Содержание:

Организация — резидент РФ является экспедитором (исполнителем) по договору международной товарной экспедиции, клиентом является организация — резидент Республики Беларусь. Товар перевозится с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстана через территорию Российской Федерации. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом с привлечением посредников. Какой размер ставки НДС необходимо применить к услугам российского экспедитора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Услуги российского экспедитора облагаются НДС по ставке 0%.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет положений международных договоров РФ, касающихся налогообложения, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами о налогах.
В настоящее время действует Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014, далее — Договор о ЕАЭС), ратифицированный РФ Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2015), членами которого являются в том числе Республика Беларусь и Республика Казахстан.
На основании п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене Союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (то есть Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 29.01.2014), далее — Протокол).
Согласно п. 28 Протокола при выполнении работ (оказании услуг) взимание косвенных налогов (включая НДС — п. 2 Протокола) осуществляется в государстве — члене Союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг), за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола, — работ по переработке давальческого сырья.
Место реализации работ, услуг определяется на основании п. 29 Протокола.
Транспортно-экспедиционные услуги в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола не поименованы. Следовательно, в целях определения места реализации транспортно-экспедиционных услуг следует руководствоваться пп. 5 п. 29 Протокола.
В таком случае местом реализации транспортно-экспедиционных услуг признается территория государства, налогоплательщиком которого оказываются данные услуги.
Аналогичное мнение нашло отражение в письме Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14947.
Согласно п. 30 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, являются:
— договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов;
— документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
— иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации услуг на территории РФ.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении услуг по международной перевозке товаров применяется нулевая ставка НДС. При этом в целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются, в частности, перевозки товаров железнодорожным транспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.
Поскольку данная норма требует расположения за пределами территории РФ только одного из пунктов (отправления или назначения), то, следовательно, при оказании транспортно-экспедиторских услуг по перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан указанная норма применению не подлежит.
В то же время согласно пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ.
Таким образом, услуги экспедитора по организации перевозки товара с территории Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан в рамках процедуры таможенного транзита через территорию Российской Федерации подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% (смотрите письма Минфина России от 11.12.2012 N 03-07-14/114, от 25.09.2012 N 03-07-15/125, от 03.05.2012 N 03-07-08/127).
Для подтверждения применения налоговой ставки в размере 0% ваша организация должна представить в налоговый орган документы, указанные в п. 4 ст. 165 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Договор за товарна транспортна услуга

ПРИОБРЕТЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ

Многие организации и коммерсанты, осуществляя предпринимательскую деятельность, сталкиваются с необходимостью перевозки грузов. Те, у кого есть собственный или арендованный транспорт, осуществляют перевозку собственными силами, если же такая возможность отсутствует — обращаются к услугам профессиональных перевозчиков. Когда помимо транспортировки груза заказчик заинтересован в получении каких-либо дополнительных услуг, заключается договор транспортной экспедиции.

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, правовые основы которого установлены главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 ГК РФ).
Если же помимо собственно транспортных услуг грузоотправителю или грузополучателю требуется выполнение каких-либо дополнительных услуг, заказчики обращаются к фирмам, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность, которая регулируется:
— главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ;
— Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ);
— Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила N 554).

Под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок (пункт 1 статьи 1 Закона N 87-ФЗ).
Транспортно-экспедиционные услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого в письменной форме. Сторонами такого договора выступают клиент (грузоотправитель или грузополучатель) и экспедитор, который за вознаграждение и за счет другой стороны обязан выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, определенных договором (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). То есть сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент, причем в качестве клиента могут выступать как юридические, так и физические лица (граждане). Обязанности экспедитора могут исполняться и перевозчиком (пункт 2 статьи 801 ГК РФ).

Предметом договора транспортной экспедиции обычно выступают услуги, непосредственно связанные с перевозкой груза, а именно:
— организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
— заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза;
— организация отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой.
Помимо этого, экспедитор может оказывать клиенту и дополнительные услуги, например, получать документы, требующиеся для экспорта или импорта товаров, выполнять таможенные процедуры, затаривать и маркировать груз, проверять его количество и состояние, осуществлять погрузо-разгрузочные работы, оплачивать пошлины, сборы и расходы, возлагаемые на клиента и так далее. При этом оказание экспедитором дополнительных услуг должно быть предусмотрено в договоре.
Экспедитор может самостоятельно осуществлять перевозку груза, а может заключать договор перевозки с транспортными организациями, при этом он может выступать либо от своего имени, либо от имени клиента (статья 801 ГК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Похожие публикации

Первичный документ по договору транспортной экспедиции — экспедиторская расписка. Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), она подтверждает получение экспедитором груза для дальнейшей перевозки. При заключении договора перевозки оформляется транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ). Могут ли эти документы заменять друг друга: применима ли транспортная накладная, как экспедиторская расписка и наоборот? Об этом наша статья.

Транспортная накладная

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).

Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется

Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).

Смотрите так же:  Материнский капитал первому ребенку сколько лет

Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.

Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.

В то же время, транспортная накладная, как экспедиторская расписка тоже применяться не может: расписка является обязательной частью договора транспортной экспедиции, подтверждая, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки, то есть, обойтись без нее не получится. Кроме того, правильное документальное оформление процесса перевозки необходимо и для налогового учета — без экспедиторской расписки налоговики могут отказать налогоплательщику в признании его транспортно-экспедиционных расходов (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Товарно-транспортная накладная: кому и почему необходима?

Товарно-транспортная накладная является унифицированным документом, который выписывается в случае передачи товара продавцом для доставки покупателю при перевозке автотранспортным средством. При этом наличие третьей стороны (автотранспортного предприятия) не является единственным условием для выписки ТТН. Документ, сопровождающий груз во время его транспортировки, выписывается в любом случае, даже если функции автоперевозчика совмещает одна из сторон (грузоотправитель или грузополучатель).

Кому необходима ТТН

Товарно-транспортная накладная заполняется в четырех экземплярах (для грузоотправителя, грузополучателя, транспортной организации). В качестве бланка используется утвержденная в 1997 году унифицированная форма документа № 1-Т. Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения ТМЦ, так и для расчетов за автоперевозку.

Грузоотправитель заполняет и подписывает все 4 экземпляра ТТН, при этом первый остается у него, а второй-четвертый экземпляры передаются водителю — он их подписывает и берет с собой в рейс. В дороге товарно-транспортная накладная может потребоваться для предъявления дорожной полиции при проверке груза.

При доставке товара грузополучатель ставит соответствующие отметки на документе о получении груза (указываются ФИО и должность получателя, ставится его подпись и печать организации, указываются реквизиты доверенности на получение ТМЦ).

Впоследствии третий экземпляр ТТН прилагается к счету за доставку груза и передается заказчику. Четвертый экземпляр остается в транспортной организации и вместе с путевым листом служит первичным документом для учета услуг, а также для начисления зарплаты водителю.

Если осуществляется доставка груза нетоварной группы, по которому не может вестись складской учет, но есть возможность опередить количество путем геодезического замера (например, карт песка или грунта), либо путем взвешивания или замера, то товарно-транспортная накладная заполняется в трех экземплярах. Третий остается у грузоотправителя, а первые два экземпляра передаются автоперевозчику, причем по окончании рейса первый из них возвращается подписанный грузоотправителю (заказчику) вместе со счетом. Второй экземпляр остается для учета у владельца автотранспорта.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем для каждого грузополучателя, даже если несколько партий товара для доставки разным контрагентам загружены в одну машину.

Почему этот документ так необходим

Товарно-транспортная накладная требуется для подтверждения факта приема груза грузополучателем, при этом ее наличие особо тщательно проверяется налоговыми органами. Так, при проведении проверки того, достаточно ли оснований для применения вычетов по НДС покупателем, тщательное внимание обращается на наличие полного пакета первичных документов, в том числе и ТТН. Во избежание споров с проверяющими из налоговой лучше позаботиться об оформлении ТТН в любом случае, если ТМЦ отгружается в автотранспорт.

Кроме того, грузополучателю данный документ необходим для приемки товара — требуется сравнить указанное грузоотправителем количество груза с фактически пришедшим. Грузоотправителю данный документ необходим для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем. В ситуации, когда иные первичные документы оформляются с запозданием, это будет едва ли не единственным доказательством факта передачи товара сначала для перевозки, а затем и вручения ответственному лицу контрагента.

Автотранспортное предприятие при помощи ТТН фиксирует факт перевозки. Это нужно как для предъявления налоговой для проверки учета по начислению зарплаты водителю, так и для подтверждения своих доходов. Кроме того, в спорных ситуациях о сохранности ТМЦ при транспортировке данный документ поможет определить виновное лицо, если имеет место утеря или недостача груза. В Гражданском Кодексе и Уставе для автомобилистов также содержится четкое указание, что лишь наличие товарно-транспортной накладной подтверждает заключение договора о выполнении перевозки.

Правила оформления и заполнения ТТН

При заполнении товарно-транспортной накладной необходимо учесть, что заполняются два раздела. При этом в первом разделе большее внимание уделяется описанию товара и указанию контрагентов, а в во втором — маршруту и описанию транспортных услуг.

Данные из первого раздела используются грузоотправителем и грузополучателем для складского учета отгруженных/оприходованных товарно-материальных ценностей. За заполнение этого раздела ответственен грузоотправитель. Второй раздел заполняется преимущественно транспортным предприятием. Данные из него служат впоследствии основанием для выставления счета и оформления первичной документации по передаче услуг.

До прибытия авто под загрузку в товарно-транспортной накладной уже должны быть заполнены некоторые реквизиты: наименование и адрес грузополучателя, грузоотправителя, заказчика и автоперевозчика; ФИО водителя, номер авто и прицепа; вид автоперевозок; наименование, цена и количество (а также, если есть, прейскурант) товара; единицы измерения и общая сумма товара в доставке; должность и ФИО ответственного за отгрузку лица.

Точный вес загрузки, и, соответственно, сумма товара прописываются уже по факту загрузки. В строчке «Приложения» указываются все сопроводительные документы на партию товара. Транспортный раздел ТТН заполняется водителем и грузополучателем.

Каждый из экземпляров ТТН должен быть заполнен и заверен подписью ответственного лица и печатью (штампом) грузоотправителя. Во всех экземплярах должна быть также подпись водителя (или экспедитора), что является подтверждением передачи груза ответственному лицу для его транспортировки по указанному в документе маршруту.

Нюансы при оформлении ТТН

Если по договору купли-продажи не оговариваются условия доставки товара от поставщика покупателю, тогда можно обойтись без необходимости заполнения ТТН. Но следует в этом случае быть готовым к вопросам проверяющего из налоговой о том, каким образом был отгружен товар покупателю. Особенно важен момент точного подтверждения маршрута и каким образом товар попал на склад покупателя, ведь именно ему впоследствии могут отказать в применении вычета по НДС из-за его необоснованности.

В случае если грузоотправитель доработал унифицированную форму 1-Т путем добавления графы НДС и заполнил необходимые данные по учету по данному виду налога, можно отказаться от дополнительного составления товарной накладной (форма ТОРГ-12). Но данный момент желательно прописать в двухстороннем соглашении, чтобы впоследствии не было спорных вопросов ни у сторон, ни у фискальных органов.

Поставка товаров: как доказать исполнение договора

Нередко в рамках рассмотрения спора о взыскании задолженности за поставленный товар, оспаривается сам факт передачи товара. Например, самим покупателем или конкурсным управляющим покупателя, если таковой признан банкротом. Какие доказательства могут быть представлены в подтверждение надлежащего исполнения договора поставки?

Товарная накладная

По общему правилу товарная накладная, оформленная надлежащим образом, является достаточным доказательством передачи товара по договору поставки. При установлении данного факта суды обычно руководствуются нормами статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положениями постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», принимая в качестве надлежащего доказательства поставки товаров подписанную сторонами товарную накладную по форме ТОРГ-12. (Постановление АС Московского округа от 29.12.2016 по делу № А41-21462/2016, Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2017 по делу № А56-10529/2016, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.01.2016 по делу N А27-10173/2015). Между тем, не всегда подписанная товарная накладная подтверждает передачу товара покупателю, например, если она не соответствует положениям Закона о бухгалтерском учете (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.02.2007 № 9821/06), при отсутствии на товарной накладной подписи покупателя либо его представителя (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2015 по делу № А66-2570/2013), при отсутствии доверенности подписавшего лица (Постановление АС Московского округа от 28.03.2017 по делу № А40-118191/2016), при отсутствии оригинала накладной (Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.03.2017 по делу № А17-8963/2015) и т.д. Кроме того, товарная накладная, даже если оформлена надлежащим образом, не всегда свидетельствует и о реальном движении товара. Как следует из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 № 7204/12, при рассмотрении вопроса о мнимости договора поставки и документов, подтверждающих передачу товаров, суд не должен ограничиваться проверкой документов установленным законом формальным требованиям. При оспаривании товарных накладных необходимо принимать во внимание и иные документы первичного учета, а также иные доказательства.

Акт приема-передачи

Акт приема-передачи подтверждает поставку товара. В частности, к такому попутному выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.01.2006 № 7876/05 при решении вопроса о заключенности договора поставки. В большей части такие акты принимаются арбитражными судами вместе с товарными накладными (Постановление АС Северо-Западного округа от 19.12.2016 по делу № А56-86653/2015, Постановление АС Уральского округа от 06.12.2016 по делу N А47-321/2016), отсутствие которых может послужить основанием для отказа в иске о взыскании задолженности за поставленный товар. Так, например, суд посчитал недоказанным факт передачи товара, поскольку первичные документы были составлены с нарушениями требований ФЗ «О бухгалтерском учете». Иными словами, суд указал, что вместо актов приема-передачи должны были быть подписаны товарные накладные, то есть документы первичного бухгалтерского учета, которыми подтверждается хозяйственная операция по передаче товарно-материальных ценностей (Постановление АС Московского округа от 17.01.2017 по делу № А40-16308/2016).

Также в качестве доказательств суды могут принять товаросопроводительные документы, если товар доставляется покупателю транспортом. В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Смотрите так же:  Компенсация отпуска 233

Так, например, при перевозке автомобильным транспортом оформляется транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» либо выписывается товарно-транспортная накладная по форме, установленной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Согласно п. 2 Обзора отдельных Постановлений Президиума ВАС РФ по спорам, связанным с расчетами (без участия банков), принятого на основании письма ВАС РФ от 28.11.1996 № С2-7/ОП-706, приемо-сдаточный акт и товарно-транспортные накладные являются доказательствами, подтверждающими факт сдачи и получения ответчиком спорной продукции. Указанные разъяснения до сих пор применяются арбитражными судами при разрешении хозяйственных споров (Постановление АС Московского округа от 21.04.2015 по делу № А40-111084/2013; Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.02.2016 по делу № А32-35036/2014).

Также в качестве доказательства факта поставки товара может быть принят коносамент (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.01.2016 по делу № А45-1151/2015, Постановление АС Северо-Западного округа от 26.12.2016 по делу № А56-81618/2015). Это документ, выдаваемый перевозчиком отправителю при заключении договора морской перевозки груза (ст. 117, 142 КТМ РФ). Коносамент подтверждает прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым, перевозчик обязуется сдать груз против этого документа (п. 7 ст. 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, заключена в Гамбурге 31.03.1978).

Транспортная железнодорожная накладная, оформленная в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 39, может приниматься в качестве доказательства поставки вместе с иными документами (Постановление АС Уральского округа от 03.02.2016 по делу № А07-6171/2015, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2016 по делу № А15-2296/2011), также как и авианакладная (Постановление АС Московского округа от 07.04.2016 по делу № А40-78174/2015). В то же время несоответствие данных в оспариваемых товарных накладных и транспортных железнодорожных накладных может являться основанием для непринятия последних в качестве надлежащих доказательств передачи товара (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.10.2016 по делу № А45-25418/2015, Постановление АС Северо-Западного округа от 13.12.2016 по делу № А56-47607/2014).

В целом, товаросопроводительные документы могут рассматриваться в качестве дополнительных доказательств поставки лишь в совокупности с правильно оформленными товарными накладными, поскольку сама по себе транспортная накладная не является надлежащим доказательством передачи товара (Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2016 N 302-ЭС16-12395 по делу N А33-12938/2015, Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2015 N 307-ЭС15-5051 по делу N А56-57065/2012).

Косвенные доказательства

В качестве косвенных доказательств передачи товара по договору поставки вместе с товарными накладными могут быть представлены акты сверки взаиморасчетов (Постановление АС Московского округа от 22.06.2016 по делу № А40-126644/2015), паспорт сделки и таможенные декларации (Постановление АС Северо-Западного округа от 16.02.2016 по делу № А56-81831/2014), спецификации, на которых проставлены печать и подпись покупателя (Постановление АС Уральского округа от 18.01.2017 по делу № А50-5048/2016), доказательства частичной оплаты за поставленный товар (Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.06.2016 по делу № А82-4081/2015)и т.д. Между тем, необходимо учитывать, что данные документы, конечно, не заменят надлежащим образом оформленные накладные, и будут оцениваться судом во взаимосвязи с иными доказательствами. Тем не менее, данные документы могут иметь важное значение в случае признания договора поставки мнимой сделкой. Как правило, такая проблема возникает у поставщика при банкротстве покупателя, поскольку фиктивность мнимой сделки как раз и заключается в искусственном создании документооборота без намерения сторон на возникновение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей.

Как следует из правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного суда РФ от 25.07.2016 года по делу № 305-ЭС16-2411, при рассмотрении вопроса о мнимости договора поставки судам следует осуществлять проверку, следуя принципу установления достаточных доказательств наличия или отсутствия фактических отношений по поставке. В частности, исходя из обстоятельств дела, рассмотренного Верховным судом РФ, покупателю, который не занимался деятельностью по реализации мяса, был поставлен большой объем мясной продукции. Таким образом, подлежали исследованию основной вид деятельности покупателя, реальная возможность поставщика поставить товар в указанных объёмах и в такие сроки, бухгалтерская документация в части задолженности перед поставщиком и в части движения якобы поставленного мяса, экономическая возможность по покупке, размещению и дальнейшему распоряжению такой партией товара. Иными словами, при оспаривании договора поставки как мнимой сделки, доказывание передачи товара для поставщика не будет ограничено предоставлением договора и надлежащим образом оформленных товарных накладных по форме ТОРГ-12. В этом случае рекомендуется раскрыть всю хозяйственную цепочку во избежание признания поставки как мнимой сделки.

В частности, в качестве доказательств можно представить: производителю – данные об объемах производства товара, а поставщику — договоры о закупке товаров у производителя с целью перепродажи, документы, подтверждающие наличие складских помещений (в собственности или аренде) для хранения товара, либо непосредственно договоры хранения, договоры перевозки товара (если в оспариваемой поставке нет условия о самовывозе), либо документы, подтверждающие наличие собственного транспорта для перевозки товара, договоры страхования груза, товаросопроводительные документы, счета, счета-фактуры и иные бухгалтерские документы, акты сверки взаимных расчетов с покупателем за последние несколько лет, уведомления об отгрузке товаров, деловая переписка по вопросам дополнительных заказов, отгрузки, несвоевременной оплаты, ненадлежащего качества, количества, ассортимента, а также претензии и ответы на них. Сами по себе данные документы, также как, например, оборотно-сальдовые ведомости и карточки счета остановление АС Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 по делу № А70-11538/2014) прямо не доказывают передачу товара, но свидетельствуют о реальности существования отношений из поставки товаров. Без наличия данных документов договор поставки может быть признан мнимой сделкой (Постановление АС Дальневосточного округа от 02.03.2017 по делу № А73-10671/2014, Постановление АС Северо-Западного округа от 14.02.2017 по делу № А21-7261/2014, Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2015 по делу № А57-19026/2012).

Комплект документов для перевозки груза

На сегодняшний день существуют два бланка, оформляемых на перевозку грузов. Первый — товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, далее — Постановление N 78). Второй — транспортная накладная (далее — ТН) без номера формы. ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее — Правила). Эти Правила вступили в силу с 25 июля 2011 г. С этой же даты действует новый бланк, в свою очередь форма N 1-Т не отменена.

При покупке товара коммерсанту необходимы документы, подтверждающие передачу ценностей, а в некоторых случаях и их доставку.
Передача товара (продажа) сопровождается оформлением товарной накладной по форме N ТОРГ-12. Она составляется продавцом в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца для списания ценностей с учета и подтверждения их передачи клиенту. Второй — передается покупателю для принятия купленного товара к учету (ИП делает соответствующую запись в книге учета доходов и расходов).
Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т предназначена для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. На основании этого раздела грузоотправитель спишет товар, а грузополучатель оприходует полученные ценности. Фактически сведения этого раздела повторяют информацию, содержащуюся в ТОРГ-12. Второй раздел посвящен вопросам перевозки. Здесь указываются сведения о грузе, его особенностях, сопровождающих документах, приводится информация о погрузочно-разгрузочных операциях.
Грубо говоря, форма N 1-Т — это ТОРГ-12, дополненная транспортным разделом. Из-за этого нередко возникают споры: достаточно ли при продаже товара составить форму N 1-Т, ведь сведения о товаре в ней содержатся, и нет необходимости дублировать их в ТОРГ-12. Контролеры требуют составлять оба бланка. Хотя нормативные акты позволяют обойтись одной лишь ТТН, имея на руках формы N N 1-Т и ТОРГ-12, бизнесмен избежит возможных претензий.

Правила предлагают новый бланк для подтверждения перевозки. Транспортная накладная (далее — ТН) по новой форме отличается от формы N 1-Т в первую очередь тем, что в нем отсутствует товарный раздел. Новая ТН не заменяет собой товарную накладную по форме N ТОРГ-12, она регулирует исключительно вопросы перевозки. Появление нового бланка теоретически снимет вопросы об оформлении ТТН и ТОРГ-12. Теперь все однозначно: передачу товара подтверждает ТОРГ-12, а доставку — ТН.
ТТН не отменена, каких-либо указаний о том, когда нужно оформлять ТН, чиновники не утвердили. Пока коммерсантам приходится в этих вопросах разбираться самостоятельно.

Правила перевозки груза автотранспортом

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Иными словами, отдельный договор составлять не нужно. Само по себе оформление транспортной накладной (или иного документа на перевозку) уже указывает на наличие договора. Как видите, Кодекс не требует составлять именно ТН, а допускает «иной документ». Таковым вполне может стать прежний бланк ТТН.
Согласно Правилам договор перевозки может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа (п. 6 Правил). Лицо, которому требуется организовать перевозку (это может быть как покупатель, так и продавец, в зависимости от условий продажи товара) направляет перевозчику заказ. При наличии договора об организации перевозки груза, когда осуществляются систематические перевозки (ст. 798 ГК РФ), грузовладелец направляет перевозчику заявку.
Унифицированной формы заказа и заявки Правила не предлагают. Это может быть любой документ, письмо, сообщение, где указывалось бы намерение грузовладельца. Направление заказа (заявки) еще не указывает на заключение договора, а лишь на намерение его заключить. Перевозчик, получив заказ (заявку), в течение трех дней информирует грузоотправителя о согласии или отказе (с письменным обоснованием причин). Далее грузоотправитель оформит транспортную накладную, а это уже указывает на наличие договора.
Итак, транспортная накладная составляется, когда перевозка товара осуществляется в рамках договора перевозки груза. Рассмотрим возможные варианты.

Смотрите так же:  Мать одиночка на улице

Доставку организует продавец

Поставщик может включить стоимость доставки в цену товара либо предоставлять клиентам дополнительную услугу — доставку. В первом случае покупатель оплачивает товар, а доставка для него по условиям сделки будет бесплатной. Такой схемой нередко пользуются «вмененщики». Если в договоре стоимость доставки выделена отдельной строкой и не включена в стоимость реализованных товаров, то оказание услуг по доставке считается самостоятельным видом деятельности. Соответственно, ЕНВД придется платить не только с розничной торговли, но и по услугам перевозки грузов. Когда доставка для покупателя «бесплатна», то есть включена в цену товара и не указана отдельной строкой в документах, то дополнительного вида деятельности не возникает, реализация и доставка осуществляются в рамках розницы (Письмо Минфина России от 28 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/112).

Наша справка. Если покупатель не оплачивает доставку, для оприходования товара и отражения в учете его стоимости достаточно либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, либо товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (Письмо Минфина России от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413).

Итак, стоимость доставки для покупателя включена в цену. Далее возможны два варианта: поставщик организует доставку собственным транспортом или привлекает стороннего перевозчика.
Когда продавец осуществляет доставку собственными силами, договор перевозки не возникает, а значит и транспортную накладную составлять не нужно. Передачу товара подтвердит ТОРГ-12. Доставка товара оформляется путевым листом водителя, работающего у поставщика. Покупателю документы, подтверждающие доставку, не нужны, он за нее отдельно не платит, так что расходы учитывать не нужно, а стоимость товара он учтет на основе товарных накладных.

Наша справка. Ранее бланки путевых листов были утверждены Приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Сейчас действует Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152, который отменяет старый бланк, однако новой формы не предлагает, а ограничивается лишь Обязательными реквизитами для путевых листов. Можно воспользоваться старым бланком, доработав его и не забыв об обязательных реквизитах.

Если продавец привлекает стороннего перевозчика, то возникает договор перевозки, который заключается между продавцом и перевозчиком. На товар, помимо двух экземпляров ТОРГ-12, оформляется три экземпляра транспортной накладной (продавцу-грузоотправителю, перевозчику, покупателю-грузополучателю).
Когда доставка осуществляется продавцом за отдельную плату (в документах стоимость указана отдельно) или предоставляется покупателю как дополнительная услуга (клиент может ее заказать или отказаться, забрав товар самостоятельно), отношения регулируют нормы договора о перевозке. При этом не играет роли, организуется доставка собственным транспортом продавца или сторонним перевозчиком. Покупатель направляет продавцу заказ на перевозку, в свою очередь продавец составит транспортную накладную, чем подтвердит заключение договора перевозки.

Доставку организует покупатель

Если продавец не осуществляет доставку, у покупателя два варианта: самовывоз или обращение к стороннему перевозчику.
При самовывозе договор перевозки не возникает, заключать его попросту не с кем, соответственно, и транспортную накладную оформлять не нужно. Поставщик со склада передаст товар по накладной ТОРГ-12. Водитель покупателя получит ценности и доставит их до склада покупателя. В данном случае достаточно путевого листа, который подтвердит поездку водителя. На учет ценности принимаются по товарной накладной ТОРГ-12.
Тот факт, что приобретенный товар перевозится автомобильным транспортом, еще не означает необходимость заполнения транспортной накладной. При самовывозе не нужно оформлять транспортную накладную, и на это указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 9 декабря 2010 г. N 8835/10. В споре инспекторы отказали в вычете НДС по приобретенным ценностям, так как на товар не оформлялась транспортная накладная. Для вычета, при наличии товарной накладной по форме ТОРГ-12, транспортная накладная не нужна. Ее обязательное наличие не предусматривается требованиями по заполнению ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим в том числе для расчетов с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов. Когда покупатель не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, ТТН не нужны.
Когда покупатель привлекает стороннего перевозчика для доставки груза, отношения регулируются договором перевозки. Заказчиком в данном случае будет покупатель, следовательно, именно ему придется оформлять транспортную накладную.
Продавец составит лишь товарную накладную по форме ТОРГ-12 и передаст груз. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара, то есть на складе поставщика. Поставщик в договоре перевозки уже не выступает грузоотправителем. В данной ситуации со склада поставщика товар передает перевозчику покупатель, который получил свой товар, то есть в договоре перевозки грузоотправителем и грузополучателем выступает покупатель. Именно он и составляет ТН.
Подведем итог. В случае, когда привлекается сторонний перевозчик (в роли заказчика выступает поставщик или покупатель), транспортная накладная оформляется, так как правоотношения регулируются договором перевозки. Отметим, подписывать отдельный договор перевозки вовсе не нужно, сам факт составления транспортной накладной указывает на наличие договора (грубо говоря, транспортная накладная выступает в роли договора).
При самовывозе груза транспортная накладная не составляется (только, если она необходима самому покупателю для учета). Если доставку организует продавец собственным транспортом, все зависит от условий продажи товара. Когда покупатель не оплачивает доставку (цена включена в стоимость товара или осуществляется бесплатно), договор перевозки не возникает. Если доставка оплачивается отдельно, в документах ее стоимость указана отдельно, перевозка оформляется транспортной накладной.

«Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно Приложению N 4» (п. 6 Правил). Заключение договора в любом случае подтверждается накладной или иным документом, что предусмотрено Гражданским кодексом. Этот порядок Правила изменить не могут. Это означает, что оговорка «если иное не предусмотрено договором. » касается формы накладной. Получается, если иное предусмотреть договором, например: заключение договора подтверждается оформлением товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, то нарушением Правил это не будет. Впрочем, контролерам такой ход может и не понравиться. Но, подчеркнем, бланк ТТН не отменен, Кодекс и Правила вполне допускают его применение.
Новая форма накладной не отменяет ТТН, она иначе составлена, но функция бланка та же — обосновать перевозку товара. Формально нормы, запрещающие или обязывающие составлять ТТН или ТН, отсутствуют. Оформление товарно-транспортной накладной вместо новой ТН может не понравиться только контролерам. Но подобные претензии можно оспорить и доказать перевозку груза, имея на руках ТТН, которая, повторим, не отменена.

Юридическая консультация. Чем больше документов, тем лучше
Официальных разъяснений о том, какой бланк оформлять при перевозке (ТТН или ТН), нет. Контролеры в частных ответах рекомендуют составлять оба бланка, но совет этот оптимизма не прибавляет, особенно если вспомнить, насколько бланки громоздки. Минтранс России в Письме от 20 июля 2011 г. N 03-01/08-1980ис указывает, что «использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N N 1-Т и ТОРГ-12». Ведомство не требует составлять именно ТН или ТТН либо заполнять обе формы, а допускает применение бланков наравне. Причем ведомство не ссылается на какие-либо нормативные документы. Что, в общем-то, объяснимо, ведь подобных документов нет. Один нюанс: у Минтранса нет полномочий для толкования постановлений Правительства РФ и Госкомстата. Некоторые эксперты сейчас рекомендуют оформлять все три документа (ТОРГ-12, ТТН, ТН), указывая, что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки; ТТН по форме N 1-Т необходима для учета движения груза и расчета за перевозку; товарная накладная (форма N ТОРГ-12) оформляет факт реализации товаров покупателю. Такое количество документов обезопасит от любых претензий, но в принципе можно обойтись лишь одним документом на перевозку. Но сэкономить время вполне возможно. ТН и ТТН обосновывают перевозку и указывают на заключение договора перевозки. Документы фактически дублируют друг друга, и каких-либо санкций последовать не может. Скорее всего, чиновники укажут на необходимость оформлять перевозки новой накладной (ведь зачем-то она появилась). Официальных разъяснений Минфина и ФНС России относительно применения транспортных накладных пока нет.