Минприроды России частично признало медицинские отходы особо опасными и требующими утилизации в соответствии с лицензией

На сегодняшний день в России вопрос обращения с медицинскими отходами законодательно не решен.

Если отходы I-IV классов опасности паспортизируются и лицензируются Росприроднадзором, то обращение с медицинскими отходами практически не регулируется.

Роспотребнадзор следит только за тем, как обращаются с медицинскими отходами на территории лечебных учреждений. Когда же перевязочные материалы, одноразовые шприцы, перчатки, халаты, зараженная кровь, различные лекарственные препараты покидают пределы медучреждений, они запросто могут оказаться в ближайшем овраге на несанкционированной свалке, либо на полигоне под видом ТКО, что также является нарушением законодательства, поскольку после внесения изменений в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2008 году, медицинские отходы были выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Согласно данному закону на полигонах могут быть размещены только те отходы, которые включены в ФККО. Следовательно, медицинские отходы, как не включенные в ФККО, на полигонах ТКО размещаться не должны.

Отчетность об объемах утилизации зачастую оказывается формальной. При этом организации, которые осуществляю забор медицинских отходов из больниц и поликлиник, не могут быть привлечены к ответственности за нарушение несуществующих требований и запретов.

В 2011 году деятельность по работе с категорией отходов медицинских учреждений и вовсе перестала лицензироваться. Возникла странная ситуация: опасные медицинские отходы находятся на контроле Роспотребнадзора, пока они на территории больницы, но как только покидают ее пределы, то, по мнению законодателей, перестают быть опасными.

Год назад депутатами Пермского края в Госдуму был представлен законопроект, предполагающий внесение изменений в ряд действующих законов, в том числе в закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в ст. 8.2 КоАП РФ. Эти изменения предусматривают, помимо прочего, установление лицензирования для деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г», а также обязанности ведения в установленном порядке учета медицинских отходов для предприятий, которые этим занимаются.

А на днях Минприроды России уточнило свою правовую позицию по данному вопросу. В письме, направленном в адрес «Эконадзора» говорится, что в соответствии со статьей 49 Закона 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом медицинские отходы класса «Г» (близки по составу к промышленным отходам из-за содержания ртути или радиоактивных компонентов – прим. «Эконадзора») представляют собой токсикологически опасные отходы I – IV классов опасности. Вывоз отходов класса «Г» для обезвреживания и утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности с учетом положений закона №89-ФЗ.

В соответствии со статьей 9 Закона №89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию. Также в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» для данного типа существует отдельная группа 7 47 840 00 00 0 – Отходы при обезвреживании медицинских отходов.

Руководствуясь данным документом, «Эконадзор» внес свои предложения в разработку Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которая должна начать работать 1 января 2019 года.

По мнению «Эконадзора», система обращения с медицинскими отходами класса «Б» и «В», определенная положениями Главы III СанПиН 2.1.7.2790-10, должна включать этапы сбора, перемещения на временное хранение, обеззараживания/обезвреживание, транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы для дальнейшего термического уничтожения медицинских отходов класса «Б» и «В». Термическое уничтожение медицинских отходов класса «Б» и «В» должно осуществляться только на специализированных установках, которые подлежат обязательной сертификации на соответствие национальным стандартам. Образуемые в результате термического уничтожения медицинских отходов вторичные отходы по ФККО (группа 7 47 840 00 00 0 Отходы при обезвреживании медицинских отходов) должны подлежать обращению специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Кроме того, обезвреживание или утилизацию медицинские отходы класса «Г», которые представляют собой токсикологически опасные отходы I — IV классов опасности должны осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Справка

Для медицинских отходов существует собственная классификация:

Отходы класса А — не представляют опасности, но требуют утилизации в многоразовых или одноразовых емкостях;

Отходы класса Б — опасные (как твердые, так и жидкие), и требуют утилизации в одноразовых влагостойких емкостях со специальной желтой маркировкой;

Отходы класса В (инфекционные) — чрезвычайно опасные, утилизируются в таре с красной маркировкой и требуют предварительного обеззараживания;

Отходы класса Г — опасны и близки по составу к промышленным отходам из-за содержания ртути или радиоактивных компонентов. Перед утилизацией они должны быть немедленно дезактивированы, уничтожение их требует повышенного внимания.

Отчетность по медицинским отходам

В воскресенье мы все выбирали новый состав государственной думы, а в среду увлеченно читали внесенный в понедельник законопроект от заксобрания Пермского края, посвященный лицензированию медицинских отходов.

Итак в чем суть.

В текущей редакции пункт 2 статьи 2 89-ФЗ звучит следующим образом: Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Теперь немного лирики, чтобы вспомнить, откуда пошел вопрос по медицинским отходам (который, впрочем, и сейчас вызывает споры)

Пункт 2 статьи 2. Как он изменялся.

2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Далее начались изменения.

1) Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ: после слов «с радиоактивными отходами,» дополнить словами «с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений

2) Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ слова «с отходами лечебно-профилактических учреждений» заменить словами «с медицинскими отходами«.

Если, что включается в отходы ЛПУ, было всем понятно, то вот новый термин «медицинские отходы» вызвал споры. А именно встает вопрос: ТБО, лампочки и смет – все-таки относить или не относить к медицинским отходам? Ну и отсюда вытекает вопрос необходимости разработки природоохранной документации для ЛПУ.

Мнения государственных органов на эту тему разнятся, и зачастую приходится руководствоваться мнениям территориального органа.

В результате того, что медицинские отходы (а именно отходы, образованные в результате непосредственно медицинской деятельности) оказались по большому счету вне надзора, новости о том, что то в этом лесу, то на этой свалке оказались неизвестным образом выброшенные инфицированные медицинские отходы, стали, к сожалению, не редкими. Вопрос регулирования в той или иной форме напрашивался.

Статью 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г» подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.».

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнить пунктом 53 следующего содержания:

«53) деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г».».

Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

1. Дополнить статьей 22.1 следующего содержания:

«Статья 22.1. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению и учету медицинских отходов.

1. Медицинские отходы подлежат сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Учет и отчетность в области обращения с медицинскими отходами осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных медицинских отходов. Порядок, формы учета, порядок статистического учета в области обращения с медицинскими отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены Правительством Российской Федерации

2.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного Правительством Российской Федерации.».

2. Пункт 2 статьи 40 дополнить абзацем следующего содержания: «деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г».».

Внести в статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В названии статьи после слов «отходами производства и потребления» дополнить словами «, медицинскими отходами».

Абзац первый после слов «отходами производства и потребления» дополнить словами «, медицинскими отходами»

Итак, после введения данного законопроекта мы можем получить:

1.Ввод лицензирования на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению медицинских отходов.

По сути, это как раз направлено на решение проблемы недобросовестных приемщиков мед.отходов.

2.Ввод лицензирования на деятельность по накоплению медицинских отходов.

Вот тут господа либо перестарались, либо не подумали, но! Если мы вводим лицензию на накопление, то есть на временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев), то лицензию должен получить каждый мед пункт, аптека, больница – все, без исключения. По сути, это лицензия на контейнер, маркированный. Зачем?! Мне не очень понятно.

3.Дальше встают вопросы: Кто будет выдавать лицензии?

4.Читаем дальше: отчетность. ФЗ вступает с момента его опубликования. Постановлений нет. Уполномоченных органов нет. Можем получить знакомую до боли картину: требования есть, как их исполнять не понятно.

Читая этот проект, у меня в голове возник неловкий вопрос (по большей части риторический): а не проще вернуть медицину под контроль МПР, внести в ФККО мед отходы, дать разумную отсрочку на получение лицензий (только на медицину). В результате не надо заново изобретать велосипед, а вопрос мед отходы, отходы ЛПУ, отчетность для больничек отпадет сам по себе.

Это мое субъективное мнение. А что вы об этом думаете?!

Письмо Росприроднадзора от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588 «О направлении разъяснений»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

от 4 декабря 2017 г. N АА-10-04-32/26588

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу нормирования отходов, образующихся при обезвреживании биологических и медицинских отходов, и сообщает следующее.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Понятие «биологические отходы» определено Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее — Правила), а также ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее — ГОСТ).

Смотрите так же:  Требования к знаниям и умениям студентов

При этом, согласно п. 1.2 Правил, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Также, согласно п. 3.23 ГОСТ, биологические отходы — это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.

Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10).

В соответствии со ст. 49 Закона 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами определены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 09.12.2010.

В связи с изложенным, действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на биологические и медицинские отходы.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом N 89-ФЗ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с этим, согласно определению «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

Учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом N 89-ФЗ.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» для данного типа отходов существуют отдельные группы:

«Отходы при обезвреживании биологических отходов в смеси с другими отходами» (код 7 47 810 00 00 0);

«Отходы при обезвреживании биологических отходов» (код 7 47 820 00 00 0);

«Отходы при обезвреживании медицинских отходов» (код 7 47 840 00 00 0).

Обращаем внимание, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий» осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более отнесено к объектам I категории, а с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки отнесено к объектам II категории.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), а также биологических отходов, обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона N 89-ФЗ.

У учреждения образуются только медицинские отходы. Объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, нет. Должно ли медицинское учреждение представлять Расчет платы и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос необходимости платы за НВОС и предоставления Расчета платы за НВОС при размещении медицинских отходов на настоящий момент соответствующим образом не урегулирован.
В соответствии с имеющимися разъяснениями Минприроды России в настоящее время действие норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, и, как следствие, взимание платы за НВОС при их размещении неправомерно.
В то же время анализ судебной практики показывает, что не все отходы медицинских учреждений признаются медицинскими (в частности, могут образовываться отходы в виде ртутных ламп, упаковки и т.п.). При этом в случае отсутствия раздельного учета медицинских отходов от прочих отходов, возникающих в деятельности природопользователя, суды обязывают медицинские организации вносить плату за НВОС при размещении всех образующихся в ее деятельности отходов.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
При этом в силу п. 1 ст. 13 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС) взимается за следующие его виды:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В рассматриваемой ситуации учреждение не осуществляет деятельность, которая приводит к таким видам загрязнения, как выбросы и сбросы. Однако в деятельности учреждения образуются медицинские отходы*(1). Отметим, что непосредственно сам Закон N 7-ФЗ не содержит оговорок о видах отходов, за размещение которых должна вноситься плата.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) отношения в области обращения, в частности, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10), а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Пунктами 2.2, 5.12, 7.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что отходы классов «Б», «В» могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса «А»; захоронение обезвреженных отходов класса «Б», «В» на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения; транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса «Г» осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
В соответствии с п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Исходя из чего в письмах от 30.04.2015 N 12-50/3268-ОГ, от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ, от 01.10.2014 N 05-12-44/22301 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Росприроднадзор) разъяснило, что действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ и Минприроды России, регулирующих отношения в области обращения с отходами (требования по разработке природоохранной документации), не распространяется на медицинские отходы и, как следствие, выдача разрешительной природоохранной документации на медицинские отходы и взимание платы за НВОС при их размещении неправомерны.
Согласно письму Росприроднадзора от 22.04.2015 N АА-03-04-36/6554 «О направлении разъяснений» все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам. При этом требования по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов, представлению отчетности
в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Вместе с тем, по мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России (письмо от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ «О рассмотрении обращения»).
При этом в письме от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ указано, что для четкого установления области исполнения требований природоохранного законодательства (в частности Закона об отходах) медицинскими организациями Минприроды России подготовило и направило в Роспотребнадзор предложения для их внесения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Роспотребнадзор в письме от 01.02.2016 N 09-1236-16-16*(2) также подтвердил, что медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами и подлежат регулированию СанПиН 2.1.7.2790-10.
Отметим, что имеющиеся примеры судебной практики по вопросу обязанности по внесению платы за НВОС за размещение медицинских отходов противоречивы. Так, несмотря на то, что суд учитывал приведенные разъяснения Росприроднадзора, в постановлении Пятнадцатого ААС от 05.12.2016 N 15АП-15113/16 суд обязал медицинскую организацию оплатить долг по плате за НВОС за размещение медицинских отходов. Однако следует учесть, что в данном решении был принят во внимание тот факт, что задолженность была подтверждена Расчетом платы за НВОС, который был предоставлен самим учреждением в территориальный орган Росприроднадзора.
В то же время в иных примерах судебной практики суды учитывали отсутствие обязанности по внесению платы на НВОС при размещении медицинских отходов. При этом в постановлении Второго ААС от 24.06.2016 N 02АП-2265/16 суд отметил, что «тот факт, что отходы образовались в деятельности медицинской организации, сам по себе не является обстоятельством, исключающим взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо также такие отходы обозначать именно как медицинские отходы» (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 28.01.2016 N Ф06-4251/15 (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 27.04.2016 N 306-КГ16-3171)).
В постановлении АС Волго-Вятского округа от 15.01.2016 N Ф01-5517/15 суд также признал обязанность у медицинской организации по внесению платы за НВОС при размещении отходов, среди которых не были выделены медицинские. При этом суд отметил, что «относимость производимых Учреждением отходов к медицинским не является обстоятельством, освобождающим данное юридическое лицо как собственника этих отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду».
В постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7048/15 суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения от платы за НВОС при размещении медицинских отходов (отказано в передаче жалобы определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России от 15.12.2015 N 307-ЭС15-16840).
Следует отметить, что порядок исчисления и взимания платы за НВОС должен быть регламентирован в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения», проект которого размещен на официальном сайте *(3). Обращает на себя внимание тот факт, что текст данного проекта устанавливает обязанность по уплате платы за НВОС медицинскими организациями, в результате деятельности которых образовались медицинские отходы. Данный проект не прошел стадию общественного обсуждения и получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Возможно, в скором времени проект доработают либо подготовят новый.

Смотрите так же:  Приказ от 25032019 155 об условиях допуска товаров

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обращение с медицинскими отходами: совершенствование правового регулирования

Как сейчас утилизируются медицинские отходы?

Какие изменения предлагается внести в этой сфере?

Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение законодательства?

Должна ли взиматься плата за НВОС при размещении медицинских отходов?

Масштаб проблемы

В 2015–2016 гг. в Пермском крае участились случаи нарушений порядка утилизации опасных медицинских отходов. В ноябре 2015 г. пермский региональный общественный фонд «Экологическая инспекция» обнаружил, что сотрудниками подрядной организации опасные медицинские отходы разбрасывались по стоящим на улицах города контейнерам. Позднее был выявлен случай попытки размещения медицинских отходов на полигоне твердых бытовых отходов «Сафроны» в Пермском районе. И это при том, что указанные виды отходов могут содержать использованные перевязочные материалы, одноразовые шприцы, перчатки, халаты, зараженную кровь, кожные лоскуты, иссеченные органы, различные лекарственные препараты. Такие отходы несут эпидемиологическую опасность, поскольку могут стать источником массового заражения людей.

Большая часть отходов лечебно-профилактических учреждений (по данным различных авторов, от 60 до 85 %) не представляет опасности и может быть отнесена по своему составу к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО). При этом не менее 15 % отходов ЛПУ представляют серьезную опасность как для людей, так и для окружающей среды.

Владимир Вьюгов, руководитель фонда «Экологическая инспекция», отмечает, что согласно информации, размещенной на электронном сайте о проведенных торгах, министерство здравоохранения Пермского края ежегодно тратит на обезвреживание опасных медицинских отходов более 50 млн руб.[1]

Но как видно из приведенных выше случаев, выделение финансирования не способствует достижению главной цели — безопасному обращению с медицинскими отходами, исключающему возможность массового заражения людей.

Законотворческие инициативы

Проблема безопасного обращения с медицинскими отходами важна для каждого субъекта Российской Федерации, однако именно Законодательным Собранием Пермского края в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в конце 2016 г. внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления требований к деятельности по обращению с медицинскими отходами (далее — законопроект).

В частности, ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) в редакции законопроекта будут обязывать индивидуальных предпринимателей и юридические лица осуществлять лицензирование деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов классов «А», «Б», «В», «Г».

Извлечение

из Федерального закона № 323-ФЗ

Статья 49. Медицинские отходы

1. Медицинские отходы — все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

2. Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с Критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» — радиоактивные отходы.

При этом не стоит забывать, что параллельно в России существует система регулирования отходов производства и потребления (далее — отходы), основы которой заложены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Деятельность по обращению с отходами, за исключением накопления, является лицензионной (перечень лицензионных видов деятельности неоднократно пересматривался), отходы подразделяются на пять классов опасности.

Образователи отходов подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности, направляют заявки на включение вида отхода в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), ведут учет отходов, разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, ежегодно сдают технический отчет и вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов[2].

А. Репин при этом справедливо отмечает, что «законодательством РФ требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов медицинских отходов, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении медицинских отходов не установлены»[3].

Более подробно раскрывает проблему О. С. Пратура: «На данный момент не существует никакой законодательной базы об обращении с медицинскими отходами, так же как и не существует какого-либо органа, контролирующего утилизацию медицинских отходов. Роспотребнадзор следит только за тем, как обращаются с мусором на территории лечебного учреждения. Что происходит с медицинским мусором после того, как он вывезен, никто не скажет. Этот пробел в законодательстве возник в 2012 году, когда деятельность по работе с категорией отходов медицинских учреждений перестала лицензироваться. Возникла странная ситуация: опасные медицинские отходы находятся на жесточайшем контроле, пока они на территории больницы, но как только покидают ее пределы, то, по мнению законодателей, перестают быть опасными»[4].

Следовательно, появление требований к деятельности по обращению с медицинскими отходами необходимо, но оно не должно входить в противоречие с действующим регулированием. Принимаемые меры должны быть максимально эффективными в решении существующих проблем в сфере обращения с медицинскими отходами. В противном случае ситуация может развернуться так, как предсказывал английский юрист и философ Ф. Бэкон: «Когда закон бесполезен, он перестает быть светильником, освещающим путь наш, но становится сетью, в которой путаются наши ноги»[5].

Помимо лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами авторами законопроекта предлагается внести существенные изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Извлечение

из законопроекта

Статья 3. Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следующие изменения:

1. Дополнить статьей 22.1 следующего содержания:

«Статья 22.1. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению и учету медицинских отходов.

1. Медицинские отходы подлежат сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Учет и отчетность в области обращения с медицинскими отходами осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных медицинских отходов. Порядок, формы учета, порядок статистического учета в области обращения с медицинскими отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены Правительством Российской Федерации.

2.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного Правительством Российской Федерации.».

В случае принятия законопроекта Роспотребнадзору необходимо будет утвердить санитарные правила по обращению с медицинскими отходами, а Правительству Российской Федерации — порядок и формы учета, порядок статистического учета и порядок предоставления отчетности в области обращения с медицинскими отходами.

По факту указанные изменения копируют положения ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой аналогичные виды подзаконных актов разрабатываются не Правительством РФ, а уполномоченными органами.

Существенный минус законопроекта — то, что вся используемая терминология заимствована из Федерального закона № 89-ФЗ, который, в свою очередь, оперирует терминами «сбор», «обработка», «утилизация», «обезвреживание», «накопление», «транспортирование», «размещение» только в отношении отходов производства и потребления, объединяя указанные процессы под единым термином «обращение с отходами производства и потребления». В связи с этим употребление указанных понятий в отношении медицинских отходов с учетом положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ возможно только в случае их законодательного определения в профильном законе. Однако какой закон считать «профильным»: № 52-ФЗ или № 323-ФЗ?

К сведению

В приложении № 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10), приведен перечень терминов и определений, который частично дублирует положения ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ.

Кроме того, остается нерешенным вопрос о том, какой орган власти будет выдавать указанные лицензии. Логично предположить, что это могут быть территориальные управления Роспотребнадзора.

Также разработчиком не приведен расчет затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых на внедрение и поддержание системы лицензирования, а также не оценены финансовые и временные затраты индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые будут обязаны оформить лицензии (госпошлина, дополнительные справки и заключения и пр.).

Система лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами не будет работать в отсутствие еще одного подзаконного акта. Внесение изменений в Федеральный закон № 99-ФЗ потребует утверждения Постановлением Правительства РФ соответствующих лицензионных требований на основании чч. 1–4 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ.

Административная ответственность

Законопроект вносит изменения в ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ, дополняя название статьи и абзац первый после слов «отходами производства и потребления» словами «, медицинскими отходами».

Таким образом, за несоблюдение требований к деятельности по обращению с медицинскими отходами в случае принятия законопроекта юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности.

За указанное правонарушение предусмотрен административный штраф:

  • для граждан — в размере от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Проблема законодательного регулирования деятельности по обращению с медицинскими отходами обострилась в связи с вопросом о правомерности взимания платы за НВОС при размещении медицинских отходов. Данный вопрос хорошо знаком правоприменителю, о чем свидетельствуют многочисленные примеры судебной практики, но на уровне нормотворчества он получил новый вариант развития.

Смотрите так же:  Транспортный налог по ямало-ненецкому

Так, Минприроды России подготовлен и внесен в Правительство РФ проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения» (далее — проект Правил), загвоздкой рассмотрения которого стал вопрос: взимать плату за НВОС при размещении медицинских отходов или нет?

В пунктах 10, 23 и 34 проекта Правил предусмотрено, что в число лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе осуществления деятельности которых образуются медицинские отходы, установлены особенности определения платежной базы лицами, обязанными вносить плату за размещение медицинских отходов, а также определены формулы расчета платы за размещение отходов, в том числе медицинских.

Указанное противоречит ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации[6].

Обратите внимание!

Минприроды России, Росприроднадзор и Роспотребнадзор неоднократно подтверждали позицию о том, что обращение с медицинскими отходами не входит в предмет регулирования Федерального закона № 89-ФЗ, что отмечалось в комментариях и юридической литературе[7].

Согласно действующей редакции ч. 3 ст. 49 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако до вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ (22.11.2011) и внесения изменений в ч. 3 ст. 49 указанного закона были утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10, действующие и в настоящее время.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

При этом фактически вопросы размещения медицинских отходов СанПиН 2.1.7.2790-10 не урегулированы. В пункте 7 приложения № 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 приведена ссылка на СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в которых есть требования по размещению отходов (пп. 4.3, 4.11, 4.18, 5.1).

Примечательно, что согласно п. 1.4 действие СанПиН 2.1.7.1322-03 не распространяется на полигоны захоронения радиоактивных отходов (возможный класс «Д») и склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов (возможный класс «Г»).

Однако в соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 указанные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

Кроме того, согласно положениям Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004, выделяют три элемента обращения с медицинскими отходами (сбор, сортировка, транспортировка), в которые размещение медицинских отходов не входит[8].

Означает ли это, что размещение (хранение и захоронение) медицинских отходов запрещено?

Формально такой запрет не установлен. Наоборот, действующие СанПиНы подразумевают, что медицинские отходы могут быть размещены. Однако каким образом они могут быть размещены, на каких объектах и по каким правилам, действующим законодательством не установлено.

Более того, на объектах размещения отходов согласно Федеральному закону № 89-ФЗ могут быть размещены только те отходы, которые включены в ФККО. Следовательно, медицинские отходы как не включенные в ФККО на полигонах ТКО размещены быть не могут, поскольку это будет нарушать требования указанного выше закона.

Смеем предположить, что именно неурегулированность вопроса размещения медицинских отходов приводит к многочисленным нарушениям после вывоза таких отходов с территории ЛПУ: специализированные организации и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за нарушение несуществующих требований и запретов.

Указанная неопределенность позволяет недобросовестным хозяйствующим субъектам подвергать тысячи людей опасности заражения различными заболеваниями, избегая при этом даже административной ответственности.

Поскольку вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора, то именно Роспотребнадзор должен создать полноценную нормативную базу, регулирующую процесс обращения с медицинскими отходами, в том числе их размещения, а не только рассмотреть вопрос о взимании или невзимании платы за НВОС.

Определим правомерность взимания платы за НВОС при размещении медицинских отходов.

Один из аргументов, позволяющий в таких случаях взимать плату за НВОС, звучит следующим образом:

Поскольку предусмотренное ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ определение понятия «обращение с отходами» как деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов предусматривает, что обращение с отходами не включает в себя вопросы исчисления и взимания платы за НВОС, предусмотренные в рамках проекта постановления, предусмотренные проектом Правил исчисление и взимание платы за НВОС, в том числе в отношении организаций, образующих медицинские отходы, не противоречат законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Само по себе исчисление и взимание платы за НВОС не является видом деятельности по обращению с отходами, это следствие указанной деятельности. Возможно, авторы рассматриваемой позиции не учли, что взимание палы за НВОС возможно только в трех случаях, определенных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ):

Извлечение

из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, если отходы не были размещены в специальных оборудованных сооружениях, объектах размещения отходов или участках недр, то плата за НВОС не взимается.

При этом размещение отходов — это один из видов деятельности по обращению с отходами, включающий в себя хранение и захоронение отходов. Только за этот вид деятельности по обращению с отходами собственниками отходов вносится плата за НВОС.

Отметим, что вид негативного воздействия назван достаточно однозначно — «хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)». Ни о каких медицинских отходах в Федеральном законе № 7-ФЗ речь не идет.

Следовательно, тезис о том, что обращение с медицинскими отходами не является предметом регулирования Федерального закона № 89-ФЗ, несостоятелен, но при этом вопрос исчисления и взимания платы за НВОС является самостоятельным, выходящим за рамки указанного исключения.

Взимание платы за НВОС возможно только при условии размещения отходов производства и потребления. При этом Федеральным законом № 89-ФЗ требования к размещению медицинских отходов не устанавливаются и выводятся за рамки регулирования.

Если с юридической точки зрения все более или менее ясно, то с точки зрения практики все не так однозначно.

Чтобы определиться с необходимостью взимания платы за НВОС при размещении медицинских отходов и ее целесообразности, нужно ответить на вопрос о том, каковы цели предлагаемого регулирования. Ведь внести изменения в федеральное законодательство достаточно сложно, но возможно. Гораздо сложнее потом реализовывать новые требования на практике, тем более, если они идут вразрез со здравым смыслом.

В частности, нужно определиться, чем будет плата за НВОС — целью или средством? Если целью, то получение нового источника дохода для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет очевидны плюсом.

С другой стороны, кто фактически заплатит за НВОС при размещении медицинских отходов? Больницы, поликлиники, фармпредприятия, а на самом деле — пациенты и потребители. Ведь всем перечисленным выше учреждениям и организациям придется получить лицензии на деятельность по обращению с медицинскими отходами, за оформление которой необходимо уплатить госпошлину, а также оплатить расходы по размещению медицинских отходов соответствующим транспортным компаниям и полигонам.

Вывод

В процессе разработки новой модели регулирования важно понимать, как в настоящее время работает система по сбору, транспортированию, обезвреживанию и размещению медицинских отходов, какие затраты несут больницы и поликлиники, каким образом происходит обезвреживание и размещение медицинских отходов, существуют ли случаи взимания платы за НВОС и случаи размещения медицинских отходов под видом отходов производства и потребления.

Только точные ответы на эти вопросы позволят принять обдуманное решение о необходимом объеме совершенствования законодательства о медицинских отходах. Соответствующее поручение Правительства Российской Федерации Роспотребнадзору и Минприроды России уже дано.

[1] Подробнее: Пермские экологи продолжают находить опасные медицинские отходы по всему краю: https://www.newsko.ru/news/nk-2985257.html.

[2] См. подробнее: Бабич М. Е. Формирование и наполнение ФККО: правовые коллизии // Справочник эколога. 2016. № 8. С. 15–19;

Бабич М. Е. Лицензирование деятельности по обращению с отходами: проблемы правоприменения // Справочник эколога. 2016. № 7. С. 24–37.

[3] Репин А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 5. С. 38–47.

[4] Пратура О. С. Закупки услуг в сфере обращения медицинских отходов // Прогосзаказ.рф. 2016. № 3. С. 13–32.

[5] Цит. по: Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М. 1993. С. 148, статья «Закон».

[6] Бабич М.Е. Ставки платы за НВОС: новое регулирование // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 56–59.

[7] Никулина О. Медицинские отходы и плата за негативное воздействие на окружающую среду // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 5. С. 43–47;

Пратура О. С. Закупки услуг в сфере обращения медицинских отходов // Прогосзаказ.рф. 2016. № 3. С. 13–32;

Тихомирова Л. А. нужны ли стоматологическим клиникам паспорта опасных отходов и вносят ли они плату за НВОС? // Санэпидконтроль. Охрана труда. 2017. № 1. С. 66–68;

письмо Минприроды России от 12.02.2015 № 12-50/1025-ОГ;

письмо Минприроды России от 29.02.2016 № 12-47/4056;

письмо Минприроды России от 30.04.2015 № 12-50/3268-ОГ;

письмо Минприроды России от 01.10.2014 № 05-12-44/22301;

письмо Росприроднадзора от 08.07.2016 № АА-03-03-32/13510;

письмо Росприроднадзора от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554;

письмо Роспотребнадзора от 01.02.2016 № 09-1236-16-16.

[8] Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004). М., 2004. // Цит. по: Громова Г. А. Некоторые проблемы правового регулирования обращения с медицинскими отходами и привлечения к административной ответственности за нарушения при обращении с медицинскими отходами // Административное и муниципальное право. 2014. № 10. С. 1031–1038.

М. Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»