Транспортный налог в 2019 году: основные изменения в России

Планируется ли отмена транспортного налога в 2019 году?

О возможной отмене транспортного налога власти говорят давно. Когда-то правительство обещало, что вместо налога просто повысятся акцизы на бензин. Логика была понятной: кто больше ездит, тот больше платит. А у пенсионеров, которые только летом на дачу мотаются, траты окажутся минимальными.

Но в итоге и топливные акцизы повысились, и транспортный налог остался. Отменять его пока никто не собирается. Автомобилисты могут не раскатывать губу.

Зато не лишним будет узнать, как рассчитываются ставки транспортного налога.

За какой транспорт надо платить налог?

По закону, платить транспортный налог надо за:

  • Автомобили
  • Мотоциклы
  • Мотороллеры
  • Автобусы
  • Машины на гусеничном ходу

За какой транспорт не надо платить налог?

  • Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью меньше 5 лошадиных сил.
  • Легковушки, специально оборудованные для использования инвалидами.
  • Легковушки с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные по линии органов соцзащиты.
  • Тракторы, комбайны, специальные машины (молоковозы, скотовозы и так далее), зарегистрированные на сельскохозпроизводителей и используемые в аграрной работе.
  • Машины спецслужб.
  • Угнанные машины, находящиеся в розыске.

Ставки транспортного налога

Ставка транспортного налога рассчитывается по формуле.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * (Количество месяцев владения/12) * Повышающий коэффициент.

Ставка налога зависит от мощности двигателя, вместимости машины, категории транспортного средства и года выпуска. Ставка может меняться в зависимости от региона — с каждой лошадиной силы легковушки (с мотором до 100 л.с.) могут брать от 1 до 25 рублей.

К примеру так выглядит ставка налога в Москве, привязанная к мощности автомобиля.

SpOilt › Блог › Кому будет выгодно включение транспортного налога в стоимость бензина. Отгадайте с трех раз

Включение транспортного налога в стоимость топлива многократно увеличит расходы 26 000 000 простых автовладельцев. С чего это вдруг многие высокопоставленные чиновники (а вслед за ними и СМИ) разом и с воодушевлением заговорили о трансформации транспортного налога в акцизную составляющую топлива? И в их интонациях даже появился праведный, «народнозащитительный» гнев: «Разве справедливо, что у многих владельцев автомобиль больше простаивает, чем ездит, а платить транспортный налог им приходится одинаково с теми, кто из-за руля не вылезает? А теперь будет, как во многих цивилизованных странах: чем больше утюжишь дороги, тем больше платишь». «Ну наконец-то! — звонит мне приятель. — Да сколько ж может доходить до нашей тупой власти эта очевидность! Наконец-то мы начинаем цивилизовываться».

Плюсы и минусы
И действительно, у такой схемы много серьезных плюсов:
— социальная справедливость: больше ездишь, эксплуатируешь дороги — больше платишь;
— рассрочка платежей по всему году;
— 100-процентная собираемость транспортного налога вместо сегодняшней 80-процентной;
— распределение средств по территориям пропорционально интенсивности движения на них;
— экономия — в связи с ликвидацией бухгалтерии, канцелярии и самого штата налоговых инспекторов и судебных приставов, занимающихся сбором и выколачиванием ТН;
— стимулирование приобретения экономичных автомобилей.
Но есть у нее и минусы:
— увеличение стоимости «транспортной составляющей» всех товаров и услуг;
— сложность расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а также специфического транспорта, на который налоги высоки: снегоходов, катеров, гидроциклов, самолетов и т.п.;
— утеря льгот ветеранами и инвалидами, аграриями и военными.

Даже поверхностному взгляду ясно, что плюсы гораздо весомее, а почти все минусы могут быть преодолены дополнительными выплатами соответствующим категориям населения, как это и делается в западных странах с транспортным налогом, включенным в стоимость топлива.

Вот почему основная масса российских автомобилистов — ЗА. И ваш покорный слуга тоже был бы за, если бы… не глубокое осознание приоритетов нынешней власти. Я бы не спешил с выводами.

Российская «демократия» в баррелях

Цена на нефть падает. И даже на фоне ее фрагментарного повышения все прогнозы и все реалии говорят о том, что падать она будет продолжать. Если цифра 20 долларов за баррель вызвала крушение СССР, то для крушения сегодняшней российской олигархической власти — жирной, неповоротливой, «осебедумной» (но не о России) — хватит и 50 долларов.

Сейчас — 70. Дыхание катастрофы приближается. Чем наполнять бюджет?

Промышленность развалена. Мелкий и средний бизнесы задавлены милицейско-чиновничьим рэкетом. «Передовая» часть бизнесменов — российские миллиардеры никаких товаров, продукции, новых высоких технологий не производят — только добывание, переработка и перепродажа того, что должно принадлежать всем.

Засекречивание размеров Стабфонда в апреле этого года красноречивее любых откровений — и «углеводородное» благоденствие власти, и безумие ее фаворитов-олигархов, и крохи для мидл-класса с барских столов скоро закончатся. Начнутся «смутные времена». И для того, чтобы оттянуть их, надо наполнять бюджет.

(Добавлю в скобках, что любая «южная» война агонию российской власти продлит. Особенно не на ее территории — в Иране: нефть наверняка подорожает. И, судя по тому, что американцы начали расконсервацию некоторых своих нефтяных скважин, сгоняют к Ирану авианосцы, этой войны вряд ли удастся избежать. Симптоматично, что российское руководство впервые за новейшую историю пошло в этом вопросе в американском кильватере. Обидно, конечно, что этот факт наши американские «друзья» не оценили, залепив и России, и ее президенту шпионскую оплеуху. Нам, по сути, продемонстрировали настоящее, «непротокольное» отношение к нашей стране и указали ее истинное место в сегодняшней «табели о рангах» — в прихожей.)

Короче — надо наполнять бюджет, экономить. Чем и на чем? Грядут платные автодороги, растет квартплата, коммунальные услуги растут, несмотря на окрики сверху. (Вероятно, потому, что эти окрики адресованы не столько творцам подорожания, сколько должны демонстрировать «пиплу» заботу о нем.)

Точно так же росли год и два года назад цены на бензин — путинско-медведевских окриков, штрафов и рычания ФАС хватило всего на два-три месяца. Да и то — не снижения, а стабилизации топливных цен, а потом опять пошел их рост.

Нам готовится новый пенсионный возраст — выше, чем средняя продолжительность жизни. Цинично, да, но зато какая грандиозная экономия!

А теперь давайте вернемся к «своим баранам»: от 700 до 2300 рублей транспортного налога платят сегодня владельцы 80 процентов легкового автопарка страны. Это самый обширный «средний класс» владельцев «Жигулей», «Лад» и самых дешевых иномарок с мощностью двигателей от 65 до 115 л.с. Их в стране 25—27 миллионов.

Нам уже начали внедрять в сознание, что при перенесении транспортного налога в стоимость топлива она увеличится. На сколько? Нам уже впрыснули в сознание эти цифры: от 1,5 до 3 рублей за литр.

(Вероятно, для того чтобы эти цифры нам показались благом, Оксана Дмитриева, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, в программе «Позиция» эфира Русской службы новостей недавно назвала цифры другие: на 4—5 рублей за литр.)

Ладно, возьмем по минимуму — допустим, на 2 рубля увеличится стоимость литра бензина при отмене транспортного налога. (Замечу, опять же в скобках, что в США при той же системе включения транспортного налога в стоимость бензина последний стоит сегодня столько же, сколько и в России.)

Итак, среднегодовой пробег «усредненного» российского автомобилиста 25 тысяч километров. Это значит, что при опять же усредненном «жигулевском» расходе топлива 10 литров на 100 километров каждый автомобилист покупает 2,5—3 тонны бензина в год.

Умножаем 2500 и 3000 на 2 рубля — 5—6 тысяч рублей вместо 700—2300 придется платить самым неимущим автомобилистам, только эта сумма будет «размазана» по всему году.

И получается, что чем дороже, мощнее автомобиль, чем состоятельнее его владелец, тем меньше он пострадает от «ликвидации» транспортного налога.

А теперь умножим планируемую «маржу» от 1800 до 3700 рублей с одного автовладельца на 26 миллионов — казна пополнится на сумму примерно 50—100 миллиардов рублей. И это не считая 5,5 миллиона грузовиков, 1 миллиона автобусов и 4,5 миллиона единиц мототранспорта.

То есть реальный доход бюджета только от одного этого новшества лежит где-то в области 150 миллиардов рублей в год. И это будет первая волна, вымывающая из семейных бюджетов россиян деньги. Но пойдет и вторая.

Смотрите так же:  Как начисляется выходное пособие при сокращении штата

Аркадий Дворкович, советник президента, экономист, на голубом глазу уверял недавно страну по ТВ о том, что на населении эта реформа никак не скажется. Я смотрел и думал: ну почему нас совсем уж за дураков считают! Ведь даже школьник скажет, что увеличение стоимости топлива увеличит и «транспортную составляющую» цены любого товара. А поскольку покупателями являются не только автомобилисты, но и все население страны, то это значит, что «исчезнувший» транспортный налог распределится и на него.

И вся эта подготовка к очередному «залезанию» в наши карманы идет на фоне заявлений главы Антимонопольного комитета Игоря Артемьева о том, что цены на нефтепродукты в России завышены на 15—20 процентов!

Вот такая арифметика.

А как в других странах

«Виньетка», то есть наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. К примеру, за малолитражку типа «Рено-Клио» тогда надо было платить в пределах 50— 60 евро, а за двухлитровый «Мерседес» — до 200 евро.

Забавная деталь: в те годы налог на автомобили-«пятилетки» и более возрастные автоматически сокращался в два раза, т.е. это была помощь малоимущим. То, что сейчас «виньетка» приказала долго жить, отнюдь не означает, что французам не приходится оплачивать государству свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, — услуга далеко не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от так называемых фискальных л.с., а они напрямую связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип — прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт ситроеновской «трешки» с объемом движка в литр с «хвостиком» обойдется полторы сотни евро, а лимузина шестой серии — 450 и более евро.

В последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин. Делается же это в том числе с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он касается автомобильных «монстров», которые потребляют много горючего, а, значит, и выхлоп у них соответствующий. Для подобных «железных коней» предусмотрены следующие «наказания»: один «выхлопный» грамм в вилке от 201 до 250 граммов СО2 на км стоит два евро, от 350 граммов и выше — четыре евро. Так, на техпаспорт «Порше турбо 911» с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и «экологическая» нагрузка в 584 евро.

Это, так сказать, единовременная выплата. А вот с 1 января прошлого года для «самых грязных» машин, кстати, упомянутый спорт-кар входит в эту категорию, вводится уже ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

Пресловутого «транспортного налога» в том виде, как он есть в России, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену топлива. С каждого галлона (3,78 л) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные — в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка «горючего налога» в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль, — 1 миля обойдется в 1,2 цента. «Скручивание» показания пробега в США уголовно наказуемо, к тому же машины оснащаются системами GPS.

Автовладельцы в Испании как минимум трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами. Первый налог в государственную казну они платят прямо в салоне, где приобретают новую машину, это НДС — 16 процентов. Затем закон предписывает покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить налог на регистрацию транспортного средства. Его размер зависит от количества вредных выбросов купленного автомобиля. Правительство стимулирует продажи экологически чистого транспорта. Поэтому если ваша машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее стоимости. А самые экологически вредные авто (это обычно габаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера — 14,75 процента от базовой стоимости.

Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

Наконец, ежегодно владельцы автотранспорта платят «налог на механические транспортные средства», то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе — от мощности двигателя и от возраста машины.

Разница между провинциями подчас существенная. Самые большие сборы — в столице Каталонии Барселоне и в ряде городов Страны басков, где за право ездить на машине владельцы платят ежегодно в четыре раза больше, чем, например, в городе Мелилье. За среднюю машину в Барселоне вы будете платить 68,15 евро, в Мадриде — 58 евро, а в Мелилье — лишь 17,04 евро. Еще больше разница при уплате налога владельцами мотоциклов. Если в той же Мелилье владелец мотоцикла с объемом двигателя 500 куб. см ежегодно платит в местный бюджет 7,57 евро, то в Сан-Себастьяне уже 33,33 евро. Максимальная ставка транспортного налога в Испании — 224 евро.

Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать «налоговые гавани». В результате, например, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживают лишь по нескольку сот жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за частными фирмами). Это означает, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин.

Из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале прошлого года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные — дизельные.

Транспортный налог в Украине зависит исключительно от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 кубических сантиметров. По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен за каждые 100 кубиков. То есть автомобиль с движком 800 куб. см обойдется его хозяину в 24 гривны в год (около 3 долларов). Тогда как за двигатель в 4700 куб. см придется заплатить уже 1880 гривен (примерно 230 долларов).

При первой регистрации в Госавтоинспекции на двигатели меньше 1000 куб. см предусмотрен налог 3 гривны за 100 кубиков для новой, 4 гривны — для подержанной «моложе» восьми лет и 100 (примерно 12 долларов) для совсем уж раритетов. Для машин с объемом более 3501 куб. см эта триада выглядит так: 40, 45, 1000 гривен. Иными словами, знаменитый шестисотый «Мерседес», символ «лихих 90-х», окажись он сейчас в Украине, вылился бы его покупателю в дополнительные 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) в виде единовременного транспортного налога при первой его регистрации в Госавтоинспекции.

Здесь реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип: автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения его владельца. Государство всячески поддерживает покупателей малолитражек. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая широкой пропаганды в средствах массовой информации. Машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (около 45 долларов). Но это в Пекине, где традиционно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная — 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Смотрите так же:  Как оформить коллекцию ложек

Аналогичного российскому транспортного налога в Израиле официально нет. Зато налог при покупке один из самых высоких в мире. Общая сумма платежей, включая НДС, достигает 117 процентов от стоимости машины. В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Нынешний министр транспорта Исраэль Кац активно лоббирует снижение на 40 процентов налога на покупку автомобилей. Причиной реформаторского рвения Каца является стремление еврейского государства вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которого требуют понизить этот налог и ввести налог на транспортное средство.

В Великобритании транспортный налог платится фактически на «пороге магазина», он составляет 15 процентов, а в Бельгии — 20 процентов стоимости автомобиля. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на Земле обетованной, — Дания. С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов.

Транспортный налог включат в стоимость бензина

То, о чем долго просили автомобилисты, наконец, может стать реальностью. Появилась информация о том что, Комитет по промышленной политике Совета федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс.

Как отмечает НТВ, благодаря этому, транспортный налог будет включен в стоимость бензина. Законопроект внесли в Госдуму еще год назад, и вот теперь появляются шансы на то, что этот документ пройдет все согласования.

Сейчас сумма транспортного налога зависит от мощности двигателя автомобиля. В предложенном документе речь идет о ставке от трех до шести процентов от потребляемого топлива. Таким образом, бензин может подорожать как минимум на 50 копеек за литр.

Налог на транспорт: в каждой капле топлива?

Налог на автомобиль будет существенно реконструирован в текущем году. Налогообложение автомобилей планируется приблизить к европейскому образцу, когда на первое место выходит социальная справедливость. Градация налога только от количества лошадиных сил в моторе существенно устарела, требует пересмотра вся система налогообложения транспорта, в частности, размер ставок и принципов взимания сбора. Именно поэтому уже несколько лет назад зазвучали идеи включить транспортный налог в цену бензина.

Как сегодня платится автоналог?

Налог является местным, соответственно, региональные власти вправе самостоятельно устанавливать предельные мощности автомобилей, величину ставки и перечень льготных категорий граждан. Не облагается налогом такой вид транспорта:

  • авто, мощность которых не более 100 лошадиных сил;
  • специальное оборудование;
  • транспорт инвалидов;
  • весельные лодки.

Размер ставки сегодня очень разный. Статья 361 НК устанавливает предельное ее значение – 200 рублей на одну лошадиную силу. Местными властями эта сумма может быть увеличена (уменьшена) в пять раз. Для наземного вида транспорта существенное значение при определении размера сбора имеет мощность двигателя (указывается в техпаспорте), а для водного – вместимость (тоннаж).

Инновацией именно 2015 года является использование при определении суммы налога экокласса авто и года его производства. Теперь те машины, возраст которых перевалил 10-летний рубеж, будут облагаться налогом и повышающим коэффициентом. На премиум-автомобили, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов рублей, также будет начислен больший налог.

Расчет суммы, как и прежде, осуществляется не автовладельцем, а сотрудниками ФНС, на адрес регистрации приходит уведомление и квитанция, где указана сумма к оплате. Если владелец транспорта не согласен с ее размером, придется лично посетить налоговую инспекцию.

Налог в бензине

Уже в 2010 году звучали предложения о взимании транспортного налога с граждан по европейскому образцу, то есть, включением его в цену бензина. В принципе, есть рациональное зерно в этом предложении: платит только тот автовладелец, который ездит. Если машина стоит в гараже, платить вроде бы и не за что.

Для налоговых структур в этом также одни преимущества: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (бензоколонок). Если в 2015 году будет включена в цену бензина сумма транспортного налога, продавец автоматически становится налогоплательщиком. Перечисление сбора полностью окажется на его плечах: отчетность, подача деклараций, контроль.

Включение транспортного налога в акциз на бензин приведет к повышению цены на топливо. Она вырастет в среднем на 30–50 копеек за литр. Скептики прогнозируют повышение на целых 13%. Кроме негативных моментов, есть и преимущества:

  1. Автовладельцы, которые мало эксплуатируют свое авто, больше не будут платить одинаковую сумму сбора с теми, кто ежедневно ездит по делам.
  2. Введение «акцизного налога» позволит значительно сократить аппарат сотрудников налоговых инстанций. А, поскольку данная сфера является бюджетной, сократятся де-факто расходы и налогоплательщиков.
  3. Льготы, работающие сегодня, будут сохранены. Те, кто раньше не уплачивал сбор или мог воспользоваться скидкой, будут приобретать топливо по сниженной стоимости.
  4. Сегодня налог собирается по регионам максимум на 50%, а если он будет в акцизе, все без исключения автовладельцы будут вынуждены оплачивать его, покупая топливо.

Предполагалось, что минимальной будет ставка в 3% от стоимости каждого литра топлива. Региональным властям разрешили бы увеличивать ее значение до 5%. Это, естественно, вызывает массу недовольства простых водителей. Более того, повышение стоимости нефтепродуктов может подтолкнуть повышение цен на продукты, лекарства и другие товары.

Зато в справедливости системы можно не сомневаться. К примеру, в отдельно взятом регионе есть энное количество стоящих на учете авто. Средства, которые выплачивают в бюджет их владельцы, расходуются на улучшение качества дорожного покрытия, ремонтные работы и прочие текущие нужды. С учетом большого количества льготников, которые также ездят по этим дорогам, сумма выходит далеко не заоблачной. Например, в Москве более 58% авто имеют мощность ниже 100 л. с., а, значит, их собственники не уплачивают сбор. За счет «оставшихся» автовладельцев и наполняется бюджет.

Ожидать ли введения топливного налога в 2015 году?

Вряд ли такое налогообложение, когда транспортный налог включен в стоимость бензина, начнет действовать в этом году. Законотворцы опасаются, что помимо начавшегося роста цен из-за кризиса повышение стоимости бензина (как следствие введения «акцизного налога») приведет к еще большему увеличению цен на повседневные товары. Потому не спешат одобрить законопроект, который уже несколько лет «висит» на рассмотрении.

Подоплекой создания законопроекта было желание обновления автопарка. Предполагалось, что автовладельцы вынуждены будут покупать новые экономичные модели машин. В идеале – электромобили. Они не загрязняют окружающую среду вовсе.

Предположительно, когда транспортный налог включат в стоимость бензина, сам сбор как таковой упразднится. Но, пока до этого еще далеко. Хотя опыт европейских стран, США показывает, что такое взимание сбора гораздо целесообразнее и экономически обосновано.

Транспортный налог предложено отменить

Эксперты и законодатели склоняются к тому, что сборы с топливных акцизов компенсируют потери бюджета

Фото: Замир Усманов/ТАСС

Взимание платы с акциза на топливо — это более эффективная и справедливая мера, чем транспортный налог, особенно если речь идёт о людях, которые редко используют автомобили, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Такое мнение Матвиенко высказала 10 июля на встрече с членами и экспертами палаты молодых законодателей. В завязавшейся дискуссии была затронута проблема двойного по сути налогообложения автовладельцев. Сегодня они платят и прямой транспортный налог, и косвенный, когда заправляют машину на АЗС. Ведь в стоимость топлива, как известно, входит акциз, собираемый государством.

По словам спикера Совета Федерации, отмена транспортного налога была бы хорошей мерой социальной поддержки ветеранов и пенсионеров, которые зачастую используют свой автомобиль только летом для поездок на дачу.

«Давайте будем продвигать эту идею вместе и готовить соответствующие законопроекты», — предложила Валентина Матвиенко молодым законодателям.

Вопрос об отмене транспортного налога активно обсуждается последние шесть лет. О замене его сборами с акцизов на топливо в 2012 году говорил и Владимир Путин, который предложил простую концепцию — «сколько ездишь, столько платишь».

Матвиенко поддержала идею отказаться от транспортного налога, заменив его повышенным акцизом на бензин

В 2015 году законодательное решение проблемы предлагали депутаты «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. Инициативы были самые разные: от полной отмены транспортного налога до частичного, освободив от него отдельные категории автовладельцев.

Смотрите так же:  Доверенность на представление интересов юридического лица в уголовном процессе

Например, лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов предлагал ввести в разряд льготных категорий собственников автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Сегодня регионы сами определяют, кого им освобождать от уплаты транспортного налога, а кого нет. В Москве, к слову, льготой пользуются владельцы малолитражных автомобилей мощностью до 70 лошадиных сил. В льготную категорию могут включить и ветеранов войны, инвалидов, пенсионеров, правда, при условии, что их автомобили не превышают определённый лимит по мощности, в противном случае платить придётся, хоть и со скидкой.

По словам главы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, фракция ЛДПР ещё в 2015 году внесла сразу несколько законопроектов: о полной отмене транспортного налога и отмене его для сезонного транспорта — например, для мотоциклов.

«Мы считаем, что транспортный налог в существующем виде себя давно изжил и его надо менять, — подчеркнул депутат. — Транспортный налог несправедлив и неэффективен — его никогда не могли собрать целиком».

По данным Федеральной налоговой службы, в августе 2015 года суммарные долги россиян по транспортному налогу составили 67 миллиардов рублей. К тому же владелец транспорта мог зарегистрироваться в одном регионе, а проживать в другом. Администрирование налога на транспорт через акциз на топливо в этом плане гораздо удобнее и проще: мимо бензоколонки автовладелец не проедет.

Правительство просит отсрочку

Между тем, как уже заявил Минтранс, Правительство если и рассматривает вероятность полного перехода на топливный акциз с отменой транспортного налога, то лишь после 2020 года.

«Мы пока выступаем за сохранение транспортного налога как источника ресурса для субъектов РФ по приведению в нормативное состояние и местных дорог, потому что он финансирует ещё и муниципальные дорожные фонды», — объяснял в марте глава Минтранса Максим Соколов.

Как известно, транспортный налог полностью зачисляется в региональные дорожные фонды и является очень важной составляющей в наполнении именно того бюджета, который идёт на развитие транспортной системы страны.

В Минфине готовят предложения о передаче акцизов на топливо регионам

По подсчётам Правительства, полная отмена транспортного налога приведёт к выпадающим доходам региональных бюджетов на 146,2 миллиарда рублей (расчёты были ориентированы на 2016 год). Некоторые поспешили предположить, что эти потери будут компенсированы резким повышением акцизов на топливо и вызовут серьёзное подорожание бензина.

Как рассказал «Парламентской газете» депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, компенсировать потери можно и без повышения акцизов, просто усилив контроль за оборотом нелегального бензина.

«Следует обратить внимание на взимаемость акцизов, — пояснил парламентарий. — Слишком много топлива продаётся неучтённым. Надо посмотреть выпадающие доходы и сколько реально топлива продаётся, а затем сравнить с цифрами по собираемости акцизов. Уверен, если потери и будут, то небольшие. Тогда можно ввести скромную добавочную стоимость».

Депутат убеждён, резкого роста стоимости бензина не будет. «Не надо пугать людей — этого никто не допустит, — заявил Ярослав Нилов. — Акцизы регулируются законом. Нефтеперерабатывающие компании не могут повысить стоимость топлива только на основании отмены транспортного налога. За этим будут строго следить».

Дефицита бензина не будет

Ещё один резерв для компенсации потерь региональных бюджетов в связи возможной отменой транспортного налога кроется в перераспределении поступлений от акцизов на топливо. Сейчас 61 процент из собранных акцизов поступает в региональные дорожные фонды, остальное уходит на федеральный уровень.

До 1 июня 2016 года, кстати, в региональные бюджеты зачислялись все 100 процентов доходов от акцизов. И сегодня Минфин просчитывает возможность передачи акцизов на топливо регионам в полном объёме. Об этом недавно заявил глава ведомства Антон Силуанов.

Как рассказал «Парламентской газете» генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев, компенсация получится приличная.

«К примеру, в год страна потребляет 37 миллионов тонн бензина, акциз составляет 21,5 процента от его цены, — подсчитывает эксперт. — Это 286 миллиардов рублей, которые получает бюджет от акциза на все виды бензина. А ещё сюда надо добавить и дизтопливо».

Словом, будет на что строить и ремонтировать дороги в регионах. При этом Рустам Танкаев отметил, что у нас очень низкие цены на бензин. Например, на Украине литр стоит в 1,5 раза дороже, в Прибалтике — в 2 раза, в Германии — в 2,5 раза, в Норвегии — почти в 3,5 раза дороже. При этом Правительство блокирует «заградительным методом» экспорт топлива за рубеж, чтобы не допустить его дефицита в стране.

Заместитель директора по энергетическому направлению Фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Белогорьев полагает, что отменять транспортный налог в ближайшее время не станут.

«Сопротивление со стороны Правительства, думаю, связано с тем, что динамика изменения цен на моторное топливо достаточно сильно влияет на общую инфляцию в отличие от транспортного налога, который к инфляции не имеет отношения, — пояснил эксперт «Парламентской газете». — Поэтому заложить целиком компенсацию за отмену транспортного налога в величину акциза будет большим риском. Это может стимулировать рост инфляции выше планов Правительства».

По его словам, цены на бензин сейчас и так растут очень быстро. В том числе и потому, что компании-поставщики нефтепродуктов в этом году компенсируют свои потери, которые они понесли от сдерживания цен после двукратного роста акцизов на топливо в прошлом году. Усиливать этот рост ещё и отменой транспортного налога, по мнению эксперта, нецелесообразно.

«2020 год для отмены транспортного налога выглядит в этом смысле предпочтительнее», — уверен Алексей Белогорьев.

На той же встрече с представителями палаты молодых законодателей Валентина Матвиенко предложила решать жилищные проблемы молодёжи, получившей специальность не с помощью рабочих или частных общежитий, а строительством доходных домов и квартир-студий.

— Общежития нельзя приватизировать, в общежитии человек становится рабом ситуации — не может продать, взять ипотеку, купить себе квартиру, — считает Валентина Матвиенко.

По её словам, есть множество других вариантов решения жилищных проблем молодёжи. Например, молодёжные кооперативы, дома с квартирами-студиями для молодых семей. Заплатив недорого за такую квартиру, человек уже понимает, что это его собственность, в которую можно вложиться и со временем улучшить жилищные условия. Главное, по мнению спикера Совета Федерации, такие проекты должны реализовываться при поддержке властей — региональных и муниципальных.

Акцизы на бензин + транспортный налог = двойное налогообложение? Нет!

Статьей 13 НК определены федеральные налоги и сборы, к которым относятся акцизы. В перечень подакцизных товаров, в том числе, входят автомобильный бензин, дизельное топливо.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров. Таким образом, плательщиками акцизов являются производители нефтепродуктов и покупатели (получатели) нефтепродуктов, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Статьей 14 НК установлен перечень региональных налогов, в который включен транспортный налог.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства.При этом транспортным налогом облагаются не только автомобили, но и воздушные и водные транспортные средства, не использующие дорожное покрытие.

Исходя из вышеуказанного следует, что налогообложению акцизами и транспортным налогом подлежат разные объекты. Таким образом, двойного налогообложения не происходит.

Такой вывод сделан в письме ФНС № БС-2-21/279@ от 07.03.2017.

Налоговики, доказывая отсутствие двойного налогообложения также уточнили, что плата в «Платон», охраняемые парковки, ежегодное прохождение техосмотра, ОСАГО, платные въезды в города — не относятся к налогам и сборам, регулируемым НК.