Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 июля 2016 г. № П/0355 “Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органах”

Во исполнение пункта 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3165; 2012, № 31, ст. 4368; 2016, № 9, ст. 1263; № 13, ст. 1833), и в целях упорядочения обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органах приказываю:

категории должностных лиц Росреестра и его территориальных органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (приложение № 1);

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям (приложение № 2);

порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения (приложение № 3);

организацию защиты служебной информации ограниченного распространения (приложение № 4).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, руководителям территориальных органов Росреестра:

обеспечить неукоснительное выполнение требований настоящего приказа и защиту служебной информации ограниченного распространения;

внести в установленном порядке изменения в должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих и лиц, их замещающих, направленные на реализацию настоящего приказа, в части возложения ответственности за учет, ведение и хранение документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения;

обеспечить проведение проверок соблюдения порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения комиссиями, создаваемыми на основании пункта 28 приложения № 4 к настоящему приказу. Информацию о результатах проверок в территориальных органах Росреестра ежегодно до 15 декабря направлять в Административное управление.

3. Возложить контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения:

в центральном аппарате Росреестра:

— в части, касающейся служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в документах, — на Административное управление;

— в части, касающейся служебной информации ограниченного распространения, находящейся в системах информатизации, — на Управление информатизации и развития электронных услуг;

в территориальных органах Росреестра — на их руководителей.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 августа 2016 г.

Приложение № 1
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 26 июля 2016 г. № П/0355

Категории должностных лиц
Росреестра и его территориальных органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения

Уполномоченными должностными лицами, имеющими право относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, являются федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы:

в центральном аппарате Росреестра — категории «руководители» высшей и главной групп должностей, а также замещающие должности начальников самостоятельных отделов;

в территориальных органах Росреестра — категории «руководители» главной и ведущей групп должностей.

Приложение № 2
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 26 июля 2016 г. № П/0355

Порядок
передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям

1. Передача документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, другим органам и организациям осуществляется в центральном аппарате (территориальных органах) Росреестра структурными подразделениями, на которые возложены функции по документационному обеспечению.

2. Документы с пометкой «Для служебного пользования» (далее — пометка «ДСП»), разработанные в центральном аппарате Росреестра, его территориальных органах, не подлежат разглашению (распространению) без разрешения соответствующего должностного лица, в полномочия которого входит отнесение служебной информации к разряду ограниченного распространения.

3. Поступившие в центральный аппарат (территориальный орган) Росреестра документы с пометкой «ДСП», разработанные в других органах и организациях, не подлежат разглашению (распространению) без разрешения (письма) соответствующего органа (или его должностного лица), которым данная служебная информация отнесена к разряду ограниченного распространения.

4. Документы ограниченного распространения не могут быть переданы, а информация, содержащаяся в них, не может быть сообщена (раскрыта) третьим лицам, кроме как с письменного согласия ее обладателя или органа (лица), уполномоченного обладателем в установленном порядке.

5. Документы с пометкой «ДСП» пересылаются другим органам и организациям фельдъегерской связью или спецсвязью, а также могут быть переданы курьером — федеральным государственным гражданским служащим или работником, замещающим должность, не являющуюся должностью федеральной государственной гражданской службы, по соответствующему реестру.

6. Передавать служебную информацию ограниченного распространения по каналам электронной почты и факсимильной связи не допускается.

7. При необходимости направления документов с пометкой «ДСП» нескольким адресатам составляется указатель рассылки, в котором по каждому адресу проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и начальником структурного подразделения, подготовившего документ, и согласовывается:

в центральном аппарате Росреестра — начальником структурного подразделения, на которое возложены функции по документационному обеспечению, или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей;

в территориальных органах Росреестра — руководителем территориального органа Росреестра или его заместителем.

Приложение № 3
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 26 июля 2016 г. № П/0355

Порядок
снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения

1. При изменении обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, нецелесообразна, по решению должностных лиц центрального аппарата Росреестра, его территориальных органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, с них снимается пометка «Для служебного пользования» (далее — пометка «ДСП»).

Предложения о снятии с документов пометки «ДСП», в том числе с документов, необоснованно отнесенных к этой категории, вносятся:

в центральном аппарате Росреестра — начальниками отделов структурных подразделений, начальниками самостоятельных отделов, подготовивших эти документы, в том числе федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, самостоятельных отделов;

в территориальных органах Росреестра — руководителями структурных подразделений, подготовивших указанные документы.

2. При передаче документов с пометкой «ДСП» на архивное хранение и подготовке дел постоянного срока хранения к передаче в государственный архив проводится их экспертиза с целью возможного снятия с них пометки «ДСП».

3. Снятие с документов ограниченного распространения пометки «ДСП» осуществляется (производится) должностными лицами центрального аппарата Росреестра (территориальных органов), полномочиями которых данная служебная информация была отнесена к разряду ограниченного распространения, путем зачеркивания на подлиннике документа указанной пометки с проставлением своей подписи и даты, а также указания должности, фамилии и инициалов.

О снятии пометки «ДСП» с носителей информации ограниченного распространения в регистрационно-учетных формах делаются соответствующие записи (отметки), о чем информируются все адресаты, которым эти документы направлялись. Имеющиеся на служебных документах пометки «ДСП» зачеркиваются одной чертой чернилами или пастой с указанием даты снятия пометки, должности, фамилии и инициалов лица, снявшего пометку.

Приложение № 4
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от 26 июля 2016 г. № П/0355

Организация защиты служебной информации
ограниченного распространения

1. Работы по защите служебной информации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных органах проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Целями защиты служебной информации являются:

предотвращение утечки, хищения служебной информации по техническим каналам;

предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, подделки, копирования, распространения, блокирования служебной информации в системах информатизации;

предотвращение неправомерного или случайного доступа к служебной информации;

обеспечение полноты, целостности, достоверности служебной информации в системах обработки;

сохранение возможности управления процессом обработки и пользования служебной информацией.

3. Защите подлежат:

информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к служебной информации, в информационных системах и банках данных, а также в виде носителей на магнитной, оптической основе и бумажных носителях;

средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, автоматизированные системы различного уровня и назначения на базе средств вычислительной техники, в том числе информационно-вычислительные комплексы, сети и системы, средства и системы связи и передачи данных, технические средства приема, передачи и обработки информации (телефонии, звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки речевой, графической, видео- и буквенно-цифровой информации), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), используемые для обработки информации, отнесенной к разряду ограниченного распространения;

Смотрите так же:  Как писать заявление о преследовании

помещения, в которых обрабатывается служебная информация.

4. К служебной информации ограниченного распространения допускаются федеральные государственные гражданские служащие (далее — гражданские служащие) и работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее — работники), в соответствии с их должностными регламентами (должностными инструкциями).

5. Защита служебной информации ограниченного распространения при обработке и хранении информационных ресурсов, содержащих такую информацию, осуществляется с использованием программно-технических средств, аттестованных на соответствие требованиям информационной безопасности программно-технических средств, гражданскими служащими (работниками), на которых возложены данные обязанности в соответствии с их должностными регламентами (должностными инструкциями).

6. Создание документов, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, в структурных подразделениях центрального аппарата Росреестра (территориальных органах) осуществляется на специально выделенных автоматизированных рабочих местах (далее — АРМ) с закрытым доступом в общую информационную систему Росреестра, в том числе с возможностью использования съемных электронных носителей информации с пометкой «Для служебного пользования» (далее — пометка «ДСП»).

7. АРМ с закрытым доступом в общую информационную систему Росреестра закрепляются за гражданскими служащими (работниками), ответственными за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП» в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра). Данные гражданские служащие (работники) отвечают за надлежащее использование АРМ.

8. АРМ обозначается табличкой следующего содержания: «Место для разработки документов с пометкой «ДСП».

9. На съемных электронных носителях информации, содержащих информацию ограниченного распространения, проставляются пометка «ДСП», а также учетные реквизиты (учетный номер, дата регистрации, номер экземпляра, инициалы, фамилия и подпись гражданского служащего (работника), ответственного за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП» в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра).

10. Факт выдачи и возврата съемного электронного носителя фиксируется в журнале учета съемных электронных носителей информации ограниченного распространения.

11. Разрешается хранение на АРМ, в том числе на съемных электронных носителях, созданных проектов документов с пометкой «ДСП» в электронном виде, при условии соблюдения требований информационной безопасности.

Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками передаются для регистрации и уничтожения (шредирования) черновиков гражданскому служащему (работнику), ответственному за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП».

При регистрации документов, содержащих информацию ограниченного распространения, к регистрационному индексу документа добавляется пометка «ДСП» и указывается номер (номера) экземпляров документа.

Указание номеров экземпляров обязательно при учете всех последующих перемещений и передач документов с пометкой «ДСП».

12. Учет и передача созданных и поступивших документов ограниченного распространения в структурных подразделениях центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) ведется в журнале учета документов ограниченного распространения. На обложке журнала проставляется пометка «ДСП». Листы журнала нумеруются, прошиваются и опечатываются.

Документы с пометкой «ДСП» передаются гражданским служащим (работникам) структурных подразделений центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) под подпись.

13. При смене гражданского служащего (работника), ответственного за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП», составляется акт приема-передачи этих документов, который подписывается начальником соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (руководителем территориального органа Росреестра или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей).

14. Выданные гражданским служащим (работникам) для работы дела с пометкой «ДСП» подлежат возврату гражданскому служащему (работнику), ответственному за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП», структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) в тот же день.

Отдельные дела с пометкой «ДСП» могут находиться у исполнителя с разрешения начальника соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (руководителя территориального органа Росреестра) в течение срока, необходимого для выполнения задания, при условии соблюдения правил их хранения.

15. Документы, дела и съемные электронные носители информации с пометкой «ДСП» хранятся отдельно от несекретных в шкафах (ящиках, сейфах), которые запираются и опечатываются. Шкафы (ящики, сейфы) располагаются в служебных помещениях (кабинетах), сдача и вскрытие которых возложены на гражданских служащих (работников), ответственных за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП» в соответствующих структурных подразделениях центрального аппарата Росреестра (территориальных органов Росреестра).

16. Ответственность за правильное хранение документов для служебного пользования в структурном подразделении центрального аппарата Росреестра (территориальном органе Росреестра) возлагается на начальника соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (руководителя территориального органа Росреестра).

Запрещается хранение у гражданских служащих (работников) центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) дел, документов и съемных электронных носителей информации с пометкой «ДСП» в местах, не отвечающих установленным требованиям. В случае отсутствия у гражданского служащего (работника) центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), получившего документ или дело с такими документами, оборудованного места для их хранения, работа с документом (делом) осуществляется только в течение рабочего времени.

17. Передача документов с пометкой «ДСП» из одного структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) в другое осуществляется гражданскими служащими (работниками), ответственными за учет, ведение и хранение несекретной документации в структурных подразделениях центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), по реестрам.

18. При необходимости направления документов с пометкой «ДСП» нескольким структурным подразделениям центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра) составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов.

19. Указатель рассылки подписывается исполнителем и начальником структурного подразделения центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), подготовившего документ, и согласовывается:

в центральном аппарате Росреестра — начальником структурного подразделения, на которое возложены функции по документационному обеспечению, или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей;

в территориальных органах Росреестра — руководителем территориального органа Росреестра или его заместителем.

20. Запрещается осуществление действий по загрузке документов с пометкой «ДСП» в систему электронного документооборота.

21. Документы с пометкой «ДСП» размножаются (тиражируются) с разрешения гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы:

в центральном аппарате Росреестра — категории «руководители» высшей и главной групп должностей, а также замещающих должности начальников самостоятельных отделов;

в территориальных органах Росреестра — категории «руководители» главной и ведущей групп должностей.

22. Исполнителям документов запрещается самостоятельно изготавливать копии документов ограниченного распространения.

23. Изготовление копий с входящих документов, имеющих ограничительные пометки, адресованных руководителю Росреестра (территориального органа Росреестра), осуществляется по его поручению структурным подразделением, ответственным за документационное обеспечение.

24. Изготовление копий с входящих документов, имеющих ограничительные пометки, адресованных заместителям руководителя Росреестра, начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, осуществляется гражданскими служащими (работниками), ответственными за учет, ведение и хранение документов с пометкой «ДСП».

25. После размножения (тиражирования) документов с пометкой «ДСП» на обороте первого листа размножаемого (тиражируемого) документа делается отметка о количестве изготовленных копий. Дополнительно размноженные (тиражированные) экземпляры документа учитываются за номером этого документа.

26. Изготовление и передача копий документов ограниченного распространения, созданных и хранимых в структурном подразделении центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), осуществляются соответствующим структурным подразделением на основании служебной записки начальника заинтересованного структурного подразделения или его заместителя (запрашивающего копию).

Учет размноженных (тиражированных) документов, изготовленных копий документов осуществляется в структурном подразделении центрального аппарата Росреестра (территориальном органе Росреестра) поэкземплярно.

27. Поступившие в структурные подразделения издания (пособия, бюллетени) и иные материалы информационно-справочного характера с отметкой ограничения доступа, не подлежащие исполнению, а также аналогичные материалы, созданные в процессе деятельности структурных подразделений центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), учитываются в соответствующих структурных подразделениях в журнале учета документов ограниченного распространения, не подлежат подшивке в дела и уничтожаются в установленном порядке по миновании надобности.

28. Исполненные документы с пометкой «ДСП» группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка «ДСП».

29. Не реже одного раза в год в центральном аппарате Росреестра (территориальном органе) проводится проверка документов, дел и съемных электронных носителей информации с текстовыми файлами документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

30. Проверка проводится соответствующей комиссией, создаваемой приказом Росреестра (территориального органа Росреестра), в состав которой включаются гражданские служащие (работники), структурного подразделения, на которое возложены функции по документационному обеспечению, Отдела по защите государственной тайны (в территориальном органе Росреестра — режимно-секретного подразделения), а также гражданские служащие (работники) иных структурных подразделений, ответственные за учет, ведение и хранение таких документов. Результаты проверок оформляются актами.

Смотрите так же:  Какая пенсия по инвалидности в москве

31. В архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и материалов с пометкой «ДСП», проверка проводится не реже одного раза в пять лет.

32. О фактах утраты документов, дел, изданий и съемных электронных носителей, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель Росреестра (территориального органа Росреестра) и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю Росреестра (территориального органа Росреестра), назначившему комиссию.

33. На утраченные документы, дела, издания и съемные электронные носители информации с пометкой «ДСП» составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

34. Съемные электронные носители информации с пометкой «ДСП», непригодные для дальнейшего использования, подлежат сдаче для уничтожения в структурное подразделение центрального аппарата Росреестра (территориального органа Росреестра), на которое возложены функции по материально-техническому обеспечению.

Уничтожение (шредирование) документов, дел и изданий с пометкой «ДСП» осуществляется по соответствующему акту структурным подразделением центрального аппарата Росреестра (территориального органа), на которое возложены функции по документационному обеспечению.

Об уничтожении таких документов, дел и изданий с пометкой «ДСП» делаются отметки в учетных формах со ссылкой на соответствующий акт.

35. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, делами, изданиями и съемными электронными носителями информации с пометкой «ДСП», гражданский служащий (работник) привлекается к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

Обзор документа

Урегулированы вопросы обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Росреестре и его территориальных органах.

Так, определены категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; порядок передачи таких сведений другим органам и организациям.

Закреплена процедура снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения. Перечислены мероприятия по организации защиты данных.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Шпаргалка делопроизводителя

Ваш персональный гид в мире документов

30 августа, 2014

Документы Для служебного пользования (ДСП). Особенности работы, оформление, хранение

Отнесение информации к конфиденциальной в любой организации осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.

Кто определяет в организации какие сведения в документе необходимо к информации ограниченного распространения?

Ответственность за отнесение сведений, содержащихся в документе, к разряду ограниченного распространения возлагается на исполнителя и должностное лицо, подписавшее или утвердившее документ.

В каждой организации должен быть оформлен Перечень должностных лиц , имеющих право доступа к конфиденциальной информации. Также полномочия сотрудника, подтверждающие право работать с информацией с грифом «ДСП» должны быть закреплены в должностной инструкции .

Особенности работы c документами «Для служебного пользования»

При увольнении или переводе на другую должность работника, за которым числятся документы «Для служебного пользования», проводится передача документов непосредственному руководителю.

В организации обычно проводится проверка у работников наличия документов «Для служебного пользования» не реже одного раза в год комиссией, назначаемой приказом руководителя. В состав комиссии обязательно включаются должностные лица, в функции которых входит защита информации (сотрудники отдела безопасности).

  • В архивах, где сосредоточено большое количество документов и дел «Для служебного пользования», проверка наличия документов проводится не реже одного раза в пять лет . Результаты проверки оформляются актом проверки наличия документов «Для служебного пользования».
  • Хранение документов «Для служебного пользования»

    Главное условие сохранности документа «Для служебного пользования» — принадлежность конкретному должностному лицу, подтвержденная личной подписью.

    В случае утраты документов, дел, носителей информации с пометкой «Для служебного пользования», либо разглашения содержащихся в них сведений, а также при обнаружении признаков, указывающих на несанкционированное ознакомление (попытку ознакомления) с информацией ограниченного распространения должностное лицо, обнаружившее данные факты, немедленно докладывает руководителю организации. Затем по его указанию, как правило, проводится служебное расследование .

    Служебное расследование проводит должностное лицо, в функции которого входит защита информации, а результаты служебного расследования докладываются в служебной записке руководителю организации.

    На утраченные документы, дела, носители информации «Для служебного пользования» составляется акт , на основании которого в учетные формы вносятся соответствующие отметки.

    Утрата документов, содержащих сведения ограниченного распространения, либо незаконное получение и разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    ДСП-документы и носители ДСП-информации хранятся в организации в несгораемых сейфах . Делам, в которых хранятся документы и информация «Для служебного пользования» присваивается гриф «Для служебного пользования».

    Особенности оформления документов «Для служебного пользования»

    Особенностью оформления документов для служебного пользования является отметка ограничения к доступу документа. Пометка «Для служебного пользования» с указанием номера экземпляра проставляется на первой странице документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения.

    Пометка размещается в правом верхнем углу документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через одинарный межстрочный интервал.

    Если есть приложения к дсп-документу , пометка также размещается в правом верхнем углу приложения, а номер экземпляра проставляется ниже пометки через одинарный межстрочный интервал.

    При наличии в организации электронного документооборота файлы документов с пометкой «Для служебного пользования» не вкладываются, а в электронном виде передаются, как правило, по защищенным каналам связи.

    «Для служебного пользования»: можно ли оспорить ведомственные приказы

    Довольно часто сотрудники различных ведомств или учреждений мотивируют свои требования некими «внутренними инструкциями». Проверить, существуют ли они на самом деле или заглянуть в нихпочти невозможно. Бумаги надежно защищает гриф «для служебного пользования». «Право.ru» спросило у юристов, возможно ли оспорить такие документы и каковы шансы на положительное решение суда.

    Отменить нельзя оспорить

    Накануне Верховный суд рассмотрел дело активиста Яна Кателевского, который добивался признания незаконным приказа МВД, запрещающиего фото- и видеосъемку на режимных объектах. В апреле прошлого года его дважды арестовывали в общей сложности более чем на 20 суток за видеосъемку автостоянки у здания межмуниципального отдела полиции. Он пытался обжаловать свой арест в Раменском горсуде, однако суд иск не удовлетворил, сославшись на п. 30 инструкции, утвержденной тем самым приказом, согласно которому Кателевский не имел права проводить съемку без разрешения начальника отдела полиции.

    В своей жалобе в ВС активист говорил, что ему не дали ознакомиться с текстом приказа, так как он имеет гриф «для служебного пользования», хотя документы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, подлежат обязательному официальному опубликованию. На первом заседании рассмотрение дела отложили, поскольку Минюст с текстом спорного приказа ознакомлен не был, а на втором и вовсе прекратили на основании того, что за три дня до этого МВД признало документ утратившим силу.

    На практике с такой ситуацией можно часто столкнуться в любом государственном органе, говорит юрист адвокатского бюро «Линия права» Андрей Набережный. По его словам, иногда положения таких инструкций, которые не представляются для ознакомления, являются весьма странными. Юрист рассказал, что в одном из госорганов у него, со ссылкой на внутренний распорядок, отказались принимать документы иностранной компании, у которой не было печати на русском языке. А в другом – не взяли бумаги без перевода, правда, предложили направить их же по почте, поскольку этого инструкция не запрещала.

    «Что касается оспаривания, то раньше такой механизм фактически отсутствовал, поэтому лицам, чьи права были нарушены из-за подобных инструкций, в суде приходилось нелегко», – рассказал эксперт. По его словам, дело Кателевского, в случае удовлетворения иска, могло бы стать «прецедентным», после чего в суды могло «посыпаться» большое количество схожих заявлений об оспаривании аналогичных приказов других ведомств.

    Руководитель практики уголовного права и процесса юридической фирмы «Инфралекс» Артем Каракасиян считает, что шансов у активиста было немного. По его словам, практика оспаривания ведомственных актов, содержащих служебную информацию, немногочисленна и в подавляющем большинстве случаев безуспешна. «Верховный суд твердо стоит на позиции, что наличие грифа «для служебного пользования» позволяет причислить документ к сведениям конфиденциального характера и не осуществлять его официальное опубликование. При этом суд обычно приходит к выводу, что такие документы необходимы только для внутриведомственного пользования и не более, поэтому не затрагивает права и свободы заявителей», – отметил юрист.

    Смотрите так же:  Экспертиза зубных коронок

    «Газпром» против налоговиков

    Однако в «безнадежном», казалось бы, деле оспаривания внутрених документов есть и подвижки. Набережный напомнил о резонансном деле об оспаривании ОАО «Газпром нефть» внутренних писем ФНС России в качестве нормативных актов. Компания просила признать недействительным письмо «О налоге на добычу полезных ископаемых» в части способа расчета налоговых платежей.

    Верховный суд направил иск по подведомственности в арбитраж, а ВАС прекратил производство по делу, объяснив, что письмо ФНС ни по каким критериям не является нормативным правовым актом, поэтому оспорить его нельзя.

    Дело дошло до Конституционного суда, который признал: такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов, приобретают обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков. Поэтому у последних должна быть возможность оспаривания «внутренних налоговых писем» (постановление № 6-П). Особое мнение по этому выразил судья КС Юрий Данилов, который назвал постановление КС ошибочным и не способствующим осуществлению судами эффективного правосудия.

    Из-за обнаруженного КС правового пробела законодатель в 2016 году внес в ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» положения, предусматривающие возможность оспаривания актов, которые содержат разъяснения законодательства и обладают нормативными свойствами (см. «Никто не считал, какая нагрузка может лечь на этот суд»– почему новая норма добавит работы ВС»).

    Набережный не уверен, можно ли отнести к таким актам приказ МВД из дела Кателевского, поскольку разъяснений законодательства как таковых он не содержит. Однако такие инструкции, по мнению эксперта, создают «опасную» ситуацию: они обязательны для неопределенного круга лиц, но скрываются под грифом «секретно». «Фактически в такой ситуации мы должны доверять только словам сотрудников ведомств, и оспаривание их действий будет «гаданием на кофейной гуще», ведь текст самой инструкции можно будет увидеть только в судебном заседании», – объясняет Набережный.

    Соблюдать инструкции – не обязательно

    Адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Марина Костина считает, что в спорных случаях, подобно делу Кателевского, единственно верным решением будет обратиться к ч. 3 ст. 15 Конституции.

    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    «Следовательно, внутренние положения, инструкции и прочие документы, регламентирующие деятельность конкретного учреждения или организации, имеют локальный характер и не могут распространять своё действие на третьих лиц», – отметила Костина.

    Вместе с тем на практике чаще всего приходится сталкиваться с обратным положением вещей, рассуждает юрист. Так, очень часто отдельные государственные или муниципальные органы по своему усмотрению устанавливают специальные требования к документам, представляемым им на рассмотрение. Например, определяют во внутренних инструкциях срок их действия или обязательные реквизиты. Однако, если закон или нормативно-правой акт таких требований не содержит, соблюдать их, по мнению Костиной, вовсе не обязательно.

    А вот инструкции, в которые включены положения законодательства, соблюдать необходимо, а оспаривать – не имеет смысла. В прошлом году до ВС дошел спор об Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, согласно которой копия протокола судебного заседания изготавливается по письменному ходатайству участника разбирательства и за его счет (п. 7.12). Подсудимый же посчитал, что это требование противоречит НК, так как в нем с января 2013 года не предусмотрена оплата госпошлины за такое действие. Однако ВС с доводами Короткова не согласился и отказал в иске, поскольку инструкция не устанавливала «самостоятельные» нормы, а лишь дословно воспроизводила ч. 8 ст. 259 УПК (дело № АПЛ16-222).

    Шпаргалка делопроизводителя

    Ваш персональный гид в мире документов

    20 августа, 2014

    Как оформить правильно выписку из приказа

    Выписка из приказа составляется в том случае, если ответственному исполнителю для работы не требуется полный текст приказа. По составу реквизитов и оформлению выписка практически не отличается от самого приказа. Как оформить приказ>>

    Отличия состоят лишь в том, что в выписке лишь уточняется название документа: вместо слова «ПРИКАЗ» печатаются слова «ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА» и воспроизводится полностью констатирующая часть приказа. В выписке из приказа по личному составу отсутствует констатирующая часть, и поэтому вся необходимая информация отображается из распорядительной части приказа.

    Вместо полного текста в выписке печатается та часть приказа (пункт, пункты), которая касается непосредственно конкретного исполнителя, и воспроизводится реквизит «Подпись» (без личной подписи).

    Выписка из приказа в обязательном порядке требует своего заверения. Заверение оформляется проставлением реквизита «Отметка о заверении копии» и заверяется печатью организации.

    Оформление приказа

    • Зверева Наталья | руководитель аппарата генерального директора авиационной компании

    Чем руководствуемся

    П риказы содержат реквизиты, состав и порядок оформления которых определен в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Обращаю ваше внимание, что с 1 июля 2017 г. начнет действовать ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который заменит прежний ГОСТ Р 6.30-2003.

    В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в России основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (если это не касается оборонной продукции). Поэтому при разработке Инструкции по делопроизводству за основу оформления реквизитов мы имеем право (но не обязаны) взять госстандарт, и нам не запрещается уточнять и дополнять его требования.

    В настоящей статье далее будем рассматривать правила оформления реквизитов уже с учетом нового ГОСТ, а также рекомендаций «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Росархивом).

    Внимание, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 изменились номера реквизитов, используемых в приказах, но принципиальных изменений в их оформлении не произошло, а на имеющиеся детали мы обратим ваше внимание.

    Далее в примерах настоящей статьи для обозначения реквизитов документов мы будем использовать нумерацию, введенную новым ГОСТ Р 7.0.97-2016. Правила оформления приказов и распоряжений едины (далее в тексте для упрощения будем упоминать только приказ).

    Бланк конкретного вида документа включает реквизиты:

    • 01 «герб», либо 02 «эмблему», либо 03 «товарный знак (знак обслуживания)», если организация имеет право использовать что-то из этого списка;
    • 05 «наименование организации – автора документа». Под полным наименованием организации ниже в скобках может указываться сокращенное наименование (строго в соответствии с учредительными документами). См. Пример 2.
      Если автор документа имеет вышестоящую организацию, то она указывается (полно или сокращенно) над ним (Пример 2).
      Если приказ издается руководителем подразделения (например, филиала), то его наименование указывается ниже наименования организации-автора – реквизит 06 (Пример 1);
    • 09 «наименование вида документа» – в нашем случае «ПРИКАЗ»;
    • 13 «место составления (издания) документа» и
    • при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 10 «дата» и 11 «регистрационный номер», а также 17 «заголовок к тексту».

    Бланк приказа с угловым расположением реквизитов