Растаможка авто после вступления в ВТО

Переговоры о том, чтобы Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, велись на протяжении 18 лет и завершились в 2011 году. Официально Российская Федерация стала членом ВТО 22 августа этого года. Вокруг этого события велось много разговоров, так как граждане не знают, что принесет в их жизнь подписание важного соглашения. Ожидается, что вступление в ВТО повлияет на покупку многих товаров, но больше всего волнуются автолюбители.

Процедура растаможивания транспортных средств всегда была достаточно хлопотной, но кроме того, она ещё и весьма затратная. Нынешние изменения вызывают бурные обсуждения в среде автомобилистов. Некоторые из них не пока решаются покупать автомобиль, стараясь лучше вникнуть в новые правила.
По условиям, которые приняла Россия при вступлении во Всемирную торговую организацию, постепенно будут снижаться пошлины на ввозимые иностранные товары. Эксперты утверждают, что растаможивание импортных автомобилей станет более дешевым. Так уже в 2013 году можно будет наблюдать снижение таможенной пошлины с 30% до 25%, а где-то к 2019 году пошлина не превысит 15%.

Надо отметить, что изменения по ставкам пошлины на ввозимые товары, включая и транспортные средства, вступили в силу 23 августа 2012 года. А с 1 сентября 2012 года в России начали брать утилизационный сбор на некоторые виды транспортных средств. Появление нового документа наконец-то снабдило граждан информацией. Теперь документ находится в свободном доступе на многих сайтах Интернета, что позволяет сравнить все показатели и сделать для себя нужные выводы, помогающие принять верное решение.
Ставки, указанные в документе, применяются для того, чтобы рассчитать таможенную пошлину на юридическое лицо и ИП. Они состоят из суммы, в которую входит пошлина, акциз, утилизационный сбор и НДС. Ставки для предпринимателей и юридических лиц снижены, теперь нет шкалы от 3 до 5 лет, ставка является одинаковой для авто возрастом 3-7 лет, но уменьшение процентов компенсировалось утилизационным сбором. Ввозить давно выпущенные автомобили с большим объемом двигателя стало невыгодно, сбор пошлины на растаможку стал просто заградительным. Что касается физических лиц, то заградительным барьером будут служить прежние ставки пошлин, которые применялись при упрощенном ввозе, и плюс к ним утилизационный сбор.

В документе о растаможивании транспортных средств указаны утвержденные ставки таможенных пошлин для автомобилей зарубежного производства и сроки поэтапного снижения этих пошлин, которые начали применяться с этого года, и будут продолжать изменяться до 2019 года. Согласно показателям, быстрого снижения цен на зарубежные автомобили не произойдет.

Как показывают цифры, ожидания автомобилистов померкли из-за того, что в связи со вступлением России в ВТО, было издано дополнительное постановление, согласно которому, граждане, ввозящие импортные автомобили, должны одновременно с оплатой таможенных платежей оплачивать утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств. Если автомобиль произведен на территории нашей страны, то утилизационный сбор уплачивается до регистрации машины.

Уже с сентября текущего года покупатель автомобиля оплачивает данный сбор в момент получения паспорта транспортного средства. На бланк ПТС ставится штамп об оплате утилизационного сбора. Получается, что уплата нововведенного сбора «съедает» пониженную ставку таможенной пошлины.

Если говорить языком цифр, то физические лица, которые ввозят импортный автомобиль самостоятельно, должны доплатить за новую машину, произведенную не позже трех лет, две тысячи рублей, а за подержанный автомобиль (старше трех лет) нужно внести три тысячи рублей. При ввозе и растаможивании подержанного автомобиля юридическим лицом цифры получаются довольно большими.

Как видно, ставки таможенной пошлины снижаются, но не такими темпами, как того хотелось бы автолюбителям, и в ближайшее время других изменений не будет, поэтому откладывать покупку авто не имеет смысла.

Пошлины на ввоз автомобилей в РФ снижены

С 23 августа в России официально введены новые ввозные пошлины для автомобилей. После вступления России в ВТО ставки на новые машины снизились с 30 процентов до 25. Такие тарифы будут действовать на протяжении трех лет с момента присоединения, после чего снова снизятся.

С 23 августа в России официально введены новые ввозные пошлины для автомобилей. После вступления России в ВТО ставки на новые машины снизились с 30 процентов до 25. Такие тарифы будут действовать на протяжении трех лет с момента присоединения, после чего снова снизятся.

Как мы уже неоднократно писали ранее, схема снижения пошлин не изменилась. В дальнейшем ставки продолжат снижаться и к 2019 году тариф составит уже 15%. При этом ставки на автомобили с моторами, объем которых превышает 2,8 литра, к тому времени будут снижены до 12,5%, а на внедорожники с 3,5-4,2-литровыми двигателями пошлины уменьшат до 10%.

Это еще не все. Импортные пошлины на автомобили не старше семи лет также снижаются до 25%, а к 2018 году они составят 20%. При этом тарифы на машины старше семи лет останутся прежними: от 2,2 до 2,8 евро за один кубический сантиметр объема двигателя, передает «Автостат».

Помимо снижения пошлин, правительство России с 1 сентября планирует ввести утилизационный сбор, который обяжут платить всех импортеров. Базовая ставка для легковых автомобилей составит 20 тысяч рублей, которая будет умножаться на повышающий коэффициент. Его размер будет варьироваться в зависимости от возраста машины и объема ее двигателя.

Как рассказали эксперты и участники рынка, сильного эффекта от снижения ввозных пошлин не будет. «Если что-то и может повлиять на рынок, то это макроэкономические факторы, но не новые меры регулирующего характера», — считает президент Российской ассоциации дилеров Андрей Петренко. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов с ним согласен, отмечая, что новый сбор компенсирует снижение пошлин.

Другие эксперты говорят о готовящемся повышении цен на машины. В частности, стало известно, что Toyota уже проинформировала своих дилеров о планируемом повышении цен с сентября из-за введения утилизационного сбора. Представитель японской компании это подтвердил, заявив, что как только будут опубликованы окончательные условия введения сбора, компания проведет перерасчет цен. По предварительным оценкам, цены с сентября могут увеличиться на 0,2-10%. Наибольшее подорожание ждет автомобили с мощными моторами. Как сбор повлияет на стоимость машин Toyota, собранных в России, не сообщается. Но в общем объеме продаж этой марки пока что лидируют импортированные автомобили – порядка 80% Toyota ввозит в Россию из-за рубежа.

День аВТОкомпаний

Что изменится на российском авторынке после вступления во Всемирную торговую организацию

Согласно протоколу вступления в ВТО Россия снизила ввозные пошлины на легковые и коммерческие автомобили. Компенсировать снижение пошлин планируется за счет ввода утилизационного сбора, который будут платить все импортеры. В том, как изменится российский авторынок, разбиралась «Газета.Ru».

Как изменятся пошлины с вступлением России в ВТО

С 23 августа Россия, ставшая полноправным членом Всемирной торговой организации, снижает ввозные пошлины на иномарки, повышение которых произошло в 2009 году в качестве антикризисной меры. Уже с четверга ввозные пошлины на новые легковые автомобили снизятся с 30% до 25%, а затем в течение следующих шести лет – до 15% от стоимости. Таможенный сбор на подержанные легковые автомобили до семи лет с четверга снижается с 35% до 25%, а к 2018 году составит 20% от стоимости.

Остальные изменения произойдут только к 2019 году.

Самые выгодные условия с 2019 года получат компании, которые будут ввозить автомобили с мощными двигателями. Ввозная пошлина на легковые автомобили с объемом мотора от 2800 до 3000 кубических сантиметров должна будет снизиться до 12,5%.

Внедорожникам и кроссоверам с большим объемом двигателя, которые по протоколу присоединения России к ВТО (неофициальный перевод документа есть на сайте Минэкономразвития) относятся к типу Sport Utility Vehicle (SUV — американский маркетинговый термин, включающий классы машин с полным приводом и высоким клиренсом), предусмотрены более серьезные преференции. Для автомобилей этого класса с объемом двигателя от 3500 до 4200 кубических сантиметров в 2019 году ввозная пошлина составит также 12,5%, а для машин с объемом двигателя более 4,2 л таможенный сбор составит 10% от заявленной стоимости.

Однако размеры пошлины на SUV могут быть еще скорректированы. На существовании этой позиции в протоколе настаивали представители Евросоюза, США, Японии и Канады, однако российской стороне удалось договориться о пересмотре в 2015 году условий ввоза SUV, если существующие ставки будут оказывать негативное влияние на российских производителей.

Смотрите так же:  Льготы малообеспеченным семьям пермь

Правила ввоза легковых автомобилей и внедорожников старше семи лет вне зависимости от их типа остались прежними — от 2,3 до 2,8 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

На легкие коммерческие машины, как новые, так и подержанные, пошлина снизится один раз, с 23 августа, с нынешних 30% до 10%. Ставка на ввоз новых грузовиков и автобусов снижается с 25% до 10% (с 2018 году – до 5%), подержанных – с 30% до 15% (с 2018 года – 10%).

Кроме того, с 2018 года, когда прекратят свое действие существующие соглашения о промсборке, Россия отменит ввозные пошлины на автокомпоненты.

Снижение ввозных пошлин на автомобили сопровождалось введением с 1 сентября утилизационного сбора, который будут платить все импортеры легковых и коммерческих машин, включая обычных частников. По задумке властей, этот сбор должен компенсировать снижение пошлин. Производители, которые имеют свои заводы в России, будут освобождены от уплаты сбора только в том случае, если возьмут на себя обязательства по организации утилизационных производств.

Согласно данным Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 рублей за легковой автомобиль и 150 000 рублей за коммерческий или грузовой автомобиль. Эта ставка будет умножаться на повышающий коэффициент, размер которого зависит от возраста и объема двигателя автомобиля. Таким образом, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит 26 800 (автомобили с двигателем до 2 литров) до 110 000 рублей (автомобили с двигателями более 3,5 литров). За подержанный автомобиль старше трех лет придется заплатить от 165 200 до 700 200 рублей. Физические лица, который ввозят автомобиль только для личного пользования, заплатят 3000 рублей за новую машину и 5000 рублей за подержанную. В случае перепродажи ставка будет рассчитываться как для юридического лица.

Утилизационный сбор за новый грузовой автомобиль для всех составит от 135 000 до 555 000 рублей, за подержанный – от 172 500 до 1 884 000 рублей. За новый автобус придется заплатить от 177 000 до 637 000 рублей. Машинам, возраст которых больше трех лет, назначено от 418 500 до 1 246 500 рублей сбора.

Как изменится российский авторынок с вступлением в ВТО

Эксперты «Тройки диалог» Крис Уифер, Искандер Абдулаев и Ованес Оганисян опубликовали доклад, посвященный вступлению России в ВТО. Авторы доклада прогнозируют в автомобильной отрасли ухудшение положения российских производителей легких коммерческих автомобилей из-за резкого и ощутимого снижения ввозных пошлин. «Сильнее всего изменение тарифов скажется на группе ГАЗ, на долю которой приходится 50% российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей», — говорится в исследовании.

Аналитики, опрошенные «Газетой.Ru», также считают, что с вступлением России в ВТО больше всего пострадают отечественные производители коммерческого транспорта.

«Российские производители легких коммерческих машин могут оказаться под серьезным ценовым давлением со стороны импорта, — считает Андрей Рожков из «Метрополя». — Если говорить о производителях коммерческих машин, то там происходит более существенное снижение пошлины, и вполне возможно, что конкуренция в этом сегменте будет усиливаться за счет импорта как новых, так и подержанных машин».

В ГАЗ комментируют, что подготовились к вступлению России в ВТО. «Если какое-то падение продаж произойдет, то это может быть только сочетание ряда негативных факторов, — сказала «Газете.Ru» вице-президент ГАЗа Елена Матвеева. — Присоединение к ВТО для себя негативным мы фактором не считаем, потому что над повышением своей конкурентоспособности работаем и готовимся к открытому рынку уже давно».

В сегменте легковых автомобилей, по мнению аналитика, кардинальных перемен ожидать не стоит.

«Для легковых автомобилей, скорее всего, ничего кардинально не поменяется, поскольку известно, что с первого сентября вступает в силу утилизационный налог, который будет взиматься с импортеров. Этот сбор компенсирует снижение импортной пошлины, то есть иностранные автомобили, импортированные в Россию, дешевле не станут», — говорит Рожков.

В свою очередь, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов уверен, что вообще не стоит ожидать кардинальных изменений на российском авторынке в связи с вступлением в ВТО. «На мой взгляд, кардинально ничего не поменяется. Вместе со снижением пошлин на легковые автомобили на 5% одномоментно вводится утилизационный сбор. В коммерческом сегменте аналогичная ситуация: резкое снижение пошлин сопровождается большим утилизационным сбором. Единственные, кто выиграет, — импортеры автомобилей с большими двигателями. Они, вероятно, будут ввозить больше», — говорит Удалов.

Между тем снижение ввозных пошлин даже при действии утилизационного сбора может подстегнуть ввоз из-за рубежа поддержанных автомобилей, уверен руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов. Он считает, что в таких условиях выгоднее всего будет ввозить автомобиль возрастом от трех до пяти лет и объемом двигателя не более 2300 кубических сантиметров. «Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит вдвое меньше, чем сегодня… Пригнанный для личного пользования из Германии Ford Focus 2009 года объемом 1,6 л будет стоить дешевле на 2000 евро, а, допустим, BMW X5 того же 2009 года с трехлитровым двигателем станет дороже примерно на 1000 евро», — говорит Лезжов.

Собираются ли автокомпании повышать цены на машины

В самих автокомпаниях пока осторожно относятся к тому, как снижение пошлин и утилизационный сбор повлияют на цены.

«Пока сложно говорить о каких-то корректировках. Постановление правительства о снижении пошлин еще не опубликовано, утилизационный сбор вступит в силу только с 1 сентября. В целом эти две меры нивелируют друг друга», — заявила «Газете.Ru» представитель Toyota Евгения Тетерина.

«К сожалению, правительство РФ до сих пор не определило окончательно размеры и порядок уплаты утилизационного сбора. Поскольку введение данного сбора напрямую влияет на стоимость автомобилей, пока нет окончательного решения правительства, мы не имеем возможности дать прогноз, каким образом вступление в ВТО скажется на ценовой политике BMW в России», — сообщил «Газете.Ru» директор пиар-департамента BMW Group Россия Алексей Кожухов.

«На данный момент ничего не планируем, внимательно изучаем ситуацию, но никаких ценовых изменений пока не будет», — заявил «Газете.Ru» пиар-директор General Motors СНГ Сергей Лепнухов.

В «АвтоВАЗе» заявили, что завод уже работает в условиях ВТО. «Основные конкуренты бренда Lada на российском рынке: бюджетные иномарки, сборка которых организована на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ о промсборке, — заявил «Газете.Ru» директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. — Поэтому автомобили Lada не первый год успешно конкурируют, по сути, в условиях ВТО. Это подтверждают наши объемы продаж».

Вместе с тем целый ряд представителей крупных автокомпаний в беседе с «Газетой.Ru» отказались комментировать возможность изменения ценовой политики в связи со вступлением России в ВТО и попросили их не упоминать в материале.

Ставки таможенных платежей до и после вступления в ВТО

20 сентября 2012, 15:03

прочитали: 752 раз

На сайте купимашину.ру приведены ставки таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей юридическими лицами, действующие после вступления России в ВТО и пошлины, действовавшие до этого момента.

Ставки для следующих категорий транспорта:

1.1.1. Автомобили моложе трех лет

Автомобили моложе трех лет

Автомобили от трех до пяти лет

Автомобили от пяти до семи лет

Автомобили старше семи лет

1.2. Автомобили с дизельным двигателем

В приложении — Протокол о вступлении РФ в ВТО (Geneva, 16 December 2011).

Подпишись на наш канал Яндекс.Дзен и получай персональные новости.

Исследования на тему

Аналитический отчет AUTOSTAT DATA BOOK

Предпочтения российских автовладельцев в выборе автомобиля

31 января, PDF, 149 стр.

Обзор рынка новых коммерческих автомобилей в России

Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 6669 раз

Библиографическое описание:

Колмыкова Е. С., Акашева В. В. Изменение таможенных пошлин в период вступления во Всемирную торговую организацию // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 321-323. — URL https://moluch.ru/archive/52/6893/ (дата обращения: 09.02.2019).

Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 года, став 156 членом этой организации. Закончился многолетний переговорный процесс, длящийся в течение 17 лет, но начался переходный период, который продлится по многим товарам в течение нескольких лет. Вступление в ВТО однозначно скажется на всех секторах экономики, будут отменены некоторые преференции российским производителям.

Что касается доступа иностранных товаров на российский рынок, то здесь достигнуты договоренности о единовременном снижении России ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. Не позднее трех лет после даты присоединения должно быть произведено снижение ставок по четверти тарифных позиций. В отношении последних определены начальные и конечные уровни «связывания» таможенных пошлин, то есть уровни, выше которых нельзя будет устанавливать пошлины на конкретные товары сразу после присоединения и после окончания трехлетнего периода. На наиболее чувствительные для России товары продолжительность переходных периодов установлена в семь лет (легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения) и восемь лет (свиное мясо).

Смотрите так же:  Ходатайство о разъяснении последствий отказа от иска

По информации Минэкономразвития РФ, по товар в целом начальный уровень «связывания» средневзвешенной ставки пошлин определен в 11.85 % конечный уровень — в 7.15 %. Россия взяла на себя обязательства уменьшить средневзвешенный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам с 15.2 % до 11.3 %, по промышленности — с 11.3 % до 6.4 %.

Средний уровень пошлин по отдельным товарным группам представлен в таблице 1.

Снижение импортных пошлин по отдельным товарным группам

Товарные группы

Действующий уровень, %

Сниженный уровень, %

Масличные, жиры, масла

Древесина и бумага

Сахар (специфическая пошлина)

По многим позициям прописаны графики снижения пошлин в Едином таможенном тарифе Таможенного союза с 23.08.12. Рассмотрим подробнее изменение таможенных тарифов по нескольким секторам экономики.

Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов. При импорте в нашу страну мяса будет действовать, как и прежде, режим тарифного квотирования, который сохранится полностью в отношении говядины, но ужесточится по мясу птицы и свинины. Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. [1]

Продовольственные товары, где произошли наибольшие изменения таможенных тарифов, представлены в таблице 2

Изменение таможенных ставок по продовольственным товарам

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

Свинина свежая, охлажденная или замороженная, вне квоты

Готовые мясные изделия

Также в соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Данная информация представлена в таблице 3

Изменение таможенных ставок по текстильной продукции

Товар

Новая ставка, %

Старая ставка, %

Пальто, полупальто, плащи, куртки

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

10, но не менее 5 евро за 1кг.

Костюмы, комплекты, пиджаки

10, но не менее 2.5 евро за 1 кг

10, но не менее 4 евро за 1 кг.

10, но не менее 2 евро за 1 кг

10, но не менее 3 евро за 1 кг.

При рассмотрении автомобилестроения можно отметить, что по пессимистическому прогнозу Министерства экономического развития, после вступления России в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50 %. По приблизительным оценкам, снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18 %, а автобусов на 32 % от текущего уровня, если государство не введет протекционистские меры. Впрочем, на это есть переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины — до 2016–2018 годов. По легковым автомобилям сразу после вступления в ВТО будут отменены заградительные ввозные пошлины, введенные в период глобального кризиса (30 % на новые машины и 35 % на поддержанные). Начальный уровень снижения для тех и других установлен в 25 %, который не будет меняться в течение трех лет для новых автомобилей и пяти лет для машин возрастом 3- 7 лет. После таможенные пошлины на новые авто за четыре года будут равномерно снижены до 15 %, а на поддержанные — до 20 % в течение двух лет. На автомобили старше семи лет специфическая пошлина останется неизменной — 2.5–5.8 евро за 1 куб. см двигателя.

Таким образом, снижение пошлин облегчит ввоз в страну новых машин иностранного производства, но отечественные автомобилестроительные предприятия получат пять лет для того, чтобы повысить свою эффективность.

Также уменьшение таможенных пошлин коснулось практически всей номенклатуры сельскохозяйственных машин с 15 % (старая ставка) до 5–10 % новая ставка. По некоторым видам техники установлены переходные периоды в два — четыре года. Снижение цен на импортную технику повлечет за собой их снижение и на российские машины, рентабельность выпуска которых не очень высока.

При рассмотрении самолетостроения, то принятыми на себя обязательствами предусмотрено серьезное снижение в течение семи лети пошлин на магистральные авиалайнеры: с 20 до 7.5 % на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты и до 12,5 % — на все остальные воздушные суда. Это позволит снизить цены на ввозимые в Россию самолеты, но в то же время создаст угрозу реализации масштабных авиастроительных проектов отечественных предприятий. [2]

Что касается ставок на нефть и нефтепродукты, то здесь формула определения ставок останется неизменной и сохранится на неопределенный период времени, не коснется изменения ставок и на природный газ.

Будут введены тарифные квоты на древесину — ель и сосну с внутриквотными ставками 13 и 15 % соответственно.

Экспортные пошлины на никель и медь будут снижены в течение четырех лет с 5 до 10 %

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что во всех секторах экономики России произошло и происходит снижение таможенных пошлин, которое по-разному будет влиять на экономику нашей страны, где то в положительную, а где то в отрицательную сторону. Но принятие нашей страной обязательств по снижению тарифных пошлин не означает, что она теряет возможность ограничивать импорт. В соответствии с нормами ВТО любая страна — член организации в случае, если в результате принятия ею на себя обязательств и в силу непредвиденных обстоятельств импорт какого-либо товара возрастает до такой степени, что это причиняет или может причинить серьезный ущерб соответствующей национальной отрасли, имеет право на использование защитных мер. Практика показывает, что в качестве такой меры обычно вводится квота на импорт. Кроме того, члены ВТО по прошествии трех лет после завершения переговоров могут увеличить ставку ввозной пошлины на какой — либо товар. Для этого они обязаны провести переговоры с главным поставщиком данного товара и получить его согласие на такое повышение, предложив ему соответствующую компенсацию по другому товару либо по другому направлению торговли.

В ходе переговоров удалось сохранить право на применение экспортных пошлин, которые приносят около 20 % доходов федеральному бюджету и возвращают государству значительную часть природной ренты. Обязательства России охватывают примерно 700 товарных позиций.

Впереди у государства и бизнеса период адаптации к деятельности, в рамках норм и правил ВТО. Он вряд ли будет беспроблемным. Но переходный период дается присоединяющимся странам как раз для того, чтобы государственный аппарат и предприниматели смогли научится работать в соответствии с принципами открытой и справедливой экономики, присущей многосторонней торговой системой. Для этого в нашей стране есть огромный потенциал, который необходимо развивать и приумножать, чтобы составлять достойную конкуренцию другим странам.

1. Борхунов Н., Родионова О. ВТО: пошлины и цены внутреннего рынка России на сельхозпродукцию // АПК: экономика, управление, 2012, № 8, с. 18–25.

2. Оболенский В. Россия и ВТО: обязательства, возможности, риски // Справочник экономиста, 2012, № 11, с. 59–68.

3. Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 12, с. 22–30.

4. Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшим органам Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18

ВТО для авто – лекарство от пошлин?

Пошлины на автомобильный импорт после вступления России в ВТО будут медленно, но верно снижаться. К 2019 году на новые машины они должны составить 15% вместо нынешних 30. Сократятся ставки и по бэушному транспорту, но только для авто возрастом до семи лет. Самый резкий спад тарифов ожидается по тяжелым грузовикам: через семь лет ввозная пошлина рухнет до 5%. Однако участники рынка не спешат радоваться новым условиям, да и автомобилистам не дают таких поводов.

В 2009 году, дабы поддержать отечественный автопром, в России введены заградительные пошлины на иномарки. Судя по расчетам, на новый импорт после вступления в ВТО тарифы должны вернуться на уровень 2008 года и составить 25%, затем в течение трех лет держать эту планку. Далее за четыре года пошлина дойдет до 15%, то есть за семь лет она сократится в два раза.

Много это или мало?

К примеру, импортер ввозит Mazda3 1,6 таможенной стоимостью 10 000 евро (419 тысяч рублей). Нынешняя пошлина – 126 тысяч рублей, НДС – 99 тысяч, доставка и прочие расходы пусть будут 20 тысяч, и тогда с учетом акциза и оформления получается «розничная» цена 664 тысячи рублей.

Смотрите так же:  Как наказать человека за побои

Уменьшим ставку в два раза – цена упадет до 593 тысяч рублей, то есть всего на 11%. Даже этот условный расчет показывает, что шквального обвала цен даже через семь лет после вступления в ВТО ждать не стоит.

«На заметное снижение надеяться не приходится. Вероятнее всего, будут применены методы нетарифного регулирования, например введение специальных статей технического регламента, которые вынудят зарубежных производителей выполнять дополнительные операции, повышающие стоимость автомобилей, – комментирует аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров. – Как это делается, можно посмотреть на примере Южной Кореи (кстати, члена ВТО), очень плотно закрывшей свой рынок: импорт автомобилей там составляет менее 10%».

Процесс вступления России в ВТО планируется завершить к лету 2012 года, то есть постепенное снижение пошлин начнется уже в следующем году, в том числе и на подержанные иномарки от трех до семи лет. Причем на последние ставки упадут сразу на 10% и в итоге за семь лет остановятся на уровне 20%. При этом уменьшится и специфическая ставка (сейчас установлен не только размер пошлины в процентах от цены, но и ограничение по стоимости одного кубического сантиметра): с 1,2–2,8 до 0,7–1,6 евро за куб. Что касается машин старше семи лет, они по-прежнему останутся в черном списке с высокими пошлинами.

Для сравнения: если сейчас ввезти четырехлетку с мотором 1,6 литра стоимостью 10 000 евро (419 тысяч рублей), на таможне придется оставить 168 тысяч рублей или 40% от цены автомобиля. То есть в принципе есть некоторое потепление, только не нужно забывать, что специфических ставок (зависящих от объема мотора) также не отменят, а значит, выгодно будет возить машины с небольшими двигателями.

По данным «Автостата», импорт иномарок в РФ за девять месяцев 2011 года вырос на 56% (до 670,8 тысяч авто) по сравнению с АППГ. Тройка лидеров неизменна: Toyota (78,2 тысячи авто, + 65%), Daewoo (69,1 тысячи авто, + 31%) и Nissan (68 тысяч авто, + 73%).

«Сейчас выгоднее всего работать с авто от трех до пяти лет и объемом до трех литров. После вступления в ВТО благоприятной ситуации, как раньше, все равно уже не будет. Никто не станет рубить сук, на котором сидит, поэтому ожидать снижения цен на ввозные иномарки я бы не стал. Уже проделана большая работа, куча производителей отстроили свои заводы в России. Кому выгодно снижение ставок? Да, пишут, что в течение семи лет цифры будут меняться, но это ни о чем не говорит. Например, сейчас пошлина считается от стоимости, указанной в иностранных прайсах, после снижения ставки ее могут считать от той цены, которая будет указана в российских каталогах, а она будет выше. Условно говоря, если за рубежом машина стоит 10 тысяч долларов, у нас – 12 тысяч, то будут считать уже не 30% плюсом к зарубежной цене, а 25% или позже 15% – к нашей. То есть вся эта выгода просто будет съедена разницей в базе, от которой считают. Все равно найдут выход в свою пользу», – говорит директор компании «Гудзон-Авто» Андрей Ращектаев.

Пока производители не предсказывают радикального изменения конъюнктуры рынка: сборочные предприятия даже при таком раскладе имеют преимущество перед импортом, особенно в первые годы ВТО. Ведь они ввозят компоненты с наценкой 0-5%, и даже «непромышленные» сборщики имеют ставку на уровне 15%.

«Кардинально цены на легковые автомобили в следующем году не изменятся. Пошлины в ценообразовании не играют первостепенной роли, а импортированных иномарок продается на российском рынке порядка 45%, – сообщает начальник отдела аналитики АА «Автостат» Андрей Топтун. – При сохраняющемся уровне спроса цены снижаться не будут и на иномарки российской сборки. Конечно же, все производители будут мониторить рынок и следить за действиями конкурентов в вопросах ценообразования. Уже позже, спустя три-семь лет, когда пошлина упадет до 15% на новые легковые автомобили и понизятся пошлины на подержанные автомобили, можно ожидать небольшого понижения цен и увеличения импорта иномарок с пробегом».

Обязательство производителей выпускать определенный объем (и немаленький) автомобилей в год приведет к росту конкуренции на рынке не только новых машин, но и новых с бэушными. Насыщение новыми иномарками рано или поздно приведет к сокращению спроса на них и активной ротации машин на вторичке. Это может скорректировать расценки на рынке первичном даже с большей вероятностью, нежели упавшие налоги.

«Что касается роста конкуренции новых иномарок и с пробегом, на мой взгляд, постепенно их доля на рынке уравняется, но это произойдет небыстро. Сейчас на территории страны открыто много иностранных производств, и спрос на автомобили только растет. То есть пока рынок не насытится, новые иномарки будут держать лидерство. О снижении цен говорить сложно, но опыт показывает, если на что-то цена падает, что-то другое дорожает», – говорит руководитель направления Ford компании «Планета Авто» Вадим Валеев.

В отличие от легковых машин, ставки по грузовикам упадут еще ниже и резче. На первом году на новые машины они снизятся с 25 до 10%, а через три года – до 5%. Пошлины сократятся и для бэушных «тяжеловесов», в том числе и старше семи лет: ставка за один кубический сантиметр упадет с 4,5 до 1 евро.

Последствий два. Тяжелее придется местным сборщикам грузовиков, например калужскому Volvo и челнинскому Mercedes-Benz. Может увеличиться импорт недорогих автомобилей из Китая, печально прославившихся низкой надежностью: в последние годы то и дело происходят аварии из-за отказавших тормозов и перегруза. Но качество ввозимой продукции – это прерогатива сертификационных органов и технического осмотра, а не таможенников, поэтому для ограждения производителя от опасных машин достаточно более строгих правил сертификации и эксплуатации.

Почему именно по грузовым машинам запланированы категоричные изменения?

«Они коснутся именно тяжелых грузовиков, таких, которые просто не производятся у нас в стране, поэтому спрос найдет удовлетворение в импортируемых машинах», – считает генеральный директор компании СТО «Молния» Анатолий Рудько.

Есть и другие объяснения. «Этот сегмент сейчас прикрыт российскими таможенными заслонами весьма плотно – для защиты КАМАЗа. И формально, по нормативам ВТО, именно в части тяжелой автотехники необходимо снижать ставки. Однако я не сомневаюсь, что и здесь будут существовать методы нетарифного регулирования. Камский автозавод слишком важен для экономики не только Татарстана, но и всей страны, да и военный аспект не стоит забывать, – поясняет Алексей Захаров. – Полагаю, что в Россию не хлынет поток китайской техники. Этому мешают две вещи: политика китайцев, пренебрегающая послепродажным обслуживанием, и негласно существующий, но явственный режим «наибольшего неблагоприятствования», проводимый нашими властями в отношении производителей из КНР. Вряд ли это сильно изменится с вступлением в ВТО. Практика показывает, что и в рамках объединения можно отлично перекрывать границы, и я не сомневаюсь, что в отношении АвтоВАЗа и КАМАЗа будут выполняться все возможные протекционистские процедуры».

Кроме ценовых вопросов при вступлении в ВТО отечественным производителям придется решать задачу с модернизацией. Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко подчеркнул, что это время будет болезненным для автомобильной отрасли, потому что растущая конкуренция обязывает ускорить технологическое обновление.