Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Опубликовано: Асiповiцкi Край

Заполнение отдельных показателей налоговой декларации (расчета) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции (далее —декларация по единому сельхозналогу) за 2017 г. организациями, применяющими в 2017 г. единый сельхозналог

Сведения о размерах выручек, определенных частью первой пункта 1 статьи 302 Кодекса, и размере процентной доли, исчисленной в соответствии с указанной частью, представляются организациями за каждый календарный год не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным годом, в составе показателей декларации по единому сельхозналогу (стр. 1, 1.1, 2, 2.1, 3, 4 разд. II указанной декларации) (п. 3 ст. 303 Кодекса, п. 61 Инструкци о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г.№ 42).

Согласно нормам части первой пункта 1 статьи 302 Кодекса применять единый сельхозналог вправе: организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства,выращивания декоративных растений),первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства (далее — сельскохозяйственная продукция) составляет не менее 50 % выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год; другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 % общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год. Организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования в предыдущем календарном году, вправе применять единый сельхозналог, если выручка от реализации указанной продукции, произведенной ею и реорганизованной организацией, составляет не менее 50 % выручки, полученной путем суммирования общих выручек обеих организаций за предыдущий календарный год. Таким образом, заполнение строк 1, 1.1,2,2.1,

3 и 4 раздела II «Другие сведения» декларации по единому сельхозналогу производится в декларации по единому сельхозналогу за последний отчетный период 2017 г., представляемой по сроку не позднее 22 января 2018 г.

При этом строки 1, 2 и 3 раздела II «Другие сведения» декларации по единому сельхозналогу не заполняются организацией, применяющей единый сельхозналог исключительно в части деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, исполняющих ее налоговые обязательства (п. 61 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок).

Уплата единого сельхозналога по ставке в размере 3 % организациями, применяющими в 2017 г. единый сельхозналог

Ставка единого сельхозналога устанавливается в размере 1 %, если иное не установлено пунктом 6 статьи 305 Кодекса (п. 1ст. 305 Кодекса).

В случае если за календарный год процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки организации составляет менее 50 %, исчисление единого сельхозналога производится по ставке в размере 3 % исходя из налоговой базы единого сельхозналога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие (п. 6 ст. 305 Кодекса).

Единый сельхозналог, исчисленный по ставке в размере 3 %, подлежит:

1) отражению в декларации по единому сельхозналогу, представляемой в налоговые органы не позднее 20 января года, следующего за календарным годом, за который допущено вышеуказанное несоответствие:

2) уплате не позднее 22 января года, следующего за календарным годом, за который допущено вышеуказанное несоответствие.

Следовательно, если по итогам 2017 г. процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки составит менее 50 %, организации следует исчислить единый сельхозналог за 2017 г. по ставке в размере 3 %, отразив его в строке 2.2 раздела I «Расчет налоговой базы и суммы налога» декларации по единому сельхозналогу, представляемой в налоговые органы по сроку не позднее 22 января 2018 г. Уплата единого сельхозналога в этом случае производится по сроку не позднее 22 января 2018 г.

Уплата земельного налога (арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности) организациями, применяющими в 2017 г. единый сельхозналог

Уплата единого сельхозналога заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее —арендная плата за землю), если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 302 Кодекса и (или) иными законодательными актами (п. 3 ст. 302 Кодекса). Для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки составила менее 50 % (п. 4 ст. 302 Кодекса, подп. 1.122 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», с изменениями и дополнениями).

Организации, руководствуясь положениями абзаца тринадцатого части первой пункта 4 статьи 302 Кодекса, представляют налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций и производят уплату земельного налога и арендной платы за землю не позднее соответственно 20-го и 22-го числа месяца, следующего за календарным годом.

Следовательно, если по итогам 2017 г. процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки составит менее 50 %, организации следует исчислить земельный налог и (или) арендную плату за землю за 2017 г., отразив их в налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций, которую необходимо представить в налоговый орган по сроку не позднее 22 января 2018 г. Уплату земельного налога и (или) арендной платы за землю в этом случае следует произвести по сроку не позднее 22 января 2018 г. (п. 14 ст. 202 Кодекса; подп. 1.122 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101).

Прекращение применения особого режима налогообложения организациями, применяющими в 2017 г. единый сельхозналог

Если за календарный год процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки составила менее 50 %, организация не вправе применять единый сельхозналог в следующем за ним календарном году. Организация обязана: перейти с начала календарного года, следующего за годом, в котором не соблюдено указанное условие, на общий порядок налогообложения (кроме случая, если она перешла на применение налога при УСН в порядке и на условиях, установленных гл. 34 Кодекса); исчислить и уплатить земельный налог и арендную плату за землю; исчислить и уплатить единый сельхозналог по ставке в размере 3 % (п. 3ст. 303 Кодекса).

Следовательно, если у организации, уплачивающей в 2017 г. единый сельхозналог, по итогам 2017 г. процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки составит менее 50 %, такая организация обязана с 1 января 2018 г. перейти на общий порядок налогообложения (если организация не перешла с 1 января 2018 г. на УСН в порядке и на условиях, установленных гл. 34 Кодекса).

ИМНС РБ по Осиповичскому району

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3-41@.

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

Смотрите так же:  Лицензия перевозчика тбо

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Особенности системы налогообложения для производства в сельском хозяйстве

Деятельность в отраслях сельского хозяйства имеет специфические особенности: прибыль в ней зависит от сезона, от погодных условия и пр. Учитывая это, государственными органами была разработана и утверждена специальная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Законодательная база

Условия налогообложения юрлиц и предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством, регулируется главой 26.1 второй части НК РФ. Она состоит из 10 статей, полностью описывающих все условия и аспекты использования единого сельскохозяйственного налога.

Соответственно Налоговому кодексу РФ, воспользоваться этим режимом налогообложения могут:

  • юрлица, крестьянские хозяйства, коммерсанты, которые являются производителями сельскохозяйственной продукции;
  • фирмы, компании, хозяйства, организации и т.д., которые осуществляют реализацию своей сельхозпродукции и в общей структуре их выручки поступления, полученные от этого направления деятельности, составляют не меньше 70%;
  • предприятия, средняя годовая штатная численность работников на котором не превышате 300 человек (для рыбхозяйств);
  • недавно зарегистрированные коммерсанты, у которых до 1 октября текущего года объем выручки от продажи собственной сельскохозяйственной продукции достигает не менее 70% от общего дохода. При соблюдении этого условия они могут перейти на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) со следующего года.

Использовать данный спецрежим не могут юрлица или предприниматели:

  • производители подакцизных товаров;
  • организации, которые занимаются азартными играми;
  • бюджетные организации.

Также в законе четко определено понятие сельскохозяйственной продукции. К ней относятся товары и продукция, полученная в результате:

  1. выращивания растений;
  2. животноводства;
  3. выращивания рыб и иных водных биоресурсов;
  4. вся другая продукция сельского и лесного хозяйства.

Какие налоги заменяет

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей по оплате единого сельскохозяйственного налога имеет преимущества, так как отменяет для них следующие виды обязательных платежей в бюджет.

  • Для юрлиц:
    • налог на прибыль. Исключением является процентная прибыль, полученная по долговым обязательствам или в виде дивидендов.
    • налог на имущество юрлица;
    • НДС. Исключение – оплата НДС при ввозе продукции на таможне, за доверительное управление имуществом или за выполнение договора простого товарищества.
  • Для коммерсантов:
    • подоходный налог физических лиц;
    • налог на имущество, применяемое в ведении бизнеса;
    • НДС.

Как перейти на спецрежим

Переход на описываемый спецрежим производителями сельскохозяйственной продукции происходит в добровольном порядке. Но при этом нужно соблюдать определенные сроки.

Чтобы перейти на другую систему налогообложения со следующего календарного года, нужно успеть подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию до конца года (до 31 декабря).

Коммерсанты подают заявление в налоговую по месту своего проживания, а юрлица – по месту регистрации предприятия. При этом нужно подтвердить, что в общем объеме выручки доля, полученная от производства собственной сельхозпродукции, составляет не меньше 70%.

Новообразованным юрлицам или предпринимателям подать уведомления об изменении системы налогообложения можно на протяжении 30 дней с даты регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

Сменить систему оплаты налогов, пока календарный год не закончится, невозможно. При этом, если условия относительно объема выручки от реализации сельхозпродукции не будут соблюдаться, предпринимателю придется пересчитать налоговые обязательства с начала календарного года.

Что облагается налогом

Объектом налогообложения являются доходы, от которых отняли понесенные расходы. Ставка, по которой осуществляется расчет платежей в бюджет по этой системе, составляет 6%. То есть, чтобы узнать, сколько денег необходимо перечислить государству, нужно использовать формулу:

Налоговая база * 6% = Величина налога

При этом, согласно НК РФ, нужно учитывать:

  • налоговая база – это определенная в денежном выражении сумма доходов, уменьшенных на количество понесенных расходов;
  • доходы и расходы рассчитываются нарастающими суммами с начала календарного года;
  • налоговую базу можно снизить на величину убытка, полученного по результатам деятельности прошлого календарного года.

Перечисления в бюджет и отчетность

Уплата единого сельскохозяйственного платежа в бюджет осуществляется двумя суммами:

  1. первый раз – авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного полугодия;
  2. второй раз – по итогам прошедшего года, не позднее 31 марта следующего календарного года.

Оплату на счет ФНС можно провести как через «Клиент-банк» или специальный сервис, так и заполнив бумажное платежное поручение.

Заполненные декларации по итогам полугодия подаются не позднее 25 дней с даты его окончания, а за год – не позднее 31 марта следующего. Документы представляются в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица или по месту жительства коммерсанта.

ИП и его налоги: Видео

Единый налог для с-х продукции

Особенности исчисления единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции

Производители сельскохозяйственной продукции при условии соблюдения установленных законодательством критериев имеют право исчислять и уплачивать платежи в бюджет в общеустановленном порядке либо применять особые режимы налогообложения, к которым относится единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Плательщики единого налога

Согласно статье 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) признаются перешедшие на применение единого налога в порядке, установленном главой 36 НК:
— организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию (далее — сельхозпродукция);
— организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, — в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений.

Таким образом, возможность уплаты единого налога установлена в двух случаях: либо организацией, производящей на территории Республики Беларусь сельхозпродукцию, — в целом по организации, либо организацией, имеющей филиал или обособленное подразделение по производству сельхозпродукции, — только в части деятельности этого филиала.

При этом, с 1 января 2013 г. организации, занимающиеся производством пушнины, вправе применять особый режим налогообложения в виде уплаты единого налога наравне с иными сельскохозяйственными организациями.

С 1 января 2013 г. плательщиками единого налога не признаются:
— иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
— простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);
— хозяйственные группы.

Таким образом, с 2013 года единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции могут применять только юридические лица Республики Беларусь.

Согласно пункту 1 статьи 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Пунктом 1 статьи 302 НК запрещено применение единого налога резидентами свободных экономических зон, специальным туристско-рекреационным парком «Августовский канал», Парком высоких технологий, Китайско-Белорусским индустриальным парком, а также плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее — УСН).

Поскольку запрет на одновременное применение УСН и единого налога установлен подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 286 НК, данное дополнение не изменило практику применения этих режимов налогообложения.

Смотрите так же:  Как оформить визу в словакию самостоятельно

Условия применения единого налога

Применять единый налог вправе организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год (п. 1 ст. 302 НК).

Указанный критерий является также необходимым условием для перехода юридических лиц (филиалов и иных обособленных подразделений) на применение единого налога, за исключением прошедших государственную регистрацию (вновь созданных) в текущем календарном году.

Например, если в структуру организации, осуществляющей деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и применяющей единый налог, входит филиал, осуществляющий виды деятельности, связанные с производством сельхозпродукции, то для применения единого налога организации необходимо обеспечить соблюдение 50% критерия с учетом выручки этого филиала. В свою очередь, по деятельности филиала организация также имеет право на применение единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях отнесения осуществляемых организацией видов деятельности к деятельности, осуществляемой в сельском хозяйстве (в том числе в растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве) и рыбоводстве, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 65 (с изменениями и дополнениями; далее — ОКРБ 005-2006).

Для отнесения произведенной плательщиком продукции к сельскохозяйственной продукции необходимо использовать Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. N 36 (с изменениями и дополнениями; далее — ОКРБ 007-2007).

Порядок перехода к применению и прекращение применения единого налога

Организации имеют право на применение единого налога с начала любого квартала (п. 1 ст. 303 НК).

Кроме того, вновь созданная организация, которая желает применять единый налог в году своего создания, может сделать это с даты государственной регистрации, а организация, создавшая филиал по производству сельхозпродукции — в части деятельности такого филиала с момента его создания (п. 2 ст. 302 НК).

При этом, следует учитывать, что свое право на применение особого режима налогообложения организации реализовывают путем представления в налоговые органы в установленном порядке уведомления (п. 2 ст. 302, п. 1 ст. 303 НК).

Так, организация (за исключением прошедших государственную регистрацию (вновь созданных) в текущем календарном году) может претендовать на уплату единого налога с начала любого квартала, если она не позднее 15-го числа первого месяца квартала, с которого желает применять этот налог, представит в налоговый орган соответствующее уведомление.

Организации, прошедшие государственную регистрацию (вновь созданные) в текущем календарном году, могут применять единый налог начиная с даты их государственной регистрации при условии подачи в налоговый орган вышеуказанного уведомления в течение двадцати рабочих дней со дня их регистрации.

Справочно.
Форма уведомления о переходе на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции установлена согласно приложению 20 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)», с изменениями и дополнениями (далее — Постановление № 82)
.

Пример. Организация приняла решение о переходе на уплату единого налога со II квартала 2014 г.

В этом случае организация должна представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет уведомление не позднее 15 апреля 2014 г .

С 2013 года в статье 302 НК закреплено право на применение единого налога юридических лиц, возникших в результате реорганизации в форме преобразования.

Так, организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, вправе применять единый налог с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) записи о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования, если реорганизованная организация имела право применять единый налог и применяла его на день, непосредственно предшествующий указанной дате (ч. 3 п. 2 ст. 302 НК).

Пример. РУП «А», осуществляющее несколько видов деятельности, в том числе и производство сельхозпродукции, в мае 2013 года преобразовано в ОАО «И». Реорганизованная организация имела право применять в 2013 году единый налог и применяла его до момента преобразования, т.к. за 2012 г. удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки составил 57%.

В данном случае, возникшее в результате преобразования ОАО «И» вправе в 2013 году применять единый налог с даты внесения в ЕГР записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования. При этом уведомление о переходе на уплату единого налога в налоговый орган не направляется.

Кроме того, организация, созданная в результате реорганизации в форме преобразования в предыдущем календарном году, может применять в текущем году единый налог, если выручка от реализации указанной продукции, произведенной ею и реорганизованной организацией, составляет не менее 50% выручки, полученной путем суммирования общих выручек обеих организаций за предыдущий календарный год (ч. 3 п. 2 ст. 302 НК).

Пример. ОАО «В», осуществляющее несколько видов деятельности, в том числе и производство сельхозпродукции, в апреле 2012 года преобразовано в ЧУП «А». Реорганизованная организация имела право применять единый налог и применяла его до момента преобразования.

Выручка организации «В» до момента преобразования за 2012 г. составила 400 млн.руб., в том числе от реализации сельхозпродукции – 270 млн.руб.

Выручка организации «И» за 2012 г. – 950 млн.руб., в том числе от реализации сельхозпродукции – 480 млн.руб.

Доля выручки обеих организаций за 2012 год от реализации сельхозпродукции составила более 50% ((270 + 480) / 400 + 950) x 100% = 55,5%).

В данной ситуации организация «И», созданная в результате реорганизации в форме преобразования в 2012 году, вправе применять в 2013 году единый налог, так как доля выручки от реализации произведенной ею и реорганизованной организацией в 2012 г. сельхозпродукции, составляет более 50% общей выручки обеих организаций за предыдущий календарный год.

С 2013 года внесены изменения в порядок прекращения применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (п. 3 ст. 303 НК).

Организации, применяющие единый налог, по истечении каждого календарного года в целях применения единого налога в следующем за ним календарном году должны убедиться, что выполнено условие, предусмотренное ч. 1 п. 1 ст. 302 НК. Это означает, что удельный вес выручки от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции в общей выручке за предыдущий календарный год должен составлять не менее 50%.

При несоблюдении вышеуказанного условия организация не вправе применять единый налог в следующем за ним календарном году. Организация обязана перейти с начала календарного года, следующего за годом, в котором не соблюдено указанное условие, на общий порядок налогообложения, если она не перешла на применение налога при упрощенной системе налогообложения в порядке и на условиях, установленных главой 34 НК.

До 1 января 2013 года при несоблюдении вышеназванных условий в НК был предусмотрен переход только на общий режим налогообложения (п. 3 ст. 303 НК (в редакции 2012 года)).

С 1 января 2013 г. сведения о размере вышеуказанного удельного веса и размерах выручек, необходимых для его расчета, представляются организациями за каждый календарный год не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным годом, в составе показателей налоговой декларации (расчета) по единому налогу (п. 3 ст. 303 НК).

В 2012 году в соответствии с пунктом 3 статьи 303 НК организации представляли в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующие сведения о несоблюдении условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 302 НК, не позднее срока, установленного для представления годовых бухгалтерских отчетов (баланса).

Пример.
Организация в 2012 году уплачивала единый налог. Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки за 2012 год составила менее 50%. В этой ситуации организация с 1 января 2013 года обязана перейти на общий порядок налогообложения либо на применение налога при упрощенной системе налогообложения.

При этом, следует иметь ввиду, что организация, перешедшая на применение налога при УСН в текущем календарном году, не вправе в этом же году вновь перейти на применение единого налога (п. 5 ст. 303 НК).

Объект налогообложения и налоговая база единого налога

Порядок определения объекта налогообложения и налоговой базы единого налога изложен в статье 304 главы 36 Кодекса.

В целях создания единообразного подхода к определению объекта налогообложения и налоговой базы единого налога и налога при УСН (п. 1, п. 2 ст. 288 НК) с 2013 года внесены некоторые уточнения в статью 304 НК, относительно объекта налогообложения и налоговой базы единого налога.

Так, в пункте 1 статьи 304 НК конкретизировано, что объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка.

Ранее объектом налогообложения единым налогом признавалось осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 304 НК (в редакции 2012 года)).

Также уточнено, что налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки. При этом валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 304 НК). Такой же порядок применялся и в 2012 году.

Для целей исчисления единого налога к внереализационным доходам организаций относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль.

Перечень доходов, включаемых и не включаемых в состав внереализационных доходов, определен статьей 128 НК. Внереализационными доходами для целей налогообложения признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 128 НК. При этом, с учетом внесенных изменений в 2014 году независимо от положений статьи 128 НК суммы возмещения недостач, потерь и порчи имущества включаются во внереализационные доходы в полном объеме.

Плательщикам следует обратить внимание на применение нормы пункта 3.7 статьи 128 НК, согласно которой в 2013 года поступления в счет возмещения вреда в натуре, убытков, в том числе упущенной выгоды, не связанных с нарушением договорных обязательств, включались во внереализационные доходы в размерах, превышающих размеры возмещения вреда.

В отличие от 2013 года, в 2014 году во внереализационные доходы включается вся сумма возмещения недостач, потерь и порчи имущества.

Например, если в организации, являющейся плательщиком единого налога, в 2013 году выявлена недостача материалов в сумме 3,1 млн. руб. С виновного лица удержано 3,4 млн. руб. В налоговую базу для исчисления единого в 2013 году включается внереализационный доход в виде разницы между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и стоимостью недостающих материалов по их фактической стоимости. В указанной ситуации единый налог в 2013 году уплачивается с разницы 0,3 млн.руб. (3,4 млн.руб. – 3,1 млн. руб.).

В 2014 году в аналогичной ситуации в налоговую базу для исчисления единого будет включаться внереализационный доход в сумме, подлежащей взысканию с виновного лица. В указанной ситуации единый налог в 2014 году следует уплатить со всей суммы, взысканной с виновного лица – 3,4 млн.руб.

Суммы, не включаемые в налоговую базу, определены частью 2 пункта 2 статьи 304 НК.

При определении налоговой базы не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК, а также суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств.

Также как и ранее, при определении налоговой базы не учитываются:
— средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству;
— стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм;
— выручка, полученная от реализации произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства, — в течение трех лет со дня их регистрации.

Также уточнено, что стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу не учитывается при определении налоговой базы единого налога (ч. 2 п. 2 ст. 304 НК).

Организацией, являющейся плательщиком единого налога оказана спонсорская помощь школе в виде безвозмездной передачи овощей. Стоимость безвозмездно переданных товаров не включается в налоговую базу для исчисления единого налога.

С 1 января 2013 г. выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей исчисления единого налога определяется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 НК. Таким образом, с 2013 года признание выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей исчисления единого налога производится только с соблюдением принципа начисления (ч. 3 п. 2 ст. 304 НК).

Соответственно плательщиками единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату ее признания в бухгалтерском учете, независимо от даты проведения расчетов по ним, с соблюдением принципа начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (ч. 3 п. 2 ст. 304 и п. 4 ст. 127 НК).

Что касается внереализационных доходов, то их включение в налоговую базу единого налога производится по тем же правилам, что установлены для налога на прибыль. В частности, дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком в соответствии с его учетной политикой, но не может быть позднее даты их получения, а в отношении доходов, по которым в пункте 3 статьи 128 НК указана дата их отражения, — не может быть позднее даты, указанной в этом пункте.

В целях определения в 2013 г. налоговой базы по единому налогу плательщики, отражавшие до 1 января 2013 г. выручку по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, обязаны отразить по мере поступления оплаты (фактического получения доходов), но не позднее 31 декабря 2013 г.:
— выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных до 1 января 2013 г. и не оплаченных до 1 января 2013 г.;
— внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до 1 января 2013 г., отражение которых в соответствии со статьей 128 НК-2013 не приходится на 1 января 2013 г. либо дату после 1 января 2013г.

В 2012 г. плательщики единого налога могли выбирать порядок признания выручки от реализации (по оплате или по отгрузке) и должны были закреплять это в учетной политике.

При этом следует учитывать особенности включения внереализационных доходов в налоговую базу единого налога с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 07.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ №455). Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа №455 определено, что внереализационные доходы, причитавшиеся к получению и не полученные до 1 января 2013 г., дата отражения которых для целей налогообложения не приходится в соответствии со статьей 128 НК на период после 31 декабря 2012 г., у организаций, признававших до 1 января 2013 г. и продолжающих признавать в 2013 году выручку по принципу (методу) начисления, включаются в налоговую базу единого налога по мере фактического получения доходов, но не позднее 31 декабря 2013 г., если иное не установлено в абзацем 3 подпункта 1.1 Указа № 455.
Вместе с тем абзацем 3 подпункта 1.1 Указа № 455 определено, что указанные внереализационные доходы в случае фактического их получения в период с 1 января 2013 г. до даты официального опубликования Указа № 455 включаются в налоговую базу единого налога на дату официального опубликования Указа № 455 (10 октября 2013 г.).

Пример. В октябре 2012 г. судом было вынесено решение о взыскании в пользу организации-плательщика единого налога с контрагента штрафа за нарушение договорных обязательств, однако сумма штрафа в 2012 году не получена.

Согласно учетной политике в 2012 и 2013 годах организация признавала выручку по принципу начисления, в 2013 году суммы причитающихся штрафов за нарушение договорных обязательств тоже признаются по начислению.

Поскольку в рассматриваемой ситуации с 1 января 2013 г. организация в соответствии с учетной политикой отражает суммы причитающихся штрафов за нарушение договорных обязательств по начислению, то дата отражения штрафа, о взыскании которого судом было вынесено решение в 2012 году, не приходится на период после 31 декабря 2013 г.

В этом случае, в связи со вступлением в силу Указа N 455 при исчислении единого налога, следует руководствоваться подпунктом 1.1 Указа N 455 и отразить суммы указанных штрафов в составе внереализационных доходов по мере их фактического получения, но не позднее 31 декабря 2013 г. и учесть их при исчислении единого налога

Для организаций, которые применяют единый налог по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений по производству сельскохозяйственной продукции, налоговая база определяется исходя из валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, определяемой в вышеизложенном порядке.

Ставка единого налога, налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты единого налога
Ставка единого налога установлена в размере 1 процента (п. 1 ст. 305 НК).
Вместе с тем, согласно внесенным изменениям на 2014 год (п. 6 ст. 305 НК), при несоответствии за календарный год процентной доли, определенной частью первой пункта 1 статьи 302 НК, размеру, указанному в этой части, исчисление единого налога производится по ставке 3 процента исходя из налоговой базы единого налога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие. Единый налог, исчисленный в соответствии с частью первой пункта 306 НК, подлежит:
— отражению в налоговой декларации (расчете) по единому налогу, представляемой в налоговые органы не позднее 20 января года, следующего за календарным годом, за который допущено указанное несоответствие;
— уплате не позднее 22 января года, следующего за календарным годом, за который допущено указанное несоответствие.

Пример. Общая выручка, полученная организацией по итогам 2014 года составила 970 млн.руб., в том числе от реализации сельхозпродукции — 480 млн.руб. Доля выручки от реализации сельхозпродукции за 2014 г. у организации составила 49,5% ((480 млн.руб. / 970 млн.руб.) x 100% = 49,5%).

Следовательно, организация обязана представить декларацию 20.01.2015 года и уплатить единый налог по ставке 3 % с суммы выручки от реализации сельхозпродукции с начала 2014 года.

Согласно пункту 3 статьи 305 НК сумма единого налога исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки единого налога.
С 1 января 2013 г. признание отчетного периода единого налога напрямую зависит от признания отчетного периода по НДС (п. 2 ст. 305 НК).
Установлено, что отчетным периодом единого налога признается:
календарный месяц — для организаций, уплачивающих НДС ежемесячно;
календарный квартал — для организаций, уплачивающих НДС ежеквартально.
Ранее календарный месяц или календарный квартал признавался отчетным периодом единого налога по выбору плательщика (п. 2 ст. 305 НК (в редакции 2012 года)).

Как и ранее, уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), а также уплату арендной платы за землю (при соблюдении доли выручки от реализации сельхозпродукции не менее 50 процентов от общей выручки), кроме:
— акцизов;
— налога на добавленную стоимость;
— налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;
— государственной пошлины;
— патентных пошлин;
— консульского сбора;
— оффшорного сбора;
— гербового сбора;
— сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
— налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК; доходов, указанных в подпунктах 3.2 — 3.4 пункта 3 статьи 128 НК; а также с 2014 года в отношении прибыли полученной от реализации (погашения) ценных бумаг; разницы, учитываемой при определении валовой прибыли в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 136 НК; прибыли от отчуждения участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации;
— обязательных страховых взносов и иных платежей в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.

Кроме того, с 1 января 2014 года, установлена обязанность уплаты для плательщиков единого налога:
— земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который не соблюдено требование законодательства о доле выручки от реализации сельхозпродукции не менее 50 процентов от общей выручки;
— налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
— экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами.

Уплата единого налога плательщиками по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений по производству сельскохозяйственной продукции не заменяет уплаты налогов, сборов (пошлин), установленных НК, по деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений.
Также следует учесть, что плательщики единого налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.

Управление налогообложения
организаций инспекции МНС РБ
по Гродненской области