Монополии, их государственное регулирование

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие и виды монополий ……………………………………………4

Запрещение монополистической деятельности ……………………..10

Список литературы …………………………………………………….24

Данная работа посвящена изучению правового регулирования монополии в предпринимательской деятельности. На данном этапе стоит правовая проблема- становления и развития антимонопольной политики в России. На практики в данное направление лишь начинает развиваться.

Целью моей работы является изучение правового регулирования монополии в предпринимательской деятельности путем обзора законодательства РФ и научной литературы посвященной изучению данного вопроса.

В своей работе я попытаюсь раскрыть понятие и виды монополий и изучить вопрос, касающийся запрещения монополистической деятельности.

При написании своей курсовой я намериваюсь использовать работы таких ученых как Жилинский С.Э., Сафиуллин Д. Н, Тотьев К.Ю., Белых В.С. и других.

Понятие и виды монополий

В действующем российском законодательстве отсутствует общее определение понятия «монополия». Термин «монополия» используется в нормативных актах и юридической литературе для характеристики: доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке, особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

Несмотря на подобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключается именно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства (или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данном рынке (в основном, на их цену).

Монополия (монопольное положение) — это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Следует различать основные типы монополий:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Указанные типы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускают наличие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: «закрытые», «легальные», «юридические» монополии 1 . К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.

Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовую природу.

В литературе обычно выделяют три вида монополий:

а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (например, государственная монополия);

б) естественная монополия — сфера экономики, где весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например,железнодорожная перевозка);

в) открытая (временная) монополия, когда один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком товара, а его конкуренты могут появиться на том же рынке позже. 2

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст.17-18), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст.4), «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (п.2 ст.4, п.1 ст.12) и др.).

Осуществляется государственная монополия с помощью различных средств, установленных в нормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров (определяемых федеральным законом) реализуется посредством лицензирования такой деятельности. Лицензии на ее осуществление выдаются исключительно особым хозяйствующим субъектам — государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту (импорту) товаров. Указанные сделки, совершаемые в нарушение государственной монополии, являются ничтожными (ст.17 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст.3 Закона о естественных монополиях).

Закон устанавливает следующие так называемые естественные основания таких монополий:

1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;

2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Поэтому в целях эффективного функционирования субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в данных сферах, получения ими экономически обоснованной прибыли, а также достижения баланса интересов потребителей и предпринимателей, государство объявляет подобные сферы предпринимательской деятельности естественными монополиями.

Существует перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ наименование статьи 23.59 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после официального опубликования названного Федерального закона

Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий

См. комментарии к статье 23.59 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 1 статьи 23.59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после официального опубликования названного Федерального закона

1. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.

Смотрите так же:  Перевод на легкий труд по беременности приказ образец

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 23.59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после официального опубликования названного Федерального закона

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;

2) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;

3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители.

Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий

СТ 23.59 КоАП РФ

1. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;

2) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители;

3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, их заместители.

Комментарий к Ст. 23.59 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии является ФСТ России. Федеральная служба по тарифам является правопреемником ФЭК России.

Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Подробнее о ФСТ России см. комментарий к ст. 23.51 КоАП РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Новая редакция Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.

Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний:

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Смотрите так же:  Образец претензии магазину за некачественный товар

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

Значение АДМИНИСТРАТИВНАЯ МОНОПОЛИЯ в Словаре экономических терминов Васильева

— монополия, возникающая в командной экономике в силу сосредоточения по указанию плановых органов государства производства определенной продукции на одном предприятии или на малом их числе.

Васильев. Словарь экономических терминов Васильева. 2012

Постановлени об административном правонарушении, возбужденного в отношении Генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11»

по делу об административном правонарушении

27 февраля 2009 года г. Томск

Заместитель руководителя Томского УФАС России Бутенко Игорь Васильевич, рассмотрев протокол и материалы дела № 02-09/152-08 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» К по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

В Томское УФАС России поступило заявление ООО «Медика — Томск» (вх. № 5145 от 04.12.2008) о том, что между Томским филиалом открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» и Страховой компанией «Газпроммедстрах» заключен договор обязательного медицинского страхования без проведения торгов, нарушающий антимонопольное законодательство.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области письмом (исх № АЛ/4551 от 10.12.2008) на имя Генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» был направлен запрос о предоставлении договора обязательного медицинского страхования, заключенного со Страховой компанией «Газпроммедстрах» (или другой страховой компанией), на предмет страхования граждан, являющихся работниками Томского филиала ОАО «ТГК-11», а также другой информации, с просьбой информацию представить в срок до 19.12.2008.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Томским УФАС России факсом получено письмо (вх. № 5355 от 19.12.2008) за подписью Генерального директора К, в котором сообщалось, что ОАО «ТГК-11» в Реестр естественных монополий не включено. Другая информация, затребованная Томским УФАС России, не предоставлена.

Таким образом, не предоставлена следующая затребованная информация, необходимая для рассмотрения заявления ООО «Медика — Томск» и установления признаков субъекта естественной монополии:

— договор обязательного медицинского страхования заключенного со Страховой компанией «Газпроммедстрах» (или другой страховой компанией) на предмет страхования граждан, являющихся работниками Томского филиала ОАО «ТГК-11»;

— копии документов Региональной энергетической комиссии Томской области, регулирующих эти виды деятельности, в том числе устанавливающие тарифы;

— объемы реализации в 2007 году и 11 месяцев 2008 года товаров, работ, услуг по каждому из видов деятельности в натуральном и стоимостном выражении;

— перечень финансовых организаций, оказывающих услуги предприятию по действующим в настоящее время договорам, с указанием даты и номера договора, вида услуги.

Смотрите так же:  Приватизация квартиры частная собственность

При подготовке дела к рассмотрению установлено следующее.

Деятельность хозяйствующего субъекта, связанная с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Субъект естественной монополии — это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона «О естественных монополиях»).

Приказом РЭК по Томской области от 08.11.2007 № 65/468 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителями системы централизованного теплоснабжения города Томска» на 2008 год утвержден тариф на тепловую энергию, поставляемую, в том числе, ОАО «ТГК-11» в виде горячей воды или пара, состоящий из стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуги по передаче тепловой энергии.

Таким образом, ОАО «ТГК-11» получая оплату по договорам теплоснабжения, получает и оплату за услугу по транспортировке потребителям горячей воды или пара по городским сетям централизованной системы теплоснабжения, которые ОАО «ТГК-11» эксплуатирует в соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 31.05.2007 № 314 «О передаче муниципального имущества целевым назначением в аренду ОАО «Томскэнерго».

Это подтверждает фактическую деятельность хозяйствующего субъекта в сфере отнесенной Законом «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Кроме того, как указано в представленной специалистами ОАО «ТГК-11» выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.12.2008 № 9805, в разделе «сведения о видах экономической деятельности» — передача пара и горячей воды (тепловой энергии) указана как один из видов деятельности, осуществляемых данной организацией.

Факт включения хозяйствующего субъекта (юридического лица) в Реестр субъектов естественных монополий, не является квалифицирующим признаком для отнесения его к числу субъектов естественной монополии

Следовательно, ОАО «ТГК-11» относится к субъектам, фактически осуществляющим деятельность в условиях естественной монополии.

При рассмотрении дела № 02-09/152-08 об административном правонарушении, представители должностного лица Остроумова О.О. и Бушуев М.В. Пояснили, что информация не была представлена по причине того, что ОАО «ТГК-11» не является субъектом естественной монополии, следовательно на него не распространяется антимонопольный контроль в части ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статьи 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Исследовав материалы дела, учитывая пояснения представителя должностного лица, сделаны следующие выводы:

Смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ) — к административной ответственности ранее не привлекался.

Отягчающих обстоятельств по делу (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.

Вина в форме умысла (ст. 2.2. КоАП РФ), т.к. К. сознавал противоправный характер своих действий, предвидел наступление вредных последствий своих действий, сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывает характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства — назначить административное наказание Генеральному директору ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» Кв минимальных пределах санкций ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается. Правонарушение причинило существенный вред охраняемым правоотношениям в области порядка управления, поскольку привело к необходимости продления срока рассмотрения обращения ООО «Медика-Томск».

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 3.2, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Назначить Генеральному директору ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» К административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

Сведения об уплате штрафа представить в Томское УФАС России в трехдневный срок после уплаты.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Заместитель руководителя Управления И.В. Бутенко