Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство (в т.ч. — в Налоговый кодекс РФ) внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие — вступают в действие с 1 января 2019 года или в течение 2019 года.

На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2019

Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2018 — 2019 году:

Изменения налогового законодательства в 2019 году

Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности в 2019 году

при просрочке уплаты налога пени надо считать иначе (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ):

пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Сейчас такого ограничения нет;

пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. Сейчас его в расчет брать не надо.

Приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595 установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ — 1,729;

для исчисления ЕНВД — 1,915;

для налога на имущество ФЛ — 1,518;

для целей уплаты торгового сбора — 1,317;

для применения ПСН — 1,518.

с 30.09.2018 уведомление об уплате налогов физическому лицу (не ИП), которое не зарегистрировано на территории РФ по месту жительства, направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

физ. лицо может уплатить налоги единым налоговым платежом, перечисляемом по желанию физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (НИФЛ) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

физические лица могут уплачивать налоги через МФЦ (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ);

в случае уплаты налогов физическими лицами через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи, а также через МФЦ плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему не взимается (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).

С 15.12.2017 упрощается порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа (Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса РФ»): заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3 лет.

Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 на 2018 год утверждены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ — 1,686;

для исчисления ЕНВД — 1,868;

для налога на имущество физических лиц — 1,481;

для целей уплаты торгового сбора — 1,285;

для применения ПСН — 1,481;

для целей применения УСН — 1,481.

Изменения по НДС в 2019 году

С 1 января 2019 года ставка НДС составляет 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Также этим законом налогоплательщикам — производителям предоставлено право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники.

С 01.01.2018 в России заработает система «tax free» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ вводит статью 169.1 НК), но жители Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии не смогут воспользоваться таким правом. Кроме того, вернуть НДС нельзя будет при покупке подакцизных товаров, например, алкоголя и сигарет . Для получения возврата уплаченного в России НДС гражданину другого государства необходимо будет в течение суток приобрести товары на сумму не менее 10 000 рублей, а при выезде из страны – предъявить таможенникам покупки, чек tax free и загранпаспорт. Таможенный орган при соблюдении данных условий должен поставить на чеке соответствующую отметку. За компенсацией суммы налога гражданин иностранного государства может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров в российском магазине, при условии их вывоза в течение трех месяцев со дня приобретения. Вернуть налог можно будет безналичным способом, отправив письмо с чеком и отметкой таможенной службы в магазин, либо наличными через оператора системы tax free в аэропорту.

Изменения по НДФЛ в 2019 году

вводится новая форма налоговой декларации (используется для отчета за 2018 год);

исключено условие о налоговом резидентстве РФ при освобождении от НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества. Таким образом, все те люди, которые живут больше за границей, чем в России, наконец-то избавятся от непомерного НДФЛ Родине.

единовременная выплата судьям на приобретение жилья не облагается НДФЛ (п. 73 статьи 217 НК);

с полевого довольствия свыше 700 рублей уплачивается НДФЛ (п. 3 статьи 217 НК)

коэффициент-дефлятор по НДФЛ на 2019 год — 1,729 (Проект Приказа Минэкономразвития).

не платится НДФЛ с продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств, которые физ.лица использовали в предпринимательской деятельности (Федеральные законы от 27.11.2018 № 424-ФЗ и № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»).

Важным условием освобождения таких доходов от налогообложения остается соблюдение минимального предельного срока владения данным имуществом — три или пять лет (до 01.01.2019 такие доходы облагались НДФЛ во всех случаях).

При продаже имущества, которое было в собственности менее установленного срока владения, необходимо исчислить и уплатить НДФЛ.

Однако с 1 января и эту сумму можно уменьшить, применив имущественный налоговый вычет. Так, доход, полученный налогоплательщиком уже в 2019 году, может быть уменьшен на сумму фактических и документально подтвержденных расходов (в т.ч. до 2019 года), связанных с приобретением этого имущества, за вычетом ранее учтенных расходов при применении специальных налоговых режимов или в составе профессиональных налоговых вычетов.

27.11.2017 вступил в силу закон, устанавливающий п. 41.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1, пп. 2 п. 2 ст. 220, пп. 17 п. 1 ст. 333.35 НК налоговые льготы для жителей г. Москвы, участвующих в программе реновации (действие закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2017):

от НДФЛ освобождены доходы, полученные в рамках программы реновации (жилые помещения (доли в них) и денежное возмещение);

установлен порядок определения срока владения недвижимостью при продаже жилья, предоставленного в рамках реновации (срок нахождения в собственности продаваемого жилья включает в себя срок владения освобожденным жильем);

доходы от продажи не облагаются НДФЛ, если жилье находилось в собственности 3 года и при этом освобождаемое жилье было получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника, в результате приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением;

можно уменьшить доходы от продажи на расходы на покупку (создание) освобождаемого жилья;

владельцы освобождены от госпошлины за регистрацию прав на предоставленное в рамках реновации жилье.

Изменения по налогу на прибыль с 1 января 2019 года

Дивидендами признается доход в виде имущества, который получен участником при выходе из организации либо при ее ликвидации (п. 1 ст. 250 НК РФ). Доход при этом определяется как положительная разница между рыночной стоимостью получаемого имущества и фактически оплаченной стоимостью акций, а само имущество для налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости на момент его получения (п. 2 ст. 277 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога в отношении полученных дивидендов (п. 2 ст. 275 НК РФ). Если на день принятия решения о выходе из организации или ее ликвидации он в течение 365 календарных дней и более непрерывно владеет 50% долей в уставном капитале выплачивающей дивиденды компании, причем сумма такого владения составляет не менее 50% от общих выплат дивидендов, то налог рассчитывается по ставке 0%.

В остальных случаях ставка по дивидендам, полученным российскими компаниями от российских и иностранных организаций, равна 13%. По дивидендам, полученным зарубежной компанией по акциям российских организаций, а также по дивидендам от участия в капитале организации в иной форме — 15%.

Если же участник организации получил убыток при ликвидации компании либо при выходе из нее, то он определяется как отрицательная разница между доходом в виде рыночной цены получаемого участником имущества и фактически оплаченной участником стоимости доли на дату ликвидации организации или выхода из нее. Такой убыток учитывается (пп. 8 п. 2 ст. 265 НК РФ) в составе внереализационных расходов.

Изменения по УСН в 2019 году

Коэффициент-дефлятор по УСН на 2019 год — 1,518 (Проект Приказа Минэкономразвития).

коэффициент-дефлятор для УСН равен 1,481;

некоторым организациям, применяющим УСН, придется иначе считать долю доходов для пониженного тарифа страховых взносов: 27.11.2017 опубликован закон, корректирующий правила п. 6 ст. 427 НК РФ о расчете доли доходов для признания вида деятельности организации основным. В нем указано, что поправки касаются правоотношений, возникших с 1 января 2017 года. Однако для некоторых компаний они являются ухудшающими. Значит, для этих компаний поправки обратной силы не имеют и должны применяться начиная с периодов 2018 года;

Смотрите так же:  Поцарапали машину во дворе что делать осаго

увеличивается предельная база по «больничным» и пенсионным взносам: предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составит 815 000 руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 руб.;

появятся новые основания для признания расчета по взносам непредставленным (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ).

При подготовке были использованы материалы рассылки СПС «Консультант Плюс»

Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена — 15.09.2014, 21.11.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 12.11.2016, 16.12.2016, 03.03.2017, 04.12.2017, 20.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018

Изменения налогового законодательства с 2019 года

izmeneniya_v_nalogovom_zakonodatelstve.jpg

Похожие публикации

Изменения налогового законодательства с 2019 года затронут разные стороны налогового учета. Будут повышены ставки по НДС, принят ряд решений по налогу на имущество юрлиц, по налогу на прибыль, размеру тарифов страховых взносов. Корректировки затронут порядок определения размера налоговых санкций, обновятся суммы по госпошлине при регистрации бизнеса. В 2019 году должен появиться новый вид налога – режим налогообложения самозанятых лиц.

Изменения в налоговом законодательстве в 2019 году: последние новости

Общая ставка тарифа по страховым взносам остается в следующем году на прежнем уровне – 30% (закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Законодатели решили не вводить увеличение ставок по обязательным видам страхования в ближайшие годы, но в 2019 году ожидается очередное увеличение размера предельных сумм доходов для начисления взносов ПФР и ФСС.

В отношении налога на имущество, принадлежащего юридическим лицам, будет введено послабление (закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Компаниям разрешат не платить налог с движимых объектов собственности (правило действительно без дополнительных условий по принадлежности к амортизационной группе). В связи с изменением состава налогооблагаемых активов будет введен новый шаблон декларации по имущественному налогу. В планах на 2019 год – завершение процесса перехода к формуле расчета имущественного налога по базовой величине, равной кадастровой оценке.

Таблица налоговых изменений с 2019 года по НДС:

Измененный параметр

Содержание нововведения

Повышение основной ставки налога на 2% – до 20%. Перечень льгот по НДС будет сохранен (закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Правила возмещения налога

Спектр действия заявительной процедуры по возмещению сумм НДС будет расширен за счет снижения порогового значения перечисленных средств для экспортеров: вместо 7 млрд руб. будет действовать предел в 2 млрд руб. – налоговые обязательства, погашенные налогоплательщиком за последние три года (закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Срок камеральных проверок

Сокращен срок проведения документальных проверок без выезда к налогоплательщику. Представленная субъектами хозяйствования отчетность по НДС будет проверяться не 3, а 2 месяца. Но работникам ФНС дается право инициировать пролонгацию срока сверок до трехмесячного интервала при выявлении расхождений или неточностей (закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Обновление ставок по налогу на добавленную стоимость – повод ожидать новой формы декларации. Кроме того, после завершения 2018 года субъекты хозяйствования на ЕСХН перейдут в категорию плательщиков НДС. Право на освобождение от НДС этой группы налогоплательщиков предусмотрено ст. 145 НК РФ. Воспользоваться льготными условиями можно будет при отсутствии реализации плательщиком ЕСХН подакцизных товаров и соблюдении доходного лимита. Для льготы максимальный предел выручки рассматривается за предшествующий год. В 2018 году это ограничение действует в сумме 100 млн руб., а в 2019 году оно составит 90 млн руб.

Налоговые изменения с 2019 года по налогу на прибыль отразились на перечне льгот. По новым правилам региональные послабления могут предоставляться субъектам хозяйствования при наличии указаний на это в Налоговом кодексе (закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

С 2019 года «упрощенцы» освобождаются от заполнения декларации по УСН, если налогоплательщик одновременно соответствует таким требованиям:

  • применяется упрощенный спецрежим с «доходным» объектом налогообложения;
  • субъект хозяйствования осуществил переход на онлайн-кассу.

Налоговые изменения с 2019 года ознаменуются вводом новой системы налогообложения для самозанятых физических лиц – тестирование нового налога на профессиональный доход планируется в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Дифференциация налоговых ставок будет зависеть от того, с какой категорией контрагентов сотрудничает гражданин. Если его работа основывается на сотрудничестве с физическими лицами, налоговый тариф будет минимальным – 3%, если в роли контрагентов выступают юридические лица, ставка налога возрастает до 6%. Лимит доходности для применения этого режима – 10 млн руб. в год. Отчетность в ФНС сдавать самозанятым лицам не нужно, а уплата налога будет происходить через специальное онлайн-приложение.

Налоговые изменения в 2019 году затронут акцизные платежи. Ставки акциза на топливо разных видов не изменятся, они останутся на прежнем уровне. Но по некоторым другим подакцизным товарам ставки вырастут, так например:

  • по табаку (курительный, кальянный и т.п.) намечен рост до 3050 за каждый килограмм (против текущего значения 2772 руб., обновление акциза регламентировано нормами закона от 03.08.2018 г. № 301-ФЗ);
  • по сигарам рост ставки за штуку составит со 188 до 207 руб.;
  • акциз по сигариллам увеличится до 2938 руб. за тысячу единиц товара (сейчас – 2671 руб.);
  • за папиросы заплатить придется 1890 руб. за тысячу штук + 14,5% (нынешняя ставка равна 1718 руб. + 14,5%);
  • по табаку для нагревания акциз составит 5808 руб., текущее значение – 5280 руб.

Вырастут акцизы на легковые автомобили, мотоциклы, алкогольную продукцию.

Таковы основные изменения налогового законодательства в 2019 году. Какие еще новшества следует ожидать налогоплательщикам в следующем году:

  • применительно к подоходному налогу ставки налогообложения не вырастут, но внесены существенные корректировки в форму 2-НДФЛ и форму 3-НДФЛ;
  • обнародован проект новой формы для подачи расчета по страховым взносам;
  • регистрация бизнеса в онлайн-режиме станет бесплатной (от госпошлины при подаче электронного заявления вместо бумажного будут освобождаться как ИП, так и юридические лица) – новый подпункт 32 добавлен в п. 3 ст. 333.35 НК РФ;
  • ожидаются изменения в ст. 75 НК РФ: пени по налогу не будут превышать размер самой недоимки, также уточнено, что пени начисляются со следующего дня после истечения установленного для уплаты срока по день уплаты налога включительно.

Летний пакет налоговых поправок

Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налогоплательщики уже привыкли, что налоговое законодательство претерпевает масштабные изменения в канун Нового года, причем каждого. В 2018 году пакет законов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, принят в середине лета.

О том, каким будет тариф страховых взносов, что такое единый налоговый платеж, как изменится порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц и земельного налога, а также для кого обнулится госпошлина, читайте в нашем материале.

Бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

Действующей редакцией Налогового кодекса в 2017 – 2020 годах для основной категории плательщиков страховых взносов тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) установлен в размере 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС и 10 % – сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС. При этом с 1 января 2021 года тариф страховых взносов на ОПС зафиксирован в размере 26 % сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. Таким образом, сегодня действует временный тариф на страховые взносы на ОПС.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» кардинально меняет данный подход: с 1 января 2019 года устанавливаются постоянные тарифы страховых взносов. Согласно изменениям, внесенным в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, будут действовать следующие тарифы на ОПС:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22%;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10%.

Одновременно ст. 426 НК РФ, устанавливающая тарифы страховых взносов на 2017 – 2020 годы, признается утратившей силу.

Кроме этого, внесены изменения в пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, согласно которым для плательщиков, указанных в пп. 7 и 8 п. 1 названной статьи – для некоммерческих и благотворительных организаций, в течение 2019 – 2024 годов устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:

на ОПС – в размере 20%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

на обязательное медицинское страхование – 0%.

В целях приведения в соответствие принятых норм действующему законодательству Федеральный закон от 03.08.2018 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» внес сообразные поправки в федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Принятые новшества направлены на обеспечение стабилизации установленной в настоящее время фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

Единый налоговый платеж для физических лиц

С 1 января 2019 года упрощается порядок уплаты имущественных налогов физическими лицами: устанавливается единый налоговый платеж. Использование единого налогового платежа призвано значительно сократить время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизировать ошибки граждан при заполнении нескольких платежек. Соответствующие изменения в ч. I НК РФ внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»: вводится ст. 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица».

Смотрите так же:  Мне выписали штраф 3000 рублей

К сведению: единый налоговый платеж физического лица – это денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена как самим налогоплательщиком, так и иным лицом. Но иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа.

Единый налоговый платеж перечисляется по месту жительства налогоплательщика – физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории РФ), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания – по месту нахождения одного из принадлежащих данному лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа налоговый орган проведет самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по указанным налогам либо в счет уплаты недоимки по налогам или задолженности по соответствующим пеням и процентам.

Зачет будет производиться в установленные сроки уплаты налогов последовательно, начиная с меньшей суммы налога. Но при наличии у налогоплательщика – физического лица недоимки по налогам, задолженности по пеням, процентам зачет суммы единого налогового платежа сначала будет производиться в счет уплаты таких недоимки или задолженности. Если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджет в качестве единого налогового платежа, меньше общей суммы задолженности, зачет осуществляется последовательно, начиная с недоимки с меньшей суммой. Затем погашается задолженность по пеням и процентам в том же порядке.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа в течение пяти дней со дня его принятия. Также все данные будут отражаться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Излишне уплаченные суммы можно будет вернуть в силу п. 7 ст. 45.1 НК РФ – написать заявление в налоговый орган. Возврат денежных средств осуществляется в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления. О своем решении налоговики обязаны сообщить налогоплательщику – физическому лицу в течение пяти дней со дня его принятия.

К сведению: с 2019 года ст. 52 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов – транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц – осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

В случае ошибочного заполнения платежного поручения на уплату налогов можно будет уточнить реквизиты платежа в течение трех лет с даты платежа на основании соответствующего заявления. Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом налоговый орган может самостоятельно принять решение об уточнении платежа в случае необходимости. Налоговый орган уведомит налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 58 НК РФ, с 2019 года физические лица смогут уплачивать налоги:

через кассу местной администрации;

через организацию федеральной почтовой связи – в случае отсутствия банка;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджет.

При этом никакая плата за перечисление налогов в бюджет не взимается.

За нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или МФЦ устанавливается налоговая ответственность на основании ст. 129.12 НК РФ.

Налог на имущество…

С 1 января 2019 года объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

К сведению: движимое имущество исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций. Следовательно, пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381,п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившим силу.

С 2019 года налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения согласно Федеральному закону от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (п. 1 ст. 376 НК РФ).

Также с 2019 года налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Кроме рассмотренных изменений, коррективы внесены в гл. 30 НК РФ также Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ.

С 2019 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ). Уточнение о том, что кадастровая стоимость должна быть указана в ЕГРН, позволит снять спорные вопросы о применении кадастровой стоимости, хотя контролирующие органы придерживались данного подхода и ранее.

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в соответствии с федеральными законами от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которым кадастровая стоимость является конкретной величиной, определенной в установленном порядке и внесенной в ЕГРН. Порядок применения кадастровой стоимости, установленный указанными федеральными законами, не предусматривает возможность использования для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.

В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 23.04.2018 № 03-05-05-01/27098).Таким образом, применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН, не предусмотрено.

С 1 января 2019 года в новой редакции будет действовать п. 15 ст. 378.2 НК РФ, который регулирует применение измененной кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено обозначенным пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по причине изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Также с 2019 года вступают в силу поправки в ст. 382 НК РФ: она дополнена п. 5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ.

Смотрите так же:  Как оформить лизинг на грузовую машину

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ внес ряд существенных изменений и в гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 403 НК РФ с 2019 года в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Порядок применения новой кадастровой стоимости объекта налогообложения аналогичен порядку, приведенному в п. 15 ст. 378.2 НК РФ (см. выше).

С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для соответствующих жилых помещений п. 3 и 4 ст. 403, п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых вычетов и налоговых льгот на «части жилых домов» и «части квартир».

С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, имеющих право на федеральную льготу по налогу на имущество физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ).

С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для гаражей и машино-мест п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407, п. 8 ст. 408 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых льгот и порядка расчета налога на имущество физических лиц на гаражи и машино-места, расположенные в объектах налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ (в том числе включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Таким образом, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2 %, к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будут действовать предельная налоговая ставка не более 0,3 % и право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

Согласно дополнениям, внесенным п. 5.1 в ст. 408 НК РФ, с 2019 года в случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 данной статьи.

Уже действуют измененный п. 8 и добавленный п. 8.1 ст. 408 НК РФ, касающиеся порядка расчета налога; более того, их действие распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.

Земельный налог

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ внес новшества и в гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Поправки, касающиеся изменения кадастровой стоимости земельного участка, аналогичны рассмотренным выше поправкам к п. 15 ст. 378.2 и ст. 403 НК РФ (ст. 391 НК РФ дополнена п. 1.1).

К сведению: введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц. Положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, в отношении земельных участков которых регламентировано уменьшение базы по земельному налогу (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Госпошлина обнулена…

Сразу два федеральных закона, вступающих в силу с 1 января 2019 года, вносят изменения в ст. 333.35 НК РФ:

– Федеральный закон от 29.07.2018 № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины.

…для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Сегодня в соответствии с гл. 25.3 НК РФ за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в размерах 4 000 руб. (за государственную регистрацию юридического лица) и 800 руб. (за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (пп. 1 и пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

За реорганизацию и ликвидацию юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 800 руб., а за прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – в размере 160 руб. (пп. 3 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

К сведению: Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ дополняет п. 3 ст. 333.35 НК РФ пп. 32, согласно которому за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственная пошлина не уплачивается.

Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением вышеуказанных действий в электронной форме, а также сокращению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с открытием и деятельностью малого и среднего бизнеса, вовлечению большего количества граждан в предпринимательскую деятельность.

Кроме того, реализация указанного изменения приведет к сокращению расходов уполномоченных государственных органов на совершение действий, связанных с государственной регистрацией, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий, в частности к сокращению расходов на прием заявителей и обработку заявлений.

…для физических лиц

Ежегодно в Российской Федерации по причине аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий происходят чрезвычайные ситуации, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Одно из многих следствий чрезвычайных ситуаций связано с тем, что могут утрачиваться или приходить в негодность хранящиеся на бумажных носителях документы, необходимые для идентификации личности гражданина, подтверждения каких-либо его прав (имущественных и т. п.) или статуса (например, семейного положения).

НК РФ предусматривает государственные пошлины за выдачу целого ряда документов, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность. При этом согласно пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако данная льгота по уплате государственной пошлины для физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не распространяется на иные типы документов. Так, в силу ст. 333.33 НК РФ за выдачу взамен утраченного или пришедшего в негодность международного водительского удостоверения предусмотрена государственная пошлина в размере 1 600 руб., паспорта транспортного средства – 800 руб., свидетельства о регистрации транспортного средства – 500 руб. Исходя из ст. 333.26 НК РФ размер государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния составляет 350 руб.

Федеральный закон от 29.07.2018 № 233-ФЗ изложил пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ в новой редакции, согласно которойфизические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации от уплаты госпошлины освобождаются.

введен постоянный тариф страховых взносов на ОПС – 22% в пределах установленной предельной величины базы;

введен единый налоговый платеж, заменяющий уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц;

внесены изменения в порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц (в том числе движимое имущество исключено из объектов налогообложения для организаций);

установлены новые особенности исчисления земельного налога;

обнулена госпошлина для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц в установленных случаях.