Содержание:

Бухгалтерская отчетность на УСН в 2019 году

УСН или «упрощенка» для ООО – особая система сдачи налоговой отчетности среди организаций. Декларация по налогу на прибыль подается по истечению отчетного периода. В 2019 году декларирование нужно будет осуществить до 2 апреля, так как срок сдачи отчетности выпадает на не рабочий день. В том случае, если предприятие проходит процесс ликвидации, вся отчетность ООО должна быть предоставлена в налоговые органы до 25 числа месяца, следующего после закрытия организации.

От уплаты стандартных предпринимательских налогов упрощенцы освобождены. А любые другие, такие как НДС, налоги на имущество, транспорт или землю, вносится в бюджет только при наличии налоговой базы. Такая система уплаты налогов похожа на ЕНВД, при которой обязательные платежи между собой равны и уплачиваются не ежегодно, а поквартально. Весьма актуальна она для бизнесменов с доходами, изрядно превышающими их траты.

В первом квартале 2019 года всем ЮЛ, использующим УСН, требуется подать декларацию по единому налогу и внести платеж за год. Крайний срок, установленный законодательством, до 2 апреля 2019 года. Дополнительно уплачивается авансовый налог при УСН за первый квартал текущего года – до 25 апреля 2019 года.

Упрощенцы платят налоги или с общей выручки, или с доходов за минусом всех расходов. Так как статьи разные, разными будут и КБК. В первом случае КБК 182 105 010 110 110 00110, во втором – 182 105 010 210 110 00110. Это вам потребуется при перечислении налога в ИФНС.

При подсчете единого налога по схеме «Доходы минус расходы», даже в ситуации, когда фирма приносит только убытки, вы обязаны перечислить минимальный размер – 1% от суммы всех денежных поступлений.

Каждый владелец ООО в конце итогового периода сдает сведения по работникам, отчеты по справкам и производит расчет по страховым взносам. Упрощенная система налогообложения предполагает непосредственный контакт с государственными структурами – ИФНС, ПФР и ФСС. Отчеты для них сдаются ежеквартально.

Бухучет также обязателен к сдаче в ФНС по месту нахождения фирмы до 2 апреля 2019 г. Отслеживать это можно в бухгалтерском календаре. В зависимости от категории фирмы, формы квартальной отчетности разные.

Для небольших фирм, которые имеют 100 и менее рабочих рук и прибыль до 800 млн. рублей они следующие:

• Данные бухгалтерского баланса (ф. 1);

• Отчетность о финансовой результативности (ф. 2).

Для всех остальных организаций, превышающих минимальные параметры, дополнением к обязательным отчетам будут:

• отчет об изменениях в капитале (ф. 3);

• Сведения о движениях наличности (ф. 4);

• отчетность о целевом расходе средств (ф. 6);

• разъяснения к бухгалтерской отчетности в виде текста или таблицы.

Существуют предприниматели, которые в зависимости от основополагающего вида производства, обязаны не только декларировать свои доходы и сдавать бухгалтерскую отчетность, но и уплачивать иные налоговые платежи.

1. Транспортный налог – декларация сдается за весь год не позднее 1 февраля 2019 г.

2. Водный налог – отчетным является каждый квартал. Декларация предоставляется до 20.05.2019 г.

3. Налог на землю сдается годовым итогом не позднее 1 февраля 2019 г.

4. Акцизная деятельность декларируется ежемесячно. В нашем случае подобный отчет предпринимателю в 1 квартале 2019 года необходимо сдать до 26 февраля, 26 марта и 24 апреля 2019 г.

5. Извещения о начислении авансов и копии платежек сдаются ежемесячно, не позднее 18 января, 19 февраля и 19 марта 2019 г.

6. Декларация на игорный бизнес подается в налоговую до 20 февраля, 20 марта и 20 апреля 2019 г.

7. При ежемесячной уплате налога на добычу полезных ископаемых отчетность за 1 квартал 2019 года можно сдать до 28 февраля, 30 марта и 28 апреля 2019 г.

8. Налоги за пользование недрами перечисляются ежеквартально. Внести их требуется до 31 мая 2019 г.

9. При использовании водных ресурсов, данные о разрешениях и налогах предоставляются спустя 10 дней с момента их выдачи. А данные об объеме выловленных речных и морских обитателей – до 20 числа месяца, следующего за конечным сроком, установленным для разрешения.

10. Данные о разрешениях на охоту на животных — спустя 10 дней с даты их выдачи.

В государственный Росстат, как и в ИФНС, сдаются годовые сведения по бухучету (все формы отчетности) в срок до 2 апреля 2019 г. Это является обязанностью всех средних, крупных и крупнейших предприятий, а так же выборочно и некоторых малых.

В отличие от налоговиков, формы для сдачи отчетности в Росстате свои собственные.

Государственные статистические органы заранее предупреждают потенциальных «отчетников» путем рассылки уведомлений с перечнем требуемых сведений, сроками сдачи и инструкциями по их заполнению. Поэтому чаще заглядывайте в свой календарь.

Следующая массовая проверка для всех малых и крупных предприятий состоится в 2020 году.

В КУДиР учитываются финансовые поступления и траты каждого предприятия, предпочитающего «упрощенку». Эту таблицу могут попросить предоставить при сдаче упрощенной годовой отчетности в налоговую инспекцию для более тщательной проверки. Наличие такого фолианта обязательно, а недочеты в расчетах могут вылиться для бизнесмена в кругленькую сумму – штраф от 10 тыс. рублей.

Упрощенцы в КУДиР ведут не только налоговый, но и весь бухгалтерский учет. Именно по этой книге происходит определение налоговой базы при УСН.

Требования к внесению данных в КУДиР:

1. Новая книга для каждого календарного года.

2. Хронология записей фиксируется нарастающим итогом.

3. В КУДиР ведется учет денежных средств, уже поступивших или выведенных через кассу предприятия или расчетный счет.

4. Заполнение книги осуществляется ручным или машинным способом. Для этого существуют специализированные компьютерные программы.

5. Учет ведется в рублях и копейках.

6. КУДиР в электронном виде в конце отчетного периода обязательно переносится на бумажные носители.

7. Бумажная книга в обязательном порядке нумеруется, прошнуровывается, прошивается и заверяется подписью и печатью руководителя предприятия.

8. Все ошибки в рукописной КУДиР исправляются зачеркиванием. Рядом прописывается действительное значение. Все исправления фиксируются по дате внесения и заверяются уполномоченным должностным лицом.

В КУДиР имеется 4 раздела. Первый – для учета всех поступлений и расходов предприятия. Второй – траты на приобретение ОС и НМА. Третий для фиксирования убыточной деятельности за прошедшие годы. На сумму этих расходов может быть уменьшены текущие доходы. Четвертый заполняется только при выборе фирмой УСН со схемой «Доходы». В него вносится информация о расходах, уменьшающих налоговые платежи. Второй и третий разделы ведутся только при УСН «Доходы минус расходы».

Приказом Минфина РФ № 227н, внесены изменения в методику заполнения КУДиР. Основным нововведением стал раздел 5 и правила внесения в него сведений, в котором следует отражать суммы по торговому сбору московским фирмам.

Вот такие обязательные отчеты должны сдать в 1 квартале 2019 г. все бизнесмены, использующие любую из схем УСН. Опытные налоговики советуют вовремя обновлять свое программное обеспечение, посредством которого ведется бухгалтерская и финансовая отчетность на фирме. Так как даже незначительные недочеты в суммах могут стать причиной наложения на вас ощутимых штрафов.

Бухгалтерские документы 2019
Бухгалтерские изменения в 2019 году
Бухгалтерский баланс 2019
Бухгалтерский учет 2019
Бюджетная отчетность 2019

Назад | | Вверх

Что меняется в порядке сдачи бухотчётности в 2019 и 2020 году

Изменения в Закон о бухгалтерском учете, внесённые отдельным Федеральным законом, принятым в ноябре 2018 года, в корне пересматривают систему обязательного представления в государственные структуры бухгалтерской отчетности в 2019 году, и особенно – с 2020 года. Рассказываем, к чему приготовиться.

Единый госресурс

С 2020 года в России начнёт полноценно функционировать так называемый Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он предназначен для сбора годовой бухгалтерской отчётности предприятий и ИП, обязанных в силу закона вести бухучет и формировать соответствующую бухотчётность.

Данный ресурс выражает основную идею властей – с 2020 года перейти к принципу «одного окна». То есть представлению годовой бухотчетности вместе с аудиторским заключением о ней в единый информационный электронный центр, который курирует ФНС России.

Первое послабление

В силу новой редакции ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете», основное изменение в бухотчетности с 2019 года в том, что это последний год, когда необходимо сдавать в территориальный орган статистики обязательный экземпляр годовой бухотчетности.

Продолжать отправлять годовые бухотчёты в Росстат только организации, работающие с гостайной, а также по прямому указанию Правительства.

Как изменятся требования к форме сдачи отчётности

Единый электронный формат бухгалтерской отчетности для сдачи в государственный информационный ресурс утверждает ФНС России.

По общему правилу баланс и остальное составляют:

  1. На бумаге.
  2. Электронно с ЭЦП руководителя (до настоящего времени бухотчетность считалась составленной после подписания ее бумажного экземпляра главой компании).

Если второй способ, то в случаях, установленных законом или договором, для пользователей по их требованию нужно изготовить бумажную копию.

Как изменится порядок сдачи отчётов

Обязанные вести бухучет предприятия и ИП сдают 1 экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговую по месту своего нахождения. Этого не делают:

  • госструктуры и приближенные к ним;
  • при реорганизации и ликвидации юрлица в отношении последней бухотчетности.

Электронную бухгалтерскую отчетность отправляют в государственный информационный ресурс по ТКС через российского оператора электронного документооборота.

  • порядок представления обязательного экземпляра бухотчетности и аудиторского заключения о ней;
  • правила пользования государственным информационным ресурсом.

Сроки сдачи главной бухгалтерской отчётности в налоговую тоже остались прежними (и электронно, и на бумаге): это нужно делать не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода (календарного года). Обычно последний день приходится на 1 апреля следующего за отчётным года.

Основные изменения в бухотчетности с 2020 года в том, что баланс за 2019 год сдают только в электронном виде. Исключение – представители малого бизнеса. Им разрешено сдавать ее в налоговую на бумаге или по ТКС.

При сдаче обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляют:

  1. В виде электронного документа вместе с такой отчетностью.
  2. Либо в течение 10 рабочих дней со дня, идущего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Доступ к сданной отчётности

Любое заинтересованное лицо (контрагент и т. п.) может получить доступ к информации из государственного ресурса бухотчетности, который ведут налоговики. Однако теперь за это нужно платить.

Данная услуга бесплатна только для госорганов, органов местного самоуправления и Банка России.

Данные из годовой бухотчётности, сданной за 2014–2018 годы и представленные до 01.01.2020, запрашивают не в налоговой, а в органе Росстата!

Таким образом, круг организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую отчетность (по ФЗ о бухучете или ст. 23 НК РФ), остаётся неизменным по сравнению с действующими требованиями.

При этом представители малого бизнеса будут сдаваться по новым правилам с отчетности за 2020 год, а остальные организации – с бухотчетов за 2019 год.

В 2019 бухгалтеров ждет новый закон о бухучете. Что поменяется?

Закон о бухучете скоро изменится. Поправки подготовил Минфин. Что нового ожидается с января 2019 – расскажем.

В обновленной версии закона о бухучете вместо организаций государственного сектора будут фигурировать организации бюджетной сферы.

«Первичка» и регистры

Статья 9 «Первичные документы» Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» дополнена пунктом, согласно которому требования главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений) необходимых для ведения бухгалтерского учета, обязательны для всех сотрудников экономического субъекта.

Электронные регистры бухучета подписываются электронной подписью. Поправками уточняется, что подпись должна быть усиленной квалифицированной.

Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» закона №402-ФЗ дополнена следующим пунктом:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.

В настоящее время бухотчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем.

С 2019 года подписывать бухотчетность может как руководитель, так и уполномоченное на это лицо. Причем требование о непременно бумажном виде упраздняется.

Стандарты бухучета

Центробанк теперь сможет издавать нормативные акты в сфере бухучета подведомственных организаций, которые будут противоречить закону о бухучете. Сейчас это запрещено.

Кроме того, отменяется норма, которая устанавливает, что ПБУ, принятые с 01.10.1998 до того, как начал действовать Закон, признаны федеральными стандартами. Между тем напомним, что пока не утверждено ни одного федерального стандарта для внебюджетных организаций.

Баланс надо будет сдавать только электронно. Закон окончательно принят

Владимир Путин подписал Федеральный закон №444-ФЗ от 28.11.2018, который вносит поправки в закон о бухучете.

В России будет создан Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Курировать новый информационный ресурс будет ФНС.

При этом все организации обязаны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в электроном виде, начиная с отчетности за 2019 год. Для субъектов малого предпринимательства сделано исключение — для них обязанность сдавать по электронным форматам наступит на год позже, начиная с отчетности за 2020 год.

Добавим, чтобы организации не пренебрегали своими обязанностями по сдаче балансов, для них введут огромные штрафы. Текст соответствующего проекта накануне опубликовал Минфин.

Заинтересованные лица будут получать информацию из этого ресурса, но не бесплатно.

Вместе с введением обязанности сдавать отчетность через ТКС отменяется обязанность сдавать бухотчетность в Росстат.

На сайте Кремля сообщается, что вышеназванный Федеральный закон направлен на упрощение порядка представления бухгалтерской отчетности экономическими субъектами в государственные органы и на совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Новые правила представления бухгалтерской отчетности

28 ноября 2018 г. Президент РФ подписал два федеральных закона (№ 444-ФЗ и № 447-ФЗ), меняющих порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Первый из них внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), второй — в Налоговый кодекс. Сразу скажем, что новые правила начнут действовать с 1 января 2020 г., то есть начиная с бухгалтерской отчетности за 2019 г.

В настоящее время компании сдают один экземпляр бухгалтерской отчетности в органы статистики для целей формирования государственного информационного ресурса (основание — ч. 3 ст. 18 Закона о бухучете), а другой экземпляр — в налоговую инспекцию для целей налогового контроля (основание — подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это приводит к избыточной нагрузке на отчитывающиеся компании, а также к дублированию функций государственных органов. В связи с этим Правительство РФ выступило с законодательной инициативой упрощения порядка представления бухгалтерской отчетности, результатом которой являются два рассматриваемых нами федеральных закона.

Отчетность — только для налоговиков

Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ) внес изменения в ст. 18 Закона о бухучете. Согласно им заниматься формированием и ведением государственного информационного ресурса будет ФНС России. Поэтому представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности компании будут не в органы статистики, а в налоговую инспекцию. А органы статистики с 1 января 2020 г. прекратят сбор бухгалтерской отчетности от компаний. Не будут они принимать и пересмотренную бухгалтерскую отчетность за 2018 г. и более ранние отчетные периоды (подп. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). Соответственно, такую пересмотренную отчетность компаниям нужно будет тоже сдавать налоговикам.

Поскольку налоговики будут получать бухгалтерскую отчетность от компаний в соответствии с Законом о бухучете, Федеральным законом от 28.11.2018 № 447-ФЗ (далее — Закон № 447-ФЗ) из подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщиков по сдаче бухгалтерской отчетности.

Таким образом, начиная с 1 января 2020 г. компании будут представлять бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Особенности представления отчетности отдельными компаниями

Ряд компаний в соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 18 Закона о бухучете освобождаются от сдачи обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в целях формирования государственного информационного ресурса. К ним относятся:

1) организации государственного сектора;

3) религиозные организации;

4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

6) организации в случаях, установленных Правительством РФ.

Но бухгалтерская отчетность этих компаний нужна налоговикам для целей налогового контроля. В связи с этим Законом № 447-ФЗ в п. 1 ст. 23 НК РФ введен новый подп. 5.1. В нем сказано, что компании, у которых отсутствует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности для формирования государственного информационного ресурса, должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения.

Таким образом, вышеуказанные компании тоже должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, но только не на основании Закона о бухучете, а в соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Обратите внимание, что у организаций, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и у организаций, освобожденных от сдачи обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в случаях, установленных Правительством РФ, сохраняется обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в органы статистики (ч. 7 ст. 18 Закона о бухучете в новой редакции).

Поправки, внесенные Законом № 444-ФЗ в ст. 13 Закона о бухучете, уже вступили в силу с 28 ноября 2018 г. Они касаются вида, в котором может быть составлена бухгалтерская отчетность. Ранее требовалось обязательное наличие бухгалтерской отчетности, составленной на бумажном носителе. Это следовало из положений ч. 8 этой статьи закона, согласно которым бухгалтерская (финансовая) отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Теперь из этой нормы слова «экземпляра на бумажном носителе» исключены. А согласно новой ч. 7.1 ст. 13 бухгалтерская отчетность может быть составлена на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, компания уже сейчас вправе формировать бухгалтерскую отчетность сразу в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, без составления бумажного экземпляра.

Если же законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, то согласно той же ч. 7.1 компания обязана за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии отчетности, составленной в виде электронного документа.

Сдача отчетности в ФНС

Сейчас компании могут представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе (письма Минфина России от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624, от 26.05.2017 № 03-02-07/1/32310, ФНС России от 19.04.2017 № ПА-3-6/2661@).

С 1 января 2020 г. бухгалтерскую отчетность налоговикам нужно будет представлять только в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней тоже сдается в виде электронного документа (ч. 5 ст. 18 Закона о бухучете в новой редакции).

Исключение составляют субъекты малого предпринимательства. Для них оставлена возможность сдачи в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2019 г. на бумажном носителе (подп. 1 п. 4 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). А отчетность за 2020 г. и последующие годы они, так же как и остальные компании, должны будут предоставлять только в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Запрос информации из государственного информационного ресурса

В настоящее время предоставление заинтересованным лицам данных бухгалтерской отчетности компаний из государственного информационного ресурса производится органами статистики бесплатно (п. 21 Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации», утвержденного приказом Росстата от 20.05.2013 № 183).

Согласно новой редакции ст. 18 Закона о бухучете с 1 января 2020 г. налоговики будут предоставлять такую информацию за плату. Размер и порядок ее взимания должно установить Правительство РФ (ч. 10 ст. 18). Бесплатно получать информацию из государственного информационного ресурса смогут государственные органы, органы местного самоуправления и Банк России (ч. 11 ст. 18).

Принцип «одного окна» для годовой бухгалтерской отчетности

Автор: Зобова Е. П., редактор журнала

В соответствии с действующим законодательством РФ экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы: по общему правилу – в Росстат и налоговые органы. Кроме этого, иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы и органы надзора. Законодатель решил убрать избыточную административную нагрузку на отчитывающиеся субъекты, дублирование функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, какие конкретно изменения внесены в порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и куда представлять данную отчетность за 2018 год, – в нашем материале.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон № 444-ФЗ[1] внес следующие изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ[2]. Отметим, что изменения имеют разные сроки вступления в силу, при этом начало действия документа – 28.11.2018.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности несколько изменились.

Во-первых, уточнено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа. Статья 13 Федерального закона № 402-ФЗ дополнена п. 7.1.

Во-вторых, до рассматриваемых поправок бухгалтерская (финансовая) отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Теперь это правило обновлено: бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после ее подписания руководителем экономического субъекта (изменения внесены в п. 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Соответственно, сделать это можно и в электронном виде, распечатывать на бумажном носителе больше не обязательно.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора, новые положения п. 7.1 и 8 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ применяются с 01.01.2020.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С 01.01.2020 будет начато формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности в новом порядке (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ будет действовать в новой редакции).

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИР) – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять названную отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Ответственный орган.

Органом, ответственным за ведение и формирование ГИР, будет ФНС.

Обязательный экземпляр отчетности.

В целях формирования ГИР экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

организации государственного сектора;

организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ;

организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

организации в случаях, установленных Правительством РФ.

ЦБ РФ будет передавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность контролируемых им организаций в ФНС в особом порядке.

Организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, и организации, указанные в перечне Правительства РФ, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный для представления обязательного экземпляра отчетности (см. далее).

Сроки и способ представления отчетности. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой
аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Форматы и порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов будут утверждены ФНС.

Правила пользования ГИР. Поскольку администрировать ГИР будет ФНС, она и будет устанавливать правила пользования ресурсом.

Законодатель установил, что заинтересованным лицам будет обеспечен доступ к информации, содержащейся в ГИР.

Что касается платы за информацию, содержащуюся в ресурсе, по общему правилу данная информация будет платной. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы будут установлены Правительством РФ. Бесплатно информация будет предоставляться государственным органам, органам местного самоуправления, ЦБ РФ.

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации юридического лица, указанную в п. 4 ст. 16 Федерального закона № 402-ФЗ, требования ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ не распространяются.

Аналогичный порядок установлен в случае ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 17 Федерального закона № 402-ФЗ).

Переходные положения.

Обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный новым п. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ, но в несколько ином порядке.

По общему правилу экономические субъекты должны представлять обязательный экземпляр отчетности в виде электронного документа, однако для субъектов малого предпринимательства сделано исключение – они смогут представить отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа. Но только за 2019 год!

Установлено, что с 01.01.2020 Росстат:

осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды
2014 – 2018 годов до истечения срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного п. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ, – не менее пяти лет;

прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

Изменения, внесенные в НК РФ.

Федеральный закон № 447-ФЗ[3] вносит изменения в ст. 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков скорректированы в связи с созданием ГИР.

Во-первых, исключена обязанность представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность – соответствующие изменения внесены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Во-вторых, введена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую ГИР бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно Федеральному закону № 402-ФЗ, указанную отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (введен пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

ЦБ РФ представляет в ФНС годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.

Обратите внимание:

Статья 23 НК РФ в новой редакции применяется с 01.01.2020.

Последствия принятых новшеств.

Рассмотренные новшества относительно порядка представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подготовлены на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления данной отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами РФ. Основными целями указанных нововведений являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. В целом охват организаций, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность после вступления в силу рассмотренных поправок, останется неизменным по сравнению с действующими требованиями.

Сегодня по общему правилу экономический субъект обязан представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как минимум, в два места – в Росстат и в налоговый орган. Начиная с 2020 года в Росстат представлять бухгалтерскую отчетность больше не нужно, обязательной будет только подача в налоговый орган по месту регистрации. Обязанность представлять данную отчетность в Росстат сохранится только у организаций, отчетность которых содержит отнесенные к государственной тайне сведения, а также у других организаций в случаях, установленных Правительством РФ.

Начиная с 2020 года формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивать доступ к нему для иных государственных органов и заинтересованных лиц будет ФНС. Если сегодня получить данные о бухгалтерской отчетности из Росстата можно бесплатно, то у налоговиков это будет платной услугой. Размер платы утвердит Правительство РФ. При этом данные за 2018 год и ранее, представленные до 01.01.2020, можно будет получить в Росстате.

Важным моментом в данном случае является то, что представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган нужно будет в виде электронного документа. И только субъекты малого предпринимательства будут вправе представить названную отчетность на бумажном носителе за 2019 год, а в дальнейшем – исключительно в электронном виде.

По данным разработчиков рассматриваемых поправок, большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год в органы государственной статистики в электронной форме представили 79 % малых предприятий. Остальным малым предприятиям дается год на перевод всей отчетности в электронный формат.

Ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИР

Минфин разработал проект федерального закона, устанавливающего ответственность за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс.

ГИР носит публичный характер, обеспечивает заинтересованных пользователей (граждан, организаций) актуальной, надежной, достоверной и полной информацией, реализуя их конституционное право на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Сформированный ГИР позволяет также получать данные о финансовом состоянии контрагентов и о добросовестности выполнения ими действующего законодательства.

К сведению:

По данным Росстата, в 2017 году поступило более 8 млн запросов на получение информации из государственного информационного ресурса[4].

Государственный информационный ресурс является исключительно важным источником информации, который используется государством для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики, поддержки малого предпринимательства, расчетов в системе национального счетоводства.

Между тем в законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за непредставление или несвое-временное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней для формирования ГИР.

По мнению разработчиков рассматриваемого законопроекта, установленные ст. 19.7 КоАП РФ размеры штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за непредставление информации в государственные органы, незначительны (от 3 000 до 5 000 руб.). Соответственно, они не могут служить эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований, а также несоразмерны с уроном, который может быть нанесен заинтересованным пользователям в связи с отсутствием в ГИР информации.

Предлагается ввести новую ст. 15.11.1 КоАП РФ и следующие административные штрафы:

за несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, или представление указанной отчетности в неполном составе и иные нарушения установленного порядка ее представления на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб., на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.;

за те же нарушения, если отчетность подлежит обязательному аудиту, на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб.

Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная отчетность, включительно влечет следующие административные штрафы:

для организации, отчетность которой не подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 80 000 до 100 000 руб., на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 руб.;

для организаций, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, – на должностных лиц налагается штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб., на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 руб.

Прямо скажем, штрафы предлагаются весьма существенные.

Планируется, что изменения в КоАП РФ вступят в силу с 01.01.2021.

Представление годовой (финансовой) бухгалтерской отчетности за 2018 год.

Поскольку новый порядок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности начнет действовать с 2020 года, за 2018 год обязательный экземпляр данной отчетности нужно представить по действовавшим ранее правилам в Росстат и в налоговый орган.

Представление бухгалтерской отчетности в Росстат. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в Росстат[5] не изменились:

представляется один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

место представления – орган государственной статистики по месту государственной регистрации;

срок представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Соответственно, за 2018 год обязательный экземпляр нужно представить не позднее 01.04.2019, аудиторское заключение – не позднее
31.12.2019;

отчетность представить можно как в электронном виде, так и на бумажном носителе;

способы представления могут быть разные – в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, в электронном виде по ТКС или лично непосредственно в органы государственной статистики.

Также рекомендуется сопровождать отчетность контактной информацией (номером контактного телефона, адресом (адресами) электронной почты (при наличии)), позволяющей органам государственной статистики при необходимости оперативно связаться с представителями экономического субъекта.

Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган. Порядок и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в 2019 году также не изменятся:

представляется один экземпляр отчетности;

сроки представления – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, соответственно, за 2018 год это нужно сделать не позднее 01.04.2019.

Отметим, что НК РФ не определяет особенности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответственно, бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи и (или) на бумажном носителе. Такая отчетность на бумажном носителе может быть подана организацией в налоговый орган непосредственно (через ее представителя) либо направлена по почте (Письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624).

К сведению:

Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@.

В соответствии с Приказом ФНС России № ММВ-7-6/443@[6] обеспечивается возможность представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде через официальный сайт ФНС.

[1] Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] Данные представлены на сайте www.regulation.gov.ru.

[5] Утверждены Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.

[6] Приказ ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ «Об утверждении рекомендуемых форм и форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».

Смотрите так же:  Чем регулируется осаго