Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

Бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций. Поскольку величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении.
В результате реформы учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей организационно-правовой форме в настоящее время представлены тремя типами бюджетных учреждений:
— казенными;
— бюджетными;
— автономными.
Самым распространенным типом учреждений бюджетного сектора остаются именно бюджетные учреждения, наделенные большей самостоятельностью, чем бюджетные учреждения в предреформенный период. Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Согласно ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Основной вид деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и целям деятельности, определенным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и его уставом. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения определяются:
— Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении региональных бюджетных учреждений;
— местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения ведется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (см. ст. 32 Закона N 7-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.04.2011 N 02-03-10/1603).
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В общем случае порядок определения указанной оплаты устанавливается учредителем бюджетного учреждения.
В предусмотренных федеральными законами случаях бюджетные учреждения могут выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций и в рамках государственного (муниципального) задания.
Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как известно, собственник бюджетного учреждения (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование) наделяет учреждение необходимым имуществом, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, на что указывает п. 3 ст. 298 ГК РФ. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета с учетом следующих расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение;
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, который является региональным налогом, определен нормами гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ. При этом региональные власти вправе определять ставку налога (в пределах ставки, установленной ст. 380 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, а также дополнительные льготы и основания их применения. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05.
Следовательно, для правильного расчета налога на имущество организаций бюджетное учреждение должно знать не только нормы гл. 30 НК РФ, но и положения «имущественного» закона своего региона.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, бюджетное учреждение, владеющее налогооблагаемым движимым и недвижимым имуществом на праве оперативного управления, признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как некоторые виды имущества исключены гл. 30 НК РФ из состава объектов налогообложения, то отметим, что движимое и недвижимое имущество бюджетного учреждения должно быть налогооблагаемым. В частности, налог на имущество организаций не уплачивается с земельных участков и иных объектов природопользования, с имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, с объектов, признаваемых объектами культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения и т.д. Полный перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения, установлен п. 4 ст. 374 НК РФ, при этом он является исчерпывающим.
В силу ст. 374 НК РФ налог на имущество организаций рассчитывается по данным бухгалтерского учета, обязанность по ведению которого для бюджетного учреждения установлена ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бюджетное учреждение ведет его в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 01.01.2013.
Бюджетные учреждения в настоящее время руководствуются следующими документами:
— Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н);
— Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ N 180н);
— Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»;
— Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Инструкция N 33н).
Напомним, что критерии отнесения имущества бюджетного учреждения в состав основных средств перечислены в Инструкции N 157н.

Для справки. Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 мес., предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества, на что указывает п. 1 ст. 375 НК РФ. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике бюджетного учреждения.
В силу п. 85 Инструкции N 157н под остаточной стоимостью основного средства на соответствующую дату понимается его балансовая стоимость, уменьшенная на сумму начисленной на эту же дату амортизации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Обычно она определяется в целом по всему имуществу учреждения. Вместе с тем в некоторых случаях бюджетное учреждение должно определять налоговую базу отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении:
— имущества каждого обособленного подразделения учреждения, выделенного на отдельный баланс;
— недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения учреждения (обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс);
— имущества, облагаемого налогом по разным ставкам;
— недвижимого имущества, фактически находящегося на территориях разных субъектов РФ;
— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — имущество, входящее в состав ЕСГ).
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций в силу ст. 379 НК РФ является календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 мес. календарного года. При этом власти регионов вправе не устанавливать отчетные периоды.
Если региональным законом уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций не предусмотрена, то налоговая база определяется учреждением по итогам налогового периода (года) исходя из среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Если же законом субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налоговая база определяется бюджетным учреждением по истечении каждого отчетного периода: I квартала, полугодия и 9 мес. В этом случае база рассчитывается из расчета средней стоимости налогооблагаемого имущества, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Главой 30 НК РФ, а именно ее ст. 381, предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество организаций, при этом власти регионов могут вводить и дополнительные льготы. Если у бюджетного учреждения выполняются все необходимые условия для применения какой-либо льготы, то при расчете налоговой базы среднегодовая (средняя) стоимость налогооблагаемого имущества может быть уменьшена учреждением на среднегодовую (среднюю) стоимость льготного имущества. Такой вывод можно сделать на основании п. 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также п. 5.3 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения».
Прежде чем воспользоваться льготой, бюджетному учреждению следует внимательно проверить все основания ее применения, в противном случае льготный режим налогообложения будет признан недействительным.
Согласно п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Ставка налога на имущество организаций на территории субъекта устанавливается региональным законом и не может превышать 2,2%. Кроме того, региональные власти вправе на своей территории устанавливать дифференцированные налоговые ставки для различных категорий налогоплательщиков или в отношении определенного имущества.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой налога и уплаченными авансовыми платежами, если законодательством субъекта РФ не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 4 ст. 382 НК РФ размер авансового платежа определяется как 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ.
Уплата налога на имущество организаций и авансовых платежей, в соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ, осуществляется бюджетным учреждением в порядке, установленном региональным законом. По общему правилу налог уплачивается по месту нахождения самого учреждения. Однако из этого правила есть исключения, так:
— налог (авансовые платежи) в отношении имущества, учтенного на балансе обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, уплачивается по месту нахождения такого обособленного подразделения;
— налог (авансовые платежи) по недвижимому имуществу уплачивается по месту нахождения недвижимости независимо от того, на чьем балансе оно учтено.
Такой порядок уплаты справедлив только в том случае, если налогооблагаемое имущество находится на российской территории. Если же оно расположено в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ, то налог уплачивается по месту нахождения учреждения.
На основании п. 1 ст. 386 НК РФ бюджетное учреждение обязано по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимости (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав ЕСГ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации и Порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения». Им же утверждена форма налогового расчета по авансовым платежам и Порядок ее заполнения.
Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налоговикам не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а предельный срок подачи налоговой декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки бюджетное учреждение перечисляет сумму налога на имущество организаций (авансовых платежей) в бюджет.
Расходы бюджетного учреждения по уплате налога на имущество организаций относятся на статью 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Смотрите так же:  Требования для работы в полиции рф

Обратите внимание! Из норм гл. 30 НК РФ вытекает, что обязанность бюджетного учреждения уплачивать налог на имущество организаций обусловлена наличием налогооблагаемого имущества, а не моментом получения им средств из соответствующего бюджета. Поэтому пропуск срока уплаты налога чреват для учреждения мерами налоговой ответственности.

В случае задержки бюджетного финансирования учреждение может получить отсрочку или рассрочку налога, на что указывает ст. 64 НК РФ. В отсутствие такой отсрочки или рассрочки решение налогового органа о начислении пени будет признано правомерным, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А48-1849/07-13.
Согласно п. 130 Инструкции N 174н для формирования информации о состоянии расчетов по налогу на имущество организаций и операций, изменяющих указанные обязательства, применяется счет 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций».
Начисление суммы налога на имущество организаций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения производится с помощью следующей бухгалтерской записи, осуществляемой на основании Справки (формы 0504833), утвержденной Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н, с приложением расчетов, деклараций и иных необходимых документов:
Д-т сч. 0 401 20 290 К-т сч. 0 303 12 730.
Аналогичная запись делается в учете и при начислении сумм налоговых санкций за неполное или несвоевременное перечисление суммы налога в бюджет.
Погашение налогового обязательства перед бюджетом, а также перечисление сумм налоговых санкций осуществляется записью:
Д-т сч. 0 303 12 830 К-т сч. 0 201 11 610.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.
5. О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
7. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
9. Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения: Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
10. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
11. Письмо Минфина России от 28.04.2011 N 02-03-10/1603.
12. Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А48-1849/07-13.

Смотрите так же:  Российский союз автостраховщиков осаго

Налог на имущество в 2019 году

Контур.Бухгалтерия — месяц бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

В 2019 году в правилах уплаты налога на имущество появятся некоторые новшества. Скорректируется порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появятся новые основания, по которым её можно изменить. Сумма налога по кадастровой стоимости теперь ежегодно будет увеличиваться не больше чем на 10%. Также с начала 2019 года будет отменен налог на движимое имущество. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2019 году.

Как изменился налог на имущество в 2019 году

С 1 января 2019 года начнут действовать изменения порядка налогообложения имущественным налогом. Изменения введены Федеральным законом от 03.08.2018 №302-ФЗ:

  • движимое имущество больше не облагается налогом;
  • отчетность по налогу за квартал и год организации сдают по новой форме (Приказ ФНС от 04.10.2018№ММВ-7-21/575@);
  • отчетность по налогу организации сдают по месту нахождения объекта недвижимости. Крупнейшие налогоплательщики по-прежнему отчитываются в налоговую по месту учета;
  • налоговая база рассчитывается отдельно по каждому объекту недвижимости, который входит в состав Единой системы газоснабжения.

Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое — нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта.

Важно! Налог на имущество за 2018 год нужно заплатить по всему движимому имуществу 3-10 амортизационных групп и принятому на учет после 1 января 2013 года.

С каких объектов платят налог на имущество в 2019 году

С какого имущества предприниматель или организация платят налог? Главный признак такого имущества — вхождение в состав основных средств. Это прописано в ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 “Основные средства” и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог с жилых помещений, которые не отражены в составе основных средств (объекты для продажи).

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Если основное средство не используется и не отражено на счете, то платить налог не нужно (кроме ОС, которые получены по концессионному соглашению).

Под налог не попадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС. Предприятия на УСН и ЕНВД платят налог только с недвижимого имущества — это объекты из кадастрового перечня регионов.

Льготы при уплате налога на имущество в 2019 году

Для некоторых видов имущества применяются льготы, освобождающие организацию от уплаты налога (см. статью 381 НК РФ):

  • если ваша организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • имущество “сколковцев”, протезно-ортопедических предприятий, адвокатских и юридических консультаций, государственных научных центров;
  • больше не нужно платить налог на движимое имущество.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога, поэтому уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

Как рассчитать налог на имущество в 2019 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующим формулам:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС х Ставка налога / 4

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества х Ставка налога / 4

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 * 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 * 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 * 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 * 2,2% — (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

Если вы платите налог на имущество по кадастровой стоимости

С 2019 года вся Россия будет рассчитывать налог из кадастровой стоимости. Власти должны предупредить компании и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Публикация делается до 1 января на официальном сайте региона. Если такой публикации нет или ваше имущество отсутствует в списке, то продолжайте платить налог по среднегодовой стоимости.

Запросите кадастровую стоимость здания в региональном отделении Росреестра. Если вы владеете только частью здания, то выясните ее кадастровую стоимость, исходя из своей доли в общей площади здания. Сумму налога выясняем по следующей формуле:

Сумма налога за год = кадастровая стоимость * налоговая ставка * число месяцев владения имуществом / число месяцев в отчетном периоде

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. Случается, что власти в середине года исключают объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой стоимости.

С момента изменения порядка расчета налога с инвентаризационной оценки на кадастровую стоимость, появились споры между налогоплательщиками и кадастровыми органами. Переоценка проводится не чаще одного раза в 3 года, поэтому важно уметь обжаловать решение комиссии. Причиной для изменения оценки может быть:

  • неверное указание сведение в перечне объектов недвижимости;
  • неверное определение условий, влияющих на стоимость недвижимости;
  • неверное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование информации об аварийном состоянии объекта.

Юридические лица обжалуют оценку только через комиссию по кадастровым спорам. Для опротестования нужно представить комиссии документы, подтверждающие ошибки, допущенные при оценке.

Изменения кадастровой стоимости, которые появятся после 1 января 2019 года, применяются с более раннего периода. Они учитываются при расчете налоговой базы с даты начала применения измененной или оспоренной кадастровой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам сдаются ежеквартальные расчеты, по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2019 года изменяются формы расчета и декларации, они утверждены Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@. В новых формах учтено прекращение налогообложения движимого имущества, а еще они позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость была изменена в течение налогового периода. В декларации появилось поле «Адрес объекта недвижимого имущества» для объектов, у которых нет кадастрового номера, но есть адрес.

Смотрите так же:  Договор по паркингу

Декларация по налогу на имущество за 2018 год сдается до 1 апреля 2019 года, с учетом переноса. Расчеты сдаются в течение 30 дней после завершения отчетного квартала:

  • расчет за 1 квартал 2019 — до 30 апреля 2019;
  • расчет за полугодие 2019 — до 30 июля 2019;
  • расчет за 9 месяцев 2019 — до 30 октября 2019.

Многие регионы вводят свои сроки отчетности и уплаты налога — и подходят к этому вопросу разнообразно и творчески. Нужно уточнить условия и отчетные даты своего региона. Уплата авансовых платежей или налога производится по месту нахождения имущества. Точно так же отчетность по имуществу сдается в налоговую по месту нахождения имущества. Штраф для компаний, которые не уведомили налоговую о недвижимости, составляет 20% от неуплаченного налога на имущество.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды. Первые 30 дней работы в сервисе бесплатны для всех.

Налог на имущество для бюджетных учреждений

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н, на что указывает как статья 32 Закона N 7-ФЗ.

Как известно, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем средств (Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538);
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на имущество в учреждениях госсектора: какое имущество освобождается от налога?

Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н. В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников. К ним относятся учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, производители фармацевтики и иные организации. Все они признаны налогоплательщиками, но в то же время некоторые объекты их имущества не облагаются налогом. Более подробно с этим можно ознакомиться в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости. Следовательно, движимое имущество, полученное от учредителя, освобождается от налога.

Чтобы выяснить, какое имущество освобождается от налога на имущество, всегда изучайте льготные возможности организации, а также определяйте характер основных средств учреждения.

Статья подготовлена