмотренные РСТ, дают многочисленные преимущества заявителям, патентным ведомствам и обществу в целом:

(i) заявитель, использующий процедуру РСТ, получает по сравнению с заявителями, которые не используют данной процедуры, дополнительный срок (до 18 месяцев) для решения вопроса о целесообразности испрашивания охраны в других странах, назначения местных патентных поверенных в каждой из других стран, подготовки необходимых переводов и уплаты национальных пошлин;

(ii) заявителю гарантируется, что в том случае, если его международная заявка соответствует форме, предписанной РСТ, она не может быть отклонена по формальным основаниям ни одним из указанных ведомств на национальной стадии рассмотрения заявки;

(iii) на основании отчета о международном поиске и письменного заключения заявитель может с достаточной степенью вероятности оценить возможность получения патентной охраны своего изобретения;

(iv) в период выполнения необязательной международной предварительной экспертизы заявитель имеет возможность внести изменения в международную заявку и тем самым привести ее в большее соответствие с установленными требованиями до ее передачи на оформление в различные патентные ведомства;

(v) благодаря отчету о международном поиске, письменному заключению и, в соответствующих случаях, международному предварительному заключению о патентоспособности, которые направляются указанным ведомствам вместе с международной заявкой, объем работы патентных ведомств по проведению поиска и экспертизы может быть значительно сокращен либо сведен к нулю;

(vi) в договаривающихся государствах, которыми подписаны соглашения о применении в рамках PCT системы ускоренного патентного делопроизводства (PCT-PPH) или другие аналогичные договоренности, заявители могут воспользоваться на национальной фазе процедурой ускоренной экспертизы;

(vii) поскольку каждая международная заявка публикуется вместе с отчетом о международном поиске, третьим лицам легче составить обоснованное мнение о патентоспособности заявленного изобретения; и

(viii) благодаря международной публикации PATENTSCOPE заявители получают возможность оповестить весь мир о поданных ими заявках, что может служить эффективным средством рекламы и поиска возможных лицензиатов.

В конечном итоге PCT:

  • дает заявителям выход на весь мир;
  • упрощает выполнение различных формальных требований;
  • позволяет отсрочить основные расходы, связанные с международной охраной патентов;
  • делает решения, касающиеся патентов, более обоснованными; и
  • применяется крупнейшими компаниями, научно-исследовательскими учреждениями и университетами всего мира при испрашивании международной патентной охраны.

В рамках РСТ создан Союз, который имеет Ассамблею. Членами Ассамблеи являются все государства, участвующие в РСТ. Наиболее важные задачи Ассамблеи включают внесение поправок в Инструкцию к Договору, принятие двухгодичной программы и бюджета Союза, а также установление размера некоторых пошлин за использование системы РСТ.

Ассамблея Союза РСТ приняла решение о введении специальной льготной меры в интересах (1) заявителей, которые являются физическими лицами-гражданами или резидентами государства, включенного в перечень государств с валовым внутренним продуктом ниже 25 000 долл. США (согласно публикуемым Организацией Объединенных Наций средним показателям валового внутреннего продукта на душу населения в постоянных ценах 2005 г. в долл. США за последние десять лет), физические лица-граждане или резиденты которых подают менее 10 международных заявок в год (в расчете на миллион жителей) или менее 50 международных заявок в год (в абсолютных цифрах) согласно среднегодовым показателям подачи заявок за последние пять лет, публикуемым Международным бюро; и (2) заявителей, как физических, так и юридических лиц, которые являются гражданами или резидентами государств, отнесенных Организацией Объединенных Наций к категории НРС. Эта льгота заключается в снижении на 90 процентов размера некоторых пошлин, уплачиваемых в соответствии с Договором.

Более подробная информация о РСТ приводится на веб-сайте РСТ, в Руководстве PCT для заявителей, публикуемом ВОИС на английском и французском языках, и Информационном бюллетене PCT, публикуемом ВОИС на английском языке.

PCT был заключен в 1970 г., пересмотрен в 1979 г. и изменен в 1984 г. и в 2001 г..

Право свободного присоединения к Договору предоставлено государствам-участникам Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.). Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

[1] В качестве международных поисковых органов в рамках РСТ действуют (по состоянию на 1 июля 2018 г.) патентные ведомства Австралии, Австрии, Бразилии, Канады, Китая, Египта, Финляндии, Индии, Израиля, Японии, Республики Корея, Российской Федерации, Сингапура, Испании, Швеции, Турции, Украины, Соединенных Штатов Америки, Европейское патентное ведомство, Патентный институт Северных стран и Вышеградский патентный институт. Подписано соглашение, дающее право исполнять функции МПО патентному ведомству Филиппин, но указанное ведомство пока не приступило к этой работе.

[2] В качестве органов международной предварительной экспертизы в рамках РСТ действуют (по состоянию на 1 июля 2018 г.) патентные ведомства Австралии, Австрии, Бразилии, Канады, Китая, Египта, Финляндии, Индии, Израиля, Японии, Республики Корея, Российской Федерации, Сингапура, Испании, Швеции, Турции, Украины, Соединенных Штатов Америки, Европейское патентное ведомство, Патентный институт Северных стран и Вышеградский патентный институт. Подписано соглашение, дающее право исполнять функции ОМПЭ патентному ведомству Филиппин, но указанное ведомство пока не приступило к этой работе.