Письмо Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2018 г. N АК/40664/18 “О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

ФАС России в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» сообщает.

3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» возлагается на рекламораспространителя.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Кроме того согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Соответственно, датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах, дата начала распространения таких платежных документов).

Таким образом, привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается только, если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Федерального закона# «О рекламе», то есть с 03.06.2018.

Обзор документа

ФАС России сообщает, что с 3 июня 2018 г. не допускается размещение коммерческой рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Ответственность за нарушение указанного запрета несет рекламораспространитель.

Обращается внимание, что привлечение к ответственности за размещение коммерческой рекламы на названных платежных документах допускается, если такие платежные документы начали распространяться с 3 июня 2018 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Рекламу в контенте интернет-сервисов предлагают регламентировать

Группа депутатов Госдумы во главе с Владимиром Жириновским выступила с предложением установить ряд ограничений в отношении интернет-рекламы 1 . В частности, согласно законопроекту, она не должна превышать средний уровень громкости звука прерываемого рекламой видеоконтента. Напомним, что сейчас при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи (ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Также предполагается, что рекламой нельзя будет прерывать религиозные видеоматериалы, а также видеоконтент продолжительностью менее 3 минут.

Кроме того, планируется исключить прерывание рекламой, даже спонсорской трансляцию агитационных видеоматериалов, распространяемых в Интернете. При этом предполагается установить, что интернет-трансляция в прямом эфире или в записи спортивных соревнований может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах спортивных соревнований или во время их остановок.

Планируется также уточнить, что рекламой не будет считаться информация, касающаяся:

  • производимых или реализуемых товаров, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в соцсетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в соцcети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования;
  • хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией; — информация
  • скидок или проводимых акций, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.

1 С текстом законопроекта № 397521-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.10.2008 N 179-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 18 Закона о Рекламе

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требования к рекламе, распространяющейся по сетям электросвязи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В комментируемой части приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, — телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым, соответственно положения данной части распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи. Указанные требования распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую по сети Интернет.

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», — это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат — это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

При этом в комментируемой части закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи, не осуществляет непосредственно распространение рекламы и рекламораспространителем не является.

В комментируемой части не определяется субъект, которому абонент или адресат должен дать согласие на получение рекламы. Соответственно это может быть как рекламораспространитель, так и рекламодатель. Однако поскольку обязанность доказывать наличие согласия абонента или адресата возложена на рекламораспространителя, то в случае получения такого согласия рекламодателем он вправе передать подтверждающие получение согласия документы рекламораспространителю в рамках договорных отношений по распространению рекламы. Если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное комментируемой частью. При распространении рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов предварительное согласие адресата может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Также в комментируемой части закрепляется обязанность рекламораспространителя прекратить распространение рекламы в адрес лица незамедлительно после обращения к рекламораспространителю данного лица с таким требованием.

С данной обязанностью рекламораспространителя корреспондирует право лица, получившего рекламу по сетям электросвязи, требовать от рекламораспространителя прекратить направлять ему рекламу, даже если ранее согласие на такую отправку абонент, адресат давал.

Каких-либо критериев, обусловливающих выполнение рекламораспространителем данного требования абонента, адресата, комментируемая часть не предусматривает. Рекламораспространитель в любом случае обязан прекратить распространять данному лицу рекламу, если к нему поступило указанное требование.

2. В части 2 комментируемой статьи содержится запрет на автоматическую рассылку рекламы по сетям электросвязи.

По сути данная норма запрещает так называемый спам (массовую рассылку рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Под запрет, установленный в комментируемой части, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

3. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует порядок распространения рекламы при справочном телефонном обслуживании.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, телефонное соединение — это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Смотрите так же:  Образец приказа на право второй подписи бухгалтера

Указанные Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг телефонной связи.

В дополнение к данным требованиям к услугам телефонной связи законодательство о рекламе предусматривает возможность размещения рекламы при справочном телефонном обслуживании только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом. При этом данное требование не зависит от того, является ли такое телефонное обслуживание платным или бесплатным.

В качестве примера подобного нарушения можно привести распространение банком рекламы при звонке на справочный телефон банка, когда после короткого приветствия сообщалась реклама предлагаемых банком вкладов, а затем абоненту предоставлялась справка. Такая реклама была расценена антимонопольным органом как нарушающая положения комментируемой части.

4. В части 4 комментируемой статьи закрепляется правило, согласно которому время получения рекламы не входит в оплату при повременной системе оплаты телефонных соединений.

Согласно пункту 88 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи оплата услуг местной телефонной связи может осуществляться по абонентской или повременной системе оплаты.

При этом при повременной системе оплаты стоимость услуг телефонной связи определяется исходя из продолжительности телефонного соединения и стоимости единицы тарификации. При абонентской системе оплаты телефонных соединений стоимость услуг составляет постоянную величину, не зависящую от объема телефонных соединений.

Увеличение времени пользования услугой на период распространения рекламы не должно увеличивать стоимость предоставления такой услуги при применении повременной системы оплаты услуг телефонной связи.

5. Ответственность за нарушение положений комментируемой статьи в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Как закон регулирует рекламу в Интернете

Разъяснения ФАС России о том, как применять закон о рекламе в Интернете.

Свои разъяснения об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года №АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет») ФАС России направил региональным управлениям в рамках оказания методической помощи. Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.

Не является рекламой в Интернете:

1. Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (алкогольные компании могут вздохнуть спокойно — на своих сайтах им можно публиковать ассортимент и другую информацию).

  • компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
  • эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.

2. Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).

Примеры: сайты скидок, купонаторы.

Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.

Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его. А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).

3. Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.

Является рекламой в Интернете:

  • информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
  • контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).

ФАС выходит в Сеть

Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.

Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:

  • акт осмотра сайта;
  • принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
  • архив Интернета (archive.org/web/).

В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И да — ФАС знает об архиве Интернета.

Проблемы регулирования рекламы в Интернете

В конце 2015 года Роскомнадзор выступал с инициативой о специальном регулировании таргетированной рекламы, поскольку для ее показа используются персональные данные. ФАС, в свою очередь, отмечал, что не видит в контекстной рекламе какой-то особой проблемы, требующей специального законодательного урегулирования.

Вместе с тем, определенные проблемы, связанные с особенностями распространения рекламы в Интернете, существуют.

Как известно, контекстная реклама показывается пользователю в зависимости от его поведения в Сети. И все чаще звучат жалобы о том, что контекстная реклама преследует повсеместно. Причем такая реклама может быть показана даже в тех случаях, когда пользователь каких-то очевидных действий по выявлению его предпочтений не совершал (например, не искал определенный товар в поисковике, а обсуждал его с друзьями в приватной переписке).

Учитывая повсеместное распространение смартфонов и других умных гаджетов, некоторые эксперты полагают, что установленные в нем приложения получают доступ к микрофону (или камере) и слышат разговоры пользователи. Далее эта персональная информация может быть продана рекламораспространителям и использована для таргетинга.

А поскольку рекламодателю выгоднее показывать свое объявление целевой аудитории, то технологии таргетирования рекламы по различным показателям развиваются, как и способы получения и обработки персональных данных.

Однако далеко не все пользователи желают делиться своей частной жизнью. Поэтому считаю, что государственные органы будут продолжать работу в законодательном регулировании рекламы в Интернете именно в этом направлении. Причем определенные шаги уже сделаны.

Так, статьей 18.1 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего сбор персональных данных с использованием Интернета, публиковать его политику обработки персональных данных. А с 1 июля 2017 года увеличатся штрафы за неправомерную обработку персональных данных.

Предполагаю, что следующим шагом может быть определена и ответственность рекламодателя за использование персональных данных в целях показа контекстной таргетированной рекламы в Интернете.

Что касается ответственности за ненадлежащую рекламу, то штрафы за «онлайн-ошибки» не увеличатся. Также рекламодатели по-прежнему отвечают за любые нарушения Закона «О рекламе», а рекламораспространители и рекламопроизводители только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Будьте внимательны! Своим разъяснением ФАС четко дал понять: рекламный рынок в Интернете уже под его контролем.

Вопросы и ответы

Является ли информация на этикетке и упаковке товара рекламой?

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно пункту 8 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару. При этом оформление этикетки товара должно соответствовать требованиям иных нормативно-правовых актов.

Однако в отдельных случаях, если информация на упаковке товара направлена на привлечение внимания к другому товару, указанная информация является рекламой, которая должна распространяться с учетом требований Федерального закона «О рекламе».

Какие требования установлены законодательством Российской Федерации о рекламе по факту распространения на интернет-сайтах или в социальных сетях рекламы?

Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальных сайтах компаний, а также на официальных страницах таких компаний в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте или на странице в социальных сетях информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Является ли размещенная в лифте дома реклама наружной рекламой и кто осуществляет контроль за ее распространением?

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Вместе с тем реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов.

Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.
Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. При этом, согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Смотрите так же:  Жалоба на нотариуса в суд образец

Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы.

В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Как разграничить понятия вывеска и реклама?

Подробное разъяснение законодательства Российской Федерации о рекламе в части разграничения понятий вывеска и реклама размещено на сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/documents/602558 .

Какие требования установлены к содержанию и срокам подачи жалобы на признаки нарушения закона о рекламе ?

В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.

В заявлении должны содержаться:

— наименование и место нахождения заявителя — юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя — физического лица);

— наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе;

— описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, или указание на стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе с приложением имеющихся доказательств;

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления.

В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.

Какие требования установлены законодательством Российской Федерации о рекламе по факту распространения на интернет-сайтах, или в социальных сетях рекламы?

Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на официальных сайтах компаний, а также на официальных страницах таких компаний в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте или на странице в социальных сетях информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Является ли размещенная в лифте дома реклама наружной рекламой и кто осуществляет контроль за ее распространением?

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Вместе с тем реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов.

Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.
Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. При этом, согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы.

В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Как разграничить понятия вывеска и реклама?

Как закон «О рекламе» работает в рунете — примеры из практики и советы юриста

Управляющий партнер компании «Ветров и партнеры» Виталий Ветров написал для vc.ru колонку о судебных делах, касающихся законодательства о рекламе в интернете.

Технологии размещения рекламной информации в интернете сильно опередили законодательство о рекламе. Закон «О рекламе» до сих пор не учитывает особенностей интернета — при том, что это вполне сформированный отдельный вид со своими отличительными чертами и проблемами. Речь тем более не заходит о контекстной или баннерной рекламе, об учете особенностей «Яндекс.Директа» и Google Adwords.

Мы изучили интересные судебные дела, связанные со спецификой рекламы в сети.

Использование конкурирующего бренда

Застройщик «Город в городе» был привлечен к ответственности за ненадлежащую контекстную рекламу в Google. В ней использовалось наименование узнаваемого в Новосибирске ЖК «Оазис» (микрорайон другого застройщика), чтобы перевести пользователей по ссылке на сайт с информацией о ЖК «Премьер». В частности, регулятор признал, что информация вводит потенциальных клиентов в заблуждение и нарушает запрет на недостоверную рекламу:

Ищете квартиры в ЖК Оазис? — gorod-v-gorode.ru. Реклама www.gorod-v-sorode.ru/ 8 (383) 355-77-44. ЖК «Премьер» — Центр города. От 2,5 млн. руб. Выгодная ипотека! М. Маршала Покрышкина. От 27 до 80 кв.м. от 2500 000 руб. ул. Семьи Шамшиных, 90/5, Новосибирск. Документы. Контакты.

Ключевым моментом стала истинность сведений — сложно доказать ее, если не имеешь к ней никакого отношения.

Соответственно, рекламодателю не стоит использовать данные, которые он не может подтвердить. Можно посоветовать обыграть отдельные слова и словосочетания. Например, при комбинации «Оазис» и «ЖК Премьер» можно получить и «Оазис в ЖК Премьер», и «Свой Оазис в ЖК Премьер».

В этом деле могут быть обнаружены и признаки недобросовестной конкуренции, что приведет к дополнительным проблемам.

Совершенная степень

В другом случае московское УФАС оштрафовало компанию «Брокеркредитсервис» за контекстную рекламу с фразой «крупнейший игрок на рынке». Основания:

  • недобросовестная реклама;
  • некорректные сопоставления с товарами других лиц;
  • отсутствие указания на критерий для утверждения «крупнейший игрок на рынке» и его объективного подтверждения.

Дополнительно суд указал, что особенности поиска информации в интернете с помощью переходов между веб-страницами (по принципу «от общего к частному») не имеют значения, поскольку законодательство объективно установило требования к рекламе услуг. Особенности использования интернета на квалификацию не влияют.

По данным УФАС, реклама не содержала прямого сравнения с конкретными компаниями, которые занимаются аналогичной деятельностью, но утверждение «крупнейший игрок на рынке» позволило сделать вывод о том, что фирма сравнивается со всеми участниками рынка.

Что касается использования в рекламных текстах выражений с прилагательными в превосходной степени («крупнейший», «непревзойдённый», «лучший», «идеальный», «абсолютный», «бесспорный», «главный», «первоклассный», «единственный», «несравненный», «исключительный»), они обладают изначальным «предположением (презумпцией) противоречия действительности».

Поэтому при использовании «красивых слов» рекламодатель должен быть готовым к подтверждению их правдивости. Один из способов — результаты исследований, подготовленных по заказу компании.

Реклама с использованием превосходных степеней, как правило, обречена на признание ее ненадлежащей, поскольку рекламодатель нечасто может похвастаться объективным подтверждением преимуществ товара в сравнении со всем рынком. Однако и в таких делах находятся «лазейки».

В одном случае ФАС Уральского округа установил, что в рекламе продуктового магазина «Ринг» действительно содержалось не подкрепленное доказательствами утверждение «лучший выбор продуктов и напитков». Но у ведомства не было фактов о принадлежности интернет-сайта к обществу и заключении договора о размещении на сайте информации. Поэтому решение УФАС оказалось незаконным.

Возможно, вам теперь хочется сразу сменить администратора домена, а на сайт добавить информацию о том, что его ведет третье лицо. Предупрежу, что в каждом конкретном деле суд может по-разному подойти к рассмотрению дела.

Например, УФАС может найти информацию о том, что компания использует домен в печатных материалах или визитках. Даже несмотря на косвенный характер, выгодоприобретателя легко вычислить. Поэтому лучше раскрыть используемые слова и выражения на своем же сайте в сносках.

Мелькание кадров

В одном деле антимонопольному органу не понравился способ размещения рекламы «Стройкредита» и банка «БКС» в виде шести меняющихся кадров в баннере. По мнению УФАС, такой способ в сочетании с мелким шрифтом не позволяет потребителю понять и вникнуть в совокупность рекламных условий. То есть, несмотря на формальное указание в рекламе сведений, они фактически не воспринимаются.

Однако суд посчитал, что пользователи могут зайти на сайт банка и ознакомиться с условиями более подробно. Суд не признал выводы антимонопольного органа законными, поскольку они сделаны без учета особенностей того, что реклама выполнена в форме всплывающих анимационных баннеров на веб-странице.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс 49

Реклама «Стройкредита» представлена на четырех страницах, три из которых содержат рекламную информацию о продукте и сменяют друг друга с интервалом в одну-две секунды. На третьей странице размещена вся предусмотренная законом информация о предлагаемой услуге, в том числе наименование организации — ОАО КБ «Стройкредит».

При наведении курсора на текст третьей страницы с необходимой информацией пользователь имеет возможность увеличить текст рекламного объявления, посмотреть его неограниченное количество раз, а также перейти на сайт банка и ознакомиться с условиями в более развернутом виде.

Реклама «БКС» выполнена в виде баннера, состоящего из шести слайдов. При этом пятый из них содержит всю необходимую информацию об услуге. Также у пользователя есть возможность приостановить показ слайдов кликом и увеличить информацию.

В этом деле рекламодатели выполнили необходимые требования к рекламе — обеспечили наличие всей информации об услуге, поэтому остальное оказалось лишь делом техники.

В других судебных актах мнение судов также основывалось на том, что принцип использования интернетом «от общего к частному» (с помощью гиперссылок) позволяет получить всю необходимую существенную информацию о предмете рекламы без ограничения числа просмотров. Претензии УФАС о мелком нечитаемом шрифте отклонялись, поскольку пользователь может увеличить текст на мониторе компьютера.

Соответственно, стоит всегда видеть грань между содержанием — желанием включить в рекламу всю необходимую информацию и формой — тем, как это можно сделать. В последних случаях страдала форма.

Поэтому, хотя и не существует нормативного акта, определяющего допустимый размер шрифта, стоит либо использовать традиционный шрифт для рекламы такого вида товара, либо включать в объявление инструменты для увеличения размера шрифта. Иначе может потребоваться дружное посещение окулиста для выяснения того, с какого расстояния текст можно разглядеть.

Арбитражный суд уличил московский ЦУМ в распространении ненадлежащей рекламы: «-30%; -50%; SALE», размещенной на фасаде и сайте. Из нее покупатели могли сделать вывод о распродаже всего ассортимента товаров, хотя на самом деле скидки распространялись только на старую коллекцию. Кроме этого, компания использовала иностранное слово Sale без перевода на русский язык.

По мнению антимонопольных органов и судов, использовать в рекламе отдельные иностранные слова нельзя. Ведомства ссылаются на, то что государственный язык России (русский) по закону необходимо использовать в рекламе. При этом компания может также включить в текст иностранный язык, но только с переводом на русский.

То есть аргумент судов заключается в том, что при восприятии слова Sale без перевода потребитель не может в полном объеме уяснить его смысл, поскольку оно имеет несколько значений: «распродажа», «продажа», «реализация», «сбыт», «продажа с аукциона». Кроме того, оно имеет разные переводы с других языков: с французского — «грязный», «нечистый», с итальянского — «соль», «остроумие», с испанского — «солить», «засаливать».

При использовании иностранных слов важно, чтобы присутствовал их перевод на русский. В случае нарушения грозит привлечение к административной ответственности — штраф для юридических лиц составляет от 100 до 500 тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Корректность фраз

Значение слов и выражений на русском языке также может стать камнем преткновения. Так, на сайте «Автошколы МВД» находилась информация о том, что она имеет собственную площадку для вождения. При этом фактически площадка не принадлежала компании на праве собственности, а использовалась по договору с учебным центром.

Суды отклонили претензии антимонопольного ведомства, указав, что фраза «собственная площадка для вождения» в контексте рекламного объявления означает, что общество имеет в своем пользовании на законных основаниях площадку для отработки навыков вождения.

Поэтому перед составлением текста объявления стоит лишний раз заглянуть в толковый словарь или получить заключение лингвистов-филологов по спорным словам. Иначе есть риск, что одни и те же слова и выражения могут по-разному понять не только контролирующие органы, но и суд, призванный рассматривать дело. Можно добавить в рекламу сноски, способные прояснить содержание конфликтного слова.

Побуждение к нарушению закона

ФАС оштрафовала «Тойота Мотор» за рекламу в интернете, побуждающую к противоправным действиям. В баннере находился ролик, в котором рекламируемый автомобиль двигается двумя колесами по тротуару.

Мнение суда: реклама, из-за ее широкого распространения и многократного воспроизведения, может оказать влияние на формирование норм поведения в обществе, закрепить в сознании потребителей противоправную привычку поведения — мнение о нормальности нарушения ПДД указанным в рекламе образом.

Действующие законодательство о рекламе содержит запрет на рекламу, которая побуждает к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»). Следовательно, в рекламе должны полностью отсутствовать какие бы то ни было побуждения к совершению противоправных действий, в том числе и в скрытой форме.

Такой вывод может показаться разумным и абсурдном одновременно. Однако понимание цели, которую преследует рекламодатель, не является единственно верным. Поэтому, кроме банальной рекомендации искать в своей рекламе скрытые смыслы и привлекать специалистов со стороны, возможно, стоит направить запрос о разъяснении наличия или отсутствия нарушений законодательства в ГИБДД и УФАС.

Пользователи пожаловались на недостоверный характер рекламы на сайте Amur.net. Купон обещал 70% скидку на ОСАГО в компании «Росгострах Авто». Рекламораспространитель объяснил, что информация была первоапрельской шуткой, но суд решил, что с позиции рядового потребителя такая информация воспринимается как реклама услуг ОСАГО, а упоминание о шутке было завуалировано, неясно и неочевидно.

Описание «Росгострах Авто» в сочетании с цветом и типом шрифта намеренно путало потребителей с привычным «Росгосстрахом». Информация была признана ненадлежащей рекламой, поскольку содержала не соответствующие действительности сведения, неверно передавала смысл информации и сознательно ввергала потребителей в заблуждение.

Органы государственной власти часто не любят «пограничные» ситуации, когда требуется определить завуалированный смысл, выяснить неявное и неочевидное. Поэтому стоит дополнять рекламу комментариями, чтобы донести истинный смысл. Иначе можно долго спорить о том, у кого какое чувство юмора.

Отсутствие условий

Часто причиной нарушений становится отсутствие или недостаточное количество информации о товаре. ФАС Восточно-Сибирского округа оставил в силе штраф банку из-за размещения на сайте рекламы без условий, влияющих на окончательную стоимость кредита.

Позиция правоприменителей вполне однозначна. Реклама банковской услуги направлена на то, чтобы потребители захотели воспользоваться предложением. Однако существенной является не только привлекательная для клиента информация, но и та, что способна обмануть его ожидания.

Согласно статье 28 закона «О рекламе», реклама финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях договора, влияющих на сумму доходов или расходов потребителя (если в рекламе сообщается хотя бы об одном из таких условий).

Поэтому классический вариант рекламы финансовых услуг — максимум возможной информации в объявлении. К сожалению, такой подход становится желательным и для других видов товаров и услуг.

Например, арбитражный суд Поволжского округа оштрафовал автоцентр «АгатВолгаСервис» за отсутствие в интернет-рекламе существенных сведений. Суд указал, что реклама акции носит броский привлекательный характер, обращена к широкому кругу лиц и создает интерес к товару у потребителя, но не содержит всех условий акции.

Возможность ознакомиться со всеми условиями только при обращении к менеджерам или в Уголке потребителя не является надлежащим доведением сведений в рекламе.

Если говорить о проведении стимулирующих мероприятий (акций, скидок, распродаж, конкурсов), то реклама о них должна содержать информацию о сроках проведения, организаторе, о правилах, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Например, суды не всегда признают использование таких фраз, как «подробности на официальном сайте», «подробности по телефону» надлежащим способом указания источника информации о правилах.

Если вы пишете, что «подробности о правилах проведения акции можно узнать по телефону», то стоит быть готовым озвучить все правила по телефонному звонку. Всегда следует более расширенно формулировать подобную информацию — разъяснения не смогут отрицательно повлиять на восприятие рекламы пользователями.

Также закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать. Поэтому достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать (ИИН, ОГРН, наименование). Сроками проведения акции могут быть как конкретные даты (определяющие момент начала и окончания), так и количество дней с даты начала мероприятия. В качестве места получения приза можно указывать конкретный адрес, либо наименование магазинов.

В последнее время нарушениями считается использование доменных имен, сходных с наименованиями известных товарных знаков либо конкурирующих компаний — для введения потребителей в заблуждение.

Особенность таких дел — они касаются законодательства о защите конкуренции, а не о рекламе. Поэтому стоит понимать, что дело, возможно, не ограничивается только рекламными законами и может привести к более серьезным последствиям, чем публичные санкции. Конкуренты не дремлют, и именно они могут заинтересоваться в возбуждении дела.

Выводы:

  • На рекламу в интернете распространяются все обязательные требования, ограничения и запреты к рекламным сообщениям, установленные законом «О рекламе».
  • Тот факт, что информация размещается в виде текстов, ссылок, графических баннеров с возможностью перейти на страницу с более полной информацией не освобождает от необходимости включать в объявления полные сведения, предусмотренные законодательством. Данная тенденция наметилась в судебных актах последней пары лет. Ранее суды более лояльно относились к текстам объявлений, дающих возможность перейти по ссылке и получить подробную информацию.
  • За каждым ярким и броским рекламным слоганом, размещенным в интернете, должно стоять объективное и логичное обоснование. В противном случае велик риск попасть в прицел внимания УФАС по жалобе недовольного пользователя или конкурента.
  • ФАС попыталась упорядочить практику рассмотрения дел о нарушениях закона о рекламе и опубликовала письмо с разъяснениями «О рекламе в сети Интернет» от 28.08.2015. Для подчиненных ведомств документ является значимым, но как он будет оцениваться судами, пока неясно — покажет практика.
  • Если вы хотите следовать закону о рекламе в интернете, стоит быть внимательнее и осторожнее.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.