Отличник ВМФ 1939 г., 1957-1976 г.,1976-1991 г., 2008 г.

Знак “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР”:

Нагрудный значок “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР” учрежден Постановлением СНК СССР № 1186 от 10.08.1939 г., объявленным в Приказе Народного комиссариата ВМФ № 431 от 22.10.1939 г.

Работа по созданию Знака была начата по инициативе начальника Управления боевой подготовки ВМФ флагмана флота 2 ранга Юрия Федоровича Ралля (16.03.1890-16.09.1948). Впервые. еще не существовавший на тот момент Знак, упоминался в Приказе наркома ВМФ № 44 от 05.04.1938 г. “О социалистическом соревновании”, который предусматривал “награждение лучших командиров и краснофлотцев значком “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР”. Вскоре, 29.05.1938 г. НКВМФ СССР издал приказ № 77 “О назначении комиссии по рассмотрению проекта значка “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР”, а уже через три месяца Приказом НКВМФ СССР № 166 от 27.08.1938 г. было утверждено Положение о награждении этим Знаком, хотя сам он учрежден на тот момент еще не был.

Изготовленные на Ленинградском монетном дворе пробные экземпляры по эскизу Б.М.Хомича имели надпись “Отличник Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота СССР”, несмотря на то, что еще 30.12.1937 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР № 120/2204 было утверждено название наркомата “НК ВМФ СССР”, а не “НК РКВМФ СССР”. По личному распоряжению народного комиссара ВМФ СССР флагмана флота 2 ранга Н.Г.Кузнецова в дизайн Знака были внесены соответствующие изменения. Итак, дизайн Знака разработал в мае 1938 г. начальник 5-го отделения 2-го отдела Административно-мобилизационного Управления НК ВМФ капитан-лейтенант Борис Михайлович Хомич, будущий вице-адмирал (09.05.1961 г.) и автор эскизов флотских орденов, медалей и знаков.

Окончательный вариант Знака выполнен в форме вертикального овала, обрамленного слева позолоченными дубовыми листьями, а справа – оксидированной якорной цепью. В нижней части расположена стилизованная красная лента с надписью прописными буквами золотистого цвета “ВМФ”. В верхней части находится утвержденный 27.05.1935 г. развевающийся Военно-морской флаг СССР, покрытый белой, синей и красной эмалями. В центре Знака расположен движущийся на Запад серебристый крейсер. На фоне моря, выполненного при помощи синей эмали, находится надпись прописными золотистыми буквами “Отличник”.

Изначально Знак носился на левой стороне груди и крепился при помощи нарезного штифта с круглой гайкой, однако в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, объявленным Приказом НКО СССР № 240 от 21.06.1943 г., “Отличник ВМФ СССР”, как и все прочие нагрудные знаки “переместился” на правую сторону, левее или ниже государственных наград.

В зависимости от производителя можно выделить три основных типа Знака “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР”:

  1. Знаки, выпущенные Ленинградским монетным двором, изготавливались из серебра 925-й пробы и имели плоский реверс с номером и клеймом “МД” в нижней части. Размер Знака составлял 27,2х23,9-24,1 мм, вес без гайки – 7,55-7,95 г. Латунная гайка диаметром 17,6-18 мм с посеребренной поверхностью и надписью полукругом в верхней части “Мондвор” или “Мон” (сверху) и “Двор” (снизу). Всего в 1940-1941 гг. было отчеканено более 10,000 Знаков.
  2. Знаки, выпущенные Московским товариществом художников, изготавливались из томпака и имели контррельефный реверс с номером в нижней части. Размер значка – 27,8-28,5х23,9х24,1 мм, вес без гайки – 5,4-7,15 г. Гайка – латунная диаметром 18,8 мм с надписью полукругом: “Московское” (сверху) и “Т-во художников” (в две строки снизу). Общее количество знаков производства МТХ – около 13,500 штук.
  3. Знаки, выпущенные на московском заводе “Победа”, отличались дизайном корабля и надписи. Размер латунного значка составлял 27,4-27,7х21,7-22,8 мм, вес без гайки – 6,57-7,15 г. На контррельефном реверсе присутствовал номер и литера “А” (особенность нумерации этого производителя). На латунной гайке диаметром 18,8 мм полукругом была расположена надпись: “З-д Победа” (сверху) и “Москва” (снизу). Всего выпущено около 5,500 значков.

Знак “Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР” вручался вместе с удостоверением в твердой обложке красного или серого цвета либо с временным удостоверением из картона. В годы Великой Отечественной Войны имели место случаи вручения Знака с выписками из соответствующих приказов. По различным оценкам в общей сложности было произведено от 29 до 45 тысяч знаков.

Первое вручение нагрудного значка “Отличник ВМФ СССР” состоялось в связи с 70-летием со дня рождения В.И.Ленина соответствии с Приказом НКВМФ СССР № 191 от 20.04.1940. Тогда были награждены 805 моряков. По состоянию на 15.05.1941 г. было вручено 3,033 Знака. Награждения продолжались вплоть до конца Великой Отечественной Войны.

При подготовке материала использована информация из Каталога-справочника “1939 год. Наградные знаки отличия и памятные наградные знаки РККА и ВМФ” (Е.В.Позднышев. Киев, 2012)

Приказ нк вмф ссср

В первых числах января 1945 года три возвратившихся из финского плена 305-мм морских железнодорожных артиллерийских установки TM-III-12 прибыли на станцию Пионерская, расположенную на северо-западной окраине Ленинграда.

В соответствии с директивой Главного штаба Военно-Морского Флота СССР № 1 ОМ/9с от 09. 01. 1945 г. и циркуляром ГШ ВМФ № 154 от 2 февраля 1945 г. на основе этих многострадальных орудий в Лебяжьем было начато формирование новой батареи как военного организма. Прежняя 9-я батарея канула в Лету. Подрыв транспортеров в конце ноября — начале декабря 1941 года на полуострове Ханко, оставление их противнику, трехлетний финский плен завершили историю 9-й батареи. Теперь 305-мм транспортеры TM-III-12 бывшей 9-й ОЖДАБ начинали новую жизнь в составе отдельной железнодорожной артиллерийской батареи № 294 (в/ч 90448) 1-й Гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской бригады КБФ.

Батарея была официально сформирована в соответствии с Директивой № 10М/180с от 7 февраля 1945 г. приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 0156 от 24 марта 1945 года. Командиром ее был назначен майор С. И. Жук .

Первыми командирами транспортеров 294-й ОЖДАБ после их возвращения из финского плена были назначены ст. лейтенант С. Н. Кучеров (№ 1), ст. лейтенант А. Ф. Якунин (№ 2) и майор И. М. Кондрашов (№ 3).

Хотя финские мастера и инженеры, вроде бы, и добротно восстановили советские транспортеры TM-III-12, сразу после возвращения на родную землю их отправили на ОСЗ (Обуховский сталелитейный завод, он же «Большевик») в длительный ремонт: с января 1945 по июнь 1947 гг.

За это время батарея несколько раз меняла свою приписку. Вначале приказом Командующего Флотом № 0551 от 25 сентября 1945 года она была исключена из 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады (1 ГвМЖАБр) и передана в состав 2-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады береговой обороны [351] Юго-западного морского оборонительного района (2ГвМЖАБр БО ЮзМОР).

В соответствии с приказом НК ВМФ СССР от 25 февраля 1946 г. № 0017/ОВ о разделе Краснознаменного Балтийского флота на Северо-Балтийский флот и Юго-Балтийский флот приказом командующего ЮБФ от 26 марта 1946 года № 0021 батарея вошла в состав Юго-Балтийского флота.

В соответствии с приказом МВС ССС от 17 января 1947 г. № 001 Северо-Балтийский флот переименован в 8-й Военно-Морской флот. Юго-Балтийский флот стал именоваться 4-й ВМФ.

С 26 марта 1947 года батарея на основании циркуляра Главного Морского Штаба включена в состав полка береговой обороны КВМК (Кронштадтской военно-морской крепости) и дислоцирована на «объекте 100» — на самой западной части советского побережья Балтийского моря, на ВМБ в г. Балтийске (бывший Пиллау). Если быть более точным, то огневая позиция батареи размещалась в районе поселка Мечниково (бывший Найхозер).

Июнь 1947 года стал для батареи праздничным. Транспортеры TM-III-12 перебазировали в Палдиски, на военно-морскую базу Краснознаменного Балтийского флота под Таллином. Здесь был проведен «отстрел» — учебные стрельбы. Они были первыми после окончания Великой Отечественной войны. Это были и первые советские стрельбы 305-мм транспортеров TM-III-12 после испытательных стрельб финских артиллеристов, восстановивших на Ханко эти артустановки в 1943 году. Следующий отстрел был 16 ноября того же года.

И снова мы не можем не подметить весьма символичного обстоятельства: первые залпы артустановок TM-III-12 после их возвращения на родину прогремели буквально напротив, фактически в непосредственной близости от Ханко (от Палдиски по прямой до финского полуострова чуть более 80 километров). Ровно четыре года тому назад с огневых позиций в Тяктоме финские снаряды с этих установок летели в сторону советского берега. Теперь 305-мм снаряды, только уже из арсеналов СССР, взрывались, вздымая к небу огромные массы воды, в тех же волнах, которые омывали и берег бывшей военно-морской базы Красной Армии, откуда совсем недавно были эвакуированы эти могучие сухопутные броненосцы. Это был своеобразный прощальный боевой привет славной для русского воинства гангутской земле. [352]

Смотрите так же:  Как оформить кредит в сулпаке

Из Палдиски 9 июня 1948 года батарея возвратилась на объект «100».

Благодаря материалам, которые нам предоставил Центральный военно-морской архив ВМФ (г. Гатчина), мы можем назвать имена командиров батареи 305-мм артустановок TM-III-12 в последующие годы:

— в 1945–1947 гг. майор Коптев Григорий Васильевич, 1909 года рождения, уроженец ст. Батайск Ростовской обл.;

— в 1948–1950 гг. майор Белохвостов Иван Степанович, 1919 года рождения, уроженец г. Городок БССР;

— в 1950–1951 гг. майор Жегунов Виталий Николаевич, 1914 года рождения, уроженец г. Ярославля;

— в 1951–1957 гг. майор Пушай Иван Васильевич, 1919 года рождения, уроженец пос. Рогань Харьковского района Харьковской обл.;

— в 1957 году майор Рудик Федор Корнеевич, 1919 года рождения, уроженец Петряковского района Днепропетровской обл. УССР;

— в 1957–1961 гг. майор Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской области.

С огромным удовольствием мы называем и командиров нашего, установленного ныне на Поклонной Горе, транспортера № 1, которые командовали этой артустановкой в послевоенные годы:

— в 1945–1947 гг. ст. лейтенант Кучеров Степан Николаевич, 1918 года рождения, уроженец с. Аксай Ворошиловского района Сталинградской обл.;

— в 1948–1950 гг. капитан Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской обл.;

— в 1950–1951 гг. ст. лейтенант Малышев Анатолий Дмитриевич, 1926 года рождения, уроженец села Мадога Молчановского района Новосибирской области;

— в 1951–1952 гг. ст. лейтенант Иванов Александр Федорович, 1912 года рождения, уроженец дер. Бутовская Некоузского района Ярославской области;

— в 1952–1955 гг. лейтенант Ремов Владимир Георгиевич, 1930 года рождения, уроженец д. Сорвино Межевского района Костромской обл.;

— в 1955–1956 гг. лейтенант Ваценко Василий Васильевич, 1927 года рождения, уроженец с. Владимировка Павловского района Сталинградской обл.;

— в 1956–1960 гг. капитан Придатко Василий Антонович, 1925 года рождения, уроженец, с. Кальнов Киевской обл. УССР [353]

В августе 1951 года бывшая 9-я ОЖДАБ совершила марш-переход с учебной целью в город Гдов (Псковская область) и возвратилась обратно на «объект 100». Уважаемый читатель! Автор вполне сознает изрядную перегруженность «сухим» материалом данной части повествования. Но, как говорится, никуда не денешься! Формуляр нашей пушки должен быть заполнен возможно более точно!

Директивой Морского Генерального штаба № Орг/2/22266сс от 22 октября 1951 года 294-я батарея 305-мм арттранспортеров была переформирована в 1574 отдельный гвардейский железнодорожный артиллерийский дивизион 8-го ВМФ.

С ноября 1952 года по декабрь 1953 года артустановки дивизиона снова проходили ремонт на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) после чего были переданы в 4-й ВМФ.

В феврале — марте 1954 года дивизион совершил марш-переход по маршруту: «объект 100» — Ленинград — Псков — Резекне — Даугавпилс — Советск — Калининград — Балтийск.

После этого 1574-й ОЖДАД произвел отстрел позиции, выполнил поставленные задачи по боевой подготовке и «был введен в боевое ядро» Главной базы 4-го ВМФ.

10 июня 1954 года стало еще одним большим событием в летописи 305-мм железнодорожных артустановок TM-III-12. В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР дивизион за успехи в боевой и политической подготовке личного состава, за образцовую боеготовность был отмечен Боевым Красным Знаменем и Почетной Грамотой.

Это, пожалуй, стало последней значительной вехой в биографии этих уникальных артсистем. На подходе были новые, более прогрессивные виды вооружений, прежде всего ракетные системы, и железнодорожным транспортерам — этим ветеранам прежней классической артиллерии — пришло время оставлять свою полувековую боевую службу. Они еще какое-то время то переименовывались в своем составе, то переводились из одного подразделения береговой обороны Балтийского моря в другое.

В 1955 году дивизион был допущен к проведению состязательной стрельбы на первенство флота и занял первое место по стрельбам в Береговой обороне Главной базы 4-го ВМФ. [354]

На основании приказа командира 1574-го ОЖДАД от 16 декабря 1954 года артиллерийская железнодорожная установка №1 (т. е. та, которая установлена на Поклонной Горе) одним эшелоном совершила марш-маневр с постоянной огневой позиции в поселке Мечниково в Ленинград, (на ст. Ржевка) по маршруту: Калининград — Вильнюс — Минск — Орша — Витебск — Дно — Ленинград.

Это был последний боевой поход транспортера! И эта честь была оказана нашему — № 1, т. е. тому, который ныне стоит на Поклонной Горе! Напомним читателю, что его командиром в то время был лейтенант Владимир Георгиевич Ремов.

25 марта 1955 года артустановки TM-III-12 стали именоваться 159-м отдельным гвардейским железнодорожным артиллерийским дивизионом (войсковая часть 90440).

18 марта 1957 года они вошли в состав 300 отдельной артиллерийской бригады (ОАБр) ВМБ, приписанной к Балтийску.

Еще трижды они прошли ремонт. В апреле 1956 года на заводе № 52 в Кронштадте и в марте 1957 года — на калининградском заводе № 69 АУ КБФ. 25 июня 1958 года дивизион передислоцирован с позиции Мечниково в поселок Лебяжье Ленинградской области «для производства ремонта силами госпромышленности».

Однако ничто не вечно в системах вооружения. Тяжелые железнодорожные транспортеры, которые, казалось бы, совсем еще недавно представляли собой высший уровень технического и военного совершенства, переместились в категорию ветеранов традиционной отечественной артиллерии. Им на смену приходили ракеты. Но опыт создания и применения в боевой обстановке «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия. Многие свои уникальные свойства железнодорожные артиллерийские транспортеры первой половины XX века передали, в частности, нынешним стратегическим ракетным комплексам мобильного базирования «Тополь М» и боевым железнодорожным ракетным комплексам «Скальпель».

Пропел последний горн и для 305-мм морских артиллерийских железнодорожных установок TM-III-12.

В соответствии с Законом «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960 года 159-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион 300-й отдельной артиллерийской бригады ВМБ Балтийск КБФ 14 февраля 1961 года был расформирован. [355]

Красное Знамя и Грамота на знамя 1574-го ОЖДАД 19 января 1961 года были направлены начальнику Центрального военно-морского музея (г. Ленинград) исходящим № 073.

Из личного состава расформированных артиллерийских частей береговой обороны (одновременно были расформированы 159-й, 489-й, 491-й ОЖАД 180-мм артустановок) была образована 16-я батарея консервации.

Последними командирами 305-мм морских железнодорожных артиллерийских транспортеров TM-III-12 были: капитан Придатко Василий Антонович (№ 1), старший лейтенант Горлатов Аркадий Спиридонович (№ 2) и капитан Овчинников Анатолий Васильевич (№ 3).

5 мая 1961 года после ремонта на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) железнодорожные артсистемы были переведены на объект «100» для проведения консервации.

Завершающие строчки этой главы мы хотим взять из официального документа, полученного нами на Красной Горке: «25.09.1961 г. консервация закончена. 10.1961 материальная часть переведена с объекта 100 на Красную Горку на склад 2777» (пунктуация документа сохранена). [356]

Приказ народного комиссара ВМФ СССР
№ 0733 от 12.09.1944

Проведенные на Северном флоте, во исполнение приказа НКВМФ № 0476 от 12 июня 1944 г.*, испытания перископной антенны («ВАН-ПЗ») показали, что для двухперископных подлодок «ВАН-ПЗ» по своим электрическим данным не уступает образцам выдвижных антенн «ВАН-1» и «ВАН-3» и резко превосходит их по быстроте изготовления и установки на подлодки.

Учитывая задержку в изготовлении и установке на подводные лодки выдвижных антенн, для ускорения вооружения в текущем году подводных лодок средствами радиосвязии на перископной глубине приказываю:

1. Одновременно с производным вооружением подлодок устройствами «ВАН-1» и «ВАН-3» вооружать часть лодок, имеющих два перископа, перископными антеннами «ВАН-ПЗ», использовав электрическую часть устройств «ВАН» в следующие сроки:

– на СФ – 12 подлодок (сверх вооруженных ранее) к 1 ноября;

– на КБФ – 10 подлодок к 15 ноября;

– на ТОФ – 10 подлодок к 30 ноября.

2. Все работы по установке перископных антенн «ВАН-ПЗ» произвести силами мастерских артотделов, отделов связи и мастерских бригад ПЛ ПЛ соответствующих флотов, в соответствии с приложенным перечнем работ. Техническое руководство установкой устройств «ВАН-ПЗ» обеспечивает НИМИСТ ВМФ.

3. Командующим СФ, КБФ, Чф и ТОФ:

а) обеспечить своевременную подачу подлодок на заводы для установки на них устройств «ВАН-1» и «ВАН-3»;

б) обеспечить проведение работ по установке перископных антенн «ВАН-ПЗ» в сроки, указанные в пункте 1.

4. Начальнику управления связи ВМФ:

а) выдать наряд связьмортресту НКСП на проведение работ по монтажу и настройке устройств «ВАН-ПЗ»;

б) обязать НИМИСТ ВМФ обеспечить техническое руководство вооружением подводных лодок устройствами «ВАН-ПЗ» и обучить личный состав самостоятельному проведению этих работ. Первые 5 подлодок на каждом море оборудовать при непосредственном участии НИМИСТа;

Смотрите так же:  Минимальный размер пособия по уходу за 2 ребенком 2019

в) изготовить в НИМИСТ необходимые дополнительные узлы и доукомплектовать ими 50 комплектов 2-й партии электрической части устройство «ВАН», для подготовки их к установке на зенитных перископах (устройств «ВАН-ПЗ»), произведя отправку их по флотам в следующие сроки:

– 5 комплектов к 15 сентября (без дополнительных узлов);

Приказ НКВМФ СССР от 5.07.1941 № 00170

ПРИКАЗ НАРКОМА ВМФ о мероприятиях по созданию обороны города Ленинграда со стороны Озерного района

1. В целях создания морской обороны города Ленинграда со стороны Озерного района сформировать управление морской обороны города Ленинграда и Озерного района, с содержанием штаба по штату № 023/139 и отдела политической пропаганды по штату № 21/136. 2. На командующего силами морской обороны города Ленинграда и Озерного района возложить:

а) развертывание Ладожской военной флотилии; б) формирование соединений, кораблей и частей на Онежском озере; в) формирование соединений, кораблей и частей для Краснознаменного Балтийского флота; г) руководство боевой деятельностью и организацию питания кораблей и частей на Ладожском и Онежском озерах и г. Ленинграде.

3. Для обеспечения новых формирований на Онежском озере организовать: главную базу — Петрозаводск, маневренные базы: Вознесенье и Вытегра.

Главная задача баз Онежского озера — отбор, оборудование и вооружение гражданских судов для Ладожского и Онежского озер.

4. Командующему силами морской обороны г. Ленинграда и Озерного района подчинить все корабли, части и ВМУЗы ВМФ, дислоцированные на Ладожском и Онежском озерах и в г. Ленинграде, в том числе и Ленинградский военный порт.

На командира Ленинградского военного порта генерал-майора интендантской службы Лебедева А.В. возложить обязанности начальника тыла морской обороны г. Ленинграда и Озерного района.

5. Командующего силами морской обороны г. Ленинграда и Озерного района подчинить непосредственно народному комиссару ВМФ.

6. Все формирования командующий силами морской обороны г. Ленинграда и Озерного района осуществляет своими приказами с последующим донесением мне через Главный морской штаб и докладывает командующему Северным флотом.

ЦВМА Ф. 79. Дело 39797 Листы 154—155. Подлинник

Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Под ред. Н.Л. Волковского. — М., СПб: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство „Полигон”», 2004. — С. 9

Документ № 1.15 Приказ НК ВМФ СССР № 01336 от 22.05.1939 г

Приказ НК ВМФ СССР № 01336 от 22.05.1939 г

Помощник командира подводной лодки Л-1 1-й БПЛ КБФ старший лейтенант Маринеско Александр Иванович назначается командиром подводной лодки М-96 того же флота.

Народный Комиссар ВМФ СССР флагман флота 2-го ранга Кузнецов

РГА ВМФ. Ф. р-1678. Оп.1. Д. 78. Л. 484.

Похожие главы из других книг

ЦЕНА ВОЙНЫ: ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ СССР И ГЕРМАНИИ, 1939–1945 гг.

ЦЕНА ВОЙНЫ: ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ СССР И ГЕРМАНИИ, 1939–1945 гг. <327>Методы, цели и задачи исследования Проблема людских потерь в войнах — одна из наиболее сложных и интересных проблем исторической и демографической наук, открывающая также широкие возможности для разнообразных

Документ № 1.3 Приказ РВС СССР № 1691 от 26.12.1933 г

Документ № 1.3 Приказ РВС СССР № 1691 от 26.12.1933 г Определяются на службу в кадры РККА и зачисляются слушателями СККС ВМС РККА имени АТССР с присвоением служебной категории № 6 с 5 октября 1933 г.:…75. Маринеско Александр Иванович.Заместитель Наркома по военным и морским делам

Документ № 1.4 Приказ НКО СССР № 0561 от 16.11.1934 г

Документ № 1.4 Приказ НКО СССР № 0561 от 16.11.1934 г Окончившие 5 ноября 1934 г. СККС ВМС РККА удостаиваются звания специалиста и назначаются:…X. Специалиста штурманской специальности (штурмана):…7. Маринеско Александр Иванович – командиром штурманского сектора подводной

Документ № 1.9 Приказ командира 1-й БПЛ КБФ № 79 от 9.12.1937 г

Документ № 1.9 Приказ командира 1-й БПЛ КБФ № 79 от 9.12.1937 г Исключаются из списков л/с 1-й БПЛ лейтенанты, убывшие на учебу в УОПП, на СККС и в ВМА: в УОПП:…3. Лейтенант Маринеско А. И. исключается из списков личного состава 1-й БПЛ как убывший на учебу в УОПП.РГА ВМФ. Ф. р-107. Оп. 2. Д.

Документ № 1.12 Приказ НК ВМФ СССР № 01195 от 11.11.1938 г

Документ № 1.12 Приказ НК ВМФ СССР № 01195 от 11.11.1938 г Окончившие в ноябре 1938 г. СККС при УОПП имени С. М. Кирова назначаются:В распоряжение Военного Совета КБФ:…11. Старший лейтенант Маринеско Александр ИвановичРГА ВМФ. Ф. р-1678. Оп. 1. Д. 16. Л.

Документ № 1.14 Приказ командира в/ч 7579 [14] КБФ № 054 от 20.05.1939 г

Документ № 1.14 Приказ командира в/ч 7579 [14] КБФ № 054 от 20.05.1939 г Зачисляется в списки личного состава бригады старший лейтенант Маринеско Александр Иванович, прибывший из в/ч 7416 на должность командира подводной лодки М-96.Командир в/ч 7579 капитан 1-го ранга ВасильевВоенком в/ч

Документ № 7.2 Приказ министра обороны СССР № 600 от 26.11.1960 г

Документ № 7.2 Приказ министра обороны СССР № 600 от 26.11.1960 г В соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»:– капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира

Документ № 1.3 Приказ РВС СССР № 1691 от 26.12.1933 г

Документ № 1.3 Приказ РВС СССР № 1691 от 26.12.1933 г Определяются на службу в кадры РККА и зачисляются слушателями СККС ВМС РККА имени АТССР с присвоением служебной категории № 6 с 5 октября 1933 г.:…75. Маринеско Александр Иванович.Заместитель Наркома по военным и морским делам

Документ № 1.4 Приказ НКО СССР № 0561 от 16.11.1934 г

Документ № 1.4 Приказ НКО СССР № 0561 от 16.11.1934 г Окончившие 5 ноября 1934 г. СККС ВМС РККА удостаиваются звания специалиста и назначаются:…X. Специалиста штурманской специальности (штурмана):…7. Маринеско Александр Иванович – командиром штурманского сектора подводной

Документ № 1.9 Приказ командира 1-й БПЛ КБФ № 79 от 9.12.1937 г

Документ № 1.9 Приказ командира 1-й БПЛ КБФ № 79 от 9.12.1937 г Исключаются из списков л/с 1-й БПЛ лейтенанты, убывшие на учебу в УОПП, на СККС и в ВМА: в УОПП:…3. Лейтенант Маринеско А. И. исключается из списков личного состава 1-й БПЛ как убывший на учебу в УОПП.РГА ВМФ. Ф. р-107. Оп. 2. Д.

Документ № 1.12 Приказ НК ВМФ СССР № 01195 от 11.11.1938 г

Документ № 1.12 Приказ НК ВМФ СССР № 01195 от 11.11.1938 г Окончившие в ноябре 1938 г. СККС при УОПП имени С. М. Кирова назначаются:В распоряжение Военного Совета КБФ:…11. Старший лейтенант Маринеско Александр ИвановичРГА ВМФ. Ф. р-1678. Оп. 1. Д. 16. Л.

Документ № 1.14 Приказ командира в/ч 7579 [14] КБФ № 054 от 20.05.1939 г

Документ № 1.14 Приказ командира в/ч 7579 [14] КБФ № 054 от 20.05.1939 г Зачисляется в списки личного состава бригады старший лейтенант Маринеско Александр Иванович, прибывший из в/ч 7416 на должность командира подводной лодки М-96.Командир в/ч 7579 капитан 1-го ранга ВасильевВоенком в/ч

Документ № 1.15 Приказ НК ВМФ СССР № 01336 от 22.05.1939 г

Документ № 1.15 Приказ НК ВМФ СССР № 01336 от 22.05.1939 г Помощник командира подводной лодки Л-1 1-й БПЛ КБФ старший лейтенант Маринеско Александр Иванович назначается командиром подводной лодки М-96 того же флота.Народный Комиссар ВМФ СССР флагман флота 2-го ранга КузнецовРГА

Документ № 7.2 Приказ министра обороны СССР № 600 от 26.11.1960 г

Документ № 7.2 Приказ министра обороны СССР № 600 от 26.11.1960 г В соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»:– капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича, бывшего командира

№ 3 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКВД СССР В ЦК ВКП(б) И СНК СССР от 28 августа 1939 г.

№ 3 ИЗ СООБЩЕНИЯ НКВД СССР В ЦК ВКП(б) И СНК СССР от 28 августа 1939 г. Из Парижа сообщают нам следующие данные от 23 августа о переговорах Гитлера с англичанами:«Галифакс[62] и британский посол в Берлине приглашены к Гитлеру для важных переговоров. Они получили инструкцию —

Бронетанковая техника СССР 1939 — 1945

Бронетанковая техника СССР 1939 — 1945 Количество боевых машин в Красной армии (по состоянию на 1 января) Год 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 Танки 65 174 1154 1401 4905 7574 10 180 13 339 17 280 18 839 21 110 23 639 23 367 БА 92 152 195 213 244 326 464 1033 1428 1801 2594 4034 4345 История создания советских бронетанковых

Смотрите так же:  Сроки оформления гаражей в собственность

За дальние походы и потопление кораблей противника

Аннотация. В статье рассказывается об эмблемах, нагрудных знаках, жетонах, надписях на головных уборах советских подводников, поясняются их значения, указываются причины возникавших изменений.

Summary. The article describes emblems, badges, tokens, inscriptions on headgears of Soviet submariners, as well as explains their meanings. The reasons of their changes are given.

Военная символика

ЛАЗАРЕВ Сергей Анатольевич — старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, кандидат исторических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: artillery@yandex.ru)

За дальние походы и потопление кораблей противника

С появлением подводных сил флота возникла необходимость в отличительных знаках для личного состава, технических специалистов и офицеров. Одним из первых подобных знаков отличия российских подводников стала ленточка на головные уборы нижних чинов1 с надписью «Подводное плавание» (рис. 1). Эти ленточки существовали до 1910 года, когда появился новый приказ по морскому министерству2, в соответствии с которым на матросских головных уборах должна была быть надпись с названием подводной лодки (рис. 2).

В эти годы в Либаве (Лиепая) для обучения и тренировок подводников создаётся учебный отряд подводного плавания, а затем соответствующий Офицерский класс, первый выпуск из которого состоялся в 1907 году. Специальным циркуляром Главного Морского штаба 68 офицерам, успешно сдавшим экзамены, присваивается звание «Офицер подводного плавания»3. В январе 1909 года для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания «Офицер подводного плавания», учреждается специальный нагрудный знак4 (рис. 3), который носился до октября 1917 года.

Октябрьская революция 1917 года, как известно, отменила не только знаки различия, но и знаки отличия. Впрочем, многое использовалось из старых запасов. Так, в 1917—1921 гг. ленточки на головные уборы были старых образцов, новых не изготовлялось.

Впервые о лентах к головным уборам в советском флоте упоминается в приказе Реввоенсовета Республики (РВСР) в 1921 году: «…Фуражка без козырька с чёрной шёлковой лентой существующего образца и с надписью золотыми печатными квадратными буквами малого размера и знаком на тулье»5.

В 1922 году уже давалось не только подробное описание ленточек, но и надписей на самих лентах: «…1. для военморов, служащих на флотах, — буквы Р.К.К. (начальные буквы от Рабоче-Крестьянский Красный) и наименование флота»6, например: «Р.К.К. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ», «Р.К.К. ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что в начале 1920-х годов личный состав советских подводных лодок носил ленты с такими названиями (рис. 4).

В 1926 году была разработана и объявлена специальная инструкция, пояснявшая, каким категориям личного состава полагается носить ленты на головных уборах и с какими надписями. В приложении к инструкции был опубликован список надписей для наименования штабов, соединений и частей Морских сил РККФ на лентах фуражек младшего командного и рядового составов.

Для подводных лодок Балтийского и Чёрного морей список выглядел следующим образом:

«Морские силы Балтийского моря

…БРИГАДА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Б[алтийского] М[оря] (для всех подводных лодок — то же), ШКОЛА ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ Б. М.

Морские силы Чёрного моря

…ОТД. ДИВИЗИОН ПОДВ. ЛОДОК Ч[ёрного] М[оря] (для всех подводных лодок — то же)»7.

Приказом РВС СССР № 56 от 23 февраля 1928 года Балтийский флот награждается орденом Красного Знамени8.

В 1935 году изменяются наименования Морских сил морей, которые теперь стали называться:

«1. Морские силы Балтийского моря — «Краснознамённый Балтийский флот».

2. Морские силы Чёрного моря — «Черноморский флот».

3. Морские силы Дальнего Востока — «Тихоокеанский флот»»9.

В связи с этим начиная с 1935 года на лентах головных уборов младшего командного и рядового составов появились следующие надписи: «БРИГАДА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК КБФ», «ШКОЛА ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ КБФ», «ОТД[ельный] ДИВИЗИОН ПОДВ[одных] ЛОДОК ЧФ» (рис. 5).

В 1939 году появился приказ, строго регламентировавший надписи на ленточках головных уборов краснофлотцев в зависимости от класса корабля и его водоизмещения, принадлежности к тому или иному флоту или флотилии, а также учебному заведению, береговой части и т.п. В соответствии с этим приказом для подводников предусматривались следующие надписи:

«… 2. Для подводных лодок:

Подводные силы и литеры флота. Например: «ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ КБФ», «ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ЧФ» и т.д. (рис. 6).

…10. Для учебных отрядов:

Для Краснознамённого учебного отряда подводного плавания им. Кирова: «УЧЕБН. ОТРЯД ПОДВ[ОДНОГО] ПЛАВ[АНИЯ] КИРОВА» (рис. 7).

Для учебного отряда подводного плавания ТОФ: «УЧЕБН. ОТРЯД ПОДВ. ПЛАВАНИЯ». Для учебного отряда подводного плавания ЧФ: «УЧЕБН. ОТРЯД ПОДВ. ПЛАВАНИЯ»10. В 1940 году учебный отряд подводного плавания Черноморского флота был расформирован.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1939 года Учебный отряд подводного плавания РК ВМФ имени С.М. Кирова был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться «Краснознамённый учебный отряд подводного плавания РК ВМФ имени С.М. Кирова».

В 1939 году для краснофлотцев командного и начальствующего состава кораблей и частей, имевших отличные показатели в боевой и политической подготовке, был установлен значок «Отличник Военно-Морского Флота Союза ССР»*. В приказе НК ВМФ СССР говорилось: «Объявляю Постановление СНК СССР № 1186 от 10/VIII 1939 г. «Об утверждении значка «Отличник РК ВМФ» с описанием и положением»11.

В марте 1941 года впервые на флоте для всех категорий личного состава подводных лодок и их береговых баз вместо тёмно-синих беретов были введены пилотки. Начальствующему составу полагались пилотки чёрные суконные с белыми кантами с малой металлической звездой и металлической эмблемой, состоявшей из круга и якоря, рядовому составу — чёрные из хлопчатобумажной ткани без кантов с малой металлической звездой. Пилотки разрешалось носить в качестве рабочего головного убора в пределах кораблей и береговых баз вместо фуражек12.

Перед самой войной, в мае 1941 года были введены переходящие призы за отличную боевую подготовку. Для кораблей, соединений и частей береговой обороны полагались следующие виды призов: переходящие Красное знамя и бюст И.В. Сталина. При этом предусматривались и премии, в том числе персональные.

Корабли, получившие переходящий приз ВМФ СССР, должны были носить на борт в течение года красную звезду с золотой окантовкой размером 1 метр (для подводных лодок 0,5 м) с золотыми буквами в центре звезды «СССР»13. Такие корабли и подводные лодки назывались «Краснозвёздными»14.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

1 Приказ по Морскому министерству № 10 от 8 января 1907 г.

2 Приказ по Морскому министерству № 41 от 22 февраля 1910 г.

3 Циркуляр Главного Морского штаба № 269 от 7 декабря 1907 г.

4 Приказ по Морскому министерству № 19 от 26 января 1909 г.

5 Приказ РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года. С. 2.

6 Приказ по Флоту и Моркому № 479 от 29 июля 1922 г.

7 Приказ по РККФ № 42 от 13 февраля 1926 г.

8 Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 3р. Оп. 12. Д. 13. Л. 198.

9 Там же. Д. 26. Л. 1.

10 Приказ НК ВМФ СССР № 254 от 13 июля 1939 г.

11 Приказ НК ВМФ СССР № 431 от 22 октября 1939 г.; Борисов В.А. Нагрудные знаки Советских Вооружённых Сил. 1918—1991. СПб.: Фарн , 1994. С. 32, 33.

12 Приказ НКВМФ СССР № 124 от 4 марта 1941 г.

13 Приказ НК ВМФ СССР № 287 от 15 мая 1941 г.

14 Лазарев С.А. Корабельные звёзды // Гербовед. 1997. № 1(13). С. 98.