Содержание:

Согласно переданным полномочиям на договорной основе муниципальное казенное учреждение — централизованная бухгалтерия бюджетных учреждений города осуществляет организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности в бюджетных, казенных и автономных учреждениях. Обслуживаемые Централизованной бухгалтерией учреждения имеют самостоятельный баланс и лицевые счета, открытые в финансовом органе. Расчеты проводятся через кассу централизованной бухгалтерии. В соответствии с Указаниями Центрального Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У утвержден порядок определения лимита остатка наличных денег. Необходимо ли определять лимит остатка наличных денег для каждого юридического лица (бюджетного, казенного и автономного учреждения), не являющихся структурными подразделениями централизованной бухгалтерии? Может ли быть установлен общий лимит для централизованной бухгалтерии по всем обслуживаемым юридическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, при осуществлении централизованной бухгалтерией наличных денежных расчетов в интересах обслуживаемых учреждений лимит остатка наличных денежных средств в кассе должен определяться распорядительным документом самих учреждений, исходя из характера их деятельности.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями абзаца второго п. 2 Указания N 3210-У Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание N 3210-У) организации госсектора самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе, издавая при этом соответствующий распорядительный документ. При этом размер лимита определяется в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Положениями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, предусмотрено право руководителя субъекта учета на передачу в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению на его основе отчетности.
В то же время передача указанных полномочий не подразумевает одновременную передачу полномочий по ведению кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России. При этом возможность передачи полномочий по ведению кассовых операций другому юридическому лицу либо физическому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с субъектом учета, Указанием N 3210-У не предусмотрена. Соответственно, при определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций по осуществлению ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
Отсутствие в Указании N 3210-У порядка определения лимита остатка наличных денежных средств в кассе в случае передачи полномочий по ведению кассовых операций иному лицу одновременно с полномочиями по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности обусловлено именно отсутствием возможности передачи таких полномочий Указанием N 3210-У. По нашему мнению, при осуществлении централизованной бухгалтерией наличных денежных расчетов в интересах обслуживаемых учреждений лимит остатка наличных денежных средств в кассе должен определяться распорядительным документом самих учреждений, исходя из характера их деятельности. У централизованной бухгалтерии, на наш взгляд, полномочия на установление лимита остатка наличных денежных средств в кассе в отношении обслуживаемых учреждений отсутствуют.
При отсутствии распорядительных документов об установленном лимите остатка наличных денежных средств по каждому из учреждений велика вероятность того, что проверяющие сочтут лимит остатка кассы по каждому из учреждений равным нулю, и, соответственно, укажут на неправомерное хранение наличных денег в кассе на конец дня.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

В государственном бюджетном учреждении работникам заработная плата, а также командировочные расходы перечисляются на карточки. Но в учреждении имеется касса, в которой движение наличных денежных средств осуществляется только в случае возврата перерасхода по командировочным расходам, а также в случае перерасхода средств за мобильную связь. Нужно ли в рассматриваемом случае устанавливать лимит остатка кассы и если да, как правильно рассчитать лимит остатка денежных средств в кассе учреждения?

В рассматриваемом случае учреждению необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе.
Лимит остатка денежных средств в кассе учреждения необходимо утвердить приказом руководителя.
Учреждению необходимо организовать сдачу наличных средств в учреждения банка по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня в кассе учреждения.

Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги регламентируется Указанием о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденным Банком России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Порядок № 3210-У).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.

Напомним, что в соответствии с абз.10 п. 2 Указания № 3210-У не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств могут только индивидуальные предприниматели, а также субъекты малого предпринимательства.

Таким образом, учреждение обязано устанавливать лимит остатка наличных денег, и только на основании положений, изложенных в Порядке № 3210-У.

В п. 1 в Приложения к Порядку № 3210-У установлено, что для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Напомним, что в п. 1 Приложения к Порядку № 3210-У приведена формула для расчета лимита остатка в кассе исходя из наличной выручки

В п. 2 Приложения к Порядку № 3210-У установлено, что ля определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Напомним, что в п. 2 Приложения к Порядку № 3210-У приведена формула для расчета лимита остатка в кассе исходя из наличных расходов.

В п. 1 и 2 Приложения к Указанию № 3210-У установлено, что учреждение при определении расчетного периода может учитываться периоды пиковых объемов движения наличных средств за аналогичные периоды прошлых лет, существует лишь ограничение в том, что расчетный период не должен составлять более 92 рабочих дней

Таким образом. при расчете Лимита организация вправе самостоятельно выбрать расчетный период, за который наблюдались пиковые периоды выдачи или приема наличных денежных средств, что в определенной степени позволяет учесть специфику движения наличности в организации.

В рассматриваемом случае движение наличных денежных средства в кассе учреждения происходит только в случае возврата остатка по командировочным расходам и в случае возмещения расходов по причине превышения лимита за мобильную связь

Смотрите так же:  Рапорт на увольнение из вс по предельному возрасту

Данные виды поступлений наличных денежных средств не относятся к видам поступлений, которые в соответствии с п. 1 и п. 2 Приложения к Указаниям 3 3210-У можно учесть при расчете лимита остатка наличных денежных средств.

Учитывая изложенное полагаем, что в рассматриваемом случае учреждению необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе.

Лимит остатка денежных средств в кассе учреждения необходимо утвердить приказом руководителя.

Учреждению необходимо организовать сдачу наличных средств в учреждение банка по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня в кассе учреждения.

В соответствии с абз. 7 и 8 п. 2 Указания № 3210-У накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

В случае накопления в кассе организации наличных денег сверх установленного лимита проверяющие из ИФНС могут наложить одновременно два вида штрафа (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, п. 4 Письма ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338):

  • на организацию — в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на ее руководителя — в размере от 4000 до 5000 руб.

Автор: Л.Б. Чернышева
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Лимит остатка кассы бюджетного учреждения, имеющего филиалы

В состав бюджетного учреждения входят филиалы. Филиалам открыты лицевые счета в УФК. В соответствии с положением филиалы имеют право получать доходы с применением наличных, безналичных расчетов, ведут бухгалтерский, налоговый учет, самостоятельно открывают лицевые счета. Выручку сдают на свои лицевые счета. Должна ли быть единая кассовая книга по юридическому лицу? Остаток в кассе рассчитывать суммарно по юридическому лицу или отдельно по филиалам и головному учреждению? Как вести нумерацию приходных и расходных ордеров?

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом, руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

При ведении кассовых операций учреждения государственного сектора должны руководствоваться Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указание № 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Однако необходимо отметить, что Указания № 3210-У определяют правила ведения кассовых операций в отношении юридических лиц. При этом порядок отражения и ведения кассовых операций у филиалов, выделенных на отдельный баланс, осуществляющих самостоятельное открытие и ведение лицевых счетов ни Указаниями № 3210-У, ни Инструкцией № 157н не урегулированы.

Лимит остатка наличных денег

В соответствии с п. 2 Указаний № 3210-У именно юридическое лицо своим распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций, то есть лимит остатка наличных денег. При этом в части определения такого лимита в отношении подразделений юридического лица разъяснен порядок только в случае сдачи обособленным подразделением наличных денег на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке или в кассу юридического лица. В таком случае лимит остатка наличных денег устанавливается обособленному подразделению руководителем головной организации в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к Указанию № 3210-У.

В то же время в отношении филиалов учреждения, которым открыты лицевые счета в органе казначейства и которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, соответственно, самостоятельно осуществляют операции с денежной наличностью через кассу обособленного подразделения, сдают выручку на свой лицевой счет Указания № 3210-У каких-либо разъяснений по вопросу кем и как устанавливается лимит остатка наличных денег не содержат.

С одной стороны, учитывая особый статус филиала, право устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе может быть закреплено за филиалом.

С другой стороны, филиал в соответствии с нормами законодательства не является юридическим лицом. Кроме того, филиал не является самостоятельным субъектом учета и отчетности (п. 4 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Так, с точки зрения стандарта субъектом бухгалтерского учета и отчетности является именно учреждение, а не филиал.

Так как данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе в отношении филиалов разрабатывается юридическим лицом (головным учреждением) самостоятельно и закрепляется в рамках формирования своей учетной политики. При этом юридическое лицо может либо оставить за собой право устанавливать лимит денежной наличности в кассе учреждения (филиалов), либо закреплять такую обязанность за каждым филиалом. При принятии решения, прежде всего, необходимо исходить из специфики деятельности учреждения.

Относительно ведения Кассовой книги (ф. 0504514) отметим следующее. Исходя из буквального прочтения Указания № 3210-У учреждение должно вести только одну Кассовую книгу (ф. 0504514). Для учреждений, имеющих обособленные подразделения, никаких исключений законодательством РФ не предусмотрено. Кассовая книга у таких учреждений должна быть единой. При этом действующие нормативные правовые акты не предусматривают исключений даже для обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих отдельный лицевой (расчетный) счет.

Вместе с тем нормативными актами не определен конкретный способ ведения кассовой книги. В связи с этим юридическое лицо в рамках формирования учетной политики может, например, разработать способ ведения кассовой книги, при котором филиалам будут делегированы полномочия по ведению листов кассовой книги. Необходимость самостоятельного заполнения филиалами листов кассовой книги в рассматриваемой ситуации вытекает из обязанности своевременного внесения в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи денежной наличности. В целях реализации такого подхода может быть предусмотрено, что нумерация листов кассовой книги будет осуществляться филиалами самостоятельно. При этом порядковый номер каждого листа кассовой книги будет состоять из порядкового номера в хронологической последовательности с начала года и номера филиала (через префикс), в соответствии с положениями учетной политики. В таком случае необходимо также предусмотреть и порядок хранения листов кассовой книги. Так, пп. 4.6 п. 4 Указаний № 3210-У установлена обязанность передачи копии листов кассовой книги в головное учреждение. В то же время такая обязанность связана с необходимостью составления юридическим лицом отчетности. В данном случае филиал самостоятельно составляет отчетность, а головное учреждение формирует отчетность юридического лица на основании отчетности филиалов, а не листов кассовой книги. В таком случае, на наш взгляд, полномочия по хранению листов кассовой книги, сформированных филиалами, могут быть закреплены именно за филиалами с возложением ответственности за достоверность и своевременность данных отраженных в них и, соответственно, в отчетности. В целях организации внутреннего финансового контроля учетной политикой может быть предусмотрен способ и периодичность передачи информации о кассовых операциях, в том числе копий листов кассовой книги в головное учреждение.

По общему правилу все кассовые операции оформляются приходными (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) (п. 167 Инструкции № 157н). Первичные учетные документы кассир филиала формирует самостоятельно. Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, а также регистрироваться в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Во избежание дублирования номеров учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрен специальный порядок нумерации кассовых ордеров в филиалах, например, с использованием в номере кассового ордера префикса (номера филиала).

Ответ подготовил: Емельянова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Лимит федерального бюджетного учреждения

Вопрос-ответ по теме

Лимит федерального бюджетного учреждения остатка денежных средств на основании Приказа учреждения составляет 147 000 руб. По состоянию на начало дня 27.12.2016 года остаток денежных средств в кассе составлял 291 501 руб. 26 коп. Кассир сдает в банк наличные денежные средства в сумме 147 000 руб. (утром) и остаток составляет 144 501 руб. Сдача наличности в банк происходит на следующий день, согласно расчета лимита кассы, утвержденного учреждением. В течении дня в кассу сдавали денежные средства и на конец дня остаток составил 414 495 руб. 39 коп.

Смотрите так же:  Приказ сэд-38-01-03-33

Главным контролер-ревизором УФК по Камчатскому краю в кассе учреждения установлено нарушение в части накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита. Правомерно ли это в данной ситуации? Имеет ли право органы УФК проводить данные проверки? На какую нормативную базу следует опираться?

Наличные деньги учреждения могут хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель учреждения своим приказом (распоряжением). И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установлен пунктом 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, пунктом 2.2 Положения Банка России и Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 414-П, № 8н.

Таким образом, определение сверхлимитного остатка производится в конце рабочего дня, после подведения итогов в кассовой книге. На следующий день сверхлимитный остаток сдается в банк. Таким образом, если на конец рабочего дня 27.12.2016 остаток превысил лимит, то 28.12.2016 нужно было сдать сверхлимитную выручку, что было сделано. Далее, на конец рабочего дня 28.12.2016 остаток составил 414495,39 руб. Сверхлимитный остаток в сумме 267 495,39 (414495,39-147000) нужно было сдать 29.12.2016. Если Вы сдали остаток, то все в порядке, нарушения нет. Если 29.12.2016 Вы не сдали деньги в банк, то это нарушение кассовой дисциплины и выражается в накоплении денежных средств сверх установленного лимита.

Полномочия органов Казначейства установлены ст. 269.1 Бюджетного кодекса РФ. Порядок осуществления полномочий утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092. В рамках предоставленных полномочий органы Казначейства не должны проверять порядок ведения кассовых операций.

Дела, связанные с нарушением лимита кассового остатка, рассматривают налоговые инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ). Поскольку такое нарушение не является длящимся, привлечь учреждение к ответственности инспекторы вправе только в течение двух месяцев со дня его совершения (а не со дня обнаружения).

Обоснование

1. Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе

Наличные деньги учреждения могут хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель учреждения своим приказом (распоряжением). И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установлен пунктом 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, пунктом 2.2 Положения Банка России и Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 414-П, № 8н.

Если в кассе окажется денег больше установленного лимита, то разницу надо сдавать в банк. Вы должны самостоятельно определить, как часто будете сдавать выручку: не реже семи рабочих дней или, если в вашем населенном пункте нет банка, – не реже 14 дней. Важно: к действительным срокам сдачи денег в банк установленный вами срок никакого отношения не имеет. То есть, возможно, вам придется сдавать деньги в банк каждый день (если на конец дня остаток в кассе больше, чем лимит) либо не придется сдавать ни разу за месяц, квартал и т. д. (если лимит не будет превышен). У вас может возникнуть вопрос, а для чего же устанавливать частоту сдачи денег в банк, если соблюдать ее не нужно? Ответ – это нужно для расчета лимита кассы.

Лимит кассового остатка определяйте исходя из объема:

Наиболее подходящий способ расчета лимита учреждение вправе выбрать самостоятельно.

Это следует из пунктов 1 и 2 приложения к Указаниям Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Совет: Новый порядок установления лимита остатка наличных денег в кассе в соответствии с указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У действует с 1 июня 2014 года. Поэтому, чтобы избежать претензий контролирующих ведомств, переутвердите старый лимит новым приказом руководителя.

В старом приказе, утверждающем лимит, стоит дата его утверждения и, скорее всего, ссылка на реквизиты прежнего порядка ведения кассовых операций. Поэтому есть риск, что инспекторы посчитают такой приказ недействующим, лимит – нулевым, а выручку в кассе – сверхлимитной. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность. Поэтому учреждению следует с 1 июня утвердить новый приказ о расчете лимита в соответствии с действующим указанием Банка России.

Лимит кассы на 2018 год

Лимит остатка кассы – это максимально допустимая сумма наличных денежных средств, которая может находиться в кассе организации на конец рабочего дня.

Например, приказом руководителя установлен лимит в 100 000 рублей. Всё, что выше этой суммы накопится в кассе за весь рабочий день, нужно сдавать в банк.

НО: в двух случаях допускается иметь в кассе наличные деньги сверх установленного лимита:

1) В дни различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). При этом выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

2) В выходные и нерабочие праздничные дни, если в это время проводились кассовые операции.

Стоит отметить, если вы не установите лимит денег в кассе, то он будет равняться нулю, а значит, при этом любая сумма денег в кассе на конец рабочего дня будет считаться сверхлимитной, что может повлечь за собой административную ответственность.

Приказ об установлении / отмене лимита кассы

Руководитель организации или ИП должен издать приказ об установленном кассовом лимите. Лимит можно утвердить на любой срок (месяц, квартал, год и т.д.), но также можно и не указывать срок его действия. Тогда с таким лимитом можно работать сколько угодно до тех пор, пока не издадите новый документ с новыми показателями.

Однако с 1 июня 2014 года ИП и малые организации (численность не более 100 работников и выручка до 800 млн. рублей в год) не обязаны больше устанавливать лимит наличных в кассе.

Т.е. они могут работать как с лимитом, так и без него, на своё усмотрение. Те, кто хотят отказаться от лимита, обязательно должны издать приказ об отмене лимита кассы.

Расчёт предельных сумм

У компаний теперь (с 1 июня 2014 года) есть возможность выбирать, как рассчитывать лимит остатка кассы – исходя из наличной выручки или наличных расходов. То есть на практике вы можете рассчитать лимит кассы по обеим формулам и выбрать самый выгодный для вас способ.

Однако компании, у которых нет наличных поступлений в силу специфики их деятельности, естественно, используют формулу расчёта по расходам. Лимит остатка кассы устанавливается в рублях без копеек. Он округляется по привычным правилам: сумма меньше 50 копеек — отбрасывается, а сумма в 50 копеек – округляется до рубля.

1) РАСЧЁТ ИСХОДЯ ИЗ НАЛИЧНОЙ ВЫРУЧКИ

L = V/ P * Nc

L — лимит остатка наличных денег в рублях

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (только что созданные организации и ИП указывают ожидаемый объём поступлений).

P — расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег. В выбранный расчётный период включаются все рабочие дни, даже те, которые были по каким-либо причинам рабочими в выходные и праздники. Это может быть любой период времени не больше 92 рабочих дней, например:

  • Предшествующий период (расчёт на 1 кв. 2017 года производите, исходя из данных 4 кв. 2016)
  • Аналогичный период за предыдущий год (расчёт на 1 кв. 2018 — на основе данных 1 квартала 2017 г)
  • Период пиковых объёмов поступлений

Nc — период времени (в рабочих днях) между днём получения наличных денег и днём сдачи этих денег в банк. Этот период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении в населённом пункте, в котором отсутствует банк — 14 рабочих дней.

Смотрите так же:  Основные требования к техническому заданию

Например, если деньги сдаются в банк один раз в 2 рабочих дня, тогда Nc=2.

Образец расчёта: ООО «Фантик» устанавливает лимит кассы на 2017 год, взяв за расчётный период сентябрь 2016 года (24 рабочих дня). За это время компания получила 435 000 рублей наличной выручки. Выручка сдавалась в банк раз в 3 дня. Таким образом:

Лимит остатка по кассе = 54 375 руб. (435 000 руб. / 24 дня * 3 дня)

2) РАСЧЁТ ИСХОДЯ ИЗ СУММЫ НАЛИЧНЫХ РАСХОДОВ

По этой формуле вы можете установить денежный лимит в кассе независимо от того, есть ли у вас наличные поступления или нет (п. 2 Указания № 3210-У). Например, если у вас маленькая наличная выручка, то выгоднее будет установить лимит по этой формуле:

L = R / P * Nn

L — лимит остатка наличных денег в рублях

R — объем выдач наличных денег за расчетный период в рублях за исключением сумм, предназначенных для различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). Только что созданные организации и ИП указывают ожидаемый объём выдач.

P — расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег. Это может быть любой период времени не больше 92 рабочих дней. Примеры таких периодов приведены в описании 1 формулы. Только не забудьте сделать поправку на расходы.

Nn — период времени (в рабочих днях) между днями получения наличных денег в банке за исключением сумм, предназначенных для различных выплат работникам (зарплата, отпускные, стипендия и пр.). Этот период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении в населённом пункте, в котором отсутствует банк — 14 рабочих дней. Например, если деньги снимаются в банке один раз в 2 рабочих дня, тогда Nc=2.

Образец расчёта: ООО «Фантик» занимается продажей сахара оптом. Устанавливая лимит остатка кассы на 2018 год по сумме наличных расходов, компания взяла за расчётный период июнь, июль, август 2017 г.

В компании 5-дневная рабочая неделя, значит, расчётный период составляет 65 рабочих дней ( 21 + 23 + 21). За это время компания заплатила поставщикам 900 000 рублей наличных денег, снимаемых со счёта в банке раз в 4 дня. Таким образом:

Лимит остатка по кассе = 55 385 руб. (900 000 руб. / 65 дней * 4 дня)

Порядок установления лимита кассы

Казенные учреждения наряду с другими учреждениями и организациями при осуществлении операций с наличными денежными средствами руководствуются Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденным ЦБ РФ 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П).

В силу п. 1.2, 1.3 Положения N 373-П юридическое лицо самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе (далее — лимит кассы), издавая при этом соответствующий распорядительный документ.

Для справки. Лимит кассы — это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе на конец рабочего дня.

Отметим, что устанавливать лимит кассы каждый финансовый год необязательно, Положением N 373-П это не предусмотрено, поэтому его величину можно пересматривать по мере необходимости. Это означает, что никаких ограничений и запретов, связанных с периодичностью определения лимита, нет.

Примечание. Если лимит кассы не установлен, то считается, что он равен нулю, и учреждение не имеет права хранить наличные деньги в кассе на конец дня.

Сверхлимитная денежная наличность должна в обязательном порядке сдаваться в банк для последующего зачисления на лицевой счет учреждения, открытый в органе Федерального казначейства (финансовом органе субъектов РФ, муниципальных образований). Накопление наличных денежных средств в кассе сверх установленного лимита допускается только в следующих случаях:

— в дни выплат заработной платы, стипендий и осуществления выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты;

— в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

За несоблюдение лимита кассы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

— для должностных лиц — в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Расчет лимита кассы

Лимит кассы необходимо определять по одной из двух формул, приведенных в приложении к Положению N 373-П. Первая формула применяется, если в кассу учреждения поступает наличная выручка за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), вторая — если она отсутствует, но необходимо производить выдачу наличных средств под отчет на командировочные расходы и нужды учреждения.

Далее рассмотрим алгоритм расчета лимита кассы для каждого случая.

Если учреждение получает наличную выручку, формула для расчета лимита кассы будет следующей:

L — лимит остатка наличных денег, в руб.;

V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период, в руб. (юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги с учетом наличных денег, принятых за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги обособленными подразделениями, за исключением случая, когда у обособленного подразделения имеется собственный банковский счет);

Р — расчетный период, определяемый учреждением, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней учреждения);

— период времени между днями сдачи в банк учреждением наличных денег, поступивших за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней. Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня равен трем рабочим дням. При определении могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности учреждения (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

Пример 1

Федеральное казенное учреждение здравоохранения г. Москвы в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные услуги. Доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в кассу учреждения. Для расчета лимита кассы используются следующие показатели:

— расчетный период — I квартал 2014 года (57 раб. дн.);

— объем наличной выручки за расчетный период — 280 000 руб.;

— период времени между днями сдачи в банк наличной выручки — 2 раб. дн.

Лимит кассы составит 9 824,56 руб. (280 000 руб. / 57 раб. дн. х 2 раб. дн.).

Согласно разъяснениям, приведенным в письмах ЦБ РФ от 24.09.2012 N 36-3/1876, ФНС РФ от 06.03.2014 N ЕД-4-2/4116@, для округления лимита остатка наличных денег до рубля могут применяться правила математического округления. Таким образом, лимит кассы будет равен 9 825 руб.

На основании произведенного расчета руководитель учреждения издает приказ (распоряжение) об установлении лимита кассы, который оформляется в произвольной форме и хранится в порядке, определенном руководителем учреждения или иным уполномоченным лицом. Приведем образец его заполнения.

Федеральное казенное учреждение здравоохранения