Ставки НДС в 2019 году

НДС (налог на добавленную стоимость) является одним из главных источников бюджета Российской Федерации, наряду с налогом на прибыль. Поэтому, ему уделяется всегда повышенное внимание, ведь каждое изменение в расчете и ставках НДС может серьезно повлиять на финансовую деятельность каждого предприятия, которое платит этот налог. Насколько изменятся ставки НДС в 2019 году?

В 2019 году ставки НДС вырастут до 20%, так же как и сам расчет НДС. По состоянию на 1 июля 2018 года соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. По данным Минфина эта мера позволит дополнительно привлечь в бюджет свыше 600 млрд. рублей в год. Вместе с тем, платежеспособность населения после повышения налога на добавленную стоимость упадет на 8%.

Напоминаем, что согласно ст. 164 НК РФ НК РФ, по всей территории страны на товары и услуги в 2018 году была установлена ставка НДС в размере 18%. Исключения составляют отдельные товары для детей, отдельные продовольственные товары, периодические печатные издания и книжная продукция, носящая образовательный характер, а также отдельные медицинские товары отечественного и зарубежного производства. Для всех перечисленных выше категорий установлена ставка НДС – 10%.

Налоговая ставка НДС определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки НДС:

при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ,

при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ,

при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ,

при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ,

при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ,

при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ,

при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2 — 4 статьи 155 НК РФ,

а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом.

Как изменится НДС с 2019 года: новые правила для тех, кто получает субсидии и другие поправки

С января 2019 года в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появится несколько поправок (утв. Федеральным законом от 27.11.18 № 424-ФЗ). Новшества затронут компании и предпринимателей, которые получают субсидии или бюджетные инвестиции. Для них изменятся правила вычета «входного» НДС и восстановления налога. Организации и предприниматели, оказывающие услуги гарантийного ремонта, смогут воспользоваться поправкой, которая дает им право отказаться от льготы по НДС. Также есть нововведения для организаций и ИП, покупающих макулатуру, и для физических лиц, арендующих госимущество. Обзор поправок — в нашей сегодняшней статье.

Бюджетные субсидии и инвестиции

Вычет «входного» налога

В пункте 2.1 статьи 170 НК РФ изложены правила для компаний и предпринимателей, которые приобретают товары (в том числе основные средства и НМА), работы, услуги или имущественные права за счет средств, полученных из бюджета. Установлено, что при таких операциях налогоплательщики не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне.

С января 2019 года в этой норме появится дополнение для случая, когда бюджетные деньги израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части. Тогда запрет на предъявление вычета будет распространяться не на весь «входной» НДС, а только на его долю. Она пропорциональна части покупки, оплаченной за счет бюджетных денег. Пропорцию следует составлять с учетом «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Кроме того, в обновленной редакции пункта 2.1 статьи 170 НК РФ отдельно указано: если субсидия предоставлена для уплаты НДС на таможне, импортер не вправе принять налог к вычету.

Есть изменения и по учету «входного» НДС, который оплачен из бюджетных средств и, как следствие, не принят к вычету. Сейчас все зависит от того, ведет ли налогоплательщик раздельный учет сумм «входного» налога, оплаченных за счет бюджетных денег. Если ведет, то налог можно списать на расходы, а если не ведет — списать не получится. С 1 января 2019 года наличие, либо отсутствие раздельного учета перестанет играть какую-либо роль. С указанной даты начнет действовать следующее правило: налог, не принятый к вычету, нельзя включить в стоимость товаров (работ, услуг, имущественный прав), а нужно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Наконец, с января 2019 года будет действовать оговорка на случай, когда в документах на предоставление субсидий или инвестиций отмечено, что бюджетные деньги не идут на оплату «входного» НДС. В такой ситуации компания или ИП сохраняет за собой право на вычет налога в полном объеме.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все перечисленные новшества применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Восстановление налога

В подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ говорится, что ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) были возмещены из бюджета. Сейчас это нужно делать независимо от того, включен ли НДС в сумму субсидий (бюджетных инвестиций). С января 2019 года восстанавливать «входной» налог придется только в одной ситуации. А именно: если из документов на предоставление бюджетных денег следует, что эти средства идут, в том числе, на оплату «входного» НДС. Если же сумма субсидий (бюджетных инвестиций) не покрывает налог, то его можно не восстанавливать.

При этом в обновленной редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ отдельно оговорено: если субсидии (бюджетные инвестиции) предоставлены для возмещения НДС, уплаченного на таможне, импортер обязан восстановить налог, ранее принятый к вычету.

По-прежнему будет действовать норма, согласно которой при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов. Но расчет пропорции изменится. Сейчас ее составляют без учета «входного» НДС, а с 2019 года необходимо будет учитывать данный налог.

Помимо этого, законодатели предусмотрели нововведение для случая, когда при получении субсидий (бюджетных инвестиций) не понятно, затраты на покупку каких именно товаров, работ, услуг или имущественных прав подлежат возмещению за счет этих средств. При подобных обстоятельствах восстанавливать следует часть вычета, принятого в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных бюджетных средств. Часть налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается исходя из доли возмещенных расходов в общей сумме расходов налогоплательщика с учетом «входного» НДС.

Согласно части 8 статьи 9 комментируемого закона, уточненные правила восстановления налога применяются в ситуации, когда бюджетные средства на возмещение расходов получены в 2019 году и позднее.

Раздельный учет

Скорректированы положения, относящиеся к раздельному учету «входного» НДС, оплаченного за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и «входного» НДС, оплаченного за счет других источников. Сейчас обязанность вести раздельный учет возникает у каждого налогоплательщика в момент получения субсидии или инвестиции (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). С января 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. При этом раздельный учет необходимо будет применять не только в отношении «входного» налога, но и в отношении полной суммы расходов.

При этом в пункте 3 статьи 170 НК РФ появится новый подпункт 7. Он предназначен для компаний и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого. Такие налогоплательщики будут обязаны в последнем квартале года восстановить часть налога, принятого к вычету в текущем календарном году. Часть налога, подлежащая восстановлению, определяется пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берутся все расходы налогоплательщика, понесенные начиная с квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом «входного» НДС. Если окажется, что величина субсидий (бюджетных инвестиций) превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу следует перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям (бюджетным инвестициям) будущих периодов.

Суммы восстановленного налога надо отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Включать его в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) нельзя.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все изменения, касающиеся раздельного учета, применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Новшества по гарантийному ремонту

Следующая поправка касается тех, кто оказывает услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая медицинские. Сейчас такие услуги не облагаются НДС, если клиент не вносит за них плату. Также не облагаются НДС запчасти и детали, которые бесплатно заменяются в рамках гарантийного ремонта и техобслуживания. Это прописано в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В будущем году освобождение от НДС сохранится, но оно будет закреплено в подпункте 37 пункта 3 статьи 149 НК РФ. А на основании пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от НДС. В связи с этим с будущего года компании и ИП, занимающиеся гарантийным ремонтом и техобслуживанием, смогут по своему желанию не применять льготу по НДС. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог как при безвозмездной реализации.

Аренда госимущества физлицом

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ арендаторы федерального, регионального и муниципального имущества являются налоговыми агентами по НДС. Это значит, что при перечислении арендной платы они обязаны удержать налог на добавленную стоимость и заплатить его в бюджет. При этом в указанной норме не говорится, распространяется ли она на арендаторов-физических лиц, которые не имеют статуса ИП.

С января 2019 года появится уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 НК РФ будет четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

Покупка макулатуры

В настоящее время компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет. А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет.

Смотрите так же:  Мировой суд чишминского района

С принятием комментируемых поправок к перечисленным товарам добавится макулатура, определение которой приведено в обновленной редакции пункта 8 статьи 161 НК РФ. Это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Таким образом, организации и ИП, купившие макулатуру в 2019 году и позднее, станут налоговыми агентами по НДС (ч. 6 ст. 9 комментируемого закона).

НДС с 1 января 2019 года

Любое новшество в ставках и расчете налога на добавленную стоимость отражается на деятельности компаний, уплачивающих этот налог. Расскажем, чем грозит принятое решение о повышении НДС с 1 января 2019 года, с какого числа ввели НДС 20 и как власти «смягчили» последствия грядущих изменений.

Возьмите в работу

Повышение НДС с 1 января 2019 года

Повышение общей ставки . С 1 января 2019 увеличилась ставка НДС на два пункта. Компании будут платить в бюджет 20 процентов вместо 18. Новая ставка действует на все отгрузки 2019 года. В том числе на те, за которые компания получила аванс в 2018 году.

Как поступить с налогом с полученного аванса? Переходный НДС: как работать без налоговых потерь. Смотрите материалы конференции УНП.

Рассмотрены опасные ситуации и найдены способы их предотвращения.

Повышение расчетной ставки . Расчетная ставка налога вырастет с 15,25 до 16,67 процента. «Расчетным методом» значит: 16,67 = 20/120.

Ставки налога 0% и 10% будут сохранены . А повышение НДС частично компенсировано отменой налога на движимое имущество организаций.

Помимо повышения ставки с января 2019 года произошли другие изменения:

  • сельхозкомпании будут платить НДС;
  • больше компаний станет налоговыми агентами по НДС.

Уточните, касаются ли нововведения вашего бизнеса.

Ставки НДС с 1 января 2019 года

На территории России с 2019 года введена основная ставка НДС в размере 20 процентов (+2 процента к 2018 году).

Для отдельных товаров (детских, медицинских, продовольственных, периодических образовательных печатных изданий и книжной продукции — полный список приведен в п.2 ст. 164 НК РФ) применяется ставка НДС 10 процентов. Повышать ее не будут.

Ставка 0 процентов остается прежней.

В таблице ниже смотрите, какие ставки налога действуют в 2019 году.

Ставки НДС с 1 января 2019 года

Повышение на 2 процента

Изменение НДС с 1 января 2019 года: чем грозит бизнесу

Впервые в России налог на добавленную стоимость был введен в 1992 году. Тогда действовала ставка 28 процентов, но через год ее снизили до 20 процентов. По этой ставке налог считали до 2004 года, тогда ее понизили на два пункта — до 18 процентов. А теперь принято прямо противоположное решение — повышение до 20 процентов. Так чем это грозит организациям?

С одной стороны, повышение ставки НДС для бизнеса — это увеличение налоговой нагрузки — компании будут больше платить в бюджет. Потребуется переплачивать 2 процента НДС из-за повышения ставки в новом году. Разницу может оплатить сам продавец, но уменьшить на эту сумму налог на прибыль не получится.

С другой, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях. Прежде всего на «физиках», приобретающих товары (работы, услуги) для себя, и на малых компаниях — спецрежимниках.

С 1 января 2019 года компаниям стоит проиндексировать зарплаты сотрудников из-за роста НДС (ст. 134 ТК). Это относится в первую очередь к тем организациям, которые во внутренних документах прописали эту обязанность. Если компания нарушит порядок индексации, который сама прописала, то инспекция может оштрафовать ее на 50 тыс. руб. по статье 5.27 КоАП (письмо Минтруда от 26.12.2017 № 14-3/В-1135). Судьи также считают, что всем организациям необходимо учитывать рост потребительских цен на товары и услуги.

Кроме того, приняв закон о повышении НДС, чиновники одновременно зафиксировали тарифы страховых взносов. С 2021 года общий тариф должен был вырасти с 30 до 34 процентов. Однако закон сохраняет ставку страховых взносов в фонды на уровне 30%.

И, наконец, еще одно нововведение с 2019 года — это отмена налога на движимое имущество юридических лиц. За движимые активы не нужно будет платить налог: они исключены из объектов налогообложения. Отмена произойдет с 2019 года. Это частично компенсирует повышение НДС, а бухгалтерам станет проще работать. При этом компании на общем режиме смогут соблюсти лимиты и перейти на УСН с 2019 года.

В чеке старая ставка НДС. Как рассчитать вычет НДС и расходы по прибыли?Редакция УНП провела опрос среди налоговиков и подготовила ответы.

Изменение ставок НДС в 2019 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2019 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, — повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2019, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 303-ФЗ с 01.01.2019 производится изменение ставок НДС: основной налоговой ставки НДС — с 18 на 20 %, и расчетных ставок — с 18/118 на 20/120 и с 15,25 на 16,67 %.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Несмотря на утверждение ФНС России, если цена договора определена, например, в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %), то все-таки целесообразно уточнить:

  • сохранится ли цена договора в размере 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) за счет уменьшения стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав, которая в указанном случае будет составлять уже не 100 000,00 руб., а 98 333,33 руб. (118 000,00 руб. х 100/120);
  • сохранится ли стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере 100 000,00 руб. при увеличении цены договора до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Смотрите так же:  Гк наследство 6 месяцев

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

В январе продавец отгрузил товары на 100 000,00 руб., начислил НДС в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел вычет НДС, исчисленного с полученных сумм предоплаты, в размере 18 305,09 руб. (18 000,00 руб. + 305,09 руб.).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» — ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2019 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2019, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары — до 01.01.2019 или после.

Напомним, до 01.01.2019 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг — физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

От редакции. Приглашаем 22.11.2018 в 1С:Лекторий на лекцию «Изменение ставок НДС с 2019 года, вопросы переходного периода». Лектор — О.С. Думинская, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России. Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте 1С:ИТС .

Налог на добавленную стоимость (НДС) в 2019 году

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных и обязательных налогов, уплачиваемых ИП и организациями при применении общей системы налогообложения.

НДС является косвенным налогом, то есть взимаемым не с продавца, а с покупателя. А продавец, в свою очередь, выступает посредником, уплачивающим, полученный от покупателя налог в бюджет.

Смотрите так же:  Проверить неоплаченный штраф гибдд

Порядок и особенности расчета, уплаты и возмещения налога установлены главой 21 НК РФ.

Рассмотрим вкратце, что из себя представляет данный налог.

Как было сказано выше, НДС является косвенным налогом.

Суть данного налога заключается в том, что продавец на сумму реализуемых покупателю товаров (работ, услуг и имущественных прав), начисляет НДС по определенной ставке.

Сумма НДС, поступившая от покупателя, уплачивается продавцом в бюджет и определяется им как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.

НДС является федеральным налогом, то есть обязательным к уплате на всей территории России. Он был установлен в Российской Федерации с 1 января 1992 года.

Существует два вида налога на добавленную стоимость: внутренний, уплачиваемый при реализации товаров, работ и услуг на территории РФ и ввозной, подлежащий уплате при ввозе товара на территорию России.

Кто обязан платить налог на добавленную стоимость

Уплачивать НДС обязаны:

  • Организации и ИП, реализующие товары (работы и услуги) на территории РФ;
  • Организации и ИП, ввозящие товары на территорию РФ в порядке импорта;
  • Экспортеры товаров в случае неподтверждения нулевой ставки по НДС.

Примечание: действующим законодательством предусматривается освобождение от обязанности уплаты НДС для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кто освобожден от уплаты НДС

  • Организации на специальных режимах налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН;
  • ИП на ПСНО, УСНО, ЕНВД и ЕСХН;
  • Организации и ИП, выручка которых за 3 последних месяца не превысила 2 млн.руб.;
  • Участники проекта «Сколково».

Обратите внимание, что освобождение от уплаты НДС не предусмотрено для ИП и организаций, реализующих подакцизные товары, ввозящих продукцию на территорию РФ, а также в случае выставления счет-фактуры с выделенной суммой НДС.

Что признается объектом обложения НДС

Обложению налогом на добавленную стоимость подлежат операции:

  • По реализации товаров (работ и услуг) в том числе на безвозмездной основе на территории РФ;
  • Передача на территории Российской Федерации товаров (работ и услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • Импорт товаров на территорию РФ;
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость

К операциям, не подпадающим под обложение налогом на добавленную стоимость, относятся операции:

  • Не признаваемые реализацией товаров, работ, услуг в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ;
  • По безвозмездной передаче жилых домов, детсадов, клубов, санаториев и иных объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электросетей, подстанций и иных подобных объектов органам госвласти и местного самоуправления;
  • По передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • По сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и компаниям, имеющим аккредитацию в РФ;
  • По реализации отдельных видов товаров и оказании определенных услуг, поименованных в п. 2 ст. 149 НК РФ;
  • По выполнению работ или оказанию услуг органами, входящими в систему органов госвласти и местного самоуправления, в рамках возложенных на них полномочий при условии, что обязательность выполнения данных работ и услуг установлена действующим законодательством РФ;
  • По выполнению работ и оказанию услуг казенными, бюджетными и автономными в рамках государственного или муниципального задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • По передаче на безвозмездной основе или в безвозмездное пользование основных средств органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • По продаже земельных участков и долей в них;
  • По передаче имущественных прав компании ее правопреемнику (правопреемникам);
  • По передаче денежных средств или недвижимости на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

Полный перечень операций, не облагаемых НДС, приведен в п. 2 ст. 146 и п. 1-3 ст. 149 НК РФ.

Основная ставка – 18%

Данная ставка действует в отношении всех операции, не подпадающих под иные, льготные ставки.

Льготные ставки

0%

Применять нулевую ставку по НДС могут ИП и организации, реализующие товары на экспорт. Также ставка 0% применяется при оказании услуг по международной перевозке и некоторых иных операций, обозначенных в п.1 ст.164 НК РФ.

10%

Данная ставка применяется при реализации отдельных продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей и печатных изданий. Конкретный перечень товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%, указан в п. 2 ст. 164 НК РФ.

Примечание: в случаях, предусмотренных п.4 ст.164, п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ применяются расчетные ставки 10/110 и 18/118.

Порядок расчета НДС

НДС, подлежащий уплате в бюджет, рассчитывается в следующем порядке:

  1. В начале рассчитывается сумма НДС, исчисленная от реализации:

НДС(исч) = Налоговая база х Налоговая ставка

Налоговой базой по НДС является стоимость товаров, работ и услуг с учетом акцизов (без учета НДС), определяемая на одну из следующих дат (ту, что наступила первой):

  • На дату оплаты товаров (частичной оплаты в счет будущих поставок);
  • На дату отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Пример расчета НДС, исчисленного от реализации

ООО «Сталь» реализовало материалов на сумму 118 000 руб. (с учетом НДС 18% – 18 000 руб.)

Налоговая база составляет 100 000 руб. (стоимость материалов без учета НДС)

Налоговая ставка – 18%

Сумма НДС, исчисленная к уплате = 18 000 руб.

  1. Рассчитываем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:

НДС(упл) = НДС(исч) – Входной НДС – Восстановленный НДС

Входным НДС или налоговым вычетом называется сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная покупателем при приобретении товаров (работ и услуг).

Допустим, ООО «Сталь» продало товар на сумму 354 000 руб. (с учетом НДС – 54 000 руб.) и купило материалов на сумму 236 000 руб. (с учетом НДС – 36 000 руб.).

НДС, полученный от продажи товаров – 54 000 руб. является НДС от реализации.

НДС, уплаченный при покупке материалов – 36 000 руб. является входным НДС или как его еще называют – налоговым вычетом.

Налоговый вычет уменьшает сумму НДС от реализации и, если вычет больше суммы НДС от реализации, – разница подлежит возмещению.

В отдельных случаях при расчете НДС к уплате необходимо учитывать сумму восстановленного налога.

Восстановлению подлежат ранее правомерно принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость, в случае, если приобретенные товары (работы и услуги) более не будут использоваться для операций, облагаемых НДС.

Зачастую это происходит при переходе налогоплательщика с общего режима на специальный, когда НДС уже ранее принят к вычету, но часть товара еще не реализована. НДС, приходящийся на часть нереализованного товара, необходимо восстановить.

Суммы налога, подлежащие восстановлению поименованы в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Пример расчета НДС к уплате в бюджет

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 590 000 руб. (с учетом НДС 18% – 90 000 руб.) и закупила материалов на сумму 472 000 руб. (в том числе НДС 18% – 72 000 руб.)

Сумма НДС, исчисленная при реализации, составит 90 000 руб.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составит 18 000 руб.

Возмещение НДС из бюджета

Если сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС от реализации – разница подлежит возмещению из бюджета.

Например, сумма НДС, исчисленная от реализации, составила 90 000 руб., а сумма входного НДС (налоговых вычетов) – 180 000 руб. Разница в 90 000 руб. подлежит возмещению из бюджета.

Более подробно про порядок и особенности возмещения НДС из бюджета можно узнать на этой странице.

Сроки уплаты налога

НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет ежеквартально. Налог за прошедший месяц уплачивается поэтапно, не единой суммой (хотя так тоже можно), а тремя частями в течение трех последующих месяцев. Срок уплаты – не позднее 25 числа каждого месяца.

Допустим, НДС к уплате за 1 квартал составил 120 000 руб. Его необходимо уплатить либо полной суммой, либо не менее 1/3 каждый месяц (по 40 000 руб. каждый месяц):

  • До 25 апреля – 40 000 руб. (1/3 от 120 000 руб.);
  • До 25 мая – 40 000 руб.;
  • До 25 июня – 40 000 руб.

Примечание: то есть фактически НДС уплачивается каждый месяц.

Отчетность по НДС

Декларация по НДС сдается по итогам каждого квартала в срок не позднее 25 числа следующего месяца.

Примечание: начиная с 2014 года декларация по НДС сдается только в электронной форме. Представление отчетности на бумаге при обязанности сдачи ее в электронном виде будет приравнено налоговым органом к несдаче декларации вовсе.

Помимо налоговой декларации, плательщики НДС обязаны вести регистры налогового учета: книги покупок и продаж.

Изменения НДС в 2019 году

3 июля 2018 года Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект № 489169-7 о повышении ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%.

По словам министра финансов Антона Силуанова, повышение ставки по НДС позволит привлечь в бюджет дополнительно 620 млрд.руб., которые пойдут на здравоохранение, образование и инфраструктурные проекты.

При этом чиновники, в частности, глава комитета ГД РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров отмечает, что в повышении ставки нет ничего удивительно, ведь ранее она достигала 28%, затем 20% (в 2003 году) и с 2004 году была снижена до 18% в связи с экономическим ростом.

По мнению экспертов Института актуальной экономики, повышение НДС в первую очередь негативно скажется на потребителях. По их оценкам потери россиян в год составят в среднем около 4 000 руб.

По оценкам института, прибыль организаций в среднем упадет на 5,8% в год, а покупательная способность россиян на 2%.

Стоит отдельно отметить, что в ближайшее время законодатель обещает принять пакет поправок, упрощающий порядок возмещения НДС, уменьшающий срок камеральной проверки с трех до двух месяцев и расширяющий перечень лиц, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС из бюджета.

В настоящий момент законопроект, устанавливающий ставку НДС в размере 20%, находится на рассмотрении ГД РФ. Предположительный срок вступления в силу изменений, утверждаемых указанным документом – 1 января 2019 года.