Аттестация

 

Новые правила аттестации     педагогических                    работников

                                                    Уважаемые коллеги!

В связи с вступлением в силу нового Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», приказы Министерства образования Ростовской области о присвоении квалификационной категории педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность будут размещаться на сайте Министерства по адресуwww.rostobr.ru (раздел «Деятельность» «Аттестация педагогических кадров» «Приказы о присвоении квалификационной категории»).

  Цель аттестации:

установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Задачи аттестации:

-  стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

-  повышение эффективности и качества педагогического труда;

-  выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

-  учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

-  определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

-  обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Виды аттестации

Обязательная -

на подтверждение соответствия

занимаемой должности

 Добровольная -

на первую или высшую

квалификационную категорию

 Основание -

представление  руководителя

 Основание -

заявление педагога

Форма проведения

прохождение квалификационного испытанияв письменной форме

Форма проведения

анализ аттестационного портфолио

с выставлением оценки в баллах

 

Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

 

проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников,

не имеющих квалификационных категорий

 

Аттестации на соответствие  занимаемой должности не подлежат:

-  педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

-  беременные женщины;

-  женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков

Аттестация на первую или высшую квалификационную категорию 

Первая квалификационная категория может быть установлена

 педагогическим работникам, которые: 

-  владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

-  вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

-  имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

 

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: 

-  имеют установленную первую квалификационную категорию (не менее двух лет);

-  владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

-  имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

-  вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

 

Аттестационный лист, выписка из   распорядительного акта

 хранятся в личном деле педагогического работника

(установленная на основании аттестации

квалификационная категория действительна в течение пяти лет)

 

  Аттестация в ДОУ  на 1 и высшую квалификационные категории проходит за 3 месяца до окончания срока аттестации

                            Памятка "Порядок проведения аттестации"

1. Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях:

– подтверждения соответствия занимаемой должности;

– установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

2. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится в отношении работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий (п. 17 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 (далее – Порядок аттестации)). В отношении педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию, до окончания срока ее действия такая аттестация не проводится.

3. Необходимость и сроки представления педагогических работников для прохождения аттестации определяет работодатель.

4. Аттестации независимо от отсутствия квалификационной категории не подлежат:

– педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

– беременные женщины;

– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

– педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из отпусков).

Остальные педагогические работники не имеют права отказаться от прохождения аттестации.

5. Отказ от прохождения аттестации считается нарушением трудовой дисциплины, соблюдение которой является обязанностью каждого работника. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

6. В отношении педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в образовательном учреждении должен быть издан распорядительный акт, в котором приводится список педагогических работников, подлежащих аттестации, указываются соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию и ознакомлению с ними педагогических работников, а также даются другие необходимые распоряжения.

7. Решение аттестационной комиссии о соответствии педагогического работника занимаемой должности оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист.

8. Работник, признанный по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, может быть уволен. При этом увольнение работника является правом, а не обязанностью работодателя.

9. В случае принятия решения о расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации работодатель должен руководствоваться п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Необходимо учесть, что при увольнении по данному основанию для педагогических работников трудовым законодательством установлены следующие основные гарантии:

– увольнение допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ));

– не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске;

– не допускается увольнение беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);

– увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Кроме того, в случае принятия решения о расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации необходимо руководствоваться разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006).

10. Аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.

11. Порядком аттестации не предусмотрены централизованные сроки подачи заявлений, а также период проведения аттестации в течение года.

С 2011 г. аттестация должна проводиться для определения соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым только к первой или высшей квалификационным категориям. Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе устанавливать иные квалификационные категории, ступени, звания и требования к ним (в т. ч. оставлять вторую квалификационную категорию).

Присвоенные по результатам аттестации в 2010 г. и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая – педагогическим работникам, первая и высшая – руководящим работникам) сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

12. Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время, но до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Для того чтобы аттестационная комиссия имела возможность учесть этот срок при составлении графика проведения аттестации (что имеет значение для сохранения уровня оплаты труда), заявление необходимо подать заблаговременно: как правило, не менее чем за три месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.Это время должно быть использовано для рассмотрения заявления (один месяц) и проведения аттестации, продолжительность которой для каждого педагогического работника не может превышать двух месяцев.

13. Для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, аттестационная комиссия не вправе требовать предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, а также повышения квалификации.

14. В отношении педагогического работника, не повышавшего по каким-либо причинам свою квалификацию, аттестационная комиссия не вправе принять решение о том, что уровень его квалификации не соответствует требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, если по результатам всестороннего анализа его профессиональной деятельности подготовлено положительное экспертное заключение. В то же время аттестационная комиссия может внести в аттестационный лист педагогического работника рекомендацию о прохождении повышения квалификации.

15. Квалификационная категория должна устанавливаться педагогическому работнику со дня принятия решения аттестационной комиссией независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.

Протокол аттестационной комиссии должен быть подписан в день голосования председателем, его заместителями и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, поскольку работнику, присутствовавшему на заседании аттестационной комиссии, итоги голосования сообщаются в тот же день.

16. Наличие у педагогического работника квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждаются записью в трудовой книжке (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

17. По просьбе педагогического работника для более полной информации об установленной квалификационной категории при увольнении ему может быть выдан аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Указанные документы передаются педагогическому работнику под роспись об их получении.

 

Памятка "Соблюдение прав педагогических работников при проведении аттестации"

1. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 (далее – Порядок аттестации), не предусматривает необходимость доведения до сведения педагогических работников графика работы аттестационной комиссии.

2. О дате, месте и времени аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, педагогических работников обязан информировать работодатель. Такую информацию необходимо довести до сведения каждого работника не позднее, чем за месяц до начала аттестации. Факт ознакомления с информацией должен быть удостоверен подписью работника с указанием даты. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом.

3. Если педагогический работник не ознакомлен с представлением, которое работодатель направляет в аттестационную комиссию, или не ознакомлен с ним в установленный срок, то он вправе потребовать, чтобы его аттестация была проведена не ранее, чем истечет срок, за который его должны были ознакомить с представлением и проинформировать о дате, месте и времени аттестации.

4. Информация о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмотрения его заявления (п. 25 Порядка аттестации).

5. Педагогический работник имеет право лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии, посвященном его аттестации. О своем присутствии он должен уведомить аттестационную комиссию в письменном виде (п. 10 Порядка аттестации).

6. Педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, уведомляют аттестационную комиссию о своем намерении лично присутствовать при аттестации заявлением.

7. Педагогические работники, проходящие аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, изъявляют свое желание участвовать в заседании аттестационной комиссии при ознакомлении с представлением, о чем работодатель письменно уведомляет аттестационную комиссию.

8. Если педагогический работник не уведомил аттестационную комиссию о своем желании присутствовать на ее заседании, но лично явился для прохождения аттестации в назначенный по графику день, то решение о возможности его присутствия на заседании принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы.

9. При неявке педагогического работника, пожелавшего участвовать в заседании аттестационной комиссии, для прохождения аттестации в назначенный срок без уважительной причины аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

10. Педагогические работники имеют право на защиту своих персональных данных, содержащихся в документах о прохождении аттестации. В соответствии со ст. 85 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника, в т. ч. документы о прохождении аттестации, собеседования и повышении квалификации:

– аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника;

– аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях.

11. Согласно п. 16 Порядка аттестации педагогические работники вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам в учреждениях и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.

12. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ).

 

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

 Общие положения

В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

 

Оформление портфолио 

Портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.

Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие  его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и  имеет подпись автора (составителя, разработчика).

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

 

Структура портфолио педагогического работника

Титульный лист (Приложение 1)

 

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге

·         образование (копия диплома);

·         копия аттестационного листа предыдущей аттестации;

  • повышение квалификации (копии документов).

Раздел 2.Документы для проведения процедуры аттестации

·         два комплекта экспертных заключений (для работы экспертов);

·         аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно).

 

 Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Документы разделов 3-6 должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении по данной должности и типу учреждения.

Каждый пункт имеет свой балл. Педагогический работник, собрав портфолио, может провести самоэкспертизу и определить сумму баллов. Необходимую для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию сумму баллов можно набрать, не имея собственных книг, монографий, не являясь доктором наук или победителем всероссийского профессионального конкурса. Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.

Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

 

План – график аттестации педагогических  работников на 2016 – 2021 уч.год

МБДОУ Ремонтненский д/с «Родничок»

№ п/п

Ф.И.О. педагога

должность

Дата последней аттестации, категории

Предполагаемая аттестация, дата

1.

Буцкая Лилия Анатольевна

Муз.руководитель

29.05.2015 г.- 1 категория

29.05.2020 г.

2.

Веревкина Раиса Ивановна

воспитатель

29.05.2015 г. – 1 категория

29.05.2020 г

3.

Ковалева Елена Григорьевна

воспитатель

29.05.2015 г. – 1 категория

29.05.2020 г.

4.

Сидоренко Галина Васильевна

воспитатель

25.12.2015 г. – 1 категория

25.12.2020 г.

5.

Сенченко Ольга  Ивановна

воспитатель

25.12.2015 г. – 1 категория

25.12.2020 г.

6.

Ворожбянова Татьяна Ивановна

воспитатель

25.12.2015 г – 1 категория

25.12.2020 г.

7.

Козлитина Ирина Петровна

воспитатель

25.12.2015 г. – 1 категория

25.12.2020 г.

8.

Барсукова Людмила Васильевна

воспитатель

29.01.2016 г. – 1 категория

29.01.2021 г.

9.

Клевцова Наталья Алексеевна

Педагог - психолог

26.02.2016 г. – 1 категория

26.02.2021 г.

10.

Евсеева Наталья Яковлевна

воспитатель

05.02.2016 г. – соответствие занимаемой должности

01.09.2017 г – 1 категория

11.

Бербенцева Ольга Александровна

Воспитатель, инструктор по физ.воспитанию

05.02.2016- соответствие занимаемой должности

01.09.2017 г.- 1 категория