НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Единый внешний налог

С изменениями и дополнениями от:

28 февраля, 29 августа, 17 октября 2006 г., 28 августа 2007 г., 26 августа, 31 октября 2008 г., 21 апреля, 20 октября 2009 г., 23 ноября 2010 г., 26 апреля 2011 г., 28 августа 2012 г., 14 октября 2013 г., 29 августа 2014 г., 27 декабря 2016 г.

В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации Ростовская-на-Дону городская Дума решила:

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 31 октября 2008 г. N 460 в пункт 1 настоящего решения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Ввести на территории города Ростова-на-Дону систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1.1. Оказание бытовых услуг;

1.2. Оказание ветеринарных услуг;

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 августа 2012 г. N 319 в подпункт 1.3 пункта 1 настоящего решения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного решения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1.3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 августа 2012 г. N 319 в подпункт 1.4 пункта 1 настоящего решения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного решения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1.4. Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок.);

1.5. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

1.6. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

1.7. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

1.8. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.

1.9. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

1.10. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

Информация об изменениях:

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 августа 2012 г. N 319 подпункт 1.11 пункта 1 настоящего решения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного решения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

1.11. Размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

1.12. Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров.

1.13. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

1.14. Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

2. Установить значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, который рассчитывается по следующей формуле:

К2 = Квд х Кмд , где

Квд — расчетная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, определенная в зависимости от вида предпринимательской деятельности и величины расчетной составляющей, устанавливается согласно приложению 1 к настоящему решению;

Кмд — расчетная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности, устанавливается согласно приложению 2 к настоящему решению.

Смотрите так же:  Требования к сейфу под оружие

3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2006 года.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (В.Ю. Лазарев).

Единый внешний налог

Привет, Хабр! Продолжаю публикацию своей книги о юридических аспектах IT-бизнеса. Сегодня — про налоги и смежные вопросы. Учитывая, что в России налоговая система слабо дифференцирована по видам бизнеса, материал вполне подойдет и для «обычного», то есть нетехнологического предпринимательства.

Книга «Закон стартапа»:

Особенности национального бюджета

Государство существует в первую очередь за счет налогов (а во вторую – за счет пошлин, акцизов и приватизации государственных предприятий). Соответственно, оно устанавливает налоги и следит за тем, чтобы граждане и организации платили их.

Контролировать наличные расчеты непросто: купюры легко спрятать и невозможно отследить. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы перевести всех на безналичный расчет (я писал об этом в предыдущей главе). До появления безналичных расчетов и защищенных касс приходилось выкручиваться — так, чтобы обложить налогом неграмотное население, в Российской Империи взимались акцизы на сахар, спички, дрожжи, керосин и другие товары первой необходимости.

Акциз – это косвенный налог, стоимость которого закладывается в пересчете на единицу продукции и подтверждается специальной акцизной маркой, – словом, налог на определенный товар. Акцизы существуют и сейчас (в первую очередь на алкоголь, табак и бензин) и приносят государству около 5% доходов бюджета (далеко не основную его часть).

Главный источник доходов федерального бюджета составляют налоги на полезные ископаемые. Это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлина на экспорт ряда природных ресурсов, в первую очередь нефти (вывозная пошлина). Вот почему российский бюджет зависит от цен на нефть: ведь почти половину доходов (от 40 до 50% в зависимости от цен на мировом рынке) он получает за счет изъятия нефтегазовых сверхдоходов добывающих компаний.

Доходы федерального бюджета в 2016 году


Помимо дохода от продажи сырья существенная часть денег в государственный бюджет поступает от налога на добавленную стоимость (НДС), а в бюджет субъектов – от налога на прибыль организаций (НПО). Оба эти налога платят предприниматели, использующие общую систему налогообложения (ОСН, иногда сокращается как ОСНО).

Предприниматели могут выбрать и другие системы налогообложения. Помимо ОСН им доступны:

  • упрощенная система налогообложения (УСН, «упрощенка»);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

В силу разных причин эти три «необщие» системы налогообложения использует в основном малый бизнес, и они не приносят больших доходов в бюджеты.

Обычные физические лица не могут выбрать между несколькими системами налогообложения и платят только налог на доходы физических лиц (НДФЛ), основная ставка по которому – 13%.

В среднем ставка по «предпринимательским» налогам ниже, чем по НДФЛ, но платить их нужно обязательно, в отличие от «условно-добровольных» налогов, которые граждане платят по декларациям. Почему? Потому что предприниматели создают специальные счета в банках (расчетные счета). Такой счет контролируется налоговой, и вы не сможете открыть его, не показывая государству движение средств на нем.

Упрощенная система налогобложения

Называется так, поскольку она действительно проще общей системы. Мы разбирали УСН в позапрошлой главе; вы, конечно, помните, что в ней, в отличие от целого спектра налогов ОСН, выплачивается лишь налог на доход либо налог на прибыль (по выбору).

В таблице показано, какой вариант примерно будет выгоднее:

Для того, чтобы УСН не применял крупный бизнес, установлено несколько порогов. Во-первых, ограничения по обороту (с 2017 года эта сумма выросла до 150 млн ₽ в год) и по количеству сотрудников (не более 100 человек). Предусмотрено ограничение для дочерних компаний: если больше 25% участников компании – юридические лица, применять УСН уже нельзя. Есть и другие ограничения, связанные в основном с определенными видами деятельности (банки, страховщики и т. п.)

Общая система налогообложения

Общая система применяется ко всем по умолчанию, но фактически ее использует бизнес, не подпадающий под УСН (прежде всего средний и крупный). ОСН включает не один, а несколько налогов. Основные из них – это:

    Налог на прибыль организации – это налог, который считается по тому же принципу, что и УСН «Доходы минус расходы». Обычная ставка налога на прибыль составляет 20%, что больше, чем УСН по ставке 15%. Однако налог на прибыль предполагает ряд дифференцированных ставок для разных видов предприятий. Соответственно, если вы занимаетесь правильным, с точки зрения государства, делом, то можете рассчитывать на пониженную ставку.

Обратите внимание: ИП, который работает по ОСН, вместо налога на прибыль организаций платит налог на доход (НДФЛ) в размере 13%. Однако, в отличие от «обычного» НДФЛ (о нем позже) здесь применяется целый ряд профессиональных налоговых вычетов, что позволяет ИП на ОСН фактически платить 13% не с доходов, а с прибыли.

  • Налог на имущество по ставке до 2,2%.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) — 18% с каждой продажи товара, работы или услуги. Не путайте НДС и налог с продаж (который, например, действует в США): налог на добавленную стоимость выплачивается не со всей стоимости продажи товара, а лишь с его добавленной стоимости, то есть с наценки поставщика. Зачем это нужно, и как считается такой налог?
  • Представим, что мы платим 18% с каждой продажи товара (налог с продаж). Применим этот гипотетический налог к цепочке сделок.

    • Лесоруб взял в аренду участок, вырастил на нем сосну и срубил ее. Бревно он продал лесопилке за 100 ₽, при этом 18 ₽ отдал государству в качестве НДС.
    • Владелец лесопилки сделал из бревна доски и продал их мебельной фабрике за 400 ₽. С этой суммы он заплатил государству 72 ₽ налога;
    • Мебельщик сделал из досок стулья и продал их магазину за 1 000 ₽, уплатив государству 180 ₽ налога.

    В результате дерево прошло цепочку из четырех участников: лесоруб >> лесопилка >> мебельщик >> магазин. Общая сумма уплаченного налога составила: 18 + 72 + 180 = 270 ₽ (27% от итоговой стоимости товара).
    Как видите, чем длиннее цепочка продаж товара, тем больший процент взимается с итоговой цены. В результате, получается, чем сложнее и технологичнее товар, тем больше (в процентах) государство взимает налога. Разумеется, это неправильно, ведь таким образом государство дестимулирует производителей технологичных товаров и, в конечном счете, тормозит технический прогресс.
    Теперь представим, что налогоплательщики платят налог не со всей стоимости своих товаров, а лишь с добавленной (со своей наценки):

    • Лесоруб продал бревно лесопилке за 100 ₽, при этом 18 ₽ отдал государству в качестве налога; (его наценка равна цене товара).
    • Владелец лесопилки сделал из бревна доски и продал их мебельной фабрике за 400 ₽. С этой суммы он уплатил государству (400 — 100) х 18 = 54 ₽ налога, поскольку его наценка составила 300 ₽ (а 100 ₽ он отдал лесорубу).
    • Мебельщик сделал из досок стулья и продал их магазину за 1 000 ₽, заплатив государству (1 000 – 400) х 18 = 108 ₽ налога (наценка 600 ₽).

    В результате дерево прошло цепочку из четырех участников: лесоруб >> лесопилка >> мебельщик >> магазин. Общая сумма уплаченного налога составила: 18 + 54 + 108 = 180 ₽ (18% от итоговой стоимости товара).
    Как мы видим, общий процент от стоимости товара стабилен и не зависит от количества посредников. Важно понимать, что НДС работает только тогда, когда его платят все звенья цепочки.
    Например, если лесопилка будет работать по УСН «Доходы» (в общем случае не предполагающей НДС), то цепочка прервется:

    • Лесоруб продал бревно лесопилке за 100 ₽, при этом 18 ₽ отдал государству в качестве налога.
    • Владелец лесопилки сделал из бревна доски и продал их мебельной фабрике за 400 ₽. С этой суммы он заплатил государству 6% по УСН «доходы», то есть 24 ₽ налога.
    • Мебельщик сделал из досок стулья и продал их магазину за 1 000 ₽, заплатив государству 1 000 х 18% = 180 ₽ налога. Цепочка прервалась и наценку определить нельзя: с точки зрения государства, она равна 1 000 ₽.

    В результате:

    • общая сумма уплаченного НДС составила: 18 + 180 = 198 ₽ (19,8% от итоговой стоимости товара);
    • лесоруб ничего не потерял, продав товар предпринимателю, работающему по УСН;
    • лесопилка сэкономила за счет УСН – заплатила 24 ₽ налогов вместо 54 ₽;
    • мебельщик потерял 72 ₽, заплатив дополнительный НДС (на 67% больше, чем должен был).

    Именно поэтому покупатель, действующий по УСН, может без опасения приобретать товар с НДС для собственных нужд – продавец ничего не теряет. Но если он покупает для перепродажи, то желающих купить его товар найдется немного, потому что для них такая покупка обернется лишними налоговыми тратами. Значит, для фирмы, занимающейся торговлей или услугами b2b, основная система налогообложения с НДС предпочтительнее, чем УСН.
    С помощью НДС можно также стимулировать экспортеров, установив НДС на экспорт равным 0% (наше государство делает именно так):

    • Мебельщик смастерил из досок стулья и продал их магазину за 1 000 ₽, заплатив государству (1 000 – 400) х 18 = 108 руб. налога (наценка 600 ₽).
    • Магазин продал стулья за границу за 2 000 ₽. НДС на экспорт – нулевой. Значит, магазин переплатил 108 ₽ налога, которые были включены в цену стульев предыдущими участниками цепочки. Он вправе забрать их из казны и таким образом, помимо 1 000 ₽ прибыли, заработать еще 108 ₽.

    Возможно, вы бывали в Европе и, возвращаясь оттуда, получали выплаты по системе «Tax free». Это и есть возврат НДС (VAT, Value Added Tax) экспортерам, только там таким образом стимулируют не только предпринимателей, но и отдельных потребителей.

    Получается, что НДС лучше, чем простой налог на продажу: он всегда составляет фиксированный процент от итоговой цены товара и помогает стимулировать экспорт.

    Дисклеймер для профессионалов

    Уверен, у бухгалтеров уже чешутся руки написать гневное сообщение в мой адрес. Да, господа, признаю — я очень упростил схему уплаты НДС. На самом деле, более реалистичная цепочка выглядит так:

    • Лесоруб продал бревно лесопилке за 118 ₽ (100 ₽ добавленная стоимость + 18 ₽ НДС). При этом 18 ₽ он перечислил государству и отдал лесопилке счет-фактуру.
    • Владелец лесопилки сделал из бревна доски и продал их мебельной фабрике за 472 ₽. Он должен заплатить государству 72 ₽, однако применил к вычету уплаченные при покупке 18 ₽ (на основании счета-фактуры от лесоруба). В итоге НДС, уплаченный владельцем лесопилки, составил 54 ₽ (72 ₽ — 18 ₽).
    • Мебельная фабрика отправила стулья на экспорт за 2 000 ₽. НДС составил 0%. Фабрика заявила возврат НДС в размере 72 ₽ (472 ₽ х 18%). Для этого ей необходимо было пройти камеральную проверку по кварталу, в котором заявлен возврат…

    В общем, вы поняли: на самом деле операции с НДС – сложная штука, доверяйте их только квалифицированному бухгалтеру, потому что в расчете процентов, деклараций, возмещений очень легко «заблудиться». Именно из-за этого ОСН позволяет вообще не платить НДС при доходах менее 2 млн ₽ в квартал – чтобы малый бизнес, по каким-то причинам не подпадающий под УСН, не разорился на бухгалтерии.

    Налог на доходы физических лиц

    Какие налоги платят не-предприниматели? Как ни странно, этот вопрос и для предпринимателя имеет значение. Поскольку граждане редко бывают вынуждены заполнять декларацию о доходах и весьма неохотно делают это, государство помогает им, обязывая работодателей выплачивать НДФЛ за своих сотрудников.

    Смотрите так же:  Требования к детской косметике

    Основной налог, который в России платят со своих доходов физические лица-непредприниматели – налог на доходы физических лиц, сокращенно – НДФЛ.

    В отличие от того же налога на прибыль организации, НДФЛ платят не с прибыли, а с дохода. Это значит, что если гражданин заработал за год 500 000 ₽, то, независимо от объема расходов, он заплатит налоги со всего дохода по стандартной ставке 13%, то есть 65 000 ₽.

    Довольно жестокий расклад: вдруг вы потратили большую часть суммы доходов, например, на учебу? В связи с этим государство компенсирует некоторые расходы (на лечение, учебу, первую покупку недвижимости) путем вычетов. С доходов, потраченных на эти нужды, государство возвращает уплаченный НДФЛ.
    Маша заработала за год 500 000 ₽, работая бухгалтером в фирме «Эдельвейс», и заплатила, соответственно, 65 000 ₽ налога. В течение года она потратила 120 000 ₽ на золотые коронки для зубов. Маша собрала чеки и оформила себе налоговый вычет, который составил 120 000 ₽ х 13% = 15 600 ₽. Эти деньги поступили ей на карту.

    Студент Костя заработал за год 10 000 ₽, подработав летом курьером в небольшой фирме. При этом в течение года он заплатил 80 000 ₽ за учебу на факультете государственного управления. Костя подал документы на вычет, однако смог получить лишь 1 300 ₽ — это весь НДФЛ, который он заплатил государству (10 000 ₽ х 13%).
    Вывод: вычет не может быть больше, чем уплаченный налог (иначе это будет уже не вычет, а какой-то грант!)

    Тяжкая ноша работодателя

    Налоги за граждан, как правило, платят их работодатели. Если с физическим лицом заключен трудовой договор (аналогично – гражданско-правовой договор подряда, договор оказания услуг и т. п.), организация обязана удержать из его зарплаты, указанной в договоре, 13% НДФЛ и перечислить эту сумму в бюджет.
    У Марины в трудовом договоре указана заработная пата 100 000 ₽, однако на руки она получает 87 000 ₽ в месяц. Предполагается, что 13 000 ₽ Марина, получая зарплату, сразу же через работодателя «отдает» государству. Тем не менее, это ее деньги, даже несмотря на то, что она не успевает завладеть ими.
    Если человек работает сам (например, репетитором) или сдает квартиру, то работодателя у него нет. В этом случае налог исчисляется на основании декларации – письменного заявления налогоплательщика о своих доходах. Налогоплательщик декларирует, то есть заявляет, сколько он заработал и, соответственно, какой налог с этой суммы должен уплатить.

    Что будет, если гражданин представит в декларации ложную информацию? Конечно, проверить достоверность данных сведений очень непросто, но в некоторых случаях можно. Например, гражданин продал квартиру за одну сумму, а в декларации указал другую, заниженную, но покупатель, решив получить вычет, указал в заявлении истинную (полную) стоимость квартиры…

    Учтите, что 13% НДФЛ – это еще не все из того, что работодатель платит за своего работника. На самом деле за работника, получающего «чистыми» 87 000 ₽, он отдает еще 43 000 ₽ (если не применяет льготные ставки). Из чего складывается эта сумма?

    Наша пенсия, а также часть медицинской страховки и пособий выплачиваются не из государственного бюджета, а из денег, которые граждане «сами откладывают». Точнее, за них это делают работодатели в добровольно-принудительном порядке.

    Существуют государственные фонды, «страхующие» нас (граждан) от старости, болезни или несчастного случая. За то, что с каждой зарплаты в страховой фонд отправляется некая сумма, при наступлении страхового случая пострадавший получает компенсацию. Если вы попадете в аварию, по ОСАГО виновник частично возместит ущерб. Точно так же, когда вы состаритесь (наступит страховой случай), пенсионный фонд будет выплачивать вам пенсию (конечно, пенсия будет меньше вашей зарплаты, но, как и в случае с ОСАГО, это лучше, чем ничего).

    На практике такие фонды убыточны, поэтому денег на пенсии гражданам хронически не хватает. Пенсионеров становится все больше (из-за увеличения продолжительности жизни), а работников – все меньше (из-за демографической ямы 1990-х годов.) Нагрузка на работающих граждан увеличивается, и они все чаще уходят в тень, утаивая свою зарплату и не уплачивая взносы.

    В идеальном социальном государстве можно выстроить такую пенсионную систему, при которой денег, выплачиваемых нынешними работниками, с учетом процентов будет хватать на то, чтобы покрыть пенсии, но для этого население должно молодеть, а не стареть. В любом случае, такая система не будет на все сто процентов справедливой, ведь в ней минимальные гарантированные пенсии получают даже те, кто не проработал ни дня. Если же вы заработали миллионы и выплатили проценты в пенсионный фонд, ваша пенсия все равно будет ограничена верхним порогом.

    Впрочем, лучшей системы в России все равно не придумали. Пенсионному фонду хронически не хватает денег, но любое повышение взносов шударит по бизнесу. При этом граждане склонны соглашаться на «зарплаты в конвертах» (без выплаты взносов), поскольку после девальвации пенсий в 90-х доверие к государственной пенсионной системе сильно упало.

    Примеры из практики

    Таня – дизайнер. Юридическим лицам невыгодно с ней работать, потому что она — физическое лицо, а значит, перечисляя ей гонорар на карту, придется удерживать НДФЛ и взносы. Так, на каждые выплаченные Тане «чистыми» 100 ₽ заказчик заплатит «грязными» 114,95 ₽ (100 ₽ / 0,87).

    Также придется заплатить взносы за Таню: 31,15 ₽ с каждых 114,95 ₽ (114,95 ₽ х 27,1%) Ставка взносов в ПФР; 22% – в ФОМС – 5,1%, а взносы в ФСС (2,9%) по гражданско-правовым договорам обычно не платятся).

    Таня хочет привлечь как можно больше крупных клиентов. Для этого она регистрирует ИП. Не планируя совершать «официальные» расходы, Таня выбирает ставку 6%. Также в качестве ИП она будет платить фиксированные взносы (подробнее об этом во второй главе): 27 990 ₽ в год + 1% с оборота, превышающего 300 тыс. ₽.

    Представим, что Таня получила «чистыми» за год 1 млн ₽. Без ИП работодателю это будет стоить: 1 460 919,54 ₽ (1 000 000 ₽: 0,87 х 1,271).

    С ИП Таней это будет стоить заказчику:
    Основная сумма: (1 000 000 ₽ +27 990 ₽): 0,94 = 1 093 606 ₽ +
    + взносы с оборота сверх 300 000 ≈ 1 100 000 ₽, то есть на 25%, чем в предыдущем варианте. Эту выгоду Таня и работодатель смогут разделить между собой.
    На практике выйдет еще выгоднее: можно применить ряд специальных вычетов и льгот. Даже в самом общем случае ИП без работников может уменьшить налог на величину выплаченных взносов. В Танином случае это даст экономию порядка 30 тыс. ₽ и окупит ее затраты на квалифицированного бухгалтера или на курс Microsoft Excel.
    Искендер открыл ООО, чтобы вести бизнес с партнерами. Директором он назначил своего друга Рената.

    Если Ренат будет работать по трудовому договору, то, чтобы получать на руки 50 000 ₽, Искендеру придется платить 74 712,64 ₽ (50 000 ₽ / 0,87 + 30% взносов в три фонда).

    Однако у Искендера был хороший бухгалтер, который подсказал: Ренат может открыть ИП и устроиться в компанию как внешний управляющий. В этом случае, чтобы Ренат получал свои 50 000 ₽ в месяц, Искендер должен будет платить ему всего 55 774 ₽ по договору об управлении (не считая вычетов, которые позволят еще больше сэкономить).
    Создание подобных схем называется налоговой оптимизацией. Это не противоречит закону: можно работать как физическое лицо, можно выполнять ту же работу как ИП – разница лишь в том, что ИП платит меньше налогов, сам подает отчетность и сам за нее отвечает, а также получает меньшую пенсию по старости. Однако большинство наших сограждан скептически возразит, что до старости еще надо дожить.

    Для тех, кто не хочет ждать публикации остальных глав на Хабре — ссылка на PDF полной книги есть в моем профиле.

    Особенности исчисления единого налога на вмененный доход в 2014 году.

    С 1 января 2014 г. Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» введен новый особый режим налогообложения- единый налог на вмененный доход (далее — единый налог), в связи с чем Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) дополнен одноименной главой 41-1.

    Единый налог на вмененный доход распространяет свое действие исключительно на один вид деятельности — оказание услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее — деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств).

    Плательщиками единого налога признаются только организации, исчисление налога производится с 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и за который списочная численность работников организации составляет не более 15 человек. Данный особый режим является обязательным для применения при соблюдении определенных этим абзацем условий, поэтому уведомление о переходе на уплату единого налога в налоговые органы не представляется, а по итогам месяца подается налоговая декларация (расчет) по единому налогу (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом). Налог исчисляется ежемесячно без нарастающего итога и уплачивается до 22-го числа следующего месяца.

    Например, организация, выполняющая смазочно-заправочные работы в январе 2014 года, является плательщиком с начала года при условии, что списочная численность за январь не превышает 15 человек.

    Если же такая организация начинает оказывать названные услуги с февраля 2014 года, то и плательщиком единого налога также будет являться с февраля текущего года. Возможна ситуация, когда все работники организации в январе 2014 года находились в трудовом отпуске, в этом случае при оказании услуг по обслуживанию и ремонту в феврале, единый налог уплачивается с февраля.

    Таким образом, для определения начала периода применения единого налога принимается во внимание списочная численность работников организации за отчетный месяц, в котором осуществляется деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

    Применение организациями единого налога может быть прекращено в двух случаях:

    -с 1-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту на период не менее двенадцати последовательных календарных месяцев, следующих непосредственно за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту.

    -с 1 января года, непосредственно следующего за годом, за который списочная численность работников организации в среднем составляет более 15 человек.

    Это означает, что организация, ставшая плательщиком единого налога в 2014 году и не прекращающая деятельности по обслуживанию и ремонту, обязана исчислять налог как минимум до конца текущего года. Если по итогам отчетного года списочная численность за год превысит 15 человек, уплата единого налога прекращается с 1 января 2015 года.

    Следует отметить, что списочная численность определяется в порядке, установленном постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду» (далее –постановление № 92).

    Смотрите так же:  Заявление на выдачу архивной справки о заработной плате

    Так, в списочной численности учитываются работники, заключившие трудовой договор (контракт), в том числе временно отсутствовавшие на работе (например, по причине временной нетрудоспособности, нахождения в трудовых отпусках, отпусках без сохранения заработной платы). Работники, принятые на работу на условиях неполного рабочего дня, а также на неполную ставку в соответствии с трудовым договором, принимаются к расчету за каждый календарный день как целые единицы.

    Для целей применения единого налога в списочную численность не включаются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также внешние совместители, лица, выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, и др.

    Списочная численность работников рассчитывается в целом по организации, включая показатели филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, с учетом лиц, не участвующих в оказании услуг по обслуживанию и ремонту (например, бухгалтер, уборщица, продавцы в розничной торговле включаются в списочную численность).

    Понятие услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее- услуги по обслуживанию и ремонту) представлено в статье 3251 НК.

    Перечни услуг по техническому обслуживанию и ремонту содержатся в нормативных актах Республики Беларусь, в частности, в таких как:

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 № 65, в подклассе 50200 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 в классе 50.20 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»;

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению», введенном в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 09.01.2003 № 49 в подгруппе 017 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования»;

    Государственный стандарт СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.06.2011 № 30;

    Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь»

    В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» обязанность официального толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов возложена на Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

    Пример. Организация имеет специализированные транспортные средства и занимается деятельностью по перевозке транспортных средств, в том числе неисправных, в пункт назначения, указанный грузоотправителем (как правило, к месту хранения либо ремонта).

    В отношении названного вида деятельности следует иметь в виду, что:

    — оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом грузов (в том числе автомобилей) путем полной погрузки их на грузовой автомобиль классифицируется общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. N 65 (далее — ОКРБ 005-2006), в подклассе 60240 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» и соответственно не рассматривается для целей применения единого налога на вмененный доход как деятельность по техническому обслуживанию и ремонту;

    — деятельность организации по буксировке транспортных средств, в частности, когда транспортировка автомобилей осуществляется путем их частичной погрузки, либо с использованием сцепок (жестких, гибких), классифицируется ОКРБ 005-2006 в подклассе 50200 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» и соответственно относится к виду деятельности, на который распространяется действие единого налога на вмененный доход.

    Сумма единого налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки единого налога в размере 5%:

    Единый налог =НБх5%

    Налоговой базой единого налога является сумма вмененного дохода и превышение выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту над вмененным доходом. В свою очередь вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц.

    НБ= БДхЧисленность+Превышение выручки

    Согласно НК местные Советы депутатов могут увеличивать (уменьшать) установленную базовую доходность на одного работника.

    Решением Гродненского областного совета депутатов от 23 января 2014 г. № 286 «Об уменьшении базовой доходности на одного работника в месяц для исчисления единого налога на вмененный доход» уменьшена установленная Налоговым Кодексом Республики Беларусь базовая доходность для организаций Гродненской области, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и их компонентов.

    Таким образом, с 1 марта 2014 года (дата вступления в силу решения № 286) базовая доходность составила:

    -по г. Гродно –25 млн.руб., что соответствует сумме налога 1250000 руб. на одного работника,

    -по г. Лида, г. Волковыск, г. Слоним, г. Новогрудок, г. Сморгонь, Гродненский район –21 млн.руб., что соответствует сумме налога 1050000 руб. на одного работника,

    -по иной местности Гродненской области –15 млн.руб., что соответствует сумме налога 750000 руб. на одного работника.

    До вступления в силу вышеназванного решения, то есть в январе-феврале 2014 года единый налог рассчитывался исходя из базовой доходности 26 млн. руб. по всей территории Гродненской области, что соответствует сумме налога 1300000 руб. на одного работника.

    Для расчета средней численности работников организации за месяц суммируется:

    — списочная численность работников в среднем за месяц;

    — средняя численность внешних совместителей;

    — средняя численность лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам.

    Следует отметить, что внешние совместители в средней численности работников учитываются пропорционально отработанному времени, граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, — за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия договора.

    Средняя численность работников, как и списочная, рассчитывается в целом по организации, включая показатели филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, с учетом лиц, не участвующих в оказании услуг по обслуживанию и ремонту.

    В среднюю численность не включаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

    Пример. Организацией- плательщиком единого налога заключен договор на оказание бухгалтерских услуг с индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель не учитывается при расчете средней численности работников при исчислении единого налога.

    Полученный результат средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей за месяц округляется по правилам арифметики (т.е. десятые, равные 0,5 и больше, округляются до одного человека, а менее 0,5 — исключаются из подсчета).

    Обращаем внимание, что для перехода на единый налог используется показатель списочной численности работников организации за месяц, а для расчета суммы единого налога- показатель средней численности работников организации за месяц.

    Особенности применения единого налога.

    В отношении выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту единый налог заменяет НДС и налог на прибыль. Остальные налоги и сборы (пошлины) организация — плательщик единого налога исчисляет и уплачивает при наличии объектов налогообложения в общем порядке (налог на недвижимость, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов, налог на землю, арендная плата за землю и др.).

    В то же время применение единого налога не означает полного освобождения от исчисления и уплаты НДС и налога на прибыль, даже если оказание услуг по обслуживанию и ремонту является единственным видом деятельности. В частности, учитываются при определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль сальдо внереализационных доходов-расходов, прибыль от реализации основных средств, материалов.

    Пример. Организации — плательщику единого налога начисляются проценты на счете в банке. Для целей обложения налогом на прибыль сумма начисленных процентов включается в состав внереализационных доходов.

    Кроме того, организации- плательщики единого налога обязаны исчислить и уплатить НДС:

    — при ввозе товаров на территорию страны;

    — при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории республики у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах страны;

    -при ошибочном выделении в первичных учетных документах налога заказчикам услуг — плательщикам НДС и отсутствии актов сверки расчетов на исправление излишне предъявленного налога.

    Пример1. Организация — плательщик единого налога приобретает запасные части у резидента Российской Федерации, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика в Республике Беларусь, со склада, находящегося в Минске. Поскольку отгрузка товара производится с территории Республики Беларусь, местом реализации товара признается территория РБ. Следовательно, при приобретении запчастей у иностранной организации на территории РБ, следует уплачивать НДС в момент расчетов с продавцом с отражением суммы налога в строке 13 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость.

    Пример2. Организация — плательщик единого налога, оказав услуги по замене кузова автомобиля, ошибочно выделила в акте выполненных работ НДС по ставке 20%. Не смотря на то, что выручка от оказания данных услуг облагается единым налогом, организация должна уплатить в бюджет излишне выделенную сумму НДС. В случае же исправления ошибки в акте сверки, подписанном исполнителем и заказчиком, НДС исчислению и уплате не подлежит.

    При осуществлении организацией иных видов деятельности, помимо той, которая предусматривает применение единого налога, исчисляются налоги по общей системе налогообложения.

    С учетом вышеназванных особенностей организации — плательщику единого налога необходимо:

    — обеспечивать раздельный учет выручки и затрат по реализации услуг по обслуживанию и ремонту;

    — распределять косвенные затраты на операции по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или иному критерию, установленному учетной политикой организации;

    — не учитывать при определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту, затраты по производству и реализации этих услуг, суммы исчисленного единого налога;

    — относить суммы НДС по покупкам, связанным с получением доходов (выручки) от деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, на увеличение их стоимости.

    Безвозмездное оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств организацией со списочной численностью до 15 человек также подлежит обложению единым налогом.

    Пример. Организация со списочной численностью 7 человек оказывает услуги по заправке систем кондиционирования воздуха автомобилей. В январе 2014 года такая услуга была оказана безвозмездно школе, другие услуги в январе не оказывались. Не смотря на то, что дохода в первом месяце года организация не получала, она становится плательщиком единого налога с начала года.