Международный кодекс по охране судов и портовых средств

Международный кодекс по охране судов и портовых средств
12 декабря 2002 года

Кодекс ОСПС (ISPS)

Приложение к Резолюции 2
Конференции «Одобрение
Международного кодекса
по охране судов и портовых
средств» (896_039)

1 Дипломатическая конференция по охране на море, состоявшаяся в Лондоне в декабре 2002 года, одобрила новые положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и настоящий Кодекс (*) с целью усиления охраны на море. Эти новые требования формируют международную структуру, посредством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в секторе морского транспорта.
_______________
(*) Полное название Кодекса — Международный кодекс по охране судов и портовых средств. Сокращенное название этого Кодекса, как указано в правиле XI-2/1 Конвенции СОЛАС 1974 года с поправками, — Кодекс ОСПС.

2 После трагических событий 11 сентября 2001 года двадцать вторая сессия Ассамблеи Международной морской организации («Организация») в ноябре 2001 года единогласно решила разработать новые меры по охране судов и портовых средств с целью принятия их конференцией Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (известной как Дипломатическая конференция по охране на море) в декабре 2002 года. Подготовка к Дипломатической конференции была поручена Комитету по безопасности на море (КБМ) Организации на основе документов, представленных государствами-членами, межправительственными организациями и неправительственными организациями, имеющими консультативный статус в ИМО.

3 С целью ускорения разработки и принятия соответствующих мер охраны КБМ, на своей первой внеочередной сессии, также состоявшейся в ноябре 2001 года, образовал Межсессионную рабочую группу по охране на море. Первое заседание Межсессионной рабочей группы КБМ по охране на море состоялось в феврале 2002 года, и доклад о результатах ее обсуждений был представлен КБМ, который рассмотрел его на своей семьдесят пятой сессии в мае 2002 года и образовал специальную рабочую группу для дальнейшей разработки выдвинутых предложений. Семьдесят пятая сессия КБМ рассмотрела доклад этой рабочей группы и рекомендовала продолжить работу на следующем заседании Межсессионной рабочей группы КБМ, которое состоялось в сентябре 2002 года. Семьдесят шестая сессия КБМ рассмотрела итоги сессии Межсессионной рабочей группы КБМ, состоявшейся в сентябре 2002 года, и последующую работу, проведенную Рабочей группой КБМ в ходе семьдесят шестой сессии КБМ в декабре 2002 года, непосредственно перед Дипломатической конференцией, а также утвердила окончательный вариант предложенных текстов для рассмотрения Дипломатической конференцией.

4 Дипломатическая конференция (9 — 13 декабря 2002 года) приняла также поправки к существующим положениям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года), направленные на сокращение сроков осуществления требования относительно установки на судах систем автоматического опознавания, и приняла новые правила главы XI-1 Конвенции СОЛАС 1974 года, касающиеся нанесения опознавательных номеров судов и наличия на судах Журнала непрерывной регистрации истории судна. Дипломатическая конференция приняла также ряд резолюций, включая резолюции, касающиеся осуществления и пересмотра настоящего Кодекса, технического сотрудничества и совместной работы с Международной организацией труда и Всемирной таможенной организацией. Было признано, что после завершения работы двух вышеупомянутых организаций может потребоваться пересмотр некоторых новых положений, касающихся охраны на море, и внесение в них поправок.

5 Положения главы XI-2 Конвенции СОЛАС 1974 года и настоящего Кодекса применяются к судам и портовым средствам. Решение о том, чтобы расширить сферу Конвенции СОЛАС 1974 года с целью охватить портовые средства, было принято на том основании, что Конвенция СОЛАС 1974 года предлагает скорейший путь, обеспечивающий вступление в силу и выполнение необходимых мер охраны в короткие сроки. Однако далее было решено, что положения, касающиеся портовых средств, должны относиться только к взаимодействию судно/порт. Более широкий вопрос охраны портовых районов будет рассматриваться в рамках последующей совместной работы Международной морской организации и Международной организации труда. Было также решено, что эти положения не должны распространяться на конкретные ответные действия при нападении или на какую-либо необходимую деятельность по ликвидации последствий таких нападений.

6 При подготовке этих положений принимались меры к обеспечению того, чтобы они сочетались с положениями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и гармонизированной системы освидетельствований и оформления свидетельств.

7 Эти положения отражают значительное изменение в подходе международной морской отрасли к вопросу об охране в секторе морского транспорта. Признается, что эти положения могут возложить значительное дополнительное бремя на некоторые Договаривающиеся правительства. Полностью признается важность технического сотрудничества для оказания помощи Договаривающимся правительствам в осуществлении упомянутых положений.

8 Осуществление положений потребует постоянного эффективного сотрудничества и взаимопонимания между всеми сторонами, работа которых связана с судами и портовыми средствами или которые используют их, включая судовой и портовый персонал, пассажиров, грузоотправителей, управленческий персонал судна и порта, и сторонами, которые в рамках национальных и местных властей отвечают за вопросы охраны. Потребуется пересмотреть и изменить существующую практику и процедуры, если они не обеспечивают достаточного уровня охраны. В интересах усиления мер охраны на море на судоходную и портовую отрасли, а также на национальные и местные власти будут возложены дополнительные обязанности.

9 Рекомендации, представленные в части B настоящего Кодекса, следует учитывать при осуществлении положений главы XI-2 Конвенции СОЛАС 1974 года и части A настоящего Кодекса, касающихся охраны. Признается, однако, что степень применения этих рекомендаций может быть различной в зависимости от характера портового средства и типа судна, а также от характера выполняемых судном рейсов и/или от перевозимого на нем груза.

10 Ничто в настоящем Кодексе не должно толковаться или применяться таким образом, чтобы это противоречило основным правам и свободам, закрепленным в международных документах, в частности относящихся к работникам морской отрасли и беженцам, включая положения Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, а также международные стандарты, касающиеся моряков и портовых рабочих.

11 Признавая, что Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками предусматривает, что государственные власти разрешают иностранным членам экипажей сходить на берег во время стоянки в порту судна, на котором они прибыли, при условии что формальности по приходе судна были выполнены и государственные власти не имеют оснований отказать им в разрешении сойти на берег по причинам, связанным со здравоохранением, государственной безопасностью или общественным порядком, Договаривающимся правительствам при утверждении планов охраны судов и портовых средств следует должным образом учитывать тот факт, что члены судового персонала живут и работают на судне, и им необходимо сходить на берег и иметь доступ к береговым средствам бытового обслуживания для моряков, включая медицинский уход.

Часть A Обязательные требования в отношении положений главы XI-2 Приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года ( 995_251 ) с поправками

1 Общие положения
1.1 Введение
Настоящая часть Международного кодекса по охране судов и портовых средств содержит обязательные положения, на которые делается ссылка в главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками.

1.2 Цели
Целями настоящего Кодекса являются:
1.2.1 создание международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями и представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы, затрагивающей охрану, и принятия мер, предупреждающих происшествия, связанные с охраной судов или портовых средств, используемых в международных перевозках;
1.2.2 установление соответствующих функций и обязанностей Договаривающихся правительств, правительственных учреждений, местных администраций, представителей морского судоходства и портов на национальном и международном уровне для обеспечения охраны на море;
1.2.3 обеспечение заблаговременного и эффективного сбора информации, относящейся к охране, и обмена такой информацией;
1.2.4 предоставление методологии проведения оценок охраны с целью введения планов и процедур по реагированию на изменения уровней охраны; и
1.2.5 обеспечение уверенности в наличии достаточных и соразмерных мер охраны на море.

1.3 Функциональные требования
Для достижения своих целей настоящий Кодекс содержит ряд функциональных требований. Они включают, не ограничиваясь этим, следующее:
1.3.1 сбор и оценку информации в отношении угрозы, затрагивающей охрану, и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;
1.3.2 требование о соблюдении протоколов связи для судов и портовых средств;
1.3.3 предотвращение несанкционированного доступа на суда, портовые средства и в их районы ограниченного доступа;
1.3.4 предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенного оружия, зажигательных устройств или взрывчатых веществ;
1.3.5 обеспечение средствами подачи сигналов тревоги для реагирования на угрозу, затрагивающую охрану, или происшествия, связанные с охраной;
1.3.6 требование о наличии планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценках охраны; и
1.3.7 требование о подготовке персонала, учениях и занятиях с целью обеспечить освоение планов и процедур по охране.

Требования Международного кодекса по охране судов и портовых средств

После трагических событий 11 сентября 2001 года двадцать вторая сес- сия Ассамблеи Международной морской организации единогласно решила разработать новые меры по охране судов и портовых средств.

В результате на Конференции Договаривающихся правительств, состо- явшейся в декабре 2002 года, были одобрены поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС- 74), касающиеся специальных мер по повышению безопасности и усилению охраны на море, и Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Портовое средство (ПС) — определенный неразрыв- ный район акватории (подходы с моря, рейдовые, якорные стоянки, места ожидания причала) и/или территории (гидротехнические сооружения и ин- фраструктура) морского торгового (специализированного) порта, где проис- ходит взаимодействие судно/порт, находящийся в ведении одного оператора (стивидорной компании), связанный единым технологическим процессом, имеющий однотипные сооружения, устройства и оборудование, эксплуатация которых аналогична при производстве погрузочно-разгрузочных работ и ока- зании услуг, и где необходимо, в соответствии с требованиями Главы XI-2 СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС, осуществление специальных мер, направленных на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение актов, угро- жающих обеспечению безопасности на морском транспорте.

Кроме новых правил, вошедших в Главу XI-2 МК СОЛАС-74, и части А и Б Кодекса ОСПС, Дипломатическая конференция приняла поправки к су- ществовавшим правилам в отношении выполнения требований оборудования судов автоматическими идентификационными системами (АИС), и приняла новые правила, касающиеся судовых опознавательных номеров и необходи- мости иметь на судне журнал непрерывной регистрации истории судна, кото- рые вошли в Главу XI-1 МК СОЛАС-74.

Главой XI-2 МК СОЛАС-74 введены новые требования, регламентиру- ющие охрану судов и портовых средств, цель которых — противодействовать незаконным актам, направленным против безопасности мореплавания и пере- возки морем защищенных грузов.

(30) С этого момента морская безопасность стала официально подразделять- ся на две области: «Maritime safety» — связанная с предотвращением аварий и ликвидацией их последствий и «Maritime security» — связанная с предотвра- щением незаконных актов, угрожающих безопасности судов.

Положения Кодекса ОСПС формируют международную структуру, по- средством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с це- лью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в сек- торе морского транспорта.

Следует отметить, что в Кодексе ОСПС четко определены требования к различным категориям персонала судна в отношении знаний и полученной подготовки по охране. Безусловно, наиболее важная роль в обеспечении охраны судна отводится лицу командного состава судна, ответственного за охрану. В тоже время пунктом 13.3 части В кодекса предусмотрено, что чле- ны судового персонала, имеющие конкретные задачи по охране, должны обладать достаточными знаниями и быть способны выполнять поручен- ные им задачи, включая, в зависимости от обстоятельств, следующие во- просы:

— знание существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм;

— распознавание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

— распознавание характерных признаков и манеры поведения людей, ко- торые могут создать угрозу, затрагивающую охрану;

— способы, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны;

— методы управления группами людей и их контроля;

— знание процедур и планов действий в чрезвычайных ситуациях;

— эксплуатация оборудования и систем охраны;

— испытание, калибровка и техническое обслуживание оборудования и систем охраны при нахождении в море;

— методы проверок, контроля и наблюдения; и

— методы физического досмотра людей, личных вещей, багажа, груза и судовых запасов.

Все остальные члены судового персонала должны, согласно пункта

13.4 части В кодекса, должны обладать достаточным знанием соответствую- щих положений плана охраны судна, включая:

— значение уровней охраны и вытекающие из этого требования;

— знание процедур и планов действий в чрезвычайных ситуациях;

— распознавание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

— распознавание, на недискриминационной основе, характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, за- трагивающую охрану; и способы, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны. (31)

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 1828 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

После трагических событий 11 сентября 2001 года двадцать вторая сессия Ассамблеи Международной морской организации единогласно решила разработать новые меры по охране судов и портовых средств.

12 декабря 2002 года Конференция Договаривающихся правительств одобрила поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74), касающихся специальных мер по повышению безопасности и усилению охраны на море, и Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).

Кроме новых правил, вошедших в Главу XI-2 МК СОЛАС-74, и части А и Б Кодекса ОСПС, Дипломатическая конференция приняла поправки к существующим правилам МК СОЛАС-74, способствующие ускорению выполнения требований оборудования судов автоматическими идентификационными системами, и приняла новые правила для включения в Главу XI-1 МК СОЛАС-74, касающиеся судовых опознавательных номеров и необходимость иметь на судне журнал непрерывной регистрации истории судна. Наиболее важными поправками являются новая Глава XI-2 «Специальные меры по усилению охраны на море» МК СОЛАС-74 и Кодекс ОСПС.

Главой XI-2 МК СОЛАС-74 вводятся новые требования, регламентирующие охрану судов и портовых средств с целью противодействия незаконным актам, направленным против безопасности мореплавания и перевозки морем защищенных грузов.

Требования Кодекса ОСПС формируют международную структуру, посредством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в секторе морского транспорта.

Кодекс ОСПС состоит из двух частей.

Часть А носит обязательный характер, а часть Б — рекомендательный. Рекомендации в части Б, следует учитывать при осуществлении положений Главы XI-2 МК СОЛАС-74 и части А Кодекса ОСПС.

Смотрите так же:  Бесплатно отправить отчетность в фсс

Часть А устанавливает требования к:

  • Декларации об охране;
  • защите судна;
  • оценке уязвимости судна;
  • плану охраны судна;
  • лицу командного состава, ответственному за охрану судна;
  • тренировкам и учениям на судах;
  • безопасности портовых средств;
  • оценке уязвимости портовых средств;
  • плану охраны портовых средств;
  • должностному лицу компании, ответственному за охрану;
  • должностному лицу портового средства, ответственному за охрану;
  • тренировкам и учениям на портовых средствах;
  • освидетельствованию и сертификации;
  • выдаче и подтверждению свидетельств;

а также устанавливается:

  • ответственность Договаривающихся правительств; и
  • обязанности судоходной компании.

В части Б Кодекса ОСПС приводятся разъяснения и рекомендации по организации и выполнению требований части А и Главы XI-2 МК СОЛАС-74.

Охрана судов и портовых средств

В ноябре 2001 г., следом за трагическими событиями, происшедшими в США 11 сентября 2001 г., 22-я сессия Ассамблеи IMO постановила разработать новые правила по обеспечению безопасности судов, находящихся в портах, а также портовых сооружений и средств.

В декабре 2002 г. в Лондоне на международной конференции, посвященной проблемам безопасности на море, были приняты дополнения к Конвенции SOLAS, а также Международный кодекс по безопасности судов и портовых сооружений (англ. – International Code for the Security of Ships and of Port Facilities). В соответствии с правилом XI-2/1 Конвенции SOLAS, Конвенция получила официальную абривиатуру «ISPS Code», применительно к настоящей книге – «Кодекс ОСПС».

Поправки, принятые к Конвенции SOLAS, направлены на повышение безопасности судов на море и в зонах взаимодействия «судно – порт». Среди прочего эти поправки предусматривают введение новой главы SOLAS, посвященной непосредственно аспектам безопасности на море и содержащей обязательное требование для судов соблюдать Кодекс ОСПС.

В изменениях к гл. V («Безопасность мореплавания») предусмотрены новые временны́е рамки для установки систем автоматического оповещения (далее – САО). Суда, иные чем пассажирские суда и танкеры, валовой вместимостью 300 регистровых т и более, но менее 50 тыс. регистровых т, должны быть оснащены САО не позднее первого освидетельствования оборудования безопасности после 1 июля 2004 г. или к 31 декабря 2004 г., смотря по тому, что произойдет раньше. Суда, оборудованные САО, должны держать эту систему включенной постоянно, кроме случаев, когда международные соглашения, правила или нормы предусматривают защиту навигационной информации.

Существующая глава XI SOLAS «Специальные меры по повышению безопасности на море» была перенумерована в главу XI-1. В соответствии с измененным правилом XI-1/3 опознавательный номер судна должен быть нанесен постоянно на видном месте либо на корпусе судна, либо на его надстройке. На пассажирских судах маркировка должна быть нанесена на горизонтальной поверхности, видимой сверху. Опознавательный номер судна должен быть также нанесен в соответствующих местах во внутренних помещениях. Кроме того, согласно новому правилу XI-1/5 судам должен выдаваться журнал непрерывной регистрации истории судна, целью которого является обеспечение бортовой регистрации истории судна в отношении вносимой в него информации. Этот журнал выдается администрацией и должен содержать по меньшей мере такую информацию, как название судна и государства, под флагом которого судно имеет право плавать, дату регистрации судна в этом государстве, опознавательный номер судна, порт, в котором судно зарегистрировано, название зарегистрированного (-ых) собственника (-ов) и его (их) зарегистрированный (-ые) адрес (-а). Любые изменения заносятся в журнал таким образом, чтобы предоставлять обновленную текущую информацию вместе с хронологией этих изменений.

В соответствии с резолюцией 2, принятой Конференцией, Кодекс ОСПС начал действовать с 1 июля 2004 г. по вступлении в силу новой главы XI-2 Конвенции.

Кодекс ОСПС применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:

  • – пассажирские суда, включая высокоскоростные;
  • – грузовые суда, включая высокоскоростные суда вместимостью 500 регистровых т и более;
  • – морские передвижные буровые установки [1] ;
  • – портовые средства, обслуживающие указанные выше суда.

Цель Кодекса ОСПС заключается в создании унифицированной и взаимосвязанной организации, позволяющей правительствам соизмерять возникающие угрозы с уровнем уязвимости судов и портовых сооружений. С этой целью каждое договаривающееся правительство должно производить оценку охраны портовых сооружений, которая включает три основных компонента. Во-первых, должны быть определены и оценены важное имущество и инфраструктура, имеющие решающее значение для функционирования портового средства, а также те зоны или сооружения, в случае повреждения которых могут погибнуть люди или может быть нанесен ущерб портовому хозяйству либо окружающей среде. Затем в этой оценке необходимо выявить фактические угрозы для вышеупомянутого важного имущества и инфраструктуры в целях установления приоритетности мер охраны. Наконец, в оценке должна быть учтена уязвимость портового средства путем выявления недостатков, касающихся физической охраны конструктивной целостности, систем защиты, методики выполнения процедур, систем связи, транспортной инфраструктуры, предприятий общественного пользования и других объектов в пределах портового средства, которые могут стать вероятной целью. По завершении этой оценки договаривающееся правительство может точно определить степень риска.

Кодекс ОСПС содержит подробные требования по обеспечению безопасности судов и портовых средств (изложены в разделе, являющемся обязательным (часть А)), а также ряд рекомендаций о способах соблюдения этих требований, содержащихся во втором разделе (часть В). В целом Кодекс базируется на подходе, в соответствии с которым обеспечение охраны судов и портовых средств по существу равнозначно управлению рисками и для определения приемлемости тех или иных мер безопасности в каждом конкретном случае необходимо произвести оценку рисков. Такая концепция управления рисками закреплена в Кодексе путем принятия ряда минимальных функциональных требований безопасности судов и портовых средств. Эти требования включают:

  • 1. Для судов:
    • а) планы охраны судна;
    • б) перечень лиц командного состава судна, ответственных за охрану;
    • в) перечень должностных лиц компании, ответственных за охрану;
    • г) соответствующее бортовое оборудование.
  • 2. Для портовых средств:
    • а) планы охраны портового средства;
    • б) должностных лиц портового средства, ответственные за охрану;
    • в) соответствующее оборудование для обеспечения безопасности.

Кроме того, требования к судам и портовым средствам включают: наблюдение и контроль за доступом; наблюдение за действиями людей и за грузом; обеспечение наличия средств охранной связи в постоянной готовности к использованию. Для сообщения об угрозе для портового средства или судна должен быть установлен соответствующий уровень охраны. Уровни охраны 1, 2 и 3 соответствуют обычной, средней и повышенной степеням угрозы. Уровень охраны 1 означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны (п. 9 ст. 2 Кодекса). Уровень охраны 2 означает уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны (п. 4 ст. 2). Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения (п. 4 ст. 2 Кодекса). При установлении уровня охраны создается связь между судном и портовым средством, поскольку при этом срабатывает механизм осуществления соответствующих мер по охране судна и портового средства.

В соответствии с положениями Кодекса любая компания, эксплуатирующая суда, должна назначить у себя должностное лицо, ответственное за охрану, а на каждом из своих судов – лицо командного состава судна, ответственное за охрану.

«Должностное лицо компании, ответственное за охрану» – это лицо, назначенное компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственным за охрану судна (п. 7 ст. 2) .Обязанности должностного лица компании, ответственного за охрану, включают обеспечение надлежащего проведения оценки охраны судна, подготовки плана охраны судна и его представления на одобрение администрации (или от ее имени) и после этого передачу плана на каждое судно.

Каждое портовое средство должно иметь план охраны портового средства, т.е. план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны на территории портового средства (ст. 2 (5)). План охраны разрабатывается и выполняется на основе оценки охраны портового средства, которая включает, по меньшей мере, следующие элементы:

  • 1) определение и оценка важного имущества и инфраструктуры, защита которых важна;
  • 2) определение возможных угроз имуществу и инфраструктуре и вероятности их реализации с целью принятия мер по обеспечению охраны и очередности проведения этих мер;
  • 3) выявление, выбор контрмер, очередности их применения и определение уровней их эффективности для снижения уязвимости;
  • 4) выявление слабых мест, включая человеческий фактор, в инфраструктуре, политике и процедурах.

На судне должно находиться Международное свидетельство об охране судна, удостоверяющее его соответствие требованиям гл. XI-2 SOLAS и части А Кодекса ОСПС. Если судно находится в порту договаривающегося правительства или следует к этому порту, то на основании положений правила XI-2/9 это правительство имеет право осуществлять в отношении данного судна различные меры, связанные с контролем и выполнением требований. Судно может также подлежать дополнительным мерам контроля, если есть основания полагать, что защищенность судна или портовых средств, куда заходило судно, была снижена.

Суда, использующие портовые средства, могут подвергаться проверкам в рамках контроля судов государством порта, а также дополнительным мерам контроля. До входа судна в порт соответствующие власти могут потребовать предоставления информации, касающейся судна, имеющегося на нем груза, пассажиров и судового персонала. При определенных обстоятельствах судну может быть отказано в заходе в порт.

Несомненно, что меры, направленные на повышение безопасности, в том числе и портовых средств и судов, находящихся в портах, должны способствовать безопасности морепользования в целом. Вместе с тем следует учитывать, что информация, аккумулирование которой будет осуществляться в рамках требований Кодекса ОСПС, многократно увеличит уязвимость порта и находящихся в нем судов, случись террористам получить к ней доступ.

  • [1] Термин «судно», когда он используется в данном Кодексе, включает морские передвижные буровые установки и высокоскоростные суда, определенные в правиле XI-2/1.

ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ КОДЕКСА ОСПС

Кодекс ОСПС состоит из преамбулы, части А, дополнений 1 и 2 к части А, части В, дополнений 1 и 2 к части В. Часть А носит обязательный характер, а часть В — рекомендательный. Целями Кодекса являются:

• установление международной структуры, использующей сотрудничество между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов для выявления угрозы и принятия мер, предупреждающих несанкционированные действия, связанные с захватом, уничтожением или нанесением неприемлемого ущерба судам или портовым средствам, используемым в международной торговле;

• распределение соответствующих ролей и ответственности между Договаривающимися правительствами, правительственными учреждениями, местными администрациями, представителями морского судоходства и портов на национальном и международном уровнях для обеспечения охраны на море;

• обеспечение заблаговременного и эффективного сбора и обмена информацией, связанной с охраной;

• предоставление методологии оценок охраны, так чтобы иметь готовые планы и процедуры реагирования на изменяющиеся уровни охраны;

• обеспечение уверенности в том, что в наличии имеются адекватные и надлежащие меры обеспечения охраны на море.

Для достижения своих целей, данный Кодекс объединяет большое количество функциональных требований. Не ограничиваясь перечисленным ниже, они включают:

• сбор и оценку информации в отношении угроз судам или портовым средствам и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами;

• требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;

• предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;

• предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;

• обеспечение средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;

• требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценке охраны;

• требование о подготовке персонала и учениях для освоения планов охраны и необходимых процедур;

• тщательную проверку охраны каждого судна и портового средства.

ПЛАН ОХРАНЫ СУДНА

Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией) план охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией). Основные цели Плана:

1) своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению;

2) предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране как на судне, так и во взаимоотношениях судна с судоходной Компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.

Судовой план охраны готовится с учетом вероятных рискованных ситуаций, с которыми может столкнуться судовой экипаж, его способности и подготовки, возможности установления безопасных охраняемых зон на судне и средств наблюдения и обнаружения, которые имеются на судне.

План должен содержать три уровня охраны:

уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;

уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.

План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС. Он должен быть на языке или языках, являющихся рабочими на судне. Если используемый язык или языки не являются английским, французским или испанским, то в план включается перевод на один из этих языков.

План должен содержать следующее:

• подробное изложение организационной структуры охраны судна;

• подробное изложение взаимоотношений судна с Компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, несущими ответственность за охрану;

• подробное изложение мер по предотвращению того, чтобы на судне не оказались предназначенные для применения против людей или портов оружие, опасные вещества и устройства, на перевозку которых нет полномочий;

Смотрите так же:  Договор на хранения на складе

• перечисление участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;

• подробное описание мер по предотвращению несанкционированного доступа на судно;

• процедуры ответных мер при угрозе происшествия или несанкционированных действиях, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;

• подробное изложение мер охраны, предусмотренных для уровня охраны 1, как материального характера, так и предусмотренных организацией эксплуатации судна, которые должны действовать постоянно;

• подробное изложение мер охраны, которые должны обеспечивать незамедлительный переход судна на уровень охраны 2 и, при необходимости, на уровень охраны 3;

• процедуры выполнения любых инструкций по охране, которые могут отдавать Договаривающиеся правительства при уровне охраны 3;

• порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;

• обязанности и область ответственности всех членов экипажа судна, привлеченного к охране;

• процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;

• процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;

• процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности на основании опыта или изменившихся обстоятельств;

• процедуры сообщений о происшествиях, связанных с несанкционированными действиями;

• сведения о лице командного состава, ответственного за охрану судна;

• сведения о должностном лице Компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;

• процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;

• частоту проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;

• указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения;

• процедуры, инструкции и руководство по использованию судовой системы оповещения, включая испытания, включение, выключение и возврат в исходное положение[7], и по ограничению ложных сигналов тревоги.

Дополнительно к вышеперечисленным рекомендациям План охраны судна должен предусматривать следующее:

• необходимые процедуры или предосторожности, гарантирующие постоянное поддержание непрерывной связи;

• действия по оценке того, продолжают ли быть эффективными процедуры охраны и какие бы то ни было оборудование и системы охраны и обнаружения, включая процедуры выявления отказа или неисправности оборудования и систем и принятия контрмер;

• подход и принятый порядок действий, направленные на защиту конфиденциальной информации по вопросам охраны, хранимой на бумажных и электронных носителях;

• сведения о типах оборудования и систем охраны и обнаружения, если они имеются, и требования к их техническому обслуживанию;

• порядок, который бы обеспечивал своевременное представление и рассмотрение докладов о возможном наличии незащищенных охраной участков от лиц, выражающих обеспокоенность по вопросам охраны;

• порядок составления, ведения и корректуры перечня каких бы то ни было опасных грузов или веществ на борту, включая указание их местоположения.

План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:

• проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;

• оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;

• выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;

• выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;

• принятие решений по корректировке плана

Полномочия и ответственность капитана. Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, а также обращению к Компании или любому правительству за помощью, если она требуется.

Капитан не ограничен ни Компанией, ни фрахтователем или любым лицом в праве принятия на свою ответственность любых решений, которые, по его профессиональному суждению, необходимы для поддержания должного уровня безопасности и охраны на судне. Это положение включает отказ в доступе на судно людям или их вещам, а также отказ принять любой груз.

Капитан судна несет полную ответственность за безопасность судна. При любом уровне охраны, включая уровень охраны 3, он может требовать разъяснений или изменений указаний от органов, принимающих меры реагирования на происшествие или его угрозу, если имеются основания полагать, что исполнение указаний может нанести ущерб безопасности судна.

Капитан, располагая предоставленными ему полномочиями и неся всю полноту ответственности за охрану и безопасность судна, судового персонала, груза и имущества, обеспечивает:

• организацию службы на судне, предусматривающую эффективные предупредительные или адекватные ответные меры при угрозе происшествия или несанкционированных действиях;

• распределение обязанностей, полномочий и ответственности судового персонала, вовлеченного в охрану;

• регулярное рассмотрение плана охраны судна на предмет его соответствия своему назначению на основе оценки охраны судна;

• плановое проведение учений и тревог по морской безопасности и охране судна.

Контроль доступа на судно. Планом охраны судна должно предусматриваться ограничение доступа на судно, а также регистрация и контроль всех, кто привлекается к работе на судне в порту или на якоре. Это осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный помощник. Производится проверка личности всех лиц, желающих пройти на судно, и законность оснований их намерения. Проверяется:

• наличие удостоверений личности и направлений на судно у вновь поступивших членов экипажа;

• наличие у поставщиков и рабочих предписаний на выполнение работ и заказов в соответствии с заявкой судна. Контролируется количество людей и их личности согласно списку;

• наличие удостоверений личности посетителей и направлений с указанием цели визита.

Фотографирование тех, кто посещает судно, может быть полезным средством предотвращения инцидентов или идентификации тех, кто приходит на суд но с целью последующего нападения. Проявление фотопленки может понадобиться только в случае состоявшегося нападения. Зная, что нападающие могут использовать знание грузового манифеста для выбора объекта нападения, следует предпринять все усилия для ограничения доступа к документам с информацией о грузе и его расположении на судне.

Планом охраны судна должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем средствам доступа на судно, а именно:

— посадочным трапам и аппарелям;

— посадочным дверям, бортовым иллюминаторам, окнам и лацпортам;

— швартовным тросам и якорным цепям;

— кранам и подъемным устройствам.

Для каждого из них, в соответствии с уровнем охраны, планом должны быть определены соответствующие места, где должны применяться меры, обеспечивающие ограничение или запрет доступа. Кроме того, должны быть установлены типы ограничений или запретов, которые должны действовать при каждом из уровней охраны, а также средства приведения этих ограничений и запретов в действие.

Для каждого уровня охраны планом охраны судна должно быть установлено, какие средства должны применяться, чтобы удостоверить личности посетителей в целях допуска их на судно и для того, чтобы допущенные лица могли беспрепятственно оставаться на нем. Это может включать разработку соответствующей пропускной системы, которая бы предусматривала постоянные пропуска для экипажа судна и временные — для посетителей. Любая судовая пропускная система должна, когда это осуществимо, приводиться в соответствие с системой, применяющейся в портовом пропускном средстве. Пассажиры должны иметь возможность подтвердить свою личность с помощью посадочных пропусков, билетов и т.д., но они не должны без надзора допускаться в зоны ограниченного доступа. В плане должны быть предусмотрены положения, которые бы обеспечивали регулярное приведение пропускных систем к уровню текущих требований и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.

Лица, не желающие или неспособные удостоверить свою личность и/или обосновать цель своего посещения, когда от них этого требуют, не должны допускаться на судно, а об их попытке проникновения на судно должно быть доложено лицу командного состава, ответственному за охрану судна, должностному лицу Компании, ответственному за охрану, должностному лицу портового средства, ответственному за охрану и национальным или местным органам, ответственным за охрану.

Для уровня охраны 1 планом охраны судна должны быть определены меры по контролю доступа на судно, среди которых могут быть следующие:

• проверка личности всех лиц, желающих пройти на судно, и обоснованности их намерения посредством проверки, например, предписаний о включении в экипаж, пассажирских билетов, посадочных пропусков, предписаний на выполнение работ и пр.;

• судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы были определены огражденные участки для проведения проверки и досмотра людей, багажа (включая переносимых на себе предметов), личных вещей, транспортных средств и их содержимого;

• судно, во взаимодействии с портовым средством, должно обеспечить, чтобы перевозочные средства, подлежащие погрузке на предназначенное для перевозки автомобилей судно, до погрузки подвергались досмотру с повторяемостью, требуемой планом;

• отделение прошедших проверку лиц и их личных вещей от еще не прошедших проверки;

• отделение пассажиров, осуществляющих посадку, от пассажиров, осуществивших высадку;

• указание мест доступа, которые должны быть перекрыты или охраняться для предотвращения несанкционированного доступа;

• перекрытие, посредством запирания либо другими средствами, доступа на неохраняемые участки, примыкающие к участкам, на которые имеют доступ пассажиры и посетители;

• проведение со всем экипажем судна инструктажей по вопросам охраны, касающихся возможных видов угрозы, порядка докладов о подозрительных лицах, объектах либо действиях, а также необходимости проявлять бдительность.

При уровне охраны 1 все желающие пройти на судно должны рассматриваться как потенциальные объекты досмотра. Повторяемость такого досмотра, включая досмотр по случайному выбору, должна быть оговорена в одобренном плане и должна одобряться Администрацией особо. Лучше всего, когда такие досмотры могут быть предприняты портовым средством в тесном сотрудничестве с судном и в непосредственной близости к нему. Члены экипажа судна не должны привлекаться к досмотру других членов экипажа и их личного имущества, за исключением ситуаций, когда для этого есть явные основания, имеющие отношения к охране. Любой такой досмотр должен проводиться так, чтобы полностью принимались в расчет права человека и не наносился ущерб человеческому достоинству.

Для уровня охраны 2 планом должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению для противодействия повышенному риску происшествия, влияющего на защищенность, и направленные на обеспечение повышенной бдительности и более тесного контроля, которые могут включать:

• назначение дополнительных людей для обхода участков палубы в нерабочее время с целью предотвращения несанкционированного доступа;

• ограничение количества мест доступа на судно, определение тех мест, которые должны быть закрыты, и средств их надлежащего закрытия;

• принятие мер противодействия проникновению на судно со стороны воды, включая, например, организацию шлюпочного дозора во взаимодействии с портовым средством;

• установление, в тесном сотрудничестве с портовым средством, зоны ограниченного доступа со стороны борта, обращенного к берегу;

• увеличение частоты и тщательности досмотра людей, личных ве­щей и транспортных средств, принимаемых на судно;

• сопровождение посетителей судна;

• проведение дополнительных, целенаправленных инструктажей всего экипажа, обращенных на какие бы то ни было выявленные виды угрозы, и вновь акцентирующих внимание на порядке докладов о подозрительных лицах, объектах или действиях и подчеркивающих необходимость повышенной бдительности;

• выполнение полного или частичного обыска судна.

Для уровня охраны З в плане должны быть подробно изложены меры, которые могут включать:

• уменьшение количества мест доступа доходного контролируемого места;

• предоставление доступа только лицам, проводящим ответные действия; связанные с происшествием или его угрозой;

• указания людям на борту;

• приостановку посадки или высадки;

• приостановку грузовых операций, доставок и пр.;

• эвакуацию людей с судна;

• подготовку к полному или частичному обыску судна.

Участки ограниченного доступа на судно. В плане охраны судна должны быть определены участки ограниченного доступа, которые должны вводиться на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны применяться для контроля доступа на них, а также меры, которые должны применяться для контроля деятельности внутри этих участков.

Участки ограниченного доступа устраиваются для:

• предотвращения несанкционированного доступа на судно;

• защиты пассажиров, экипажа судна и персонала портового средства или иных органов, уполномоченных находиться на судне;

• защиты важных, с точки зрения охраны, участков на судне;

• защиты груза и судовых запасов от самовольных действий.

Все участки ограниченного доступа должны маркироваться, ясно указывая на то, что доступ на них ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны. Следует рассмотреть вопрос об установлении специальных систем контроля доступа на такие участки. Порты, иллюминаторы и окна, которые могут служить путями доступа, должны быть надежно закрыты и иметь, по возможности, ламинированное остекление. Крышки иллюминаторов должны быть закрыты, а барашки обтянуты. Внутренние двери на таких участках, обеспечивающие непосредственный доступ к ключевым местам, таким как мостик, радиорубка, машинное отделение и каюта капитана, должны быть усилены и должны иметь специальные системы контроля доступа и автоматической аварийно-предупредительной сигнализации.

Запирание дверей, обеспечивающих доступ и выход из участков ограниченного доступа, может противоречить обеспечению безопасности в случае инцидента с судном. В любой ситуации, когда требования обеспечения безопасности противоречит охранным, требования безопасности должны быть превыше всего. Тем не менее, следует попытаться совместить соответствующие положения безопасности, одновременно допуская, чтобы средства доступа и выхода запирались или контролировались.

Судовладельцы могут рассмотреть вопрос об установке внутренней системы телевизионного обзора и записи на пленку главных средств доступа в судовые участки ограниченного доступа, коридоров, ведущих ко входам в ключевые зоны и на мостик.

Для предотвращения захвата отдельных членов экипажа нападающими (захват и угрозы члену экипажа — одно из наиболее употребляемых средств нападающих на судно), все члены экипажа, не занятые важными наружными обязанностями, должны находиться внутри безопасной охраняемой зоны в темное время суток. Те же, кто выполняет обязанности вне такой зоны в ночное время, должны поддерживать постоянную связь с мостиком, а для возвращения в безопасную зону в случае нападения должны использовать альтернативный путь возвращения в эту зону. Члены экипажа, опасающиеся, что не смогут вернуться в такую зону во время нападения, должны заранее выбрать места, где они временно могут укрыться.

В пределах безопасных охраняемых зон должны быть назначены места сбора, где экипаж может собраться при нападении и сообщить на мостик свое местонахождение и количество собравшихся.

В число участков ограниченного доступа могут включаться:

• ходовой мостик, машинные помещения и иные посты управления;

• посты управления противопожарным оборудованием и системами;

• помещение рулевой машины;

• помещение подруливающего устройства;

• помещения, где находится оборудование и системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой оповещения;

Смотрите так же:  Исполнение платежного требования

• помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также иные аналогичные помещения;

• помещения, откуда есть доступ к цистернам с питьевой водой, насосам или клапанным коробкам и трубопроводам;

• помещения провизионных кладовых и холодильных установок;

• помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;

• помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;

• грузовые помещения и помещения для судовых запасов;

• жилые помещения экипажа;

• любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна, установленные должностным лицом Компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.

Все участки ограниченного доступа должны иметь маркировку, указывающую на то, что доступ на участок ограничен и что несанкционированное нахождение в нем посторонних лиц является нарушением режима охраны.

На участках ограниченного доступа могут находиться только:

• члены экипажа, несущие вахту в этих помещениях;

• судовой персонал, за которым закреплено заведование этого оборудования или помещения;

• обслуживающий и ремонтный береговой персонал в сопровождении вахтенного или ответственного по заведованию;

• должностные лица государства порта, осуществляющие контроль системы охраны и имеющие на то полномочия, в сопровождении членов экипажа.

Для уровня охраны 1 в плане должны быть указаны меры охраны, предусмотренные для участков ограниченного доступа, которые могут включать:

• запирание или перекрытие мест доступа;

• использование средств обнаружения для контролирования этих участков;

• выставление постов охраны или использование обходов;

• использование автоматических устройств обнаружения вторжения для подачи сигнала экипажу судна о несанкционированном проникновении.

При уровне охраны 2 повторяемость и интенсивность слежения за участками ограниченного доступа и действий по контролированию доступа туда должна быть увеличена. Планом охраны судна должно предусматриваться применение дополнительных мер охраны, которые могут включать:

• установление участков ограниченного доступа, примыкающих к местам доступа;

• непрерывное слежение за данными, поступающими от средств обнаружения;

• выделение дополнительных людей для охраны и обхода участков ограниченного доступа.

Для уровня охраны 3 меры, которые могут быть предприняты экипажем судна в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством, могут включать:

• установление на судне, вблизи места происшествия или места, где, предположительно, существует угроза происшествия, дополнительных участков ограниченного доступа, с прекращением доступа в них;

• проведение обыска участков ограниченного доступа как части обыска судна.

Наблюдение за обработкой груза и доставкой судовых запасов и снабжения. Эта мера направлена на:

• предотвращение самовольных действий с грузом;

• предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке;

• предотвращение приема судовых запасов и снабжения без проверки;

• предотвращение самовольных действий с судовыми запасами и снабжением.

Освидетельствование и проверка груза, судовых запасов и снабжения выполняется:

• посредством визуальной и физической проверки;

• с использованием сканирующего оборудования и специальных устройств;

• путем координации с грузоотправителем или иными ответственными сторонами посредством заключения договора или специальных процедур.

При взаимодействии с портовыми средствами должны быть разработаны процедуры контроля грузов, осуществляемые по спискам грузов в местах доступа на судно. С того момента, когда груз находится на судне, должна существовать возможность распознания того, что он был одобрен к погрузке. Кроме того, должны быть разработаны меры охраны, которые бы исключали самовольные действия с грузом после его погрузки на судно.

Применительно к судам, регулярно пользующимся данным портовым средством, может оказаться целесообразным установить порядок для судна, поставщиков судовых запасов и для данного портового средства, охватывающий оповещение о доставке, расписание доставки и соответствующую документацию. Всегда следует предусматривать некий способ, который бы позволял убедиться в наличии свидетельства того, что судно действительно заказывало представленные запасы.

Для уровня охраны 1 планом должны устанавливаться меры охраны, подлежащие применению во время обработки груза, доставки судовых запасов и снабжения, которые могут включать:

• проверку в обычном порядке груза, средств транспортировки груза и грузовых помещений до и во время операций обработки груза;

• проведение проверок на соответствие груза грузовым документам;

• совместное с портовым средством обеспечение того, чтобы транспортные средства, подлежащие погрузке на суда, перед погрузкой подвергались досмотру с повторяемостью, требуемой планом охраны судна;

• проверку пломб или применение иных методов предотвращения самовольных действий с грузом;

• проверку до погрузки запасов на судно того, что запасы соответствуют заказу;

• обеспечение немедленного, безопасного размещения судовых запасов.

Для уровня охраны 2 планом должны устанавливаться дополнительные, меры охраны, подлежащие применению при обработке груза, доставки судовых запасов и снабжения, которые могут включать:

• тщательную проверку груза, судовых запасов и снабжения, средств их транспортировки и грузовых помещений;

• проведение усиленных проверок в целях обеспечения того, чтобы был погружен только предназначенный для этого груз, судовые запасы и снабжение;

• усиленный досмотр транспортных средств, подлежащих погрузке на суда;

• повышенную повторяемость и тщательность проверки пломб или применения иных методов предотвращения самовольных действий с грузом.

Для уровня охраны 3 дополнительные меры могут включать:

• приостановку погрузки или выгрузки груза;

• сверку опасных грузов и веществ на судне, если они есть, с их опи­сью и проверку их местоположения;

• проведение более тщательных проверок судовых запасов;

• приготовление к введению ограничений на действия с судовыми запасами или к приостановке этих действий;

• отказ от принятия запасов на судно.

Обращение с несопровождаемым багажом. Планом охраны судна должны предусматриваться меры охраны, подлежащие применению с целью гарантирования того, чтобы несопровождаемый багаж (т.е. любой багаж, включая личное имущество, который не находится при соответствующем пассажире или члене экипажа судна в месте, где проводится проверка или досмотр) идентифицировался и подвергался проверке, включая досмотр, до его принятия на судно.

При уровне охраны 1, в тех случаях, когда портовое средство имеет хорошо организованную пропускную систему, оборудовано эффективными средствами охраны и имеется гарантированное подтвержде­ние о проведении портовым средством проверки несопровождаемого багажа и его сохранности на своей территории, проверка и досмотр багажа судном может не проводиться.

В противном случае несопровождаемый багаж до принятия на судно подлежит проверке и досмотру судовыми средствами. Допускается проверка багажа выборочно путем физического досмотра или с применением технических средств.

Необходимо тесное взаимодействие с портовым средством и должны предприниматься шаги для гарантирования сохранного обращения с несопровождаемым багажом после его проверки.

При уровне охраны 2 предусматривается применение дополнительных мер охраны, что должно включать 100% проверку несопровождаемого багажа с применением технических средств (например, рентгеновское просвечивание).

При уровне охраны 3 дополнительные меры могут включать:

• более тщательную проверку багажа, например, просвечивание рентгеновскими лучами по меньшей мере под двумя различными углами;

• приготовление к введению ограничений на действия с несопровождаемым багажом или к приостановке этих действий;

• отказ от принятия на судно несопровождаемого багажа.

Контроль защищенности судна. Экипаж судна должен иметь возможность следить за обстановкой на борту в целом, за участками ограниченного доступа на судне, и за участками вокруг судна. Это можно реализовывать с помощью:

• вахтенных, охранников и палубных дозорных;

• автоматических устройств обнаружения вторжения и средств слежения за обстановкой.

В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.

В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.

Места установки средств освещения и уровень освещенности определяются исходя из следующих условий:

• у экипажа судна должна быть возможность видеть то, что делается вне судна, как на берегу, так и на воде;

• освещаемая площадь должна включать судно и зону вокруг него;

• освещение должно облегчать установление личности людей в местахдоступа;

• необходимая площадь освещения может быть достигнута во взаимодействии с портовым средством.

Автоматические устройства обнаружения вторжения должны запускать звуковой и/или зрительный сигнал тревоги в месте, где постоянно присутствуют люди или которое постоянно наблюдается или прослушивается.

Очень важно поддерживать бдительность. Чаще всего первым признаком нападения является появление нападающих на мостике или в каюте капитана Раннее оповещение о возможном нападении позволит подать сигнал тревоги, оповестить другие суда и береговые власти, осветить подозрительное плавсредство, предпринять маневр по уклонению или выполнить иные ответные действия. Уверенность атакующих в успехе нападения может быть поколеблена наличием признаков того, что судно оповещено об их приближении.

Когда судно находится в районах, где случаются нападения, или подходит к ним, вахтенный состав на мостике и количество впередсмотрящих должны быть увеличены. Следует рассмотреть возмож­ность вахты на корме и в теневых секторах РЛС. Компаниям рекомендуется обеспечить поставки на судно биноклей ночного видения для вахты на мостике и для впередсмотрящих. Должно вестись постоянное радиолокационное наблюдение, но, возможно, будет трудно обнаружить быстроходное плавсредство с низким бортом на экране РЛС. Яхтенная РЛС, установленная на корме, может обеспечить дополнительный радиолокационный обзор, способный обнаружить небольшие плавсредства, приближающиеся с кормы судна на ходу. Использование соответственным образом расположенного яхтенного радиолокатора, когда судно стоит на якоре, может также обеспечить предупреждение о близком приближении небольшого плавсредства.

Особенно важно поддерживать радиолокационное и визуальное наблюдение за следующим за судном в некотором отдалении плавсредством, которое может быстро сблизиться, начиная нападение. Небольшие плавсредства, следующие параллельно или в кильватере со скоростью судна, должны всегда считаться подозрительными. Если замечено подозрительное плавсредство, важно вести непрерывное круговое наблюдение из-за опасности того, что оно является отвлекаю­щим, а высадка на судно может произойти с другого плавсредства.

Компании, владеющие судами, часто посещающими районы нападения, должны рассмотреть возможность закупки и использования более совершенных визуальных и электронных устройств для улучше­ния возможностей как радиолокационного, так и визуального наблюдения за нападающими ночью плавсредствами, тем самым повышая возможность раннего предупреждения о готовящемся нападении. В частности, может быть предусмотрено наличие устройств ночного видения, небольших РЛС для охвата теневых кормовых секторов, систем внутреннего телевидения и физических устройств, таких как колючая проволока. В определенных обстоятельствах подходящим может быть и не смертельное оружие. Может быть использовано также инфракрасное оборудование обнаружения и оповещения.

Планом охраны судна должны быть определены процедуры и оборудование, необходимые при каждом уровне охраны, а также средства, гарантирующие, что оборудование для слежения за обстановкой будет способно действовать непрерывно, с учетом возможного воздействия погодных условий или перерывов в подаче электропитания.

Для уровня охраны 1 планом должны предусматриваться меры охраны, которые могут представлять собой сочетание освещения, вахтенных, охранников и средств охраны и обнаружения, чтобы дать возможность личному составу охраны судна наблюдать судно в целом и заграждения и участки ограниченного доступа в частности. При уровне охраны 2 дополнительные меры могут включать:

• увеличение частоты сторожевых обходов и их тщательности;

• увеличение площади и яркости освещения или применение оборудования охраны и обнаружения;

• выделение дополнительных дозорных охраны;

• обеспечение координированных действий со шлюпочным дозором со стороны воды и пешим или моторизованным патрулем со стороны берега, если они введены.

При уровне охраны 3 подробный план может включать:

• освещение всего судна или зоны, прилегающей к судну;

• задействование всех судовых средств обнаружения, способных регистрировать деятельность на судне и в прилегающей зоне;

• максимальное использование возможностей аппаратуры обнаружения по продолжительности ведения регистрации;

• подготовка к осмотру подводной части корпуса судна;

• принятие мер, направленных на затруднение доступа к подводной части корпуса судна, включая медленную работу винтами, если это осуществимо.

Угроза для судов при нахождении в море. Капитанам судов, при следовании в районах, где известны случаи нападения, Правительством флага судна должны даваться конкретные рекомендации относи­тельно действий, которые должны ими предприниматься при уровнях охраны 1—3. Правительства, в чьих территориальных морях проходит плавание или при намерении войти в их территориальное море, должны предлагать судам следующие рекомендации:

• изменить маршрут или отсрочить намеченный проход;

• идти конкретным курсом или следовать в конкретную точку;

• взять на борт дополнительный персонал или оборудование;

• участвовать в координации прохода, прибытия в порт или отхода из порта, чтобы сделать возможным сопровождение патрульным судном или самолетом (вертолетом).

Если имеется возможность, то судам следует обходить районы, где известны случаи нападения и, особенно, пытаться избегать районов, где такие нападения случаются чаще всего. Если судно подходит к порту, где преимущественно имели место нападения на суда, стоящие на якоре, а не на суда на ходу, и известно, что судно будет вынуждено стоять на якоре вне порта в течение некоторого времени, следует рассмотреть возможность задержки постановки на якорь, снизив скорость на подходе к порту или обогнув район мористее с целью снижения риска нападения. Контакт с портовыми властями должен обеспечивать соблюдение очередности постановки к причалу. Условия чартера должны признавать, что судно может вынужденно задержать приход в порт, где случаются нападения, когда нет свободного причала или когда рейдовая погрузка/выгрузка будут задержаны на длительный период времени.

Дата добавления: 2015-02-03 ; просмотров: 11327 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ