ФЗ 223 о закупках

Будучи подписанным 18 июля 2011 года, ФЗ 223 вступил в юридическую силу с начала 2012-го и внес существенные изменения в основные принципы осуществления разного рода закупок, производящихся определенным рядом юридических лиц, среди которых законодательством названы такие, как:

  • субъекты естественных монополий;
  • государственные корпорации;
  • компании, функционирующие в областях утилизации ТБО, газо- и водоснабжения, а также энергетики;
  • муниципальные унитарные организации;
  • автономные предприятия.

Федеральный закон 223 о закупках непосредственно касается и тех учреждений, которые относятся к числу дочерних названным выше организациям, а также дочерних второго порядка. В обоих случаях процент долей в уставном капитале, принадлежащих центральной конторе, может быть не менее пятидесяти.

ФЗ 223: сферы применения

Собственно говоря, суть ФЗ-223 заключается в выведении механизма закупок и заказов государственных предприятий и организаций с участием госкапитала из теневого сектора путем осуществления электронных торгов через Интернет. В самом законе прописаны и те сферы, в рамках которых следует предпринимать исключительно электронные закупки. Согласно закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к их числу прежде всего относят:

  • офисная и вычислительная техника;
  • полиграфическая продукция и канцелярские товары;
  • автомобили и другие производственные транспортные средства.

Документальная база и цели ФЗ 223 о закупках

ФЗ-223 предусматривает, что функции основного уставного документа, регламентирующего порядок и условия проведения закупок, а также механизмы заключения и исполнения контрактов берет на себя так называемое «Положение о закупке». Этот нормативный документ должен быть составлен и утвержден главными органами управления государственных организаций, руководством унитарных предприятий, а также наблюдающими советами, либо общими собраниями участников автономных и хозяйственных обществ.

Иначе говоря, ФЗ о закупках 223 обязует составить свое положение о закупках каждое предприятие, имеющее отношение к вышеизложенному списку и производящее закупки, с тем чтобы впоследствии опубликовать данный документ на своем сайте (в период до 1 июля 2012 года), а затем непосредственно на официальном государственном ресурсе, который и будет служить специализированной площадкой для размещения положений, а также реестров недобросовестных поставщиков и другой важной документации, необходимой для корректного и наиболее эффективного функционирования системы электронных аукционов.

Основной посыл, с которым преподносится новый закон о закупках ФЗ 223 состоит в том, что данная мера направлена прежде всего на борьбу с коррупцией и неоправданным укрывательством выгодных госконтрактов, на развитие среднего и малого бизнеса, совершенствование действующей в стране системы тендеров и закупок.

Основные положения федерального закона о конкурсах и тендерах 44-ФЗ

Проведение государственных закупок направлено на улучшение экономического развития государства. Тендеры сегодня получили огромную популярность, так как дают возможность получения выгоды как государству, так и исполнителю. С 01.01.2014 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ утратил свою силу.

Основным законом, регулирующим осуществление закупок, стал 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013.

Значение регуляторного акта

Законодательство о тендерах регулирует отношения, которые связаны с непосредственным размещением заказов на поставки различных товаров, а также выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения муниципальных либо более масштабных государственных потребностей.

44–ФЗ определяет единый порядок проведения торгов и размещения заказов для обеспечения сохранности единого экономического пространства на территории всего государства.

Сфера применения нового закона распространяется на отношения, которые направлены на обеспечение государственных и местных нужд.

Основные задачи

Закон призван предотвращать правонарушения, которые касаются:

  • начального планирования закупок продукции, работ или услуг;
  • процесса определения поставщиков (прозрачность проведения отбора победителей);
  • заключения договора на выполнение тендерной заявки;
  • аудита в сфере закупок, работ и услуг;
  • особенностей выполнения условий контрактов.

Закон о тендерах в России 44-ФЗ должен:

  • стимулировать развитие здоровой экономической конкуренции;
  • обеспечить все условия для предотвращения коррупции в сфере государственных закупок;
  • обеспечить гласность и прозрачность всех процессов, связанных с организацией и проведением торгов, а также определением победителя;
  • регулировать рациональное использование целевых и нецелевых средств;
  • совершенствовать деятельность органов государственной власти в сфере государственных торгов.

Содержательные аспекты

Тем, кто желает стать участником государственного или муниципального конкурса, закон о тендерах следует изучить основательно, так как в нем содержится основная информация:

  • об иных законодательных актах, касающихся сферы госзакупок;
  • о том, кто такие государственные и муниципальные заказчики;
  • о том, как проходит размещение заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • о формировании тендерной комиссии;
  • о том, кто может стать участником торгов;
  • о способах размещения заказов;
  • об информационном обеспечении торгов;
  • о том, какие документы предоставляются участниками и в какие сроки;
  • об особенностях проведения аукционов;
  • о размещении заказов посредством запроса котировок;
  • о технических особенностях проведения тендеров;
  • о предварительном отборе участников, желающих разместить заказ;
  • об особенностях проведения конкурсов.

Помимо данного ФЗ, существует множество иных актов (постановления и распоряжения правительства РФ, приказы и письма Минэкономразвития).

Новое в тендерном законодательстве

44-ФЗ содержит в себе сведения, которые ранее не упоминались в предшествующих законах, связанных с обеспечением проведения государственных закупок, например, положения об организации электронного документооборота. Торги в электронном виде понемногу изживают своих предшественников – торги в реальном времени. Намного проще работать, не выходя из дома или офиса. Участнику торгов просто нужно пройти процесс аккредитации.

Однако этот процесс имеет множество специфических особенностей. Например, участнику электронных торгов в обязательном порядке необходимо получить электронную подпись. Также на таких торгах (аукционах) вся документация находится в электронном виде и не дублируется на бумажных носителях, поэтому 44-ФЗ разрешает осуществлять обмен документами между участниками в электронном виде.

В список этих документов входят:

  • заявка на участие в тендере;
  • документы, подтверждающие гарантийное обеспечение тендера;
  • контракт, заключаемый между победителем и заказчиком.

Следует также сказать, что 44-ФЗ содержит в себе положения о планах закупок, контрактных службах и антидемпинговых мерах во время проведения закупок.

44 ФЗ и 223 ФЗ – основные положения

Основные положения федерального закона о конкурсах и тендерах 44-ФЗ

Проведение государственных закупок направлено на улучшение экономического развития государства. Тендеры сегодня получили огромную популярность, так как дают возможность получения выгоды как государству, так и исполнителю. С 01.01.2014 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ утратил свою силу.

Основным законом, регулирующим осуществление закупок, стал 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013.

Значение регуляторного акта

Законодательство о тендерах регулирует отношения, которые связаны с непосредственным размещением заказов на поставки различных товаров, а также выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения муниципальных либо более масштабных государственных потребностей.

Смотрите так же:  Нотариус проспект победы

44–ФЗ определяет единый порядок проведения торгов и размещения заказов для обеспечения сохранности единого экономического пространства на территории всего государства.

Сфера применения нового закона распространяется на отношения, которые направлены на обеспечение государственных и местных нужд.

Основные задачи

Закон призван предотвращать правонарушения, которые касаются:

  • начального планирования закупок продукции, работ или услуг;
  • процесса определения поставщиков (прозрачность проведения отбора победителей);
  • заключения договора на выполнение тендерной заявки;
  • аудита в сфере закупок, работ и услуг;
  • особенностей выполнения условий контрактов.

Закон о тендерах в России 44-ФЗ должен:

  • стимулировать развитие здоровой экономической конкуренции;
  • обеспечить все условия для предотвращения коррупции в сфере государственных закупок;
  • обеспечить гласность и прозрачность всех процессов, связанных с организацией и проведением торгов, а также определением победителя;
  • регулировать рациональное использование целевых и нецелевых средств;
  • совершенствовать деятельность органов государственной власти в сфере государственных торгов.

Содержательные аспекты

Тем, кто желает стать участником государственного или муниципального конкурса, закон о тендерах следует изучить основательно, так как в нем содержится основная информация:

  • об иных законодательных актах, касающихся сферы госзакупок;
  • о том, кто такие государственные и муниципальные заказчики;
  • о том, как проходит размещение заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • о формировании тендерной комиссии;
  • о том, кто может стать участником торгов;
  • о способах размещения заказов;
  • об информационном обеспечении торгов;
  • о том, какие документы предоставляются участниками и в какие сроки;
  • об особенностях проведения аукционов;
  • о размещении заказов посредством запроса котировок;
  • о технических особенностях проведения тендеров;
  • о предварительном отборе участников, желающих разместить заказ;
  • об особенностях проведения конкурсов.

Помимо данного ФЗ, существует множество иных актов (постановления и распоряжения правительства РФ, приказы и письма Минэкономразвития).

Новое в тендерном законодательстве

44-ФЗ содержит в себе сведения, которые ранее не упоминались в предшествующих законах, связанных с обеспечением проведения государственных закупок, например, положения об организации электронного документооборота. Торги в электронном виде понемногу изживают своих предшественников – торги в реальном времени. Намного проще работать, не выходя из дома или офиса. Участнику торгов просто нужно пройти процесс аккредитации.

Однако этот процесс имеет множество специфических особенностей. Например, участнику электронных торгов в обязательном порядке необходимо получить электронную подпись. Также на таких торгах (аукционах) вся документация находится в электронном виде и не дублируется на бумажных носителях, поэтому 44-ФЗ разрешает осуществлять обмен документами между участниками в электронном виде.

В список этих документов входят:

  • заявка на участие в тендере;
  • документы, подтверждающие гарантийное обеспечение тендера;
  • контракт, заключаемый между победителем и заказчиком.

Следует также сказать, что 44-ФЗ содержит в себе положения о планах закупок, контрактных службах и антидемпинговых мерах во время проведения закупок.

44 ФЗ и 223 ФЗ – основные положения

Основные отличия законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Смотрите так же:  Льготы 50 на оплату коммунальных услуг

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Нормативно-правовые акты в сфере размещения заказа

Федеральные законы

  • 223-ФЗ от 18.07.11 (ред.28.12.18)Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (изм. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами..»
  • 135-ФЗ от 26.07.06 (ред.27.12.18)Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (изм.27.12.2018)
  • 44-ФЗ от 05.04.13 (ред.27.12.18)Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. 01.01.2019) «О контрактной системе в сфере закупок ..»
  • 63-ФЗ от 06.04.11 (ред.23.06.16)Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (изм. 23.06.2016)

Приказы, Постановления

  • 1428 от 27.11.17 (ред.27.12.18)Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. N 1428 (изм.ПП 1687 от 27.12.2018)
  • 552 от 05.06.15 (ред.16.08.18)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок . а также требований к форме плана закупок товаров..»
  • 553 от 05.06.15 (ред.16.08.18)Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок . а также требований к форме плана-графика закупок..»
  • Сборник ПП и РП РФ для 44-ФЗ от 15.01.17 (ред.15.02.17)Сборник Постановлений Правительства РФ для нужд 44-ФЗ
  • Сборник Приказов МЭР и МФ от 15.01.17Сборник Приказов Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина РФ для нужд 44-ФЗ
  • 544/18н от 20.09.13 (ред.29.08.14)Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 544/18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в сети «Интернет» планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»
  • 407 от 28.04.15Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком..»
  • 567 от 02.10.13Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
  • 631 от 29.10.13Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»
  • 1043 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов»
  • 1063 от 25.11.13Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом . «
  • 1071 от 26.11.13Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок ..»
  • 1093 от 28.11.13Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»
  • 1005 от 08.11.13Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • 761/20н от 27.12.11Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа..»
  • 99 от 04.02.15Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки..»
  • ОК 034-2014 от 31.01.14 (ред.24.10.18)ОКПД2 (ОК 034-2014) (изм.24.10.2018) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
  • ОК 029-2014 от 01.02.14 (ред.10.07.18)ОКВЭД2 (ОК 029-2014) (изм.10.07.2018) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • ОК 015-94 от 01.01.96 (ред.01.06.18)ОКЕИ — ОК 015-94 (МК 002-97) — Общероссийский классификатор единиц измерения

Утратившие актуальность

  • 94-ФЗ от 21.07.05 (ред.07.06.13)Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Проект 68702-6 от 22.03.13ФКС — О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. ОК 034-2007 (КПЕС 2002)
  • 329-ст от 22.11.07 (ред.24.12.12)ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2007)
  • ОК 004-93 от 01.01.94 (ред.12.12.12)ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
  • 1-ФЗ от 10.01.02 (ред.08.11.07)Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  • 1044 от 21.11.13Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков»
Смотрите так же:  Почему повышается осаго

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

Закон о тендерах

Тендер — это конкурс, в котором принимает участие несколько компаний с предложениями на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ. В дальнейшем контракт заключается с победителем конкурса — участником, который предложил наиболее выгодные условия.

Тендер (торги) может быть как открытым, так и закрытым, проводится в несколько этапах в форме аукциона или конкурса. Торги для государственных нужд в рамках государственного заказа ограничиваются одним этапом.

Мероприятие проводит тендерный комитет. Это орган, который создается заказчиком. В его обязанности входит выбирать исполнителя заказа из списка участников, которые зарегистрировали свои предложения по тендеру.

Выбор участников осуществляется на основании следующих принципов:

  • Прозрачность;
  • Открытость;
  • Объективность;
  • Беспристрастность.

Тендерный комитет действует в соответствии с законом РФ о гос. закупках.

Законы о тендерах и закупках в РФ

Ниже перечислены несколько законов о тендерах и закупках в РФ:

  • ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон определяет правовые положения закупок, принципы, этапы осуществления государственного заказа и критерии для выбора участников тендера;
  • Федеральный закон №140 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положения настоящего Федерального закона описывают общие принципы, способствующие закупке товаров, услуг, работ. Кроме того, к закупке работ, товаров и услуг перечислены и отдельные требования;
  • ФЗ №223 «Об электронной подписи». Закон был создан для определения правовых положений электронных подписей во время заключения гражданских и правовых сделок. Электронная подпись используется при совершении иных юридически важных действий в порядке, установленном Федеральным законом;
  • Федеральный закон №325 «Об организационных торгах». Закон создан для контроля отношений между участниками организованных тендеров на финансовом и товарном рынках. В нем перечисляются требования к организаторам и участникам аукционов.

Так же можете ознакомиться с основными положениями закона о присяжных заседателях по ссылке:

Описание закона об организованных торгах

Федеральный закон «Об организованных торгах» был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 7 дней того же года. Последние изменения были внесены 18 июля 2017 года.

Закон состоит из 5 глав и 30 статей.

Краткое содержание ФЗ 325:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет требования к организаторам и участникам тендеров;
  • Глава 3 — Описывает особенности заключения организованных тендеров;
  • Глава 4 — Описывает методы контроля над проведением организованных тендеров;
  • Глава 5 — Описывает заключительные положения настоящего Федерального закона.

Изменения в законе о проведении тендеров в России

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 18 июля 2017 статей. Они коснулись следующих статей: 2, 6, 10, 16, 18, 19.

Статья 2

П 2 ст 2 был изменен. В нем перечисляются следующие понятия:

  • Клиринговый брокер;
  • Центральный контрагент;
  • Оператор товарных поставок;
  • Правила клиринга.

Эти термины используются в ФЗ №325 в том истолковании, которое описывается в ФЗ №7 «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». Слово «уполномоченный банк» используется в настоящем ФЗ в том значении, которое было изначально определено в ФЗ 173 от 10 декабря 2003 года.

Статья 6

В ст 6 был изменен пункт 2. Перечисленные в первой части статьи лица должны соответствовать требованиям — обладать квалификационными навыками и профессиональным опытом. Не менее важным условием является наличие аттестата в области организации по проведению тендеров. Это не относится к членам наблюдательного совета, бухгалтеру и другим должностным лицам, которые также будут вести бухгалтерский учет.

Статья 10

Содержание пункта 4 было изменено. В нем говорится, что биржевый совет рассматривает вопрос по изменению юридического лица, который выполняет функции центрального агента. Если Банк России лишит его лицензии, то он больше не сможет проводить банковские операции.

Статья 16

Содержание п 1 статьи 16 было изменено. Теперь участвовать в организованных тендерах с ценными бумагами могут:

  • Дилеры, управляющие и брокеры, у которых имеется лицензия профессионального участника;
  • Центральный контрагент;
  • Федеральное казначейство;
  • Банк России.

Изменения коснулись и части 3 текущей статьи. Теперь банки, которые имеют лицензию на проведение переводов в иностранной валюте, могут торговать собственной зарубежной валютой. Право на участие имеют юридические лица, которые способны покупать и продавать валюту в соответствии с предусмотренным настоящим Федеральным законом порядком. Сделки купли-продажи на организованных тендерах могут быть заключены с центральным контрагентом. В этом случае участвовать могут все юридические лица, которые были созданы на основании законодательства РФ.

Статья 18

Ст 18 была дополнена пунктами 7.1, 7.2, 7.3. Если в процессе организованных тендеров договор оспаривается, он может быть признан судом недействительным. При этом необходимо доказать, что одна из сторон знала о нарушении договора. Чтобы признать договор недействительным, участник может в течение 6 месяцев подать иск в суд.

Статья 19

П 1 гласит о том, что центральный агент заключает договор с каждым участником тендеров независимо от вида заявки, которую они подавали для участия.

Федеральный закон №325 гласит о том, что организатор торговли может проводить тендер только на основании правил, которые были созданы руководством Центрального банка Российской Федерации. Организатор аукциона может проводить тендер по каждой секции в отдельности. Все зависит от участников тендеров, предметов и других оснований, которые были установлены общепринятыми правилами.

Для каждой торговой секции могут быть применимы отдельные правила.

Правила содержат:

  • Условия для участия юридических лиц;
  • Список документов, которые потребуются для идентификации лиц в качестве участника торга;
  • Условия допуска лиц к участию;
  • Указание точного времени для проведения тендеров;
  • Условия допуска определенных видов товаров и иностранной валюты.

Узнать подробнее и проанализировать другие законодательные положения ФЗ №325 можно по ссылке.