Конституционно правовой статус и полномочия президента рф

13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия

Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды.

Главой государства является Президент Российской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референдума в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромными полномочиями, которые он осуществляет самостоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответственности перед парламентом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями:

— отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;

— приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;

— обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;

— использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).

Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях:

1) добровольного ухода со своего поста (отставки);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят);

3) отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Полномочия Президента в законодательном процессе:

а) обладает правом законодательной инициативы (может вносить законопроекты в Государственную Думу);

б) обладает правом вето (может отклонить закон);

в) подписывает и обнародует законы;

г) назначает референдум;

д) назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее (в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ).

2. Полномочия Президента по формированию иных органов государственной власти:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

б) по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

в) принимает решение об отставке Правительства;

г) представляет Государственной Думе кандидату-для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;

д) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора;

е) формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

ж) формирует Администрацию Президента;

з) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

и) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

к) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

4. Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны:

а) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

б) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

в) утверждает военную доктрину РФ. 5. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан:

а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент России

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Владимир Владимирович Путин.

Присяга Президента России

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Статус и полномочия Президента

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Конституционно-правовой статус президента РФ (3)

Главная > Реферат >Государство и право

1 ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………………………..……..5

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ…………………….6

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ………….8

Конституционный статус Президента РФ…………………………………………. 8

Правовые акты Президента РФ……………………………………………………..11

Основные функции Президента Российской Федерации…………………………12

Полномочия Президента Российской Федерации…………………………………18

ПРАВОВОЙ СТАТУС АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………37

Актуальность темы. Президент РФ входит в систему федеральных органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти — законодательную, исполнительную, судебную.

Конституцией РФ закреплена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

В осуществлении своих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации, действия принципа разделения властей обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на всех уровнях.

Смотрите так же:  Детские пособия по белгородской области

Анализ изученных источников и литературы показал, что конституционно – правовой статус Президента РФ определен Конституцией РФ, а также нашел отражение в работах И.И. Радченко, Лукьяновой Л.Б, Глазуновой Н.И., Баглай М.В и т.д.

Цель работы. Целью работы является изучение конституционно-правового статуса Президента РФ.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

— изучить положение Президента РФ в системе органов государственной власти;

— изучить конституционный статус Президента РФ, его правовые акты, основные функции и полномочия;

— изучить правовой статус Администрации Президента РФ.

Объектом исследования является Президент Российской Федерации.

Предметом исследования – конституционно – правовой статус Президента РФ.

Теоретико – методологической основой и эмпирической базой работы послужили Конституция РФ, Федеральный закон от 01 января 2003г. «О выборах Президента Российской Федерации», учебная литература по конституционному праву РФ и системе государственного управления, и т.д.

Хронологические рамки исследования: период 2003 – 2009 гг.

1 ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ

1.1 Понятие главы государства

Президента можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” в буквальном переводе с латинского «presides» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путём выборов.

Исходя из Конституции РФ, Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ.

Таким образом, видно, что Президент как глава государства, наделён большим объемом полномочий и занимает особое место в системе органов государственной власти, но не входит на прямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они включают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четыре года, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др. 1

1.2 Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ

Пост Президента в РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.

Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

Вновь избранный Президент России перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти 2 .

2 КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.1 Конституционный статус Президента РФ

В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом 17 марта 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью.

Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Смотрите так же:  Гражданский иск в административном производстве

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации закреплен в главе 4 «Президент Российской Федерации» Конституции Российской Федерации 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008); Федеральным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (с последующими изменениями от 09. 02. 2009 № З-ФЗ); Федеральным Законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001г.№ 12-ФЗ и др.

В настоящее время срок президентских полномочий составляет 6 лет. До 21 января 2009 года этот срок составлял 4 года. Шестилетний срок является нововведением российской Конституции, поправки к которой вступили в силу 21 января 2009 года.

Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран:

— гражданин РФ;
— не моложе 35 лет;
— постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Правом выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации обладают и политические партии. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.

Избранным считается кандидат, собравший более половины голосов избирателей, принявших участия в выборах. Выборы признаются не состоявшимися в случае, если в них приняло участие менее половины избирателей. Если ни один из включенных в бюллетень кандидатов не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший большее, по сравнению с другим кандидатом, число голосов.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Прекращение исполнения Президентом своих полномочий наступает с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранного Президента.

Досрочное прекращение полномочий Президента РФ наступает в случае:

— отставки;
— стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
— отрешения от должности.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Процедура отрешения состоит из двух стадий:

1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т.е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (150 депутатов) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, 226 депутатов).

2) Решение об отрешении от должности Президента РФ выносит другая палата — Совет Федерации — двумя третями голосов от общего числа членов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В 1998 г. процесс импичмента был начат Государственной Думой в отношении Президента РФ Б.Ельцина, но процедура не была завершена.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации:

— определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

— представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

— принимает решения об отставке Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

— принимает решение об отставке Правительства РФ;

— назначает и освобождает от должности высокопоставленных должностных лиц государства;

— осуществляет руководство внешней политикой РФ;

— ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

— подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

— утверждает военную доктрину РФ;

— при обстоятельствах и в порядке, предусмотренным конституционным законом, вводит военное положение, чрезвычайное положение;

— назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией;

— обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, сам издает указы и распоряжения;

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

— награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

Осуществляет ряд иных полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации создана Администрация Президента Российской Федерации, деятельность которой регулируется
Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (ред. от 22.02.2005).

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации и помощники Президента Российской Федерации подчиняются Президенту.

В Администрации Президента существуют следующие самостоятельные подразделения: Аппарат Совета Безопасности РФ (на правах управления), Аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (на правах управления), Аппарат советников Президента Российской Федерации; Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации; Канцелярия Президента Российской Федерации (на правах управления); Контрольное управление Президента Российской Федерации; Референтура Президента Российской Федерации (на правах управления); Секретариат Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления); Управление Президента по работе с обращениями граждан; Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации; Протокольно-организационное управление Президента Российской Федерации; Экспертное управление Президента Российской Федерации.

Вся Администрация Президента призвана оказывать Президенту посильную помощь в исполнении возложенных на него непростых обязанностей.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Конституционно правовой статус и полномочия президента рф

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ; особенности конституционно-правового статуса Президента РФ; особенности статуса Администрации Президента РФ;
  • уметь обобщать нормы, определяющие функции и полномочия Президента РФ; различать нормативные и ненормативные акты Президента РФ;
  • владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих конституционно-правовой статус Президента РФ.

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Президент РФ, согласно ст. 80 Конституции РФ, является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ как глава государства не относится пи к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), а занимает особое место в системе высших органов государственной власти. Особое положение главы государства проявляется через его конституционно закрепленные функции.

Основы конституционно-правового статуса Президента РФ определяются Конституцией РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации» и другие главы). Специального федерального закона, регулирующего конституционно-правовой статус Президента РФ, не принято.

В установленном Конституцией РФ и развивающими ее положения нормативными правовыми актами порядке Президент РФ осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • – обеспечивает стабильность конституционного строя;
  • – обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ;
  • – является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • – принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности;
  • – определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • – представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международном уровне.
Смотрите так же:  Договор комплексного банковского обслуживания физических лиц ак барс банк

Особый статус Президента РФ как главы государства предполагает, что все его действия направлены на обеспечение взаимодействия и координирование законодательной, исполнительной и судебной власти с целью поддержания эффективности системы сдержек и противовесов. Для этого согласно Конституции РФ Президент РФ наделяется следующими полномочиями.

В сфере защиты нрав и свобод человека и гражданина:

  • – решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • – награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • – осуществляет помилование.
  • – формирует органы, осуществляющие посредничество между гражданами и Президентом по защите прав и свобод (Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка);
  • – по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты РФ [1] ;
  • – осуществляет другие полномочия.

В сфере формирования органов государственной власти и согласования их деятельности:

  • – назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • – имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ;
  • – принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • – представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;
  • – по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • – представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Счетной палаты РФ, а Совету Федерации его заместителя;
  • – обладает правом вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
  • – имеет право роспуска законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего законодательству [2] ;
  • – имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
  • – осуществляет другие полномочия.

В сфере назначения и руководства государственными органами:

  • – формирует Администрацию Президента РФ;
  • – представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ;
  • – представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
  • – распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей данных органов [3] ;
  • – имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ;
  • – по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • – назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • – учреждает и руководит деятельностью Государственного совета – совещательного органа [4] ;
  • – назначает и руководит деятельностью полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах [5] ;
  • – обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти;
  • – осуществляет другие полномочия.

В сфере правотворчества:

  • – обладает правом законодательной инициативы;
  • – подписывает и обнародует федеральные законы;
  • – обладает правом вето;
  • – ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • – подписывает ратификационные грамоты;
  • – принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • – назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • – имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • – осуществляет другие полномочия.

В сфере государственного строительства, обороны и безопасности государства:

  • – участвует в решении вопросов принятия и образования нового субъекта в составе Российской Федерации;
  • – обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • – осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, утверждает военную доктрину РФ;
  • – назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • – формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
  • – утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение данных испытаний;
  • – принимает решение о направлении российского воинского контингента за пределы Российской Федерации;
  • – осуществляет другие полномочия.

Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности Российской Федерации, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ может вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, а при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Гарантиями деятельности Президента РФ как главы государства служат его неприкосновенность и правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

Символом президентской власти является штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента РФ и датами его пребывания на этом посту. Оригинал штандарта находится в кабинете Президента РФ, а дубликат поднимается над резиденцией. Президент РФ имеет также Знак Президента РФ.

  • [1] См.: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  • [2] См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  • [3] См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  • [4] См.: Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации».
  • [5] См.: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».