Содержание:

Полномочия Антимонопольного комитета Украины

Антимонопольный комитет Украины в соответствии с возложенными на него задач имеет следующие основные полномочия, определенные Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

В сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции АМКУ рассматривает заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, принимает распоряжения и решения по делам и заявлениях; рассматривает дела об административных правонарушениях, принимает постановления и проверяет их законность; проверяет субъекты хозяйства, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля за соблюдением ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по делам и заявлениям, требует от субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников информацию, в том числе с ограниченным доступом.

Контролируя соблюдение конкурентного законодательства, АМКУ назначает экспертизу и эксперта из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями для дачи экспертного заключения; проводит осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования — юридических лиц, изымает или налагает арест на предметы, документы или другие носители информации , которые могут быть доказательствами или источником доказательств в деле независимо от их местонахождения; привлекает работников внутренних дел, таможни и других правоохранительных органов для обеспечения проведения рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, в частности при проведении расследования; проводит исследования рынка, определяет границы товарного рынка, а также положение, в частности монопольное (доминирующее), субъектов хозяйствования на нем и принимает соответствующие решения (распоряжения) определяет наличие или отсутствие контроля между субъектами хозяйствования.

Осуществляя это направление контроля, антимонопольные органы вносят в органы исполнительной власти, местного самоуправления обязательные для рассмотрения представления по аннулированию лицензий, прекращению операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования; дают обязательные для рассмотрения рекомендации субъектам хозяйствования , органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля по прекращению действий или бездействия, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, и устранению причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих, кроме того, обращаются в суд с исками, заявлениями и жалобами.

В сфере осуществления контроля за согласованными действиями, концентрацией АМКУ имеет право рассматривать заявления и дела о даче разрешения, дачу заключения, предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации, проводить исследования по этим заявлениям и делам; принимать решения и распоряжения; разрешать или запрещать согласованные действия, концентрацию; требовать информацию, в том числе с ограниченным доступом, а также осуществлять полномочия, указанные выше.

Глава 2. Структура, компетенция и организация деятельности Антимонопольного Комитета Украины.

Статья 6. Система органов Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольный комитет Украины образуется в составе Председателя и десяти государственных уполномоченных.
Из числа государственных уполномоченных назначается первый заместитель и три заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольный комитет Украины образует территориальные отделения.
Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения представляют систему органов Антимонопольного комитета Украины, которую возглавляет Председатель Комитета.
Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения являются юриди-ческими лицами, имеют расчетный и прочие счета в учреждениях банка, печати с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

Статья 7. Компетенция Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольный комитет Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

  • контролирует соблюдение антимонопольного законодательства в процессе экономической концентрации, в частности, при создании, реорганизации, ликвидации субъектов хозяйствования, создании объединений предприятий, вступлении одного или нескольких субъектов хозяйствования в объединения, при преобразовании органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля в объединения субъектов хозяйствования, приобретении или получении любым иным способом в собственность, получении в управление (пользование) долей (акций, паев), активов (имущества) в виде целостных имущественных комплексов субъектов хозяйствования или их структурных подразделений, аренде целостных имущественных комплексов субъектов хозяйствования или их структурных подразделений, приобретении любым иным способом контроля хозяйственной деятельности;
  • контролирует соблюдение антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования и при реализации полномочий органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля относительно субъектов хозяйствования;
  • рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решения по результатам рассмотрения в пределах своих полномочий;
  • обращается в суд или арбитражный суд с исками (заявлениями) в связи с нарушениями антимонопольного законодательства, направляет правоохранительным органам материалы о нарушении законодательства, которые содержат признаки преступления;
  • даёт рекомендации и вносит предложения органам государственной власти, учреждениям, органам местного самоуправления, субъектам хозяйствования и их объединениям относительно проведения мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предотвращение нарушений антимонопольного законодательства;
  • даёт рекомендации органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования относительно прекращения действий (бездеятельности), которые содержат признаки нарушений антимонопольного законодательства, устранения причин этих нарушений и условий, которые им способствуют, а после прекращения нарушения — о принятии мер по устранению последствий этих нарушений в определенные Комитетом сроки;
  • принимает участие в разработке и вносит в установленном порядке проекты актов законодательства, которые регулируют вопросы развития конкуренции, конкурентной политики и демонополизации экономики;
  • участвует в заключении межгосударственных соглашений, разработке и реализации международных проектов и программ, а также осуществляет сотрудничество с государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств и международными организациями по вопросам, которые принадлежат к компетенции Антимонопольного комитета Украины;
  • обобщает практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает предложения относительно его усовершенствования;
  • утверждает смету доходов и расходов Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений;
  • разрабатывает и организовывает выполнение мероприятий, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства;
  • систематически информирует население Украины о своей деятельности;
  • осуществляет иные действия относительно контроля над соблюдением антимонопольного законодательства в пределах его полномочий.

Статья 8. Полномочия Антимонопольного комитета Украины.
Антимонопольный комитет Украины в пределах предоставленной ему компетенции имеет право:

  • определять пределы товарного рынка, а также монопольное положение субъектов хозяйствования на нем;
  • выдавать субъектам хозяйствования обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении начального положения, о принудительном разделе монопольных образований;
  • выдавать органам власти, органам местного самоуправления, органам административно-хозяйственного управления и контроля обязательные для исполнения решения об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений и расторжения заключенных ими соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству, запрещать или позволять создание монопольных образований органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, а также субъектами хозяйствования вносить в органы власти обязательные для рассмотрения представления относительно отмены лицензий, прекращения операций внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
  • налагать штрафы, применять иные санкции в случаях, предусмотренных законом;
  • принимать нормативно-правовые акты в соответствии с его компетенцией, в частности, по вопросам антиконкурентных согласованных действий, злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением на рынке, дискриминации органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, производство по заявлениям о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию субъектов хозяйствования, контроля над экономической концентрацией субъектов хозяйствования, производство в делах о нарушении антимонопольного законодательства, порядка выполнения, проверки, пересмотра и обжалования решений органов Антимонопольного комитета Украины, а также недобросовестной конкуренции, обязательные для выполнения органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования, контролировать их выполнение, предоставлять разъяснения относительно их применения;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством об Антимонопольном комитете Украины.

Осуществление иными органами государственных власти полномочий Антимонопольного комитета Украины в сфере государственного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства, предусмотренного частью первой этой статьи, не допускается.

Статья 9. Председатель Антимонопольного комитета Украины.
Председатель Антимонопольного комитета Украины назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины.
Срок полномочий Председателя Антимонопольного комитета Украины составляет семь лет.
По истечении срока полномочий Председатель Антимонопольного комитета Украины продолжает выполнять свои обязанности до назначения нового Председателя.
Председатель Антимонопольного комитета Украины может быть освобождён от должности в случае совершения им преступления, грубого нарушения служебных обязанностей и в связи с невозможностью выполнения обязанностей по состоянию здоровья. Председатель Антимонопольного комитета Украины имеет право заявить о своей отставке Президенту Украины. Прекращение полномочий Председателя Комитета не влечет за собою сложение полномочий государственными уполномоченными Антимонопольного комитета Украины.
Вместо Председателя Антимонопольного комитета Украины, полномочия которого досрочно приостановлены, должен быть назначен новый Председатель на срок, который остался.
Председатель Антимонопольного комитета Украины:
возглавляет Антимонопольный комитет Украины и направляет его деятельность;
вносит Премьер-министру Украины предложения относительно назначения и увольнения с должностей заместителей Председателя и государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины;
распределяет обязанности между заместителями Председателя и государственными уполномоченными Антимонопольного комитета Украины;
представляет на утверждение Антимонопольному комитету Украины смету доходов и расходов Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений;
является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятель-ности Антимонопольного комитета Украины;
осуществляет принятие, перевод и увольнение работников аппарата Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений, применяет мероприятия поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата Комитета и его территориальных отделений в соответствии с законом;
образует территориальные отделения в пределах сметы, временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и иных вопросов в соответствии с компетенцией Комитета;
издает приказы, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, обязательные для работников Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений;
представляет Антимонопольный комитет Украины в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования, гражданами и объединениями предпринимателей или граждан;
осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством об Антимонопольном комитете Украины.
Председатель Антимонопольного комитета Украины по требованию Верховной Рады Украины, но не реже одного раза в год, отчитывается перед Верховной Радой Украины о деятельности Комитета.
Председатель Антимонопольного комитета Украины имеет статус государственного уполномоченного, предусмотренный этим Законом.

Смотрите так же:  Налог на двери

Статья 10. Заместители Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Заместителей Председателя Антимонопольного комитета Украины из числа государственных уполномоченных назначает на должности и увольняет с должностей Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины, которое вносится на основании предложений Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Заместители Председателя Антимонопольного комитета Украины выполняют по доверенности Председателя отдельные его функции и заменяют Председателя Комитета в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий.
В случае отсутствия заместителей обязанности Председателя Антимонопольного комитета Украины выполняет государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины.

Статья 11. Государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины.
Государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины, которое вносится на основании предложений Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Срок полномочий государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины составляет семь лет.
По истечении срока полномочий государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины продолжает выполнять свои обязанности до назначения на эту должность нового государственного уполномоченного.
Вместо государственного уполномоченного, который досрочно выбыл из состава Комитета, должен быть назначен новый государственный уполномоченный на срок, который остался.
Государственные уполномоченные не могут назначаться больше чем на два срока подряд.
Государственным уполномоченным может быть назначен гражданин Украины, который достиг тридцати лет, имеет высшее, как правило, юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не меньше пяти лет на протяжении последних десяти лет.
Государственные уполномоченные являются членами Антимонопольного комитета Украины как высшего коллегиального органа.
Государственные уполномоченные возглавляют или входят в состав административных коллегий, выполняют иные обязанности по поручению Председателя Антимонопольного комитета Украины.

Статья 12. Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины.
Для реализации задач, возложенных на Антимонопольный комитет Украины, в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе образуются территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины, полномочия которых определяются Комитетом в пределах его компетенции. В случае необходимости территориальные отделения могут образовываться в иных административно-территориальных единицах.
Территориальные отделения действуют на основе Положения, которое утверждается Антимонопольным комитетом Украины.
Территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины возглавляет председатель территориального отделения. Председатель территориального отделения и его заместитель назначаются Председателем Антимонопольного комитета Украины. Заместитель председателя территориального отделения назначается Председателем Комитета по представлению председателя территориального отделения.
Председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины в Автономный Республике Крым назначается по согласованию с Верховным Советом Республики Крым.
Председатель территориального отделения, лицо, которое выполняет его обязанности, имеет права и исполняет обязанности в пределах своих полномочий в соответствии с этим Законом и Положением, указанным в части второй этой статьи.

Статья 13. Заседания Антимонопольного комитета Украины.
Заседания Антимонопольного комитета Украины являются формой работы Комитета как высшего коллегиального органа.
Антимонопольный комитет Украины на своих заседаниях:

  • рассматривает и принимает решение по делам, подведомственным Комитету;
  • пересматривает решение государственных уполномоченных, административных коллегий, председателей территориальных отделений Комитета;
  • принимает ведомственные нормативные акты, издание которых относится к полномочиям Антимонопольного комитета Украины, рассматривает предложения относительно изменений законодательства по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства;
  • рассматривает и утверждает проекты отчетов о деятельности Комитета для предоставления их Верховной Раде Украины;
  • рассматривает положение о совещательных органах Комитета и их состав;
  • образует постоянно действующие административные коллегии;
  • заслушивает государственных уполномоченных, председателей территориальных отделений и отчеты руководителей подразделений аппарата Комитета;
  • рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Антимонопольного комитета Украины.

В заседаниях Антимонопольного комитета Украины могут принимать участие председатели территориальных отделений с правом совещательного голоса.

Статья 14. Административные коллегии Антимонопольного комитета Украины.
Для рассмотрения отдельных дел о нарушении антимонопольного законодательства и иных вопросов, отнесенных к полномочиям Комитета, образуются постоянно действующие и временные административные коллегии, которые формируются с государственных уполномоченных и Председателей территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины в составе не меньше трех лиц.
Административные коллегии формируются за отраслевыми, региональным или иными принципами.
Председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, являющийся членом административной коллегии, при принятии решений имеет равные права с государственными уполномоченными, которые входят в состав коллегии.

Статья 15. Аппарат Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений.
Организационную, техническую, аналитическую, информационно-справочную и иную работу по обеспечению деятельности Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения, а также подготовку материалов для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляет аппарат соответственно Антимонопольного комитета Украины или его территориального отделения.
Положение о структурных подразделениях аппарата Антимонопольного комитета Украины утверждает Председатель Комитета.

Закон Казахской ССР от 11.06.1991 года
«О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Раздел III. Задачи, функции и полномочия Антимонопольного комитета Казахской ССР

Статья 11. Задачи Антимонопольного комитета Казахской ССР

Задачами Антимонопольного комитета Казахской ССР являются:

— поддержка предпринимательства, развитие конкуренции на рынке товаров;

— принятие мер по предупреждению и недопущению монополистической деятельности, злоупотребления доминирующим положением на рынке, пресечению недобросовестной конкуренции;

— контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Статья 12. Функции Антимонопольного комитета Казахской ССР

Антимонопольный комитет Казахской ССР:

— проводит анализ с целью выявления хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность на рынке;

— осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

— направляет в Верховный Совет Казахской ССР, Президенту Казахской ССР, в Кабинет Министров Казахской ССР доклады о состоянии рынка и конкуренции на нем, предложения о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения;

— рассматривает в пределах своей компетенции дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимает решения по ним.

Статья 13. Деятельность Антимонопольного комитета Казахской ССР по развитию конкуренции

В целях поддержания и развития конкуренции Антимонопольный комитет Казахской ССР:

— изучает состояние республиканского рынка, уровень конкуренции на нем и разрабатывает на этой основе меры по поддержке предпринимательства, преодолению монопольных явлений;

— дает рекомендации органам государственной власти и управления по проведению мероприятий, направленных на развитие рынка и конкуренции на нем;

— разрабатывает меры по созданию параллельных структур и малых предприятий, а также разделению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

С этой же целью Антимонопольный комитет Казахской ССР вносит в соответствующие органы государственной власти и управления обязательные к рассмотрению предложения:

— о предоставлении льготных кредитов, а также уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок, а также действующих в сферах, требующих приоритетного развития;

— о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров, пользующихся спросом на рынке, для устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

— о совершенствовании ценовой политики в сферах, где отсутствует достаточная конкуренция, а также требующих приоритетного развития, в том числе об установлении в порядке, предусмотренном Законом Казахской ССР «О ценообразовании в Казахской ССР», фиксированных государственных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) с целью недопущения монопольно завышенных цен;

— о привлечении иностранного капитала и создании совместных предприятий, об изменении порядка лицензирования экспортно-импортных операций и совершенствовании таможенных тарифов, включая предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении либо приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства.

Статья 14. Полномочия Антимонопольного комитета Казахской ССР

1. Антимонопольный комитет Казахской ССР вправе давать органам государственной власти и управления, организационно-управленческим образованием и хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

Смотрите так же:  Доверенность с правом подписи в казахстане

— о реорганизации монополистических организационно-управленческих образований;

— о разукрупнении (разделении) хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке.

Решения Антимонопольного комитета Казахской ССР о реорганизации организационно-управленческих образований либо разукрупнении хозяйствующих субъектов принимаются им при наличии следующих условий:

— возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

— отсутствия единой технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц, входящих в состав разукрупняемого хозяйствующего субъекта;

— экономической целесообразности разукрупнения.

Разукрупнение (разделение) хозяйствующего субъекта признается нецелесообразным в случаях, когда это приведет в Казахской ССР:

— к увеличению издержек производства товара;

— к снижению технического уровня производства;

— к уменьшению объемов производства товаров;

— к ухудшению качества товаров;

— к ухудшению состояния экологии.

При невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке или занимающим на нем доминирующее положение, к нему принимаются иные меры антимонопольного воздействия (установление фиксированных цен, и т.д.).

Решения Антимонопольного комитета Казахской ССР о принудительных реорганизациях (разукрупнениях, разделениях) подлежат исполнению в установленные ими сроки, которые не могут быть менее шести месяцев со дня их доведения до исполнителей.

В случае, если доминирующее положение организационно-управленческого образования либо хозяйствующего субъекта возникло в результате организации выпуска товаров, не имеющих аналогов на рынке, решение Антимонопольного комитета Казахской ССР о принудительных реорганизациях (разукрупнениях, разделениях) может быть принято не ранее одного года с момента возникновения данного доминирующего положения.

2. Антимонопольный комитет Казахской ССР вправе:

1) налагать штрафы за нарушение антимонопольного законодательства либо возбуждать дела о наложении таких штрафов в случаях, установленных настоящим Законом;

2) вносить предложения в органы государственной власти и управления об отмене или изменении принятых ими актов, нарушающих антимонопольное законодательство либо противоречащих ему;

3) возбуждать в суде или арбитраже дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, включая дела о признании полностью или частично актов и соглашения, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона, и участвовать в их рассмотрении;

4) ходатайствовать перед органами прокуратуры Казахской ССР об опротестовании противоречащих антимонопольному законодательству актов, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор, направлять в прокуратуру материалы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, для рассмотрения в установленном законом порядке;

5) заслушивать на заседаниях Антимонопольного комитета Казахской ССР должностных лиц органов государственного управления, организационно-управленческих образований и хозяйствующих субъектов по вопросам, входящим в компетенцию Антимонопольного комитета Казахской ССР.

Статья 15. Право Антимонопольного комитета Казахской ССР на доступ к информации

1. Антимонопольный комитет Казахской ССР имеет право получать от органов государственного управления, организационно — управленческих образований, хозяйствующих субъектов, должностных лиц любую информацию, необходимую для реализации его задач и функций, в том числе письменные (устные) объяснения по поводу допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

Должностные, а также уполномоченные Антимонопольным комитетом Казахской ССР лица имеют право доступа в органы государственного управления, организационно — управленческого образования, хозяйствующего субъекта для выполнения своих служебных обязанностей и ознакомления со всеми необходимыми документами.

2. Антимонопольный комитет Казахской ССР обязан сохранять государственную и коммерческую тайны.

Статья 16. Экспертные советы при Антимонопольном комитете Казахской ССР

При Антимонопольном комитете Казахской ССР создаются и действуют Экспертные советы, которые формируются из числа ученых и специалистов, представителей органов государственной власти и управления.

Экспертные советы оценивают уровень конкуренции на товарном рынке, дают рекомендации по ее развитию и совершенствованию антимонопольного законодательства.

Экспертные советы дают заключения о соответствии антимонопольному законодательству нормативных актов, а также договоров и соглашений хозяйствующих субъектов о признании организационно-управленческих образований или хозяйствующих субъектов лицом, осуществляющим монополистическую деятельность и имеющим доминирующее положение на рынке.

Статья 17. Порядок рассмотрения Антимонопольным комитетом Казахской ССР дел о нарушениях антимонопольного законодательства

Порядок рассмотрения Антимонопольным комитетом Казахской ССР дел о нарушениях антимонопольного законодательства определяется Положением о нем.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 22.03.91 N 948-I (ред. от 25.05.95) «О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 22.03.91 — «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 16, ст. 499,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 22, ст. 1977,
  • «Бюллетень нормативных актов», N 2 — 3, 1992)

Раздел IV ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РСФСР

1. К основным задачам федеральных антимонопольных органов относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

2. Федеральные антимонопольный органы Российской Федерации выполняет следующие основные функции:

направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

3. Для разработки мер по совершенствованию функционирования рынка, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации, для анализа структуры и состояния товарных рынков, научного обеспечения деятельности федеральных антимонопольных органов при Комитете создаются и действуют научно-исследовательский институт и экспертные советы.

( в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Федеральный антимонопольный орган вправе:

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанный с нарушением антимонопольного законодательства;

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами.

Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам федерального антимонопольного органа (территориального органа) при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций.

( в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.

Смотрите так же:  Средний заработок для исчисления пособия по мрот 2019

( в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

(в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на основании статей 13 и 14 настоящего Закона, не подлежат разглашению.

В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

(в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный комитет Российской Федерации может направлять соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления рекомендации:

о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

( в ред. Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

2. Полномочия Антимонопольного комитета Украины

Антимонопольный комитет Украины в соответствии с возложенными на него задачами имеет следующие основные полномочия, определенные Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

В сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции АМКУ рассматривает заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции; принимает распоряжения и решения по делам и заявлениях; рассматривает дела об административных правонарушениях, принимает постановления и проверяет их законность; проверяет субъекты хозяйствования, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля за соблюдением ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по делам и заявлениях; требует от субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников информацию, в том числе с ограниченным доступом.

Контролируя соблюдения конкурентного законодательства, АМКУ назначает экспертизу и эксперта из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями для дачи экспертного заключения; проводит осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования — юридических лиц, изымает или налагает арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения; привлекает работников внутренних дел, таможенных и других правоохранительных органов для обеспечения проведения рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, в частности при проведении расследования; проводит исследования рынка, определяет границы товарного рынка, а также положение, в частности монопольное (доминирующее), субъектов хозяйствования на нем и принимает соответствующие решения (распоряжения); определяет наличие или отсутствие контроля между субъектами хозяйствования.

Осуществляя это направление контроля, антимонопольные органы вносят в органы исполнительной власти, местного самоуправления обязательные для рассмотрения представления по аннулированию лицензий, прекращению операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования; дают обязательные для рассмотрения рекомендации субъектам хозяйствования, органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля по пресечению действий или бездеятельности, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, и устранению причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих; кроме того, обращаются в суд с исками, заявлениями и жалобами.

В сфере осуществления контроля за согласованными действиями, концентрацией АМКУ имеет право рассматривать заявления и дела о даче разрешения, дачу заключений, предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации, проводить исследования за этими заявлениями и делами; принимать решения и распоряжения; разрешать или запрещать согласованные действия, концентрацию; требовать информацию, в том числе с ограниченным доступом, а также осуществлять полномочия, указанные выше.

В сфере формирования и реализации конкурентной политики, содействие развитию конкуренции, нормативного и методического обеспечения деятельности АМКУ и применения законодательства о защите экономической конкуренции Комитет имеет полномочия требовать от субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их

должностных лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для исследования рынков, а также информацию о реализации конкурентной политики; принимать участие в разработке и вносить в установленном порядке Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения по законах и других нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы развития конкуренции, конкурентной политики и демонополизации экономики, согласовывать проекты нормативно-правовых актов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые могут повлиять на конкуренцию; давать обязательные к рассмотрению рекомендации и вносить предложения органам власти и субъектам хозяйствования по осуществлению мер, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предупреждению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также по пресечению действий или бездействия, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию.

Примером реализации полномочий антимонопольных органов может служить их действие при фактическом не-утверждении некоторыми местными органами самоуправления графиков подачи горячей и холодной воды, в результате чего для некоторых теплосетей и водоканалов создались такие условия, при которых возможно злоупотреблении монопольным положением. Указанные действия местных органов самоуправления квалифицируются как бездеятельность, которая может иметь негативные последствия для потребителей. Поэтому им на практике вносятся рекомендации, обязательные к рассмотрению.

Кроме указанных полномочий АМКУ в сфере конкурентной политики, он взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления; обобщает практику применения законодательства о защите экономической конкуренции, вносит предложения по его совершенствованию; принимает собственные нормативно-правовые акты в форме распоряжений, по вопросам, относящимся к его компетенции; осуществляет официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, дает рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции; вносит о позиции Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Национальному банку Украины, предписания органам власти, органам местного самоуправления по изменении принятых ими нормативно-правовых актов, которые не соответствуют законодательству о защите экономической конкуренции.

В компетенцию Комитета входит создавать административные коллегии, создавать территориальные отделения и совещательные органы; участвовать в подготовке и реализации международных проектов и программ, а также осуществлять сотрудничество с международными организациями, государственными органами и неправительственными организациями других государств по вопросам, входящим в компетенцию АМКУ.

Ряд полномочий Комитета является его исключительной прерогативой, осуществление их другими органами государственной власти в соответствии со ст. 7 Закона о Антимонопольный комитет Украины не допускается. В частности, к ним относится рассмотрение заявлений и дел о нарушении конкурентного законодательства, принятия соответствующих распоряжений и решений, предоставление заключений о квалификации действий на соответствие законодательству о защите экономической конкуренции; рассмотрение дел об административных правонарушениях; проверки субъектов хозяйствования и органов власти; проведение исследования рынка и определение его границ; принятие собственных нормативно-правовых актов и осуществления их официального толкования; предоставление рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции.

Кроме того, ст. 13 Закона о Антимонопольный комитет Украины определена исключительная компетенция Комитета как высшего коллегиального органа.

Отметим, что, реализуя свои функции, АМКУ разработал и подписал «Договор между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области развития конкуренции» (2002 г.). В 2002 г. в целях согласованной конкурентной политики с ближайшими геополитическими соседями были заключены Договор между Правительством Украины и Правительством Грузии, а также Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области конкурентной политики.