Тема 8 СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНЫ

Любая цена включает в себя определенные элементы.

Состав цены — значения элементов цены в абсолютном выражении.

Структура цены — удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или в долях единицы.

Например, розничная цена составляет 14,3 руб., себестоимость — 1 руб., что составляет 35% от розничной цены, прибыль предприятия 1,5 руб. и соответственно 10% от розничной цены, акциз — 2 руб. или 14%, НДС — 1,8 руб. или 13%, наценка посредника — 1 руб. или 7%, торговая наценка — 3 руб. или 21% от розничной цены.

Полная себестоимость продукции определяется затратами на ее производство и реализацию. При определении состава затрат, включаемых в себестоимость, руководствуются положениями, ут-вержденными 5.08.92 г. № 552 и дополнениями 1995 г .

Калькуляция — исчисление себестоимости на единицу продукции, необходима для целей ценообразования.

Прибыль — обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости; за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т. п.

Налоги — форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок. Однако методика их расчета различна, в связи с чем процесс определения цены и ее структура усложняются.

Часть налогов входит в состав себестоимости, это такие налоги, как: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, налог на пользователей автомобильных дорог.

Налоги государственные (федеральные) направляются в федеральный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).

Налоги местные взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, целевые сборы с предприятий на благоустройство территории, налог на прибыль предприятий и т. п.).

Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.

Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.

Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен с 01.01.92r.

По своей экономической сути — это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы.

Акциз введен на товары, не являющиеся предметами первоочередного потребления

Торговая надбавка представляет собой затраты торговых организаций по реализации продукции (издержки обращения) и их прибыль. В настоящее время централизованное утверждение торговых надбавок отсутствует, их предельный размер по особо социально значимым товарам утверждается местной администрацией региона.

Соотношение цен. В целях анализа цен и конъюнктуры следует изучить соотношения цен:

• на технологически взаимосвязанные товары (соотношение ценового и технологического эквивалента);

• на продовольственные и промышленные товары; соотношение стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции;

• на материально-технические ресурсы и цены готовой продукции в промышленности;

• на взаимозаменяемые продукты;

• на один и тот же продукт в государственных, акционерных, частных магазинах и на колхозном рынке;

• покупок различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группами по доходу);

• по различным территориям: регионам, городской и сельской местности, в крупных и мелких городах и даже в разных районах крупного города;

• на основную экспортируемую и импортируемую продукцию;

Прямые и косвенные налоги в составе цены

В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.

Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально-экономическую роль:

  1. налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;
  2. налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
  3. налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
  4. налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.

В состав цены входят следующие виды налогов:

  1. социальные налоги;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акциз;
  4. налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).

Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.

Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.

НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.

Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.

Смотрите так же:  Сигаретный налог что это такое

Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги в структуре цены

В состав цены включаются также налоги, такие как НДС, акцизы, таможенные пошлины, и социальные налоги, не имеющий значения как самостоятельные элементы цены, налог на прибыль.

Социальные налоги — это по сути затраты предприятия, поскольку они начисляются на фонд оплаты труда. К ним относятся платежи во внебюджетные фонды, которые включаются в себестоимость.

Налог на прибыль также не является самостоятельным элементом и считается частью прибыли, включаемой в структуру цены.

Акцизом облагаются те товары, уровень потребления которых малоэластичен к изменению цен либо на специфичные товары. Существует перечень подакцизных товаров, который периодически пересматривается Правительством РФ. В этот список входят спирт, водочные изделия, пиво, табачные изделия, бензин, легковые автомобили, отдельные виды сырьевых товаров. Акциз устанавливается в % к стоимости товара или в рублях за единицу изделия, по импортным товарам в % к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины или в д.е. за единицу измерения. Таким образом, ставки акцизов делятся на адвалорные, устанавливаемые в процентах, и специфические, устанавливаемые в рублях за единицу измерения. Если предприятие производит подакцизную продукцию, и применяются адвалорные ставки, то акциз устанавливается к отпускной цене предприятия без НДС.

Сумма акциза по подакцизным товарам (например, автомобилям и ювелирным изделиям), ставки на которые установлены в процентах, определяется как:

где С — сумма акциза

Н — налогооблагаемая база (оптовая цена предприятия)

А — ставка акциза в %

С суммы денежных средств, получаемых организациями за произведенные подакцизные товары, сумма акциза определяется как:

где Н — рыночная цена с учетом акциза

А — ставка акциза

По своей экономической сущности НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуг, работ. На практике НДС определяется как разница между £ налога, полученного предприятием по реализованным товарам, и 𝜮 налога, уплаченного предприятием по приобретенным сырью, материалам и др.

Ставка НДС на большинство товаров составляет 18%, но также существует перечень товаров, ставка на которые предусмотрена в размере 10%. Как правило, это продукты питания, детские товары и медицинские изделия. Существуют также группы товаров и услуг, которые не облагаются данным налогом. По отношению к розничным ценам применяются расчетные ставки 15,25% и 9,09%. Сумма выручки умножается на указанные ставки, если НДС отдельной строкой не выделен, а указан, в том числе, в сумме выручки.

Подакцизные товары облагаются НДС с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению.

В розничной торговле НДС устанавливается в процентах к торговой надбавке. По импортным товарам НДС рассчитывается с учетом таможенной пошлины. Таможенная пошлина, расчет которой будет приведен несколько позднее, при рассмотрении вопросов таможенной политики, применяется в отношении ввозимых или вывозимых товаров.

Все перечисленные налоги выполняют в основном фискальную функцию и призваны быть экономическим регуляторами. В современных условиях государство зачастую подсчитывает сумму изъятий, и лишь затем формирует ставки налогов, что приводит к значительному завышению цен.

4.Снабженческо- сбытовая и торговая надбавки в структуре цены

Значительный вес в структуре цены занимают надбавки, которые являются причиной ценовых различий на одинаковые товары в разных сбытовых организациях Надбавки устанавливаются свободно по соглашению сторон. На их величину оказывают влияние затраты в сфере обмена, соотношение между спросом и предложением, ценовая политика торговых организаций, посреднических звеньев, политика Правительства РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления. Вместе с тем надбавки самостоятельно не функционируют, а непосредственно включаются в цену товара, выступая в качестве ее элементов. Выделяют снабженческо-сбытовые, оптовые и торговые надбавки применение их зависит от звеньев товародвижения. Существенных различий при формировании снабженческо-сбытовой и оптовой надбавок нет. На практике снабженческо-сбытовая надбавка применяется к ценам на продукцию производственно-технического назначения, оптовая к ценам на товары народного потребления.

Разница между ценой продажи товара снабженческо-сбытовой организацией и оптовой ценой предприятия поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку. Разница между ценой покупки у оптовой организации и розничной ценой называется торговой (розничной надбавкой).

В большинстве случаев снабженческо-сбытовые (оптовые) надбавки свободные, поэтому они устанавливаются по соглашению сторон-участниц сделки. В них включаются издержки обращения и прибыль сбытовой организации. Они устанавливаются в % к цене товара без НДС. Регламентируются эти надбавки органами исполнительной власти субъектов Федерации в районах Крайнего севера и приравненных к ним территориях.

Торговая надбавка устанавливается организациями розничной торговли, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включается издержки обращения и прибыль торговых организаций, а также НДС на этом этапе товародвижения. Регламентируются надбавки на медицинские товары, продукты детского питания и т.п.

Все надбавки должны регистрироваться организациями в соответствующих документах (в протоколах согласования цен, в реестрах розничных цен и т.п.). В России, в отличие от многих развитых стран, процесс установления надбавок упрощен, что приводит зачастую к завышению цен. Поэтому органы власти субъектов Федерации при необходимости регулируют вышеназванные надбавки.

Рассмотрев основные элементы цены, необходимо определиться с той базой, которая является основой для расчета всех налогов, надбавок и прибыли, т.е. с ценой реализации.

Ценой реализации, используемой при расчете налогов, являются цена сделки, указанная сторонами в договоре. Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При отсутствии таких сделок или недостатке информации используется следующие методы:

· Метод цены последующей реализации, при которой рыночная цена определяется, как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателям при последующей продаже, и разумных затрат, понесенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им приобретенных товаров, а также наценки покупателю. Наценка определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной фирмы прибыль.

· Затратный метод, при котором, рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и наценки, определяемой так, чтобы она обеспечила разумную и обычную для данной фирмы прибыль.

Рассмотрев основные элементы цены, перейдем к рассмотрению важнейшей темы в ценообразовании — внешней торговле. Поскольку ценовая политика фирмы на внутреннем и на внешнем рынке будет отличаться, как будет отличаться и сами цены реализации продукции на внутреннем и мировом рынке.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Характеристика косвенных налогов как элементов цены

В качестве самостоятельных элементов цены выступают косвенные налоги. В настоящее время косвенные налоги представлены налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизом. На величину указанных налогов возрастает цена изготовителя, тарифы на услуги и работы.

Среди косвенных налогов особое влияние на уровень цены оказывает НДС. НДС представляет собой косвенный налог, взимаемых на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.

Добавленная стоимость включает в себя следующие экономические элементы: оплату труда, т.е. весь фонд заработной платы с отчислениями на социальные нужды (ЕСН — единый социальный налог); прибыль организации.

Определить величину добавленной стоимости в любой организации можно с использованием следующей формулы:

где ДС — величина добавленной стоимости организации,

BP — выручка от реализации продукции,

М3 — стоимость материальных ресурсов, используемых в организации.

Следует отметить, что добавленная стоимость может быть определена только по организации в целом. Она не может быть рассчитана на единицу конкретного вида продукции (работ, услуг).

Как и любой косвенный налог, НДС, в конечном счете, ложится на плечи конечного потребителя и выполняет, прежде всего, фискальную функцию. НДС считают «справедливым» налогом, так как им облагаются практически все экономические операции. Налогоплательщиками НДС являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, ввозящие товары на территорию Российской Федерации из-за рубежа.

Объектом налогообложения признаются в России следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ определены также операции, которые не признаются объектом налогообложения. Для организаций, осуществляющих государственные закупки, к большому перечню операций, не облагаемых НДС, можно отнести следующие:

передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;

передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передачу жилых помещений физическим лицам в домах государственного и муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

передачу имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

передачу на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Налоговая база для исчисления НДС при реализации товаров (услуг, работ) определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС. По подакцизным товарам налоговая база определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС, но с учетом акциза.

В Российской Федерации используется следующая система адвалорных (в процентах) налоговых ставок для взимания НДС:

1) налоговая ставка 0%. Эта ставка применяется для ограниченного числа операций. Для организаций, осуществляющих государственные закупки, налоговая ставка 0% может распространяться на реализацию припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, а также на реализацию построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;

2) налоговая ставка 10%. По этой ставке взимается НДС при реализации ряда продовольственных товаров, отдельных товаров для детей, определенных печатных изданий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В состав государственных закупок входят большинство товаров, относящихся к данной группе ставок налогообложения. Поэтому для органов, осуществляющих государственные закупки, является актуальным изучение порядка включения в состав цены НДС по ставке 10%;

3) налоговая ставка 18%. По указанной ставке НДС включается в состав цены (тарифа) основной массы товаров (работ, услуг).

Как уже отмечалось, величина добавленной стоимости не может быть рассчитана на единицу конкретного вида продукции. Соответственно, и налог на добавленную стоимость нельзя прямо и непосредственно рассчитать на единицу продукции. В то же время цена устанавливается на единицу продукции. А НДС является элементом цены единицы продукции. Поэтому в состав цены НДС включается по специально разработанной методике.

Другой косвенный налог — акциз. Экономический смысл акциза — это налог на потребление. Характерной особенностью акциза является то, что он устанавливается только на определенные группы товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости. К подакцизным товарам относятся:

1) спирт этиловый;

2) спиртосодержащая продукция;

3) алкогольная продукция;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

В состав цены акциз включается прямо и непосредственно. Технология его включения в цену намного проще, чем НДС.

Косвенные налоги, как элементы цены товара.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансо­вые взаимоотношения предприятий с государством и его органи­зациями, отражаются в составе цены неадекватно:

одни из них входят в состав затрат предприятий (себестоимость продукции);

другие ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (на­лог на прибыль);

третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы). Эти налоги принято считать кос­венными.

Перечисленные налоги имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта (товара), с другой — выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. В то же время мини­мальная цена определяется издержками предприятия.

Предприятие стремится установить на товар такую цену, кото­рая полностью будет покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту товара, включая справедливую норму при­были за приложенные усилия и риск.

Издержки производства и реализации товаров (продукции, ра­бот, услуг) представляют собой затраты средств производства, вклю­чающих сырье, материалы, топливо, электроэнергию, основные фонды, транспортные средства, посреднические и общественные услуги, расходы, связанные с непосредственным применением труда, выраженные в денежной форме.

Издержки в ценообразовании на предприятии имеют особое значение. Их учет необходим для определения цены предложения и, самое главное, для выработки эффективной стратегии и такти­ки всей деятельности предприятия. При сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечение более низких издержек по отношению к доходу (выручке) предприятия — определяющее условие его вы­живаемости и эффективной работы. Правильное определение издер­жек, их снижение, а иногда и повышение имеют непосредственное значение для прибыльной работы предприятия и его благополучия.

В отечественной практике ценообразования на предприятии, работающем в условиях рынка, необходимо различать два вида из­держек: бухгалтерские издержки производства и реализации това­ров и экономические (предпринимательские) издержки.

Бухгалтерские издержки производства и реализации товара (про­дукции, работ, услуг) определяются в соответствии с утвержден­ным 5.08.92 г. постановлением Правительства Российской Федера­ции Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли. Согласно ука­занному Положению затраты, образующие себестоимость продук­ции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономичес­ким содержанием по следующим элементам:

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных фондов;

При расчете нормальной предпринимательской прибыли учи­тываются:

— затраты, обеспечивающие нормальное (принятое, сложившееся в отрасли) расширенное воспроизводство, т.е. капитальные вло­жения в основные фонды и прирост оборотных средств;

— затраты из прибыли на научно-исследовательские, опытно-кон­структорские и другие работы, обеспечивающие научно-техни­ческий прогресс;

— затраты на жилищное и другое социальное строительство;

— текущие затраты на социальные нужды, финансируемые из при­были;

— расходы по подготовке и переподготовке кадров, финансируе­мые из прибыли;

— отчисления в централизованные фонды, в том числе отчисле­ния на содержание аппарата и в фонды концерна, ассоциации, объединения;

— выплата дивидендов по акциям;

— отчисления налогов, уплачиваемых за счет прибыли.

Все эти затраты, финансируемые за счет прибыли, учитывают­ся при определении нормальной предпринимательской прибыли в размере, сложившемся в отрасли и, следовательно, могут быть обо­снованы при «уторговывании» цен.

Прибыль и рентабельность учитываются в экономических (пред­принимательских) издержках обычно в размере, принятом в дан­ной отрасли производства. При этом прибыль, включаемая в пред­принимательские издержки видов продукции, изделий, может быть определена с учетом специфики производства по различным моде­лям цены, т.е. пропорционально:

а) себестоимости продукции, работ, услуг;

б) себестоимости обработки или нормативной стоимости обра­ботки;

в) оплате труда, включенной в себестоимость;

г) фондоемкости, капиталоемкости изделий.

В предпринимательских издержках учитываются налог на добав­ленную стоимость (НДС), если он прибавляется к цене, т.е. начисляется сверх цены предприятия, а также акцизы. Налог на добав­ленную стоимость входит в издержки предприятия и должен быть отражен в его затратах, потому что предприятие вносит его сумму в бюджет, и, следовательно, она должна учитываться при кальку­лировании всех издержек.

Акциз необходимо учитывать в издержках, если предприятие отчисляет в бюджет акцизный налог. В этом случае цена предложе­ния определяется с учетом этого налога. Если же акцизный налог уплачивается сбытовой базой или какой-то другой посреднической организацией, то предприятие в своих издержках может не учиты­вать акцизный налог, но при этом должно предусмотреть его при конечной реализации своей продукции.

Налог на добавленную стоимость(НДС) — это косвенный на­лог, уплачиваемый со всех товаров (базовая ставка 20%). Основная ставка НДС установлена к цене реализации. По своей экономичес­кой сути НДС — это форма изъятия в бюджет части вновь создан­ной стоимости. На каждой стадии производства и реализации това­ров создается новая добавленная стоимость. На практике она опре­деляется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы, и полностью изымается в государственный бюджет. Налог на добавленную стоимость оказывает сильное воз­действие на уровень цен. Достаточно сказать, что в результате вве­дения НДС все цены были увеличены на треть.

Акциз —это косвенный налог, взимаемый с потребления. Он устанавливается органами государства по отдельным видам това­ров. Перечень этих товаров утверждается соответствующими орга­нами власти. Акцизами облагается реализация определенных това­ров: вино-водочная продукция, пиво, табак, бензин, автомобили, драгоценности, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов. Ставки акцизов по вышеуказанным товарам не одинаковы (от 14% до 190% к отпускной цене). Они являются едиными на всей территории Российской Федерации. Акцизный налог распространяется также и на отдельные виды минерального сырья, производимого на территории РФ, — нефть (включая газо­вый конденсат), природный газ. Введение акцизного налога неза­медлительно привело к повышению цен на подакцизные товары.

Распределение косвенных налогов (НДС или акцизов) между продавцом и покупателем товаров в основном зависит от эластич­ности спроса и предложения товаров по цене. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налогов несет производи­тель; если спрос на товар неэластичен по цене, то большую часть налогов фактически платят покупатели.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав