Статья 426 ГК РФ. Публичный договор

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую «слабость» потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя (в данном случае — медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК приведен «открытый» перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации «по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг». Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип «свободы договора» (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип «свободы договора» сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений («в порядке общей очереди»). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены «льготы для отдельных категорий потребителей».

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его «потребителем». Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина «потребитель», содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только «в случаях, предусмотренных законом». Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

Смотрите так же:  Федеральный закон текущий ремонт

Публичный договор

Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Частичный перечень этих видов приводится п.1 ст.426 ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, п.2 ст.730 ГК относит к таким видам бытовой подряд.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).

Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.

Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.

В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.

Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.

Так, нормы о договорах бытового подряда и банковского вклада называют потребителями только граждан.

В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли — продажи, перевозки общественным транспортом и другие.

Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК. Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.

Какие это признаки?

Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.

Во — вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.

Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.

Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам заключать договоры как им предусмотренные, так и не предусмотренные.

В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.

Преимущества заключаются в следующем.

Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.

Как видите, публичный договор является прямой противоположностью принципу свободы договора.Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».

Публичный договор и договор присоединения в проекте ГК РФ

(Закиров Р. Ю.) («Юрист», 2013, N 8)

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР И ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ПРОЕКТЕ ГК РФ

Закиров Радик Юрьевич, доцент кафедры гражданского права Казанского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Научно-практическое исследование перспектив реформирования гражданского законодательства Российской Федерации обладает потенциальной значимостью как фактор телеологического осмысления отечественной цивилистики. В статье проанализированы публичный договор и договор присоединения. По мнению автора, договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения.

Ключевые слова: публичный договор, договор присоединения, Гражданский кодекс, сторона, гражданское законодательство.

Public contract and contract of accession in the draft Civil code of the RF R. Yu. Zakirov

The scientific and practical research of perspectives of reform of civil legislation of the Russian Federation is of potential significance as a factor of teleological conceptualization of the Russian civil science. The article analyses the public contract and the contract of accession. The author believes that the contract of accession is a separate type of contract provided for by the civil legislation with regard to the peculiarities of conclusion.

Key words: public contract, contract of accession, Civil Code, party, civil legislation.

В 2008 г. Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была поставлена задача совершенствования гражданского законодательства, был подписан соответствующий Указ , создана рабочая группа, которая разработала Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) , далее был подготовлен проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . ——————————— Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3482. URL: www. privlaw — портал российского частного права. Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г.) // URL: www. rg. ru — официальный сайт «Российской газеты».

Законодательное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) публичного договора и договора присоединения явилось новеллой российского гражданского права. С момента введения в действие ГК РФ в ст. 426 и 428 ни разу не вносилось каких-либо изменений и дополнений, однако практика применения данных положений ГК РФ всегда вызывала целый ряд вопросов, большая часть из которых вначале была предложена разработчиками Концепции развития гражданского законодательства, а далее в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7347.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проект Федерального закона N 47538-6 предлагает заменить термин «коммерческая организация» как одну из сторон публичного договора в п. 1 ст. 426 ГК РФ на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность». Подобное изменение, безусловно, продиктовано сложившейся юридической практикой и объясняется тем, что на практике, как правило, публичные договоры заключаются не только коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, но и некоммерческими организациями, которые, обладая специальной правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Действующая редакция ст. 426 ГК РФ предусматривает, что одной из сторон в публичном договоре всегда является юридическое лицо — коммерческая организация. Отсюда возникает вопрос: будет ли признаваться публичным договор, заключенный индивидуальным предпринимателем как одной из сторон такого договора? Правовой анализ ст. 23 — 25, 426 ГК РФ дает положительный ответ, так как в п. 3 ст. 23 ГК РФ закреплено, что к предпринимательской деятельности таких граждан по общему правилу применяются нормы ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц — коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае ни закон, ни иные правовые акты, ни существо правоотношений, возникающих при заключении публичного договора, для индивидуальных предпринимателей не делают каких-либо исключений, поэтому они должны руководствоваться нормами ст. 426 ГК РФ. Аналогичный вопрос о применении положений ст. 426 ГК РФ возникает и в отношении некоммерческих организаций, которые в соответствии с законом также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. В данном случае правовой анализ ст. 50, 116 — 121, 426 ГК РФ не позволяет ответить на этот вопрос положительно, что подтверждается также и материалами судебной практики. Например, арбитражный суд пришел к выводу, что к договору, заключаемому некоммерческой организацией, по аналогии закона со ссылкой на ст. 6 ГК РФ могут применяться правила о публичном договоре . ——————————— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2003 г. N А05-1936/03-72/24 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Смотрите так же:  Приказ 534 н

Закрепление данной нормы в проекте ГК РФ делает очень важный шаг в деле упорядочения взаимоотношений между сторонами в договорах, заключаемых многочисленными лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и потребителями их товаров, работ и услуг. Например, на практике оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие ст. 426 ГК РФ, и контрагенты некоммерческих организаций, как правило, всегда ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги. Представляется, что принятие новой редакции ст. 426 ГК РФ, предложенной в проекте ГК РФ, распространяет предусмотренные в ней правовые гарантии на большее число потребителей . ——————————— КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: www. consultant. ru — КонсультантПлюс.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Исходя из содержания данной нормы, необходимо отметить следующие: а) заключая публичный договор, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно продавать товар, оказывать услугу, выполнять работу по одинаковым ценам и на одинаковых условиях, несмотря на то, кто является потребителем; б) из вышеназванного правила все-таки имеется существенное исключение, согласно которому у обязанного лица имеется право продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги по более низким ценам и на более льготных условиях по сравнению с обычным уровнем цен и обычно применимыми условиями, когда уменьшение цен и льготные условия заключения публичного договора предусмотрены законом или иными правовыми актами (например, ст. 46 Закона о связи) или когда об уменьшении цен или в случае, когда о льготных условиях, предоставляемых отдельным категориям лиц, было заранее объявлено публично. Условия повышения цен применительно к отдельным лицам или категориям лиц, равно как ухудшения условий договоров в зависимости от того, с кем они заключаются, никак нельзя признать соответствующими положениям ст. 426 ГК РФ. ——————————— Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изм. от 8 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7366.

Однако проект ГК РФ предлагает следующую редакцию: «…в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей». Следовательно, цена в публичном договоре будет устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента. Таким образом, проект ГК РФ предусматривает предоставление льгот различным категориям потребителей только в отношении цены, а иные условия публичного договора должны одинаково распространяться на всех лиц. Применительно к вопросу о возможности отказа от заключения публичного договора проект ГК РФ предлагает всего лишь замену «коммерческой организации» на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», что представляется вполне оправданным. В настоящее время отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим при: а) невозможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (например, отсутствует товар в наличии, отсутствуют специалисты, отсутствует материал и т. д.); б) невозможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; в) наличии иных уважительных причин. В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться с требованием в суд о понуждении ее заключить договор по правилам ст. 445 ГК РФ. Однако если коммерческая организация отказалась от заключения публичного договора, то она будет считаться действовавшей разумно и добросовестно, пока не будет доказано обратное (п. 3 ст. 10 ГК РФ). При этом, учитывая презумпцию вины в гражданском праве, необходимо учитывать и тот факт, что правило п. 2 ст. 401 ГК РФ в данном случае неприменимо, поскольку обязательство между сторонами так и не возникло. К сожалению, разработчики проекта ГК РФ не предусматривают положение о недопустимости одностороннего расторжения публичного договора стороной, обязанной к его заключению. Дело в том, что данная правовая позиция была десять лет назад высказана Конституционным Судом Российской Федерации и с тех пор широко применяется на практике . ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О // www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант». Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А28-14727/2009 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2009 г. по делу N А33-2822/08 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). Исходя из содержания данной нормы-дефиниции необходимо выделить следующие признаки договора присоединения: а) условия договора присоединения определены заранее одной из сторон договора либо путем применения специально разработанных формуляров, стандартов, иных типовых форм, в которых сторона обозначает, на каких условиях она готова заключить договор (например, при продаже товара с использованием автоматов продавец на табличке доводит до покупателя условия договора купли-продажи, которые заранее были им разработаны в соответствии со ст. 498 ГК РФ); б) при заключении договора присоединения условия договора либо принимаются другой стороной полностью, либо полностью могут быть отвергнуты. Отсюда сам факт присоединения выражается в том, что сторона, согласная с условиями договора присоединения, может, например, подписать договор либо совершить иные действия; в) договор присоединения, как правило, заключается в письменной форме (ст. 160, 434, 428 ГК РФ). С другой стороны, формуляры, стандарты подобного договора должны в полной мере соответствовать требованиям п. 1 ст. 432 ГК РФ. Пункт 2 ст. 428 ГК РФ закрепляет правило, согласно которому присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Проект дополняет ст. 428 ГК РФ положением о распространении правил расторжения договора присоединения на договоры, положения которых определяются одной из сторон. Следовательно, введение правила, согласно которому, «если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения», является весьма своевременным. Однако по общему правилу сторона, присоединившаяся к договору присоединения, в настоящее время в виде исключения имеет право требовать расторжения или изменения договора согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ в следующих случаях: а) если договор присоединения лишает присоединившуюся сторону прав, которые обычно предоставляются по договорам такого вида; б) если договор присоединения исключает или ограничивает ответственность стороны, составившей формуляр, стандарт, иные типовые формы за нарушение обязательства; в) если договор присоединения содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия (например, непринятие условий договора при наличии такой возможности, либо сторона вынуждена была принять эти условия вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которые поставили ее в безвыходное положение). При наличии вышеназванных обстоятельств требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК РФ). Отсюда необходимо отметить, что проект ФЗ N 47538-6 предлагает новую редакцию п. 3 ст. 438 ГК РФ, в соответствии с которым «правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 ГК РФ, подлежат применению также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора». Подобная редакция содержалась и в Концепции развития гражданского законодательства. Предлагается исключить п. 3 из ст. 428 ГК РФ о договоре присоединения, предусматривающий, что требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, неосмотрительно присоединившейся к явно обременительному для нее договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор. По общему правилу присоединившаяся сторона не вправе требовать расторжения или изменения договора присоединения, а если требование будет предъявлено, то оно не подлежит удовлетворению. Однако из этого общего правила есть исключения: а) если лицо докажет, что к договору присоединения присоединилось не в связи с осуществлением предпринимательской деятельность (хотя данной деятельностью занимается); б) если лицо не знало и по обстоятельствам дела не должно было знать, на каких условиях оно присоединилось к договору присоединения. Следовательно, присоединившаяся сторона вправе требовать изменения или расторжения договора присоединения . ——————————— Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочная правовая система «Гарант», 2009.

Смотрите так же:  Договор с номинальным держателем акций

Публичный договор цена

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ ›
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ›
  • Раздел III. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА ›
  • Глава 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ›
  • Статья 426. Публичный договор

Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

1. Понятие публичного договора впервые введено ГК. Из иных договоров он выделяется по характеру деятельности организации, обязанной заключить публичный договор, и выполняемых ею функций.

Два основных признака позволяют относить заключаемый договор к публичному. Первый касается правового статуса организации, обязанной заключить договор. Ею может быть только коммерческая организация, особенности которой определены в ст. 50 ГК (см. коммент. к ней). Второй признак касается характера деятельности, осуществляемой коммерческой организацией. Эта деятельность связана с выполнением обязанности по продаже товаров, выполнению работ и указанию услуг в отношении каждого, кто обратится к коммерческой организации, т.е. деятельность должна быть публичной. Именно этот признак дал название договору, хотя по своему содержанию он является гражданско-правовым, регулируемым частным правом.

2. В п. 1 коммент. статьи дан открытый перечень деятельности, трактуемой как публичной. Публичный характер ряда договоров прямо обозначен в части второй ГК. К публичным отнесены: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919); договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). В приведенном перечне в основном названы договоры, заключаемые с гражданами.

Вместе с тем публичными могут быть названы и иные договоры, которые относятся к таковым по характеру опосредуемой ими деятельности, названной в п. 1 коммент. статьи. Поэтому к публичным следует отнести также договоры энергоснабжения и иные договоры снабжения через присоединенную сеть – газоснабжения, снабжения тепловой энергией, водой (ст. 539 и 548), договоры на оказание услуг связи, медицинских и гостиничных услуг (ст. 779) и т.п.

3. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам, установленным коммент. статьей.

Во-первых, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу. Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию (п. 55 Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетным семьям предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30% (Ведомости РФ, 1992, № 19, ст. 1044).

В силу п. 5 коммент. статьи условия публичного договора, не соответствующие этим требованиям, ничтожны.

В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей. Например, Законом «О ветеранах» инвалидам Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата (СЗ РФ, 1995, № 3, ст. 168).

В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения (см. коммент. к ст. 445 ГК).

При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправе предъявить в суд иск о понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации (см. ст. 445, 446 ГК и п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Судебная практика исходит из того, что с иском о понуждении заключить публичный договор обратиться в суд вправе только контрагент коммерческой организации. Такое право этой организации по отношению к контрагенту не предоставлено (см. п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров – Вестник ВАС РФ, 1997, № 7, с. 103).

4. В силу п. 4 коммент. статьи Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила могут быть изданы в форме типовых договоров, положений. Так, Закон о защите прав потребителей предусматривал издание правил, ряд из которых был принят до введения в действие части первой ГК. Условия этих правил могут применяться в части, соответствующей требованиям, предусмотренным коммент. статьей. Кроме того, при заключении публичных договоров отдельных видов, предусмотренных частью второй ГК, стороны руководствуются правилами, установленными ГК.

Условия публичного договора должны соответствовать утвержденным Правительством РФ типовым договорам (положениям) или иным правилам, обязательным для сторон публичного договора.

Несоответствие условий заключенного публичного договора обязательным правилам влечет их ничтожность (п. 5 коммент. статьи).