Хочу в стюарды/стюардессы. Как устроиться?

Глядя на беззаботных шутливых бортпроводников, не всегда задумываешься о том, что их основная задача – позаботиться не только о твоем комфорте, но и безопасности. Значит, их работа требует соответствующей подготовки и навыков. Стать «небесным ангелом», а заодно лицом национального перевозчика Беларуси «Белавиа» не так-то и легко. Такой шанс выпадает нечасто – только когда компания объявляет набор на позицию «бортпроводника». Для этого тебе придется постоянно мониторить сайт, в частности раздел «Вакансии». К сожалению, сегодня такой позиции нет, но не факт, что она не появится завтра. Ну а пока ты ждешь, предлагаем ознакомиться с основными требованиями к кандидатам. Приятная внешность, отменное здоровье, прекрасное владение английским языком, стрессоустойчивость – разбираемся, о чем еще нужно знать, чтобы устроиться на работу стюарда/стюардессы.

Требования

Стюард/стюардесса – лицо компании, поэтому особое внимание при наборе уделяют внешности. Первым, на что обращают внимание соискатели – возраст. Желательно, чтобы ты был(-а) старше 20 лет. Как правило, рост кандидатов для девушек должен быть не меньше 165 см, для парней – не меньше 170 см. Это легко объяснить: слишком низкому бортпроводнику будет сложнее дотянуться до верхних полок, а слишком высокому – неудобно передвигаться по салону (постоянно пригибаться – не такое уж приятное занятие и вредно для здоровья).

Кандидата(-ка) должен(-на) получить как минимум полное среднее образование, студентов-очников не берут. Мужчины должны предоставить военный билет.

В особых приметах бортпроводника(-цы) не должны присутствовать татуировки или пирсинг. Приветствуется опрятность, аккуратность и миловидность. Как видишь, никакой модельной внешности не надо, но умение себя подавать, несомненно, поможет.

Также у кандидата(-ки) должна быть грамотная речь без каких-либо дефектов, а голос – приятным и звучным.

Если ты стесняешься говорить с незнакомцами на неродном языке или думаешь, что «языка со словарем» достаточно, то о работе на борту пока придется забыть. Для бортпроводников важно знание английского – как устного, так и письменного – не ниже Intermediate. Дополнительным плюсом станет владение вторым и третьим языками.

И самое главное требование – крепкое здоровье. Летно-экспертная медкомиссия для бортпроводников – отдельный этап, который включает в себя УЗИ всех органов. Особое внимание уделяется сердечно-сосудистой системе, психическому здоровью и зрению. Искривление носа или вегетососудистая дистония могут стать основной причиной отказа. А еще тебя усадят на специальное кресло, где проверят вестибулярный аппарат. Поэтому будь готов(-а) узнать о своем здоровье все и даже больше. Медкомиссию в Минске можно пройти по адресу ул. Короткевича 7а.

Еще одно требование – умение плавать.

На первых пассажирских рейсах клиентами занимался второй пилот, что было немного рискованно. Поэтому в 1928 году в немецких экипажах появились стюарды. Неудивительно, что идея привлечь к работе стюардессами молодых привлекательных девушек возникла именно в США. Это произошло в 1930 году и должно было стать хорошей рекламой пассажирских авиаперевозок. Кроме того, девушки весили меньше, а любой лишний килограмм имел значение.

Считается, что первой стюардессой стала медсестра Элен Черч (Ellen Church) из штата Айова. Она уговорила руководство компании Boeing Air Transport (ныне известной как United Airlines) привлечь к работе еще восьмерых женщин-медиков.

Собеседования – это отдельная проверка на стрессоустойчивость. Кандидатов любят провоцировать каверзными вопросами. Считаешь ты себя красивым(-ой) для такой работы? Что будешь делать, если пассажир(-ка) захотел(-ла) выйти из самолета? Как отреагируешь, если пассажир(-ка) прольет на тебя свой напиток?

Во время беседы HR проинформирует тебя о переработках, профболезнях (хроническая усталость, варикозное расширение вен, нарушение сна, проблемы с позвоночником), стрессе, как утихомирить драку на борту. Со стороны такие рассказы могут выглядеть как отговаривания идти в профессию.
Опытные кандидаты советуют приходить на собеседование, учитывая дресс-код авиакомпаний – забудь о джинсах и майках и облачись в деловой костюм, нанеси легкий макияж, сделай аккуратный (неяркий) маникюр и причешись.

После того, как ты прошел(-ла) все испытания, авиакомпания отправит тебя на обучение – трехмесячные курсы. Есть практика и теория, но основные занятия касаются аварийно-спасательной подготовки пассажиров и поведения во время ЧП, а также оказания первой медицинской помощи. Ты узнаешь о строении самолета, научишься тушить пожары и даже определять психологическое состояние пассажиров. Дополнительное обучение и экзамены проходят и дальше – на протяжении всей работы. Чем больше часов бортпроводник(-ца) провел(-а) в небе, тем выше квалификация.

В «Белавиа» все обучение проходит за счет компании. Если же тебе не хочется ждать, когда тебя пригласят на курс, то можешь самостоятельно пройти его в Школе бортпроводников в России – в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре или дистанционно.

Бортпроводников также готовят в Киеве в Главном учебном и сертификационном центре гражданской авиации Украины (ГУСЦГАУ) и Международном авиационном центре подготовки. Программы, в принципе, везде одинаковые. Как и в Беларуси, здесь научат поведению при авариях и ЧП, а заодно подтянут авиационно-технический английский, географию, напомнят психологию и должностные инструкции.

Можно ли устроиться бортпроводником(-цей)
в зарубежную компанию?

Можно, но в случае с европейскими компаниями все упирается в трудовое законодательство тех стран, в которых зарегистрирован конкретный перевозчик. Для работы в них тебе понадобится европейское гражданство или, как минимум, разрешение на работу в «домашней» стране перевозчика.

К счастью, у арабских авиакомпаний все немного проще. Qatar Airways, Etihad Airways и Emirates Airlines принимают на работу граждан со всего мира. Учти, что конкуренция при отборе в эти компании будет очень высокой (понадобится не только свободный английский, но и второй иностранный), а в случае успеха тебе придется переехать в Доху, Абу-Даби и Дубай соответственно.

Список всех компаний с минимальными требованиями ищи здесь.

4 рандомных факта

85% бортпроводников «Белавиа» – женщины. Чаще всего стюардессами становятся выпускницы иняза.

Зарплата бортпроводника(-цы) зависит от стажа работы, часов налета и других факторов. В среднем в «Белавиа» она составляет $ 600-650 в месяц.

Стюарды(-ессы) уходят на пенсию в 45 лет.

Чаще всего стюардам(-ессам) приходится решать проблемы с курящими пассажирами на грузинском направлении.

Полезные ссылки

Что нужно для поступления на стюардессу

Пожалуй, с самого момента своего появления профессия стюардессы, или иначе бортпроводницы, стала необычайно популярна. И неслучайно — привлекательный образ элегантной девушки в красивой форменной одежде, высокий уровень дохода, престиж и возможность увидеть мир. Кроме того, стюардесса имеет право на более продолжительный отпуск — 45 календарных дней, право выхода на пенсию в 45 лет и обеспечивается полным социальным пакетом.

Как стать стюардессой

Итак, если вы уверены в том, что хотите приобрести эту профессию, необходимо предпринять определенные шаги в направлении соответствующего обучения. Что нужно для поступления, и где можно получить профессиональное образование стюардессы?

Попасть в профессию можно несколькими путями:

  • получить соответствующее образование на специальных курсах после окончания средней школы или вуза;
  • окончить вуз авиационной специализации для получения возможности успешного карьерного роста.

К абитуриентам предъявляются определенные требования:

  • отсутствие проблем со здоровьем,
  • устойчивость к стрессам,
  • коммуникабельность,
  • способность к концентрации внимания,
  • хороший вестибулярный аппарат,
  • приятная внешность,
  • размер одежды не больше 46-го,
  • рост не ниже 165 см,
  • знание английского языка.

Карьерный рост для стюардессы может выглядеть следующим образом:

  • бортпроводник третьего класса,
  • второго класса,
  • первого класса,
  • бортпроводник-инструктор,
  • начальник соответствующей службы авиакомпании или аэропорта.

Какие учебные заведения готовят бортпроводниц

Можно пройти конкурсный отбор, поступить и окончить специальные курсы, продолжительность обучения на которых составляет примерно 4-6 месяцев. Такие курсы могут существовать при различных авиакомпаниях. Что касается требований, то они могут отличаться, поэтому информацию об условиях поступления и обучения следует получать непосредственно на таких курсах.

Ссузы

Следует отметить, что непосредственно по специальности 100112.01 «Обслуживание на борту воздушного судна» обучение проводит лишь Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.

Поступить на специальность бортпроводницы могут девушки с полным средним образованием. Для зачисления в училище необходимо предоставить сертификаты с результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также училище предлагает пройти вступительные испытания (по желанию абитуриента) по математике и русскому языку.

Информацию о дополнительных требованиях и документах вы можете найти непосредственно на сайте учебного заведения.

Высшее образование, полученное в авиационном вузе, открывает перед выпускником более широкую перспективу в плане карьерного роста. Здесь речь идет о получении любой авиатехнической специальности, близкой к профессии бортпроводника. Перечень вступительных экзаменов в этом случае будет зависеть от выбранного факультета и, как правило, это будут математика и русский язык.

Смотрите так же:  Возврат ндфл по процентам при покупке квартиры

В России подготовкой стюардесс занимаются следующие учебные заведения:

  1. Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.
  2. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), в рамках которого действует факультет управления на воздушном транспорте. При университете существует коммерческая «Школа проводников», подготовка в которой основана на стандартах лучших авиакомпаний мира – Люфтганза, Австрийских авиалиний и т. д. В рамках обучения в «Школе проводников» возможно получить редкую специализацию в плане организации обслуживания VIР-пассажиров на чартерных рейсах и самолетах корпоративной авиации.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  4. Авиационный учебный центр ЧУ ДПО «Школа бортпроводников», действующий на коммерческой основе. Центр имеет разветвленную сеть в городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Красноярск и Краснодар). «Школа бортпроводников» имеет несколько программ обучения:
  • первичная подготовка,
  • повышение квалификации,
  • переподготовка.

Федеральное государственное унитарное предприятие Росавиации «Учебно-тренировочный центр» в Санкт-Петербурге. На данном этапе предприятие переживает трансформацию в бюджетное образовательное заведение.

Модель требований и ограничений Р. Стюарт.

Если внимательно понаблюдать за работой разных менеджеров, то можно увидеть, что несмотря на существенные различия менеджеры, вместе с тем, имеют и очень похожие заботы, их тревожат одни и те же проблемы и, что особенно важно, они их и решают почти одинаково. Суть этих тревог и забот, что и делает труд менеджеров идентичным, кроется в ограниченности имеющихся ресурсов, в явлении, которое можно назвать типичным и с которым непременно сталкивается каждый менеджер. Действительно, в определенные промежутки времени менеджеры испытывают некоторый (больший или меньший) недостаток в квалифицированных кадрах, оборотных средствах, материалах, времени и т.п. Розмари Стюарт обратила внимание на все эти обстоятельства и установила, что суть работы менеджера, содержание его труда кроется в принятии решений, или в выборе альтернатив (что практически одно и то же), которые обусловлены требованиями к работе (к заданию) и ограничениями, накладываемыми на ее исполнение. Опираясь на эти обстоятельства, Р. Стюарт и предложила в анализе труда менеджера выделять следующие аспекты:

§ альтернативы (варианты для выбора решений).

Требования работы определяются технологиями, должностными инструкциями и т.п. Они задают исполнительские процедуры, стандарты, технические условия и др. В конечном итоге требования однозначно фиксируют, что должен делать работник.

Требования – что должен делать руководитель:

· Требования руководства – «законные» ожидания вышестоящего руководства, работа, исполнение которой ждут от руководителя,

· Требования коллег – требования по взаимодействию руководителя с коллегами по работе, поскольку руководитель находится в цепочке взаимодействия в организации,

· Внешние требования – требования по взаимодействию руководителя с внешним окружением организации, которые невозможно поручить подчиненным,

· Системные требования – отчеты, бюджеты, мероприятия, совещания, в которых обязан участвовать руководитель,

· Требования подчиненных – время и внимание, которые руководитель обязан уделять подчиненным (обсуждение работы, аттестации…),

· Собственные требования – ожидания руководителя от самого себя, какие требования руководитель предъявляет сам к себе.

Ограничения, как уже указывалось выше, определяют степень свободы исполнителя при выборе способов, средств и другого для исполнения работы.

Ограничения – что не должен делать руководитель:

· Ресурсы, которые может использовать руководитель (время, люди, деньги…),

· Правовые (законодательные) ограничения,

· Технологические ограничения – технические характеристики оборудования, которым обладает организация,

· Физическое расположение рабочего места руководителя и его подразделения (удаленность, удобство взаимодействия с другими подразделениями, внешним окружением…),

· Политика организации, принятые в ней правила и процедуры,

· «Общественное мнение» других сотрудников организации, одобрят они ваше поведение, поддержат его или наоборот,

Альтернативы, или совокупность вариантов выполнения порученного задания, определяются требованиями и ограничениями. Чем больше требований и жестче ограничения, тем меньше альтернатив и тем труднее выполнять работу. И наоборот, чем меньше требований и мягче ограничения, тем больше будет альтернатив для выбора средств, методов и приемов при выполнении работы.

Альтернативы – возможность выбора руководителя:

· Какую работу делать,

· Каким образом эту работу делать,

· Когда эту работу делать,

· Какие новшества можно ввести.

Как следует из рисунка работа «2» характеризуется весьма ограниченными возможностями выбора способов ее выполнения в виду большого количества требований и жестко заданной системы ограничений. Работа «1», напротив, может быть выполнена с меньшим напряжением сил, поскольку требования ее невелики и ограничения сформулированы довольно мягко, что обусловливает большое число возможностей (альтернатив) для ее выполнения.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 1175 . Нарушение авторских прав

Мне бы в небо: Как устроиться на работу стюардессой

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечается 12 июля. Стюардессы отечественных авиалиний зарабатывают в среднем 1000 евро в месяц. Неудивительно, что все больше девушек и парней хотят получить эту хорошо оплачиваемую по украинским меркам работу.

Требования

требования к внешности бортпроводников — особые, ведь они — лицо компании. Например, рост от 165 см для девушек и 170 см для парней. Это связано с обслуживанием самолета — слишком низкий бортпроводник не сможет дотянуться до верхних полок, а слишком высокий будут пригибать голову, ведь высота потолков в салоне невелика.

У будущей стюардессы должно быть крепкое здоровье. При прохождении медкомиссии которая является обязательным этапом собеседования, особое внимание уделяют сердечно-сосудистой системе, зрению и психологическому состоянию. Вегетососудистая дистония или искривленная перегородка носа тут могут стать серьезным препятствием.

Некоторые работодатели указывают и такие требования: быть нетолстыми, без внешних дефектов на лице и руках, неприветствуется татуаж, пирсинг, неопрятность, речь должна быть грамотной, без дефектов, голос — приятным.

Кандидаты в бортпроводники должны иметь высшее образование и свободно владеть английским — и письменным, и устным. Приветствуется владение другими иностранными языками.

Собеседование

На собеседовании обычно интересуются размером одежды, пропиской, пристрастиями к алкоголю и сигаретам. Часто задают каверзные вопросы: считаете ли вы себя достаточно красивой для этой работы? Как поступите, если на борту засорился туалет или пассажир обзовет вас уродиной? У вас проблемы с улыбкой, вы готовы решить это и прийти еще раз?

Вас предупредят о переработках, усталости, профболезнях (а это и варикозное расширение вен, и хроническая усталость), драках на борту и пьяных пассажирах, стрессе, как бы отговаривая.

Будущим стюардессам советуют прийти на собеседование с учетом дресс-кода компании — в деловом костюме с некороткой юбкой, аккуратно уложенной прической, адекватным макияжем и маникюром.

Обучение

Лучше идти на обучение, уже пройдя собеседование в авиакомпании. Будущие работодатели сами заинтересованы в обучении сотрудников, оплачивают его за свой счет. Кроме того, вы сразу будете знать, какой тип самолетов вам следует изучать.

Бортпроводников готовят в Главном учебном и сертификационном центре гражданской авиации Украины (ГУСЦГАУ) и Международном авиационном центре подготовки. Программы в обоих — примерно одинаковые. В ГУСЦГАУ может попасть на обучение любой совершеннолетний гражданин даже без заявки авиакомпании. Особенно большой спрос на парней, авиакомпании охотно берут их на работу.

Курс обучения длится чуть больше месяца и стоит около 10,5 тыс. грн. Часто эту сумму платит авиакомпания, которая направила вас на учебу.

Большая часть занятий — теория: уроки авиационно-технического английского, украинского языков, географии, психологии, должностные инструкции (обязанности бортпроводника и его действия во внештатной ситуации).

Практика включает обучение оказании первой помощи, аварийно-спасательной подготовки пассажиров, поведения при чрезвычайных ситуациях.

Студенты курсов сдают экзамены и получают сертификат международного образца. Далее необходимо пройти 30-часовую стажировку на борту (летный инструктаж) и наконец — самостоятельные полеты.

Раз в год стюардессы проходят курсы повышения квалификации.

СМОТРИТЕ ВИДЕО: Один день бортпроводницы Аэрофлота

Как всё устроено: Работа стюардессы

18 апреля 2012 в 16:18

ПРИЁМ НА РАБОТУ

Стать бортпроводником довольно просто. Чтобы попасть на обучение, достаточно пройти собеседование и медкомиссию. Месячный теоретический курс, 30 часов полётов в качестве стажёра — и всё. Мало кто не проходит стажировку: компании невыгодно увольнять таких сотрудников из-за затрат на обучение и форму. Могут только настоять на дополнительной стажировке. Для бортпроводников важны знание английского и определённые внешние параметры. Но представление о том, что стюардесса должна быть моделью, — миф. Учитываются только рост и вес. Рост — чтобы можно было достать багаж для низкорослых пассажиров (девочек или бабушек). А вес — чтобы не перегружать самолёт. Большинство приходят в профессию ради денег и возможности побывать за границей. Романтиков сейчас почти нет. Часто устраиваются по знакомству, но это не дает никаких привилегий. Работа ведь, на самом деле, сложная. Нужно постоянно улыбаться. Личные неприятности приходится оставлять на земле — в небе бортпроводник всегда должен быть весел. Это трудно.

Смотрите так же:  Моральный ущерб с застройщика

Во время подготовки нас учат многому — от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальный зал, где моделируют ситуации и тренируют. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгаем. Их даже на борту нет. Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы должны сначала попросить его успокоиться. Потом — дать письменное предупреждение. А если и это не сработает — можем связать пломбой, это такая рейка на тележке, внешне непохожая на средство защиты. Как бить — тоже учат: ребром ладони по подбородку. Но подходить при этом надо сзади, чтоб противник не смог укусить. Правда, это всё крайне редко используется. В конце концов, дать пассажиру по морде всегда можно и на земле — так нам говорят.

ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС

Стюардесс всегда было больше, чем стюардов. Но девочек иногда не берут на рейс. Например, если везут депортированных. Или весь самолёт занят футбольной командой. То есть, если на борту одни мужчины, девочек брать в команду не хотят. Я знаю, что в Европе бортпроводниками работают в основном геи. Это как дополнительное преимущество в резюме. У нас эта тенденция только начинает зарождаться. Сейчас геи среди персонала тоже есть, но их немного.

Летом нас заставили носить белые туфли на 10-сантиметровом каблуке. Это неудобно, но таковы требования. Прическа, ногти — всё должно быть в порядке. Был случай: стюардесса пришла на рейс с накладными ногтями. Посмотрели на брифинге, выглядят нормально — пропустили. А когда мы собирали еду, чтобы пассажирам выдавать, один ноготь отклеился и отлетел прямо в касалетку (Контейнер для горячих блюд. — Прим. ред.). Она даже не поняла, что произошло. Хорошо, что мы вовремя заметили, иначе был бы скандал. Перед полётом, на брифинге, нас всегда осматривают: костюм должен быть чистым, макияж — соответствующим. Иногда снимают с рейса. Так, одна стюардесса на брифинге сняла пальто — и только тогда заметила, что забыла надеть юбку.

Есть такое понятие — сервисный билет, он дает нам право за все перелёты в качестве пассажиров платить 10 % от стоимости. И раз в год — бесплатный перелёт в любую точку мира. Подработать на рейсе тоже можно. Официально — это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Другой способ заработать в небе — брать деньги за дополнительные услуги. Например, пересадить пассажира из экономкласса в бизнес. Или продать ему спиртное. Или разрешить покурить на кухне. Цены здесь, конечно, не фиксированные, кто сколько предложит. Иногда чаевые дают, просто за перелёт. Однажды женщина попросила в бизнес-класс не заходить, просто задвинуть шторку и не тревожить. Потом раздала всему персоналу по 100 долларов.

Летать не страшно. Риск небольшой, нам показывают статистику. За год разбивается до тысячи человек во всём мире. За день в автомобильных авариях — куда больше. Конечно, страшно попасть в какие-то непредвиденные ситуации в полёте. Например, если пассажиру плохо. С нами нет медика на борту, и мы всё на себя должны брать. Например, если у человека приступ начался, мы должны его откачивать до самой посадки, даже если он уже не дышит.

Бывает, закрываются в туалете, но не часто. Как-то две девушки зашли и задержались надолго. Но тут всё от симпатии зависит. Если мне пара нравится, я не буду мешать: пусть делают что хотят. А вот если не нравится, и выгнать можем. У нас же ключ есть, чтобы открыть туалет. Но в целом ничего экстремального в этом нет.

НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА

У стюардесс есть такая поговорка: «Выходя с аэродрома, захвати что-то для дома». Например, можно положить в сумочку Jack Daniel’s. Потом это всё равно спишется как выпивка для бизнес-класса. Но если попасть с этим на проверку, могут и уволить. Так что это рискованно. Насчет суеверий — каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. Самое распространенное — нельзя шить до и во время рейса. Так что, если у пассажира что-то порвется в небе, у нас и иголки нет, чтобы зашить. Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем его прямо перед рейсом.

Когда авиация в нашей стране только развивалась, бортпроводниками были исключительно девушки. И они выполняли много грязной работы: таскали вёдра с керосином, чистили обувь пассажирам. Сейчас такого нет. Есть компании, которые заставляют своих бортпроводников убирать салон после полёта, но не все. Я лично не должна убирать, это делают уборщики. Как-то пассажир высыпал свой салат на соседнее кресло и говорит: «Убирай». Видимо, ему очень хотелось посмотреть, как я буду это делать. Но, увы, он так и провёл весь полёт в компании своего салата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Европейцы от русских очень отличаются. Они всегда вежливы, всегда благодарят. А на внутренних рейсах максимум двое из пятидесяти скажут «спасибо». И это обидно. У нас считают, что бортпроводник — это прислуга. Но это не так. Наша главная задача — обеспечить безопасность, нас учат именно этому. А люди привыкли на поездах ездить и ассоциируют нас с проводницами. Например, на рейсе в Шарм-эль-Шейх одна пассажирка села и, как только мы взлетели, десяток яиц вареных достала. Непонятно, где она их держала там. Или вставать все начинают до посадки. Мы летим ещё, а они встают и в проходе стоят с вещами. Но быстрее ведь дверь не откроется!

Пассажиры не всегда понимают, что все требования созданы для их же безопасности. Например, я прошу пассажира придвинуть кресло, а он спрашивает: «Зачем?» Я же не могу ему сказать, что, если он этого не сделает, при резкой посадке девочка сзади расшибет себе нос. Нам нельзя нагнетать. Хотя, если говорить прямо, наверное, и спрашивать перестанут. Вообще, вопросы иногда очень глупые. Например, спрашивают, где курилка. Или где женский туалет. Но самый распространенный вопрос: «А мы не разобьёмся?» Конечно, начинаю успокаивать, но ведь никто никогда не знает наверняка.

Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. Справка

Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) ‑ специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров. В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization ‑ ICAO) представители всех государств согласились считать, что существующее официальное название профессии стюардесс и стюардов ‑ Flight Attendant (букв. перевод — «летный помощник») необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод — «экипаж салона лайнера») для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.

Основная задача бортпроводников ‑ сделать все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом — проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Бортпроводники ответственны за безопасность пассажиров во время полета, а в случае ЧП обязаны оказывать пассажирам помощь.

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена ‑ стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия «стюардесса», у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ «небесные девушки») должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Смотрите так же:  Приказ 6ц категория 1

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост — от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания «Аэрофлот», например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В «школе стюардесс» молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже «хорошо» стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания «Аэрофлот» была признана лучшей авиакомпанией мира в категории «Улучшение бортового сервиса» (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования «Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)», проводившегося в первой половине 2008 года, компания «Аэрофлот — российские авиалинии» вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.