Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды

Моделирование — метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического).

Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологической экспертизой. Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т. е. оценка хозяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической

безопасности и системе рационального природопользования. В

основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип комплексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моделирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Мониторинг окружающей среды — система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый.

Глобальный мониторинг — слежение за развитием общемировых процессов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата).

Региональный (локальный) мониторинг — слежение за природными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоянием воздуха в городах).

Фоновый (базовый) мониторинг — слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.

Импактный мониторинг — слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств, в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов, т.е. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндика-ция).

Экологический мониторинг

EcoStandard group с 1997 года проводит комплексные экологические исследования и мониторинг объектов любого уровня сложности:

  • при проведении строительных работ
  • при эксплуатации предприятий, в том числе натурные наблюдения с целью утверждения границ санитарно-защитной зоны
  • в процессе недропользования, для выполнения условий лицензионных соглашений в частности охраны объектов окружающей среды

Наличие собственной мобильной и стационарной аккредитованной лаборатории позволяет в кратчайшие сроки проводить исследования даже в самых труднодоступных территориях, включая регионы Крайнего Севера.

При проведении экологического мониторинга наряду с полевыми исследованиями и наземной съемкой используются методы аэро- и космического дешифрирования.

В случае необходимости решения нестандартных задач, мы формируем экспертную группу с привлечением независимых специалистов по разным направлениям (уровня профессорского состава ведущих ВУЗов страны, академиков РАН, РАЕН, РААСН, ведущих экспертов специализированных и отраслевых НИИ).

Экологический мониторинг представляет собой наблюдение за состоянием компонентов окружающей среды в зоне потенциального негативного воздействия производственных объектов, а также оценку и прогноз изменений их состояния

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Понятие и объекты экологического контроля

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природ­ной среды.

Исходя из задач экологического контроля, пре­дусмотренных Законом РСФСР «Об охране окру­жающей природной среды» (ст. 68), можно опреде­лить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за со­стоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Объектами экологического контроля явля­ются:

— природная среда, ее состояние и измене­ния;

— деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному ис­пользованию природных ресурсов и охране ок­ружающей природной среды;

— соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и ох­раны окружающей природной среды.

В процессе осуществления экологического контроля применяются раз­нообразные методы? наблюдение за состоянием окружающей природной среды; сбор, анализ к обобщение информации; проверка выполнения эко­логических правил и норм? проведение экологической экспертизы; преду­преждение и пресечение экологических правонарушений; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц админист­ративной и уголовной ответственности и др.

Система экологического контроля

В систему экологического контроля входят: государственная служба на­блюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»).

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

— наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

— обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружаю­щей природной среды;

— прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

— обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделя­ется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным ко­дексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами эко­логического законодательства.

Организационной основой государственного экологического монито­ринга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мони­торингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению эколо­гического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, ре­гиональные центры наблюдения, научно-исследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают про­гнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.

Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупрежде­ния и устранения последствий негативных процессов (ст. 109 Земельного ко­декса РСФСР). Он проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике.

Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за ги­дрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателя­ми их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и оп­ределения степени эффективности осуществляемых водоохранных меро­приятий. Указанный мониторинг возложен на органы управления водным хозяйством в составе Министерства природных ресурсов РФ совместно с ор­ганами управления использованием и охраной недр, а также Росгидромета и Госкомэкологии России (ст. 78 Водного кодекса РФ).

Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюде­ний за распространением, численностью, физическим состоянием объек­тов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуще­ствляется органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Госкомэкологии Рос­сии, Рослесхоза и др.

В осуществлении государственного экологического мониторинга прини­мает участие и ряд других органов специального управления в пределах сво­ей компетенции — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и др.

Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются со­ставными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Общее руководство созданием и функционированием единой государст­венной системы экологического мониторинга осуществляет в установлен­ном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в от­личие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъек­тами природопользования, выявление нарушений экологического законода­тельства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные ин­спекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохра­на, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

— посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

— проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблю­дение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

— выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

— устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стацио­нарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

— назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

— требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;

— привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ­ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;

— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека.

Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.

Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабора­ториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность кото­рых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологическо­го контроля — проверка выполнения планов и мероприятий по охране при­роды и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества ок­ружающей природной среды, выполнения требований экологического зако­нодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выде­лением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.

В рамках общественного контроля граждане и их организации, обществен­ные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совме­стно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодатель­ства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений * .

* Полномочия граждан и общественных экологических объединений в данной сфере рассматриваются в главе 1 учебного пособия.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охра­ны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность эколо­гических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических про­блем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

Важное звено экологического контроля — экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечи­вающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет эколо­гических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

Оценка воздействия на окружающую среду

В целях реализации ст. 41 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и выполнения обязательств РФ в связи с подписанием международной Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» было принято Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ, утвержденное приказом Министерства ох­раны окружающей среды и природных ресурсов от 18 июля 1994 № 222.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества эко­логических и связанных с ними социальных, экономических и иных послед­ствий реализации хозяйственной и другой деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

— концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отрас­левого и территориального социально-экономического развития;

— схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

— градостроительной документации (генеральных планов городов, про­ектов и схем детальной планировки и т. д.);

— документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

— предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструк­ции и расширения действующих хозяйственных и иных объектов и ком­плексов (п. 2.1 Положения).

При подготовке документации, обосновывающей развитие ряда объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, проведение ОВОС является обязательным. Перечень таких видов и объектов приводится в приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Целесо­образность проведения ОВОС по остальным видам и объектам деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представ­лению органов по охране окружающей природной среды.

Результатом проведения ОВОС является вывод о допустимости воздейст­вия намечаемой им деятельности на окружающую среду.

Обосновывающая документация по реализации видов и объектов хозяй­ственной деятельности, содержащая результаты проведения ОВОС, пред­ставляется на государственную экологическую экспертизу.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и опреде­ление допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельно­сти на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко­номических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) про­верке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требовани­ям, а ее цель — в предупреждении вредных экологических и иных последст­вий такой деятельности.

Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экс­пертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей сре­ды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях — федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организа­циями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том чис­ле проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обяза­тельным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

— специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);

Смотрите так же:  Передача дел главного бухгалтера приказ

— экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномо­ченным органом по проведению экспертизы;

— заказчик документации, подлежащей экспертизе, — предприятие, ор­ганизация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводить­ся экологическая экспертиза.

Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяй­ственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окру­жающую природную среду, а также ее результаты.

Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводи­мой на федеральном уровне, подлежат:

— проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

— проекты комплексных и целевых федеральных программ;

— проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических зон и территорий с особым режимом природопользования;

— проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

— проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри­ториальной организации производительных сил РФ;

— проекты инвестиционных программ;

— проекты комплексных схем охраны природы;

— технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения, консервации и лик­видации объектов хозяйственной деятельности;

— проекты международных договоров;

— договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;

— материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;

— проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;

— проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных терри­торий;

— иные виды документации.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической эксперти­зы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую экспертизу;

— независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Стадии экспертного процесса подробно урегулированы законодательст­вом. Его результатом становится заключение экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, который содержит обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объ­екта экологической экспертизы.

Заключение экспертной комиссии подлежит утверждению специально уполномоченным государственным органом в области экологической экс­пертизы, после чего оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичный порядок утверждения предусмот­рен законом и для заключения общественной экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспер­тизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет ре­ализации объекта экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Экологическая экспертиза, экологический мониторинг и экологический аудит как факторы контроля воздействия загрязнения на окружающую среду

В РФ обеспечивается охрана окружающей среды от последствий всех видов деятельности человека, в том числе от загрязнения.

Для этого проводятся как упреждающие мероприятия еще на стадии подготовки проектируемой документации для создания различных объектов (экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду), так и регулярный контроль деятельности этих объектов (экологический мониторинг) и ее экологическая оценка (экологический аудит).

Экологическая экспертиза в России создана в 1995 г., почти на два десятилетия позже, чем в других экономически развитых странах. В России общие положения об экологической экспертизе содержатся в Законе «Об охране окружающей среды» (1991), более детально изложены в Законе «Об экологической экспертизе» (1995). В 1994 г. принято и действует «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации».

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Закон об экологической экспертизе определяет ее обязательное проведение в двух видах: государственной и общественной экспертизе.

Проведение экологической экспертизы обязательно для всех видов проектов хозяйственных объектов, а также планов и программ территориального и отраслевого развития. В дополнение к ранее принятым документам в 2000 г. принято новое Положение «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Экологическая экспертиза имеет упреждающее значение, она проводится до начала деятельности проектируемого объекта и должная быть гарантом обеспечения экологической безопасности его будущей деятельности. Состав экспертной комиссии утверждается Министерством природных ресурсов, в нее входят специалисты разных отраслей, которые могут наиболее полно оценить

влияние проектируемого объекта на окружающую среду. Заключение экспертов доводится до сведения проектной организации. Решения общественной экспертизы часто носят рекомендательный характер.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) направлена на получение доказательств того, что намечаемая инициатором производственная деятельность не вызовет отрицательных экологических последствий в том регионе, где эта деятельность планируется. По определению ОВОС — это структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решения о хозяйственном развитии. Подготовленный при этом документ должен содержать анализ прогнозируемых изменений природной среды (почвы, климатические, геологические, гидрогеологические, геоморфологические, биологические условия) под влиянием антропогенной деятельности, в том числе оценку этих изменений на основе их соответствия существующим нормативам качества и природных сред, и материалов. Документ должен также содержать оценку характера, масштаба, степени воздействия, в том числе вероятности риска воздействия проектируемого мероприятия и остаточных последствий этого воздействия. Разработчики ОВОС должны подготовить экономическую и социальную оценку последствий устранения тех нарушений в состоянии окружающей среды, которые может вызвать проектируемая деятельность.

Прогноз разработчиков ОВОС может быть основан на экспертных оценках и на фактографическом материале. При выработке прогнозов часто применяются методы экстраполяции. Также проводится прогнозирование по аналогиям, которое позволяет определить размеры зон, подверженных влиянию проектируемого производства, выявить основные тенденции изменения окружающих природных сред и стадийность этих изменений.

После завершения всех подготовительных этапов (техническая, экономическая, экологическая документация), создания и начала функционирования предприятия окружающие его природные среды становятся объектом экологического мониторинга, если отходы предприятия могут негативно влиять на окружающую среду, на здоровье людей.

Экологический мониторинг — система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Такое определение понятия «экологический мониторинг» было дано в Программе ЮНЕСКО МАБ «Человек и Биосфера» в 1968 г. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка вызванных ими изменений состава и свойств воздуха атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, почв, животного и растительного мира. На основе выявленных закономерностей составляется прогноз экологических последствий антропогенной деятельности и ее влияния на здоровье людей и состояние экосистемы в целом.

Загрязнение — мощный фактор влияния на все виды природных сред, и контроль поступления и распространения загрязняющих веществ в окружающей среде составляет одну из важнейших задач экологического мониторинга. Проводится он на разных уровнях, которые выделяются по масштабам распространения поллютантов и уровню обобщения получаемой при мониторинге информации: на локальном, региональном, глобальном уровнях. Для оценки содержания загрязняющих веществ в природных средах разработана нормативная база, которая позволяет выявить зоны распространения поллютантов в количествах, представляющих опасность для человека и для экосистемы в целом. Залог успеха экологического мониторинга — его комплексность, которая обеспечивается системой сопряженного контроля состояния атмосферы, природных вод, почв, биоты.

Программа экологического мониторинга включает выбор контролируемых показателей для различных природных сред, требования к выбору точек опробывания и методов определения показателей, основания для оценки полученных уровней показателей и прогноза их изменения. Выполнение программы мониторинга предполагает проведение полевых наблюдений, обеспечивающих прямое измерение ряда контролируемых показателей и отбор проб для последующего их лабораторного исследования, проведение лабораторных работ с использованием стандартизованных методов, анализ полученных результатов и их экологическую оценку, обобщение результатов для характеристики экологического состояния района, региона, страны, планеты, обеспечение хранения полученной информации для наблюдений динамики состояния экосистемы и прогноза ее изменения. Наряду с наземными наблюдениями все большее распространение получают дистанционные методы контроля состояния природных сред (авиационные, аэрокосмические).

Экологический аудит — комплексная оценка соответствия деятельности предприятия природоохранному законодательству (требования безопасности и охраны окружающей среды, рациональное природопользование, защита от чрезвычайных ситуаций). Нормативно-методической основой для экологического аудита служат государственные стандарты ГОСТы ИСО 14010-98, 140111-98, 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой».

Цель экологического аудита — определить, соответствует ли система управления окружающей средой в проверяемой организации критериями аудита, установить, внедрена ли в проверяемые организации система управления окружающей средой и насколько она эффективна, идентифицировать области для потенциального улучшения системы управления окружающей средой. Проводят экологический аудит аудиторы, имеющие специальную лицензию. Заинтересованы в проведении экологического аудита и государственные организации, и частные предприниматели, инвестирующие в экономику России.

Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности?

Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности?

В данной статье мы попытаемся в доступной форме объяснить, что такое экологическая экспертиза, экологический аудит (экологическое аудирование), экологический мониторинг и какое отношение эти виды деятельности имеют к здоровью человека в местах его постоянного пребывания (в квартире, в офисе, на дачном участке).

Нередко возникает ситуация когда необходимо обратиться за помощью к экологам. Чаще всего это связано с покупкой недвижимости, выбором офиса, проверкой экологического состояния строительных материалов либо какой-либо иной ситуацией, когда необходимо проверить экологическую чистоту помещения, узнать о степени экологической безопасности для человека. Бывает так, что заинтересованное лицо (не очень разбирающееся в экологическом праве) подыскивает фирмы, занимающихся экологической экспертизой либо экологическим аудированием или экологическим мониторингом, что в корне неверно.

В данной статье мы попытаемся в доступной форме объяснить, что такое экологическая экспертиза, экологический аудит (экологическое аудирование), экологический мониторинг и какое отношение эти виды деятельности имеют к здоровью человека в местах его постоянного пребывания (в квартире, в офисе, на дачном участке).

Стоит отметить, что с юридической точки зрения, экологическая экспертиза- несколько иное, чем экологическое обследование помещений. Для начала посмотрим, что же говорит закон «об экологической экспертизе» (№174-ФЗ от 23.11.95)

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Закон поясняет в каких случаях применяется экологическая экспертиза: при решении вопроса о строительстве, при разработке проектов правовых актов, федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, в отношении проектов генеральных планов развития территорий, проектов схем развития промышленности, проектов генеральных схем расселения, природопользования, проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации, технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду и многое-многое другое (ст.11-12 Закона).

То есть объектом экологической экспертизы является любая хозяйственная либо иная деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по своей сути является независимой, проводится экспертной комиссией, включающей в свой состав экспертов, как штатных, так и сторонних (внештатных).

Результатом работы экологической экспертизы является заключение, то есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В большинстве случаев, экологическая экспертиза отвечает на вопрос, можно ли проводить строительство без причинения вреда природе или нет, не нанесет то или иное строительство вреда природе.

Схожим с экологической экспертизой по своим задачам является экологическое аудирование (или экологический аудит, экоаудит) — еще один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в РФ.

Экологический аудит — это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Иначе говоря, это проверка выполнения на предприятии определенной деятельности в экологическом аспекте.

Таким образом, юридически, ни экологическая экспертиза не экологический аудит не имеет никакого отношения к микроэкологии (экологии жилья, офиса, помещений для пребывания человека вообще), как подотрасли экологии. И экологическая экспертиза и экологический аудит имеют дело с хозяйственной деятельностью и степенью воздействия этой деятельности на природу и на здоровье человека.

Экологический мониторинг — система регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, с целью оценки загрязнения и прогнозирования экологической ситуации. Санитарно-гигиенический мониторинг это составляющая экологического мониторинга- наблюдение за каким-либо факторами (шумовое загрязнение, электромагнитное, радиация) с точки зрения их влияния на здоровье человека. В крупных городах (таких как Москва) имеется сеть автоматизированных постов, ведущих сбор информации об окружающей среде. Регулярно с этих постов собираются данные об экологической обстановке в городе.

Но что нужно человеку, заботящегося о своем здоровье и здоровье своих близких, об экологической безопасности своего жилья, своего рабочего места? Человека интересует уже существующий объект -квартира, дом, офис (либо, реже чистота строительных материалов при строительстве, ремонте) и здоровье человека в нем, с точки зрения не воздействия этого объекта на природу, а воздействия (действительного или возможного) на здоровье человека. Для решения этих проблем и существуют такие организации как «Экология жизненного пространства», объектом деятельности которых и является экологическая безопасность человека в доме, офисе, местах постоянного пребывания. Такие организации появились сравнительно недавно. Путем привлечения экспертов со стороны, либо своими специалистами обследуются все возможные экологические факторы, оказывающие влияние на здоровье человека (с учетом индивидуальных особенностей заказчика- возраста, здоровья, наличия хронических заболеваний, аллергий, жалоб на плохое самочувствие у проживающих, либо работающих в помещении), после чего, получив все результаты исследований, опытный эколог делает вывод о наличии, либо об отсутствии экологической опасности и пути решения проблемы. Деятельность таких экологических организаций правильнее было бы назвать экспертизой экологической безопасности, что юридически наиболее точно.

Ястребцев А.С. (Экология жизненного пространства)

Экологический контроль и экологическая экспертиза

Понятие, виды, содержание экологического контроля. Государственный экологический контроль: формы и методы его осуществления. органы осударственного экологического контроля и их полномочия. Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, объекты, порядок финансирования и проведения. Правовые последствия отступления от установленного порядка проведения оценки оздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды. Объекты, порядок назначения и проведения экологической экспертизы.

Понятие, виды, содержание экологического контроля

Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Смотрите так же:  Практика применения закона об осаго

Экологическому контролю посвящена глава XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

4.1.1. Государственный экологический мониторинг означает наблюдение за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (см. ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в главе X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью — статью 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга: формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы; взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации; осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.

Экологический мониторинг осуществляется в целях: наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи: организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее; информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды; формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды; обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют: с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации — в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга; с Федеральным космическим агентством — при предоставлении и использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах обеспечения экологического мониторинга.

4.1.2. В отличие от экологического мониторинга Государственный экологический контроль — один из видов административно-управленческой деятельности со всеми необходимыми полномочиями.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» он осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю:

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации: а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи; б) объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств; в) объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации; г) объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране: природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса; зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации; природные объекты Байкальской природной территории.

2. Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации: а) объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го класса опасности; б) объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы; в) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; г) объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты; д) объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Этот вид экологического контроля осуществляется органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают природоохранительные инспекции — санитарная, охотничья, лесная и т.п.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством РФ.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов РФ), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства.

4.1.3. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

4.1.4. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется ОМС или уполномоченными ими органами осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

4.1.5. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Он осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов

Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, объекты, порядок проведения

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — оценка воздействия на окружающую среду) — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Следовательно, целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. (в действ. ред.) N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, в установленном порядке.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности.

Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду надо рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).

7. Предоставление своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).

8. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, после проектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Смотрите так же:  Приказ номер 103

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом «Об экологической экспертизе». Ее сущность заключается в предварительной проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных последствий этой деятельности.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; (пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ) 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается по общим правилам не позднее чем через один месяц.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и составляет:

  • для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней;
  • для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней;
  • для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.

При этом он не должен превышать по общим правилам шесть месяцев.

Приказом Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10.09.2007 г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы, который начал действовать с 22.08.2008 г.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право: заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы; формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан: осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам; соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе; соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы; обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы; участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. А согласно административному регламенту существует и третий вариант – ГЭЭ может завершиться без результата. Такое может произойти в случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава даже после продления срока проведения государственной экологической экспертизы. При таком исходе все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы: о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оно учитывается при проведении государственной экологической экспертизы в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.