Бизнес-портал Пути успеха

  • Главная
  • »
  • Приказы
  • »
  • Приказ об установлении срока полезного использования ПО (образец)

В случае, если нет информации о сроке полезного использования программного обеспечения, компания может установить такой срок самостоятельно приказом по предприятию.

Чтобы не возникло сложностей с составлением подобного приказа мы приводим для ознакомления его образец.

Общество с ограниченной ответственностью

«Пути успеха»

ПРИКАЗ № 26

Об установлении срока полезного использования

г. Санкт-Петербург 21.01.2011

Приказываю ввести в эксплуатацию компьютерную программу «1С: Бухгалтерия 8.2» , приобретенную по договору от 20 января 2011 г.173 с ООО «Гэндальф» .

Срок полезного использования программы «1С: Бухгалтерия 8.2» установить — 10 (десять) лет.

директор __________________ И. И. Петров

Приказ об установлении сроков полезного использования

Я примерно прикинула
В целях обеспечения сохранности объектов в производстве согласно п.5 ПБУ 6/01 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ПРИКАЗЫВАЮ
Организовать надлежащий контроль за их движением и установить сроки полезного использования
и перечисляю

Может кто-то подредактирует.

Вообще то, срок полезного использования устанавливается при вводе ОС в эксплуатацию в Акте ввода ОС в эксплуатацию комиссией. А вот приказ о функционале этой комисси и кто (персонально) в нее входит — на предприятии должен быть. Вот что говорится об этом в МУ по БУ ОС:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 октября 2003 г. N 91н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
.
5. На основе настоящих Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:
формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;
перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;
порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации. .

Я вообще имею ввиду инвентарь произ.и хоз. до 20000руб, по уч.политике предусмотрели учет в составе ТМЦ т.е. он у нас числится на забалансе, для сохранности и внедрили в 1с ведомость учета. А именно при списании на затраты автоматом попадает на забаланс, устанавливаем срок полезного использования при этом не амортизации не балан.учета. Но в целях сохранности нам дано указание обеспечить контроль. Поэтому и нужен такой приказ.

А что, после истечения срока ТМЦ спишите? Могу предложить следующее: «Очевидно, что, несмотря на отражение недорогих ОС в составе МПЗ, срок их использования не изменился и составляет по-прежнему более 12 месяцев. Это ключевое отличие рассматриваемых объектов от МПЗ обусловливает очень важное требование к их учету: в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Такое предписание содержит ПБУ 6/01, но в нормативном акте не разъясняется, как именно должен быть организован контроль. Каждая организация решает этот вопрос самостоятельно. Чаще всего бухгалтеры отдают предпочтение забалансовому учету. Кроме этого, ведутся книги (карточки), в которых указываются характеристики объекта, материально ответственное лицо, получившее объект и обязанное обеспечить его сохранность, а также фиксируются данные о движении объекта и его выбытии. Добавим, что в данном регистре также целесообразно указывать срок использования объекта (для контроля за его выбытием). Кстати, поскольку на рассматриваемые активы не распространяются правила учета ОС, организация не должна приказом устанавливать срок их полезного использования. Однако сам факт того, что объекты должны отвечать признакам ОС, свидетельствует о необходимости определения такого срока. Полагаем, что соответствующий порядок должен быть проработан в учетной политике. Например, служба снабжения должна представлять в бухгалтерию данные о сроках использования. Если же решение этого вопроса возложено на бухгалтера, ему можно посоветовать руководствоваться документацией, имеющейся на объекты. Например, в качестве ориентира минимального срока использования можно принять гарантийный срок, установленный производителем. В отсутствие какой-либо информации о сроках использования вполне допустимо считать их не превышающими 12 месяцев.

Е.В. Емельянова,
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2010 г.»

Цитата (Татьяна Королева): А что, после истечения срока ТМЦ спишите? Могу предложить следующее: «Очевидно, что, несмотря на отражение недорогих ОС в составе МПЗ, срок их использования не изменился и составляет по-прежнему более 12 месяцев. Это ключевое отличие рассматриваемых объектов от МПЗ обусловливает очень важное требование к их учету: в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Такое предписание содержит ПБУ 6/01, но в нормативном акте не разъясняется, как именно должен быть организован контроль. Каждая организация решает этот вопрос самостоятельно. Чаще всего бухгалтеры отдают предпочтение забалансовому учету. Кроме этого, ведутся книги (карточки), в которых указываются характеристики объекта, материально ответственное лицо, получившее объект и обязанное обеспечить его сохранность, а также фиксируются данные о движении объекта и его выбытии. Добавим, что в данном регистре также целесообразно указывать срок использования объекта (для контроля за его выбытием). Кстати, поскольку на рассматриваемые активы не распространяются правила учета ОС, организация не должна приказом устанавливать срок их полезного использования. Однако сам факт того, что объекты должны отвечать признакам ОС, свидетельствует о необходимости определения такого срока. Полагаем, что соответствующий порядок должен быть проработан в учетной политике. Например, служба снабжения должна представлять в бухгалтерию данные о сроках использования. Если же решение этого вопроса возложено на бухгалтера, ему можно посоветовать руководствоваться документацией, имеющейся на объекты. Например, в качестве ориентира минимального срока использования можно принять гарантийный срок, установленный производителем. В отсутствие какой-либо информации о сроках использования вполне допустимо считать их не превышающими 12 месяцев.

Е.В. Емельянова,
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 7, июль 2010 г.»

Я во многом с вами согласна, но отдела снабжения у нас нет и действительно это возложено на бухгалтеров, не официально просто все отмахиваются этим заниматься и директор у нас мягкий не может никого заставить это делать, вот мы и вынуждены инициативу проявлять т.к. полнейший бордак. Дело в том что документации либо нет либо до нас она не доходит и хоть что ты сделай все равно не принесут. А сроки полезного исполиз-я если установить около года, все посписывают и по домам растащут. Что и делают. Извините что так изъясняюсь но называю вещи своими именами. Поэтому и пытаемся мало мальски сохранить имущество, т.к. даже на мелочь денег особо нету.

Как установить в учете срок полезного использования рекламного видеоролика

По заключенному договору на создание рекламного аудиоролика между организацией (получатель) и изготовителем (исполнитель) получателю отчуждено исключительное право на него. Цена договора на создание аудиоролика и отчуждение права на него составляет 5000 руб. Данный ролик в бухгалтерском учете организация-получатель будет учитывать как нематериальные активы (НМА). Предполагается, что аудиоролик будет использоваться несколько лет. Организация не применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности.

Каков порядок бухгалтерского учета данного НМА (аудиоролика) в связи с тем, что в его отношении нельзя достоверно определить срок полезного использования? Может ли срок полезного использования быть установлен только на основании приказа руководителя, без оформления каких-либо иных документов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если организация считает, что в отношении аудиоролика надежно определить срок полезного использования невозможно, такой аудиоролик следует считать нематериальным активом с неопределенным сроком полезного использования. Начислять амортизацию по такому нематериальному активу до момента, когда она сможет определить этот срок, ей не следует.

Организация должна будет по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года начиная с года принятия аудиоролика к учету рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его срок полезного использования. В случае, если будет установлено прекращение существования указанных факторов, организация должна будет определить срок полезного использования аудиоролика, способ амортизации и с начала года, следующего за отчетным, начать начислять по нему амортизацию. Порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности представлен в тексте ответа.

Порядок документального оформления установления срока полезного использования на нематериальные активы организации следует разработать самостоятельно при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета. Мы полагаем, что для этих целей распорядительного документа (приказа руководителя организации) будет недостаточно. Поскольку срок полезного использования должен быть обоснованным, его определение целесообразно поручить специальной комиссии, созданной по приказу руководителя. В этом случае помимо распорядительного документа (приказа руководителя) определение срока полезного использования будет оформлено документом, подтверждающим его обоснованность (например протоколом, оформленным по результатам работы указанной комиссии). В то же время обязанность по организации указанной комиссии и по документальному оформлению ее результатов законодательством РФ не установлена.

Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ), являются результатами интеллектуальной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю, который может распорядиться этим правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233, п. 1 ст. 1324 ГК РФ).

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи (п. 1 ст. 1327 ГК РФ).

Срок полезного использования аудиоролика

Условия, при единовременном выполнении которых объект подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива (далее — НМА), установлены п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (далее — ПБУ 14/2007). Полагаем, что в отношении аудиоролика, исключительное право на который было отчуждено организации (ст. 1234 ГК РФ) и который она предполагает использовать для трансляции на радио более 12 месяцев, указанные условия выполняются, поэтому такой ролик подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА.

В соответствии с п.п. 6-7 ПБУ 14/2007 НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету. Фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях. Перечень расходов, являющихся расходами на приобретение НМА, приведен в п. 8 ПБУ 14/2007 и включает, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу).

При принятии НМА к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования (далее — СПИ). СПИ является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды (абзацы первый и второй п. 25 ПБУ 14/2007).
В силу п. 26 ПБУ 14/2007 определение СПИ НМА производится исходя из:

срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

При этом СПИ НМА не может превышать срок деятельности организации.

Смотрите так же:  Договор купли продажи в простой письменной форме на участок

В рассматриваемой ситуации к организации переходят исключительные права на НМА, поэтому полагаем, что определять СПИ НМА в данной ситуации следует исходя из ожидаемого срока его использования, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Здесь же напомним, что в соответствии с абзацем первым п. 27 ПБУ 14/2007 СПИ НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, его СПИ подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.
Таким образом, организация вправе при принятии на учет аудиоролика установить для него ожидаемый на момент принятия к учету СПИ, а потом при необходимости его пересмотреть. В то же время, исходя из требования рациональности учетной политики, установленного п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), полагаем, что определение СПИ НМА должно быть обоснованным. Поэтому если организация считает, что в отношении аудиоролика надежно определить СПИ невозможно, такой аудиоролик следует считать НМА с неопределенным СПИ (абзац четвертый п. 25 ПБУ 14/2007).

Аудиоролик с неопределенным СПИ

Согласно п. 23 ПБУ 14/2007 стоимость НМА с определенным СПИ погашается посредством начисления амортизации в течение их СПИ. При этом по НМА с неопределенным СПИ амортизация не начисляется.

В отношении НМА с неопределенным СПИ организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить СПИ данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет СПИ данного НМА и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях (абзац второй п. 27 ПБУ 14/2007).

Приведенные нормы согласуются с положениями п.п. 107, 109 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

По мнению Минфина России, указанная проверка должна осуществляться по объектам НМА, числящимся в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря отчетного года вне зависимости от даты принятия их к учету (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

Таким образом, в случае, если организация не может надежно определить СПИ в отношении рассматриваемого аудиоролика и относит этот аудиоролик к НМА с неопределенным СПИ, то начислять по нему амортизацию ей не следует. В этом случае организация должна по состоянию на 31 декабря каждого отчетного года, начиная с года принятия аудиоролика к учету, рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ. В случае, если в декабре какого-либо отчетного года организацией будет установлено прекращение существования указанных факторов, организация должна будет определить его СПИ, способ амортизации и с начала года, следующего за отчетным, начать начислять по нему амортизацию.

Полагаем, что организации в учетной политике для целей бухгалтерского учета следует закрепить порядок проведения проверки указанных факторов, а также определить состав оформляемых при проведении такой проверки документов.

Суммы начисленной по рекламному аудиоролику амортизации подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности с применением счета 44 «Расходы на продажу» (п.п. 4, 5, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция)).

Пунктом 41 ПБУ 14/2007 установлено, что в бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию информация о фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости НМА с неопределенным СПИ, а также факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить СПИ таких НМА, с выделением существенных факторов.

В соответствии с п. 2 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008) изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в п. 5 ПБУ 21/2008, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;

периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Исходя из представленных норм, полагаем, что:

1. До года, следующего за годом определения СПИ, в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности следует отражать фактическую (первоначальную) стоимость аудиоролика с раскрытием в пояснениях к бухгалтерской отчетности факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ, с выделением существенных факторов;

2. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за год, в котором будет установлено прекращение существования вышеуказанных факторов, организации следует раскрыть информацию о том, что в этом году по состоянию на 31 декабря был определен СПИ аудиоролика;

3. Суммы начисленной амортизации должны будут отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде и бухгалтерской отчетности за тот отчетный период, в котором начнет начисляться амортизация.

Рассмотрим данную ситуацию на примере. Предположим, что в апреле 2016 года организация получила исключительные права на аудиоролик (фактическая (первоначальная) стоимость — 5000 руб.), по которому невозможно надежно определить СПИ. По состоянию на 31.12.2016 организация также не смогла определить СПИ, который удалось достоверно определить только по состоянию на 31.12.2017 (например 2 года).
С учетом положений Инструкции принятие к учету аудиоролика в апреле 2016 года следует отразить записями:

Дебет 08 Кредит 60
— 5000,00 руб. — отражена стоимость работ по созданию аудиоролика;

Дебет 60 Кредит 51
— 5000,00 руб. — оплачена стоимость работ по созданию аудиоролика;

Дебет 04 Кредит 08
— 5000,00 руб. — аудиоролик принят к учету в качестве НМА.

При этом в бухгалтерских балансах за 2016-2017 гг. стоимость ролика (5000 руб.) будет отражаться по строке 1110 «Нематериальные активы»*(1).

В пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2016-2017 гг. следует указать факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить СПИ, с выделением существенных факторов.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2017 год должна быть раскрыта информация о том, что в этом году организацией был определен СПИ аудиоролика.

Поскольку СПИ удалось достоверно определить только по состоянию на 31.12.2017, начисление амортизации по аудиоролику начнется с января 2018 года и будет ежемесячно отражаться в учете посредством записи:

Дебет 44 Кредит 05
— 208,33 руб. (5 000 руб. / 24 мес.) — отражено начисление амортизации аудиоролика.

Начиная с 2018 года начисление амортизации на аудиоролик в бухгалтерском учете, отражение его стоимости и сумм начисленной амортизации в бухгалтерской отчетности должно будет осуществляться в общем порядке, установленном для НМА с определенным СПИ.

Документальное оформление установления СПИ аудиоролика

НМА принимается к бухгалтерскому учету на основании акта о приеме-передаче НМА. На основании акта на учтенный на балансе актив открывается карточка учета НМА (за основу для разработки карточки можно принять унифицированную форму N НМА-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Порядок документального оформления установления СПИ на НМА и перевода неамортизируемых НМА в категорию амортизируемых законодательством РФ не регламентирован, поэтому организации следует разработать его самостоятельно при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Полагаем, что независимо от момента определения СПИ аудиоролика (в момент его принятия к учету или в момент прекращения факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить его СПИ) определенный для аудиоролика СПИ должен быть утвержден приказом руководителя организации.

В то же время такой приказ является распорядительным документом. Как было сказано выше, определенный организацией СПИ должен быть обоснованным. В этой связи мы полагаем, что определение СПИ НМА следует осуществлять специальной комиссии, созданной для этих целей по приказу руководителя. Результаты комиссии могут быть оформлены протоколом, решением или любым другим документом, установленным для этих целей в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Создание такой комиссии является, скорее, общим правилом, а не обязанностью организации, однако, на наш взгляд, позволит более объективно определить СПИ, а оформленный по результатам ее работы документ (протокол, решение, акт) послужит документальным подтверждением его обоснованности.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Договор об отчуждении исключительного права;

— Энциклопедия решений. Нематериальные активы;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов в организацию;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет нематериальных активов;

— Энциклопедия решений. Срок полезного использования НМА для целей бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу «Нематериальные активы и расходы на НИОКР.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

28 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также формы приложений к ним, утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.

Оформление приказа на приобретение программы

Вопрос: ОАО занимается научно-исследовательскими и проектными работами. Для осуществления своей деятельности обществом приобретаются неисключительные права на программные продукты.

В целях бухгалтерского учета, учитывая длительность использования программных продуктов и их высокую стоимость (от 30 000 руб. до 150 000 руб. за единицу) данные, программные продукты учитываются обществом по счету 97 «Расходы будущих периодов».

1. На каком счете в бухгалтерском учете учитываются неисключительные права на программные продукты, приобретенные на основании договоров?

2. В каком порядке списывать в целях бухгалтерского и налогового учета расходы по приобретению программных продуктов, предполагающих длительный срок использования (более 12 месяцев)?

3. В каком порядке учитываются расходы по поддержанию, обновлению и модификации данных программных продуктов (списываются единовременно либо увеличивают стоимость программного продукта)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения расходов на приобретение программных продуктов в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Перечень объектов, квалифицируемых в качестве нематериальных активов, установлен пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При этом программы для ЭВМ, на которые организация не имеет исключительных прав, не включаются в состав нематериальных активов.

В соответствии со статьей 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьей 318-320 Кодекса.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.) предусмотрено, что расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Смотрите так же:  Претензия по перевозкам грузов

Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

— если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;

— если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, при наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, налогоплательщик распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии.

По нашему мнению, аналогичный порядок признания в целях налогообложения прибыли следует применять в отношении расходов по работам, связанным с обновлением и модификацией программ для ЭВМ, результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в течение срока использования программного продукта.

Заместитель директора Департамента

Что касается приказа, то при приобретении программных продуктов я составляла приказ. Согласна, возможно он и лишний, но мне так спокойнее.
Текст приказа: «О вводе в эксплуатацию программных продуктов. «
В связи с приобретением программных продуктов . (название) у . (наименование поставщика либо номер договора) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. «___»_______ года ввести в эксплуатацию программные продукты:
. (перечисляем название ПО)
2. Расходы на приобретение неисключительных прав на программный продукт отнести на счет 97 «Расходы будущих периодов».
3. В течение срока полезного использования, указанного в договоре №___ (реквизиты договора) производить равномерное списание стоимости указанных выше программных продуктов:
— в бухгалтерском учете — на счет учета общехозяйственных расходов;
— в налоговом учете – в составе прочих расходов, связанных с производством и реа-лизацией.
4. Главному бухгалтеру обеспечить надлежащий учет и контроль за использованием введенных в эксплуатацию программных продуктов.
Руководитель _____________ ФИО»

Принятие к учету программы 1С и сроки ее полезного использования

Цитата: ЗАПРОС:
В каком порядке формируется в целях исчисления налога на прибыль стоимость нематериальных активов.

ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 25.02.11 № КЕ-4-3/3006.

Как следует из запроса, результатом деятельности организации (разработчик компьютерных игр) являются компьютерные игры, авторские права на которые принадлежат организации. В процессе создания игры формируется нематериальный актив.
Порядок признания в целях налогообложения прибыли нематериальных активов (НМА) установлен п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которому нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Согласно п. 3 ст. 257 Кодекса стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
Таким образом, расходы на оплату труда работников организации, занятых созданием НМА, формируют его первоначальную стоимость.
Для организаций, которые в результате деятельности по разработке компьютерных игр создают объекты, признаваемые в соответствии с п. 3 ст. 257 Кодекса нематериальными активами, особенностей учета таких объектов гл. 25 Кодекса не предусмотрено.
Одновременно сообщается, что стоимость НМА признается в целях налогообложения прибыли через механизм амортизации вне зависимости от стоимости, в том числе и объекты НМА стоимостью менее 40 000 руб. с 01.01.2011, а до этого менее 20 000 руб.
Кроме того, следует учитывать, что с 1 января 2011 г. п. 2 ст. 258 Кодекса дополнен новым абзацем, согласно которому налогоплательщик вправе самостоятельно установить срок полезного использования, но не менее двух лет, в отношении следующих НМА:
– исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
– исключительное право на использование программы для ЭВМ, базы данных;
– исключительное право на использование топологии интегральных микросхем;
– исключительное право на селекционные достижения;
– ноу-хау, секретные формулы или процессы, информация в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлова

Учет нематериальных активов: правила и практика

Бухгалтеры и специалисты по налогообложению нередко сталкиваются с трудностями толкования и применения норм гражданского законодательства в области регулирования интеллектуальной собственности. Чтобы помочь читателям разобраться в столь сложном вопросе, в последних номерах прошлого года были разъяснены основные нормы ГК РФ, регулирующие «интеллектуальный» оборот. Теперь пойдет речь о том, как правильно отражать соответствующие операции в бухгалтерском учете и налогообложении.

Первоначальная стоимость НМА в бухгалтерском учете

Нематериальные активы принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости (п. 6 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016), далее — ПБУ 14/2007. Это сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

Фактическая (первоначальная) стоимость НМА зависит от способа его поступления в организацию.

Так, при приобретении объекта НМА в его фактическую (первоначальную) стоимость включают следующие расходы:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

— таможенные пошлины и таможенные сборы;

— невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;

— суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;

— иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При создании НМА, кроме вышеназванных расходов, организация может нести еще и следующие:

— суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;

— расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;

— отчисления на социальные нужды;

— расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;

— иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Не включаются в расходы на приобретение, создание НМА:

— возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

— общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;

— расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.

НМА как инвестиционный актив

При приобретении НМА с использованием заемных средств необходимо обратить внимание на один очень важный момент.

В соответствие с п. 10 ПБУ 14/2007 расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание НМА, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным активам.

В соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н (далее — ПБУ 15/2008), под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию (приобретение, сооружение, изготовление) требует:

— длительного времени (временной критерий);

— существенных расходов (стоимостный критерий).

Временной и стоимостный критерий отражают в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Если организация признает приобретаемый (создаваемый) объект НМА инвестиционным активом, проценты по заемным средствам, взятым на его приобретение (создание):

— включаются в его фактическую (первоначальную) стоимость —до постановки НМА на учет (п. 7, 9 ПБУ 15/2008);

— учитываются как прочие расходы — после принятия НМА к учету (п. 12, 13 ПБУ 15/2008).

Если же организация не признает приобретаемый (создаваемый) объект НМА инвестиционным активом, проценты по заемным средствам, взятым на его приобретение (создание) включаются в прочие расход.

НМА как вклад в уставный капитал

При внесении НМА в уставный капитал (уставный, паевой фонд) организации фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 11 ПБУ 14/2007).

Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, принятого к бухгалтерскому учету при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в публичное акционерное общество, определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации организаций в форме преобразования (п. 12 ПБУ 14/2007).

Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н были утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации. Согласно п. 41 данных Методических указаний вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при реорганизации в форме преобразования, подлежат урегулированию в передаточном акте.

Следует учесть, что в случае приватизации объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, для их оценки необходимо приглашать оценщика. Это следует из норм Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Так, в соответствии со ст. 8 названного закона проведение оценки независимым оценщиком является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе:

— при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

— использовании объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

— продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

— переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

— передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.

Таким образом, первоначальная стоимость объекта НМА при приватизации определяется на основании акта экспертизы, составленного оценщиком.

При безвозмездном получении НМА фактическая (первоначальная) стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 13 ПБУ 14/2007).

Под текущей рыночной стоимостью НМА понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.

При получении НМА по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, фактическая (первоначальная) стоимость определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, стоимость нематериального актива, полученного организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы (п. 14 ПБУ 14/2007).

Первоначальная стоимость НМА в налоговом учете

Как и в бухгалтерском учете, первоначальная оценка НМА в налоговом учете зависит от способа их поступления в организацию.

Смотрите так же:  С чего начисляется пенсия сотрудника овд

Так, первоначальная стоимость амортизируемых НМА при приобретении определяется как сумма фактических расходов, связанных с таким приобретением, а также расходов по доведению до состояния, в котором НМА пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ)).

Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление. Это могут быть:

— расходы на оплату труда;

— расходы на услуги сторонних организаций;

— патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и др.

Не включаются в первоначальную стоимость НМА суммы налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с требованиями НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения принимается к налоговому учету по их стоимости (остаточной стоимости), которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов (по оплате информационных, консультационных услуг, услуг оценщика и др.). Эти расходы должны быть определены в учредительных документах в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю (абз. 3 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Если взнос осуществляют физические лица и иностранные организации, то стоимость имущества (остаточная стоимость) определяется как сумма документально подтвержденных расходов на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона. Такая стоимость не должна быть выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства (абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Конечно, эта норма НК РФ в основном относится к иностранным организациям. Что касается физических лиц, то стоимость взноса определяется по тем документам, которые это лицо может представить.

Стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета.

Поступление НМА в компанию

В организацию объекты НМА могут поступать путем приобретения за деньги, создания в организации, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал; безвозмездно, по договорам мены и др.

При поступлении объектов НМА организации, как правило, заключают следующие виды договоров:

— договор об отчуждении патента (при приобретении исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец);

— договор об отчуждении исключительного права на произведение (на приобретение произведений науки, искусства, программ для ЭВМ и баз данных);

— договор на выполнение НИОКР (разновидность договора подряда);

— учредительный договор (в случае взноса объектов НМА в счет вклада в уставный капитал) и др.

Согласно ст. 1365 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права (приобретателю патента).

При подаче заявки на выдачу патента на изобретение автор может приложить к документам заявки заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента с любым гражданином РФ или российским юридическим лицом, кто первым изъявит такое желание и уведомит об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1366 ГК РФ).

Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения об указанном заявлении. Номенклатура официальных изданий Роспатента утверждена приказом этого ведомства от 26.02.2009 № 32.

Лицо, заключившее с патентообладателем договор об отчуждении патента на изобретение, обязано уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 285 ГК РФ).

Договор об отчуждении исключительного права на произведение не подлежит государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 2 ст. 1232, п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. Если иное не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ несет заказчик (ст. 769 ГК РФ).

При выполнении НИОКР исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК РФ).

Стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют право использовать результаты работ в пределах и на условиях, предусмотренных договором.

Источником приобретения и создания объектов НМА являются капитальные вложения, которые представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций организации, связанных с приобретением и созданием основных средств и НМА.

Информация о поступлении НМА в организацию сначала отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». К нему открывается специальный субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов»;

Счет 08 — активный, сальдо дебетовое, показывает величину незавершенных вложений в объекты НМА.

По дебету субсчета 08-5 отражают сумму фактических затрат на приобретение объекта НМА, включаемых в его фактическую (первоначальную) стоимость.

Сформированную фактическую (первоначальную) стоимость объектов НМА, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывают с кредита субсчета 08-5 в дебет счета 04:

Дебет 04 Кредит 08-5

— отражена постановка на учет объекта НМА по фактической (первоначальной) стоимости и его ввод в эксплуатацию.

Документы, подтверждающие поступление НМА

Организация должна иметь в наличии документы, подтверждающие факт поступления НМА. К таким документам, в частности, относятся:

— патенты, свидетельства и другие охранные документы;

— договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, договор об отчуждении исключительного права на произведение и другие договоры;

— документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.;

— акты о приеме-передаче объектов НМА. Поскольку данная унифицированная форма первичной документации не разработано, можно использовать форму №О С-1, предварительно внеся необходимые изменения и дополнения. Форму разработанного акта о приеме-передаче объектов НМА следует утвердить в учетной политике в качестве приложения;

— карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1);

— счета и счета-фактуры, выставленные продавцами НМА и др.

Практические ситуации

Рассмотрим на конкретных примерах, как отражается в бухгалтерском и налоговом учете приобретения различных объектов НМА.

Практическая ситуация 1: приобретен патент на селекционное достижение

10 декабря 2017 г. ООО «Х» приобрело у ЗАО «У» по договору об отчуждении исключительного права патент на селекционное достижение за 2 360 000 руб., в том числе НДС — 360 000 руб.

При покупке объекта НМА фирма оплатила патентную пошлину в размере 660 руб. за регистрацию договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение.

Селекционное достижение предполагается использовать для производства продукции, облагаемой НДС;

Справочные данные: Приказом руководителя установлен срок полезного использования объекта НМА — 20 лет (седьмая амортизационная группа).

Согласно учетной политике амортизация начисляется линейным способом в бухгалтерском и налоговом учете.

Обращаем внимание на то, что передача исключительного права на селекционное достижение является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ, подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В бухгалтерском учете делаются следующие записи.

В декабре 2017 г.

Дебет 08-5 Кредит 60

— 2000 000 руб. — отражена покупная стоимость патента на сумму без НДС;

Дебет 19-2 Кредит 60

— 360 000 руб. — отражена сумма «входного» НДС согласно счету-фактуре продавца;

Дебет 60 Кредит 51

— 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства продавцу патента;

Дебет 08-5 Кредит 76, субсчет «Расчеты по патентной пошлине»

— 660 руб. — начислена пошлина за государственную регистрацию договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по патентной пошлине» Кредит 51

— 660 руб. — перечислена пошлина за государственную регистрацию договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение;

Дебет 04 Кредит 08-5

— 2000 660 руб. (2000 000 руб. + 660 руб.) — отражается постановка на учет НМА по фактической (первоначальной) стоимости;

Дебет 68, субсчет «Учет расчетов по НДС» Кредит 19-2

— 360 000 руб. — предъявлена к вычету сумма «входного» НДС по принятому к учету объекту НМА.

В этой ситуации первоначальная стоимость объекта НМА для целей налогового учета будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета на расходы по оплате пошлины за государственную регистрацию договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение.

По Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 283-О патентные пошлины хоть и не обладают рядом существенных признаков налогового платежа, но по своей сути подпадают под понятие сбора, установленного п. 2 ст. 8 НК РФ (см. также решения ВАС РФ от 28.08.2012 № ВАС-5123/12, от 11.04.2012 № ВАС-308/12).

В налоговом учете этот расход признается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что по поводу патентных пошлин Минфин России высказал иную точку зрения. Так, в письме от 06.02.2006 № 03-03-04/1/88 Минфин России отмечает что «стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом (см. также письмо Минфина России от 12.08.2011 № 03-03-06/1/481). Учитывая изложенное, расходы на приобретение первоначального патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец формируют стоимость нематериального актива».

В любом случае право выбора остается за организацией. Если патентные пошлины будут учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо будет составить налоговый регистр-расчет формирования первоначальной стоимости объекта НМА и сделать запись в регистр учета прочих расходов, связанных с производством и реализацией (см. табл. 1).

Таблица 1. Регистр-расчет формирования первоначальной стоимости объекта НМА