Ликвидация академик кто

Все мы наслаждались прекрасной игрой актеров в сериале Ликвидация: следователь УГРО Гоцман — Машков, бывший вор Фима — Маковецкий, Маршал Жуков — Меньшов, майор Кречетов — Академик — Пореченков. Мы переживали за обаятельного Гоцмана и пытались догадаться, кто же Академик и чего он добивается.

В течение всего сериала мне казалось странным одно — о каком таинственном Центре все время говорили бандиты? Действие происходит в 1946 году, когда фашистская Германия разгромлена. Там вроде бы не могло быть никаких тайных центров и шпионов. Но тайный враг в сериале присутствует, на этом основана вся фабула. Причем этот враг — не банальные воры и шпана, а сильный противник, угрожающий самой советской власти в лице маршала Жукова — победителя Германии.

Лишь в самой последней сцене фильма выясняется, что тайный враг Академик, он же майор Кречетов, вовсе не является фашистским наймитом, как это могло показаться в начале. Он просто антикоммунист, ненавидящий Советы и сражающийся за свободную Украину. Я был разочарован. Я не за того парня болел! Я — антикоммунист, и Кречетов — антикоммунист. А Гоцман — коммунист. Какого черта я сопереживал коммунисту Гоцману? Какого черта я хотел, чтобы антикоммуниста Академика выловили и наказали? Ведь оказалось, что Академик — вовсе не фашистский наймит. Да, он связан с Центром, но получается, что Центр — это никакая не тайная фашистская ставка, а организация патриотов Украины. Эти патриоты хотят жить в некоммунистической независимой от СССР Украине и отдают за это свои жизни. Получается, что Академик — эта кто-то вроде послевоенного батьки Махно одесского масштаба, герой, погибший от рук душителей свободной Украины.

Мы болели за Гоцмана против Академика, так как Академик показан жестокой бездушной машиной, не щадящей собственную жену, невинного сына Гоцмана и многих других мирных жителей Одессы. Не понятно, чего добивается Академик, но опирается он на уголовников и бандитов. По всем признакам Академик — отрицательный герой. Но если бы сериал снимали в сегодняшней Украине, то героем, очевидно, показали бы не Гоцмана, а Академика. Именно в этом сила искусства: в зависимости от желания заказчика положительных и отрицательных героев можно менять местами.

Заметьте, в сериале есть параллели с нашим временем. Идет соперничество между силовыми ведомствами: уголовный розыск против военной контрразведки. Еврейский следователь против русского разведчика. Следователь стоит за соблюдение закона. Разведчик идет на массовые незаконные убийства шпаны и блатных для скорейшего достижения цели — ликвидации преступности в городе. Маршал Жуков в начале поддерживает разведчика, потом под давлением обстоятельств занимает сторону Гоцмана и примиряет соперников.

Другая параллель — местные чиновники. Жуков откровенно издевается над ними и ни во что не ставит. Чиновники не нужны Жукову для наведения порядка, ему нужны лишь силовики. Реальная опора политика — военная сила и специальные агентства, но никак не чинуши — администраторы. Силовики не должны соперничать друг с другом. Сила — в единстве и сотрудничестве специальных агентств, реально управляющих городом. А советские администраторы — это бесполезные клоуны.

В общем, сценарист и режиссер очень сильно постарались, чтобы ублажить нашего Президента — любителя специальных агентств, силовиков и армии. И они не забыли, что нашему Президенту для сплочения народа России сейчас очень нужны враги к западу от России. И даже если эти враги не очень враждебные, все равно очень нужно нарисовать их коварными и злыми. А поскольку в 1946 году такой злой и коварный враг на Западе еще не нарисовался, то пришлось врагом Советов назначить патриота Украины и антикоммуниста.

Так вот и случилось это недоразумение, в том смысле, что положительным героем сериала оказался коммунист, а антигероем — патриот Украины и антикоммунист. В наше время торжества рыночных отношений и демократии в России как-то странно делать положительным героем коммуниста и борца с патриотами свободной Украины.

Вот Президент наш, в отличии от авторов сериала, демонстрирует уважение к патриотам суверенной некоммунистической Украины — встречается с Ющенко, миролюбиво решает с ним вопросы двусторонних отношений. По ТВ нам показали лишь один напряженный момент их последней встречи: в ответ на вопрос украинской журналистки Путин воскликнул, что ему даже представить страшно, как могут русские ракеты быть нацелены на Украину, вступившую в НАТО. Ющенко проигнорировал это восклицание. Он, очевидно, вполне может себе представить, что русские ракеты могут быть нацелены на Украину — члена НАТО, и ему от этого не страшно.

В общем, сериал получился хороший, но с очень странной идеей в основе сюжета: справедливая борьба положительного героя — коммуниста с негодяем — антикоммунистом. Должно быть ровно наоборот. Если бы Гоцман весь фильм гонялся за банальными уголовниками, как Жиглов в «Место встречи изменить нельзя» — это было бы честно, но без необходимой Путину идеологической подоплеки. А уж если коммунист Гоцман реально боролся с антикоммунистом и патриотом Украины Кречетовым, то, может быть, ради восстановления добрососедских отношений с Украиной стоило положительным героем сделать Кречетова?

Сериал «Ликвидация»: А Гоцмана — ликвидировать!

Не, я не против того, что мою родную Одессу перелицевала под себя московская шпана. Бог с ним: Одесса — город-легенда, и каждый видит в ней то, что хочет увидеть. Бабель в конце концов тоже не вел хроники Молдаванки. Пусть с языком пересолили поначалу, пусть с историческим фактом фильм не имеет ничего общего. Одессу выдумывали во все времена, и ничего с этим городом плохо не стало. Но вы дайте мне фильму! Детектив обещанный дайте!

И я вам прощу сотрудника милиции Якименко , командующего регулярными воинскими частями. Безумного эзотерика, сотрудничавшего с фашистами. «Лесных братьев», выползающих из приодесских степей. И даже подругу бандита Чекана Иду Кашетинскую с ее сном о возлюбленных, плывущих в лодке посреди воды, когда даже мальцы, воспитанные на Спайдермене, понимают: в следующей серии Иду и Чекана убьют в море.

У детектива есть два варианта развития событий:

1. Когда преступления раскрывают в последний момент и итог оказывается неожиданным для зрителя.

2. Когда нам, зрителям, преступник известен заранее и мы со стороны следим, удастся ли следователю его вовремя накрыть.

В «Ликвидации» детектив кончился, когда кончился Фима Полужид, который хоть что-то пытался выяснить. Что делают герои остальные десять серий и зачем?

Вечно с трехдневной щетиной замначотдела по борьбе с бандитизмом местного угро подполковник Гоцман:

Постоянно хамит старшим по званию, а те умиляются.

Покрывает бандитов и воров, хотя по должности обязан их искоренять.

Хлопает себя по галифе и приговаривает: «Картина маслом!»

Неоднократно и с особым цинизмом дерзит женщине, за которой ухаживает.

Дважды отправляется в СИЗО (тут уж окончательный кол сценаристам — нельзя один и тот же ход использовать два раза!).

Только следствие он не ведет никак. Можно догадаться, что он должен бы искать Академика. Но, видимо, авторы сами понимают, что засланного агента выслеживать милиция не может — это и впрямь дело контрразведки. Отсюда и выплывает волоокий супермен Платов, «посланный из Киева » (спасибо, не из Ташкента !).

А майор Кречетов (он же Академик)? Как он нежным взглядом Альхена, глядя на Гоцмана и одновременно отстреливаясь, признается: и врача, мол, убил, и Фиму, и мальчика. Товарищ бандит, а старушку-процентщицу случайно не вы?

Ощущение, что к последним сериям режиссер подустал, интрига развалилась, а герои стали, как говаривал Якименко, уж совсем шлемазл (неудачники, то есть).

Обидно, ребята! Вас же одесситы борщом и пирожками кормили.

Александр МИЛКУС

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

И чего вам не хватает?

Господи! Да сколько можно оценивать каждый фильм с высоты Каннского фестиваля?

Напоминаю: это сериал, развлекательный, детективный и очень забавный. Мне было интересно. И еще — всей стране, если не ошибаюсь. А я, судя по рейтингам, не ошибаюсь.

Почему никто не ищет исторические ляпы в « Чапаеве » или в «Подвиге разведчика»? Нормально, когда актер Кадочников в одиночку рушит всю гитлеровскую Германию ? А мне опять же нравится.

Для начала — актеры в «Ликвидации» выложились на всю катушку. И актеры отличные. На художественное оформление денег явно не жалели. Придираться к сценаристам — последнее дело.

Они придумали свое — авторское — произведение.

По институтской программе помню, что критики весьма жестко высказывались о том, что Достоевский как-то сумбурно закончил роман «Униженные и оскорбленные». И где те критики?

Главное достоинство фильма, на мой взгляд, — начни его показывать снова, его снова и посмотрят. Все остальное — вкусовщина.

А может, дело в том, что зимой здорово было оказаться в теплой Одессе и все равно какого года. А не в тусклом, депрессивном Петербурге тоже очень качественного сериала «Преступление и наказание».

КСТАТИ

Сегодня на канале « Россия » в 18.05 повторят четыре заключительные серии «Ликвидации». А в 22.55 — документальный фильм «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации».

Павел САДКОВ

Вот это «Фитнес»: ради роли актриса похудела на 20 кг

Актриса Софья Зайка сбросила вес всего за два с половиной месяца

Песня Максим и несравненная Чиповская: новый сериал «Пекарь и красавица» расскажет историю Золушки наоборот

Очередная романтическая комедия о неравной любви ждет нас на канале СТС с 18 февраля

Гонорары на ТВ: на ток-шоу артистам платят в 10 раз больше, чем в документальных проектах

Откровения из личной жизни стоят дороже воспоминаний о коллегах

Спасите наши уши

В новом шоу из безголосых сделают Шаляпиных и Нетребко

Заставить себе поверить! Почему Пореченков хочет посмотреть сериал «Гадалка»

Многосерийный фильм с элементами мистики начнут показывать на Первом канале с 11 февраля

В туалете есть бумага, в небесах парит «Конкорд»

— Сегодня мы вспоминаем 1969 год и фильм «Мама вышла замуж», — весело сказала Юлия Меньшова в премьерной программе на Первом «Наши люди». — Герои этой картины не стиляги, не модники, они самые обычные…

Появились первые официальные фото восьмого сезона «Игры престолов»

От Матери Драконов до Леди Винтерфелла

Сериал «Остаться в живых» может вернуться

Топ-менеджер телеканала, где показывали шоу, заявил, что хочет возобновить съемки

Сценарист сериала «Ланцет» на Первом канале: «Если о врачах написать правду, это будет ужастик, который Голливуду и не снился»

Автор сценария Валерия Подорожнова из Ростова-на-Дону рассказала всю правду о докторе Ладынине, прототипах и постановке диагнозов

И снова седая новь

Российское телевидение продолжает агонизировать, выплескивая в судорогах одну за другой ностальгические передачи

«Яндекс» снимает сериалы, которые убьют телевидение

Компания готова тратить миллиарды, чтобы стать «русским Netflix»

По роману Умберто Эко «Имя розы» сняли сериал

Это вторая экранизация знаменитого интеллектуального детектива Умберто Эко. В 1986 году на большие экраны вышел фильм Жан-Жака Анно с Шоном Коннери и Кристианом Слэйтером

Сериал «Ходячие мертвецы» продлен на десятый сезон

Телеканал АМС анонсировал дату возвращения зомби-драмы [видеообзор]

Возрастная категория сайта 18+

ne_oleg

Конкретный анализ конкретных обстоятельств

Сразу предупреждаю — этот пост только для тех, кто смотрел фильм. Иначе испортите себе всё удовольствие от просмотра. В фильме остается несколько непроясненных моментов (имеются в виду только то, что касается сюжета) — вроде бы с большей частью из них удалось разобраться. Если у кого остались вопросы по сюжету, буду рад ответить. Я рассматриваю только сюжет и не касаюсь таких вопросов, как насколько реалистично показана Одесса, на кого работает Академик, мог ли существовать старик-эзотерик, откуда взялись «лесные братья» на юге Украины и т.п..

Смотрите так же:  Лицензия на дмс

Для удобства объединил непонятные моменты вместе с кратким содержанием серий. В содержании освещаю только главную линию «Гоцман-Академик», без второстепенных (Жуков в Одессе, линия Мишки Карася, любовные линии героев и т.п.)

Давид Гоцман ловит бандита Сеньку Шалого. Под давлением Фимы Сенька обещает показать, где хранил награбленное. Случайно Фима встречает беспризорника Мишку Карася и тот показывает тайник украденного обмундирования. Гоцман едет в военную прокуратору, где впервые встречает Кречетова. Кречетов передает дело самому безотвественному следователю Наимову. На ночь в тайнике остается конвой УГРО.

Фима успеваем забрать несколько гимнастерок из тайника (выясняется позже).

За кадром. Кречетов узнает, что тайник найден и дает приказ Чекану ночью вывезти обмундирование.

На улице Арбузной Чекан грабит инкассаторов на «додже». Навел на инкассаторов Эва Радзакис, который работал водителем.

Мелкие важные детали. Кречетов участвует во встрече Жукова на вокзале и его начальник сообщает «С переводом в Москву пока придется повременить». То есть у Кречетова были планы уехать в Москву еще в начале событий.

С первой же серии появляется немного странный врач Арсенин, который в куре всех дел. На него невольно падает подозрение.

Чекан ночью приезжает к тайнику, убивает конвой УГРО и забирает обмундирование. Мишка Карась успевает вызвать УГРО, в результате погони машина бандитов взрывается, Эва Радзакис погиб, Чекан и его друг Толян уходят в катакомбы.

Считаем — это первый уход Чекана от преследования.

Чекан прячется у контабандиста Седого Грека, где случайно встречает свою старую подругу Иду. Ида появляется у Седого Грека как наводчица на сберкассу.

На дне рождении Гоцмана Фима сообщает, что узнал с какого склада ушло обмундирование по фальшивой накладной. Гоцман рассказывает об этом Кречетову. Фима пытается копать дальше и идет к фальшивомонетчику Роди, чтобы выяснить, кто сделал эту накладную.

За кадром Кречетов узнает про накладную, сразу отправляется к Роде и убивает Фиму. В последней серии выясняется, что это было незапланированное убийство — Кречетов шел предупредить Родю и там столкнулся с Фимой. Другого выхода не было.

Опять же врач Арсенин был в курсе накладной и расследования Фимы, так как присутствовал на дне рождении.

Чекан готовится к ограблению сберкассы.

Гоцман собирает всех криминальных авторитетов города и ставит им условие — выдать убийцу Фимы за три дня. Даёт наводку на Чекана — «капитана со шрамом».

Блатные начинают искать Чекана и находят его почти в момент ограбления сберкассы. Чекан замечает слежку, отменяет операцию и убивает трех блатных.

Считаем — второй уход Чекана от преследования.

Дядя Ешту сообщает Гоцману, что блатные к убийству Фимы отношения не имеют и Чекан может скрываться у контабандиста Седого Грека. Также дядя Ешту говорит, что Чекан работает на некоего Академика и во время войны он сотрудничал с немцами.

Группа Гоцмана выясняет, что машина Чекана недавно проходила кап.ремонт и вероятно всего на судоверфи. Вторая ниточка к Седому Греку.

Кречетов отстраняет от дела следователя Наимова и берет дело себе. Параллельно выясняется, что были еще хищения со складов.

Жуков отчитывает главного интенданта округа Воробьева о хищениях на складах. Кречетов предлагает ввести пароли, чтобы предотвратить хищения.

Чекан едет получать вещи со склада по очередной поддельной накладной, но не знает, что введены пароли. Охрана склада открывает огонь, Чекан раненый уходит.

Считаем — Чекан третий раз выбирается невредимым.

В тот же вечер Чекан на пару с Идой убивает главного интенданта Воробьева. Их видел патруль возле дома интенданта. Это убийство изначально пытается замаскировать под самоубийство.

Кречетов выдвигает теорию: интендант проворовался, хотел написать заявление о переводе в другой округ и избавиться от подельников, не сообщив им пароли. Однако подельники выбрались из ловушки и отомстили интенданту. Пытались замаскировать дело под самоубийство, чтобы не брать на себя лишний труп.

Группа Гоцмана берет Седого Грека, однако Толян Живчик убивает Седого Грека на пути на допрос.

Гоцман отправляет запрос по каналам контрразведки по поводу прошлого Чекана. Некий заключенный рассказывает, что учился в разведшколе Абвера в Одессе во время войны и вместе с ним одним из курсантов был Чекан. Также был суперсекретный агент Академик, но его лица никто не видел. Удается узнать привычку Чекана — он покупал пирожные своей даме.

УГРО устанавливает слежку возле кондитерской, засекают там Чекана, но он убивает двух сотрудников и уходит.

Считаем — Чекан четвертый раз выбирается невредимым.

Кречетова по его просьбе переводят в УГРО для объединения усилий в расследовании дела.

Мелкие детали. Гоцман видит, что Арсенин хорошо разбирается в оружии и патронах. Снова наводит подозрение.

В кадре первый раз появляется Штехель и он очень сильно похож на Арсенина. Путаница усиливается тем, что Штехель делает перевязку Чекану.

За кадром. Похоже, Академик сообщил Чекану, что на склад ехать не надо, просто эта информация дошла до него с опозданием. У Академика пока нет мотивов убивать Чекана.

Чекан и Ида собираются уйти в Турцию. Подельник Чекана Толян ставит мину на баркас и вынуждает его встретиться со Штехелем в катакомбах. Пока Чекан встречается со Штехелем, подручные Штехеля похищают Иду и оставляют её в заложниках, чтобы можно было управлять действиями Чекана.

В городе у блатных появляется много оружия, которое было до этого вывезено Чеканом по поддельным накладным. Через несколько дней Гоцману удается выяснить, что оружие идет через Чекана, посредником которого является картежный шулер Саня-Сам-Не-Знаю.

Гоцман организует засаду на Чекана, однако он не приезжает на очередную сделку.

За кадром. Потому что Академик сообщает Чекану, что на сделке будет засада.

Гоцман заключает договор с Сенькой Шалым — он его отпускает с тем условием, что Сенька попытается устроится водителем к Чекану и как только это произойдет, сообщит, где Чекан.

Мелкие детали Гоцман в разговоре с шулером Саней-Сам-не-Знаю говорит о том, что у него был комвзвода — сильный картежник.

В город приезжает Леонид Утесов, на концерте арестовывают всех криминальных авторитетов города.

Ключевая серия к разгадке тайны Академика.

В городе начинают погромы, Чекан по заданию Академика использует беспорядки, чтобы захватить оружие со складов. Водителем на одной из машин работает Сенька Шалый, который сообщает о месте, где скрывается Чекан.

Очередная облава на Чекана и снова он уходит невредимым. Считаем — это пятый раз.

За то на той же квартире находят Родю, которого доставляют в отделение. Гоцмана и Кречетова выезжают по ложному вызову и по возвращению находят Родю задушенным. В подозреваемых караульный Охрятин.

Гоцман понимает, что Охрятин не виновен, а Родю задушил конвойный Лужов с гимнастическими способностями и ему явно кто-то помогал. Лужова арестовывают, однако его убивают при попытке к бегству.

Сеньку Шалого убивают блатные.

Гоцман обсуждает события дня с начальником контрразведки Чусовым.

Мелкие детали. Первая интрига закручивается вокруг шнурка, которым задушили Родю. Видно, что Кречетов забирает шнурок себе, однако потом не может его найти.

Когда задерживают Лужова, Кречетов как бы на чувствах достает пистолет с намерением застрелить Лужова, однако фактически вкладывает ему этот пистолет в руку при попытке Лужова к бегству.

Забавно выглядит сцена допроса Роди Кречетовым, если предположить, что Родя знал в лицо Академика (например, если вклеивал его фото в какие-нибудь документы).

За кадром. Непонятно, кто сделал ложный звонок-вызов на квартиру к Довжику. Это мог быть Лужов, однако ему надо было заранее залезть шкаф, а значит его кандидатура отпадает. В шкаф он залез скорей всего, когда Кречетов послал Охрятина за горячим чаем для Роди. Либо в шкаф можно было залезть другим способом.

Начальник контрразведки Чусов задает вопросы Гоцману про Виктора Платова, бывшего комвзвода Гоцмана. Странная цитата:

Чусов: Где он сейчас, знаете?
Гоцман: Нет, а шо?
Чусов: Ничего. Ничего хорошего.

За кадром. Линия Платова — самая малопоясняемая в фильме. Других версий нет, кроме как той, что Виктор Платов — агент контрразведки, который подчиняется Чусову. Загадочно выглядит в этой связке «Центр» в Киеве, из которого якобы приехал Платов — один из самых критикуемых моментов в фильме. Возможно Чусов засылает Платова раньше, чем Гоцман придумывает свой план, чтобы наконец выяснить, кто такой Академик. Дальше появляется дополнительная миссия Платова — спровоцировать Академика на активные действия и эта миссия согласуется с планом Гоцмана. Но почему «ничего хорошего»? Чтобы запутать зрителей?

Племянник Штехеля следит за Кречетовым и затем пересказывает Штехелю всё, что видел.

За кадром. Далее видно, что таким образом Кречетов выходит на связь со Штехелем — есть определенные жесты, которые подразумевают определенные действия.

Гоцман начинает подозревать всех своих подчиненных, в том числе Кречетова.

Довжик просит старика-эзотерика о встрече с Гоцманом.

Кто-то взрывает квартиру Гоцмана, однако он в это время ночует у Кречетова.

За кадром. Больше похоже, что это сделали блатные, хотя дядя Ешту говорит, что это «не наши».

Странный эпизод с Марком, который приехал после операции.

Марк: Где Фима?
Гоцман: Нету Фимы.
Марк: Его убили, а я знал.
Гоцман: Ты шо-то еще знаешь?
Марк: Знаю.
Гоцман: Что?
Марк молчит, смотрит вопросительно на доктора Арсенина. Потом «Что дальше, Дава? Что дальше?»

Арсенин затем спрашивает Гоцмана:
— Нашли сообщника Лужова?
— А с чего ты взял, что был сообщник?
— Ну я конечно не детектив, но Конан-Дойля читал, там были похожие сюжеты
— Ну это тебя не касается

и чуть позже:
— Давид, как думаешь, отчего мне тревожно? Ладно, закрыли тему.

За кадром. Придерживаюсь точки зрения, что Арсенин не виновен, просто он чувствует, что Кречетов предатель и его скоро за эту догадку убьют.

Мелкие детали Арсенин как врач за время сериала рекомендует:
* курагу;
* молоко;
* побольше фруктов и овощей;
* горячий сладкий чай;

Забавно, ни одного лекарства.

Гоцман идет к Норе и она рассказывает ему, что на самом деле не Нора. «Нора — это из Ибсена». (Ибсен — популярный в то время драматург, пьеса «Кукольный дом». Хотя вряд ли Гоцман в курсе).

Виктор Платов переигрывает в карты двух шулеров и это вроде как считается его первой проверкой.

Довжик забирает Гоцмана на встречу со стариком-эзотериком.

Встреча с эзотериком — самый непонятный эпизод в фильме.

«Нора — это из Ибсена» — этой фразой эзотерик, видимо, показывает, что умеет читать мысли. Далее он дает основные наводки на Академика:
* без лица, может быть любым
* настолько свой, что никто даже и подумать не может;
* выходил из здания УГРО
* этот человек не будет размениваться на мелочи. Ударит один раз, но громко;

Эзотерик произносит «Гоцман, или как вас там на самом деле?» — похоже эта фраза произносится только для того, чтобы запутать зрителей, так как после этого в форумах начинают подозревать Гоцмана. «У вас нет будущего» — означает, что Гоцман скоро умрет?

Дальше еще страннее: «О чем вы думаете? Я не могу прочесть ваши мысли! Оставьте спицы!» (в этот момент Гоцман вытаскивает спицу из подушечки). Гоцман уходит озадаченный.

Чекан следит за Рыбоглазым (связным между ним и Штехелем) и пытается выяснить, где Ида. В это время его засекает один из «стрелков». Рыбоглазый убит, «стрелка» арестовывают, Чекан уходит невредимый.

Считаем — это шестое счастливое спасение Чекана.

Расследуя убийство Рыбоглазого, майор Довжик выходит на квартиру, где жила Ида. Женщину задерживает УГРО. На допросе она отказывается выдать своего любовника Чекана, но соглашается показать, где бандиты прячут оружие.

За кадром Похоже Академик инструктирует Иду, как надо правильно отвечать на допросе, так как приходят они к самому выгодному варианту, который потом ведет к освобождению Иды.

Смотрите так же:  Сколько будет стоить вступление в наследство

Новоселье Давида Марковича. Точнее ремонт после взрыва. Приходят Кречетов, Арсенин, Якименко. Арсенин между делом выясняет, что Кречетов не служил на 2-м Белорусском фронте, так как не знал про дело интенданта Шанина.

Арсенин в темной подворотне говорит свою последнюю фразу в фильме: «Я знал, что Вы захотите со мной встретиться».

За кадром. Похоже, что Арсенин увидел Кречетова, но странно, что обратился к нему на «Вы», так как до этого общался с ним на «ты» — «А ты интенданта Шанина знал?» Предполагаю, что Кречетов повел Арсенина в катакомбы и там его убили. Штехель помог избавиться от тела — об этом разговор в 12-й серии.

Ида едет показать, где Чекан прятал оружие. Там засада.

В седьмой раз Чекан уходит невредимым. Погибает водитель Гоцмана Васька Соболь.

Мелкие детали. Кречетов держит Иду, она убегает, когда рикошетом ему оцарапывает висок. Вроде всё реалистично.

За кадром. Чекан и Академик знали друг друга раньше, это факт. Первое подтверждение: Толя-Живчик говорит как-то в разговоре с Чеканом «Вы же друзья были?». Второе подтверждение в разговоре Кречетова и Чекана в 13-й серии, который подслушала Тоня (мы три года вместе). Получается план Чекана — убить Академика и уйти с Идой за границу. И Чекан сознательно кидает гранату под ноги своему шефу.

Новый водитель также служил на 2-м Белорусском и слыхал за интенданта Шанина. У Гоцмана все подозрения сходятся против Кречетова. Для вида он посылает Леню Тишака расследовать, что случилось с Арсениным.

Гоцман идет арестовывать Кречетова, по пути они вместе заходят в ресторан. Кречетов начинает разговор сам и выкладывает все аргументы Гоцмана против себя. Потом выдает сов.секретную информацию о том, что он не служил на 2-м Белорусском, а был в одесском подполье. И в свою очередь говорит, что у него есть подозрение, что Академик — это Гоцман. Далее Кречетов переводит разговор на Арсенина и поддерживает версию, что главный злодей — Арсенин, а Академика вообще не существует.

Один из аргументов — Кречетов запомнил узел на шее Роде и это самурайский узел.

Гоцман возвращается домой, но потом тайно идет к Чусову и задает вопрос, правда ли что Кречетов был в одесском подполье. Чусов подтвреждает.

Мелкие детали. Очень странно, что факт причастности Кречетова к одесскому подполью так радует Гоцмана. Ведь подозреваемых три — он, Кречетов и Арсенин. Так он точно знает про себя и знае, что Академиком не может быть Арсенин, то в любом случае остается Кречетов. Одесское подполье только указывает на близость Кречетова к школе Абвера. Хотя кажется, что радость весьма краткосрочна и Гоцман сам понимает, что это ничего не меняет.

Гоцман с Тишаком находят квартиру, где пару раз видели Родю. Гоцман проникает в квартиру через окно, что-то находит в секретном отделении стола и уходит из квартиры.

За кадром. Одна из версий — Гоцман видит удостоверения с вклееной фотографией Кречетова? Поэтому тихо уходит из квартиры не поднимая шума, окончательно уверенный в своей версии. Иначе эпизод теряет всякий смысл.

Виктор Платов на пути к Академику. Проходит еще одну проверку — два человека представляются как сотрудники контрразведки, показывают удостоверения, Платов их убивает.

За кадром Странная проверка — если то, что Платов положил проверяющих, было неправильным поступком, то какого же поведения от него ожидали? Он по легенде из Центра, Штехель это знает. К нему приходят контр-разведчики. Если он засланный, он должен сказать «Ребята, спокойно, я тоже контр-разведчик», а если не засланный? Всё отрицать, прикинуться обычным шулером и ждать пока его отпустят? С другой стороны, если он засланный, то он как раз и знает, кто настоящий контрразведчик, а кто нет.

Кречетов знаком показывает следящим за ним племяннику, что ищет встречи со Штехелем (похоже, знак для племянника — отряхивание штанов). Штехель встречается с Кречетовым на берегу моря.

— Арсенин не всплывет?
— Нет, оттуда не возвращаются
— Если что-то со мной случится, уберешь Гоцмана и подругу её, но вначале племянника. Все легли на дно, связь со мной по запасному каналу. За племянника прости.

Начинается большая игра. Чусов арестовывает Гоцмана на глазах у Кречетова.

Кречетов пытается участвовать в расследовании по делу Гоцмана. Едет к Норе, но Нору арестовывают и забирают. Дальше едет к Мишке.

Один из самых сильных моментов — Мишка залезает на лавочку, чтобы дотянуться до головы Кречетова и дает ему по морде «Ну и ссука ты, майор!»

Кречетов встречается еще раз со Штехелем в катакомбах. Кречетов подчищает следы — спрашивает Штехеля, нашли ли старика-психиатра. Начинается подготовка к финальной операции. Еще одна проверка для Платова — убить Мишку Карася.

За кадром. Катакомбы — это запасной канал связи?

Платов увозит Мишку Карася, несмотря на то, что за Мишкой следили Якименко и Довжик. Похоже, что вся операция заранее разыграна. Чусов перед Кречетовым разыгрывает драму, отчитывая Якименко и Довжика. «Я же предупреждал, подельники Гоцмана будут подчищать хвосты. » В пользу розыгрыша говорит то, что Чусов фактически начальник Платова и был в курсе похищения заранее.

За кадром С другой стороны, Якименко вроде недостаточно умен, чтобы понять, что всё это розыгрыш. А если не розыгрыш, то ведь и Платова могли застрелить?

Кречетов на квартире у Штехеля с Чеканом и Толиком-Живчиком встречается с Платовым. Платов сообщает, что в Центре не довольны Академиком и оружие повстранцам не было поставлено. Академик рассказывает свой план захвата Одессы.

Мелкие детали Перед встречей Кречетов говорит Чекану «Мы три года уже вместе». Еще раз подтверждает, что Чекан знал Академика в лицо.

Спецоперация. Традионно (а если быть точными в восьмой раз) Чекану удается уйти от погони и сесть в лодку.

— Где же это я просчитался? Ты же вроде мне поверил?
— На узелке с шее Роди.
— Не японский узелок?
— Не, не японский.

За кадром. Информация в тему с форума БДСМ (да, даже там люди обсуждали «Ликвидацию» — воистину народный сериал):

— Существует ли на самом деле книга «Узлы Востока»?

— Такая книга есть. Последнее издание 56 года. К сожалению весьма редкая. Одна из них мне попала в руки в Москве на полчаса. Но ничего там эдакого интересного нет. Многие известные узлы просто напросто переназваны на восточный красивый манер.

самурайский узел «свистящая змея» не что иное как обычный узел затягивающаяся удавка
http://www.katamaran.ru/knot/k67.htm

Так что диалог на самом деле ничего не проясняет — узел и японский, и неяпонский одновременно. Но суть в том, что Гоцман не видел узел и тем более не запомнил его. Альтернативная версия — у УГРО ничего не было на Академика и они сознательно ждали провокации с его стороны. Это и случилось — захват Гоцмана в заложники и последующие события.

Диалог Кречетова и Гоцмана:
— А Фиму кто убил?
— Я. Я как узнал про накладную, сразу к Роде. Прям в дверях столкнулись.
— А Арсенина кто?
— Тоже я. Тело в море утопили. Где, не знаю. Да и неважно это. Мишку тоже я.
— Вот это хрен тебе. Платов мой комвзвода. С Мишки даже волос не упал.

За кадром. Еще одно подтверждение, что Платов — агент Чусова, иначе бы Гоцман не мог знать, что Платов в городе и встречался с Академиком.

Эпизод с падением.

Мелкие детали Перед совместным падением Гоцман смотрит вниз — хорошо видно, что там высота одного этажа (камера скользит вниз, а потом вверх). То есть они упали примерно с 4 метров. И на траву. Тяжко, но не смертельно.

* Толю-Живчика арестовывают на улице;
* Чекана расстреливают в лодке на пути к баркасу, сразу же на баркасе убивают Иду;
* Штехеля убивают в той же лодке, что Чекана, когда он спускается забрать сумочку Иды
* баркас с остатками банды уходит в Турцию? Либо это простые контрабандисты, которые не захотели с собой брать агентов Абвера

«Ликвидация» 10 лет спустя: Всем сидеть, он — Гоцман!

Вспоминаем, кто воплотил ключевых персонажей сериала и как с тех пор изменилась жизнь актеров.

Как будто это было вчера. «Тудой», «сюдой» и «не расчесывай мне нервы» от харизматичного начальника угро Гоцмана в широкой кепке. Добрый и наивный Фима, которого убили так быстро. Тетя Песя с перекормленным сыночком Эммиком. Злодей Чекан и его роскошная зазноба — Ида Казимировна. Неповторимый юмор и живой язык. Все такие родные, словно ребята с нашего двора, а не герои фильма о бандитской Одессе.

10 лет назад в эфир канала «Россия 1» вышел проект «Ликвидация».

И это, пожалуй, единственный российский сериал, про который все без сомнений и хором говорят: круто и достойно. Журнал «Телепрограмма» вспоминает ключевых персонажей картины и актеров, сыгравших их.

Михаил Пореченков, 48 лет

Исполнитель роли оборотня в погонах Академика (майора Кречетова) Михаил Пореченков тоже был весьма популярным актером на момент начала съемок «Ликвидации». И говорят, что в Одессе его встречали чуть ли не теплее, чем Машкова. Актер уже прославился благодаря сериалу «Агент национальной безопасности», фильмам «Механическая сюита», «Трио»,

«9 рота» и «Связь». И взялся за Кречетова с особым усердием. Для начала сильно поправился, чтобы герой-антагонист максимально отличался от сухого и мускулистого Гоцмана. На съемках актер был самым большим раздолбаем и чаще всех колол партнеров. В интернете гуляет видео, на котором Пореченков минут 10 подряд смеется над Машковым, который пытается выговорить слово «обмундирование», сидя в актерском вагончике со сценарием.

После «Ликвидации» Михаил продолжил играть в МХТ им. Чехова, где Машков теперь ставит спектакли. А еще снялся в сериалах «Белая гвардия», «Доктор Тырса», «Мурка» и сыграл Ивана Поддубного в одноименном фильме. Вел шоу «Битва экстрасенсов». У актера четверо детей от разных браков, а два года назад он стал дедушкой.

Сергей Маковецкий, 59 лет

Бывшего киевлянина Сергея Маковецкого в проект ввели экстренно. Роль бывшего щипача Фимы играл Андрей Краско, но актер скончался во время съемок от инфаркта. Маковецкий услышал приглашение в «Ликвидацию» по телефону от Урсуляка — буквально через пять минут после того, как узнал по телевизору новость о гибели Краско. Актер идеально вписался в проект, даром что жена Маковецкого из Одессы. «В Одессе говорят очень красиво — так правильно, как нигде», — говорил потом он. Маковецкий постоянно созванивался с женой, уточняя верную интонацию, и часто гулял по городу, слушая, как говорят люди. Важно было не утрировать и не наигрывать одесский говор. Особый флер Одессы, как вспоминал актер, в умении незлобно пошутить в ответ. Один раз Маковецкий услышал, как в набитом троллейбусе девушка послала бабулю на три буквы, не поделив место. Та ответила ей моментально: «Милая, да я бываю там чаще, чем ты на свежем воздухе!»

После «Ликвидации» Маковецкий сыграл во многих популярных картинах: «Живи и помни», «Поп», «Жизнь и судьба», «Бесы», «Тихий Дон» и адаптации американского сериала «Родина» вместе с Владимиром Машковым.

Ксения Раппопорт, 43 года

Сыгравшая дерзкую любовницу злодея Чекана — полячку Иду, Ксения Раппопорт до «Ликвидации» часто играла в российских сериалах, но в основном эпизодические роли. Роль Иды актриса считает одной из самых сложных. Готовясь, актриса общалась с польской коллегой по театру: ходила за ней с диктофоном, спрашивала, а потом много раз слушала ответы.

После «Ликвидации» Раппопорт снялась в сериалах «Белая гвардия», «Ладога», «Мата Хари». И сыграла главные роли в фильмах «Юрьев день», «Дама пик», «Два дня».

Смотрите так же:  Дополнительный налог для ип 2019

От первого мужа у актрисы родилась дочь Аглая, ставшая звездой сериала «Интерны». От нынешнего гражданского супруга, молодого актера Юрия Колокольникова, — дочь София.

Владимир Машков, 53 года

Машков приходил в проект звездой: «Лимита», «Американская дочь», «Папа», «Вор», «Мама» — в его послужном списке была куча блестящих картин. Но роль подполковника Давида Марковича Гоцмана, списанного сценаристом с легенды одесской милиции Давида Курлянда, все равно стала особенной.

Машков буквально заболел этой ролью: переехал в Одессу, напитывался языком и колоритом этого города, консультировался с ветеранами милиции и авторитетами. А еще «высушился» почти на 20 кило, подстригся под полубокс и, по словам Светланы Крючковой, сыгравшей тетю Песю, «перевоплотился на клеточном уровне». И долго потом отучал себя шокать.

Карьера Машкова после «Ликвидации» развивалась так же бурно, как и до нее. Главные роли в фильмах «Край», «Григорий Р.», «Дуэлянт», ремейке советского «Экипажа» и адаптации американской «Родины». А еще небольшая, но заметная роль в голливудской франшизе «Миссия невыполнима».

Кроме того, актер вместе с 32-летней дочерью Марией рекламирует один из самых крупных банков России и в связи с этим недавно дал откровенное интервью, в котором признался, что практически не принимал участия в ее воспитании. Сейчас актер снимается в сериале «Юбилейный встречный», где исполняет роль дирижера военного оркестра.

Спешим обрадовать: у сериала будет второй сезон. Но когда, непонятно. По политическим причинам. Конечно, снимать надо в Одессе, а с этим сложности.

О продолжении проекта объявил глава кинокомпании «Марс Медиа» Рубен Дишдишян. Он же озвучил бюджет картины — 300 млн. рублей. Казалось бы, бери и снимай, особенно с учетом того, что контракт подписан с украинскими партнерами, компанией «Интерфильм». Съемки были запланированы на 2016 год. Но вдруг Дишдишян у себя в Фейсбуке признался:

«Действие нового фильма будет происходить спустя 10 лет после первой «Ликвидации» в Одессе. Сергей Члиянц, одессит, должен был быть исполнительным продюсером. Поскольку все слышали про некие черные списки российских актеров, мы решили проверить информацию. И были неприятно удивлены, что Володя Машков — невъездной на Украину… Будет досадно, если в такое кино вмешается политика!»

«Ликвидация»: «В Одессе все – либо анекдот, либо легенда…»

«…Василий, едем! – Кудой?» – этот кинодиалог мгновенно пошел в народ и словно стал паролем. Если собеседник в ответ решительно рубил: «Тудой!» — значит, и он в рядах поклонников сериала «Ликвидация»…

В конце 2007 года россияне будто вернулись в события 20-летней давности, когда вечерние улицы вымирали на час: тогда народ с упоением убеждался в том, что «Богатые тоже плачут», или переживал за судьбу Изауры, которой домогался коварный рабовладелец Леонсио. Однако на этот раз соотечественников манило к экранам не бразильское «мыло», а наш «родной» киношедевр, который-то и сериалом назвать язык не поворачивается. В самом деле: каких-то 14 серий! И после просмотра каждой не смолкали восторженные пересуды: «Вчера «Ликвидацию» смотрели? Ой, я умираю с Крючковой! А Машков, Машков-то хорош. А как Одессу показали великолепно! Ну, молодцы, могут же, когда захотят. »

Конечно, могут. Тем более что давно хотели – снять детективную историю про Одессу-маму. С юмором, погонями и перестрелками. Режиссер Сергей Урсуляк собирался даже экранизировать «Одесские рассказы» Исаака Бабеля, и тут — на тебе! – сценарист Алексей Поярков предложил отличный сценарий. Дело оставалось за малым…

Давид Гоцман: «Не расчесывайте мне нервы!»
Главный герой картины – заместитель начальника Одесского уголовного розыска Давид Маркович Гоцман. Гоцман решителен, отважен, непримирим к уголовным «элементам» и в то же время справедлив, за что снискал заслуженное уважение и честного люда, и криминальных авторитетов. Говорят, прототипом героя стал Давид Курлянд: в послевоенные годы «тезка» работал в Одесском УГРО и среди коллег имел почтительное прозвище «профессор» — за успехи в борьбе с бандитизмом, мошенничеством и фальшивомонетчиками. Правда, режиссер Урсуляк отрицает сходство Гоцмана с любыми реальными персонажами: «Для нас это собирательный, очень абстрактный образ. Нам был важнее одессит вообще, а не конкретный человек».

После просмотра фильма трудно представить, что кто-то мог сыграть легендарного Гоцмана ярче, чем Владимир Машков. А ведь Урсуляк и не предполагал снимать его, кандидатуру Машкова предложили продюсеры картины и режиссер не испытывал по этому поводу восторга: «Я знал, что Володя хороший артист, но его масштабность оценил только в процессе работы. На роль Гоцмана был прописан человек с совершенно другим типажом. Идея продюсеров снимать Машкова поначалу энтузиазма не вызывала… Но пообщавшись с ним, понял, что продюсеры не всегда советуют глупости, да и рабом сценария не нужно быть. Сейчас с ужасом думаю, что из-за своих амбиций мог упустить Машкова…»

А что же сам Давид Маркович, то есть, Владимир Львович? «Когда мне в руки попали первые девять серий, читал, не отрываясь! И так мне было обидно, что в девятой серии еще непонятно, кто же главный предатель. Позвонил режиссеру: «Послушай, мне не прислали последние серии… кто же там злодей?! Не говори, я прочту…» — о лучшем признании, наверное, и мечтать не стоит. Машков настолько вошел в роль, что, научившись «шокать» согласно одесскому говору, долго не мог избавиться от колоритной южной «мовы». А также брал мастер-классы у настоящих одесских «авторитетов на пенсии» — и блатной жаргон разучивал, и азы картежного искусства постигал. И еще «пять копеек» в ту же копилку: все трюковые сцены актер исполнял сам. Тотальная самоотдача принесла плоды: за роль Гоцмана Машков получил в прошлом году премию ТЭФИ и был признан лучшим исполнителем мужской роли, а «Ликвидация» — лучшим художественным сериалом.

Виталий Кречетов: «Давид, ты же мне вроде поверил…»
Это потом, «под занавес», обаятельный капитан Виталий Егорович Кречетов признается: «Думаешь, я за немцев? По мне хоть с чертом, лишь бы не с вами…» А на протяжении всего фильма предатель по кличке Академик виртуозно «отводит глаза» всем вплоть до проницательного Гоцмана. Перевоплотиться в немецкого шпиона довелось актеру Михаилу Пореченкову: в стенах УГРО и военной прокуратуры это «пскопской» увалень–любитель театра и жизни на широкую ногу, а за пределами учреждений правопорядка – расчетливый холодный преступник Академик. «Он умеет быть разным, это человек без лица», — предупреждал старик-эзотерик о сущности главного врага.

Пожалуй, слова в большей степени можно отнести к персоне Пореченкова, который предстал в «Ликвидации» подтянутым офицером с безупречными манерами, в то время как зрителям он запомнился развязным хамоватым Лехой Николаевым из «Агента национальной безопасности». Прямо скажем, изобразить убийцу-душегуба Академика у Пореченкова получилось средне – уж слишком глаза добрые… Актер так вспоминает о съемках в проекте: «Мы работали в команде с режиссером Сергеем Урсуляком, настоящим мастером. И там все были профессионалы, поэтому было интересно и несложно». Судя по лаконичности, постфактум Пореченков все-таки вжился в роль…

Маршал Жуков: «Одесса должна быть освобождена от бандитов!»
Приезд в Одессу Георгия Жукова – единственный исторически достоверный факт в сериале, в 1946 г. маршал Победы был по приказу Сталина назначен военным командующим города. Георгию Константиновичу удалось освободить «жемчужину у моря» от криминальной нечисти, которая буквально житья не давала. Для достижения цели в фильме Жуков пошел на операцию «Маскарад», когда десятки бывших разведчиков работали приманкой для воров и грабителей, чтобы затем безжалостно расстрелять их в упор. В архивах нет данных о секретном мероприятии, но одесситы-старожилы утверждают, что печально известный «Маскарад» имел место быть…

По признанию Урсуляка, сыграть Жукова на все сто по силам было только Михаилу Ульянову – и портретное, и характерное сходство налицо. Но легендарный актер покинул этот мир, поэтому роль предложили Владимиру Меньшову: «У Меньшова мужская природа, а главное, у него есть внутреннее право играть Жукова, это его масштаб личности». Никто не спорит, маршал получился убедительным. Правда, самые ярые поклонники исторической точности попеняли создателям «Ликвидации»: Жуков никогда не употреблял бранное слово «тухес».

Фима Михайлов: «Я твой друг, Дава…»
Пожалуй, роль завязавшего щипача Фимы – самая трагическая в «Ликвидации». Изначально играть его должен был Андрей Краско. Увы, актер отработал всего два съемочных дня… А потом Андрея не стало. Он остался в картине – всего в одном эпизоде, где снят со спины — режиссеру важно было сохранить Краско… «Мы только отсняли сцену, где я вез убитого Фиму в машине. Потом это повторилось наяву», — вспоминал Владимир Машков.

Актера, похожего на Краско, искать не стали. «Я вдруг понял, что Фиму может сыграть Сережа Маковецкий. Мы учились с ним в Щукинском училище, он снимался почти во всех моих картинах. Маковецкий – артист редкого обаяния, потрясающей органики, плюс ко всему он замечательный товарищ. Сережа понимал всю трагичность ситуации и пришел на помощь, за что я ему благодарен», — рассказывал Сергей Урсуляк.

Безусловно, Фима в исполнении Маковецкого удался на славу. Но почему-то кажется, что если бы бывшего вора играл Андрей Краско, персонаж получился бы гениальным, бессмертным, легендарным…

Одесса: «В цветущих акациях город…»
И все же главная роль в «Ликвидации» по праву принадлежит красавице Одессе. Съемки проходили в квартирах и подъездах, полвека не знавших ремонта – упустить такую натуру для киношников было бы преступлением. «Никаких примет современности!» — главный лозунг съемок соблюдался неукоснительно. Зарешеченные окна первых этажей маскировали ставнями, газовые трубы, проходящие снаружи, «превращали» в заросли дикого винограда. Ну и, конечно, целый месяц бились над неповторимым одесским говором. Мягкий южный акцент актерам ставил местный лингвист, а сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в «жемчужине у моря», чтобы раздобыть искрометные диалоги. Ведь невозможно представить одесский дворик без вездесущей тети Песи, которая радуется появившемуся в доме пианино: «Сыночка, ты посмотри, якая зверуга…» — или воюет с невесткой: «Разве ж эта Циля может нормально отгладить бруки?» Громко, сочно, заразительно.

И, конечно, отдельного спасибо и земного поклона заслуживает музыкальная подборка. Урсуляк самостоятельно решал, какой музыке место в его кинодетище, в результате атмосферу приморского городка 40-х изумительно передают песни Леонида Утесова и Изабеллы Юрьевой. Некий ропот вызвало появление в одном из эпизодов итальянской песенки «Два сольди», которая родилась только в 1954 году. Но Урсуляка не смутило опережение событий на несколько лет, к слову, таких «заимствований из будущего» в картине немало: «Фильм не претендует на абсолютную достоверность, это скорее фантазия на тему Одессы. Нам нужна была не правда, а некое правдоподобие…» Да и можно ли по-иному снять фильм о городе, где все становится либо анекдотом, либо легендой.