Льготы по федеральным налогам и сборам

49.Порядок установления налогов и сборов

Установление налога (сбора) означает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогооблажения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

–порядок исчисления налога

–порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

–система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

–упрощенная система налогообложения

–система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

–система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательство Российской Федерации

Налоговый кодекс

часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно вышеназванному Федеральному закону до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в пункте 3 статьи 56 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

2011 — 2015 Lawsrf.ru

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Льготы по налогам и сборам

Предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Предоставляться такие преимущества могут в различных формах: например, налоговые вычеты пониженные ставки налогов освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц и так далее. При этом следует иметь в виду, что льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указания законодательства, а не решений налоговых органов.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (ст. 56 Налогового Кодекса РФ).

См. Элементы налогообложения.

Налоговые льготы

Аналогичная ситуация повторилась и через год, когда еще за полтора месяца до утверждения государственного бюджета на 1997 год в п.1 ст.6 Закона О налоге на прибыль предприятий и организаций Федеральным законом от 10 января 1997 года был введен подп.и, где предусмотрена льгота по налогу на прибыль товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным потребительским кооперативам. И хотя необходимость первой из названных льгот и ярко выраженная социальная направленность второй не

подвергаются сомнению, их введение в нарушение установленного самим же законодателем порядка создает прецеденты, которые не могут не отразиться на стабильности налоговой системы. Помимо налоговых льгот, предусмотренных законами, на федеральном уровне существуют также льготы, предоставленные указами Президента РФ, постановлениями и даже распоряжениями Правительства РФ. Эти льготы вводились внесистемно, часть из них фактически не действовала либо их действие

прекращалось по истечении сроков, на которые льготы предоставлялись. Некоторые льготы дублировались в федеральных законах. В последнее время наметилась тенденция к упорядочению налоговых льгот указанной категории. Часть нормативных актов, установивших льготы, не предусмотренные налоговым законодательством РФ, утратила силу. Так, Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года

N 277 О дополнительных мерах по сокращению налоговых льгот и отмене решений, приводящих к потерям доходов федерального бюджета отменено действие льгот, предусмотренных пятнадцатью указами Президента РФ, вышедшими в период между 1992 и 1996 годами. Практика законотворчества показывает, что некоторые вновь принятые законы могут распространяться на налоговые отношения, возникшие до вступления в силу этих законов.

Рефераты, курсовые, дипломные, контрольные (предпросмотр)

ВВЕДЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЛОГАХ.

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, доста-точно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встре-тишь мнение, что Российская налоговая система не так плоха, как кажется. Ак-тивно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизмен-ным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на пере-мены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложе-ния находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политиче-ская система, направленная на развитие свободы предпринимательской дея-тельности. Поиск путей повышения эффективности Российской системы нало-гов просто необходим.

В этом отношении «объективно необходимым и чрезвычайно важным для со-вершенствования налоговой системы России является изучение опыта органи-зации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зару-бежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и ис-коренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединяв-шей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому во-просу.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи-нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред-приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных на-логовым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только со-хранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финан-сирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на разме-ры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения об-ложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капита-лов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками на-логов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах — «налоговых гаванях». По-этому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и «нало-говыми гаванями» далеко не всегда предопределен в пользу последних во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффек-тивных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощ-ности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в отно-сительно менее развитых районах и т.д. По- этому в отношении реальной про-изводственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентноспособны с режимами стран — «налоговых гаваней», особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние ин-фраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, на-личие квалифицированной рабочей силы, в чем «налоговые гавани», очевид-но, уступают развитым странам.

Смотрите так же:  Требования к площадкам для хранения газовых баллонов

Но даже и для «базовых» компаний, не осуществляющих никакой дея-тельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране — «налоговой гавани». Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными меж-дународными налоговыми соглашениями страны — «налоговые гавани» таких соглашений не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за пе-ремещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выбор страны размещения капитала.

При всем этом давление развитых стран Запада на страны — «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». Большинство из стран — «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым

гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны — «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установ-ленной законом ставке является необычным, редким явлением и свиде-тельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

Налоги — обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые нало-гоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компе-тентностью.

Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и обяза-тельных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юри-дическое лицо

3) источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ЧАСТНЫМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ШКОЛАМ

Индивидуальный подоходный налог может оказывать серьезное воздействие на

спрос на государственное и частное образование. Затраты штатов и общин на

образование, как и на другие нужды, в неявной форме субсидируются, поскольку

налоги штатов и местных органов власти, помимо налогов на продажи, уменьшают

федеральные поступления от подоходных налогов, а процент на облигации штатов и

местных органов власти освобожден от федерального налогообложения. Это означа-

ет, что, если моя община облагает меня налогом в 1000 дол. для поддержки

государственных школ, издержки для меня оказываются гораздо меньше, чем эта

сумма. Если я попадаю в рамки 30%-го предельного налога (т. е. я плачу 33% от

каждого дополнительного доллара облагаемого налогом дохода федеральному прави-

тельству), тогда при 1000 дол. мои федеральные налоги сокращаются на 330 дол.

Чистые издержки на государственное образование составляют для меня 670 дол.

Напротив, если я трачу 1000 дол. на частное образование, это обходится мне в

1000 дол. которые я мог бы потратить где угодно в другом месте6.

Суммарная величина налоговых расходов на образование в 1988 г. оценивалась

приблизительно в 11 млрд дол. как показано в табл. 15.1. Большая часть

этих расходов возникает благодаря вычету из федерального подоходного налога

Ви переглядаєте статтю (реферат): ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ЧАСТНЫМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ШКОЛАМ з дисципліни Економіка державного сектору

ПОТРІБЕН РЕФЕРАТ, КУРСОВА чи ДИПЛОМ ПО ДАННІЙ ТЕМІ? ЗАМОВЛЯЙ!

Налоговые льготы

Налоговые льготы — предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме.

Налоговые льготы устанавливаются соответствующей главой второй части налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая регулирует этот налог. Для региональных и местных налогов, дополнительные налоговые льготы могут быть установлены региональными и местными нормативными актами.

Правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить налоговую нагрузку.

Анализ налоговых льгот входит в состав Налогового бенчмаркинга — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Налоговый орган вправе, при проведении камеральных налоговых проверок, требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и (или) истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). То есть, льготы могут проверяться не только в рамках выездных, но и в рамках камеральных налоговых проверок.

Общие правила, регулирующие установление и использование налоговых льгот, регулируются статьей 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам»:

«1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)».

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения

Налоговые льготы по НДС перечислены в статье 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». В этой статье налоговые льготы сгруппированы в 3 группы (п. 1 – 3). В пункте 1 установлен один вид льготы. В пункте 2 около 30 видов льгот и в пункте 3 более 30 видов льгот.

Отказ от льгот по НДС

По налоговым льготам, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлено право отказаться от их применения.

Следует отметить, что по льготам, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст. 149 НК РФ, отказ от льгот не допускается.

Как ни странно, в некоторых случаях отказ от льгот выгоден. Связано это с тем, что покупатель вправе произвести вычет НДС уплаченного продавцу, уменьшив тем самым свой налог.

Чтобы отказаться от льготы по НДС следует представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 НК РФ предусматривает возможность не уплачивать НДС налогоплательщикам с небольшими суммами доходов. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Льгота для участников проекта в инновационном центре «Сколково»

Смотрите так же:  Объяснительная записка утеря пропуска

Статья 145.1 НК РФ предусматривает, что организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Льготы регулируются ст. 150 НК РФ.

Льготные налоговые ставки

Основная ставка НДС установлена как 20% (до 2019 года — 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ). В то же время, предусмотрены льготные ставки НДС 10% и 0%.

Ставка НДС 0% предусмотрена пунктом 1 ст. 164 НК РФ для экспортируемых товаров (работ, услуг). Применение ставки 0% намного выгоднее чем освобождения от НДС, так как при ставке 0% налогоплательщик справе применять вычет входящего НДС, возмещая его из бюджета. При освобождении же от НДС вычет входящего НДС не разрешается (такой НДС признается расходами).

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов регулируется статьей 165 НК РФ.

Ставка НДС 10% предусмотрена пунктом 2 ст. 164 НК РФ для отдельных категорий (перечень указан в НК РФ) продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; медицинских товаров.

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ. Такие операции не облагаются НДС. К примеру, не является объектом обложения НДС — операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Место реализации за пределами России

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг на территории России (ст. 146 НК РФ). Это означает, что если реализация производится за пределами России, то такая реализация не облагается НДС. Так, если российская организация приобрела товар на территории Франции и реализовала его на территории Германии, то такая реализация за пределами территории России и НДС не облагается (эта операция наверняка будет облагаться НДС в Германии, но уже по законам и ставкам налога Евросоюза).

Правила определения места реализации товаров регулируются ст. 147 НК РФ, а работ и услуг, ст. 148 НК РФ.

Следует отметить, что освобождение от НДС операций за пределами России формально не является налоговой льготой. Такое освобождение связано с тем, что Россия не распространяет свои права на НДС, который возник не на ее территории.

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, не уплачивают НДС. К таким лицам относятся лица, применяющие:

Акцизы регулируются главой 22 «Акцизы» НК РФ.

Льготы по акцизам указаны в пункте 1 статьи 183 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ. Льгот по акцизам мало. Освобождаются от акцизов передача внутри организации, а также реализация подакцизных товаров на экспорт.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц».

Льготы по НДФЛ предусмотрены статьей 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты, которые являются, по своей сути, также налоговыми льготами:

Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2. НК РФ)

Статья 222 НК РФ позволяет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные размеры вычетов, предусмотренных статьями 219 и 220 НК РФ. Но этим правом не воспользовался пока ни один регион.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Термин «льгота» в главе 25 не упоминается, но льготы по этому налогу все-таки есть. Так статьей 251 определены «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», многие из которых и есть льготы.

Статья 246.1., совместно с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов ( участник проекта инновационного центра «Сколково» ).

Льготная ставка 0% (что есть отсутствие налога) установлена для:

— полученных российскими организациями дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (см. Черный список офшорных зон Минфина );

— доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

— доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Условия этой льготы изложены в ст. 284.2 НК РФ.

— организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (статья 284.1 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на прибыль:

Пониженная ставка налога

Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, из которых (п. 1 ст. 284 НК РФ):

2 процентов (3 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет;

18 процентов (17 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2024 годах) (за некоторым исключением, установленным НК РФ).

Применение инвестиционного налогового вычета

Инвестиционный налоговый вычет — налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный для некоторых расходов на капитальные вложения.

Инвестиционный налоговый вычет регулируется статьей 286.1. НК РФ.

Основные параметры инвестиционного налогового вычета регулируются законом субъекта Российской Федерации.

Так, регион определяет вводить на своей территории Инвестиционный налоговый вычет или нет.

Также регион определяет (п. 6 ст. 286.1. НК РФ):

— размеры инвестиционного налогового вычета

— категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета

— категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета

Ставка налога для участников региональных инвестиционных проектов

Статьей 284.3. НК РФ определяются особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов. При этом п. 3 определяет, что размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.

Льготная ставка налога установлена для категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 6-9 ст. 333.3 НК РФ.

Государственная пошлина

Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».

Установлены следующие категории льгот:

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (статья 333.35.)

Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (статья 333.36.)

Льготы при обращении в арбитражные суды (статья 333.37.)

Льготы при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38.)

Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния (статья 333.39.)

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

Льготная ставка налога 0% (0 рублей) предусмотрена для некоторых видов добычи полезных ископаемых п. 1 статьи 342 НК РФ.

Кроме того, предусмотрено уменьшение суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда (статья 343.1.), а также уменьшение суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2. НК РФ).

Транспортный налог

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ «Транспортный налог».

Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Ставки налога установлены статьей 361 НК РФ. Пункт 2 ст. 361 НК РФ дает право субъектам Российской Федерации увеличить (уменьшить) эти ставки, но не более чем в десять раз.

Смотрите так же:  Приказ мвд 529 от 2012 года

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций».

Льготы по налогу на имущество предусмотрены статьей 381 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые ставки определяются статьей 380 НК РФ:

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать с 2017 года 2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ «Земельный налог».

Налоговые льготы предусмотрены статьей 395 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).

Статья 394 НК РФ устанавливает, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не могут превышать предельные размеры, установленные этой статьей.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц».

Налоговые льготы предусмотрены статьей 407 НК РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).

Статьей 406 НК РФ установлены налоговые ставки.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ (ст. 407 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Патентная система налогообложения

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации (п. 3 ст. 346.50 НК РФ)

Оценка налоговых льгот

Рекомендуется регулярно проводить анализ налоговых льгот, на предмет правильности их применения, оценки рисков применения льгот, изучения возможности применения новых льгот.

Ниже приведена форма отчета, по результатам такого анализа:

Анализ налоговых льгот

По состоянию на ______________

Оценка риска льготы

Мероприятия по снижению риска льготы

Руководитель подразделения _____________________

Примечания

Льгота – приводится краткое описание льготы

Анализ льготы – указываются нормативные акты, на основании которых применяется льгота, условия применения, налог. Если есть спорные вопросы, то анализируются аргументы за и против – нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов

Сумма льготы – указываются сведения о сумме льготы для налогоплательщика

Оценка риска льготы – вероятность отказа в льготе со стороны налоговых органов. Указывается в случае, если применение льготы рискованно. Если рисков нет, то указывается «Рисков нет». Для оценки рисков рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий. Оценка риска льготы осуществляется на основании анализа льготы.

Мероприятия по снижению риска – указываются в случае, если применение льготы имеет риски. Указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска льготы формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.

Пример из судебной практики

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу пункта 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Документ: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 5).

Практика по камеральным проверкам налоговых льгот

Постановление арбитражного суда Московского округа от 07.12.2017 по делу № А40-40587/2017 по ПАО «МОСЭНЕРГО»

Налоговый орган не вправе истребовать в рамках камеральной проверки подтверждающие документы по применению пониженной ставки по налогу на имущество, так как пониженная ставка налога не является налоговой льготой.

На основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые подтверждают право налогоплательщика на налоговые льготы. По налогу на имущество налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 372-О-П от 15.05.2007, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. Из изложенного следует, что применение установленной НК РФ пониженной налоговой ставки хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле ст. ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности применения такой пониженной ставки налогообложения.

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.