Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

1. Общие положения

1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам (далее также – Положение) разработано на основании:

— Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020)

— Устава МБОУ «Сотниковская СОШ».

1.2.Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в общеобразовательной организации по определённому учебному предмету, курсу (дисциплине).

1.3.Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы общеобразовательной организации.

1.4.К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся:

— программы по учебным предметам, курсам; элективным курсам;

— программы внеурочной деятельности.

1.5. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, процедуре утверждения рабочих программ.

2. Разработка рабочей программы по учебным предметам, изучаемым в рамках ФГОС

2.1. Рабочие программы по предмету разрабатываются на основании ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, примерных программ по учебным предметам или авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, ФГОС НОО (ФГОС ООО, СОО), учебного плана МБОУ «Сотниковская СОШ»», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

2.2. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

— Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями) — для программ начального общего образования;

— Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программ основного общего образования;

— Приказам Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесенным изменениям в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

— примерной программе по предмету, направленной Министерством образования и науки РФ;

— федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях;

2.3. Рабочая программа по учебному предмету (курсу) должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

2.4. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем на основе:

— примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования,

— авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию;

— требований к результатам освоения образовательных программ общеобразовательной организации.

2.5. Рабочая программа составляется на уровень образования.

2.6. Рабочая программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1 настоящего Положения.

2.7. Рабочая программа по учебным предметам начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2.7.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам;

2.7.2. Содержание учебного предмета, курса по классам

2.7.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по классам в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.7.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (в 1 классе (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку и математике; во 2-3 классах (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру) должны соответствовать требованиям ФГОС. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, 2 к Рабочей программе.

2.8.Рабочая программа по учебным предметам основного общего образования и среднего общего образования должна содержать следующие разделы:

2.8.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам.

2.8.2. Содержание учебного предмета, курса по классам.

2.8.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с определением основных видов учебной деятельности разрабатывается на уровень образования (5-9 и 10-11 классы) в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.8.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (стартовый (входной) контроль, материалы для промежуточной аттестации) должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и СОО. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, Приложении 2 к Рабочей программе.

3. Разработка программ внеурочной деятельности

3.1. Программы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего (основного общего) образования.

3.2. Программа разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего (основного общего) образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3.3. Программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

3.4. Программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1.

3.5. Программа должна включать следующие разделы:

3.5.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3.5.2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3.5.3. Календарно-тематическое планирование.

4. Порядок утверждения рабочих программ и программ внеурочной деятельности.

4.1. Рабочие программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности проходят предварительную экспертизу на заседаниях школьных методических объединений. (указывается дата, номер протоко­ла заседания ШМО и подпись руководителя ШМО). С учётом мнения руководителя методического объединения и учителей, ведущих соответствующий учебный предмет (курс), в рабочую программу могут быть внесены изменения (Приложение 4). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания. Рабочие программы согласуются с заместителем директора по УВР и принимаются решением педагогического совета, утверждаются приказом директора ОО в срок до 15 сентября нового учебного года.

4.2. В случае необходимости учитель вносит коррективы в рабочую программу, которые рассматриваются, принимаются и утверждаются в соответствии с пунктом 4. настоящего Положения и Приложения 4.

4.3. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическо6е планирование.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). Скачать

Смотрите так же:  Налоговые льготы инвалидам 2 группы в москве

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020). Скачать

Требования к рабочим программам упрощены : 40 комментариев

Добрый день, Наталья! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родителям предоставлено право выбора формы получения образования детьми – в образовательной организации либо вне ее – в форме семейного образования, самообразования. В соответствии с ч.5 ст.63 закона об образовании, а также разъяснениями в письме Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. за № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. А вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено!
Орган управления образованием прикрепляет ребенка к образовательной организации.
Примечание. 1. Учащиеся, обучающиеся в форме семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.
2. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 закона об образовании.
3.В соответствии с Порядком приема в образовательную организацию, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 г., зачисление в школу оформляется приказом по школе в течение 7 рабочих дней после приема документов.
4.С жалобой о нарушении закона об образовании Вы можете обратиться в региональный орган управления образованием либо прокуратуру.

При выборе родителями семейного образования на основании чего ребенок отчисляется из контингента ( в законе об образовании нет такой причины отчисления)

Добрый день, Любовь! На основании заявления родителей.

Добрый день! Как изменения в рабочей программе соотносятся с положением школы? Пока школа не изменит свое положение со старыми требованиями, учителя должны писать программы по положению школы? или все же этот приказ «выше» школьного положения?

Добрый день, Анастасия! Школа обязана внести соответствующие изменения в свой локальный акт. Приказы обязательны к исполнению. Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Добрый день. А требования к рабочим программам не по ФГОС теже? Или точно такие?

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональную методическую организация.

А как быть с рабочими программами СПО, если в части СПО требования одни, а в части ОО — другие теперь. Как быть? На сайте ФИРО с рабочими программами УД все по-прежнему.

Добрый день, Елена! Блог не располагает информацией по вашему вопросу. Советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

Здравствуйте! С началом нового учебного года! Скажите, пожалуйста, что должно включать в себя тематическое планирование? Это может быть таблица с указанием разделов и количества часов? Или необходимо расписывать буквально темы каждого урока? Объм рабочей программы увеличился, так как надо создавать на всю ступень. (С нас требуют развернутое тематическое планирование). Спасибо!

Добрый день, Марина! По вопросам тематического планирования советуем обращаться в методическую службу.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, данное распоряжение распространяется на адаптированные рабочие программы или нет?

Добрый день, Елена! Судя по приказам — нет.

Добрый день. Меня интересует вопрос рабочих программ 1-4 классов. Они могут быть написаны на год (1 класс, 2 класс, и т.д) или должны быть написаны на уровень 1-4 класс. В каком документе прочитать?

Добрый день, Нина Сергеевна! Советуем обратиться к разделу III. «Участие в разработке рабочих программ.» Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», размещенному на сайте Общероссийского Профсоюза образования, к приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, а также к соответствующему локальному акту школы.

Добрый день! Хотелось бы понять по изменениям по ООО НОО приказ № 1576 по предметной области родной язык и родная литература. Эти предметные области нужно включать в учебный план 1-4 класов и каким образом?

Добрый день, Вера! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

Где можно найти измененный вариант санпина для школ, в частности для начальной школы? Спасибо.

Здравствуйте! В указанных приказах пункт 3) тематическое планирование, а в письме министерства образования от 28.10.2015 «О рабочих программах…» этот пункт 3) календарно-тематическое планирование. Это одно и тоже? И можно ли использовать в работе ОУ письмо министерство, если оно еще не вступило в силу?

Добрый день, Мария! Советуем обратиться в Минобрнауки.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, требования к рабочим программам (учебные предметы + внеурочная деятельность) в начальных классах Санкт-Петербурга. Какие разделы должны быть обязательно? Какие графы в календарно — тематическом планировании? Есть ли отличия от методических рекомендаций Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-1587/16-00 от 04.05.2016 года?

Добрый день, Ольга! Для ответа вам лучше обратиться в орган управления образованием С.Петербурга.

Добрый день. Коллеги, скажите, пожалуйста, относятся ли эти рекомендации к составлению СИПРов (индивидуальных программ для учащихся с умственной отсталостью и др.нарушениями развития)

Добрый день, Гала! Документ относится только к учителям.

Здравствуйте. Скажите должно ли оплачиваться ведение электронного журнала, если учитель ведёт в обязательном порядке обычный бумажный журнал.

Добрый день, Оксана! В соответствие с должностной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, учитель «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Т.о., это входит в его должностные обязанности и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка школы.
Вместе с тем в п. 2.3 приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 г. № 536 по этому поводу отмечено:
«в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме».
Т.о, Минобрнауки исключает одновременное ведение двух журналов и, следовательно, ведение одного из них должно быть дополнительно оплачено.
Кроме того в письме Минобрнауки РФ от 15.02.2012 N АП-147/07 сказано, что «при введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

Добрый день! Татьяна. Можно ли учителям пользоваться авторскими рабочими программами в печатном виде?

Здравствуйте! Можно ли группе учителей начальных классов одной школы составить одну рабочую программу на всех и пользоваться ею. Или же каждый должен составить для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом вашей организации.

Здравствуйте! Можно ли группе учителей создать одну рабочую программу на уровень образования и пользоваться ею всем, или же надо распечатать для каждого учителя отдельную раб.программу для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! См. локальный акт школы.

Здравствуйте. Можно ли использовать рабочие программы в электронном виде, заменив титульный лист в ворде на скан титульного листа с подписями. При необходимости директор может ввести пароль на рабочую программу. Мы же переходим на электронный документо -оборот.

Добрый день, Людмила! Советуем посмотреть локальный акт школы, если он есть, а также приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578.

Добрый день! Начинаю только работать в школе. Скажите пожалуйста структура рабочей программы в оош из каких разделов состоит программа. За ранее спасибо!

Добрый день, Анна! Советуем посмотреть приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1.Содержание учебного курса.
2.Ожидаемые результаты обучения.
3.Приблизительное тематическое планирование.
На практике же все рабочие программы по предметам на 2018-2019 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.
Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы. Каждый педагог имеет право выбрать один из следующих вариантов:
1.Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
2.Взять за основу одну из существующих авторских программ.
3.Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
4.Написать свою авторскую программу.
Полезные ссылки
https://pro2019god.ru/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2018-2019-godu/
25.08.2018 05:13
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786

Здравствуйте! Прошу дать ответ на вопрос: «Какие нормативные документы, согласно которых составлена рабочая программа, необходимо прописывать в пояснительной записке ? «

Добрый день, Ольга! Нормативным документом является ФГОС. Например, согласно приказу Минобрнауки от от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Также вы можете ознакомиться с Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 N 08-334 .
За подробной консультацией вы можете обратиться к заместителю директора, курирующего методическую работу, и руководителю вашего МО. Они за это получают доплату.
Обращаем внимание, что то, о чем вы спрашиваете действовало до 2017/18 учебного года, когда рабочая программа состояла из 8 пунктов, в т.ч. включала и пояснительную записку. Теперь же, согласно указанному приказу не нужно писать пояснительную записку, общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих программах остаются только предметные результаты. Из тематического планирования убрано описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.
К сожалению в некоторых школах ещё продолжают требовать вносить в рабочие программы лишнее, и учителю, опираясь на ФГОС, надо доказывать свою правоту и право на разгрузку от бумажной работы.

Смотрите так же:  Получить гражданство рф в крыму

положение о рабочей программе по ФГОС

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ,

РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС НОО

МБОУ Страшевичская СОШ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

— дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

— конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

— целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

— определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

— процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

— оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

— программы по учебным предметам;

— программы элективных курсов, курсов по выбору;

— программы факультативных занятий.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

— Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования;

— требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— программе формирования универсальных учебных действий;

— основной образовательной программе начального общего образования;

— примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

— федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

— учебному плану общеобразовательного учреждения;

— требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman , кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:

1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

— если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид – если:

— количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении;

— производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

— есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

— рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

— расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки;

— раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе;

— конкретизировать и детализировать темы;

— устанавливать последовательность изучения учебного материала;

— распределять учебный материал по годам обучения;

— распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов лицея;

— конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;

— включать материал регионального компонента по предмету;

— выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3.4. Структура рабочей программы

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3) Общую характеристику учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7) Содержание учебного предмета, курса.

8) Контроль предметных результатов.

9) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

10)Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Список литературы (основной и дополнительный).

11)Приложения к программе (при необходимости).

3.5. Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Средняя школа № 98 города Красноярска — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №98»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12 п.5);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897»;
  • Уставом МБОУ «Средняя школа № 98» и определяет структуру, порядок разработки и утверждения программ отдельных учебных предметов, курсов.
  • программы по учебным предметам;
  • программы по внеурочной деятельности;
Смотрите так же:  Аннулировать доверенность на ребенка

1.2. Рабочая программа учебного предмета, курса — это нормативно-правовой документ, который является составной частью образовательной программы школы.

1.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

1.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования с учетом программ, включенных в их структуру.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности школы в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, относятся:

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуется ей самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей).

2.3. Рабочая программа составляется на учебный год или уровень обучения.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программе начального и основного общего образования;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе);
  • федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для группы учителей, работающих в данной школе или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура рабочей программы.

1) Титульный лист:

  • название образователь­ного учреждения в соответствии с Уставом;
  • гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;
  • название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
  • указание класса, в котором изучается программа;
  • фамилию, имя и отчество разработчика (разработчиков) про­граммы;
  • название города, в котором подготовлена программа;
  • год составления программы.

2) Пояснительная записка:

  • с перечнем нормативно-правовых документов;
  • конкретизируются общие цели основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • точное название авторской учебной программы по предмету с полным библио­графическим описанием;

Дидактические средства для обучающихся

3) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (для классов, реализующих ФГОС)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал учебного курса нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий, поэтому в данном разделе необходимо перечислить УУД, характерные для освоения конкретного учебного предмета на уровень обучения.

Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

Оформлять планируемые результаты освоения учебного предмета, курса рекомендовано по сле­дующей схеме:

Уровень обучения (по годам обучения)

Ученик получит возможность научиться

4) Содержание учебного предмета , курса на уровень обучения;

Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам на уровень обучения из расчета максимальной учебной нагрузки.

Оформлять содержание учебной дисциплины

рекомендовано по сле­дующей схеме:

5) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, дата (планируемая и фактическая), раздел, тема урока, основные виды учебной деятельности обучающихся или характеристика деятельности обучающихся.

Оформлять календарно-тематическое планирование по сле­дующей схеме:

Основные виды учебной деятельности

Практическая часть

В разделе «Практическая часть» указывается количество необходимых по программе практических занятий, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика) Для предмета «Русский язык» в этот раздел включается развитие речи. Для предмета «Литература» — уроки развития речи и вне­классного чтения.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников на предмет соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.

4.2. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. Заместитель директора школы в титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись.

4.3. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф утверждения на титульном листе.

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты.

5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть оформлены локальным актом ОУ.

6. Права образовательного учреждения.

6.1.В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

6.2.Составитель рабочей программы может самостоятельно :

  • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала;
  • распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
  • разрабатывать перечень практических занятий;
  • конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
  • выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности, обучающихся по предмету.

Всего составитель может изменять программу на 30%, обосновав эти изменения.

6.3. Рабочие программы по элективным курсам по выбору составляются на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

7. Рекомендации к оформлению рабочей программы

Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере:

  • текст набирается в редакторе Word;
  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта 12 пт;
  • межстрочный интервал одинарный;
  • выравнивание текста по ширине;
  • поля со всех сторон 1,5 см;
  • титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения;
  • разметка страниц: книжная;
  • разметка календарно-тематического планирования: альбомная;
  • тематическое планирование представляется в виде таблицы;
  • список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).

8. Сроки действия рабочей программы

Рабочая программа действует, пока действует Федеральный государ­ственный образовательный стандарт общего образования по предмету.