Как поступают с приданым невесты при разделе имущества?

Мы с мужем прожили всего полтора года. На свадьбу обе стороны потратились одинаково. Сейчас я ушла из дома его родителей. За это время мы ничего ценного не приобретали. Могу ли я потребовать полностью вернуть приданое, которое я получила в дар от своих родителей перед свадьбой?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 722 вопроса .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Ваши подарки принадлежат только Вам. Если ли документы на дарение… Или родители подарили машину, а оформлена она на родителей… Надо разбирать что конкретно подарили и как и на кого оформили.

Благодарю за Ваш отклик!

В дар от родителей я получила мебель, посуду, кое-что из бытовой техники, вещи — одеяла, подушки ручной работы, одежду. Ввиду наших традиций, часть приданого мы хранили несколько лет, так как обычно девочкам собирают приданое ещё с рождения, поэтому документов никаких нет, разве что на мебель можно получить дубликат квитанции.

Смело забирайте, если эти вещи не были документально переданы в дар жениху или его родителям. Вопросы традиций и Закона не всегда совпадают. Не отдадут, можно требовать возврата в судебном порядке. квитанции об оплате, свидетельские показания Ваших родителей, родственников.

Консультация юриста бесплатно

Похожие вопросы

Наложение обеспечительных мер при разделе имущества

Решение суда раздел имущества

Обязаны ли несовершеннолетние дети выплачивать компенсацию при неравном разделе имущества?

Как оформить развод с разделом имущества через суд, если все документы на имущество у мужа?

Как заявить в суде о необходимости раздела имущества в процессе развода?

1. Личные и имущественные отношения супругов. Правовое положение приданого

Личные отношения супругов

При браке cum manu mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была на положении дочери (filiae loco). Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на ее основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того време­ни, пока существовала практика браков cum manu.

При браке sine manu жена остается под властью сво­его отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным место­жительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

Имущественные отношения

При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадле­жавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определя­лись на основаниях договора поручения.

Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

Правовое положение приданого

Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом ad onera matrimonii ferenda, для облегчения материальных затруднений се­мейной жизни.

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации пра­вового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приноси­мого женой, приданое полностью поступало в собствен­ность мужа.

Когда вошли в практику браки sine manu, для при­даного как имущества, передававшегося мужу, был уста­новлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н.э. стало входить в правило заключать при уста­новлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж прини­мал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга). При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным ос­тавлять его по завещанию в пользу жены. На случай, ес­ли брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

В классический период (первые три века н.э.) при­даное получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принци­пиально имеющим право распоряжения этим имущест­вом. Однако в ограждение интересов жены законом Ав­густа было введено запрещение мужу отчуждать прине­сенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекраще­ния брака приданое подлежит возврату. Если при уста­новлении брака было заключено по этому поводу согла­шение, на его основе и давался иск о возврате придано­го: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из со­глашения о возврате приданого), переходившая и на на­следников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения за­ключено не было, претор давал жене иск, так называе­мую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, ес­ли брак прекращался смертью жены, приданое остава­лось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек в виде штрафа, если развод насту­пал по вине жены, и т.п.

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Не­зависимо от того, было ли заключено соглашение о воз­врате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ex stipulatu, по которой приданое возвраща­ется полностью, но за вычетом суммы необходимых из­держек, понесенных мужем.

В императорский период сложился обычай, по ко­торому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение соверша­лось до брака (так как дарения между супругами запре­щались) и поэтому называлось предбрачным даром (do-natio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть do-natio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении му­жа; в случае расторжения брака по вине мужа оно пере­ходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества так­же в случае смерти мужа.

Право мужа на имущество, входящее в приданое;

Имущественные отношения между супругами. Приданое: понятие и способы установления

Смотрите так же:  Материнский капитал в санкт петербурге в 2019 году

Характерным для римского общества институтом, связанным с браком, было, начиная с древнейшей эпохи, «приданое» (dos). Оно заключается в любого рода вкладах имущественного характера (движимое и недвижимое имущество, требования по обязательствам, иные права), которые сама жена, ее pater familias либо третье лицо передают мужу, чтобы оказать ему помощь в несении тягот брака (ad sustinenda onera matrimonii). Приданое, исходящее от pater, называется profecticia («приспевшее»), то же, что происходит из иных источников, — adventicia («со стороны»).

Установление приданого не было юридической обязанностью, а диктовалось обычаем. Правда, в позднюю эпоху стали принуждать pater familias выделить имущество дочери, когда он из прихоти отказывался это сделать, препятствуя таким образом браку («filia indotata filia inlocabilis», «без приданого дочь замуж невмочь»).

Приданое может быть установлено: посредством обещания приданого, promissio dotis, что является stipulatio (§ 235), которым лицо, создающее приданое, обязывается впоследствии передать мужу соответствующее имущество; посредством dictio dotis, вербального акта того же содержания, который могут совершать жена или ее pater familias либо их должник; или, наконец, посредством datio dotis, которое отличается от двух первых форм тем, что оно заключается не в обещании, а в непосредственной и реальной передаче мужу отдельных предметов, составляющих приданое. Так что речь в данном случае идет не о типичной юридической сделке, носящей данное название (т. е. приданое), а о результате, которого можно добиться посредством совершения сделок, требуемых для обеспечения перехода собственности (mancipatio, traditio и т. д.) в силу самой природы образующих приданое объектов.

Первоначально муж как собственник приданого мог распоряжаться им по своему усмотрению. Однако когда архаическая щепетильность и нравственность patres familias пришла в упадок, сделались необходимы юридические препоны, дабы помешать мужу промотать приданое, которое неизменно воспринималось неразрывно связанным со своим назначением sustinere onera matrimonii («нести тяготы брака»). Так, lex Iulia de adulteriis запрещал мужу без согласия жены отчуждать земельную собственность в Италии, входившую в состав приданого, и во всех случаях — обременять ее ипотекой. Впоследствии запрещение было распространено на все недвижимое имущество, а Юстиниан запретил его отчуждать даже при согласии жены.

Что касается движимого имущества, входящего в приданое, свободное распоряжение им мужем было ограничено его возможной ответственностью при акте возврата приданого, который обыкновенно следовал за расторжением брака. С этой целью было распространено правило производить в момент установления приданого оценку входящего в него имущества (dos aestimata), которая делала мужа должником на сумму оценки. Суть aestimatio не в точном определении объема ответственности мужа по иску о приданом (которая в любом случае ограничивалась его платежеспособностью — beneficium competentiae), а в перераспределении риска (periculum), так что муж становился безусловным должником супруги (или ее домовладыки), когда наступление невозможности исполнения было юридически исключено.

§ 115. Возврат приданого

Из специального назначения приданого проистекало то следствие, что после расторжения брака у мужа нет никаких оснований его удерживать и потому он считался обязанным его возвратить. Правда, принцип этот утверждался лишь постепенно, и право на возвращение приданого поначалу осуществлялось лишь посредством обходных средств.

Суть агяйтаИо не в точном определении объема ответственности мужа по иску о приданом (которая в любом случае ограничивалась его платежеспособностью — Ьвпв/гсшт сотр^впИав), а в перераспределении риска (рвпсиШт), так что муж становился безусловным должником супруги (или ее домовладыки), когда наступление невозможности исполнения было юридически исключено.

муж в момент установления приданого обязывался возвратить его в случае расторжения брака (dos recepticia). И тогда при наступлении этого условия собственное обещание связывало его обязанностью возврата

В итоге этой постепенной эволюции к концу классического периода существования римского права возникло противоположное первоначальному представление о приданом, явно прослеживаемое в корпусе Юстиниана. В соответствии с ним приданое, вообще говоря, принадлежит жене (res mulieris), в то время как муж, пока брак существует, имеет право им пользоваться и получать с него плоды adsustinenda onera matrimonii («для несения тягот брака»), т. е. теперь он, в сущности, носитель права, содержание которого представляется более соответствующим узуфрукту, чем собственности.

Во всяком случае муж должен вернуть приданое при расторжении брака. Он может быть обязан это сделать по actio exstipulatu, возникаю-

1 То есть иск не мог переходить по наследству и прекращался со смертью указанных лиц.

Права лиц и семейное право

щей уже не из специальной stipulatio, а из неявного обещания возвратить, неразрывно связанного с любым установлением приданого. Правда, порядок применения такого иска (носящего в юстини-ановском кодексе также общее название actio de dote) скопирован с actio rei uxoriae, причем до такой степени, что он, в противоположность классическим принципам, относится здесь к категории actio bonaefidei.

Способы заключения брака

Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершатся в Риме тремя способами:

  • 1) путем совершения религиозного обряда;
  • 2) путем покупки женихом невесты;
  • 3) путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Приданое и предбрачный дар

С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе – приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное от отца называлось «приспевшим» (dos profecticia), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

Приданое устанавливалось следующим образом:

  • – обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;
  • – также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фразами, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, – глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;
  • – не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).

Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

Смотрите так же:  Алименты на жену статья

Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

Правила возврата приданого в случае расторжения брака:

  • – в случае смерти жены «приспевшее» приданое возвращалось отцу женщины (с удержанием ‘/5 части приданого на каждого рожденного в этом браке ребенка), а приданое, полученное от других лиц, оставалось у вдовца;
  • – в случае смерти мужа приданое возвращалось женщине или ее отцу. На случай своей смерти муж обычно оставлял приданое посредством «прелегат приданого» (praelcgatum dotis);
  • – в случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.

Муж имел право удержать 1/6 приданого на каждого ребенка, но в целом не более 1/2 приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удерживалась еще 1/6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1/8;

– если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то приданое им возвращалось.

Предбрачный дар (donatio ante nuptia) – это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял 1/2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.

Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.

При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.

Расторжение брака и его виды

Римский брак прекращался по нескольким основаниям.

  • 1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.
  • 2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т.е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.
  • 3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.
  • 4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.
  • 5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.
  • 6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.
  • 7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

  • 1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):
    • – по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);
    • – без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями – от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;
  • 2) развод без последствий (divorium sine damno):
    • – развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);
    • – развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Титул III. Каким образом приданое может быть истребовано по прекращении брака

(Soluto matrimonio dos quemadmodum petatur)

1. (Помпоний). Отношения, связанные с приданым, [всегда и везде] имеют особое значение; ибо государство заинтересовано в том, чтобы были сохраняемы приданые женщин, так как [для появления потомства и для по-полнения государства детьми] весьма необходимо, чтобы женщины имели приданое.

2. (Ульпиан). После прекращения брака приданое должно быть уплаче-но женщине.

3. (Павел). Если приданое принадлежит совместно отцу и дочери, то воля обоих должна быть исследуема не только при истребовании приданого, но и при уплате его, и один не может ухудшать положения другого. Но если деньги, которые получила дочь, достались отцу, то уничтожается иск обоих о приданом.

4. (Помпоний). Если отец истребовал приданое от мужа без согласия дочери, дал то же приданое другому мужу32 и после смерти отца дочь предъявляла иск к первому мужу, то (ее требование) устраняется эксцепцией о злом умысле.

7. (Ульпиан). Известно, что плодами является то, что остается за выче-том расходов; Сцевола относит это к расходам и мужа и жены. Ибо если жена дала в приданое виноградник, а затем вслед за сбором мужем ви-нограда развелась, то (Сцевола) не думает, что ей должны быть возвращены плоды только за одиннадцать месяцев33, но (ей должны быть возмещены и расходы, понесенные ею на виноградник), которые должны быть вычтены до распределения долей плодов. Поэтому если и муж что-либо израсходовал в этом же году, то должен быть произведен взаимный расчет расходов обоих.

9. (Помпоний). Если женщина допустила просрочку, в силу которой она не получила (своевременно) приданого обратно, то муж в этом деле дол-жен отвечать только за злой умысел, а не за вину, дабы он не был принужден в силу действия женщины принять на себя навсегда заботу об ее имении; од-нако плоды, которые поступят к мужу, подлежат возвращению.

10. (Помпоний). Если попала в плен к врагам дочь, которая была замужем и имела приданое, предоставленное ее отцом, и она там (в плену) умер-ла, то, по моему мнению, следует сказать, что должно быть соблюдаемо все, как если бы она умерла, будучи замужем; поэтому, если даже она не была во власти отца, предоставленное отцом приданое должно быть ему возвращено. § 1. Если муж убьет свою жену, то, по словам Прокула, иск о приданом дол-жен быть предоставлен наследникам жены, и это правильно:

было бы несправедливым, если бы муж надеялся на то, что в силу сво-его преступного деяния он может получить выгоду из приданого; [ то же нужно установить и в противоположном случае34 ].

11. (Помпоний). Если женщина сознательно дала в приданое чужую вещь, то эта вещь должна быть возвращена ей, как если бы она дала свою вещь и плоды за часть года, в течение которого произошел развод.

Смотрите так же:  Приказ 123 по связи

12. (Ульпиан). Несомненно, что муж присуждается к уплате (лишь то-го, что он имеет возможность уплатить); но это не предоставляется наслед-никам,

13. (Павел) так как это благодеяние (beneficium) имеет личный характер и погашается вместе со смертью лица35.

14. ( Ульпиан). § 1. Помпоний в книге 15-й «К Сабину» правильно рас-сматривает вопрос: если муж заключил договор о том, что он может быть присужден к уплате не в размере своих возможностей, но в размере долга, то должен ли быть соблюдаем этот договор? И он отрицает, что нужно соблю-дать (такой договор), и мне это представляется правильным. Ибо лучше ска-зать, что этот договор идет против добрых нравов [так как ясно, что он про-тиворечит почтению, которое должно быть оказываемо мужу].

15. (Павел). § 2. И свекру, к которому сноха предъявила иск о прида-ном, предоставляется та же часть, так что он присуждается к уплате в разме-ре своих возможностей,

16. (Помпоний) так как свекор занимает место родителя.

17. (Павел). § 2. Если при рассмотрении иска о приданом судья, до-пустив вследствие своего незнания ошибку в праве, присудил мужа к уплате в полном объеме, то, как говорят Нераций и Сабин, он (муж) должен ис-пользовать эксцепцию об умысле и этим путем его интересы будут охранены.

20. (Павел). Если женщина во время существования брака получает приданое36 не для уплаты долгов и не для покупки выгодных имений, но хо-тя бы для помощи нуждающимся детям от другого мужа, или братьям, или родителям, или для выкупа их от врагов, то это получение не считается дур-ным, так как имеется справедливая и честная причина, и потому ей правиль-но выплачивается (приданое); то же соблюдается в отношении дочери семей-ства.

21. (Ульпиан). Но если и муж произвел из приданого расходы на выкуп от разбойников родственников женщины или на то, чтобы женщина освобо-дила из оков кого-либо из своих родственников, то израсходованное вычита-ется (из приданого) и иск о приданом погашается: если (израсходована) часть имущества — то в соответствующей части; если (израсходовано) все приданое — то целиком.

22. (Ульпиан). [§ 7. Если во время существования брака муж или жена впали в безумие, то рассмотрим вопрос о том, что следует сделать. И, без со-мнения, следует придерживаться того, что лицо, которым овладело безумие, не может послать сообщение о разводе, так как не имеет разума; но может ли этому лицу быть направлено сообщение о разводе — это следует рассмотреть. И если безумие имеет перерывы или же болезнь, хотя и является постоянной, но может быть переносима теми, кто находится вокруг больного, то никоим образом не следует уничтожать брак; и если лицо, которое находится в рас-судке, пошлет сообщение о разводе (супругу), который находится, как указа-но, в безумии, то пусть это лицо знает, что по его вине расторгнут брак. Ибо что является столь человечным, как участие мужа в случайном несчастии жены или участие жены в случайном несчастии мужа. Если, однако, безумие столь велико, столь необузданно, столь опасно, что не остается никакой на-дежды на выздоровление; (если безумие) устрашает служителей и, может быть, другое лицо (супруг) вследствие диких выходок безумного (желает расторгнуть брак) или, не имея детей, испытывает желание иметь потомство, то лицо, находящееся в рассудке (супруг), может послать безумному сооб-щение о разводе, причем брак не рассматривается как расторгнутый по чьей-либо вине и ни на одну из сторон не возлагается (ответственность) за ущерб.].

24. (Ульпиан). § 5. Если муж жестоко обращался с рабами, входящими в состав приданого, то следует рассмотреть, может ли к нему быть предъяв-лен иск на этом основании. И если он был жесток лишь в отношении рабов жены, то установлено, что он в силу этого несет ответственность37. Если же и в отношении своих (рабов) его характер был таким же, то и в этом случае следует сказать, что его неумеренная жестокость должна быть наказана пу-тем этого иска; [хотя жена требует от него лишь той внимательности, кото-рую он проявляет в своих делах, и не может требовать большего, однако жестокость, которая и в отношении своих рабов должна быть поставлена в вину, подлежит наказанию, если она проявляется и в отношении чужих (рабов), т.е. входящих в приданое].

25. (Павел). § 1. В отношении возвращения приданого муж должен дать обеспечение (убытков, причиненных) по его злому умыслу и по его ви-не. Если он сделал что-либо по злому умыслу и в силу этого не может воз-вратить (приданое), то он должен быть осужден в размере, указанном женой на суде под присягой, [так как другое лицо не должно удерживать наши вещи против нашей воли]. § 2. Если после развода вещи, входящие в приданое, ухудшились и муж допустил просрочку в возвращении приданого, то он во всяком случае сам отвечает за ущерб.

26. (Павел). Если (мужем) была допущена просрочка и затем муж пред-ложил жене получить входящего в приданое раба, а жена не пожелала его принять и если раб умер, то муж или его наследник не является должником в отношении цены раба, дабы он не потерпел ущерба вследствие того, что же-на не пожелала взять раба, который ей потом38 был предложен.

31. (Юлиан). Если муж был осужден государственным (уголовным) су-дом и какая-либо часть его имущества была конфискована, то фиск находит-ся в необходимости удовлетворить (в соответствующей части) его кредито-ров, среди которых находится и жена.

36. (Павел). Если муж не может дать полного удовлетворения (по тре-бованиям, связанным с приданым), и приданое конфисковано39, то муж при-суждается в пользу фиска в пределах своих возможностей, дабы женщина не была наказана с возложением ущерба на мужа.

39. (Папиниан). Когда муж и жена предъявляют взаимные обвинения в (нарушении) нравов, то было решено, что каждый из них создал основание для прекращения брака. Это следует понимать таким образом, что ни один из них не может быть наказан на основании того закона, который они оба пре-зрели, ибо равные деликты погашаются взаимным зачетом.

47. (Сцевола). Если жена совершила прелюбодеяние вследствие свод-ничества мужа, то ничего не удерживается (мужем) из приданого; ибо как муж может порицать нравы40, если он сам нарушил их или затем одобрил (их нарушение). Если же кто-либо из разума закона сделает тот вывод, что муж, который занимался сводничеством жены, не может обвинять41, то он должен быть выслушан.

66. (Яволен). В отношении тех вещей, которые муж имеет в составе приданого, кроме наличных денег, муж, как говорит Сервий, отвечает за злой умысел и вину. Это мнение Публия Муция: по делу Лициннии, жены Гракха, он установил, что вещи, входящие в приданое, погибли при том восстании, во время которого Гракх был убит, и так как это восстание произошло по ви-не Гракха, то Лициннии должны быть предоставлены (эти вещи).