Содержание:

Что делать, если навязывают допуслуги к ОСАГО или отказывают в оформлении полиса?

Страховые компании могут в определённых рамках изменять цену полисов ОСАГО, чтобы регулировать убыточность. Однако даже это не помогло решить проблему навязывания дополнительных услуг. При этом отдельные страховые компании вовсе отказываются оформлять «автогражданку». Что можно предпринять, чтобы отстоять свои права?

Доказательная база

Даже если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, нельзя забывать, что факт нарушения нужно ещё доказать. Да, порой суды и различные государственные инстанции довольствуются устными заявлениями автомобилистов, но таких граждан должно быть несколько.

Автовладелец не может знать, права скольких граждан нарушила страховая компания, следовательно, лучше заранее запастись доказательствами. В таком случае страхователь без проблем докажет факт нарушения своих законных прав, а менеджеры страховщика не смогут избежать наказания. В качестве доказательства можно использовать:

  • Видеозапись нарушения.
  • Письменный ответ страховщика.
  • Свидетельские показания очевидцев.

В качестве свидетелей могут быть привлечены знакомые автовладельца. Если есть подозрения, что могут возникнуть проблемы при оформлении полиса, стоит пригласить с собой двоих знакомых. Это важный момент, потому что другие посетители офиса страховой компании могут отказаться от дачи показаний.

Как бороться с навязыванием доп. услуг?

Чтобы избежать сложностей при покупке полиса ОСАГО и при этом не платить за дополнительные страховые услуги, стоит приобрести ненужный полис. С виду такая рекомендация выглядит абсурдно, но лишь если страхователь не знает о возможности вернуть деньги за навязанную страховку. Это можно сделать в течение пяти дней с момента оформления такого полиса, но только если:

  1. Навязанный договор действует более тридцати дней.
  2. Страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.

Контроль за выполнением страховщиками данного правила лежит на РСА. Собственно, обязанность страховой компании по возврату денег за дополнительную страховку прописана в правилах деятельности членов РСА. Жаловаться на нарушения при возврате страховой премии по навязанной страховке следует именно в этот профессиональный союз.

Если всё же есть твёрдое желание купить полис ОСАГО без переплаты, стоит пожаловаться на действия менеджеров страховой компании в УФАС.

При наличии доказательств страховщика обяжут оформить «автогражданку» без навязывания дополнительных услуг. Кроме того, страховую компанию ждёт крупный денежный штраф, равно как и менеджера, ответственного за навязывание добровольной страховки. Также автовладелец может обжаловать действия страховой компании в Роспотребнадзоре.

Законное основание для отказа

Как известно, страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, не вправе отказывать клиентам в оформлении полисов ОСАГО . Однако нельзя забывать, что страхователь также обязан соблюдать требования закона , а ведь порой автовладельцы или их представители забывают о данной обязанности. Итак, страховщик имеет полное право отказать в страховании в следующих случаях.

  • Представитель автовладельца не имеет нотариальной доверенности на машину (с правом страхования).
  • Отсутствуют оригиналы необходимых документов.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Кроме того, автовладельцу могут отказать в продаже страховки при отсутствии связи с автоматизированной базой данных РСА. При этом нужно учитывать, что часто страховщики просто обманывают страхователей. Если менеджер сообщил, что нет связи с АИС РСА, но при этом оформляет полис ОСАГО другому клиенту, у автовладельца появляются основания для обжалования отказа. При этом он может обратиться в одну из следующих инстанций.

Когда стоит жаловаться на страховщика?

Не все автовладельцы знают о своих правах, чем неустанно пользуются менеджеры некоторых страховых фирм. Порой сотрудники страховщика прямым текстом отказывают клиенту в оформлении полиса ОСАГО. Конечно же, такой отказ лишён законных оснований, потому страхователь имеет полное право обратиться за помощью в Центробанк, УФАС или прокуратуру.

Также страховые компании нередко отказывают автовладельцам в оформлении «автогражданки» по причине отсутствия бланков. Иногда у менеджеров действительно заканчиваются бланки, но чаще они надёжно спрятаны, например, в сейф директора офиса. В случае сомнений в честности сотрудников страховой фирмы автовладельцу нужно жаловаться в одну из ранее упомянутых инстанций.

При подаче жалобы автовладелец должен понимать, что решение вопроса может затянуться.

Если подходит к концу или уже закончился срок действия страховки, страхователь фактически будет лишён возможности использовать автомобиль. В России запрещена эксплуатация машины без действующего полиса ОСАГО, за такое правонарушение автолюбителю грозит штраф. Помимо этого, в случае ДТП ему придётся самостоятельно возмещать причинённый ущерб.

Чтобы избежать негативных последствий, после подачи жалобы стоит озаботиться поиском более адекватной компании. Это позволит не только наказать нарушившего закон страховщика, но и своевременно продлить полис ОСАГО и дальше пользоваться машиной.

Альтернативный вариант

Если собственник машины хочет исключить любые трудности при оформлении «автогражданки», стоит обратить внимание на возможность покупки электронной страховки. C января 2017 года электронные полисы обязаны продавать все компании, имеющие лицензию на ОСАГО. Полный перечень таких организаций с адресами их официальных интернет-ресурсов доступен на сайте РСА .

При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сложности или сбои программного обеспечения.

Чем ДСАГО отличается от ОСАГО?

ОСАГО является обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Каждый водитель, садящийся за руль автомобиля, должен быть застрахован по ОСАГО – в противном случае его ждет штраф. Страховка гарантируют компенсацию ущерба не виновнику дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а другим людям, которые пострадали. Им страховая компания заплатит до 160 тыс. руб. за поврежденное имущество (но не более 120 тыс. одному пострадавшему) и до 160 тыс. руб. при нанесении вреда жизни и здоровью каждому пострадавшему (без ограничения количества пострадавших). Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то он должен компенсировать весь ущерб за счет собственных средств.

Страховые случаи бывают разными – часто выплаты по ОСАГО недостаточно для компенсации вреда. Например, значительно повреждена машина или пострадавшему требуется сложная дорогостоящая операция. В таком случае виновник ДТП должен сам компенсировать недостающую часть средств сверх выплаты по ОСАГО. Избежать данного риска поможет страховка ДСАГО.

ДСАГО – добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Полис увеличивает суммы компенсации пострадавшим в результате ДТП до нескольких сот тысяч или миллионов рублей. Часто ДСАГО является дополнительной опцией при оформлении полиса ОСАГО.

Отличиями ДСАГО от ОСАГО являются:
— ДСАГО – добровольное страхование, а ОСАГО – обязательное.
— При покупке ДСАГО автовладелец сам выбирает максимальный размер выплаты, а при ОСАГО страховое возмещение устанавливается законом.
— Тарифы по ОСАГО регулируются законом и одинаковы для всех страховщиков, а стоимость ДСАГО устанавливаются каждой страховой компанией в индивидуальном порядке.

Обязательно ли страхование жизни при ОСАГО, законны ли требования страховой?

Большинство владельцев автомобилей задаются вопросом: реально ли получить полис ОСАГО, но при этом отказаться от страхования жизни? Сегодня ситуация сложилась таким образом, что страховые компании «навязывают» ряд сопутствующих услуг для получения прибыли. Это может быть дополнительное страхование автогражданской ответственности или страхование жизни.

К сожалению автовладельцев, большинство компаний пользуются появившейся возможностью для собственной выгоды, поэтому дополнительные услуги идут как «обязательные», если гражданин приобретает полис ОСАГО. При этом затраты владельца авто получаются намного больше – и это даже не одна тысяча рублей.

Как страховые навязывают дополнительные услуги

Сегодня можно с уверенностью констатировать факт, что ряд проверенных, надежных страховых компаний отвечают отказом гражданам на оформление страхового полиса ОСАГО, если он не хочет заключать дополнительный договор страхования жизни и здоровья. Такая ситуация происходит несколько лет подряд и наблюдается в крупных страховых компаниях, хотя автовладельцы четко понимают, что такое принуждение неправомерно. Данная ситуация противоречит не только конституции, но и важнейшим принципам законодательства, и что навязывание к ОСАГО дополнительных услуг и вовсе недопустимо. Но большинство клиентов не думает о подаче заявления в правоохранительные органы с целью защиты своих законных прав. Почему так происходит? Все очень просто: у вас кончилась страховка, а вы постоянно за рулем, но теперь пользоваться авто нельзя. В этом случае есть два выхода: переплатить страховой компании за «навязанные» услуги и сберечь нервы, время и силы, чтобы сразу сесть за руль. Или второй вариант: оставить машину, ездить на общественном транспорте (причем долгое время), но отстоять свои права и принципы, отказавшись от дополнительной страховки.

Получаем ОСАГО страхование жизни обязательно?

Вот так и думает большинство из вас, приходя в страховую компанию и выкладывая внушительную сумму за дополнительные услуги, «навязанные» по причине невыгодного положения и неосведомленности о своих правах владельцев авто. Какие услуги чаще всего продаются вместе с необходимым вам полисом ОСАГО:

  • Страхование жизни и здоровья;
  • Страхование имущества;
  • Обязательное ТО автомобиля сервисе указанном страховой;
  • Страхование жилья и т.п.
Смотрите так же:  Образец приказа о смене фамилии в связи с заключением брака образец

Список дополнительных услуг, которые могут предложить на «добровольной основе» страховые агенты достаточно разнообразен и внушителен. Но запомнить здесь следует одно: ни одна страховая компания не должна в принудительном порядке навязывать вам ненужные услуги, предлагая заключить договор. И пользоваться «благоприятными» условиями страхования для извлечения собственной выгоды тоже не имеют права. И чтобы убедиться в этом окончательно, обратитесь к ГК, Конституции РФ и непосредственно закону об ОСАГО.

Поправки в законодательстве об обязательном страховании

Уже многие владельцы автомобилей знают о том, что в действующем законодательстве со 2.08.2014 года запущен процесс масштабной модернизации законодательных актов, связанных с вопросами обязательного страхования имущества собственников транспортных средств. И на сегодняшний день ряд поправок уже работают:

  • Страховые компании, заключившие договора после 2 августа, должны заплатить повышенные лимиты выплат по «Европротоколу». Это документы, составленные всеми участниками дорожно-транспортного происшествия. Причем ни комиссары, ни сотрудники ГИБДД на место аварии не приглашались. Немаловажный факт – эту процедуру следует осуществить не позднее, чем через 5 дней после случившегося происшествия.
  • По модернизированному законодательству начался процесс «безальтернативного возмещения убытков». То есть, участник ДТП на сегодняшний день теперь не имеет права выбрать страховую компанию по собственному желанию. Все вопросы пострадавшие теперь решают только в своей компании, где и будет назначена денежная компенсация ущерба.
  • Теперь есть список банков, с которыми будет работать страховая компания, размещая собственные свободные средства.
  • Самое главное новшество для владельцев автомобилей – установленная законодательными документами ответственность юридического лица (в данном случае, это страховая компания). Ответственность накладывается не только за отказ от заключения договора ОСАГО, который ничем не обоснован, но и за навязывание ненужных дополнительных договоров. Причем штрафные санкции достаточно суровые и составляют 50 000 рублей.

Как поступить в случае отказа страховой заключить договор ОСАГО?

Когда владелец транспортного средства принял твердое решение не платить страхователю за ненужные ему договора, ему придется собрать волю в кулак, отстаивать свои права и решительно действовать. Сейчас вы узнаете, как может обернуться подобная ситуация:

  • В страховой компании вам не продали полис ОСАГО потому что вы отказались от дополнительных услуг? Возьмите с собой свидетелей, записывайте весь разговор на диктофон и потребуйте огласить причину отказа страхователя. Вы можете попросить указать причину отказа в письменной форме. Далее вы обращаетесь с исковым заявлением в суд, чтобы защитить свои конституционные права, но машиной весь этот период пользоваться нельзя. Вам потребуется приложить к делу доказательства отказа страхователя, которые у вас есть. После этого вы ждете судебного решения, но сразу уточняем важный момент – срок рассмотрения подобного дела может продлиться от 2 до 3 месяцев. Согласитесь, не слишком благоприятная для водителя ситуация, столько времени быть без машины. Но и здесь есть положительные моменты для владельца машины:
    • Подать на взыскание морального ущерба со страховой компании, так как вы все это время терпели неудобства по их вине и пользовались городским транспортом, вместо комфортного личного авто;
    • Если ваша машина являлась источником дохода, и вы на ней зарабатывали, то со страхователя можно взыскать сумму упущенной выгоды. Для расчета будет взят средний размер дохода за отрезок времени, когда у вас по вине страхователя не было страховки ОСАГО;
    • Взыскать реальный ущерб. Получится в том случае, если вы все это время передвигались на чужой машине. Несмотря на то, что такая процедура занимает много времени и достаточно трудоемкая, вы можете получить приличную денежную компенсацию, и при этом страховая компания обязана будет заключить договор, как полагается по закону.
  • Вы приходите заключать договор ОСАГО, подписывает его лично и на двух экземплярах рядом с подписью, указываете «без страхования жизни, имущества (варианты различные) в выдаче полиса ОСАГО был получен отказ». Теперь ваш путь направлен в Роспотребнадзор, куда вы предоставляете данный договор-полис, и теперь уже данная организация должна защищать ваши законные права. Вы должны четко знать, что закон о защите потребительских прав гражданина распространяется и на услуги, а страхование является обыкновенной услугой. Поэтому страхователь несет ответственность за свои неправомерные действия перед законом. Подобные действия помогут вам безболезненно расторгнуть подобный договор в одностороннем порядке, а также за понесенные убытки получить компенсацию.
  • Многие автомобилисты уже использовали данный способ на практике, и он реально срабатывал, хотя скептики считают его сомнительным. Вы приходите к страхователю для заключения договора ОСАГО и безропотно принимаете все навязанные вами дополнительные услуги. Спустя пару дней, посещаете опять страховую компанию и расторгаете договор, выплачивая некоторую часть страховой премии в качестве неустойки. А вот тут и кроется подвох, – каков будет размер неустойки именно в вашей компании, и, возможно, данная затея окажется хлопотной и невыгодной. Если сумма неустойки достигает, чуть ли не половину стоимости самой навязанной услуги, то расторжение не принесет вам никакой пользы, и лучше будет сохранить страховку.

И так, что мы имеем в сухом остатке? Законно ли навязывание доп страховки?

Каждый владелец транспортного средства решает самостоятельно, какой вариант решения проблемы ему предпочтителен и выгоден. Но стоит ли сегодня идти на поводу у страховых компаний, которые попросту обнаглели, навязывая ненужные дополнительные услуги с целью заработка? Свои права и интересы необходимо отстаивать, и каким путем – решать только вам.

Интересный репортаж об автостраховании снят банковским порталом banki.ru

Нельзя давать повод непорядочным страховым компаниям наживаться на доверчивых, неопытных и неконфликтных гражданах, нарушая потребительские права, и подрывая доверия к институту ОСАГО.

Что делать, если вам навязывают дополнительную страховку

Автовладельцы продолжают обвинять страховые компании в навязывании дополнительных услуг при покупке ОСАГО и сетовать на трудности с приобретением данных полисов. Расскажем, как действовать, когда недобросовестные страховщики уклоняются от продажи ОСАГО или навязывают допуслуги.

Навязывание дополнительных страховок к ОСАГО в цифрах

РСА продолжает ежедневно мониторить продажи договоров ОСАГО. В первую очередь в тех регионах, где обстановка с реализацией полисов самая сложная. Когда Центробанк обнародовал измененные в сторону роста (в среднем на 50%) базовые тарифы обязательного автострахования, начавшие действовать 12 апреля, в большинстве субъектов РФ сложилось критическое положение с доступностью этих полисов.

РСА опубликовал предварительные итоги ежедневного мониторинга. За пять дней апреля (с 6 по 10) 2015-го в союз поступило 235 претензий к страховым компаниям и страховым агентам, практически все они устные: автомобилисты обращаются по телефону или заходят в представительство РСА и рассказывают о проблемах с продажами.

Большая часть претензий касается отказов заключать договоры ОСАГО и навязывания других страховок. Наибольшее количество жалоб зарегистрировано в Уральском ФО — 118, из них 73 относятся к отказам продавать ОСАГО, 38 – к навязыванию допуслуг, 7 – к удаленности филиалов страховых фирм. 12 обращений принято в Дальневосточном ФО, по 27 — в Сибирском и Южном, 31 — в Приволжском. В исполнительный аппарат союза за указанный период поступило 4 обращения об отказе продавать полис и 16 – о навязывании допуслуг. Но, естественно, жалуются в РСА не все «пострадавшие».

Как страховщики отказывают в продаже ОСАГО

Страховщики накануне увеличения расценок не хотели продавать полисы по прежним тарифам и всячески препятствовали потребителям в заключении договоров обязательного автострахования. К жалобам клиентов на долгие очереди в точках продаж и уменьшенный рабочий день в фирмах добавились и другие поводы. Как и раньше, автомобилисты жаловались на попытки «всучить» дополнительные услуги (к примеру, страхование квартиры, дома, дачи, от несчастного случая, жизни и т.п.) при приобретении ОСАГО. Тем страхователям, кто не согласен на допуслуги, страховщики сообщают о закончившихся бланках или мотивируют отказ неким распоряжением руководства. Также страховщики часто отказываются продавать ОСАГО, поскольку якобы произошли технические сбои в базе АИС РСА (единой базе данных по ОСАГО), а это нередко не соответствует действительности.

Отказ в заключении договора ОСАГО неправомерен!

Николай Тюрников, являющийся президентом АЗС, утверждает, что любой отказ страховщика в продаже полиса, независимо от причины, считается необоснованным. ОСАГО – публичный договор, поэтому страховая фирма обязана заключить такой договор с каждым заинтересованным клиентом. Автовладельцы, которые при попытке приобрести полис ОСАГО наталкиваются на недобросовестных страховщиков и факты навязывания допуслуг, обычно вынуждены обращаться за желанным документом в несколько фирм. «Негодование у водителей это вызывает лишь тогда, когда они десяток фирм обойдут, – и, соответственно, в данном случае они начинают как-то действовать», – рассказывает господин Тюрников.

Случаи правомерного отказа в ОСАГО

В РСА говорят, что правомерен отказ в продаже ОСАГО в ситуации, когда у страховщика кончились бланки полисов и нельзя получить дополнительные, поскольку он исчерпал на них квоту. Также отказ считается правомерным, если потребитель не представил весь пакет необходимой документации или она не соответствует требованиям. Если же страховая компания объясняет ситуацию исчерпанием квоты, клиенту рекомендуется запросить у нее мотивированный ответ в письменной форме, который в последующем надо направить в ЦБ или РСА.

Что делать, если навязывают доп страховку к ОСАГО

«Если страховая фирма все же не хочет продавать ОСАГО, это нужно как-то зафиксировать. Можно направить в адрес страховой фирмы заявление на заключение страхового договора по установленной форме. Делается это почтой с уведомлением о вручении. Это даст возможность доказать то, что компания получила ваше заявление. Факт отказа в продаже полиса в самом офисе есть возможность подтвердить с помощью аудио-, фото- или видеоустройств. Данные средства должны давать возможность идентифицировать обстоятельства и место отказа, а также определить точную дату и время», – поясняют в РСА.

Как зафиксировать отказ в продаже полиса ОСАГО

Господин Тюрников рассказывает, что страховщики письменных отказов не дают. Поэтому достаточно фиксирования факта отказа в продаже полиса или навязывания допуслуг свидетельскими показаниями (в письменной форме с контактной информацией свидетелей) и видео- или аудиозаписью. Далее надо написать заявление в Центробанк. «Регулятор не будет размышлять, хватает или не хватает доказательств. Наличествует подтверждение – все, мгновенный штраф. Потому лучше со свидетелем (знакомым, другом) посетить одну страховую фирму, чем в одиночку бегать по множеству организаций, сталкиваясь с проблемой», – рекомендует он и напоминает, что за отказ в реализации полиса ОСАГО страховщику грозят санкции – штраф в 50000 рублей. «Если откажут сотне клиентов – соответственно, выплатят штраф в 5000000 рублей», – подчеркивает эксперт.

Смотрите так же:  Образец заявление в пенсионный фонд накопительная часть

Будьте осторожны при записывании фото- и видео доказательств

Вячеслав Голенев, являющийся старшим юристом московской адвокатской коллегии «Железников и партнеры», считает, что видеозапись неприемлема в спорах со страховщиками, так как в статье 152.1 ГКРФ сказано, что обнародование и последующее использование изображения человека (в том числе его фото, видеозаписи или произведения художественного искусства, на которых он запечатлен) допускаются лишь с согласия этого человека. «Это относится и к работникам страховой фирмы», – добавляет он.

Что является навязанной услугой

Игорь Юргенс, глава РСА и ВСС, полагает, что зачастую сложно разделить навязывание услуги и кросс-продажи. Злоупотреблением он считает ситуации, при которых обязательным условием заключения договора ОСАГО становится условие купить еще и полис по иному виду страхования или другую услугу. (Надо помнить, что навязываться может не только другая разновидность страхования, но и технический осмотр и даже требование вымыть автомобиль за пару тысяч.) «Если случаи навязывания допуслуг подтвердятся и к нам поступят непредвзятые жалобы, РСА начнет использовать жесткие меры, исходя из правил профессиональной деятельности и требований законодательства», – предупреждает эксперт.

Куда обратиться, если страховщик отказывает в продаже полиса ОСАГО

Олег Шебанов, возглавляющий направление андеррайтинга моторных разновидностей фирмы «БИН Страхование», уверен, что недавнее увеличение базовых тарифов по договорам ОСАГО только частично может решить проблему автомобилистов, потому что апрельский рост расценок по «автогражданке» для ряда субъектов России все равно недостаточный. «Не стоит забывать об удорожании запчастей (это отразится на степени убыточности продукта) и увеличении лимитов ответственности. Рост тарифов для многих отделений позволит устранить проблему с отсутствием бланков полисов, но для убыточных регионов проблемы не решит», – констатирует эксперт.

Автомобилисты, сталкивающиеся с затруднениями при покупке ОСАГО, имеют возможность обратиться в РСА, осуществляющий прием обращений и жалоб от страхователей на действия фирм. Бланк жалобы есть на сайте РСА. По любым возникающим вопросам обращайтесь по бесплатному номеру РСА: 8800-2002275, (495) 641-2785 (для жителей Москвы).

ОСАГО, которое мы не ждали: как изменится добровольное страхование

С 1 сентября должны были вступить в действие новые тарифы ОСАГО, а дорожные камеры — начать выписывать штрафы за отсутствие полиса. Однако эти меры были отложены, вместо этого изменились правила оформления еОСАГО. Как теперь действует электронный полис и какие новшества добровольного страхования ожидать, разбирался портал iz.ru

Новые тарифы — когда ждать?

С 31 августа должны были измениться тарифы и коэффициенты ОСАГО. Банк России планировал расширить нижнюю и верхнюю границы тарифного коридора на 20%, а коэффициенты рассчитывать по 50 параметрам вместо нынешних пяти. Это позволяло сделать тарифы более индивидуальными — опытные и безаварйиные водители платили бы меньше, молодые и неопытные — больше. В среднем же цена полиса вырастала с 5,8 тыс. до 7 тыс. рублей.

Неожиданно ЦБ решил отложить введение тарифов и обсудить готовящуюся реформу в Госдуме и Совфеде. Большинство участников парламентских слушаний 13 сентября высказались против повышения тарифов, но сошлись во мнении, что они требуют пересмотра в сторону либерализации. Банк России, в свою очередь, не намерен отказываться от планов по расширению коридора, но перед этим повторно исследует тарифы ОСАГО — появились цифры, свидетельствующие о снижении убыточности на рынке обязательного страхования.

За первые шесть месяцев выплаты по ОСАГО уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд рублей. Следующие слушания, по предложению Банка России, запланированы в Совете Федерации на 24 сентября.

Камеры не включились

В июне исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сообщал, что с 1 сентября планируется начать рассылку «писем счастья» за отсутствие у водителей полисов ОСАГО. Для того чтобы дорожные камеры смогли выявлять нарушителей, РСА и ГИБДД планировали наладить взаимодействие между своими информационными системами.

Пилотный проект собирались запустить в первую очередь в Москве, а потом «достаточно быстро» — в других регионах. В первые несколько месяцев тестовой работы автовладелец получал бы не штраф, а предупреждение. Далее ему бы выписывали штрафы каждый день, пока полис не будет куплен.

После 1 сентября наступила тишина, а в РСА теперь кивают на ГИБДД и говорят, что этот вопрос «не находится в сфере ведения Союза». Дело в том, что пока не определен механизм — сколько выписывать штрафов, один в сутки или всякий раз, когда автомобиль проезжает мимо очередной камеры. На кого составлять протокол — на водителя или собственника автомобиля. Нет ясности и по сумме штрафа.

Впрочем, от идеи следить с помощью камер за наличием ОСАГО не отказываются, но точных сроков никто не называет. Ориентировочно это произойдет в конце года.

еОСАГО с трехдневной задержкой

Вместо анонсированных изменений 4 сентября вступило в силу Указание ЦБ №4723-У, делающее электронные полисы более защищенными. Теперь еОСАГО начинает действовать «не ранее, чем через три дня после дня направления заявления страховщику». Однако на деле срок может быть большим.

«Если вы оформляете полис, допустим, в субботу, то первый день трехдневного ограничения начнется во вторник, соответственно, третий закончится в четверг, и полис вступит в силу с пятницы. То есть важно помнить, что день оформления не считается, а трехдневное ограничение длится полноценных трое суток», — рассказал порталу iz.ru директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Белов.

В РСА пояснили: это сделано для того, чтобы устранить возможность покупки полиса сразу после ДТП. Представители Союза уточнили, что при оформлении бумажных полисов такой проблемы не возникает. Он начинает действовать с 00.00 следующего дня или с даты, указанной как начало действия полиса.

В указании ЦБ содержатся еще меры, направленные на защиту электронных полисов от мошенников. На один номер телефона можно завести теперь только один личный кабинет, у страхователя есть только три часа на отправку сканов документов для оформления полиса. Изменился код подтверждения, который приходит на телефон при регистрации на сайте. Теперь он состоит только из цифр и латиницы.

Цены на запчасти поменяют

К концу ноября РСА обещает обновить справочники средней стоимости запчастей. Поводом послужило предписание управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан, обнаружившего различные нарушения, прежде всего — занижение цен. Справочники составлялись с 1 декабря 2014 по 1 мая 2015 года, УФАС установило несоответствие цен на запчасти в апреле 2016 года, но РСА долгое время пытался оспорить предписание в судах.

В итоге Коллегия Верховного суда встала на сторону антимонопольной службы. РСА начал работу по актуализации справочников еще в марте 2018 года, но это большая работа. Предстоит собрать проанализировать информацию, предоставленную магазинами во всех субъектах Российской Федерации, всего их насчитывается около тысячи.

Как после корректировки изменятся выплаты, в РСА сказать затруднились. В то же время страховщиков ждут массовые иски с требованием пересчитать компенсации за ДТП, которые произошли с декабря 2014 по май 2015 года. Первые такие требования уже начали поступать, сообщили «Ведомостям» представители страховых компаний.

Что будет со штрафами

Минфин допустил повышение штрафов за отсутствие ОСАГО — сейчас за езду с просроченным полисом наказывают на сумму 500 рублей, а за его отсутствие — на сумму 800 рублей.

Размер платежа должен быть сопоставим с той выгодой, получает автовладелец, отказываясь от покупки полиса, отметил замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью РИА «Новости».

В свою очередь, зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что неуплата штрафа должна ограничивать осуществление юридически значимых действий — например, регистрацию имущества, покупку билетов.

В Госдуме повышение штрафов не поддержали. Последняя подобная инициатива — единоросс Сергей Вострецов предлагал штрафовать незастрахованных автовладельцев на 5 тыс. рублей —– была отклонена депутатами еще в весеннюю сессию.

Успеть за пять дней

РСА предложил ограничить срок обращения за выплатой по ОСАГО пятью днями. Сейчас он работает только при оформлении по европротоколу, а в остальных случаях точно не определен. В Союзе считают, что это позволит бороться с автоюристами, которые намеренно затягивают процесс, чтобы страховщику было сложно разобраться в обстоятельствах произошедшего и чтобы получить неустойку. В Минфине идея РСА поддержки не нашла.

«30 дней может быть разумным сроком, но в то же время, если у человека медицинские показания, он одинок, никто не напишет за него заявление. Можно, например, сделать 30 дней с возможностью продления срока, если есть, допустим, медицинская справка о том, что он был госпитализирован», — рассказал РИА «Новости» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Полис под запись

В Госдуме предложили снимать процесс подписание договора ОСАГО на видео со звуком. В том случае, если запись будет некачественной, действия страховой будут трактоваться не в ее пользу, отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Представитель ЦБ эту идею одобрил, страховщикам она не понравилась — обязательная видеофиксация приведет к дополнительным расходам.

Необязательное страхование

По данным РСА, за последние четыре года минимум 3 млн автомобилистов либо отказались от полиса обязательного страхования либо купили поддельный. В этом году тенденция сохраняется, несмотря на рост продаж новых автомобилей.

«Число незастрахованных по ОСАГО изо дня в день увеличивается, и это не обязательно означает, что у человека нет полиса, возможно, он ездит с поддельным. Это еще хуже, учитывая увеличение лимита по европротоколу. Ведь теперь, попадая в ДТП, вы никогда не знаете, застрахован ли виновник аварии», — отмечает руководитель управления обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Приносит ли ОСАГО убытки?

Статистика, показывающая снижение выплат по ОСАГО, не отражает реального положения дел — с таким мнением выступил гендиректор «АСКО-страхование» Аркадий Любавин. Его слова приводит ТАСС. Любавин отметил, что виной тому методологический дефект фиксации выплат по прямому возмещению убытков, не учитывающий особенности натурального возмещения. Страховщик выставляет сумму ущерба с учетом износа — меньшую, чем он заплатил на самом деле. Разницу относят на «прочие расходы» и не фиксируют в качестве выплаты. По словам Любавина, это ведет к искаженному представлению об убыточности ОСАГО.

Смотрите так же:  Договор услуг с предоплатой образец

В то же время первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков утверждает, что информация об убыточности обязательного страхования неверна.

«Если вывести за скобки ущерб от злоупотреблений и воровства, то рентабельность ОСАГО составит не менее 7%», — цитирует «Парламентская газета» слова Лысакова.

Во время парламентских слушаний 13 сентября законодатель отметил, что факты вывода денег из страховых компаний неоднократно подтверждены судебными решениями. Он напомнил, что за два последних года компания «Росгосстрах» сгенерировала «финансовую яму» в размере более 100 млрд рублей, из которых половина приходится на ОСАГО.

Страховка ОСАГО и КАСКО, преимущества и недостатки, отличия и особенности полисов.

Страхование ответственности автовладельца на случай аварии, страхование собственного транспорта от угонов, повреждения и т.д. не просто существенно облегчает жизнь водителям, но и способствует предотвращению серьезных финансовых трат при наступлении подобных случаев. Но и по сей день далеко не каждому известна разница между добровольным и обязательным страхованием, преимущества и недостатки каждого из указанных видов страхования, из различия, особенности оформления и действия.

○ Что такое ОСАГО?

Обязательное страхование автогражданской ответственности, имеющее знакомую аббревиатуру ОСАГО, введенное законодателем в нашей стране в 2002 году, имеет своей целью обеспечить компенсирование вреда, нанесенного дорожно-транспортным происшествием здоровью или жизни потерпевшей стороны, а равно и ее имуществу (включая автомобиль).

Законом не дается четкого определения понятия ОСАГО, но в специальном нормативном правовом акте содержится правовая норма, закрепляющая понятие договора обязательного автострахования, что позволяет установить признаки и самой системы данного вида страхования.

Ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

  • «Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств… — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.»

Указанным законодательным актом устанавливаются и основные принципы, которым должно отвечать данное страхование. К их числу относятся:

  • Гарантированная компенсация повреждений транспортного средства и иного имущества, а также вреда жизни и здоровью пострадавшей стороне (в установленном законом объеме).
  • Обязательность для всех лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств в дорожных условиях.
  • Запрет пользоваться машиной при отсутствии полиса обязательного страхования.
  • Имеет под собой цель экономической стимуляции участников дорожного движения к соблюдению установленных правил вождения.

Также данным федеральным законом регулируются все основные вопросы оформления полиса, действия при аварии для пользования страховкой, порядок получения компенсационных выплат или проведения ремонтных работ, направленных на восстановление полученных повреждений. Дополнительно правовое регулирование осуществляется рядом подзаконных актов, определяющих, в том числе, порядок проведения экспертиз, подсчета износа, стоимость необходимого ремонта и др.

Из определения договора ОСАГО следует и страховые случае, компенсируемые данным видом страховки. Так, на выплату может претендовать пострадавшая сторона, если в ходе дорожно-транспортного происшествия причинен вред:

  • Автомобилю.
  • Имуществу, находящемуся в автомобиле и поврежденному вследствие аварии.
  • Здоровью водителя или пассажиров.
  • Жизни находящихся в машине лиц.

Стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца зависит от целого ряда факторов, включая:

  • Период времени, прошедший с момента получения водительского удостоверения (считается, что он равен стажу вождения).
  • Страховая организация, в которой оформляется полис.
  • Наличие или отсутствие аварий в период действия предыдущей страховки.
  • Характеристики автомобиля, на который она оформляется.
  • Количество лиц, которые будут вписаны в документ.

В общем стоимость оформления данного документа составляет несколько тысяч рублей (в среднем около 5-6), но в сравнении с добровольным страхованием представляется весьма незначительной.

После написания заявления и приложения необходимых документов, сотрудник страховой компании может принять от заявителя наличные средства в счет оплаты по договору (при наличии кассового аппарата) либо выписать квитанцию для внесения данной оплаты в банковском учреждении или через терминал оплаты.

Отечественный законодатель устанавливает и различные виды полисов ОСАГО (или их особенности) в зависимости от ряда параметром, включая количество лиц, которые могут пользоваться страховкой, форма получаемого документа, период использования и др.

Данный вид полиса предполагает, что в нем закрепляется конкретный перечень лиц, которые могут эксплуатировать транспортное средство в реальных условиях и на которых распространяется действие страховки. В этом случае не ограничивается перечень страховых случаев, покрываемых компенсацией, но ограничивается перечень лиц, которые могут находиться за рулем при наличии данного документа.

Если машиной управляет лицо, не вписанное в страховку, то оно будет подвергнуто штрафу за управление транспортом без надлежаще оформленной страховки. Если такое лицо попадет в аварию, то все расходы по компенсации вреда потерпевшей стороне он будет нести лично.

Целесообразно оформлять, когда машиной пользуется небольшое количество лиц и управление транспортом иными лицами даже не предполагается. Чем на меньшее количество людей оформляется полис, тем его стоимость будет меньше.

✔ Без ограничения.

Выдается на неограниченный круг лиц, т.е. за рулем автомобиля может находиться любое лицо (разумеется, имеющее водительское удостоверение). При этом на него будет распространяться действие страховки в полном объеме, не важно, является ли он владельцем или собственником транспорта.

Преимущество такого вида ОСАГО лежит на поверхности: независимо от того, кто будет находиться за рулем, лицо будет застраховано в полном объеме и защищено в случае попадания в ДТП. При наличии такой страховки, водитель в любой момент может передать право управления автомобилем, например, в случае употребления им алкоголя (что случается не редко). Однако, за такой полис придется выложить несколько большую сумму (обычно в пределах 1000 рублей).

Данный документ является наиболее привычным для использования практически всеми автолюбителями. Хотя минусы его получения очевидны: порой за ним приходится выстоять целую очередь. В любом случае гражданин вынужден потратить значительное время на дорогу в страховую фирму, ожидание в очереди и пр.

Печатный полис – наиболее привычный документ, выполненный на бумаге, по размеру чуть превышающей обычный альбомный лист. Распространяется на все страховые случаи, возникшие на территории нашей страны. Снабжен специальными защитными знаками, позволяющими выявить подделку визуально.

Электронная форма обязательного автострахования является полным аналогом данного документа на бумажном носителе. Более того, после получения электронного полиса его необходимо распечатать на бумаге и всегда брать с собой в дорогу, как и иные обязательные документы.

При этом подобный полис имеет огромное преимущество в части экономии времени, т.к. купить его можно прямо из дома на сайте страховой компании. Оплатить его можно также через интернет (например, с помощью дебетовой банковской карты). При отсутствии непосредственного контакта с работником страховщика отпадает угроза навязывания дополнительных услуг вроде страхования жизни.

Проверить подлинность такого полиса также не составит труда, сделать это можно также в сети интернет на официальном сайте союза автостраховщиков. Для этого необходимо указать номер, указанный в распечатанной версии полиса.

По сравнению с бумажным полисом минусов не выявляется, т.к. является полным его аналогом и распространяется на все те же риски, но при этом оформляется значительно проще.

Данный полис не является в полной мере полисом ОСАГО и не подпадает под регулирование соответствующего федерального закона. Однако, при путешествии за пределами границ родины на собственном автомобиле в большинстве стран (в первую очередь – входящих в шенгенское пространство) необходимо иметь аналог отечественного ОСАГО.

Подобные полисы носят международное название «зеленая карта» и покрывает стандартные страховые случае, в числе которых как раз те, которые подпадают под действие российского обязательного автострахования. Так что хотя полис и не является де-факто ОСАГО, но фактически выполняет те же функции. Распространяется же такая страховка на эксплуатирующих свой автомобиль российских граждан на территории иностранного государства.

Подразумевает все те же функции стандартного полиса ОСАГО за тем лишь исключением, что действие его распространяется не на весь календарный год, а на тот период времени, в котором автомобиль эксплуатируется. Плюсом оформления такого документа является возможность существенной экономии, ведь период действия может сокращаться вдвое. Однако, в таком случае не может быть учтена в качестве бонуса, влияющего на формирование скидки на последующем оформлении ОСАГО, безаварийная езда владельца транспортного средства, получившего такую страховку.