Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (ст.ст. 9 — 14)

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами Российской Федерации в сфере управления государственной собственностью (статья)

Российская Федерация, по сути, заново воссоздается и политически, и экономически как государство федеративного типа и формирование новых отношений собственности, создание системы эффективного управления этой собственностью относятся к числу важнейших элементов механизма федеративных отношений. При этом указанные процессы протекают в России на основе преобразования на принципах федерализма всех основных государственно-правовых и экономических, в том числе и института государственной собственности.

Как представляется, одним из элементов задачи восстановления управляемости экономикой, и в частности, управления государственной собственностью, является децентрализация управления, предполагающая перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации в пользу последних с одновременным расширением прав субъектов. Однако это невозможно без четкого механизма взаимоотношений. При этом необходимо провести ряд принципов, которые позволят сделать данный механизм дееспособным.

Первый из них сочетание интересов государства в целом и конкретных региональных его составляющих.

Реализация этого принципа возможна при безусловном верховенстве федеральной законодательной власти и передаче значительной части полномочий исполнительной власти на места. За федеральными органами управления сохраняется функции разработки и воплощения в жизнь единой государственной политики.

Второй принцип — безусловное признание равенства прав всех субъектов Федерации независимо от их статуса. Хотя это положение является конституционным, оно не осуществлено до конца практически. До сих пор действует политика предоставления особых льгот и преференций отдельным регионам (в том числе и в финансовой сфере).

Третий принцип — законодательное закрепление механизмов взаимоотношений Федерации и ее субъектов, которое предусматривало бы в том числе и систему ответственности властей всех уровней за нарушения его работы. Учитывая, что этот процесс требует времени, имеет смысл использовать возможности договорных отношений центра и регионов.

В марте 1992 года субъектами Российской Федерации был подписан Федеративный Договор. Он состоял из трех частей, представлявших собой Договоры, подписанные, с одной стороны, федеральными органами государственной власти, а с другой — соответственно, органами власти суверенных республик в составе РФ; автономной области и автономных округов; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Эти договоры впоследствии были включены в Конституцию Российской Федерации 1993 года.

Федеративный договор основывался на четырех незыблемых положениях:

— во-первых, равенство конституционно-правового статуса частей, составляющих федерацию;

— во-вторых, уход от этноцентрического, национально-государственного подхода к государственности, согласно которому все имеют равные права и свободы независимо от этнической или расовой принадлежности, цвета кожи и т.д.;

— в-третьих, единым является не только экономическое или геополитическое, но и конституционно-правовое пространство- Конституции, Уставы и законы республик, краев, областей не должны противоречить Конституции и законам всей Российской Федерации;

— в-четвертых, сочетаемость единства и неделимости федеративного государства с максимальной самостоятельностью составляющих его субъектов.

Основные положения приведенного Договора нашли отражение в Конституции Российской Федерации от 1993 года. Согласно ст.72 п.”г” Конституции РФ, разграничение государственной собственности является предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. В настоящее время проявлением принципа “совместного ведения” могут считаться двусторонние договоры и соглашения между органами власти и управления Федерации и ее субъектов, в том числе и по разграничению собственности в различных сферах хозяйствования.

Согласно ст.71 Конституции РФ в сфере управления государственной собственностью к ведению Российской Федерации отнесены и нашли свое отражение в заключенных Договорах:

1) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

2) федеральная государственная собственность и управление ею;

3) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

4) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

5) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

6) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

7) федеральная государственная служба.

Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области управления государственной собственности отнесены:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

2) разграничение государственной собственности;

3) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

4) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправление.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Практика разграничения компетенции в настоящее время идет по пути заключения договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. На основании Федеративного договора и Конституции РФ Правительством Российской Федерации заключены Договоры с субъектами Федерации о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ. По состоянию на 01.11.97 года Правительством Российской Федерации заключены 35 таких договоров.

В основном эти договора воспроизводят соответствующий текст Конституции РФ. В них не нашли отражение такие важные вопросы, как определение приватизационных полномочий Федерации и ее субъектов (слабо отраженное в соответствующем законодательстве), статус федеральной собственности на территории субъектов Федерации, ответственность Федерации и ее субъектов за воспроизводство природных ресурсов, прежде всего минерально-сырьевой базы страны, и одновременно — за распределение экономического эффекта от использования природных благ и др. Думается, это не способствует увеличению реального вклада договорных документов в создание единого целостного и в то же время достаточно конкретного экономического механизма федеративных отношений и в повышение управляемости хозяйственными и социальными процессами в стране.

Кроме того, в договорных документах разграничение собственности осуществляется по ведомственному признаку, что методологически было задано еще Постановлением Верховного Совета Российской Федерации “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации. ” (оно приведено выше) от 27 декабря 1991 года, но оно игнорирует специфику социально -экономической ситуации в различных субъектах Федерации.

Вопросы распределения функций, прав и ответственности между федеральными органами и органами субъектов Федерации могут решаться с учетом политических соображений и реальных потребностей регионов; в этих условиях целесообразно использовать гибкие формы делегирования полномочий, исходя из того, что регионы в дополнение к своим функциям и полномочиям в управлении объектами государственной собственности могут быть наделены (по согласованию) теми функциями и полномочиями, которые обусловлены потребностями и возможностями регионов.

Это означает, что взаимоотношения органов государственной власти Федерации и ее субъектов переходят на принципы федерализма и согласованного разделения сфер интересов на федеральную и субъектов Федерации.

Таким образом, формируется порядок реализации совместных полномочий федеральными и местными органами государственной власти, где намечается несколько уровней. Из них можно выделить:

а) властно — распорядительный, связанный с реализацией исключительных полномочий федеральной властью;

б) согласительный, связанный с заключением соглашений между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов по определенному кругу конкретных полномочий;

в) участие в федеральных программах — субъекты принимают участие в них, исходя из своих интересов.

Но, вместе с тем, до сих пор нет правовой регламентации взаимоотношений между органами федеральной исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе в случаях делегирования своих полномочий органам исполнительной власти субъектов.

Кроме исполнительных органов государственной власти, управление экономикой субъекта федерации в соответствующей сфере и в пределах своей компетенции осуществляют территориальные органы некоторых министерств и ведомств Российской Федерации: Главное управление Центрального банка России по области (краю, республике), Территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Управление Федерального казначейства, Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, Государственная налоговая инспекция, Управление федеральной службы налоговой полиции Управление статистики и др.

Вместе с тем, эта система органов управления в регионах сформировалась без достаточного учета тех изменений, которые произошли в экономических отношениях вследствие реформирования института собственности. Следствием этого является недостаточно четкое разделение сфер деятельности, несогласованность задач и дублирование некоторых функций органами управления субъектов Федерации.

Смотрите так же:  Объяснительная записка утеря пропуска

Кроме разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, с позиции создания эффективного механизма федеративных отношений должны быть разграничены объекты государственной собственности на федеральном, субъектов Федерации и муниципальном уровнях. Объем и состав федеральной собственности должны соответствовать функциям и ответственности центра, в том числе и как гаранта соблюдения долгосрочных сырьевых, энергетических и экономических интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономико-правовой статус собственности субъектов Федерации, а также муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления.

С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, экологических и иных функций власти и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения. Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его инфраструктуры; регулирование естественных монополий общефедерального уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно- депрессивных отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий для населения.

Законодательством Российской Федерации осуществлено разделение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации (обобщенное определение собственности республик в составе Российской Федерации, краев и областей) и муниципальную.

В соответствии с пунктом ”г” ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом пунктом “д” ст.71 Конституции РФ определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная собственность и управление ею. При этом, до передачи в установленном порядке в собственность субъекта Федерации, государственная собственность считается находящейся в федеральной собственности. Это означает, что именно Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Еще до принятия конституции 1993 г. Закон “О собственности в РСФСР” в общей форме определил, какое имущество может находится в собственности субъектов федерации или в муниципальной собственности.

В государственной собственности РФ находятся имущество органов власти и управления РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета РФ, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности РФ и субъектов федерации могут находится средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для выполнения задач РФ, включая государственную казну РФ и, соответственно казну республик и других субъектов федерации.

В собственности субъектов Федерации находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов, ее населяющих, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных объединений Федерации.

Для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями, в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований закреплены имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, включая и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся на территории районов, непосредственно осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей.

В муниципальной собственности могут находится предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Положения этого закона были затем конкретизированы Постановлением Верховного Совета РСФСР № 3020-1 от 27 декабря 1991 года ”О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

В приложении № 1 к этому постановлению дан перечень видов объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а в Приложении № 2 — перечень видов объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Федерации, и в Приложении № 3 — перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению № 3020-1, независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов.

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. В их числе — ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся: государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из российского бюджета.

Объекты Российской академии наук, отраслевых академий Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров.

Предприятия и объекты геологической, картографо- геодезической, гидрометеорологической служб, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов; санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, стандартизации и метрологии, машиностроительные станции и полигоны, а также государственные запасы, мобилизационные резервы и предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

Это — предприятия и объекты добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья; топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта, за исключением автомобильного; речного и морского флота, газификации (за исключением муниципальной), федеральных автомобильных дорог общего пользования, предприятий связи, телерадиопередающие станции, государственные племенные и конные заводы, совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анодромных видов рыб, серпентарии.

5. Прочие объекты — предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятий и организаций по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесные фонды, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторую группу объектов государственной собственности (Перечень 2) составляют предприятия, относящиеся к федеральной собственности, отдельные объекты из которых могут передаваться в государственную собственность национально- и административно-территориальных образований и административное управление которыми до момента их приватизации осуществляет Правительство РФ.

К ним относятся предприятия всех отраслей народного хозяйства, занимающие доминирующее положение на российском или местных рынках товаров, работ и услуг, крупнейшие предприятия со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн. руб. или численностью занятых более 10 тыс. человек, предприятия атомного и энергетического машиностроения, рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы.

В составе таких объектов названы не включаемые в имущество предприятий государственные санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации, объекты гостиничного хозяйства, учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геолого-разведочные и изыскательские организации, научно-производственные объединения.

Сюда же относятся предприятия: автомобильного транспорта, по строительству и эксплуатации воднохозяйственных систем и сооружений, телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия и издательства, информационные и телеграфные агентства Министерства печати и массовой информации России, общереспубликанские предприятия строительства, производство строительных материалов и конструкций.

Средние специальные и профессиональные учебные заведения, имеющие общереспубликанское значение, базы комплектации, холодильные установки, элеваторное хозяйство, оптовоскладские помещения и предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций также включены в перечень таких объектов.

Постановлением № 3020-1 (Перечень 3) к муниципальной собственности местных органов самоуправления отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.

В число таких объектов, находящихся в оперативном управлении местной администрации, входят: жилищный и нежилой фонд, обслуживающие их жилищно-эксплуатационные и ремонтные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, включая метрополитен, внешнего благоустройства и обслуживающие их предприятия и др.

К муниципальной собственности отнесены и такие объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов федерации, как предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, оптовоскладские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий.

В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта. В состав муниципальной собственности входят предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность субъектов федерации, муниципальную собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

В соответствии с п. 3 этого постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов федерации.

Особое значение имеет последний абзац п. 3 данного постановления. В нем прямо указано, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Смотрите так же:  Пенсия в 2019 году минимум

Таким образом, было законодательно установлено, что до момента определения и соответствующего оформления прав собственности она является федеральной.

Действие постановления не распространяется на землю, ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир (п. 1), а также на объекты интеллектуальной собственности и объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории России, правовой режим которых определяется другими законодательными актами РФ и международными соглашениями.

Порядок, заложенный постановлением, не распространяется также на объекты, ранее переданные в собственность нынешних субъектов федерации, в порядке, установленном Законом РФ «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в негосударственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

Во исполнение постановления Верховного Совета, о котором идет речь, Президент России издал распоряжение (от 18 марта 1992 г.) № 114-РП «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (далее Положение). Распоряжение определяет порядок составления перечня объектов, подлежащих передаче в государственную собственность субъекта федерации, и процедуру передачи.

Для передачи имущества в собственность субъектов федерации, соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни находящихся на их территории объектов, куда включаются объекты, не отнесенные к федеральной и муниципальной собственности в соответствии с Приложениями 1-3.

По объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов федерации в соответствии с Приложением № 2, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с теми органами государственного управления, в ведении которых находятся такие объекты.

В соответствии с Положением указанные перечни подлежали утверждению соответствующим Советом народных депутатов республики в составе РФ субъекта. В настоящее время такие перечни утверждаются главами администраций субъектов федерации.

Утвержденные перечни направляются на регистрацию в Госкомимущество, который проверяет перечни и содержащиеся в них данные на соответствие указанным выше документам.

В случае несоответствия Госкомимущество РФ вправе исключить их из перечня, о чем уведомляет орган, утвердивший перечень. По исключенным из перечня объектам Правительство РФ принимает отдельное решение.

Довольно оригинальна с точки зрения действующего российского законодательства предусмотренная Положением процедура утверждения правительством перечня объектов, передаваемых в собственность субъекта федерации.

Так, в соответствии с п. 8 Положения не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность субъекта федерации с момента принятия постановления правительства об их передаче или по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение правительства не было принято. Таким образом, если Госкомимуществом либо Правительством РФ будет пропущен срок для принятия решения об утверждении перечня, все объекты, включенные в данный перечень субъектом федерации, считаются переданными в государственную собственность последнего.

Порядок оформления прав собственности имеет важные особенности. Так, в соответствии с п. 10 Положения в случае, если в установленные законодательством сроки (три месяца) не было принято решение правительства по объектам, передаваемым в государственную собственность субъекта федерации, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов.

В соответствии с п. 11 Положения федеральное и другое государственное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре. Право и обязанность ведения реестра принадлежит: Госкомимуществу России — по объектам федеральной собственности; комитетам по управлению имуществом субъектов федерации — по объектам, переданным в государственную собственность.

На основании указанного выше Постановления Правительством Российской Федерации были подписаны ряд постановлений о передаче в собственность субъектов Федерации объектов государственной собственности с учетом предложений самих субъектов.

Свои особенности передачи имеют объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности на нижестоящие уровни и регулируются Указом Президента РФ от 28.10.94 г. № 2027 « О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» и принятым во исполнение данного указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии с п. 2 Положения передаче в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность подлежат объекты соцкультбыта федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества.

Передача указанных объектов производится путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней таких объектов отдельным разделом.

Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации) и является решением о передаче объектов соцкультбыта федеральной собственности в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик), передаются в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента РФ 18.03.92 г. № 114-рп.

Однако, процесс разграничения государственной собственности не завершен и весьма актуальным остается четкая дифференциация форм собственности, устойчивость режима и стимулирование эффективности ее использования, защита прав собственности.

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ.

В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.

Статья 71. В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

Смотрите так же:  Транспортный налог в г Сочи

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.

Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

Примеры заданий на ЕГЭ по данной теме

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы

В) обо­ро­на и безопасность

Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

Д) адвокатура, нотариат

2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.


Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин «федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу­дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.

Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно-территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав. Субъекты фе­дерации имеют право создавать свою конституцию, свою правовую систему, но она не должна про­тиворечить общим правовым началам, установленным федерацией. Субъекты федерации не являют­ся государствами в собственном смысле этого слова и не обладают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъек­тов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двух­палатного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая па­лата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов.

В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, 1 автоном­ная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.

Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конститу­циями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называ­ются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.

Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые за­креплены в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа рав­ноправия субъектов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является прин­цип государственной целостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.

Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.

Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдени­ем; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ор­ганов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; оборо­на и безопасность — словом, все то, что соответствует федеральному уровню управления.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим погранич­ных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими при­родными ресурсами и многое другое.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти.

2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.


Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену това­рами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыг­рывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная бир­жа и др. Но всем им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Поку­патели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме затрат — выбирают луч­шую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка яв­ляются ценообразование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благо­денствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке предприниматель, извле­кая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Дру­гими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Воз­никшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику по­мочь. Составьте план своих возможных действий.


1. Необходимо определить, в изучении каких предметов у пятиклассника имеются наибольшие
пробелы. Для этого можно:

1.1. В каждом параграфе попросить дать определение основных понятий (которые, как правило,
выделены жирным шрифтом).

1.2. В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в
конце параграфа.

1.3. В математике — решить несколько примеров из каждого параграфа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ликвидации пробелов в знаниях»,
необходимо:

2.1. По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить кон­
спект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны за­
писывать полностью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2. По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника.
При этом, если трудно усваивается материал, вначале можно использовать «решебники», с помощью
которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних задани­
ях. Лучше, если повторение старого материала будет сопровождаться и работой с новым материалом.