Как перевести нежилое помещение в жилое

Перевод нежилого помещения в жилое – сложный процесс, регулируемый Жилищным кодексом Российской Федерации.

Ввиду того, что в нашей стране жилищный вопрос продолжает оставаться актуальной проблемой, периодически возникает необходимость в такой процедуре, как перевод нежилого помещения в жилое. Практически в каждом строении имеются помещения, имеющие категорию нежилых, и используемых для торгового или коммерческого назначения.

Зачастую перевод нежилых помещений в жилой фонд происходит из-за нехватки жилья, или же по инициативе собственников дачных участков, которые могут быть использованы в качестве полноценных объектов жилого использования. Учитывая тот факт, что многие граждане не знают, как перевести нежилое помещение в жилое, попробуем разубрать данный вопрос более подробно.

Как показывает практика, на самом деле если вплотную заняться таким процессом, как перевод помещения из нежилого фонда в жилой, то никаких особых проблем возникнуть не должно. Но это только при условии, что все требования законодательной базы соблюдены и все документы в полном порядке.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Жилое помещение согласно действующим нормам подразумевает собой имущество, приспособленное для проживания граждан. Жилое помещение должно соответствовать всем санитарным нормам и техническим требованиям. В то же время нежилое помещение представляет собой недвижимый объект, используемый для бытовых и прочих целей, и не предусматривающий проживание граждан.

Для того, чтобы дать старт такой операции, как перевод в жилое использование недвижимости, необходимо предоставить определенный пакет сопроводительной документации, включающий в себя:

  1. Письменное заявление от владельца нежилого пространства.
  2. Кадастровую и техническую документацию на конкретное помещение.
  3. Конкретный план изменения функционального назначения пространства, для того, чтобы жилое помещение соответствовало всем требованиям.
  4. Если будущее жилое пространство расположено в доме, где большая часть помещений не принадлежит к категории нежилых, то необходим план здания, при помощи которого будет дан анализ, не приведет ли изменение категории в жилую к непоправимым последствиям.
  5. Если предполагается проведение перепланировки, то необходима документация, дающая разрешение на ее проведение, а также конкретный и четко сформулированный план и выводы экспертов.
  6. Также потребуется разрешение от жильцов строения, в котором в скором времени может появится новое жилое пространство.

В любом случае, многих будет волновать вопрос, перевод нежилого помещения в жилое стоимость какую будет иметь. В соответствии с действующими законами, госуслуга по переводу категории недвижимости является абсолютно бесплатной.

Однако, возникают некоторые нюансы, касающиеся длительности процесса перевода. В среднем, сбор документов на нежилое помещение займет около месяца, еще от 2 до 3 месяцев будет проходить согласование проекта перевода в жилой фонд. Еще некоторое время займет ремонт помещений, в следствии которого недвижимость станет обладать всеми характеристиками, которые применимы для жилой категории.

Как показывает практика, в суммарном выражении длительность перевода может превысить 1 год, и это при условии, что данное решение получит одобрение сразу же.

Если же вы хотите разобраться с данным вопросом как можно быстрее, следует привлечь юристов, которые заметно сократят сроки, но при этом увеличат расходы. В зависимости от объема работ стоимость в данном случае будет составлять в районе 300-350 тыс. рублей.

Судебная практика

Если возникает необходимость в изменении категории недвижимости, в частности в инициации такой процедуры, как перевод нежилого помещения в жилое, судебная практика, как правило, встает на сторону собственника. Однако не стоит забывать о том, что должны быть соблюдены все требования, предъявляемые к данному процессу.

Анализируя все ситуации, которые решаются в суде и касаются перевода категории помещений в жилое назначение, можно с уверенностью утверждать, что все будет зависеть от конкретной ситуации.

Суд является органом исполнительной власти, и потому должен следить, чтобы закон никоим образом не был нарушен, только в такой ситуации нежилое пространство может изменить свое назначение.

Судебная практика в отношении такой операции, как перевод в жилой фонд определенных помещений, имеет такие особенности:

  1. Если вы не знаете, как перевести помещение в жилое, следует проконсультироваться с юристами, дабы исключить проблемные моменты.
  2. Помещение, предлагаемое к переводу в жилое, должно находится в пределах жилой застройки.
  3. Прежде чем обратится в суд, необходимо согласовать проект перевода с уполномоченными структурами, и следовать ему в полном объеме.
  4. Если перевод касается тех комнат, которые расположены в жилом здании, для осуществления процесса необходимо получить письменное согласие от всех соседей, особенно, если предполагается проведение ремонтных работ.
  5. Суд имеет право отказать, если будет установлено, что какие-то условия, указанные в ЖК РФ не исполнены или же выполнены не в полном объеме.

Таким образом, судебная практика имеет довольно много самых разнообразных решений. Однако, следует учесть, что если закон соблюден в полной мере, то никаких предпосылок для отрицательного вердикта не будет, и перевод будет осуществлен в течении того временного промежутка, который указан в законодательстве по данному вопросу.

В данном случае перевод категории поможет увеличить жилой фонд. Однако стоит понимать, что такой процесс, как перевод нежилой недвижимости, возможно осуществить исключительно в рамках действующих нормативов жилищного законодательства.

Условия перевода нежилого помещения в жилое помещение следующие:

  1. Нежилое помещение можно перевести только тем гражданам, которые являются собственниками. В случае аренды будет дан отказ, даже если она имеет долгосрочное основание.
  2. Недвижимость нежилого назначения не должно быть предметом залога.
  3. Помещение для перевода должно соответствовать всем санитарным и техническим требованиям, и иметь доступ к инженерным коммуникациям. В противном случае перевод будет невозможен.
  4. Помещение, которое планируется сделать жилым, должно быть расположено в зоне городской жилой застройки. То есть, нежилой объект, расположенный в промышленной зоне и находящийся в окружении пространств нежилого назначения, не может стать в один момент жилым.
  5. Жилое помещение не должно представлять собой опасность для окружающих. Таким образом, жилой фонд не может быть пополнен теми нежилыми пространствами, которые находятся в плохом состоянии или же его конструкции имеют серьезные дефекты.

Если никаких претензий не возникнет, то в течении 45 дней с момента подачи заявления, владелец нежилой недвижимости получит официальное разрешение, подтверждающее перевод в категорию жилой собственности. И уже на основании данного вердикта, пользователь имеет право начать переоформление документации и получение нового свидетельства на право собственности.

Однако, прежде чем итоговый результат станет реальностью, придется обратится в МФЦ с заявлением, оплатить госпошлину в сумме 350 рублей и подождать 10 рабочих дней. Прежде чем окончательно разобраться с процессом перевода.

Отметим, что если вы не знаете, как перевести нежилое помещение в жилое, можно ли разобраться с данным процессом быстрее, или же не осознаете все нюансы и «подводные камни» данной процедуры, то лучше привлечь на свою сторону квалифицированных адвокатов, которые не только помогут решить все сложности, а и будут способствовать более быстрому принятию решения по переводу в жилой фонд.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Энциклопедия судебной практики. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (Ст. 23 ЖК)

Энциклопедия судебной практики
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
(Ст. 23 ЖК)

1. Общие положения о порядке перевода жилого помещения в нежилое и обратно

1.1. Органы местного самоуправления не вправе принимать местные правила, дополняющие или изменяющие порядок перевода жилых помещений в нежилые или наоборот

Судом установлено, что дополнительные документы были истребованы от истца в соответствии с административным регламентом предоставления администрацией города муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Проанализировав нормы права, приведенные в решении, суд сделал вывод о необоснованности указанных требований Управления строительства и капитального ремонта о представлении дополнительных документов на основании административного регламента, поскольку жилищное и градостроительное законодательство не содержит требований о необходимости предоставления гражданином каких-либо дополнительных заключений по санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, а также согласования с управляющей организацией при переводе жилого помещения в нежилое.

1.2. Перевод нежилого помещения в жилое — право, а не обязанность собственника этого помещения

Осуществление же перевода помещения из жилого в нежилое является правом собственника, который распоряжается своей собственностью по своему усмотрению, и не может быть вменено в обязанность в принудительном порядке.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию обязанности по переводу нежилого помещения в жилое, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к верному выводу о том, что перевод нежилого помещения в жилое является правом собственника, но не возлагает на него такой обязанности.

Перевод нежилого помещения в жилое является правом, а не обязанностью собственника.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника по переводу нежилого помещения в жилое.

1.3. Перевод жилых помещений в нежилые или наоборот возможен только в отношении помещения в доме

Из буквального толкования части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перевод возможен только помещения в доме.

1.4. Суд не может подменять собой орган местного самоуправления по вопросу перевода жилого помещения в нежилое или обратно

Частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В связи с этим суд апелляционной инстанции указал на то, что нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые, в том числе требующих переустройства (перепланировки). Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений административных органов об изменении целевого назначения спорного объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые. Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые. Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Таким образом, нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые. Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения помещения.

Нормами жилищного права установлен внесудебный (административный) порядок перевода жилых помещений в нежилые, в том числе требующих переустройства, перепланировки, реконструкции. Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решения административных органов об изменении целевого назначения спорного объекта, о чем обоснованно указано администрацией в апелляционной жалобе.

1.5. Статья 23 ЖК РФ применяется только в отношении завершенных строительством объектов

В процедуре перевода помещений из жилых в нежилые и нежилых в жилые на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию решения о переводе или об отказе в переводе, направлению уведомления установленной формы о принятом решении и формированию приемочной комиссии для подтверждения завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ и касается она завершенных строительством объектов.

Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что строительство общественно-жилого комплекса в настоящее время не завершено, дом в эксплуатацию не принят, инвентаризация (обмеры) в БТИ не проведена, работы по внутренней отделке дома не выполнены, указанный объект в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не зарегистрирован.

Следовательно, в данном случае вывод судов обеих инстанций об отсутствии в материалах дела в нарушение ст. 23 ЖК РФ доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления решения о переводе нежилых помещений в жилые помещения, является ошибочным.

1.6. При переводе жилого помещения в нежилое не подлежит учету результат публичных слушаний по данному вопросу

Смотрите так же:  Ликвидация организации действия

Квартира, как и весь дом, в котором расположена квартира, завершена строительством.

Соответственно данная квартира не может быть отнесена к объектам капитального строительства, изменение вида разрешенного использования которых должно осуществляться путем обсуждения на публичных слушаниях и с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, законодательством не предусмотрено осуществление государственной регистрации перевода жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, в нежилое на основе и (или) с учетом результатов публичных слушаний по данному вопросу.

1.7. Закон не предусматривает возможность перевода части жилого помещения в нежилое или наоборот

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность перевода части помещения из жилого в нежилое, суды пришли к выводу о несоблюдении [заявителем] требований статьи 23 ЖК РФ.

1.8. Несоблюдение порядка перевода жилого помещения в нежилое не влечет отказа в переводе, если соблюдены его условия, предусмотренные ст. 22 ЖК РФ

Письмом Комитет по управлению городским имуществом сообщил истице о том, что правовых оснований для подготовки проекта постановления Главы города о переводе жилого помещения в нежилое не имеется ввиду нарушения заявителем порядка перевода, установленного статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование данного решения в письме указывается, что согласно техническому паспорту, составленному БТИ, в квартире произведена самовольная перепланировка — две жилые комнаты объединены в одну без решения органа местного самоуправления о согласовании, произведено обустройство двух отдельных входов в указанную квартиру; кроме того, помещения уже используются под магазин также без решения о переводе помещения.

Из материалов дела следует, что переоборудованное помещение находится на первом этаже, к нему возможен доступ без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, право собственности заявителя на переводимое помещение не обременено правами других лиц, то есть имеются условия для перевода, предусмотренные статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение предпринимателем порядка перевода жилого помещения в нежилое, предусмотренного статьей 23 Кодекса, не влечет отказ в переводе указанного помещения в нежилое.

1.9. К отношениям, регулируемым ст. 23 ЖК РФ, не подлежат применению нормы ст. 29 ЖК РФ

Статья 29 ЖК РФ регулирует правоотношения в сфере самовольного переустройства и самовольной перепланировки жилых помещений. К отношениям, связанным с переводом жилых помещений в нежилые и перепланировкой и переустройством нежилых помещений, ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не применяется.

1.10. По смыслу п. 9 ст. 23 ЖК РФ, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, является документом доказательственного характера, а не распорядительным актом органа, осуществляющего публичные полномочия

По смыслу пункта 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации акт приемочной комиссии, которым подтверждается завершение переустройства и (или) перепланировки, является документом доказательственного характера, а не распорядительным актом органа, осуществляющего публичные полномочия. Доводы Банка, ставящего под сомнение факт составления межведомственной комиссией оспариваемого акта в указанную в нем дату, по сути сводятся к тому, что данный акт сфальсифицирован, то есть не может иметь доказательственного значения.

1.11. Невозможность осуществления перевода помещения из жилого в нежилое на том основании, что помещение уже используется как нежилое, противоречит ст. 23 ЖК РФ

Требовать представления других документов [помимо предусмотренных законом] орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе в силу запрета, установленного частью 3 статьи 23 ЖК РФ.

Таким образом, невозможность осуществления перевода помещения из жилого в нежилое на том основании, что помещение уже используется как нежилое, противоречит части 1 статьи 23 ЖК РФ, согласно которой перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется именно органом местного самоуправления.

1.12. Перевод жилых помещений в нежилые в домах, признанных аварийными, недопустим

Перевод жилых помещений в нежилые в домах, признанных аварийными, противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ, поскольку изменение правового режима помещений не влечет изменение качественных его характеристик.

1.13. Невозможно объединение жилого помещения с нежилым помещением без перевода жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено объединение жилого помещения с нежилым помещением без перевода жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое.

2. Процедура перевода жилого помещения в нежилое и обратно

2.1. Перевод помещения из жилого в нежилое или обратно носит заявительный характер

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14, гл. 3 ЖК РФ перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые носит заявительный характер.

2.2. Только собственник может обратиться с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое или наоборот

C учетом объема заявленных исковых требований и представленных истцом документов однозначно утверждать о том, что истцом ставится вопрос только о переводе нежилого помещения в жилое нельзя и вывод суда преждевременным, поскольку в силу той же ст. 23 ЖК РФ с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое может обратиться собственник этого помещения, в то время как юридически право собственности за истцом не зарегистрировано.

Статьями 22 и 23 Жилищного кодекса РФ определены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Из смысла данных статей следует, что таким правом обладает только собственник соответствующего помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о законности оспариваемого отказа, полагая его основанным на законе, нормы которого приведены выше, а также нормах ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, в соответствии с которыми правом на обращение с заявлением о переводе наделен лишь собственник нежилого помещения.

Установив, что собственником спорного помещения является муниципальное образование, суд пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с требованиями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений пункта 1.2 административного регламента, с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое может обратиться собственник указанного помещения и получателем муниципальной услуги является собственник соответствующего помещения либо его уполномоченный представитель.

Положениями статей 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации определены условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, который осуществляется органом местного самоуправления при условии предоставления собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом документов, установленных ч. 2 ст. 23 данного Кодекса.

Из указанных норм закона следует, что с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое помещение может обратиться только собственник или уполномоченное им лицо при этом установлен внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые.

Положениями статей 22, 23 ЖК РФ определены условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, которые осуществляются органом местного самоуправления при условии предоставления собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом документов, установленных ч. 2 ст. 23 данного Кодекса.

Из указанных норм закона следует, что с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое помещение может обратиться только собственник или уполномоченное им лицо, при этом установлен внесудебный (административный) порядок перевода нежилых помещений в жилые.

Спорное помещение расположено на цокольном этаже многоквартирного дома, что не оспаривалось истцом; поскольку спорное помещение расположено на цокольном этаже дома, оно не может быть переведено из нежилого помещения в жилое; с заявлением об обращении нежилого помещения в жилое может обратиться только собственник помещения или его уполномоченное лицо.

2.3. Право на перевод помещения из одного режима в другой, предусмотренное ст. 23 ЖК РФ, принадлежит собственнику помещения, а не застройщику

Право на перевод в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение принадлежит собственнику соответствующего помещения, а не застройщику.

2.4. Заявление о переводе помещения может быть представлено посредством почтовой связи

После получения почтовой связью заявления о переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое с приложением предусмотренных ст. 23 ЖК РФ документов администрация района в установленный законом срок обязана была принять решение по существу заявленного вопроса путем вынесения постановления о переводе либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.

2.5. Предусмотренный ч. 2 ст. 23 ЖК РФ перечень документов, подлежащих предоставлению в орган местного самоуправления для перевода помещения из жилого в нежилое или обратно, является исчерпывающим

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Учитывая, что ст. 23 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению в орган, осуществляющий перевод, для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд.

Ст. 23 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в орган, осуществляющий перевод помещений из жилого в нежилое.

Пунктом 2 ст. 23 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган, осуществляющий перевод помещения из жилого в нежилое.

Согласно пункту 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Часть 2 указанной статьи устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Установленный данной нормой перечень документов является исчерпывающим.

Ст. 23 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для перевода помещений из жилого помещения в нежилое.

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Несмотря на то, что в ст. 23 ЖК РФ содержится исчерпывающий перечень документов, предъявляемых для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, данную норму необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения в определенных случаях согласия всех собственников, чего сделано не было.

Часть 2 ст. 23 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых при переводе нежилого помещения в жилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

2.6. При переводе нежилого помещения в жилое в первую очередь подлежит определению возможность этого перевода

При согласовании в порядке статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения режима использования жилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в нежилые помещения.

При согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования жилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в нежилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве нежилых.

Судом первой инстанции правильно принято во внимание, что при согласовании в порядке статьи 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения, таким образом, необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых помещений.

При согласовании в порядке ст. 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использования таких помещений в качестве жилых.

2.7. Обязанности органа местного самоуправления при переводе помещений из жилого в нежилое и обратно ограничены принятием соответствующего решения, направлением уведомления о нем и формированием приемочной комиссии

В процедуре перевода помещений из жилых в нежилые и нежилых в жилые на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию решения о переводе или об отказе в переводе, направлению уведомления установленной формы о принятом решении и формированию приемочной комиссии для подтверждения завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Жилищный кодекс Российской Федерации какие-либо иные обязанности уполномоченного органа в процедуре перевода помещений помимо названных не предусматривает.

2.8. Неуказание в акте приемочной комиссии мотивов отказа в переводе жилого помещения в нежилое или наоборот является нарушением прав и интересов собственника помещения

Смотрите так же:  Начисление пособия по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году в 1с

Поскольку акт приемочной комиссии в соответствии с пунктом 9 статьи 23 ЖК РФ в предусмотренных законом случаях является завершением процедуры перевода жилого помещения в нежилое, отказ в его утверждении возможен только по основаниям, предусмотренным статьей 24 ЖК РФ. Мотивы отказа в утверждении акта в тексте приказа не указаны, что правомерно расценено судом первой инстанции как нарушение законных прав и интересов заявителя и само по себе является основанием для признания данного приказа незаконным.

2.9. Представление проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения является обязательным требованием для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое

В силу части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения такого переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.

Таким образом, представление проекта является обязательным требованием для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое.

2.10. Отсутствие утвержденной Правительством РФ формы решения о переводе жилого помещения в нежилое не может препятствовать этому переводу

Неутверждение Правительством Российской Федерации формы решения не является предусмотренным законом основанием для отказа в переводе.

Поскольку отказ был мотивирован невозможностью принятия решения о переводе в связи с тем, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не утверждена форма решения о переводе жилого помещения в нежилое, довод администрации о том, что предпринимателем в нарушение ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации не представлены надлежащие документы, отклоняется судом кассационной инстанции.

2.11. При переводе жилого помещения в нежилое с переустройством и (или) перепланировкой ст. 23 ЖК РФ не требует дополнительно подачи заявления о переустройстве и (или) перепланировке

При осуществлении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в рамках перевода жилого помещения в нежилое статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации не требует подачи заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N 266 форме.

3. Особенности перевода жилого помещения в нежилое и обратно в многоквартирном доме

3.1. Нормы ст. 23 ЖК РФ не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме

Нормы части 2 статьи 22 и части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и, рассматриваемые в системной связи с положениями части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 246 ГК Российской Федерации, не могут трактоваться как нарушающие конституционные права заявительницы, поскольку не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.12.2011 N 1830-О-О приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

При решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным исключительно тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, при этом затрагиваются права и законные интересы названных субъектов.

Вышесказанное согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.12.2011 N 1830-О-О, согласно которой приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21.12.2011 N 1830-О-О нормы части 2 статьи 22 и части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и, рассматриваемые в системной связи с положениями части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут трактоваться как нарушающие конституционные права, поскольку не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

При решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным исключительно тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме, при этом затрагиваются права и законные интересы названных субъектов.

Вышесказанное согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.12.2011 N 1830-О-О, согласно которой приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, приведенные выше статьи гражданского и жилищного законодательства [ч. 2 ст. 22, ч. 5 ст. 23, ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ и п. 2 ст. 246 ГК РФ] направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и рассматриваемые в системной связи и совокупности не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

3.2. Если перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением части общего земельного участка помимо документов, предусмотренных ст. 23 ЖК РФ, заявитель обязан предоставить согласие всех собственников в многоквартирном доме

Несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на то, что в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ отсутствуют указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя на стадии рассмотрения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое представления согласия всех собственников многоквартирного дома, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 ЖК РФ подлежат применению в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Смотрите так же:  Посадник полномочия

Из разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 г., следует, что, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, то в указанных случаях положения ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном статьёй 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из разъяснений, содержащихся в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 года, следует, что, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 ЖК Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 ЖК Российской Федерации необходимо применять в совокупности с нормами, предусматривающими необходимость получения согласиях всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

3.3. При переводе жилого помещения в нежилое закон не требует в любом случае предоставления согласия всех собственников в многоквартирном доме

Положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещения в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, если переустройство помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения ЖК РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только в том случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, такое согласие требуется в тех случаях, когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений, производимые в связи с переводом в нежилое, невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения у ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и /или/ перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Суд исходил из того, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только в том случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Жилищное законодательство не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие требуется в тех случаях, когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений, производимые в связи с переводом в нежилое помещение, невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

3.4. Законом не предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме давать согласие на перевод жилого помещения в нежилое в этом доме

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности лица, осуществляющего перевод жилого помещения в нежилое, предоставлять согласие собственников помещений многоквартирного дома на такой перевод. В связи с чем обязанность давать такое согласие не может быть возложена на собственников помещений многоквартирного дома.

3.5. Невозможен перевод нежилого помещения в жилое только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном [доме], которым принято решение о безвозмездной передаче в пользование истцу части общего имущества в виде нежилого помещения с последующим переводом в жилое для проживания, основанием для перехода к последней права собственности на спорное имущество не является и не влечет обязанности органа местного самоуправления произвести перевод нежилого помещения в жилое помещение без соблюдения порядка, установленного ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3.6. Закон не предусматривает согласования с ТСЖ перевода жилого помещения в нежилое и (или) переустройства/перепланировки жилого помещения

Как следует из материалов дела, мэрией вынесены решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое по заявлению ответчиков, являющихся собственниками жилых помещений.

ТСЖ, считая, что оспариваемыми ненормативными правовыми актами нарушено право общей долевой собственности на имущество товарищества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласование с товариществом собственников жилья переустройства и (или) перепланировки жилого помещения Жилищным кодексом не предусмотрено.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений закона при вынесении оспариваемых актов органом местного самоуправления.

3.7. Лицо не лишено права при наличии согласия собственников многоквартирного дома на произведенную перепланировку повторно обратиться с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь положениями ст. 23 ЖК РФ, исходил из того, что нарушений прав и законных интересов истца, которые возможно было бы защитить в судебном порядке, не установлено, поскольку истец не лишен возможности при наличии согласия на произведенную перепланировку принадлежащего ей жилого помещения собственников многоквартирного дома, повторно обратиться с заявлением в соответствии со ст. 23 ЖК РФ в орган, осуществляющий перевод жилого помещения в нежилое.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.