Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Смотрите так же:  Жалоба вышестоящему начальству

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Входит ли госпошлина в расходы при УСН

С оказанием государственных услуг упрощенцам приходится сталкиваться повсеместно. Входит ли госпошлина в расходы при УСН? Разбираем этот вопрос в нашей консультации.

Что говорит закон

В Налоговом кодексе РФ, а также его нормах, посвященных упрощенцам, не сказано, принимается ли госпошлина к расходам при УСН. При этом с данным обязательным платежом компании и ИП на УСН сталкиваются повсеместно: и в суде, и в налоговой, и в других структурах. То есть можно утверждать, что без уплаты госпошлин деятельность на упрощённом режиме фактически невозможна.

Однако можно смело заключить, что госпошлина при УСН включается в расходы на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В этом пункте перечислены затраты, которые при итоговом расчёте снижают единый налог на УСН.

В указанной норме упомянуты только налоги и сборы, уплаченные согласно налоговому законодательству. Так является ли госпошлина расходом при УСН? Однозначно – ДА!

Вопросы, связанные с госпошлиной, регламентирует глава 25.3 НК РФ. На основании п. 1 ст. 333.16 Кодекса государственная пошлина отнесена именно к сборам при обращении в:

  1. Государственные структуры.
  2. Местные органы власти.
  3. Иные органы и/или к должностным лицам, которые по закону полномочны совершать юридически значимые действия.

Не должно вызывать споров, учитывается ли госпошлина в расходах при УСН, когда имеет место выдача упрощенцу за плату документа либо его дубликата. Да, это законом приравнено к юридически значимым действиям.

Как вытекает из смысла подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, госпошлина принимается в расходы при УСН в любом размере по факту её перечисления в казну на соответствующий счёт.

Еще один важный момент: госпошлина учитывается в расходах при УСН также при расчёте авансового платежа.

Упрощенец может немного сэкономить в случае установки рекламной конструкции. Госпошлина входит в расходы при УСН, если перечислена за данную услугу, разрешённую местными властями. На 2017 год её размер составляет 5000 рублей.

В то же время плату за право установки и эксплуатации рекламной конструкции относить на затраты упрощенцы не вправе. Там полагают Минфин и ФНС, поскольку в закрытом перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ нет соответствующей позиции (письма от 01.09.2014 № 03-11-06/2/43627 и от 06.08.2014 № ГД-4-3/15322).

В силу подпункта 31 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут учитывать затраты на:

  1. Судебные расходы.
  2. Арбитражные сборы.

Таким образом, на УСН расходы по госпошлине в суд всегда можно учесть. Причем упрощенцы делают это на дату платежа, а не вступления в силу судебного решения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если быть точнее, обязательство по уплате судебной госпошлины возникает по причине подачи иска. Соответственно, такую госпошлину можно взять в расходы на УСН на день вынесения судом определения о принятии заявления к производству.

Бывает и так, что сначала упрощенец отнёс госпошлину в расходы на УСН, которую заплатил по договору гражданско-правового толка. Однако впоследствии издано судебное решение, которым, помимо прочего, уплаченная госпошлина возвращена ему. Как быть? Надо включить ее в доходы. На этом настаивают письма Минфина России от 20 марта 2014 года № 03-11-11/12250 и от 17 мая 2013 года № 03-11-06/2/17357. Причём на дату фактического получения денег от другой (проигравшей) стороны.

Понятие налога, сбора и пошлины. Сходства и различие

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

Смотрите так же:  Доверенность на получение лицензии по алкоголю

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

«Госпошлина — это форма налога, а в уплате налогов все должны быть в одинаковом положении»

В одном из последних документов, посвященных уплате государственных пошлин при обращении в арбитражные суды, ВАС РФ разрешил сторонам перечислять пошлины через посредников, подтвердил возможность отсрочки и рассрочки уплаты и не освободил органы государственный регистрации от возмещения судебных расходов в случае, когда они вносят изменения в реестр по решению суда. О том, на чем основываются самые значимые позиции Пленума ВАС РФ, «ЭЖ» рассказал один из участвовавших в подготовке постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 юристов Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус».

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (далее — постановление № 46) стало итоговым обобщающим до­кумен­том, включившим в себя как разъяснения, ранее уже данные судам в информационных письмах ВАС РФ или существовавшие в виде позиций Президиума ВАС РФ по конкретным делам, так и ряд новых правовых позиций, устанавливающих четкие ответы для бывших до сих пор неясными вопросов судебной практики.

Самостоятельно — значит за свой счет

Среди наиболее значимых разъяснений в первую очередь хотелось бы выделить то, что содержится в п. 1 постановления № 46. Оно проясняет, можно ли плательщику поручить кому-то перечислить за себя в бюджет государственную пошлину. Подобная возможность вроде бы очевидна на доктринальном уровне, но не очень хорошо понимается судьями на практике. Действительно, по нормам НК РФ каждый должен платить законно установленные налоги (а государственная пошлина — это налог) самостоятельно. Но при этом вовсе не имеется в виду, что каждое лицо должно физически совершать платеж самостоятельно.

Впервые проблема, связанная с таким буквальным пониманием налогового законодательства, возникла много лет назад в отношении пошлины, уплачиваемой иностранными лицами, обращающимися в российские арбитражные суды. Им было затруднительно лично перечислить пошлину в связи с тем, что у них нет счетов в банках на территории России, поэтому за них это делали адвокаты или иные представители. И некоторые суды считали это неправильным: они толковали действующее налоговое законодательство в том смысле, что лицо должно платить только со своего счета. Отыграть эту ситуацию удалось при вмешательстве ВАС РФ. Но потом проблема снова возникала в ситуациях, когда пошлина оплачивалась представителями или адвокатами уже за российских участников судебных процессов. И теперь Высший арбитражный суд преодолел этот формалистский подход на уровне Пленума и еще раз указал на то, что представитель может перечислить деньги от имени лица, которое обращается в суд, так же, как может претендовать в последующем на получение возмещения соответствующей суммы на свой счет, если производство по делу прекратится или в рассмотрении будет отказано.

Судиться можно и в рассрочку

Второе важное разъяснение содержится в п. 7 постановления № 46. В нем ВАС РФ фактичес­ки поддержал позицию Конституционного суда РФ (не ссыла­ясь на него) о том, что право на судебную защиту имеет больший приоритет по сравнению с обязанностью платить налоги, и свободнее отнесся к вопросу о возможности отсрочки и рассрочки уплаты гос­пошлины.

Нельзя сказать, что размеры государственной пошлины в России являются проблемой: она ограничена суммой 200 000 руб., а в случае не­имущественных требований составляет вовсе незначительные 2000 или 4000 руб. Но в период своей работы Высший арбитражный суд активно продвигал идею увеличения госпошлины, для того чтобы предотвратить сутяжничество и иметь возможность в полной мере учитывать обстоятельства дела. Однако законодательная власть не шла ему навстречу, руководствуясь тем, что высокие пошлины будут ограничивать право на судебную защиту.

Все меры обеспечения — за одну пошлину

Обратите внимание на разъяснения ВАС РФ по точечным вопросам о том, как уплачивать пошлины в конкретных случаях, выделенным в раздел «Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков».

По этим локальным, но час­то возникающим в жизни вопросам в судебной практике ранее отсутствовала единооб­разная позиция. Приведенные в указанном разделе разъяснения основываются на том, что госпошлина — это форма налога, а в уплате налогов все должны быть в одинаковом положении. Здесь разъясняется, например, недостаточно корректно описанный в НК РФ вопрос о том, какая госпошлина уплачивается при обжаловании ненормативных правовых актов: в каких случаях податели заявления в суд освобождаются от госпошлины, а в каких должны ее оплатить (п. 26 и п. 33). Также прояснен часто встречающийся на практике вопрос о размере пошлины при обращении в суд за введением обеспечительных мер. Так, в отношении ситуации, когда заявитель просит суд применить несколько мер обеспечения, практика была «кто в лес, кто по дрова». ВАС РФ поставил точку в этой проблеме, сказав, что пошлина уплачивается один раз при каждом обращении в суд вне зависимости от того, сколько обеспечительных мер заявитель просит ввес­ти в рамках своего ходатайства (п. 27).

В пунк­те 24 постановления № 46 выражена, по нашему мнению, правильная позиция о том, что в иске о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности содержится одно требование, а не два, а значит, пошлина уплачивается один раз в размере 4000 руб. По этому вопросу существуют и доктринальные, и чис­то технические разногласия. Но ВАС РФ решил исходить из того, что согласно ст. 12 ГК РФ у нас нет такой защиты права, как признание сделки недействительной. Если сделка ничтожна, то истцы просят о применении последствий этого. Таким образом, одно требование является частью другого: применение последствий внутри себя базируется на признании договора ничтожным.

Если сумму иска посчитать затруднительно, он неимущественный

В пунк­те 25 постановления № 46 еще раз подтверждено уже найденное решение давней проблемы с тем, к какому виду требований — имущественных или неимущественных — следует отнести для целей расчета пошлины заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, об исполнении обязательства в натуре, об исключении имущества из описи и т.п.

Все эти требования отнесены к неимущественным, пошлина по которым составляет 4000 руб. Подход тут был прос­той: рассматривать эти требования как неимущественные стали потому, что далеко не всегда возможно в принципе оценить их материальный размер. Например, при виндикации, когда вещь взыскивается из чужого незаконного владения, сам вопрос ее оценки порой требует отдельного судебного разбирательства. А вопрос о размере пошлины возникает уже в момент подачи искового заявления. И если в одних случаях, когда точно выяснить размер госпошлины, основываясь на размере требований, можно, их признавали бы имущественными, а в других, когда это проблематично, — неимущественными, то получилась бы несправедливость и неравный подход: в одном случае будем считать так, в другом случае — по-другому.

Поэтому ВАС РФ сделал единственно возможный выбор, основанный на необходимости единого подхода, разъяснив, что такого рода требования должны расцениваться как неимущественные. Да, государство в результате того, что пошлина будет взиматься в меньшем размере, что-то теряет. Но стабильность важнее каких-то сумм.

Смотрите так же:  Пособия по массажу

Перекладывая пошлину из кармана в карман, государство не обеднеет

Также справедливым является разъяснение в п. 19 постановления № 46, который не освободил так называемых «технических ответчиков» вроде Росреестра или Роспатента от возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в случае, если они окажутся проигравшей стороной в делах, где истцы требуют от них совершить действия, позволяющие им реализовать свои права, например, внести ту или иную запись в реестр и т.п. Несмотря на то что технические ответчики по факту не могут принять самостоятельное решение по этому вопросу без правового акта иного лица, органа власти или суда и в ходе процесса даже никак не сопротивляются, но оставить за ними обязанность по уплате пошлины в случае удовлетворения судом требований истца — единственно возможное решение. Без изменения законодательства освободить таких ответчиков от уплаты пошлины никак нельзя, подобное решение будет произволом суда и нарушением Налогового кодекса. Если законодатель захочет, он может сделать такое исключение, прописав его в НК РФ. Кроме того, в качестве технических ответчиков почти во всех случаях выступают гос­органы. Уплата ими госпошлины — не более чем перекладывание денег из одного кармана государства в другой.

Госпошлина – определенная в законе денежная сумма, подлежащая уплате в бюджет за обращение в органы государственного управления различного уровня.

Налоговый кодекс РФ содержит основополагающие положения, регулирующие основания и порядок оплаты государственной пошлины, а также определяет ее размеры для каждого определенного случая обращения в тот или иной орган той или иной категории плательщиков, а также предусматривает случаи освобождения от ее уплаты.

Понятие госпошлины

Госпошлина – платеж в бюджет, взимаемый с плательщика в случаях обращения в госорганы, в том числе и местного самоуправления либо к должностным лицам, которые наделены полномочиями совершать действия юридически значимого характера в пользу обратившегося.

Исключением являются случаи обращения в консульские учреждения страны.

Здесь можно больше узнать о порядке оформления загранпаспорта нового образца.

Под плательщиком понимаются:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Фактически случаи оплаты пошлины можно разделить:

  1. оплату юридически значимых действий – различного рода административные процедуры (регистрация юр.лица или физ.лица в качестве индивидуального предпринимателя, получением дубликатов документов, нотариальные действия и т.д.);
  2. оплату судебных издержек, когда плательщик выступал в судебном процессе стороной, не в интересах которой вынесено решение либо обжалующий соответствующее решение в суде вышестоящего уровня.

О порядке подачи кассационной жалобы более детально можно узнать из этой статьи.

Размер госпошлины

В зависимости от основания уплаты государственной пошлины она может быть и фиксированной – определена конкретная сумма в денежном выражении, либо рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку нормативно определен лишь процент от, например, требований материального характера, заявленного в иске.

Узнать больше о порядке раздела имущества супругов можно более детально тут.

Так, госпошлина в суд по искам носящим неимущественный характер, либо имущественный, но не требующий оценки, размер определен для физ.лица в размере 100 рублей, для юр.лица – 2000 рублей.

Для дел особого производства, заявлений о разводе, об оспаривании актов гос.органов и т.д. сумма также определена в твердом денежном выражении.

Например, иск на сумму до 10 000 рублей облагается пошлиной в размере 4%, но не меньше 200 рублей.

В индивидуальном порядке при расчетах поможет калькулятор госпошлины, который учитывает не только размер и вид судебных требований, но и особенности инстанции (Верховный суд, Конституционный суд, арбитражный или общие суды) с учетом действующих положений Налогового кодекса РФ.

Кроме общего правила, которое предусматривает оплату сбора, на законодательном уровне определены случаи освобождения от нее для определенных категорий субъектов, либо случаи, которые вовсе не требуют оплаты пошлины.

Реквизиты для оплаты госпошлины

С учетом того, что реквизиты для оплаты госпошлины индивидуальны для каждого конкретного региона и органа, наделенного совершать в пользу плательщиков значимые юридически действия, то получить желаемые реквизиты можно двумя способами:

  • пойти в соответствующий орган, суд в который намерены обращаться, и уточнить на месте необходимые реквизиты;
  • зайти на сайт соответствующего органа, суда, где в обязательном порядке размещается информация подобного рода.

Места оплаты госпошлины

Оплата производится в любом отделении банка в наличной или безналичной форме.

По результатам оплаты на руках плательщика должна быть либо квитанция, либо платежное поручение, в зависимости от выбранного способа оплаты.

Ряд органов может самостоятельно взимать оплату, в таком случае должностное лицо органа должно выдать плательщику на руки также квитанцию установленной формы.

Если это сделано не будет, в совершении действий будет отказано, а пакет документов возвращен, что потребует повторного обращения.

Возврат государственного сбора

Вопросы возврата госпошлины также урегулированы НК РФ, в частности ст. 333.40 указанного НПА.

В ней предусмотрены основания возврата, к которым относятся:

  1. уплата соответствующего платежа сверх установленных размеров. В таком случае возврат производится частичный и составляет разницу между уплаченной суммой и подлежащей уплате;
  2. отказ в принятии либо возврат заявления за совершение нотариальных действий. Однако, если имеет место такая ситуация, может производится взаимозачет уплаченной суммы в счет уплаты пошлины за повторное обращение в последующем, без возврата уже внесенной госпошлины. Единственное условие – с момента уплаты до момента повторного обращения не должно пройти больше 3 лет;
  3. заявление в суд, независимо от категории, оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено;
  4. плательщик до обращения в соответствующий орган отказался от совершения оплаченных действий.

Подача заявления о возврате осуществляется в орган или должностному лицу, уполномоченному совершать оплаченную процедуру.

Срок давности подачи соответствующего заявления ограничивается также 3 годами с момента внесения денежных средств.

Таким образом, достаточно большое количество функций и действий органов госуправления всех уровней и судебных органов облагаются госпошлиной.

В зависимости от категории плательщика и совершаемого действия размер платежа варьируется.

Это обусловлено как спецификой совершаемых действий, так и самого субъекта, в отношении которого они должны быть осуществлены.

Поскольку пошлина взимается за совершение определенных действий в пользу плательщика, предусмотрены и случаи возвраты уплаченных платежей в случае не совершения интересуемых действий, как по инициативе плательщика, так и по инициативе органа власти.

Частые вопросы по госпошлине

Какой размер госпошлины за регистрацию брака в РФ?

Сумма оплаты государственной пошлины составляет 350 рублей на 1 января 2015 года, независимо от ЗАГСа и города. Но, к сожалению, на сегодняшний день встречаются случаи, когда суммы озвучиваются разные.

Это, в действительности, можно назвать мошенничеством ЗАГСа, когда госпошлина на брак с 1 января 2015 идет с предложением обязательных дополнительных услуг. Такого быть не должно.

Нужно обязательно обращать внимание на все виды представленных услуг в ЗАГСе, начиная от традиционного торжественного вальса Мендельсона до поздравительной речи гостей.

Размер госпошлина за регистрацию брака с традиционным вариантом росписи одинаковой для всех регионов. Если же вам предложили оплатить достаточно высокую сумму, аргументируя это дополнительными услугами бракосочетания, то лучше тогда выбрать другой ЗАГС.

На сегодняшний день известно, что были внесены определенные изменения в стоимостные услуги ЗАГСов. Но при этом стоит учитывать, что цена регистрации брака зависит от города, самого ЗАГСа и предоставляемых торжественных услуг.

Сама пошлина за регистрацию брака 2015 составляет 350 рублей, включая выдачу свидетельства. Редко встречается такое, что существует фиксированная цена на все виды услуг без каких-либо ограничений. Так что, в любом случае, придется ориентироваться либо на желаемую торжественную часть, либо на финансовые возможности.